Программа творческого объединения " Удивительный фетр"
Оценка 5

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
12.07.2019
Программа творческого объединения " Удивительный фетр"
Программа творческого объединения " Удивительный фетр" рассчитана на детей 7-12 лет на один год обучения 34 часа. Творческое объединение работает на базе МКОУ дополнительное образование детей. Включает в себя следующие разделы : что такое фетр и его разновидности; изготовление закладок из фетра; изготовление боши и брелка из фетра.
программа.docx
Программа творческого объединения  «Удивительный фетр». в творческом объединении « Мастерица» проходившего стажировку в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Болотнинского района Новосибирской области Таганаевской средней общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза А.В. Сарыгина По предмету «ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ» Разработал: _Сурдина Юлия Станиславовна  ФИО слушатель курсов профессиональной переподготовки   «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»                                                                        Проверил: Глушек Светлана Сергеевна ФИО руководителя практики Таганай,2019 Пояснительная записка Данная программа ориентирована на духовно­нравственное направление развития личности.  «Удивительный фетр» Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Количество обучающихся в группе от 5 человек, но не более 15,  поскольку специфика кружковой деятельности включает в себя строжайшее соблюдение правил техники безопасности и санитарно­ гигиенических норм. Срок реализации программы 1 год. Работа в объединении по программе рассчитана на 34 часа.     Нормативно­правовая основа: Закон Российской Федерации «Об образовании»;   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);  Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;  Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;  Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13­51­28/13 «О повышении воспитательного потенциала  общеобразовательного процесса в ОУ;  Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования  России от 11.02.2000 г. № 101/28­16);  САНПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях»;  Проект перспективного развития образовательного учреждения;  Модель внеурочной деятельности обучающихся начальной школы;  Положения  о спортивно­оздоровительном, библиотечно­информационном и культурно­ досуговом центрах  образовательного  учреждения;  Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе,  социального педагога;  классного руководителя;  педагога  дополнительного образования; Актуальность Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет  способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятия кружка имеет большое воспитательное  значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Школьники коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально­волевой сферы. Занятия по  программе кружка «Удивительный фетр» позволяют эти недостатки в какой­то мере исправлять. Работа по изготовлению изделий из фетра развивает у детей наглядно­образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук,  развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно­прикладного  искусства. Неотъемлемой частью коррекционно­воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей  детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки ­ важный момент в работе педагога, так как развитие руки находится в  тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию  умелости рук. Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану,  соблюдая последовательность выполнения работы. Техника изготовления поделок фетра требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою  очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность,  точность. Программа кружка «Удивительный фетр» позволяет развивать творческие способности ­ процесс, который пронизывает все этапы  развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,  уверенность в себе. Цели и задачи Цель – познакомить детей с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с фетром и аксессуарами; раскрыть  потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать;  создать своими руками игрушки. В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом: Обучающие: ­ научить основам цветоведения; ­ научить приемам безопасной работы; ­ научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек; ­ научить практическим навыкам работы с фетром; ­ научить творчески использовать полученные умения и практические навыки. Воспитательно­развивающие: ­ развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; ­ приобщение к народным традициям; ­ воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество; ­ воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу руководителя  кружка входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован  полностью. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил и овладение материалами и  инструментами декоративно – прикладной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные  задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в  творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие  задачи: умение осознанно использовать образно­выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к  творческой самореализации. Новизна программы внеурочной деятельности — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию,  призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.  Во внеурочной деятельности создаётся  своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных  на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образованиякак механизма  обеспечения полноты и цельности образования. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:     занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия. во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие творческие способности. Использование этих развивающих игр сделает работу в мастерской интересной и увлекательной.   все встречи основаны на обязательной мотивировке творческой деятельности детей и созидательном труде. в процессе такого свободного творчества и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных  ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально­нравственные ценности и культурные традиции. В  программе для изучения включены следующие блоки: работа с бумагой  ;  работа с различными тканями;  работа с природными  материалами; основы работы с атласными лентами ; художественная обработка тканей. Интегрированный характер содержания внеурочной деятельности предполагает построение процесса на основе  использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией  при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов,  устройства и принципа работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении  технологий традиционных промыслов. В основу рабочей программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:   непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе  внеурочной деятельности;  единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования. Особенности организации внеурочных занятий в том, что по ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной  литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства.    Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, юных мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно­эстетического  профиля. Программе присущи практико ­  ориентированная и профориентационная  направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная  технология – проект. Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических  приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих  работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно  с изготовлением изделия будет проходить на занятии. Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные формы организации занятий и методы  обучения:  объяснительно­иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы  репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля,  познавательная игра, проблемно­поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению музея и выставок декоративно­ прикладного творчества, участие в выставках­конкурсах, научно­практической конференции, выполнение коллективных и индивидуальных  проектов. Общим итогом занятий является отчетная выставка работ. Принципы, лежащие в основе программы: ­ доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); ­ наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). ­ научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); ­ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных  творческих работ). Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания  программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.  Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее  подготовленным, можно предложить работу проще. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся  руководитель кружка может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Формы и методы занятий При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы: воспитывающего характера труда; научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.) связи теории с практикой ; систематичности и последовательности; учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности; доступности и посильности; сознательности и активности; наглядности; прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов). В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков: политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические; общетрудовые: организаторские, конструкторские; специальные: обработка фетра, использование этого материала для создания игрушек. Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, выставка, экскурсия, творческая мастерская.            Основной вид занятий ­ практический. Используются следующие методы обучения: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или  эвристический, исследовательский. Педагогические приёмы: формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия); организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование); стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.); сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования; свободного выбора.      Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно­ деятельностного подхода в начальном  обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно­эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его  возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую  картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.  Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и  более масштабные – развивают интеллектуально­творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой  индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему  как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными  материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности,  создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.  Важное направление в содержании программы «Удивительный фетр» уделяется духовно­нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:  патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций;     трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям своего и других народов; уважительного отношения к  труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления  результатов своего труда и др.);   ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с  художественно­ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов  рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);   ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных,  бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.); ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости  применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).  Наряду с реализацией концепции духовно­нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний,  трудовых умений и навыков программа «Удивительный фетр» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:  ­ интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;  ­ формирование информационной грамотности современного школьника;  ­ развитие коммуникативной компетентности;  ­ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации;  ­использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем  решения учебных и практических задач;  ­ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления  аналогий и причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Основные содержательные линии  программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие  определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль,  значение и применение материала в окружающей жизни.  Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия  художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с  такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых  размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Системно­деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого  учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Удивительный фетр» предусматривает  большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника  реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе  задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно­эстетической, познавательной деятельности каждого  учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами  деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего  потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации  производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на  активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как  важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды  коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих  работ, коллективные игры и праздники.  Социализирующую функцию учебно­методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий  на жизненные потребности детей.  У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное  внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без  особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы,  активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом  рутинной работы.  Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода  информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение  поделки.  Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.  На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из  каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других  материалах. Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное  повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку  допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.  Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует  организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом  существенные и несущественные признаки для данной работы. Ожидаемые результаты обучения Работа кружка «Удивительный фетр» имеет большое воспитательное значение для развития у воспитанников художественного вкуса,  интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности  обучающихся. В конце года обучающиеся должны: ­ выполнять выкройки по схемам; ­ выполнять простейшие швы; ­ владеть приемами работы с фетром и аксессуарами; ­ выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно; ­ уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе; ­ совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки. Основная часть Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат  образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего  образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом  общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними  новые, еще неизвестные задачи, то результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме,  инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из  значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой  формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем  урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет  воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно­нравственного воспитания,  социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку  предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствии со своей шкалой  ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других  субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально­культурных ценностей общества через  включение в общественно­полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во  внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной  активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия  осуществления этого процесса. Во­вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и  формальной. В­третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка. В учебном плане основного общего образования отмечено, что формы организации учебно­воспитательного процесса, чередование учебной и  внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. При  организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений  дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО заключается в отсутствии Модели для небольших удаленных школ. А ведь практика работы именно таких образовательных  учреждений показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед небольшими  школами, так как  большую часть мероприятий им приходится брать на себя из­за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа по сути является  единственным культурным центром  поселения. Таким образом, актуальность данной Программы обусловливается: мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности; необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их  родителей (законных представителей); спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие; необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях удаленности  монопоселения и  ограничения ряда ресурсов, в том числе, транспортного, социально­культурного, спортивно­оздоровительного. Идея программы: Создание Программы по организации внеурочной деятельности обучающихся школы в условиях реализации ФГОС НОО; Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой  обществом системы ценностей; Создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время Возможность трансформирования данной Программы в общественную жизнь поселка, в учебно­воспитательный процесс общеобразовательных  учреждений. Объект: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в   школе, расположенной в удаленном  монопоселении ,направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе  социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Предмет: педагогические условия реализации. Программы по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального  государственного образовательного стандарта в школе, расположенной в удаленном  монопоселении, направленной на достижение  обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Программа призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся  раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой  обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой,  познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в  своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно­воспитательного  процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как  деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в  самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту  сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого  обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако  наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность,  используются по желанию обучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на  реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков,  секций, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и  научных исследований, защиты проектов и т.д. Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников,  благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как нравственные, организаторские, творческие, музыкальные и др., что играет немаловажную роль в духовном развитии  младших школьников. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного  образования. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся. Школа организует  работу  по трём уровням достижения результатов внеучебной деятельности школьников: 1­й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2­й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3­й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение обучающимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного общественного действий. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Удивительный фетр»  Личностные универсальные учебные действия  У обучающегося будут сформированы:  o широкая мотивационная основа художественно­творческой деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние  мотивы;  o интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;  o устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;  o адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;  Обучающийся получит возможность для формирования:  o внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в  социальной жизни;  o выраженной познавательной мотивации;  o устойчивого интереса к новым способам познания;  o адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;  Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  o принимать и сохранять учебно­творческую задачу;  o учитывать выделенные в пособиях этапы работы;  o планировать свои действия;  o осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  o адекватно воспринимать оценку учителя;  o различать способ и результат действия;  o вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;  o выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.  Обучающийся получит возможность научиться:  o проявлять познавательную инициативу;  o самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;  o преобразовывать практическую задачу в познавательную;  o самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.  Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут:  o допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;  o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;  o формулировать собственное мнение и позицию;  o договариваться, приходить к общему решению;  o соблюдать корректность в высказываниях;  o задавать вопросы по существу;  o использовать речь для регуляции своего действия;  o контролировать действия партнера;  Обучающийся получит возможность научиться:  o учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  o с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения  действия; o владеть монологической и диалогической формой речи.  o осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  Познавательные универсальные учебные действия  Обучающийся научится:  o осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно­творческой задачи с использованием учебной и дополнительной  литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;  o использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; o высказываться в устной и письменной форме;  o анализировать объекты, выделять главное;  o осуществлять синтез (целое из частей);  o проводить сравнение, классификацию по разным критериям;  o устанавливать причинно­следственные связи;  o строить рассуждения об объекте; o обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);  o подводить под понятие;  o устанавливать аналогии;  o Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы Обучающийся получит возможность научиться:  o осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети  Интернет;  o осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  o использованию методов и приёмов художественно­творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.  В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:   Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление,  конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;  Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для  прикладного творчества;      Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;   Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;  Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;  Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;   Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;  Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать   помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;       Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;  Достичь оптимального для каждого уровня развития;  Сформировать систему универсальных учебных действий;   Сформировать навыки работы с информацией. Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса  должны знать:         декоративного искусства;  о месте и роли декоративно­ прикладного искусства в жизни человека; о видах декоративно­ прикладного искусства; о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;  начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;  сведения о свойствах различных тканей, видах красителей,  технике свободной росписи тканей;  народные традиции в изготовлении игрушек;  начальные сведения о флористике; начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного   безопасные приёмы работы с  необходимыми инструментами и приспособлениями; правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов. работать нужными инструментами и приспособлениями; последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);  изготавливать мягкие игрушки; сувениры из природных материалов, бумаги (техника скрапбукинг); изготавливать декоративные изделия из ракушек для оформления интерьера;  изготавливать  мягкие игрушки из различных тканей; несложные декоративные изделия из кожи (ремни, броши, различные миниатюрные сувениры); пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироваться    уметь:         Контроль знаний определяется следующими формами:             Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках  данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально  составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения и развития определённого вида  бумажного искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате. устный опрос один вопрос ­ четыре ответа, выбрать нужный поставить в соответствие термины и их содержание вставить пропущенное ключевое слово опрос "по цепочке" обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление повторение последней фразы и оценка ее корректности продолжение ответа, прерванного в произвольном месте контрольная работа маршрутная карта кроссворды тесты Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках  декоративно­прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках­продажах.  Критериями успешности является результативность участия в городских, областных тематических конкурсах.   Ресурсы  программы Кадровое обеспечение  Рабочая группа Функции Административно­координационная Консультативно­методическая Педагоги школы Привлеченные специалисты школы Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в  апробации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о  результатах апробации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит  коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности,  проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании  результатов апробации. Обеспечивает предоставление всех необходимых для апробации содержательных  материалов, изучение всеми участниками апробации документов ФГОС второго  поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках  инструктивно­методической работы на опережение, распространение опыта участников  на районном уровне, оказание  консультативной и методич еской помощи учителям,  апробирующим ФГОС второго поколения. Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и  воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте  нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность  обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями) Организация внеурочной деятельности по направлениям: Гражданско­патриотическое Научно­познавательное Проектное Спортивно­оздоровительное Художественно­эстетическое Социальное Материально­техническое обеспечение Для реализации проекта «Удивительный фетр» по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального  государственного образовательного стандарта в МКОУ СОШ  и апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в  школе имеются необходимые условия. МКОУ СОШ  располагается в типовом одноэтажном учебно­административном здании,  соответствующем строительным и санитарно­гигиеническим нормам и правилам. Начальная школа располагается в основном здании школы, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, открыта  группа продленного дня. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников,  специализированными кабинетами,  библиотекой, мультимедийной  и компьютерной техникой. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. В кабинете информатики  имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран.   Научно­методическое обеспечение  Нормативно­правовая база: Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; Закон об образовании; Концепция модернизации Российского образования до 2020 г; Проект современной модели образования; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации  на период до 2025 года; Нормативно­правовая база школы: Устав МКОУ СОШ ; Локальные акты школы по введению ФГОС НОО второго поколения; Основная образовательная программа общего образования МКОУ СОШ ; Должностные инструкции; Программы воспитательной работы по направлениям Семинары по введению ФГОС НОО: «Разработка основной образовательной программы НОО», «Разработка рабочих программ по  предметам федерального компонента в начальной школе», «Разработка программ духовно­нравственного развития, воспитания  обучающихся на ступени НОО и культуры здорового и безопасного образа жизни», «Развитие проектного мышления: условия и средства», «Роль социально­психологических тренингов в процессе подготовки учителей к восприятию и внедрению новых технологий обучения и  воспитания», ««Инновационный опыт здоровье сберегающих технологий» семинары с педагогическим коллективом (обмен опытом) по отдельному плану. Учебно­тематическое планирование с указанием основных видов деятельности. № Наименование темы Кол­ во часов 1. 1 1. 2 ТБ при работе Материаловедение Основные ручные  швы Способы  закрепления нити 1 2 Основные виды деятельности Практическая работа: 1. Основные приемы работы с фетром Рассказ о работе кружка, плане проведения  занятий и их тематике. Правила при работе с ножницами,  иголками, булавками, клеем. История возникновения фетра. Основы безопасного труда на занятиях.  Инструменты и приспособления. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой»,  «петельный», «стебельчатый», «потайной». Выполнение швов на фетре. Закрепление нити несколькими  способами. 2. Основные цвета 2 Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.  Выполнение аппликации – цветовой круг  2. Цветоведение 1 3. 1 3. 2 4. 1 4. 2 Сочетание цветов Возможности цвета в композиции. из фетра. Выбор  простейшего  изделия для  формирования  навыка и умений  фетрового  шитья(аксессуар  для телефона,  пенал, игольница) Тема: Украшения  из фетра (брошь,  серьги, колье,  заколки,  ободки+молнии) Веселые клоуны Зайчик 3. Простейшие из чудес. 3 Разработка выкроек по данным Разработка технологической карты 2 Расчет затрат на изделие Разработка технологической карты 2 2 4. Фетровые игрушки Беседа о декоративных лоскутных изделиях  в быту. Разработка мозаики костюма клоунов.  Выполнение выкроек­лекал, подбор фетра,  практическое выполнение модели,  оформление Беседа об объемных игрушках. Краткие  сведения о материаловедении.  Отличительные особенности объемной  Раскрой фетра, пошив и набивка деталей,  соединение их с туловищем, оформление 4. 3 4. 4 4. 5 4. 6 4. 7 4. 8 4. 9 3. 1 5. 1 Собачка Котенок Львенок Медвежонок Совушка Цыплёнок Пингвин Цветок Изготовление  аксессуаров из  фетра (сумки,  2 2 2 2 2 2 2 2 3 игрушки. игрушки. 5. Уникальный фетр в повседневности Разработка технологической карты и  последовательности кошельки) Выставка 6. 1 Итого 1 34 Расчет затрат на изделие 6. Выставка работ Подготовка и проведение выставки готовых  работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года. Методические рекомендации. Выполнение графических работ. Качество выполнения игрушек из фетра в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек­лекал каждой модели. Для  занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для  одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки­лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих. Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом  употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо  получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные  свойства фетра, соблюдать правила раскроя. При раскрое выкройки­лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом  или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого  парные лекала при раскрое располагают симметрично. В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии  обмеловки. Детали игрушек из фетра, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы. Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных  моделей. Игрушки из фетра сшивают вручную. Детали игрушек из фетра сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным  швом катушечными нитками или нитками мулине. Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя  вначале концы деталей, помогая при этом каким­либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы  не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь. Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок. На прилавках  магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек, выполненных из фетра, могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги. Техника безопасности труда. На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила  безопасности труда. При работе ножницами, иголками, булавками: ­ Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. ­ Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. ­ Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища. ­ Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. ­ Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины. ­ Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца. ­ При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец. ­ Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную  подушечку. ­ Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы. ­ Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой. ­ Сломанную иглу следует отдать руководителю. Список литературы Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек­сувениров.М.: Просвещение, 1990. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001. 7. Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // ­ М.: Изд. Эксмо­2004­160с 8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. ­ СПб.: Питер, 2000. ­ 458 с. 9. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. ­ М.: Просвещение, 1993. ­ 58 с. 10. Еременко Т.И. Иголка волшебница. ­ М.: Просвещение, 1987. ­ 114 с. 11. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. ­ М.: Просвещение, 1978. ­ 82 с. 12. Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки "Солнечный лучик". ­ М.: НОТА, 2002. ­ 18 с. 13. Е. Твердохлеб //Мягкая игрушка своими руками» //Харьков­ 2005.­160с. 14. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. ­ М.: НОТА, 1999. ­ 176 с. 15. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно­прикладного искусства // Преподавание  технологии. ­ М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004. 16. Хворостов А.С. Декоративно­прикладное искусство в школе. ­ М.: Просвещение, 1981. ­ 166 с.

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"

Программа творческого объединения " Удивительный фетр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2019