Программа "Твоя профессиональная карьера"
Оценка 4.7

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология
9 кл
07.06.2018
Программа "Твоя профессиональная карьера"
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений технология « Твоя профессиональная карьера». Программа поможет разобраться ученикам в разнообразии профессий.программа познакомит с выбором будущей профессий.поможет соотнести свои индивидуальные требования с требованиями выбранной профессии.программа рассчитана для обучающихся 8-9 классов. Занятия ведутся п рамках области "Технологии"программа рассчитана для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ
Рабочая программа Твоя профессионалтная карьера.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9» СОГЛАСОВАНО  заместитель директора _____ /А.Н. Зубкова/ «28»  августа  2016год. УТВЕРЖДАЮ  Директор _____ /И.Н. Василенко/  Приказ № 251 «29»  августа  2016год. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Твоя профессиональная карьера» 9 класс Разработчик: Карандина Елена  Ивановна учитель технологии  первой  квалификационной   категории Благодарный,  2016 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        Рабочая программа  составлена на основе программы общеобразовательных  учреждений технология « Твоя профессиональная карьера».   Программа курса  «Твоя профессиональная карьера»: В.П. Бондарева, М.С. Гуткина, Т.М.  Занковская.  Программа профессиональных проб : Л.Н.Абакумова, Л.А.  Дмитриев, Е.Д. Волохова, М.С.Гуткин. издательство «Просвещение».       Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение  состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются  функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг,  индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между  обществом и личностью.       Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый  курс «Твоя профессиональная карьера». От курса «Основы производства. Выбор профессии» он отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX  классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями,  которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной  профессиональной деятельности. Актуальность.  Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем   обществе   и   образовании.     О   множестве   новых   профессий   школьники практически   не   имеют   информации,   да   и   традиционные   профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное,   социальное   и   психическое   становление   человека,   поэтому работа   по   профориентационной   зрелости   не   должна   носить   случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе. Занятия ведутся в рамках   предмета   «Технология»   модуль     «Психолого­педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», в этих рамках уделяется большое внимание развитию коммуникативной рефлексивной, презентационной компетенции,  умениям и навыкам работы в сотрудничестве. Новизна.  Концепция модернизации общего образования предполагает создание  портфолио, один из разделов которого посвящен профессиональному  самопознанию. Предполагается, что по окончании занятий курса «Твоя  профессиональная карьера» этот раздел учащимися будет заполнен на основе  познания своих качеств, профессиональных предпочтений, способностей они  смогут сделать выбор профиля дальнейшего обучения. 2 Авторская разработка составлена на основе программы Г. В. Резапкиной «Я и  моя профессия» с дополнением из программы «Твоя профессиональная  карьера» под редакцией С. Н. Чистякова и «Программы занятий по  профессиональной ориентации» А. П. Чернявской. Методологические положения.  Основные идеи авторской разработки базируются на теории Франкла Парсона о  трех факторах профессионального самоопределения: 1. индивидуальных способностях, особенностях, возможностях, умениях и  интересах человека; 2. особенностях профессии, требованиях, предъявляемых к человеку; 3. правильном соотнесении первых двух факторов. И на теории индивидуального стиля деятельности российского психолога Е. А.  Климова.  Есть два способа выбрать профессию: 1 – методом проб и ошибок. На это может уйти большая часть жизни. 2 – изучить свои способности, склонности, особенности мышления, внимания,  памяти, свойства нервной системы. Затем ознакомиться с миром профессий и  соотнести требования профессии к человеку со своими особенностями. Это  осмысленный выбор и точный.          На наших занятиях я  предлагаю  выбрать профессию вторым способом.  Содержание занятий предполагает побудить девятиклассников к активному  самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и  возможностей, а также помогает им сориентироваться в планах на будущее. Считаю набор методик, используемый в рамках программы, оптимальным для задач   отбора   в   профильные   классы   благодаря   экономичности, информированности, надежности.  Примерный перечень формируемых знаний и умений Учащиеся должны знать:  значение профессионального самоопределения, требования к составлению  личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о  профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и  психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о  темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально­волевой сфере,  интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого  потенциала человека, карьеры. Учащиеся должны иметь представления:  о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных  формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в  условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь:  3 соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной  профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;  использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим  признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и  методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях полу­ чения профессионального образования.            Сроки реализации программы:  2016­2017 учебный год. Структура программы:  1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса;  3. Место учебного предмета, курса в учебном плане; 4.  Содержание учебного предмета (курса);  5. Календарно­тематическое планирование;  6. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  образовательного процесса;  Планируемые результаты изучения предмета. 7. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА           Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей —  теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“»,  мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные  пробы по всем сферам профессиональной деятельности.        В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса  психологических методик, направленных, во­первых, на изучение и анализ  индивидуальных психологических качеств учащихся, а во­вторых, на  обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются  диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем  темам курса проводятся практические работы. В процессе преподавания курса  могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы  обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс­ конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино­ и  видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями  отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение  профориентационных кроссвордов и др.       Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и  проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными  упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим  материалом.       Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся  соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к  человеку определенной профессии, намечают планы реализации  профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса  профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить  4 полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт  работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь  дальнейшего профессионального обучения. Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся.  Профессиональная проба — это завершенный вид учебно­трудовой,  познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную  направленность.       Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление  учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием,  характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей  народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений,  навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной  деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном  самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к  конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к  самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.       Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением  теоретической части курса. В соответствии с календарно­тематическим планом  в IX классах предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек — человек», «человек —  техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек —  художественный образ».  Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый —  подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части.  Второй — практический, включающий задания по трем направлениям —  технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть  подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных  сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной  деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально  важных качеств личности.       Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного  этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов,  оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме  инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях,  психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для  овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных  работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.       Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в  конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к  исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся,  проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности,  склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся  5 с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.       Алгоритм пробы задан таким образом, что учащиеся в соответствии с  самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно избирают степень  сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и  требованиями к ней.       Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе  определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении  профессиональных проб в урочное и внеурочное время.  Профессиональные  пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: серия  последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания  исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).       Содержание профессиональных групп зависит от материально­технического  оснащения (УПК, УПЦ, производственного окружения, региональных и  национальных особенностей и др.). Поэтому при необходимости учитель может  вносить в программу свои уточнения, изменения. Так, могут видоизменяться  формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание,  последовательность и время целевого обучения учащихся.       Для развития у школьников познавательных интересов, расширения  профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная  внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка  рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных  творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В  процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер  производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу,  оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных  профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с  беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию  знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их  профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.           Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе  оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует  оценивать по показателям форсированности у школьников способности к  выбору профессии.        К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать психологов,  социологов, экономистов. Цели курса:       ­ актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе  профессиональных проб;      ­  развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в  современных социально­экономических условиях. 6 Задачи курса:       ­ повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет  вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ  самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;       ­ сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей  индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя  в будущей профессии;       ­ ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми  формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции  кадров;       ­ обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с  требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в  систему специально организованных профессиональных проб.        III. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ           На изучение учебного  курса «Твоя профессиональная карьера» в 9 классе в   соответствии   с   учебным   планом   основного   общего   образования   в   МКОУ «СОШ №9»  на 2016/2017 учебный год отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).                                                УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название раздела (блока) Количест во часов Теория Практические работы 1 2 Вводное занятие Внутренний мир человека и  возможности его познания. 3 Многообразие мира  профессий. 4 Представление о себе и  проблема выбора профессии. 5 Секреты выбора профессии  («хочу» ­ «могу» ­ «надо»). 6 Склонности и интересы в  7 профессиональном выборе  («хочу»). Возможности личности в  профессиональной  деятельности («могу»). 8 Социальные проблемы труда  1 2 1 2 2 2 2 3 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 7 («надо»). 9 Социально­психологический  портрет современного  профессионала. 10 Анализ профессий. 11 Здоровье и выбор профессии. 12 Свойства нервной системы в  профессиональной  деятельности.  13 Темперамент в  профессиональном  становлении личности. 14 Ведущие отношения личности  и типы профессий. 15 Эмоциональное состояние  личности. 16 Волевые качества личности. 17 Интеллектуальные  способности и успешность  профессионального труда. 18 Неисчерпаемость человеческих ресурсов. 19 Человек в новых социально­ экономических условиях. 20 Человек среди людей. 21 Современный рынок труда и  его требования к  профессионалу. 22 Пути получения профессии. 23 Моя профессиональная  карьера. 24 Оценка способности  школьников к выбору  профессии. 25 Индивидуальный  профессиональный план. Итоговый тест. 26 Профконсультациионные  2 2 1 2 2 2 2 1 9 2 3 4 3 1 4 4 2 6 1 2 1 1 1 1 1 1 7 1 2 4 2 1 3 3 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 6 8 услуги. 27 Итоговый тест по пройденному материалу ИТОГО: 1 68 41 1 27 IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА. Содержание программы 9 класс  (68 часов ) 1. Вводное занятие —1ч. (Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора    профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя   профессиональная карьера».) 2. Внутренний мир человека и возможности его познания — 2 ч. 1. Понятие личности.  (Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных    особенностей.   Общее   представление   о   психологии   как   науке,   изучающей внутренний   качеств      психологический мир человека.) 2. Практическая работа №1  «Составление «дерева» психологических личности». 3.Многообразие мира профессий — 1ч. (Труд в жизни человека и общества. Разнообразие   профессий.   Развитие   личности   и   профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и  самоутверждения   личности.)       4. Представление о себе и проблема выбора профессии — 2 ч.         1. Представление о себе и проблема выбора профессии.        («Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе,        оценка себя, умение управлять собой). 2.Практическая работа№2 «Составление словаря профессий». 5. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 2 ч. 1. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»).  («Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие 9 возможности   (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка  труда в  кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о  профессии,  специальности,   должности.) 2. Практическая работа№3 «Личный профессиональный план». 6. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») —2 ч. 1.   Потребности   и   мотивы   как   условие   активности   личности.   Виды мотивов.  Развивающие (Индивидуальные   интересы.  Профессиональные   намерения. процедуры.   Актуализация   профессиональных    интересов путем  группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.)  2.   Практическая   работа   №4   «Диагностические   процедуры.   Карта интересов;   опросник  профессиональной готовности».  7.Возможности личности в профессиональной деятельности(«могу») — 2 ч. 1. Возможности личности в профессиональной деятельности(«могу»). (Понятие   профпригодности.   Профессионально   важные   качества.   Активная роль   личности при выборе профессии.) 2. Практическая работа №5 «Знакомство с описаниями профессий». 8.Социальные проблемы труда («надо») — 3ч. 1. Разделение труда.  Содержание и характер труда.   (Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения  труда   на     предприятии.   Социальные  перемещения.   Содержание   и   характер трудовых  функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.) 2. Процесс и условия труда. (Современные требования к труду. Предметы и средства труда.  Условия труда.)  3. Практическая работа №6 «Труд в современном обществе».  9.Социально­психологический портрет современного профессионала — 2 ч. 1. Социально­психологический портрет современного профессионала.      (Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально­       профессиональная   мобильность. Психология принятия решений.)       2. Практикум №7  ­ Деловая игра «Мэрия».  10. Анализ профессий —2 ч.        1. Основные признаки профессиональной деятельности.       (Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций.   10 Коллективность  процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.  Формула         профессии. Понятие о   профессиограмме.)         2. Классификация профессий.       (Способы классификации профессий. Профессия типа «человек­человек»,   «человек­         Знаковая сила», «человек – художественный образ»,  «человек­техника»,   «человек­          природа».) 11.Здоровье и выбор профессии —1ч. (Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные    Типы   профессий   по   медицинским производственные   факторы». противопоказаниям.  Укрепление   здоровья  в   соответствии   с   требованиями   профессии. Работоспособность.  Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.) 12.Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 2 ч. 1. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. (Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность,  уравновешенность).  Ограничения   при   выборе   некоторых   профессий, обусловленные  свойствами   нервной   системы.     Возможность   компенсации  свойств   нервной системы за  счет выработки индивидуального стиля деятельности.)  2. Практикум №8 ­ Диагностические процедуры. Теппинг­тест; проба Лан­чиса.  13.Темперамент в профессиональном становлении личности — 2 ч. 1. Темперамент в профессиональном становлении личности. (Общее   представление   о   темпераменте.   Психологическая   характеристика основных  Типов   темперамента,   особенности   их   проявления   в   учебной   и профессиональной  деятельности.  Психологические   состояния   (монотонность,   утомление,   пси­ хическая  направленность в  ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.) 2. Практическая работа № 9. «Анализ особенностей поведения людей, имеющих  разные   типы темперамента, в конкретных ситуациях».  Ведущие отношения личности и типы профессий — 2 ч.       14.       1.  Ведущие отношения личности и типы профессий.      (Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы,  профессией). 11 Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к  самому себе.          Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному  миру.) 2. Практикум  № 10­ Деловая игра «Модель идеального города». 15.Эмоциональные состояния личности — 2 ч. 1.  Эмоциональные состояния личности. (Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы    эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые  состояния). 2.   Практическая   работа   №11.   «  Самонаблюдение   за   динамикой   на­ строения». 16. Волевые качества личности — 1ч. (Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного  и зависимого. Условия  развития  воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.) 17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 9 ч. 1. Способность к запоминанию. (Общее представление о памяти. Основные процессы памяти  (запоминание, сохранение,   забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах  профессиональной деятельности. Условия развития памяти.) 2. Способность быть внимательным. (Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение,   избирательность).   Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.) 3. Способность оперировать пространственными представлениями. (Роль   образов   в   процессе   переработки   информации.   Значение  способности строить в уме   пространственные   представления   и  оперировать   ими   для   решения определенных   профессиональных задач.) 4. Способность устанавливать связи и закономерности между  понятиями. (Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.) 5. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности. (Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной  12 деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий,  возможности  их преодоления.  Способность к ломке шаблонных связей как условие  оригинальности  интеллектуальной деятельности.) 6. Индивидуальные стили кодирования информации . (Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной,  образной и   чувственно­сенсорной. Роль образного и чувственно­сенсорного опыта в  стимулировании творческой профессиональной активности.) 7. Индивидуальные стили переработки информации.  (Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания  происходящего.)   8. Практикум №12 –диагностические процедуры методики  «Свободная  сортировка»,  «Включение фигуры»   9. Практикум №13 –диагностические процедуры методики  «Свободная    сортировка»,  «Включение фигуры». 18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 2 ч. 1. Неисчерпаемость человеческих ресурсов. (Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы  компенсации.  Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при  устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства  самовоспитания.) 2. Практическая работа №14. «Составление индивидуальной программ     самовоспитания».     19. Человек в новых социально­экономических условиях — 3ч. 1. Структурная перестройка экономики.  (Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры.  Сфера услуг.   Конверсия.) Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.) 2. Экологические проблемы и их решение.  (Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление.  Разгосударствление  экономики.   Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск.  Маркетинг.  Менеджмент.  Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.) 3. Практикум №15 ­ Сюжетно­ролевая игра «Пресс­конференция».  20.Человек среди людей — 4 ч. 1.Личность и межличностные отношения в группах. 13 (Лидерство. Совместная деятельность в   трудовом коллективе. Психологичес­ кая  совместимость людей. Принятие групповых  решений.) 2.Виды общения.  Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.  3.Диагностические процедуры. (Опросники «Потребность в общении», «Диагностика  межличностных  отношений»,  «Эмпатия».)  4.Развивающие процедуры. (Элементы социально­психологического тренинга (умение вести   диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай  человека».) 21.Современный рынок труда и его требования к профессионалу —3 ч. 1.Разнообразные виды предприятий и форм собственности.  (Акционерные общества,  концерны, хозяйственные ассоциации,  объединения.  Кооперация, аренда, индивидуальная  трудовая деятельность. Новый тип  организации людей производственной деятельности в условиях рыночной  экономики.    Самоокупаемость. Самофинансирование.)         2.Рынок, его функции, структура.         (Спрос и предложение, методы их регулирования.  Внутренний и внешний  рынок.         Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной   инфра­ структуры.          Развитие  предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о    рабочей силе             (спрос и предложение).  Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.  Занятость          населения.  Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с  НТП.) 3.   Практическая   работа   №16  «Определение   изменений   состава профессий на  одном из  предприятий за последние пять лет».  22. Пути получения профессии — 1ч . (Система профессионально­технического образования. Типы  профессиональных училищ,   условия  приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.  Средние  специальные учебные  заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы  высших  14 учебных заведений, условия  приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста.) 23. Моя профессиональная карьера — 4 ч. 1. Понятие о профессиональной карьере.  (Критерии профессиональной компетентности.) 2. Индивидуальный профессиональный план .       3.Профессиональное прогнозирование и профессиональное  самоопределение.          4. Практическая работа №17. «Анализ личного профессионального плана». (1ч.) 24. Оценка способности школьников к выбору профессии — 4ч. 1. Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. 2. Оценка способности к самоанализу. (Анализу профессии, самореализации в различных видах  профессиональной  деятельно сти профессиональных пробах.) 3. Показатель соответствия выбранной профессии склонностям  учащегося.      4. Практическая работа №18. «Определение способности школьников к выбору   профессии».  25. Индивидуальный профессиональный план – 1ч. 1. Практическая работа №19. «Составить свой индивидуальный   профессональный план».    26. Итоговый тест – 1ч. 27. Профконсультационные услуги —6 ч.  (Виды   профконсультации.   Возможность   получения   профессиональной   и медицинской     консультации.) 28. Итоговый тест по пройденному курсу – 1 час V. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ VI. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО (приложение) ПРОЦЕССА КОМПЛЕКТ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 15 Программа      Программа Курса «Технология. Твоя профессиональ ная  Карьера» Москва «Просвещение» 2006 г.  С.Н Чистякова Учебники   и учебные пособия для учащихся   Твоя профессиональ ная Карьера Москва « Просвещение» 2007. С.Н Чистякова Азбука профориентаци и ХХ1 века. Н.В.Кудряшова , И.А.Полякова, Л.В.Быкова; Рабочая тетрадь ученика. Дидактическо е обеспечение Методическо е обеспечение Контрольно­ измерительны е материалы   Твоя профессиона льная карьера Москва «Просвещени е»  2006  Рабочая тетрадь учителя. Твоя профессионал ьная   карьера Москва  « Просвещение» 2008  С.Н. Чистякова Азбука профориентац ии ХХ1 века. Н.В.Кудряшов а, И.А.Полякова, Л.В.Быкова; Сборник тестов «Твоя будущая профессия»  Н.В. Тутубалина Профориента ционная диагностика. Презентации для   занятий учебно­ методическог о комплекса. Профессиогра ммы для   учебно­ методическог о   комплекса «Азбука профориентац ии ХХ1 века» VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ         Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об   интересах,   мотивах   и   ценностях   профессионального   труда,   а   также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;   понятие   о   темпераменте,   ведущих   отношениях   личности, эмоционально­волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение карьеры.          Учащиеся должны иметь представления:  о смысле и значении труда в жизни   человека   и   общества;   о   современных   формах   и   методах   организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о труда.        Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями   конкретной   профессии;   составлять   личный   профессиональный предпринимательстве; творческого   потенциала рынке   человека,         о     16 план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной   и   трудовой   деятельности;   анализировать   профессиограммы, информацию   о   профессиях   по   общим   признакам   профессиональной деятельности,   а   также   о   современных   формах   и   методах   хозяйствования   в условиях   рынка;   пользоваться   сведениями   о   путях   получения профессионального образования.  Оценка   знаний.   Контроль   знаний   учащихся   неразрывно   связан   с Формы и средства контроля формой организации занятий и методами их проведения. Сформированность   знаний   по   содержанию   конкретных   понятий оценивается по пятибалльной системе. Диагностика и самооценка. В ходе занятий   учащимися ведется дневник профессиональной   карьеры,   который   является   органической   частью   курса, системообразующей   и   интегрирующей   другие   его   составляющие   — когнитивную,   эмоционально­оценочную   (самооценка   своих   возможностей выполнять   тот   или   иной   вид   деятельности,   отношение   к   различным   видам труда),   регуляторную   (выявление   и   формирование   профессионально   важных качеств). Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности   выбора   профессии   и   фиксирует   полученные   данные   в   дневнике выбора   профессии,   что,   в   свою   очередь,   позволяет   ему   наметить   программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры. С   целью   формирования   адекватной   самооценки   исследование   каждой психологической   характеристики   проводится   дважды   —   до   овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их. В   дневнике   содержится   перечень   заданий,   а   также   комплект диагностических   методик.   При   оценке   своих   личностных   качеств  (исходя   из опыта) в помощь учащемуся предлагаются рисунки и диаграммы. Результаты выполнения   специальных   методик   заносятся   школьником   в   соответствующие таблицы дневника. Все   предлагаемые   тестовые   методики   соответствуют   темам   курса,   и учащиеся,   заполнив   дневник,   получают   свой   психологический   портрет   с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально­волевой сфер. Дневник   хранится   у   школьника.   Работая   с   ним   на   уроке,   он   может обращаться к нему и в свободное время, с тем чтобы убедиться в правильности оценки   своих   индивидуальных   особенностей,   посоветоваться   с   родителями, внести   дополнения,   подвести   итоги   в   продвижении   к   своей   цели   —   выбору профессии. 17 В   целом   работа   с   ДПК   помогает   определить   характерные   признаки профессиональной   деятельности,   соотнести   их   со   своими   индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для обеспечения   собственной   социальной   защиты.   до   овладения   определенной методикой,   направленной   на   изучение   характеристики,   и   после   получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их. В течение года предусмотрено проведение 3 самостоятельных работ  и 1   Самостоятельная   работа   №2   итоговое тестирование: ­ Самостоятельная работа №1   (приложение 2.)«Образ «Я» и профессии»  ­   «Особенности профессионального труда» (разделение, характер,  содержание и условия труда) Самостоятельная работа №3 «Анализ профессий» (приложение №5) ­ Итоговое тестирование (приложение 10) (приложение   3.) . РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ.  .  ru   ...   tvoya  ­  profes      .  karera  .  testkontrol   1 www  2 www.prosv.ru 3 www.iu7­word.ru 4 www.ubo.ru/books/?cat 5 vashpsixolog.ru/areer­oriented­high... 6 proekt­pro.ru 7 moeobrazovanie.ru/proforientacija_s... 8   «Профориентация:   кем   стать?   »   –   www.ht.ru/prof   сайт   Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где можно найти массу полезной информации о профессиях и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форумах. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии.   Можно   познакомиться   с   рассказами   опытных   психологов­ консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки   совершают   молодые   люди.   Приводится   описание   большого количества   профессий,   которые   по   различным   рейтингам   являются наиболее   востребованными   на   современными   рынке   труда.   Посещение сайта будет полезно всем, кто выбирает главное дело своей жизни.  9 «Профориентация,   образование,   занятость   –   www.acareer.ru   ­   сайт,   на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления. 10 «Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru –   на   официальном   сайте   департамента   труда   и   занятости   населения Тюменской области, в разделе «Консультации специалистов – обучение». 18 Словарь   профессий, специалистов данных профессий на современном рынке труда.   составленный   с   учетом   востребованности 11 «Профессии»   ­   www.ucheba.ru/prof   –   раздел   сайта   «Учеба.   ру».   Здесь представлено   более   600   описаний   наиболее   востребованных   на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию. 12 E­xecutive.   ru:   справочник   профессий   –www.e­xecutive.ru/professions   – раздел   сайта   содержит   как   общие   описания   профессий,   так   и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности,   как   «Реклама   и   РR»,   «Клиентские   отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи». 13 "Открытый урок" ­ образовательный проект  ­ информация для учащихся и   молодых   специалистов:   выбор   профессии,   построение   карьеры   и   др. Каталог учреждений профобразования и предприятий Самарской области. Видеоконференции. 14 Сайт http://www.profvibor.ru/node/2 предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь. 15 Список   профессий   представлен   на   сайтах   http://www.postupil63.ru/     и http://vse­professii.ru/ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо­ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007. Твоя   профессиональная   карьера:   методика:   кн.   для   учителя   /   под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006. „ Технология:   твоя   профессиональная   карьера:   дидакт.   метариалы:   кн.   для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008. Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989. Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990. Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988. Климов   Е.А.   Психология   профессионального   самоопределения.    Ростов­на­ Дону, 1996. Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990. Кабаков   В.   С,   Порховник   Ю.   М.,   Зубов   И.   П.   Менеджмент:   проблемы, программа, решения. — Л., 1990. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. ­ М., 1986. Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990. Мир профессий: В 6 т. ­ М., 1985­1989. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990. 19 Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989. Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990. Чистякова   С.   Н.,  Захаров  Н.  Н.  Профессиональная   ориентация   школьников: организация и управление. — М., 1987. 20

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"

Программа "Твоя профессиональная карьера"
Скачать файл