Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)
Оценка 5

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Оценка 5
Образовательные программы +1
docx
физика
8 кл—9 кл
04.06.2019
Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)
В ходе изучения данного курса учащиеся получат навыки исследовательской деятельности, краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Познакомятся с методами исследования в физике и биологии. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Смогут объяснить отдельные процессы, происходящие в живых организмах, на основе физических законов, а также, установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформируют интерес не только к физике, но и биологии.
разработка.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 Красноармейского района Волгограда» Программа учебного курса по физике для обучающихся 9 классов Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» Выполнила: Акимова Марина Вячеславовна, учитель физики,  первая квалификационная категория Волгоград 2019 Содержание  1. Пояснительная записка………………………………………… …………    3 2. Учебно­тематический план……………………………………. …………   7 3. Содержание программы………………………………….......... ………….   7 4. Календарно­тематическое планирование……………………………….    9 5. Результаты апробации программы………………………………………     14 6. Список использованных источников………………................................     15 7. Приложения  Приложение 1  Занятие по теме «Жизнь человека в электрическом поле     Земли»………………………………………………………………………     17  Приложение 2  Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей  человека постоянному и переменному электрическому току»…………     26  Приложение 3  Лабораторная работа «Изучение свойств уха  человека»………………………...................................................................     29  Приложение 4  Лабораторная работа «Определение характеристических       параметров зрения человека»……………………………………………..    30  Приложение 5 презентация «Медицинская физика – специальность XXI  века»…...........................................................................................................    34  Приложение 6 презентация «Влияние электромагнитных волн на здоровье  человека»….......... ………………………………………………………….   43  Приложение 7 Требования к оформлению сладов мультимедийной  презентации…………………………………………………………………    52  Приложение 8 Критерии оценивания презентации проекта…………….    53 Пояснительная записка Учебный курс «Проектная деятельность по физике» рассчитан для учащихся   9 классов.      Одним из приоритетных направлений деятельности школьников в современном российском   образовании   является   исследовательская   и   проектная   деятельность   и формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода в обучении.            В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека.                 В   ходе   изучения   данного   курса   учащиеся   не   только   удовлетворят   свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся   с   методами   исследования   в   физике   и   биологии,   получат   краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с   измерительными   приборами,   выполнение   практических   работ   и   постановка эксперимента   пригодятся   в   дальнейшей   научно­технической   деятельности. Объяснение   отдельных   процессов,   происходящих   в   живых   организмах,   на   основе физических   законов   поможет   им   установить   причинно­следственные   связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.              Программа курса носит практико­ориентированный характер с элементами научно­исследовательской   деятельности.   Данный     учебный     курс   может   быть использован для преподавания в классах с физическим, химико­биологическим или медицинским профилями. При составлении программы использованы принципы:   доступности материала (от известного к неизвестному);  принцип связи теории с практикой;  принцип систематичности и последовательности материала (преемственности);  принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы;  принцип   научности   (учащиеся   включаются   в   процесс   самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.);  принцип   сознательности   и   активности   приобретения   знаний   опирается   на интерес учащихся к дополнительному материалу.   Актуальность программы обусловлена:  Возрастанием   необходимости   в   стимулировании   познавательного   интереса   к естественнонаучным дисциплинам  через выполнение учебного проекта.   В структуру программы входят три образовательных блока:  ­ теория,  ­ практика,  ­ проектная и исследовательская деятельность. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего ­34 часа. Основные цели курса: •  Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому   организму,  перспективное   развитие   науки   и  техники,  а  также   показать  в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные знания. • Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента. •  Развивать   познавательную   активность   и   самостоятельность,   стремление   к саморазвитию и самосовершенствованию. Задачи:   Образовательные: 1. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний. 2. Вооружение   учащихся   знаниями   и   практическими   умениями   в   процессе изучения, исследования, наблюдения за общими явлениями природы. 3. Знакомство   с   методами   исследования,   обучение   умению   выбирать   и использовать конкретные методы и методики; 4. Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования. Воспитательные: 1. Воспитание бережного отношения к природе; 2. Формирование   общественной   активности   личности,   гражданской   позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. Развивающие: 1. Развитие   личностных   качеств   ­   самостоятельности,   ответственности, активности, аккуратности и т.д. 2. Развитие   способности   аналитически   мыслить,   сравнивать,   обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу; 3. Развивать   наблюдательность,   усидчивость   характера,   интерес   к   познанию окружающего мира и проявлению исследовательской инициативы. Формы и методы обучения: 1. Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ). 2. Наблюдение. 3. Наглядный метод (демонстрация опытов, наглядного материала) 4. Исследование. 5. Метод проектов. 6. Эвристическая беседа 7. Практические и лабораторные работы Прогнозируемые результаты: К   концу     обучения     курса     «Проектная   деятельность   по   физике»   обучающиеся должны: знать:  какие   физические   законы   можно   использовать   при   объяснении   процессов, происходящих в организме человека;  особенности своего организма с точки зрения законов физики;  зависимость человека от электромагнитных явлений;  основные информационные источники поиска необходимой информации;  методы физического и биологического исследования и проектирования. уметь:  вести   наблюдения     за   изменениями   в   природе   и   зависимостью   человека   от физических явлений;  проводить исследования и их обработку;  планировать  и   координировать  совместную  учебно­исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе;  представлять свои работы сверстникам.             Формы контроля:   Творческие индивидуальные и групповые задания (приложение 1); 1. Фоторепортажи; 2. 3. Практические работы (приложение 2,3,4); 4. 5.  Компьютерные презентации (приложение 5,6);  Защита учебных проектов (приложение 7,8).              Учебно­тематический план Количество часов Раздел или тема Основы проектной работы Тепловые явления и человек Человек и  электромагнитные явления Оптика в жизни человека о г е с в 4 10 11 9 я и р о е т 3 5 6 4 и   е и а т и щ а З в о т к е о р п к с е ч и т к а р п н р о т а р о б а л ы 1 т о 3 б а р   е ы 3 3 2 2 2 ИТОГО 34 18 10 6 Содержание программы      Содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно­ следственная   связь   явлений   имеет   всеобщий   характер   и   что,   все   явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В курсе рассматриваются вопросы,   направленные   на   развитие   интереса   к   физике,   к   экспериментальной деятельности, формирование умений работать со справочной литературой. 1.Основы проектной работы (4 часа) Теоретические сведения.  Методы естественных наук (биология физика, химия, географии, астрономия). Знакомство   с   требованиями,   предъявляемыми   к   докладу,   реферату,   учебной проектной     работе,   методикой   исследования,   правилами   оформления     работы. Определение   тематики   учебно­проектной   работы.  Подведение   итогов,   проведение конференции и анализ  выполненных  учебных проектов. Практическая работа. Работа   со   справочными   материалами,   организация   консультаций   по   оформлению, формулировке   темы;   проблемы,   гипотезы   в     проектной   работе.   Наблюдение   и эксперимент, составление плана проекта с описанием методов, их представление. 2.Тепловые явления и человек. (10 часов) Теоретические сведения.  Молекулярно­кинетическая   теория   материи.   Теория   строения   вещества   и физических явлений. Внутренняя энергия человека. Количество теплоты как мера изменения   внутренней   энергии   любой   тепловой   системы.   Внутренняя   энергия топлива,   пищи   и   их   значение   для   жизнедеятельности   человека.   Температура человеческого   тела   и   её   связь   с   физическим   состоянием   человека.   Измерение   и вычисление количества теплоты при различных процессах, происходящих в жизни человека. Значение воды в жизни человека. Водоворот воды в природе и погода и состояние человека. Влажность воздуха и физическое состояние человека. Практическая работа.  «Расчёт энергии пищи»  «Определение массы тела, массы воды  в теле, массы сердца»  «Определение температуры частей тела: рук, живота, подошвы ног; расхода энергии организма при изменении температуры на 1°С; количества теплоты, необходимое для нагревания крови на 2°С» 3.Человек и электромагнитные явления. (11 часов) Теоретические сведения.  Электронная   теория   Друдэ   ­   Лоренца   для   объяснения   электрических   явлений. Электризация   тел   и   человека.   Жизнь   человека   в   электрическом   поле   Земли. Электрические явления в природе и человек. Электрический ток и его значение в жизни человека. Объяснение магнетизма с точки зрения теории Друдэ ­ Лоренца. Магнитные бури и состояние человека. Практическая работа.  «Определение   сопротивления   тканей   человека   постоянному   и   переменному электрическому току»   «Авометр»   «Изучение свойств уха человека» 4.Оптика в жизни человека. (9 часов) Теоретические сведения.  Законы   распространения   света.   Зеркала.   Линзы.   Оптические   приборы   в   жизни человека (лупа,  микроскоп, телескоп  и др.)  Особенности  зрения у  других живых   дальтонизм, организмов.   Дефекты   зрения   (близорукость,   дальновидность, цветоаномализм) и гигиена зрения. Практическая работа.  «Оптические приборы»  «Определение фокусного расстояния своего глаза»  «Определение характеристических параметров зрения человека» Календарно­тематическое планирование Содержание (тема) урока Количество часов Дата проведен ия 1. Основы проектной работы (4 часа) 1 Требования, предъявляемые к докладу,  реферату, научно­исследовательской  работе. Гипотеза проекта. Определение проблемы, целей, задач  исследования. Правила оформления работы. Методы физических  исследований.  Составление тезисов. Наблюдение. Эксперимент. 1 2.Тепловые явления и человек (10 часов) 1 Тепловые явления и внутренняя энергия  человека Внутренняя энергия топлива, пищи и их  значение для жизнедеятельности человека Лабораторная работа «Расчёт энергии  пищи» Практическая работа по определению  массы тела; массы воды  в теле; массы  сердца № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13­14 Температура физического тела и её связь с  физическим состоянием человека Агрегатные состояния вещества и их  изменения. Расчёт количества теплоты при  подобных процессах в жизни человека Практическая работа по определению: температуры тела: температуры частей  тела: рук, живота, подошвы ног; расхода  энергии организма при изменении  температуры на 1°С; количества теплоты,  необходимое для нагревания крови на 2°С Водоворот воды в природе и погода. Влажность воздуха и её влияние на  физическое состояние человека Защита проектов 1 1 1 1 2 3. Человек и электромагнитные явления (11 часов) 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24­25 26 27 Электронная теория Друдэ­Лоренца для  объяснения электрических явлений Жизнь человека  в электрическом поле  Земли.  Электрические явления в природе и  человек. Лабораторная работа «Определение  сопротивления тканей человека  постоянному и переменному  электрическому току» Электрический ток и его значение в жизни  человека Лабораторная работа «Авометр» Объяснение магнетизма с точки зрения  теории Друдэ­Лоренца Магнитные бури и самочувствие человека Лабораторная работа «Изучение свойств  уха человека»  Защита проектов 4.Оптика в жизни человека (9 часов) Законы распространения света. Зеркала и  линзы. Оптические приборы: лупа, очки,  микроскоп, телескоп, фотоаппарат и др. в  жизни человека Лабораторная работа «Оптические  1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 28 29 30 31 32 33­34 приборы» Глаз как оптическая система Особенности зрения у других живых  организмов Лабораторная работа «Определение  фокусного расстояния своего глаза» Дефекты зрения: близорукость,  дальнозоркость, цветоаномализм,  дальтонизм и гигиена зрения Лабораторная работа «Определение  характеристических параметров зрения  человека» Защита проектов 1 1 1 1 1 2 Учебно­методическое обеспечение. Материальное обеспечение. ­ укомплектованный кабинет физики; ­ компьютер; ­ проектор мультимедийный; ­ электронные пособия. Инструменты и материалы. ­демонстрационное оборудование; ­ лабораторное оборудование; Методическое обеспечение. ­ информационные источники Интернета; ­ дидактический материал; ­ научно­популярная литература; ­ наглядные пособия. Указания и советы   Процесс выполнения лабораторной работы разделяется на два этапа. Первый этап – домашняя подготовка. Она подразумевает, во­первых, внимательное и вдумчивое прочтение   работы.   Цель   и   суть   работы   должны   быть   понятны   и   ясны.   Если   при чтении появятся вопросы, следует найти на них ответы в учебной литературе   или проконсультироваться у учителя. Во­вторых, необходимо подготовить бланк отчета в   специальной   или   общей   тетради   (как   решит   учитель)   в   соответствии   с   единой формой   отчета   для   измерительных   и   наблюдательных   работ.   В­третьих,   следует ответить на вопросы, по которым учитель осуществляет допуск к работе. И, наконец, в­четвертых, следует продумать возможные ответы на контрольные вопросы, и после выполнения работы ответить на них в письменной форме.             Второй   этап   –   работа   в   кабинете.   Она   начинается   с   ознакомления   с   используемым в работе оборудованием и средствами измерения и включает проверку работоспособности всей экспериментальной установки в целом. Только после этого можно   приступать   непосредственно   к   выполнению   эксперимента.   В   процессе выполнения измерений или наблюдений полученные экспериментальные результаты следует сразу же заносить в таблицу (но не в черновик!). Для выполнения расчетов можно использовать микрокалькулятор. При этом необходимо соблюдать правила работы с приближенными числами.    Результаты апробации программы       При работе над проектом с использованием информационно­коммуникационных технологий обучающиеся приобрели навыки работы с различными компьютерными программами, а также научились работать в сети Интернет и находить необходимую информацию.   С   использованием   методики   проектных   занятий   учащиеся   освоили базовые   технические   навыки   применения   средств   информационно­ коммуникационных технологий. По изучению курса ««Проектная деятельность по физике»   учащиеся   овладели   навыками  наблюдения,   исследования,   научились описывать   свойства   изучаемых   объектов,   видеть   изучаемый   объект   во   всем многообразии. Всё это обеспечивает повышение мотивации к учению, возрастание эффективности   урока,   развитие   творческих   и   исследовательских   способностей, повышение   интереса   к   физике   и,   безусловно,   повышение   качества   знаний   по предмету.      Умения и навыки использования информационно­коммуникационных технологий приобретенные в процессе проектной деятельности, обучающиеся смогут применить и   при   создании   проектов   по   другим   предметам.   Данный   курс   развивает познавательный   интерес   при   наблюдении   биологических   явлений   на   примере человека и их физическое объяснение. Что особенно важно для учащихся нашего лицея, так как в лицее организованно углубленное изучение таких предметов как математика, физика, химия и биология.       В   лицее   девятый   год   проводится   конкурс  творческих   предметных   проектов обучающихся   лицея  для   5­9   классов.  Несколько   лет   ученики   нашего   лицея принимают участие и занимают призовые места в областном фестивале презентаций учебных   проектов,   а   также   в  региональной   научно­практической   конференции старшеклассников и студентов «Исследовательская активность молодежи в освоении социальной реальности: результаты и перспективы». Список использованных источников Литература 1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М., Просвещение, 1990. 2. Денбедер   С.В.,   Зуева   Л.В.,   Иванникова   Т.В.   Электив   9:   Физика.   Химия. Биология:   конструктор   элективных   курсов   (Межпредметных   и   предметно­ ориентированных):   для   организации   предпрофильной   подготовки   учащихся   9 классе: В 2­х книгах.  МЕТОДКНИГА М., 2005   Горлова   Л.А.     Нетрадиционные   уроки,   внеурочные   мероприятия.   Физика, 3. издательство «ВАКО», Москва, 2006 4. Гузеев   В.В.   Образовательная   технология:   от   приема   до   философии.   –   М., Сентябрь, ­ 1996 5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003. 6. Фонтанова   А.   Технология,   которая   позволяет   нам   стать   другими  «Первое сентября», 2001, 3 стр. 7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Первое сентября, 2012.­ 44 стр.  Интернет­ресурсы   easyen.ru 1.   Современный учительский портал  http://    /      2. ПЕДСОВЕТ.ORG  http://pedsovet.org/ 3.  Учительская копилка  http://uchkopilka.ru/ ПРИЛОЖЕНИЯ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА  В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПОЛЕ ЗЕМЛИ»  Приложение 1 Цели занятия:  ­ познакомить учащихся с электрическими свойствами тела человека; ­ расширение представлений учащихся о деятельности ЦНС человека; ­ ознакомление с элементами биофизики человека; ­ развитие навыков работы с дополнительной литературой, ­ развитие монологической речи, воспитание любознательности. Ход занятия      Учитель. Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение различных   наук,   рождение   комплексных   отраслей   знаний   и   их   бурное   развитие. Например,   буквально   на   наших   глазах   возникли   такие   науки,   как   биофизика, бионика,   биохимия.   Биофизика   ­   это   наука   о   физических   и   физико­химических явлениях,   протекающих   в   живых   организмах   и   лежащих   в   основе   жизненных процессов, а также о действии физических факторов на живые организмы. Сегодня мы рассмотрим работу ЦНС человека с точки зрения биофизики. (Далее можно при проведении   конференции   организовать   отчет   ­   «космической   экспедиции», побывавшей на Земле.)      Председатель. Наша научно­практическая конференция посвящена важнейшему вопросу: регуляции физиологических процессов человека с помощью ЦНС. Земляне устроены так, что их жизнь невозможна без постоянной регуляции физиологических процессов   в   соответствии   с   собственными   потребностями   и   изменениями, происходящими   в   окружающей   среде.   Предоставляю   слово   членам   экспедиции. Первыми выступят космобиологи, которые расскажут о строении нервной системы человека и ее свойствах.  Выступление космобиолога дополняют мои коллеги, астрофизики. Первый астрофизик.  Земляне представляют собой сложные  биологические системы, поэтому, изучая процессы, происходящие в их организмах, мы обратились к методам, которые используются в таких точных науках, как физика и химия. Ведь человек состоит из атомов и молекул, подчиняющихся физическим и химическим закономерностям.   Мой   коллега   космобиолог   сказал,   что   по   нервному   волокну распространяется   электрический   импульс.   Мы   хотим   немного   рассказать   об электрических явлениях, которые происходят на Земле.           Второй   астрофизик.  1791   год.   Профессор   кафедры   анатомии   в   Болонье (Италия)  Луиджи Гальвани в книге "Трактат о силах электричества при мышечном движении»   пишет:   "я   разрезал   и   препарировал   лягушку...   Когда   один   из   моих помощников   острием   скальпеля   случайно   очень   легко   коснулся   внутренних бедренных нервов этой лягушки, то немедленно все мышцы конечностей начали так сокращаться, что казались впавшими в сильнейшие тонические судороги... Я зажегся страстным желанием исследовать это явление...» Но ответ на этот вопрос дал соотечественник Гальвани ­ Алессандро Вольта: живой организм проводит, пропускает через себя электрический ток. Именно Вольта и создал первый источник. Я вам сейчас продемонстрирую такой источник тока. Нужно взять по пять пластинок из меди и цинка размером 30х30х4 мм и сложить их стопкой, чередуя и перекладывая промокательной бумагой, смоченной крепким раствором поваренной соли.  Если   взять   столбик   мокрыми   пальцами   за   торцы,   то   почувствуешь   слабый,   но явственный электрический удар! Если этот элемент подключить к гальванометру, он покажет наличие тока в цепи.     Прошел 121 год после статьи Гальвани, и в 1912 г. было обнаружено, что внутри человеческого   организма   протекают   токи,   хотя   и   очень   слабые.   Исследователи доказали, что любой процесс внутри человека: работа сердца и мозга, прохождение нервных   сигналов,   мышечные   сокращения   ­   сопровождаются   биологическими электрическими сигналами. Передаю слово своему коллеге.     Первый астрофизик. Мое выступление посвящено явлению, которое происходит при   растворении   кристаллов,   например,   соли,   в   воде.   На   Земле   этот   процесс называют   электролитической   диссоциацией.   Диссоциация   ­   это   распад   молекул электролита на ионы под действием полярных молекул растворителя: NaCl → Na+ + Cl­     Легче всего диссоциируют вещества с ионной связью. При их растворении диполи Н2О ориентируются вокруг положительных и отрицательных ионов. Между ионами и диполями воды возникают силы взаимного притяжения. В результате взаимосвязь между ионами ослабевает и происходит переход ионов из кристалла в раствор.         Другими   словами,   в   результате   электролитической   диссоциации   в   растворе образуются   свободные   носители   зарядов:   положительные   и   отрицательные   ионы. Итак,   чтобы   понять   механизм   передачи   нервных   импульсов   потребовалось познакомиться с процессом электролитической диссоциации.         Третий  астрофизик.  Теперь   я   подробнее   расскажу   о   том,   как   происходит передача нервных импульсов. Оболочка аксона (мембрана) разделяет два водных раствора, в одном из которых содержатся   положительные,   а   в   другом   ­   отрицательные   ионы,   образующиеся   в результате   электролитической   диссоциации.   Эти   растворы   обладают   почти одинаковой   электропроводностью,   но   разным   химическим   составом.   Общее количество   положительных   ионов   уравновешено   таким   же   количеством отрицательных   ионов,   т.е.   в   целом   раствор,   заполняющий   живую   ткань, электронейтрален. Перераспределение ионов может приводить к пространственному разделению зарядов разного знака в том или ином месте (вспомните, что происходит в источнике тока), т.е. к созданию электрического напряжения, которое в данном случае называют биопотенциалом.       В невозбужденном состоянии (рис. а) заряды распределяются так, что внутренняя сторона   мембраны   будет   заряжена   отрицательно,   а   внешняя   ­   положительно.   В результате   возникает   разность   потенциалов   около   60   мВ.   Это   потенциал   покоя клетки.   Если,   возникает   раздражение,   то   мембрана   в   данном   месте   начинает пропускать положительно заряженные ионы Na+ внутрь клетки, и клетка заряжается положительно (рис. б). Это «спусковой крючок», который приводит в действие все новые и новые участки аксона. Изменение разности потенциалов неизбежно приводит к изменению натриевой проницаемости  мембраны на  соседних участках.  В то  же время, после того как ионы Na закончили на данном участке перемещаться внутрь аксона,   прежние   свойства   мембраны   восстанавливаются   и   как   следствие восстанавливается   прежний   потенциал   аксона.   Таким   образом,   по   аксону   слева направо   распространяется   «всплеск»   положительного   потенциала   ­   это   и   есть электрический сигнал, несущий, например, мышцам команду сокращаться (рис. в). Корреспондент. Можно задать вопросы? 1. Сколько   времени   требуется   мембране,   чтобы   восстановить   первоначальное состояние? (Ответ:   не   более   0,001   с   т.е.   за   секунду   по   аксону   может   пройти   свыше   1000 импульсов.)     2. Чем отличается нервный импульс в аксоне от электрического тока в проводе? (Ответ: в медном проводе ток распространяется со скоростью, близкой к скорости света, в аксоне импульс движется со скоростью от нескольких метров в секунду до 100 м/с. У содержимого аксона удельное сопротивление примерно в 100 млн. раз больше, чем у медной проволоки. Кроме того, изолирующая способность наружной мембраны примерно в миллион раз слабее, чем у оболочки хорошего кабеля. Если бы распространение   электрического   сигнала   по   аксону   зависело   только   от электропроводности, то введенный в него сигнал затухал бы в пределах нескольких миллиметров.)         Председатель.  Беседуя   с   членами   экспедиции,   я   выяснил,   что   земляне,   к сожалению, подвержены различным заболеваниям. Я узнал, что на Земле существует множество заболеваний, связанных с расстройством функций нервной системы. Я попросил бы специалиста по космической экологии осветить вопросы, связанные с лечением и профилактикой подобных заболеваний.      Первый космоэколог. Уже в XIX в. благодаря развитию естественных наук на Земле   были   сделаны   первые   удачные   попытки   использования   законов   физики   и химии при врачевании болезней. Но наибольших результатов в диагностике и лечении медики   достигли   тогда,   когда   научились   использовать   физические   приборы. Например,   мы   уже   знаем,   что   «биологическое   электричество»   является   Оно   возникает   при неотъемлемым   свойством   всей   живой   материи. функционировании   нервной   системы,   при   работе   желез   и   мышц.   Регистрируя биопотенциалы,   сравнивая   форму   сигналов   определенного   участка   организма   в здоровом   и   больном   состоянии,   легко   установить   причину   заболевания.   Для регистрации   ­   биопотенциалов   можно   использовать   осциллографический   метод. (Чтобы учащимся было понятно, можно показать осциллограмму звука, присоединив микрофон   к   осциллографу,   поясняя,   что   биопотенциалы   мозга   отводятся   при помощи электродов, накладываемых на различные точки кожи головы. Эти сигналы электроэнцефалограмма   ­   фиксируются   на   экране   электроэнцефалографа   или   на ленте самописца.) Определенные нарушения работы мозга вызывают определенные изменения биотоков.       Более   подробно   о   методах   лечения   неврологических   заболеваний,   например неврастении, вам расскажет мой коллега.       Второй космоэколог. Часто неврастения сопровождается головными болями (мигренями) и потерей сна. Как же снять головные боли? Этого можно достигнуть путем   воздействия   на   мозг   импульсами   электрического   тока   через   электроды, прикладываемые   к   коже.   Метод   позволяет   сократить,   а   иногда   и   полностью исключить применение химических обезболивающих препаратов, избавить больного от их побочных действий. Например, в аппарате «Скат» импульсы переменного тока попеременно   подаются   с   трех   пар   электродов,   укрепленных   на   голове   больного. Благодаря этому под воздействием оказываются практически все структуры мозга, ответственные   за   блокаду   болевого   раздражения.   Частота   импульсов   меняется   в интервале 400­1500 Гц, а амплитуда силы тока достигает 300 мА. Человек примерно треть жизни проводит во сне. Полное лишение сна люди переносят гораздо тяжелее, чем голодание и скоро погибают. В процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность, активно усваивают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственную деятельность, создает чувство свежести, бодрости, вызывает прилив энергии. Поэтому земляне для лечения заболеваний центральной нервной   системы   используют   электросон.   Он   используется   при   снижении работоспособности, повышенной утомляемости, головных болях и бессоннице.         Импульсный   ток   2­8   мА   через   глаза   по   зрительным   путям   воздействует   на подкорковые образования ЦНС. При этом вырабатываются вещества, вызывающие обезболивание, активизируются процессы тканевого обмена, улучшается снабжение тканей мозга кислородом, активизируется белковый и жировой обмен, повышается работоспособность,   устойчивость   к   нагрузкам   физического   и   эмоционального характера. Аппарат «Электросон» ­ это ламповый генератор импульсов напряжения постоянной полярности, прямоугольной формы С периодом следования от 0,5 до 0,008 с. Длительность  импульсов 1­4 с. Этот метод вполне заменяет снотворные, которые в той или иной мере вредны. (Импульсный ток прямоугольной формы можно продемонстрировать, лабораторному осциллографу ПГШ­1.)   используя   осциллограф   и   приставку­генератор   к       Первый   астрофизик.  Электропроводность   –   один   из   параметров,   характеризующих   жизненную   деятельность   живого   существа.   Известно,   что   с возникновением   живого   организма   любого   вида   начинаются   биоэлектрические явления, которые прекращаются при гибели живого существа. Человек при этом не   Тело   человека   представляет   собой   по   своим является   исключением. электрофизическим свойствам соленый раствор (раствор электролита). Разные ткани тела   человека   характеризуются   разной   концентрацией   раствора   электролита   и разным   его   составом,   вследствие   чего   различаются   по   своим   диэлектрическим свойствам.      Как любой проводник тело человека можно охарактеризовать его электрической емкостью.   Приближенно   емкость   любого   проводника   может   быть   рассчитана   как емкость шара, имеющего такую же площадь поверхности. Решите, пожалуйста, такую задачу: Какова приблизительно емкость тела человека? Примите, что площадь поверхности тела человека равна площади поверхности шара диаметром 1 м.           Поскольку   внутриклеточная   жидкость   содержит   ионы   и   хорошо   проводит электрический   ток,   внутренние   ткани   тела   человека   обладают   довольно   низким сопротивлением.  В  целом   же   сравнительно   высокое   сопротивление   тела   человека электрическому   току   определяется   в   основном   сопротивлением   поверхностных слоев кожи (эпидермиса). Проводимость кожи в значительной степени зависит от ее состояния и осуществляется через потовые и сальные железы. Внутри тела человека ток разветвляется и проходит преимущественно вдоль протоков тканевых жидкостей (кровеносных сосудов, нервных стволов, лимфатических узлов и т.д.). Значения сопротивлений разных тканей тела человека приведены в таблице. Общее   сопротивление   тела   человека   постоянному   току  (от   конца   одной   руки   до конца другой) при сухой неповрежденной коже рук составляет 104­106 Ом. Влажная кожа может уменьшить сопротивление тела до 103 Ом и ниже.     Задача.  Почему   опасно   работать   с   электрическим   током   при   повышенной   влажности воздуха?    Решение Ток, проходящий при случайном касании рукой через и 220 тело человека; U R  =  I =  220 100000  A = 0,0022 A Ток, проходящий через тело человека при касании влажной рукой, U R  =  220 1000  A = 0,22 A I =  А такая сила тока может оказаться смертельной.     По отношению к переменному току человеческое тело можно рассматривать как параллельно   соединенные   резистор   и   конденсатор.   Постоянный   ток   идет   только через   резистор,   и,   если   активное   сопротивление   тела   большое,   сила   тока   будет невелика.   Переменный   ток   идет   и   через   резистор,   и   через   конденсатор.   Так   как резистор и конденсатор включены параллельно, их полное сопротивление меньше чисто активного сопротивления и сила тока при данном напряжении должна быть больше,  чем   в  случае   постоянного   тока.   Сопротивление   человеческого   тела   току различно   для   разных   индивидуумов.   Оно   также   зависит   от   состояния   здоровья человека. Определенно известно, что наличие алкоголя в крови заметно уменьшает   Встречаются   люди   с   уникальными сопротивление   человеческого   тела. электрическими   характеристиками.   Например,   электрик   из   болгарского   города Габрово Г.Иванов обладает электрическим сопротивлением, в 8 раз более высоким, чем у обычных людей. Он может работать с электрическими цепями, находящимися под напряжением 380 В, без защитных средств и не отключая питания. (Для обычного человека напряжение 380 В смертельно.)       Председатель. Итак, выслушав сообщения астробиологов, астрофизиков и космоэкологов,   я   пришел   к   выводу,   что   человек   ­   это   сложная   биологическая система, которую необходимо изучать с точки зрения, как биологии, так и других естественных наук: физики, химии, математики. Мы рассмотрели только нервную систему человека. Нам предстоит послать на Землю экспедиции для изучения еще и других   жизненно   важных   органов,   связанных   со   слухом,   зрением,   и   т.д.   Наши космоэкологи должны выработать рекомендации по профилактике заболеваний и их лечению. Лабораторная работа Приложение 2 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПОСТОЯННОМУ И ПЕРЕМЕННОМУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ ТОКУ» Цель работы: определить сопротивление тканей тела человека постоянному и переменному электрическому току. Приборы и принадлежности: элементы электрических цепей, изображенных на рисунках,   проводники,   свинцовые   пластинки­электроды,   применяемые   для электропроцедур. Последовательность выполнения работы. Упражнение 1 Определение   сопротивления   тканей   тела   человека   постоянному лектрическому току. Соберите цепь в соответствии с рисунком. Выключите потенциометр. Переключатель П поставьте в положение а. Замкните ключ и медленным перемещением движка потенциометра установите силу тока 100 мкА. Измерьте U и I. Перебросьте переключатель П в положение b и по максимальному отбросу милливольтметра определите ЭДС поляризации. Вычислите сопротивление R =  U−έ I Повторите опыт для другого участка тела. Запишите ответ, сделайте вывод. Упражнение 2 Определение   сопротивления   тканей   тела   человека   переменному электрическому току. Соберите цепь в соответствии с рисунком. Закрепите электроды на том же участке тела, что и в упражнении 1. Установите ползунком реостата U=0. Замкните ключ. Медленным перемещением движка установите ток 100 мА. Измерьте U и I. Вычислите сопротивление R. Опыт повторите трижды. (Больше трех опытов делать не рекомендуется, так как скапливающиеся у клеточных мембран ионы рассасываются медленно, что ведет к искажению результатов.) Приложение 3 Лабораторная работа «ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ УХА ЧЕЛОВЕКА» Цель работы: получить спектральную характеристику уха человека на пороге слышимости. Приборы и принадлежности: звуковой генератор (ЗГ), осциллограф. Последовательность выполнения работы. Включите   ЗГ   и   осциллограф   в   сеть.   Выходное   напряжение   с   ЗГ   подайте   на вертикальные пластины осциллографа. Установите на ЗГ выбранную частоту. Добейтесь максимальной интенсивности звука при данной частоте. Уменьшайте   интенсивность   звука   до   тех   пор,   пока   он   не   пропадет.   Отметьте амплитуду   колебаний   сигнала   на   экране   осциллографа,   соответствующую   этому моменту. Результаты занесите в таблицу. Таблица. , ГцΝ I, дел Повторите опыт 8 –10 раз для разных частот. Постройте график зависимости спектральной характеристики уха на пороге слышимости I= (f).φ Сделайте вывод, запишите ответ. Лабораторная работа «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ  ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА» Приложение 4 Цель работы: определение силы аккомодации и остроты зрения, а также диаметра слепого пятна глаза человека. Приборы и принадлежности: ширма с двумя отверстиями, расстояние между которыми   меньше   диаметра   зрачка;   две   булавки,   укрепленные   на   подставках; измерительная   лента;   карандаш,   обернутый   белой   бумагой;   лист   белой   бумаги; рисунок для определения остроты зрения. Последовательность выполнения работы. Упражнение 1 Определение силы аккомодации глаза (работа выполняется вдвоем). Определите ближнюю точку ясного видения. Для этого закройте один глаз, перед другим поместите ширму. Глядя открытым глазом через ширму на булавку, начните постепенно приближать ее к ширме. Определите и измерьте расстояние, на котором изображение   булавки   начнет   раздваиваться.   Результаты   запишите   в   таблицу   как положение ближней точки ясного видения для открытого глаза. Таблица. Левый глаз Правый глаз Ближняя точка  ясного видения, м Дальняя точка  ясного видения, м Ближняя точка  ясного видения, м Дальняя точка  ясного видения, м      Определите ближнюю точку ясного видения (возможно только для близорукого глаза).   Для   этого   булавку,   наоборот,   постепенно   удаляйте   от   глаз.   Отметьте расстояние,   при   дальнейшем   увеличении   которого   изображение   булавки   начнет раздваиваться. Результаты запишите в таблицу. Вычислите оптическую силу хрусталика при отсутствии аккомодации 1 F1   или  D1=  1 a1  +  1 b ,  D1 =   где а1 – расстояние до дальней точки ясного видения; b – расстояние до сетчатки; F1 – фокусное расстояние глаза. Вычислите оптическую силу хрусталика при наибольшей аккомодации глаза D2 =  1 F2   или  D2 =  1 a2  +  1 b ,  где а2 – расстояние до ближней точки ясного видения; b ­ расстояние   до   сетчатки;  F2  –   фокусное   расстояние   глаза   при   напряженном состоянии хрусталика. Вычислите силу аккомодации глаза: D = D2 – D1 Проделайте опыт для другого глаза. Нарисуйте схему хода лучей в рассмотренных случаях. Сделайте вывод. Упражнение 2   Определение размеров слепого пятна глаза.       Нарисуйте   в   верхнем   углу   листа   бумаги   крест.   Закройте   левый   глаз,   правым фиксируйте изображение креста. Из правого верхнего угла по направлению к кресту ведите карандаш, обернутый белой бумагой. Отметьте расстояние ВС, на котором изображение  карандаша  перестанет  быть  видимым,  и расстояние  АС, на  котором опять возникнет изображение карандаша. Измерьте расстояние ОК от глаза до изображения. По формуле  a  =   AB∗OL OK   определите диаметр слепого пятна. (Расстояние OL от узловой точки глаза до сетчатки примите равным 17 см. Расстоянием от узловой точки до роговицы за малостью можно пренебречь.) Повторите опыт для другого глаза. Вычислите средний диаметр слепого пятна ваших глаз. Сделайте вывод. Упражнение 3 Определение остроты зрения. Прикрепите к доске чертеж, изображенный на рисунке.  Постепенно   отходя   от   чертежа,   определите   расстояние,   на   котором   обе   линии перестанут восприниматься раздельно. Измерьте  его. Измерьте расстояние между линиями  чертежа по формуле d =  AB∗OL OK  вычислите расстояние между двумя изображениями линий рисунка на сетчатке. Вычислите разрешающее угловое расстояние глаза по формуле  = ϑ d OL Определите остроту своего зрения по формуле k =  d x  ,  где х=5*10­5 м ­ расстояние, соответствующее разрешающему угловому расстоянию нормального глаза, равному 1'. Повторите измерения и вычисления для другого глаза. Сделайте вывод. Приложение 5

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)

Программа учебного курса " Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика»" (9 класс, физика)
Скачать файл