Программа учебного курса "Психологи общения"

  • Работа в классе
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Действительно, переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся подросткового возраста, однако, она продолжает оставаться общественно оцениваемой деятельностью, продолжает влиять на степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер. Переход от детства к отрочеству характеризуется и появлением мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Известно, что в этот переходный период возникает кризис самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок. Кроме того, у пятиклассника резко меняются условия обучения. Ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса: переходы из кабинета в кабинет, множество учителей, с каждым из которых необходимо установить отношения, большее количество школьных дисциплин и некоторые из них совершенно новые для пятиклассника. Учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Таким образом, переход в основную школу требует от пятиклассника мотивированной активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности, компетентности в учебном сотрудничестве, сформированности начальных форм формально-логического интеллекта, определенных учебных знаний, действий, необходимого уровня развития произвольности, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д. Согласно ФГОС второго поколения, данные умения относятся к универсальным учебным действиям (УУД): личностным, коммуникативным, познавательным и регулятивным. Недостаточный уровень сформированности УУД может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется в негативном отношении к школе в целом, проявлениях признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакциях на замечания и реплики учителя, нарушениях во взаимоотношениях со сверстниками, нарушениях правил поведения в школе, стойкой неуспеваемости и т.д. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность 40 минут. Всего 16 занятий (I полугодие). Основной целью предлагаемой программы является оказание поддержки к условиям обучения в средней школе, профилактика явлений школьной дезадаптации. Задачи: 1. формировать и развивать представления о новом социальном статусе подростка. 2. развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и бесконфликтного общения; 3. актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние; 4. развивать представление о роли близких в жизни человека; формировать стремление самому оказывать помощь. Данная программа направлена на профилактику школьной дезадаптации и мишенями для работы в данном случае являются наиболее вероятные «факторы риска». К таким факторам относятся: 1. Необходимость принятия нового социального статуса и снижение контроля со стороны взрослых. 2. Увеличение количества учебных дисциплин и числа учителей. 3. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Ожидаемый результат: успешная адаптация пятиклассников к условиям основной школы. Признаки успешной адаптации пятиклассников: удовлетворенность процессом обучения и школой в целом; положительная успеваемость ученика; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Таким образом, ожидаемые результаты относятся в основном к формированию личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Иконка файла материала психология общения 5В , 6Вкласс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №73» Рабочая программа учебного курса "Психология общения" в 5 В, 6В классах на 2018­2019 учебный год Составитель: Журавлева Марина Юрьевна,  педагог­психолог, высшая  квалификационная категорияИжевск, 2018 Пояснительная записка Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, утвержденному приказом   Минобрнауки   России   17   декабря   2010   года,   психолого­педагогические   условия реализации основной образовательной программы ОУ должны обеспечивать, в частности, учет специфики   возрастного   психофизиологического   развития   обучающихся,   в   том   числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый. Действительно, переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся подросткового возраста, однако, она продолжает оставаться общественно оцениваемой   деятельностью,   продолжает   влиять   на   степень   развитости   интеллектуальной, мотивационной   сфер.   Переход   от   детства   к   отрочеству   характеризуется   и   появлением мотивационного   кризиса,   вызванного   сменой   социальной   ситуации   развития   и   изменением содержания внутренней позиции ученика. Известно, что в этот переходный период возникает кризис   самооценки.   Резко   возрастает   количество   негативных   самооценок.   Кроме   того,   у пятиклассника  резко меняются  условия  обучения. Ребенок сталкивается   с принципиально новой системой организации учебного процесса: переходы из кабинета в кабинет, множество учителей,   с   каждым   из   которых   необходимо   установить   отношения,   большее   количество школьных дисциплин и некоторые из них совершенно новые для пятиклассника. Учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Таким образом, переход   в   основную   школу   требует   от   пятиклассника   мотивированной   активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности, компетентности в   учебном   сотрудничестве,   сформированности   начальных   форм   формально­логического интеллекта,   определенных   учебных   знаний,   действий,   необходимого   уровня   развития произвольности, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д. Согласно ФГОС второго поколения,   данные   умения   относятся   к   универсальным   учебным   действиям   (УУД): личностным,   коммуникативным,   познавательным   и   регулятивным.   Недостаточный   уровень сформированности УУД может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется в негативном отношении к школе в целом, проявлениях признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакциях на замечания и реплики учителя, нарушениях во взаимоотношениях со сверстниками, нарушениях правил поведения в школе, стойкой неуспеваемости и т.д. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность 40 минут. Всего 16 занятий (I полугодие). Основной  целью  предлагаемой   программы   является   оказание   поддержки   к   условиям обучения в средней школе, профилактика явлений школьной дезадаптации. Задачи: 1. формировать и развивать представления о новом социальном статусе подростка. 2. развивать   коммуникативные   навыки,   навыки   сотрудничества   и   бесконфликтного общения; 3. актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние; 4. развивать представление о роли близких в жизни человека; формировать стремлениесамому оказывать помощь. Данная программа направлена на профилактику школьной дезадаптации и мишенями для работы в данном случае являются наиболее вероятные «факторы риска». К таким факторам относятся: 1. Необходимость   принятия   нового   социального   статуса   и   снижение   контроля   со стороны взрослых. 2. 3. Увеличение количества учебных дисциплин и числа учителей. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Ожидаемый результат: успешная адаптация пятиклассников к условиям основной школы.  Признаки   успешной   адаптации   пятиклассников:  удовлетворенность   процессом обучения   и   школой   в   целом;   положительная   успеваемость   ученика;   удовлетворенность межличностными   отношениями   –   с   одноклассниками   и   учителями.   Таким   образом, ожидаемые результаты относятся в основном к формированию личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. Календарно­тематическое планирование  Тема раздела Тема урока № п/п 1 . Общение – это  путешествие самих в  себя Общение в жизни человека Я глазами других людей Мои проблемы Все мы разные, все мы одинаковые Слагаемые общения Я и мой язык – враг или друг? Как можно общаться без слов? Мой внутренний мир Учимся управлять собой Барьеры общения Как предотвратить конфликт? Что такое сотрудничество? Семь «Я» Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 2 . Общение – это  искусство понимать и  принимать других  И в дружбе есть свои законы Учимся слушать друг друга Итоговое занятие                                                                          Итого:Литература 1. Белавина О.В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе. Москва., 2015г. 2. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2013. 3.   Родионов   В.,   Ступницкая   М.   Я   и   Мы.   Тренинговые   занятия   по   формированию социальных навыков для учащихся 5­го класса. // Школьный психолог № 43, 2016. 4.   Формирование   универсальных   учебных   действий   в   основной   школе:   от   действия   к мысли. Система заданий: пособие для учителя  /  [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. ­ 2­е изд. ­ М.: Просвещение, 2017. Интернет­ресурсы: 1. https://nsportal.ru 2. https://infourok.ru 3. http://открытыйурок.рф/статьи 4. http://pedsovet.su