Рабочая программа предмета «Технология» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (2009 г) и авторской программы Е.А.Лутцевой «Технология» (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2013.), соответствует учебнику «Технология», 3 класс / Е.А. Лутцева. – 4-е изд., перераб.-М. : Вентана – Граф, 2015.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол № от « » ……………
2018 г.
Руководитель ШМО ……./Баранова Е.Т.
«Согласовано»
Зам. директора школы по УВР
___________Баранова Е.Т.
«____»____________2018 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «НОШ № 3»
……….……………………Тихоньких Н.Н.
Программа
учебного курса
«Технология»
2018 2019 учебный год
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н. Ф. Виноградовой
составитель: учитель начальных классов Журавлёва
С.С. / первая категорияг. Балей, Забайкальский край
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта (2009 г) и авторской программы Е.А.Лутцевой «Технология» (Сборник программ к
комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2013.), соответствует учебнику «Технология»,
3 класс / Е.А. Лутцева. – 4е изд., перераб.М. : Вентана – Граф, 2015.
Цель – достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся в начальной школе
благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату.
Задачи :
«развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания,
памяти, восприятия, образного и образнологического мышления, речи) и творческих способностей (основ
творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного
освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала
технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только
сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире
профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторскотехнологических и организационноэкономических знаний,
овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда;
приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования
компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого
решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной
деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и
отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам
трудовой деятельности предшествующих поколений»
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса технологии в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Содержания учебного предмета.
Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и
эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей,
расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический
прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную
жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научнотехнической
деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы
экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в
своей практической составляющей также посвоему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум
основным содержательным линиям:
1. Основы техникотехнологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационнопознавательную и практическую части
и построена в основном по концентрическому принципу. Вначале осваиваются элементарные знания и умения по
технологии обработки материалов, использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Затем даютсяпредставления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об
организации труда, мире профессий и т. п.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по
линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического освоения человеком
окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного
удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших
своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии
раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел, создания механизмов,
использующих силу природных стихий, изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической
революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или
способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на
окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь
как человексозидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовноэстетические
потребности и при этом рождающий красоту.
Основное содержание учебного предмета.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Рукотворный мир как результат труда человека. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.
Природа в художественнопрактической деятельности человека. Природа и техническая среда. Дом и семья.
Самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Инструменты и приспособления для
обработки материалов. Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции ручной
обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.). Графические изображения в технике
и технологии.
3. Конструирование и моделирование –
Изделие и его конструкция. Элементарные представления о конструкции. Конструирование и моделирование
несложных объектов.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)Знакомство с компьютером. Работа с информацией.
Личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения предмета
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративноприкладной деятельности, простейшем
техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско технологические знания и умения, делать выбор
способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения
проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить
коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных
по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия,
задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной
работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст,
иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов
учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных
проектах).
Коммуникативные УУД
Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать:
о характерных особенностях изученных видов декоративно прикладного искусства;
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или описанию изученные и распространённые в крае
ремёсла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле и
радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи ческой грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы,
ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольноизмерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, её варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из
реального окружения учащихся).Иметь представление:
о композиции декоративноприкладного характера на плоскости и в объёме;
традициях декоративноприкладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и
декоративно художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации,
основные правила безопасной работы на компьютере;
о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.
Уметь с помощью учителя:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого
задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях
(CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Планируемые результаты освоения программы
К концу третьего класса ученик узнает:
1. Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Ученик третьего класса узнает ( на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность –
симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
о профессиях мастеров родного края, характерных особенностях изученных видов декоративноприкладного искусства.
Ученик третьего класса научится:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметнотворческой
деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая
общие правила
поведения; делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другим;
уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в
самостоятельной
интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Ученик третьего класса узнает:
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды; способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения
прямоугольника и окружности спомощью контрольноизмерительных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов ( линейка, угольник, циркуль).
3. Конструирование и моделирование
Ученик третьего класса узнает:
неподвижный и подвижный способы соединений деталей;
отличия макета от модели.
Третьеклассник научится:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Третьеклассник узнает назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результатам творческой работы, в том числе при посещении
выставок работ;
• объяснять инструкции по изготовлению поделок;
• рассказывать о профессиях и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
• уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
• договариваться и приходить к общему решению.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Оценка деятельности учащихся осуществляется учителем в конце каждого урока или после выполнения
коллективного проектного задания.
Основные критерии оценки
Качество выполнения работы в целом.
Степень самостоятельности (частичная или полная).
Уровень творчества (репродуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и
технологические решения.Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие
изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая
эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или
технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принимать поставленную задачу, искать и
отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных)конструкторско
технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать
активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения
для выполнения практической части задания, защищать проект.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных
возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим
критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные
продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в
процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Формы и методы контроля:
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих
в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание
принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических
результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах: тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Календарно – тематическое планирование
№
урок
а
1
Тема, тип урока
кол час
Какая бывает
информация?
Урок исследование
1
Виды деятельности,
формы работы
Коллективная –
изучение материала
учебника: чтение и
обсуждение
Планируемые результаты обучения
дата
Формы
контрол
я
Освоение предметных
знаний
(базовые понятия)
Материальные и
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Регулятивные:
Текущи
духовные потребности
человека как движущие
совместно с учителем
анализировать
силы прогресса.
предложенное задание,
й«Информационная среда,
основные источники
(органы восприятия)
информации, получаемой
человеком. Сохранение и
передача информации.
Работа в парах – работа в
рабочей тетради.
Коллективная –
обобщение материала по
вопросам презентации:
«Какие правила работы
на компьютере следует
помнить и соблюдать?
Как активировать CD?
Как Интернет может
помочь в изучении
школьных (учебных)
предметов?
Фронтальная – беседа
«Названия и назначение
основных устройств
персонального
компьютера для ввода,
вывода и обработки
информации, основные
правила безопасной
работы на компьютере».
Индивидуальная –
24
Практикум
овладения
компьютером.
3
Информационная среда,
основные источники
информации,
получаемой человеком.
Персональный
компьютер и его
назначение.
разделять известное и
неизвестное.
Познавательные:
открывать новые
знания, осваивать
новые умения в
процессе наблюдений,
рассуждений и
обсуждений
материалов учебника,
выполнения пробных
поисковых
упражнений.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать,
выполняя различные
роли в группе, в
совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Познавательные:
преобразовывать
информацию:
представлять
информацию в виде
текста, таблицы,
схемы.
Регулятивные:
совместно с учителем
анализировать
контрол
ь по
результ
атувключение и выключение
компьютера, запуск и
завершение программы.
предложенное задание,
разделять известное и
неизвестное.
Коммуникативные:
учиться работать в
паре, группе;
выполнять различные
роли (лидера,
исполнителя).
Личностные: освоение
личностного смысла
56
2
Книга источник
информации.
Изобретение бумаги.
Урок путешествие
Изобретения
человечество.
и
Фронтальная – беседа по
материалам учебника
Коллективная –
определение
форм
передачи информации:
текстовая, в рисунках,
знаках. Информационные
технологии. Книга как
древнейший
вид
графической
информации.
Текущи
й
учения, желания
учиться.
Познавательные:
преобразовывать
информацию:
представлять её в виде
текста,
схемы,
таблицы.
Регулятивные:
выполнять текущий
контроль и оценку
выполненной работы
по
предложенным
учителем критериям.
Коммуникативные:
учиться работать в
паре,
группе;
выполнять различные
роли
(лидера,
исполнителя),
готовность
конструктивно
разрешать конфликты7
Конструкции
современных книг.
1
Этапы развития книги,
книгопечатания
Фронтальная
– знакомиться с
технологией
изготовления печатной
книги, конструкцией
современных книг.
Групповая – выполнять
несложный ремонт книг в
обложке (брошюры)
Текущий
посредством учёта
интересов сторон и
сотрудничества.
Личностные: освоение
личностного смысла
учения,
желания
учиться.
Познавательные:
открывать новые
знания, осваивать
новые умения в
процессе наблюдений,
рассуждений и
обсуждений
материалов учебника,
выполнения пробных
поисковых
упражнений.
Регулятивные:
самостоятельно
выполнять пробные
поисковые действия
для выявления
оптимального решения
проблемы.
Коммуникативные:
готовность
конструктивно
разрешать конфликты
посредством учёта
интересов сторон и
сотрудничества.
Личностные:
отзывчиво относиться8
Зеркало времени.
Одежда и стиль
эпохи.
Урокисследование
1
Профессии своих
родителей и сферы
человеческой
деятельности, к
которым эти профессии
относятся.
Фронтальная –
знакомство с рубриками
учебника. Чтение и
анализ текста учебника
«Напутствие».
Коллективная – работа с
рубрикой учебника
«Выскажи
догадку». Чтение
и анализ текста учебника
«Зеркало времени».
9
Постройки Древней
Руси
Урокпроект
1
Фронтальная – игра
«Узнай профессию».
Коллективная – работа с
рубрикой «Выскажи
догадку».
Рассматривание
фотографий и рисунков,.
Характерные
особенности видов
декоративно
прикладного искусства.
к одноклассникам и
проявлять готовность
оказать им посильную
помощь.
Регулятивные:
совместно с учителем
формулировать цель
урока после
предварительного
обсуждения.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
совместно с учителем
выявлять и
формулировать
учебную проблему.
Познавательные:
открывать новые
фронталь
ный
фронталь
ный10
Постройки Древней
Руси
Урокпроект
1
Фронтальная Чтение и
анализ текста учебника
Коллективная – работа с
рубрикой учебника
«Выскажи догадку».
Разрабатывать
несложные
тематические проекты
и самостоятельно их
реализовывать, вносить
коррективы в
полученные результаты.
знания, осваивать
новые умения в
процессе наблюдений,
рассуждений и
обсуждений
материалов учебника,
выполнения пробных
поисковых
упражнений.
Коммуникативные:
слушать других,
пытаться принимать
другую точку зрения.
Личностные:
проявлять интерес к
историческим
традициям своего
края и России.
Регулятивные:
совместно с учителем
анализировать
предложенное задание,
разделять известное и
неизвестное.
Познавательные:
преобразовывать
информацию:
представлять её в виде
схемы, таблицы,
текста, рисунка.
Коммуникативные:
уважительно
относиться к позиции
других, пытаться
фронталь
ный11
Плоские и объёмные
фигуры.
Урокпроект
1
Плоские фигуры и
объёмные формы.
Индивидуальная –
проверка усвоенного
материала. Тест.
Фронтальная – решение
архитектурной задачи в
учебнике.
Тест.
контроль
по
результа
ту
договариваться.
Личностные:
испытывать
потребность в
самореализации в
доступной
декоративно
прикладной
деятельности,
простейшем
техническом
моделировании.
Регулятивные:
коллективно
разрабатывать
несложные
тематические проекты
и самостоятельно их
реализовывать,
вносить коррективы в
полученные
результаты.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
уважительно
относиться к позиции
других, пытаться
договариваться.12
Делаем объёмные
фигуры.
Изготовление
русской избы.
1
Проект. Создание
проекта
Фронтальная – работа с
рубрикой «Выскажи
догадку» и текстом
учебника «Плоские
фигуры и объёмные
формы».
Коллективная –
обсуждение материала
этого текста. Работа с
рубрикой
«Потренируйся!».
контроль
по
результа
ту
Группова
я работа
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
самостоятельно
выполнять пробные
поисковые действия
для выявления
оптимального решения
проблемы.
Познавательные:
сравнивать, обобщать,
наблюдать и делать
самостоятельные
простые выводы.
Коммуникативные:
уважительно
относиться к позиции
других, пытаться
договариваться.
Личностные:
испытывать
потребность в
самореализации в
доступной
декоративно
прикладной
деятельности,
простейшем
техническом
моделировании.13
1
Изготавливаем
объёмные фигуры.
Изобретение русской
избы.
Урокпроект
Плоские фигуры и
объёмные формы.
Коллективная –
обсуждение и
рассматривание
фотографий
и рисунков.
Фронтальная –
повторение техника
безопасности при работе
с клеем, ножницами.
Коллективная – проект
– макет избы с
использованием картона,
спичечных
коробков, цветной
бумаги.
контроль
по
результат
у
Группова
я работа
Регулятивные:
выполнять текущий
контроль и оценку
выполненной работы
по предложенным
учителем критериям.
Познавательные:
открывать новые
знания, осваивать
новые умения в
процессе наблюдений,
рассуждений и
обсуждений
материалов учебника,
выполнения пробных
поисковых
упражнений.
Коммуникативные:
слушать других,
пытаться принимать
другую точку зрения.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
14
17
Новогодняя
мастерская
4
Фронтальная –
демонстрация основных
приемов работы:
складывание, сгибание,
склеивание, разметка.
Коллективная –
обсуждение вопроса
Элементарная
проектная
деятельность. Результат
– изделия, подарки
малышам и взрослым.
Регулятивные:
выполнять текущий
контроль и оценку
выполненной работы
по предложенным
учителем критериям.
Познавательные:
контроль
по
результа
ту
Творчес
кая
работа«Коммуникативная
культура, предметы и
изделия, обладающие
коммуникативным
смыслом».
Работа в парах –
изготовление подарков
малышам и взрослым.
Индивидуальная – защита
своего проекта.
18
Доброе мастерство.
Урокэкскурсия
1
Знакомиться с
ремёслами на Руси в
древние времена.
Обсуждать ремёсла,
которыми славиться
место, где мы живем.
Современные
производства
возникшие из
старинных ремёсел.
сравнивать, обобщать,
наблюдать и делать
самостоятельные
простые выводы.
Коммуникативные:
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.
Личностные:
проявлять интерес к
историческим
традициям своего
края и России.
Регулятивные:
совместно с учителем
анализировать
предложенное задание,
разделять известное и
неизвестное.
Познавательные:
открывать новые
знания, осваивать
новые умения в
процессе наблюдений,
рассуждений и
обсуждений
материалов учебника,
выполнения пробных
поисковых
упражнений.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать,19
Разные времена
разная одежда.
Урокисследование.
1
Знакомиться с
культурой народов,
отраженной в одежде.
Сохранение
национальных
традиций.
Фронтальная – чтение
текста в учебнике
«Разные времена – разная
одежда».
Коллективная – работа с
рубрикой «Выскажи
догадку»
Работа в парах –
составление
высказываний на тему «О
чём может рассказать
одежда?».
текущий
Проект
выполняя различные
роли в группе, в
совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
совместно с учителем
анализировать
предложенное задание,
разделять известное и
неизвестное.
Познавательные:
открывать новые
знания, осваивать
новые умения в
процессе наблюдений,
рассуждений и
обсуждений
материалов учебника,
выполнения пробных
поисковых
упражнений.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать,
выполняя различные
роли в группе, в
совместном решении
проблемы (задачи).20
1
Разные времена –
разная одежда.
Какие бывают ткани.
Урокисследование.
Фронтальная – чтение
текста в учебнике
Коллективная –
анализировать, из чего
изготавливали ткани
наши предки.
Знакомиться с
культурой народов,
отраженной в одежде.
Сохранение
национальных традиций
Текущий
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
коллективно
разрабатывать
несложные
тематические проекты
и самостоятельно их
реализовывать,
вносить коррективы в
полученные
результаты.
Познавательные:
сравнивать, обобщать,
наблюдать и делать
самостоятельные
простые выводы.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать,
выполняя различные
роли в группе, в
совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
21
Разные времена –
1
Фронтальная –
Знакомиться с
Регулятивные:
Текущийразная одежда.
Застёжка и отделка
одежды. Урок
исследование
культурой народов,
отраженной в одежде.
Сохранение
национальных традиций
сообщения детей:
«Одежда, её
предназначение».
Групповая –
конструирование и
украшение модели
одежды.
.
22
1
Разные времена –
разная одежда.
Знакомство с косой
строчкой на примере
закладок.
Фронтальная – чтение
текста в учебнике
Коллективная – выставка
работ.
Осваивать новые виды
стежков, упражняться в
выполнении шва «косая
строчка»
групповая
работа
ущий
Текущий
совместно с учителем
анализировать
предложенное задание,
разделять известное и
неизвестное.
Познавательные:
сравнивать, обобщать,
наблюдать и делать
самостоятельные
простые выводы.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать,
выполняя различные
роли в группе, в
совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
коллективно
разрабатывать
несложные
тематические проекты
и самостоятельно их
реализовывать,
вносить коррективы в
полученные
результаты.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбиратьТекущий
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
уважительно
относиться к позиции
других, пытаться
договариваться.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
коллективно
разрабатывать
несложные
тематические проекты
и самостоятельно их
реализовывать,
вносить коррективы в
полученные
результаты.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
уважительно
относиться к позиции
1
23
От замысла – к
результату: семь
технологических
задач.
Урокисследование
Понимать особенности
организации работы над
проектом.
Коллективная – беседа
«С чего начинается
работа над проектом?
Какие задачи не
обходимо решить
каждому автору проекта?
Есть ли сходство в работе
взрослых и школьников и
при выполнении
проектов? Какое? Какие
конструктивные
особенности могут быть у
разных изделий?»
Работа в парах – решение
первой задачи. Выбор
изделий.
Индивидуальная – работа
по учебнику. Решение
второй технологической
задачи.1
24
От замысла – к
результату: семь
технологических
задач.
Урокисследование
Понимать особенности
организации работы над
проектом
Фронтальная – беседа
«Как будут соединены
детали в конструкции —
подвижно или
неподвижно?» Решение 3
задачи.
Работа в парах –
обсуждение «С помощью
чего (ка ким способом)
лучше соединить
детали?» Решение 4
задачи.
Индивидуальная –
подготовка и соединение
деталей
Текущий
других, пытаться
договариваться.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
совместно с учителем
формулировать цель
урока после
предварительного
обсуждения.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
25
От замысла – к
результату: семь
1
Фронтальная – решение 5
технологической задачи
Понимать особенности
организации работы над
Регулятивные:
совместно с учителем
Текущийтехнологических
задач.
Урокпроект
проектом
«Как сделать
конструкцию прочной?»
Групповая – работа над 5
и 6 задачей с опорой на
учебник и тетрадь в
зависимости от
выбранного проекта.
1
26
От замысла – к
результату: семь
технологических
задач.
Урокисследование
Понимать особенности
организации работы над
проектом
Фронтальная – беседа по
решению 7
технологической задачи
«Что может подсказать
изобретателю природа?
Коллективная – решение
задачи с опорой на
материал рабочей
тетради.
Работа в парах –
завершение проектной
работы. Защита проекта.
Группова
я работа
Текущий
формулировать цель
урока после
предварительного
обсуждения.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
совместно с учителем
формулировать цель
урока после
предварительного
обсуждения.
Познавательные:
сравнивать, обобщать,
наблюдать и делать
самостоятельные
простые выводы.
Коммуникативные:27
Человек и стихии
природы. Огонь
работает на человека.
Урокпроект
1
Фронтальная – беседа с
опорой на презентацию
«Энергия природных
стихий. Огонь работает на
человека».
Групповая –изготовление
изразца для печи
Использование
человеком энергии сил
природы (воды, ветра,
огня) для повышения
производительности
труда
28
Главный металл.
1
Фронтальная – работа с
Представлять
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
совместно с учителем
формулировать цель
урока после
предварительного
обсуждения.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним.
Регулятивные:
текущий
текущийУрокпутешествие
происхождение,
свойства, виды и
применение металлов.
текстом учебника.
Групповая – проводить
практическое
исследование образцов
металла. Изготовление
изделия с использованием
металлической проволоки.
Работа в
группе
совместно с учителем
формулировать цель
урока после
предварительного
обсуждения.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.
Личностные:
принимать мнения и
высказывания других
людей, уважительно
относиться к ним
29
Ветер работает на
человека. Устройство
передаточного
механизма.
1
Урокисследование
Коллективная –
преобразование энергии сил
природы. Ветер работает на
человека. Просмотр
презентации.
Фронтальная
– исследования: полезная и
вредная работа ветра.
Ветряные мельницы.
Работа в парах –
Использование человеком
энергии сил природы
(воды, ветра, огня) для
повышения
производительности
труда
текущи
й
Регулятивные:
совместно с учителем
формулировать цель
урока после
предварительного
обсуждения.
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую дляизготовление модели
ветряной мельницы (картон,
бумага, проволока).
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.
Личностные: принимать
мнения и высказывания
других людей,
уважительно
относиться к ним.
1
30
Вода работает на
человека. Водяные
двигатели.
Урокпроект
Фронтальная – беседа с
опорой на презентацию
«Использование человеком
энергии текущей или
падающей воды». Вода
работает на человека. Эскиз
водяной мельницы.
Индивидуальная –
изготовление эскиза
водяной мельницы.
Работа в группах –
изготовление водяной
мельницы.
Взаимовлияние наук и
технических изобретений
в процессе развития
человечества. Энергия
природных стихий. Вода
работает на человека.
текущи
й
Работа
в
группах
Познавательные:
сравнивать, обобщать,
наблюдать и делать
выводы.
Регулятивные:
совместно с учителем
формулировать цель
урока.
Коммуникативные:
учиться высказывать
свою точку зрения и
пытаться её
обосновывать.31
Паровые двигатели.
Урокисследование
1
1
32
Получение и
использование
электричества
Электрическая цепь.
Урокисследование
Ключевые технические
изобретения от
Средневековья до начала
XX века.
Материальные и
духовные потребности
человека как движущие
силы прогресса.
Фронтальная – беседа
«Энергия природных
стихий. Паровой
двигатель».
Коллективная – сообщения
детей: « Паровой двигатель
– великое изобретение.
Использование парового
двигателя». Исследования –
проверка силы пара.
Индивидуальная – работа с
«конструктором»: сборка
тележки.
Фронтальная – беседа «
Получение и использование
электричества».
Работа в парах – сообщения
детей: « Электричество в
жизни человека».
Исследования устройства
фонарика.
«Чтение» электрической
цепи по схеме. Техника
безопасности при
текущи
й
текущи
й
Личностные: принимать
мнения и высказывания
других людей,
уважительно
относиться к ним.
Познавательные:
сравнивать, обобщать,
наблюдать и делать
простые выводы.
Регулятивные:
формулировать цель
урока после
предварительного
обсуждения.
Коммуникативные:
учиться работать в
паре, группе;
выполнять различные
роли (лидера,
исполнителя).
Личностные: освоение
личностного смысла
учения
Познавательные: с
помощью учителя
искать и отбирать
необходимую для
решения учебной
задачи информацию в
учебнике.
Регулятивные:
выполнять текущий
контроль и оценку
выполненной работы поиспользовании
электропроводки в доме.
Современные игрушки с
моторчиком.
.
33
34
Промежуточная
(годовая) аттестация
Великие изобретения
человека.
Урок – защита
проектов
1
1
Фронтальная Слушать и
понимать сведения,
полученные из печатных
источников. анализировать
историю техники.
Проявлять умения,
преобразовывать
информацию полученную
из разных источников.
предложенным
учителем критериям.
Коммуникативные:
уважительно
относиться к позиции
других, пытаться
договариваться.
Личностные: освоение
личностного смысла
учения, желания
учиться.
Познавательные:
выполнение
упражнений.
Регулятивные:
самостоятельно
выполнять поисковые
действия для решения
проблемы.
Коммуникативные:
готовность к
сотрудничеству.
Личностные: освоение
личностного смысла
учения.
Итогов
ый
Учебнометодический комплект
1. Лутцева Е.А. Технология: 1 4 классы: Программа. – М.: ВентанаГраф, 2014, 80 с.
2. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, 4е
изд., дораб. – М.: ВентанаГраф, 2013. – 160 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»)
3. Лутцева Е.А.: Технология: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева.
3е изд., испр. – М.: ВентанаГраф, 2016