Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Оценка 5
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
29.10.2019
Программа учебного предмета "Вокальный ансамбль" дополнительной общеразвивающей программы "Вокальный ансамбль" срок обучения 3 года, 6 лет, 8 лет для учащихся 1-8 классов детских музыкальных школ и школ искусств. Данная программа является модульной. В репертуарные списки входят авторские произведения преподавателей школы искусств.
ДОП Вокальный ансамбль.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«УстьОрдынская детская школа искусств»
Программа учебного предмета
УП.01. «Вокальный ансамбль»
дополнительной общеразвивающей программы
«Вокальный ансамбль»
Сроки реализации – 3 года, 6 лет, 8 лет.
1 п. УстьОрдынский
«Одобрено»
Методическим советом
МУДО «УстьОрдынская ДШИ»
Протокол №1
«23» августа 2019 г.
2019 г.
Утверждено
Приказом директора №89 от
«30» августа 2019 г.
Разработчики:
Улазова Татьяна Александровна, преподаватель МУДО «УстьОрдынская
ДШИ»
Тарасенкова Светлана Николаевна, преподаватель МУДО «УстьОрдынская
ДШИ»
2 Содержание
1 Пояснительная записка
2 Учебный план
3 Содержание учебного предмета
4 Ожидаемые результаты обучения
5 Методическое обеспечение учебного процесса
6 Формы и методы контроля успеваемости
7 Список рекомендуемой литературы
4
6
7
13
14
15
18
3 I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» разработана с
учетом рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,
утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от
19.11.2013 № 1610139/06 ГИ, а также с учетом педагогического опыта в
области вокального искусства в детских школах искусств.
Пение – это эффективная форма работы с детьми различного возраста,
вызывающий у них живой интерес и доставляющий им эстетическое
удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных
способностей. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности
коллектива, личной ответственности за общий результат. Воспитание детей
на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного
и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству,
что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его
музыкальную культуру. Пение служит одним из важных факторов развития
слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных
навыков. Занятия в вокальном ансамбле раскрепощают детей, ранее
испытывающих некую неуверенность.
Программа рассчитана на учащихся, осваивающих и освоивших
дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы в
области музыкального искусства в МУДО «УстьОрдынская ДШИ», в
возрасте от семи до семнадцати лет.
Программа «Вокальный ансамбль» основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи,
обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. С целью
привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию,
обеспечения его доступности, вариативности образовательных программ для
учащихся, имеющих различные способности, мотивацию к получению
дополнительного образования, сроки реализации программы составляют: 3
года, 6 лет, 8 лет.
4 Срок освоения программы «Вокальный ансамбль» для детей,
приступивших к освоению программы в возрасте с шести лет до девяти лет,
может составлять 3 года, 6 лет, 8 лет. Срок освоения программы для детей,
приступивших к освоению программы в возрасте с десяти до двенадцати лет,
может составлять 3 года, 6 лет. МУДО «УстьОрдынская ДШИ»
осуществляет прием на программу «Вокальный ансамбль» 3летнего срока
освоения. Перевод на 6летний и 8летний сроки обучения осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) и с учетом результатов
освоения программы «Вокальный ансамбль» предыдущего срока обучения.
Решение о переводе принимает педагогический совет МУДО «Усть
Ордынская ДШИ».
Прием учащихся на освоение программы может осуществляться на любой
модуль, а также на второй и третий года обучения любого модуля, в
зависимости от возраста учащегося.
Создание данной программы обусловлено необходимостью расширения
музыкальнотворческих способностей детей и
возможности развития
реализацией приобретенных ими навыков и умений.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самих
учащихся. Отбор произведений и песенного репертуара осуществляется с
учетом доступности, необходимости, художественной выразительности
(репертуар зависит, в том числе, от конкурсов и школьных мероприятий).
Цель программы:
развитие музыкальнотворческих способностей обучающихся на основе
приобретенных ими знаний, умений и навыков в области коллективного
вокального исполнительства.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
развитие интереса к музыке и музыкальному творчеству;
воспитание навыков и умения исполнения простых и сложных вокальных
произведений;
формирование умений и навыков коллективного вокального
исполнительства;
стимулирование инициативы и потребности самовыражения;
приобретение учащимися опыта коллективного вокального
исполнительства и публичных выступлений.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
5 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся вокальных коллективов;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Форма проведения учебного занятия – мелкогрупповой урок,
продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся в соответствии с учебным
планом.
Учебный план 3летнего срока обучения
№
Наименование
учебного предмета
1 Вокальный ансамбль
2 Индивидуальные
занятия
Годы обучения (классы),
количество аудиторных
часов в неделю
Промежуточная
аттестация (годы
обучения, классы)
I
2
0,5
II
2
0,5
III
2
0,5
I, II, III
Учебный план 6летнего срока обучения
№
Наименование
Годы обучения (классы),
учебного предмета
количество аудиторных часов в
Промежуточн
ая аттестация
неделю
1 Вокальный ансамбль
I
2
II
2
III
2
2 Индивидуальные
0,5
0,5
0,5
занятия
V
2
VI
2
0,5
0,5
IV
2
0,
5
Учебный план 8летнего срока обучения
№ Наименование
Годы обучения (классы), количество
учебного
предмета
аудиторных часов в неделю
I
II
III
IV V VI VII VIII
6
(годы
обучения,
классы)
I, II, III, IV, V,
VI
Промежуточн
ая аттестация
(годы
обучения,
классы) 1 Вокальный
ансамбль
2 Индивидуальны
е занятия
2
0,
5
2
0,
5
2
0,
5
2
0,
5
2
0,
5
2
2
2
I, II, III, IV, V,
VI, VII, VIII
0,5
0,5
0,5
Описание материальнотехнических условий
реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль»
Для реализации программы учебного предмета «Вокальный ансамбль»
созданы материальнотехнические условия, которые включают в себя учебную
аудиторию с звукотехническим оборудованием, наличие фортепиано.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа предполагает 3 модуля обучения:
1 модуль (младшая группа) – 3 года обучения – дети 7 9 лет.
2 модуль (средняя группа) – 3 года обучения – дети 10–13 лет.
3 модуль (старшая группа) – 2 года обучения – дети 14–17 лет.
Требования по модулям обучения
В течение всего обучения в вокальном ансамбле планируется ряд
творческих показов: отчѐтные концерты, участие в смотрах, конкурсах,
фестивалях, концертномассовых мероприятиях.
За учебный год в классе вокального ансамбля должно быть пройдено
примерно 46 произведений.
Основные принципы подбора репертуара:
художественная ценность произведения;
необходимость расширения музыкальнохудожественного кругозора
детей;
решение учебных задач;
русская и зарубежная музыка в сочетании с произведениями
современных композиторов различных жанров);
доступность: по содержанию, голосовым возможностям, вокальным
навыкам;
разнообразие: по стилю, темпу, нюансировке, сложности, содержанию.
Распределение учебного материала по модулям обучения
Первый модуль обучения, включает в себя:
7 освоение вокальнохоровых навыков дыхания,
вокализация,
координация слуховых представлений и точность певческой интонации;
знакомство с партитурой, пение по партиям;
пение в унисон.
Начинать занятия надо с исполнения несложных произведений с
аккомпанементом. Это могут быть детские песни современных
композиторов и композиторовклассиков.
1.
Певческая установка и дыхание. Начальные понятия о певческой
установке: посадка певца, положение корпуса и головы при пении сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. В
отличие от выступления в хоре, исполнение в ансамбле требует от участников
большей концентрации внимания, большей самоотдачи, активизации слуха и,
главное, — ясного точного звучания голоса каждого участника. Цезуры.
Различный вдох в зависимости от характера произведения. Дыхание во время
пения, различная смена дыхания (спокойная, короткая и активная).
Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в
конце произведения).
Воспитание индивидуальных вокальных навыков, которые являются
самоцелью на индивидуальных занятиях, при пении в ансамбле подчиняются
задаче координации строя, темпа, дикции, динамики. Использование в работе
традиционных вокальных упражнений для детей.
2. Звуковедение и дикция. Естественный, свободный звук без
напряжения форсировки. Преимущественно мягкая атака звука. Пение нон
легато и легато. Нюансы меццопиано и меццофорте, пиано. Развитие
дикционных навыков. Гласные и согласные в пении, их взаимоотношение.
Использование скороговорок.
3. Ансамбль и строй. Пение по слуху, начало работы с партитурой.
Выработка активного унисона (чистое интонирование диатонических ступеней
лада), ритмической устойчивости при соотношении простых длительностей
(половинная, четверть, восьмая) в умеренных темпах. Интонирование
произведений в мажоре и миноре. Устойчивое интонирование произведений с
аккомпанементом дублирующим мелодию.
4. Формирование исполнительских навыков. Анализ поэтического и
музыкального текста. Определение куплетной формы. Фразировка. Фермата.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста «внимание»,
«дыхание», «начало пения», «окончание пения», простейших агогических и
динамических изменений. Начало работы над исполнительской дисциплиной.
Театрализация песен, использование сольных реплик, жестов, деталей,
игровых предметов, костюмов, применение шумовых инструментов — все это
оживляет занятия, создает творческую атмосферу.
8 Главный итог 1 модуля обучения — это радость пения в ансамбле,
желание ребенка показать свои умения в концертных выступлениях. Если
учащийся чувствует себя психологически комфортно в ансамбле, значит, у
него есть возможность развиваться, исполняя все более и более сложную
музыку. Основной результат 1 модуля обучения — умение чисто пропеть по
нотам несложную мелодию, правильно соблюдая метроритм, умение петь
стройно, в унисон.
Продолжение освоения навыков, полученных при освоении 1 модуля
23 модули обучения
обучения с дальнейшим усложнением поставленных задач.
1.
Певческая установка и дыхание. Посадка певца; положение
корпуса, головы, артикуляция при пении сидя и стоя. Одновременный вдох и
начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Задержка дыхания перед началом пения. Смена дыхания в процессе пения;
различные его приѐмы (короткое и активное в быстрых темпах; более
спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Навыки «цепного»
дыхания: пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение
продолжительных музыкальных фраз.
2.
Развитие детского голоса. Продолжение работы по развитию
детского голоса. Использование в работе несложных вокальных упражнений,
помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования,
расширению диапазона и в то же время наилучшему усвоению изучаемого
репертуара.
Например:
нисходящие трехпятиступенные построения, начиная с середины
регистра (секвенции), то же в восходящем движении, начиная с нижних звуков
регистра, небольшие мелодические обороты (отрывки песен, попевки);
смена гласных на повторяющемся звуке;
гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения ее
небольших отрезков);
трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх.
3. Звуковедение и дикция. Естественный, свободный звук без
напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука. Пение
стаккато, нон легато, легато. Нюансы (форте, меццофорте, меццопиано,
пиано). Гласные и согласные, их роль в пении. Округление гласных, способы
их формирования в различных регистрах. Взаимоотношение гласных и
согласных в пении, отнесение согласных к последующему слогу. Развитие
дикционных навыков.
9 4. Ансамбль и строй. Выработка активного унисона, чистое
интонирование диатонических ступеней лада и хроматизма, интонирование
полутона и тона от звука. Ритмическая устойчивость в более быстрых и
медленных темпах при исполнении более сложного ритмического рисунка.
Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.
Интонирование произведений в мажоре, различных видах минора, с
отклонениями в другие тональности.
Устойчивое интонирование
одноголосного, двухголосного с элементами двух и трѐхголосного пения при
сложном аккомпанементе. Введение понятия дикционного, ритмического,
интонационного, гармонического ансамбля.
5. Формирование исполнительских навыков. Анализ словесного и
музыкального текста. Грамотное чтение нотного текста по партиям и
партитурам (сольмизирование и сольфеджио). Разбор тонального плана,
ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Определение формы
(купленная, двух и трехчастная). Членение на мотивы, фразы, предложения,
периоды. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Агогика исполняемых произведений; фермата над звуком. Различные виды
фермат. Ко второму году занятий ребята привыкают к пению в ансамбле, они
увереннее держатся на сцене, не испытывая волнения. Дети предпочитают
исполнять эмоционально яркие произведения, выбирают веселые, шутливые и
выразительные — в театрализованной форме беседы. Работа над
совершенствованием вокальноансамблевых умений, таких как:
гармонический слух — умение подстраиваться, чисто держать свою
партию;
координация метроритма в исполнении;
вокальный слух (умение правильно вокально вести свою партию).
Если удалось добиться хорошего строя в двухголосии, можно
постепенно переходить к простому 3голосию a’cappella или 2голосию с
элементами 3голосия.
Примерные репертуарные списки
Песни для вокального ансамбля
1 Берковский В. и Никитин С., сл. Величанского А. «Под музыку
Вивальди»
2 Варламов А. «Вальс Победы»
3 Васильев Г. «Песня про интернет»
4 Верижников Ю. « Здесь с тобою мы живем»
5 Верижников Ю. «Мир волшебных цветов»
6 Гершвин Дж., сл. Гершвина А. «Clap yo hand»
7 Гладков Г., сл. Энтина Ю. «Серенада трубадура»
8 Дубравин Я., сл.Суслова В. «Про Емелю»
10 9 Дубравин Я.,сл. Суслова В. «Следопытский костер»
10 Дунаевский М., сл. Дербенева Л. «Ах, этот вечер»
11 Дунаевский И., сл. В.Лебедева – Кумача «Колыбельная»
12 Журбин А.,сл. Синявского П. «Планета детства»
13 Ермолов А. «Любимая школа»
14 Ермолов А. «Светит солнышко»
15 Ермолов А., сл. Пярнянен С. «Гимн музыке»
16 Залужная Т. «Далеко от мамы»
17 Залужная Т. «У друзей нет выходных»
18 Залужная Т. «Снег падает на всех»
19 Зарицкая Е. «Перелетный возраст»
20 Истомина А. «А в Иркутске летная погода»
21 Из репертуара гр. «Класс» «Детство»
22 Итальянская народная песня «Солнышко»
23 Керн Дж., сл. О.Харбаха, «Дым»
24 Крутой И. « Я пою»
25 Крылатов Е., сл. Дербенева Л. «Песня о волшебной розе»
26 Крылатов Е. , сл. Дербенева Л. «Песня о надежде»
27 Локтев В.,сл. А. Пришельца «Ты лети, ветерок»
28 Майданов Д. «Для чего мы на свете живем»
29 Минков М., сл. Иванова Д. «Спасибо, музыка!»
30 Мишело Тьело «Мы маленькие звезды»
31 Моцарт В. Канон «Славим мир»
32 Митяев В. «Весеннее танго»
33 Наумова О. «Я желаю всем добра»
34 Наумова О. «Мама»
35 Наумова О. «Мечта»
36 Наумова О. «Байкал»
37 Наумова О. «Шарманщик»
38 Наумова О. «Выпускная»
39 Осошник В., сл. Осошник Н. «Бибика»
40 Пахмутова А., сл. Добронравова Н. «Орлята учатся летать»
41 Плотникова Е. «Мечты снежинки»
42 Пряжников А. «Три кита»
43 Пряжников А. «Мы маленькие звезды»
44 Пряжников А. «Новогодняя»
45 Пряжников А. «Кошка беспородная»
46 Пугачева А. «Лето»
47 Рыбников А., сл.Ю.Кима «Лунная песня»
48 Рыбников А., сл. Тагора Р. «Последняя поэма»
49 Рыбников А., сл. Энтина Ю. «Себя забудь»
50 Рысев О., сл. Успенского Э. «Бабушка пирата»
11 51 Сасин П. «Братишка с сестренкой»
52 Синенко В.,сл. С. Уриха «Песня про пожар»
53 Синенко В.,сл. Уриха С. «В мире музыки живем»
54 Синенко В.,сл. А. Эстрина «Детство»
55 Синенко В.,сл.С. Филимонова «Кобра»
56 Тарасенкова С. «Вырастаем в УстьОрде»
57 Тарасенкова С. «Сороки»
58 Тарасенкова С. «У окна музыкальной школы»
59 Тарасенкова С. «Серебристый всадник»
60 Тарасенкова С. «Огонек надежды»
61 Тарасенкова. С. «Выпускная»
62 Трофимов С. «Когда окончится война»
63 Турусов П., сл. Л. Босхоловой «УстьОрдынский вальс»
64 Фрадкин М., сл. Е. Долматовского «Добрая примета»
65 Чешегорова А. «Мама, будь всегда со мною рядом»
66 Чернышова Л. «Солнышко»
67 Lennon J., McCartny P.«Because»
68 The Chordetts – “Lollipop»
69 Херман Дж. «Хэллоу, Долли»
70 Новогодние песни – диск «Тиктак»
71 Новогодние песни «Российский Дед мороз»
72 Новогодние песни «Зимняя сказка»
73 Новогодние песни «Елочкаелка лесной аромат»
Песни для солистов
1 Попков О. «Губки бантиком»
2 Блантер М.,сл. М. Исаковский «Катюша»
3 Варламов А. «Нямням»
4 Верижников Ю. «Осенний листопад»
5 Верижников Ю. «Озорная»
6 Верижников Ю. «Детство мчится»
7 Верижников Ю. «Хочется выше»
8 Верижников Ю. «Осенний листопад»
9 Верижников Ю. «Музыка во всем»
10 Верижников Ю. «А унас тишина»
11 Губарев Ю. «Домик над рекой»
12 Гр. «Дети солнца» «Девчонка современная»
13 Залужная Т. «Семь кошек»
14 Залужная Т. «Случай в зоопарке»
15 Зарицкая Е. «Лизавета»
16 Зарицкая Е. «Мамины глаза»
12 17 Зарицкая Е. «Радость моя»
18 Зарицкая Е. «Раз ладошка, два ладошка»
19 Зацепин А. «Медведи»
20 Ермолов А. «Времена года»
21 Ермолов А. «Прадедушка»
22 Ермолов А.,сл. А. Бочковской «Я хочу быть похожим на ветер»
23 Ермолоа А. «Мир, который нужен мне»
24 Потемкин Б. «Наш сосед»
25 Пархоменко Т. «День рождения мамы»
26 Пархоменко Т. «Детство»
27 Пархоменко Т. «Семь нот»
28 Пархоменко Т. «Ах, Новый Год»
29 Пархоменко Т. «Я взрослая»
30 Лядова Л.,сл. Садовского М. «Моряки»
31 Жемайтук Н. «Баба Яга»
32 Жемайтук Н. «Чудопатефон»
33 Жемайтук Н. «Колыбельная»
34 Жемайтук Н. «Фиолетовая туча»
35 Жемайтук Н. «У меня бабуся»
36 Жемайтук Н. «Светлячок»
37 Жемайтук Н. «Дорога к дому»
38 Сафоничева Н.,Тугаринов Ю., сл. Орлова Ю. «Я рисую море»
39 Савельев Б. «Если добрый ты»
40 Саульский Ю.,сл.Танича М. «Черный кот»
41 Севара «Там нет меня»
42 Синенко В.,сл. С. Плахутиной «Сказка детства моего»
43 Модель В.сл. Александрова З. «Бескозырка белая»
44 Новогодние песни –диск «Елочке не холодно зимой»
45 Протасов М.,сл.Шкловского «Ты не бойся, мама»
46 Пожлаков С. «Первые шаги»
47 Шаинский В.,сл. Пляцковского М. «Лада»
48 Чернышова Л. «Мир на планете»
49 Чернышова Л. «Моя Россия»
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результатом освоения программы учебного предмета «Вокальный
ансамбль», являются следующие знания, умения, навыки:
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, вокальному
исполнительству;
13 знание основ вокального и в том числе ансамблевого искусства,
художественноисполнительских
особенностей вокальных партитур,
возможностей вокального коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного исполнительского творчества, в том числе,
отражающие взаимоотношения между солистом и вокальным коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских,
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в
том числе произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля;
знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
владение всеми видами певческого дыхания;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
слышание своего голоса в общей вертикали и понимание его
знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных
функционального значения;
произведений;
навыки чтения с листа.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
высокий уровень мотивации учащихся к вокальному исполнительству;
профессиональное самоопределение одарѐнных детей в области музыкально
ансамблевого образования;
творческая самореализация учащихся, участие вокального коллектива и
его солистов в смотрахконкурсах, фестивалях, концертномассовых
мероприятиях.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
и промежуточная аттестация.
При реализации программы «Вокальный ансамбль» ведутся текущий
контроль,
При этом используется
безотметочное оценивание достижений учащихся с учетом индивидуальных
способностей, отражающая не только приобретение определенных знаний,
умений и навыков, но и другие аспекты развития детей: мотивация к
обучению, эмоциональное и художественное развитие, темп работы ученика,
личностные качества, своеобразие психических процессов, особенности
памяти и восприятия.
14 Итогом текущего и промежуточного контроля в безотметочной
системе оценивания является краткий словесный анализ деятельности
ансамбля в целом и учащихся на уроке и контрольном мероприятии: уровень
подготовки, степень продвижения в освоении учебного материала, творческая
активность, с учетом индивидуальных способностей.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в
целях оперативного контроля за качеством освоения программы. Учет
успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих
занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверке знаний партий.
Оценивая каждого ученика, преподаватель, опираясь на ранее выявленный им
уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует
динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми
средствами стимулируя его интерес к учебе.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля
учебной работы обучающихся, проходит в виде выступлений на творческих
мероприятиях и концертах, участия в конкурсах, и проводится с целью
определения качества реализации образовательного процесса, качества
подготовки по учебному предмету,
уровня умений и навыков,
сформированных у обучающегося.
По завершении освоения программы учебного предмета «Вокальный
ансамбль» обучающемуся выдается документ об освоении общеразвивающей
программы, форма которого утверждена МУДО «УстьОрдынская детская
школа искусств».
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации
Задача руководителя вокального ансамбля привить детям любовь к
пению, сформировать необходимые навыки, выработать потребность в
систематическом коллективном музицировании, учитывая, что пение –
наиболее доступный вид подобной деятельности..
На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и
навыки сольфеджирования, т.к. пение по нотам, а затем и по партитурам
помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно,
значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню
исполнения и пения без сопровождения. Пение по нотам необходимо сочетать
с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию
музыкальной памяти. На протяжении всех лет обучения преподаватель следит
15 за формированием и развитием важнейших вокальнохоровых навыков
учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.).
Большое значение имеет репертуар учащихся. Общее количество
музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в классе, дается
разделе «Содержание учебного предмета».
что
преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального развития.
Предполагается,
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Рекомендации по подбору репертуара
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает
тщательная работа преподавателя над художественным образом
исполняемого произведения, выявлением его идейноэмоционального смысла.
При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и
поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и
выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его
отдельных частей. Постепенно, с накоплением опыта ансамблевого
исполнения,
репертуар
усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с
многообразными жанрами вокальной музыки. Краткие пояснительные беседы
к отдельным произведениям используются преподавателем класса для
выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка
различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального
кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
овладением вокальнохоровыми навыками,
Необходимо подбирать, прежде всего, произведения высокого
художественного уровня, музыкальный язык и образный строй которых
соответствует душевному миру и пониманию ребѐнка (подростка),
подходящие по голосу и тембру.
Необходимо осуществлять
дифференцированный подход к учащимся, в соответствии с их
способностями. В мутационный возрастной период педагог должен быть
предельно осторожен и внимателен.
Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нѐм
фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя,
16 с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального
материала, особенностями тех, кто его усваивает.
Серьѐзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом
отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые
могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр
голоса в процессе работы над песней.
Ввиду недостаточного количества музыкальных произведений,
написанных специально для детского вокального ансамбля, рекомендуется
преподавателям самостоятельно делать переложения сольных песен.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
дополнительных
детьми
общеразвивающих
Объѐм самостоятельной работы учащихся определяется с учѐтом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением
и
предпрофессиональных программ в области музыкального искусства), с
опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности
ученика. Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе
вокального ансамбля является домашняя работа. Прежде всего она должна
заключаться в систематической проработке своей вокальной партии в
произведениях, изучаемых в классе. Важно, чтобы ученик мог свободно
интонировать. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий
должен уметь выразительно исполнять свой голос в звучании всей вокальной
фактуры без сопровождения. Выполнение учащимся домашнего задания
должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами.
17 VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Андгуладзе Н.
Homo cantor: Очерки вокального искусства / Н.
Андгуладзе. – М.: Аграф, 2003.
2. Андреева М. Первые шаги в музыке: Методическое пособие / М.
Андреева, Е. Конорова. – М.: Советский композитор, 1991.
3. Витвицкий К. З. Постановка голоса (Пособие для практических
занятий) / К. З. Витвицкий. – Пермское книжное издво, 1970.
4. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б.
Гонтаренко. – Изд. 2е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А.
Апраксина. – М.: Просвещение, 1990.
6. Казачков С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков. – Издво
Казанского университета, 1990.
Учебнометодическая литература
1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебно–
методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и
вокалистов. Серия «Мир медицины». – СПБ. : Издво «Лань», 2000.
2. Музыкальноэстетическое воспитание в детском саду, семье и школе.
Созвучие., Вып. № 1, 2006.
Учебносправочная литература
18 1. Булучевский Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю.
С. Булучевский, В. С. Фомин. – 10е изд. – Л.: Музыка, 1990.
2. Кочнева И. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева. – 2е изд. –
Л.: Музыка, 1988.
3. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.:
Советская энциклопедия, 1990.
4. Середкина Л. Е. Музыкальный словарь для учащихся / Л. Е. Середкина.
– Иркутск: Репроцентр А1, 2008.
5. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В.
Медушевский, О. О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.
Нотная литература
1. Абелян Л. Как рыжик научился петь. Учеб. пособие для детей
дошкольного и младшего школьного возраста/ Л. Абелян. – М. :
Советский композитор, 1989.
2. Антология советской детской песни: Песни для детей среднего
школьного возраста в сопровождении фортепиано / Сост. Ю. Алиев. –
Вып. 4. – М.: Музыка, 1989.
3. В мире музыки живем. Нотное приложение к компактдиску. Владимир
Синенко, Владивосток, 2003.
6.
5.
4. Журбин А. Планета детства: Песни (хоры) для детей младшего,
среднего и старшего возраста в сопровождении фортепиано / А.
Журбин. – М.: Советский композитор, 1989.
Концерт в сельском клубе / Сост. Н. Истратов. – Вып. 10. – М. :
Музыка, 1991.
Крылатов Е. Прекрасное далеко: Песни для детей и юношества в
сопровождении фортепиано / Е. Крылатов. – М. : Советский
композитор, 1988.
Малыши поют классику для детского хора в сопровождении
фортепиано и без сопровождения. – Ч. I. – Зарубежная классика / Сост.
А. АфанасьеваШешукова. – СПб.: Издво «Композитор», 1998.
Марченко Л. Лучшие детские песни о разном / Л. Марченко. – Ростов
н/д : Феникс, 2007.
Металлиди Ж. Про луну и апельсины. Песни для детского хора / Ж
Металлиди. – СПб.: Издво «Композитор», 1997.
7.
8.
9.
10. Минков М. Вечный двигатель: Музыкальный сборник / М. Минков. – М.
: Дрофа, 2001.
11. Музыка в школе. 5 класс: Хрестоматия / Сост. Т. Жданова, А.
Кононенко; Метод. разработка Т. Ждановой. – М.: Музыка, 1981.
19 12. Нотное издание. Будем с песенкой дружить. Новые песни советских
композиторов для детей младшего возраста в сопровождении
фортепиано / Сост. Е. И. Илюшин. – Вып. 8. – М.: Музыка, 1989.
13. Нотное издание. Веселые уроки «Радионяни» для детей младшего и
среднего школьного возраста. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1988.
14. Нотное издание. Твои любимые песни в сопровождении фортепиано. –
Вып. 2. – М.: Советский композитор, 1990.
15. Паулс Р. Птичка на ветке: Песни для детей в сопровождении
фортепиано / Р. Паулс. – Л.: Советский композитор, 1990.
16. Пионерское лето: Песни (хоры) для детей среднего школьного возраста
в сопровождении фортепиано. – М.: Советский композитор, 1989.
17. Портнов Г. А. Четыре загадки Корнея Чуковского для пения и
фортепиано / Г. А. Портнов. – СПб: Издво «Композитор», 1996.
18. Произведения для детского хора. Хрестоматия для IIII классов ДМШ /
Сост. И. И. Москалькова. – Л.: Музыка, 1983.
19. Потешки и забавы. Сост. Ю.К. Комальков, Э.В. Соболева , Вып. 1, М.:
Советский композитор, 1988 .
20.Песни, потешки, для самых маленьких. Сост. С.И. Бекина , Соболева
Э.В., М. : Советский композитор, 1988.
21.Солнечные песенки. Песни на стихи детей / Сост. И. Кадомцев. – М. :
Музыка, 1990.
22. Советские композиторы для детского хора : Хоровые произведения в
сопровождении для фортепиано и без сопровождения. – Вып. 5. – М. :
Музыка, 1990.
23. Спи, моя радость, усни! Колыбельные песни для голоса (хора) в
сопровождении фортепиано (и без сопровождения) / Сост. Э Леонов. –
М.: Кифара, 1998.
24. Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое
сольфеджио. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» / Г.
А. Струве. – СПб.: Издво «Лань», 1999.
25. Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века: Кн. для учащихся ст.
классов. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982.
26. Усович В. Веселые песенки для маленьких и не маленьких. УланУдэ:
ФГБОУ ВО ВСГИК, 2015.
27.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального
воспитания: Учеб. пособие. – М.: Музыка, 1989.
28. Хонина Р. В. Произведения зарубежных композиторов в переложении
для детского хора / Р. В. Хонина. – Новосибирск.: Книжница, 1996.
20 29. Чичков Ю. Избранные песни для детей / Ю. Чичков. – М. : Советский
композитор, 1988.
30. Шаинский В. Избранные песни для детей в сопровождении
фортепиано / В. Шаинский. – Переизд. – М.: Советский композитор,
1989.
31.Школьный вечер. Вып. 3, М.: Музыка, 1987.
Диски:
Электронные ресурсы
1 Веснушки. Павел Хайрулин. 20 треков. 2006.
2 Перелетный возраст. Евгения Зарицкая. 22 тр.2012
3 Театр Татьяны Пархоменко. 24 тр. 2010.
4 Пойте с нами. Юрий Верижников. 22 тр. 2010
5 Сороки. Светлана Тарасенкова. 19 тр. 2008
6 Сороки. Светлана Тарасенкова. 16 тр. 2018
7 Летят по свету ноты. Наталья Жемайтук. 20 тр. 2010
8 За окном поет весна. Юрий Верижников. 22 тр. 2012
9 В мире музыки живем. Вл. Синенко. 34 тр. 2009
10 Детство мчится. Юрий Верижников . 22 тр. 2009
11 Альбом Новогодние песни. 20 тр. 2011
12 Альбом гр. Барбарики.
13 Альбом Татьяны Залужной.
14 Альбом гр. Великан.
15 Альбом А. Пряжникова
16 Альбом А. Ермолова.
17 Альбом гр. Волшебники двора.
18 Альбом В. Осошника.
19 Альбом Л. Чернышовой
21
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Программа учебного предмета УП.01. «Вокальный ансамбль» дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.