Программа учебной дисциплины "Физиология питания" для СПО

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа учебной дисциплины "Физиология питания" предназначена для специальности "Технология продукции общественного питания". Программа структурирована, в ней указаны знания и умения, которыми должен овладеть студент согласно стандарту дисциплины, разбивка по темам с содержанием учебного материала и количества часов на каждую тему , представлены условия реализации программы, список литературы, и контроль.Программа учебной дисциплины "Физиология питания"
Иконка файла материала ТОП-9-14 ФП.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский агропромышленный техникум» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Начальник отделения по УМР Зам. директора по УР _______________ Э. С. Есенеева _______________ О. Г. Караман «____» ____________ 201_ г. «___» ______________201_ г.                                                        Рабочая  программа  учебной дисциплины    «Физиология  питания»  Специальность 19.02.10  «Технология продукции общественного питания»                                     РАССМОТРЕНО Должность Фамилия, инициалы Подпись Дата Председатель  цикловой (методической) комиссии    Родионова Т. Д  Версия 1 Разработал Преподаватель Березина А. В2015г                                 Рассмотрено на заседании  ЦМК  специальности  19.02.10 «Технология продукции общественного  питания» Протокол № 1 от « 30» августа 2015г.  ______________ А. В. Березина УТВЕРЖДАЮ                                        Зам. директора по УМР  ____________ Э. Э Есенеева                 « 31 » августа 2015г  2Рабочая   программа   учебной   дисциплины  разработана   на   основе   Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее ­ СПО)  19.02.10  «Технология продукции общественного питания» Организация­разработчик: филиал ГБПОУ  «Пермский агропромышленный техникум» Составитель: Березина Анна Владимировна – преподаватель высшей категории 3СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 5 6 12 13 41. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питанияе название учебной дисциплины 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной   профессиональной образовательной   программы   в   соответствии   с   ФГОС   по   специальности   (специальностям)   СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания 1.2   Место   учебной   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной   образовательной программы: общепрофессиональный  цикл 1.3   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам   освоения   учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь: проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов; рассчитывать энергетическую ценность блюд; составлять рационы питания для различных категорий потребителей.  В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: роль пищи для организма человека; основные процессы обмена веществ в организме; суточный расход энергии; состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов  питания; роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре  питания; физико­химические изменения пищи в процессе пищеварения; усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; понятие рациона питания; суточную норму потребности человека в питательных веществах; 5нормы и принципы рационального сбалансированного питания; методику составления рационов питания; назначение лечебного и лечебно­профилактического питания.   1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.   62. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы    Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: Лекции   лабораторные занятия  практические занятия  контрольные работы  курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) Составление конспектов Подготовка докладов, рефератов  Зачет   Объем часов 48 32   14   12 2 ­ 16 4 12 2  72.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 02. Физиология питания Наименование разделов и  тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная  работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень  освоения   1 Раздел 1. Физиология питания Тема 1.1. Пищевые вещества и их физиологическое значение для организма человека 2 3 4 1 2 3 4 5 Введение. Предмет и задачи курса: ∙         История развития питания ∙         Функции пищи Физиологическое значение белков для организма человека. Физиологическое значение жиров и углеводов для организма человека Физиологическое значение минеральных веществ и воды для организма  человека Физиологическое значение витаминов для организма человека Самостоятельная работа обучающихся: составление конспектов по темам 2 2 2 2 2 31 2 3 4 ∙         Незаменимые аминокислоты ∙         Жиро и водорастворимые витамины ∙         Методы и определение витаминов в продуктах 1 2 3 Понятие обмена веществ. Регуляция обмена веществ Энергозатраты организма. Энергетический баланс Энергетическая ценность пищевых продуктов Тема 2. Практическая работа : Обмен веществ и энергии 1 Определение суточных энергозатрат организма Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по темам ∙         Возрастные особенности обмена веществ ∙         Особенности регуляции обмена веществ Тема 3. Понятие о пищеварении. Основные отделы ЖКТ. Пищеварение и усвоение пищи 1 2 Физико­химические изменения пищи в процессе пищеварения Роль  ферментов в процессе пищеварения. Роль печени и поджелудочной железы. Роль личной гигиены в процессе пищеварения 2 2 2 2 2 2 3 3 2 21 2 3 4 Усвояемость пищи. Факторы влияющие на усвояемость Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по темам ∙         Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении ∙         Понятие о ферментах 1 2 3 4 5 6 7 Понятие о рациональном и сбалансированном питании Режим питания Принципы составления суточного рациона питания Питания различных профессиональных групп населения Питание детей, подростков и студентов Питание людей умственного труда Питание людей пожилого возраста Практические работы: 1 2 Составление суточного рациона питания. Расчет энергетической ценности блюд. Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по темам Тема 4. Рациональное и сбалансированное питание 3 2 2 2 2 2 3 2 3 31 2 3 4 ∙         Особенности режима питания спортсменов и людей, занятых тяжелым физическим трудом Тема 5. Содержание питательных веществ в продуктах животного происхождения 1 2 3 4 Характеристика  значение и использование продуктов животного  происхождения. Мясо и мясные продукты Характеристика  значение и использование продуктов животного  происхождения Рыба и морепродукты Характеристика  значение и использование продуктов животного  происхождения Молоко и молочные продукты. Характеристика  значение и использование продуктов животного  происхождения Яйца и яйцепродукты Практическая работа: 1 Органолептическая оценка качества молочных продуктов. Самостоятельная работа обучающихся: составление рефератов по темам ∙         Основные семейства рыбы и морепродуктов ∙         Молочнокислое  брожение. Применение в промышленности. Тема 6. Содержание питательных веществ в продуктах 1 2 Характеристика, значение и использование продуктов растительного  происхождения Крупы. Мука и мучные продукты Характеристика, значение и использование продуктов растительного  2 2 3 2 2 3 21 2 3 4 происхождения .Плоды и овощи растительного происхождения Самостоятельная работа обучающихся: составление рефератов  по темам ∙         Возможности сохранения пищевой ценности продуктов при тепловой обработке 1 Назначение и требования к лечебно­ профилактическому питанию 2 Понятие и принципы лечебного питания Тема 7. 3 Продукты лечебного  питания. Характеристика основных диет. Лечебное и лечебно­ профилактическое питание Контрольная работа  Самостоятельная работа обучающихся: составление конспектов по темам ∙         Лечебно­профилактические учреждения Крыма. Дифференцированный зачет Всего: 3 2 3 3 3 2 2 2 2 2 483. Условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физиологии питания, санитарии и гигиены»  Оборудование учебного кабинета: плакаты, стенды Технические средства обучения: Компьютер, экран, видеоматериал.  3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:  1. Дроздова, Т.М. Физиология питания: Учебник / Т.М. Дроздова, П.Е. Влощинский, В.М. Позняковский. ­ М.: ДеЛи плюс, 2012. – 352 2. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 184 с.  3. Мартинчик, А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник для студентов сред. проф. учебных заведений / А.Н. Мартинчик, А.А.  Королев, Ю.В. Несвижский. ­ М.: ИЦ Академия, 2012. ­ 352 c. Дополнительные источники:  1. Теплов, В.И. Физиология питания: Учебное пособие / В.И. Теплов, В.Е. Боряев. ­ М.: Дашков и К, 2013. ­ 452 c.  2. Рубина, Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебное пособие / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. ­ М.: Форум, НИЦ ИНФРА­М, 2013. ­  240. Новикова А. М. и др. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Учебник для нач. проф. образования – М.: проф. обр.  издат., 2001 г. – 480с. 3. Отосина В. Н. Практические работы по товароведению продовольственных товаров / серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов­на­Дону; «Феникс», 2003 г. – 288 с.Федеральные законы и нормативные документы 1. «О защите прав потребителей» (с изменениями) 25.01.96 2. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 02.01.00 3. «Об охране окружающей природной среды», 10.01.02 № 7­ФЗ 4. Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, Утв.Постановлением Совета Министров Правительства Российской  Федерации от 13.04.93 №332 5. СанПиН 2.3.21078­01 Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов 6. Сборник рецептур блюд диетического питания. ­ Киев: Техника, 1988 7. СанПиН 4.2­123­4116­86 Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов 8. ГОСТ Р 50763­95. Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия.   4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.   Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата Научились: ­ Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов еедостижения, определенных руководителем; ­ Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля,  оценка и коррекция собственной деятельности, несение ответственности за  результаты своей работы; ­ Осуществление и поиск информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных заданий; ­ Использование информационно­коммуникационных технологий в  профессиональной деятельности; ­ Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством,  клиентами; ­ Выполнение практических работ с использованием инструкционных карт; ­ Выполнение самостоятельной работы с использованием интернет­ресурсов. проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и  продуктов; рассчитывать энергетическую ценность блюд; составлять рационы питания; Узнали: роль пищи для организма человека; основные процессы обмена веществ в организме; суточный расход энергии; состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность  различных продуктов питания; роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и  воды в структуре питания; физико­химические изменения пищи в процессе пищеварения; усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; понятие рациона питания; суточную норму потребности человека в питательных веществах; нормы и принципы рационального сбалансированного питания; методику составления рационов питания; назначение лечебного и лечебно­профилактического питания.