Программа учебной дисциплины "Физиология питания" предназначена для специальности "Технология продукции общественного питания". Программа структурирована, в ней указаны знания и умения, которыми должен овладеть студент согласно стандарту дисциплины, разбивка по темам с содержанием учебного материала и количества часов на каждую тему , представлены условия реализации программы, список литературы, и контроль.Программа учебной дисциплины "Физиология питания"
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Пермский агропромышленный техникум»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Начальник отделения по УМР
Зам. директора по УР
_______________ Э. С. Есенеева
_______________ О. Г. Караман
«____» ____________ 201_ г.
«___» ______________201_ г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Физиология питания»
Специальность 19.02.10 «Технология продукции общественного
питания»
РАССМОТРЕНО
Должность
Фамилия, инициалы
Подпись
Дата
Председатель
цикловой (методической) комиссии
Родионова Т. Д
Версия 1
Разработал
Преподаватель
Березина А. В2015г
Рассмотрено на заседании
ЦМК специальности 19.02.10
«Технология продукции общественного
питания»
Протокол № 1
от « 30» августа 2015г.
______________ А. В. Березина
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
____________ Э. Э Есенеева
« 31 » августа 2015г
2Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям)
среднего профессионального образования (далее СПО)
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Организацияразработчик: филиал ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум»
Составитель:
Березина Анна Владимировна – преподаватель высшей категории
3СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
5
6
12
13
41. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология питанияе
название учебной дисциплины
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
19.02.10 Технология продукции общественного питания
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: общепрофессиональный цикл
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;
рассчитывать энергетическую ценность блюд;
составлять рационы питания для различных категорий потребителей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
роль пищи для организма человека;
основные процессы обмена веществ в организме;
суточный расход энергии;
состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов
питания;
роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре
питания;
физикохимические изменения пищи в процессе пищеварения;
усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
понятие рациона питания;
суточную норму потребности человека в питательных веществах;
5нормы и принципы рационального сбалансированного питания;
методику составления рационов питания;
назначение лечебного и лечебнопрофилактического питания.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
62. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекции
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Составление конспектов
Подготовка докладов, рефератов
Зачет
Объем часов
48
32
14
12
2
16
4
12
2
72.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП. 02. Физиология питания
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
Раздел 1. Физиология
питания
Тема 1.1.
Пищевые вещества и их
физиологическое значение
для организма человека
2
3
4
1
2
3
4
5
Введение. Предмет и задачи курса:
∙ История развития питания
∙ Функции пищи
Физиологическое значение белков для организма человека.
Физиологическое значение жиров и углеводов для организма человека
Физиологическое значение минеральных веществ и воды для организма
человека
Физиологическое значение витаминов для организма человека
Самостоятельная работа обучающихся: составление конспектов по темам
2
2
2
2
2
31
2
3
4
∙ Незаменимые аминокислоты
∙ Жиро и водорастворимые витамины
∙ Методы и определение витаминов в продуктах
1
2
3
Понятие обмена веществ. Регуляция обмена веществ
Энергозатраты организма. Энергетический баланс
Энергетическая ценность пищевых продуктов
Тема 2.
Практическая работа :
Обмен веществ и энергии
1
Определение суточных энергозатрат организма
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по темам
∙ Возрастные особенности обмена веществ
∙ Особенности регуляции обмена веществ
Тема 3.
Понятие о пищеварении. Основные отделы ЖКТ.
Пищеварение и усвоение
пищи
1
2
Физикохимические изменения пищи в процессе пищеварения Роль
ферментов в процессе пищеварения.
Роль печени и поджелудочной железы.
Роль личной гигиены в процессе пищеварения
2
2
2
2
2
2
3
3
2
21
2
3
4
Усвояемость пищи. Факторы влияющие на усвояемость
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по темам
∙ Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении
∙ Понятие о ферментах
1
2
3
4
5
6
7
Понятие о рациональном и сбалансированном питании
Режим питания
Принципы составления суточного рациона питания
Питания различных профессиональных групп населения
Питание детей, подростков и студентов
Питание людей умственного труда
Питание людей пожилого возраста
Практические работы:
1
2
Составление суточного рациона питания.
Расчет энергетической ценности блюд.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по темам
Тема 4.
Рациональное и
сбалансированное питание
3
2
2
2
2
2
3
2
3
31
2
3
4
∙ Особенности режима питания спортсменов и людей, занятых тяжелым физическим
трудом
Тема 5.
Содержание питательных
веществ в продуктах
животного происхождения
1
2
3
4
Характеристика значение и использование продуктов животного
происхождения. Мясо и мясные продукты
Характеристика значение и использование продуктов животного
происхождения Рыба и морепродукты
Характеристика значение и использование продуктов животного
происхождения Молоко и молочные продукты.
Характеристика значение и использование продуктов животного
происхождения Яйца и яйцепродукты
Практическая работа:
1
Органолептическая оценка качества молочных продуктов.
Самостоятельная работа обучающихся: составление рефератов по темам
∙ Основные семейства рыбы и морепродуктов
∙ Молочнокислое брожение. Применение в промышленности.
Тема 6.
Содержание питательных
веществ в продуктах
1
2
Характеристика, значение и использование продуктов растительного
происхождения Крупы. Мука и мучные продукты
Характеристика, значение и использование продуктов растительного
2
2
3
2
2
3
21
2
3
4
происхождения .Плоды и овощи
растительного
происхождения
Самостоятельная работа обучающихся: составление рефератов по темам
∙ Возможности сохранения пищевой ценности продуктов при тепловой обработке
1 Назначение и требования к лечебно профилактическому питанию
2 Понятие и принципы лечебного питания
Тема 7.
3 Продукты лечебного питания. Характеристика основных диет.
Лечебное и лечебно
профилактическое питание
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся: составление конспектов по темам
∙ Лечебнопрофилактические учреждения Крыма.
Дифференцированный зачет
Всего:
3
2
3
3
3
2
2
2
2
2
483. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физиологии питания, санитарии и гигиены»
Оборудование учебного кабинета: плакаты, стенды
Технические средства обучения: Компьютер, экран, видеоматериал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дроздова, Т.М. Физиология питания: Учебник / Т.М. Дроздова, П.Е. Влощинский, В.М. Позняковский. М.: ДеЛи плюс, 2012. – 352
2. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 184 с.
3. Мартинчик, А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник для студентов сред. проф. учебных заведений / А.Н. Мартинчик, А.А.
Королев, Ю.В. Несвижский. М.: ИЦ Академия, 2012. 352 c.
Дополнительные источники:
1. Теплов, В.И. Физиология питания: Учебное пособие / В.И. Теплов, В.Е. Боряев. М.: Дашков и К, 2013. 452 c.
2. Рубина, Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебное пособие / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. М.: Форум, НИЦ ИНФРАМ, 2013.
240. Новикова А. М. и др. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Учебник для нач. проф. образования – М.: проф. обр.
издат., 2001 г. – 480с.
3. Отосина В. Н. Практические работы по товароведению продовольственных товаров / серия «Учебники и учебные пособия». – РостовнаДону; «Феникс»,
2003 г. – 288 с.Федеральные законы и нормативные документы
1. «О защите прав потребителей» (с изменениями) 25.01.96
2. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 02.01.00
3. «Об охране окружающей природной среды», 10.01.02 № 7ФЗ
4. Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, Утв.Постановлением Совета Министров Правительства Российской
Федерации от 13.04.93 №332
5. СанПиН 2.3.2107801 Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов
6. Сборник рецептур блюд диетического питания. Киев: Техника, 1988
7. СанПиН 4.2123411686 Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов
8. ГОСТ Р 5076395. Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Научились:
Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов еедостижения, определенных руководителем;
Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля,
оценка и коррекция собственной деятельности, несение ответственности за
результаты своей работы;
Осуществление и поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных заданий;
Использование информационнокоммуникационных технологий в
профессиональной деятельности;
Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством,
клиентами;
Выполнение практических работ с использованием инструкционных карт;
Выполнение самостоятельной работы с использованием интернетресурсов.
проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и
продуктов;
рассчитывать энергетическую ценность блюд;
составлять рационы питания;
Узнали:
роль пищи для организма человека;
основные процессы обмена веществ в организме;
суточный расход энергии;
состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность
различных продуктов питания;
роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и
воды в структуре питания;
физикохимические изменения пищи в процессе пищеварения;
усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
понятие рациона питания;
суточную норму потребности человека в питательных веществах;
нормы и принципы рационального сбалансированного питания;
методику составления рационов питания;
назначение лечебного и лечебнопрофилактического питания.