Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
28.03.2019
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика учебная дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи относится к общегуманитарному и социально-экономическому учебному циклу ОГСЭ.00.
1.3. Цели и задачи освоения учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться справочниками, словарями русского языка;
- использовать профессиональную лексику;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- нормы русского литературного языка;
- различия между языком и речью;
- специфику устной и письменной речи;
- правила продуцирования текстов разных жанров.
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммутативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по научнометодической работе
_______________М.А. Жаров
«______»________________20____г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ Е.А. Дмитриева
«______»________________20____г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка)
основная профессиональная образовательная программа
среднего профессионального образования
по программе подготовки специалистов среднего звена
Квалификация: Медицинский лабораторный техник
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев
на базе среднего общего образования г. Череповец
2017 год Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальностям среднего профессионального образования 31.02.03 Лабораторная диагностика
(базовая подготовка).
Организацияразработчик:
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
Разработчик:
Сизова А.И., преподаватель высшей квалификационной категории БПОУ ВО «Череповецкий
медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
Рассмотрено
на заседании ЦМК Общих гуманитарных
и социальноэкономических дисциплин
Протокол №___от «____»____20___г.
Председатель ________Е.Ц. Поталовская Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………4
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………...7
3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………………………………12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………….14 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03
Лабораторная диагностика.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена.
Согласно ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика учебная
дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи относится к общегуманитарному и
социальноэкономическому учебному циклу ОГСЭ.00.
1.3. Цели и задачи освоения учебной дисциплины требования к результатам
освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности,
целесообразности;
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться справочниками, словарями русского языка;
использовать профессиональную лексику;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
нормы русского литературного языка;
различия между языком и речью;
специфику устной и письменной речи;
правила продуцирования текстов разных жанров.
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи,
связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации
личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и
духовного развития человека.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования базового уровня.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В
соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммутативная,
языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при
изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Совершенствованию коммутативных умений, речевых навыков и культуры речи
информационная
способствует подготовка обучающимися устных выступлений,
переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются в процессе систематизации
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционирование, овладения основными нормами русского литературного языка, умения
пользоваться словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы
над специально подобранными текстами.
Значение придается и изучению профессиональной лексики, терминологии через
обращение к толковым словарям медицинских терминов.
Реализация программы в части компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе,
обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка на обучающегося 45 ч:
обязательная аудиторная 36 ч;
внеаудиторная (самостоятельная) 9 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические и практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
доклады/рефераты
Промежуточная аттестация
45
36
36
9
зачет 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1.
Тема 1.2. Орфоэпия и
ударение. Из истории
русской графики.
Фонетика
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
Раздел 1. Язык и речь. Культура человека и культура речи
2
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
5.
Понятие терминов «культура» и «культура речи»
Язык и речь
Соотношение понятий «литературный язык» и «разговорная речь»
Речь письменная и устная
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств
Словари
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Сочинение на тему «Культура человека, культура речи»
Анализ текстов, составленных в соответствии с литературными нормами и с
отступлениями от них
Нормы произношения (орфоэпические)
Нормы ударения (акцентологические)
Интонационные нормы
Фонетические средства речевой выразительности
Коммуникативные нормы
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
5.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2. Повторение правил расстановки знаков препинания
Выполнение домашних заданий
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
1
4
1
4
1
2
1
2 Тема 1.3. Лексика и
фразеология
Содержание учебного материала:
Понятие о лексической стилистике
Стилистическое использование многозначности слова
Стилистическое использование синонимов
Стилистическое использование антонимов
Стилистическое использование неологизмов, историзмов и архаизмов
Стилистическое использование жаргонизмов
Стилистическое использование терминов и профессионализмов
Употребление канцеляризмов
Лексическая избыточность (плеоназм, тавтология)
Лексическая недостаточность
Стилистическое использование фразеологизмов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
Работа над материалом конспекта
Выполнение упражнений домашних заданий
Работа над материалом конспекта
Выполнение упражнений домашних заданий
Понятие «Имя существительное». Значение и грамматические признаки
Особенности склонения некоторых существительных
Род имен существительных
Число и падеж имен существительных
Тема 1.4. Имя
существительное. Ошибки
в образовании, выборе и
употреблении форм
Тема 1.5. Имя
8
1
2
0,5
2
1
2
1
2
1 Понятие о прилагательном
Разряды прилагательных по значению
Склонение имен прилагательных
Образование и употребление сложных и кратких прилагательных
Правописание сложных прилагательных
Правила обособления определений
Работа над материалом конспекта
Выполнение упражнений домашних заданий
Понятие о числительном
Количественные числительные
Склонение и правописание числительных
Работа над материалом конспекта
Выполнение упражнений
Понятие о местоимении
Разряды местоимений
Правила употребления личных местоимений 3го лица
Правописание местоимений, имеющих частицы НЕ и НИ; КОЕ
прилагательное. Ошибки в
образовании, выборе и
употреблении
прилагательных
Тема 1.6. Особенности
выбора и употребления
имен числительных
Тема 1.7. Местоимения.
Особенности употребления
Тема 1.8. Глагол. О
собенности выбора и
употребления
Тема 1.9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Понятие о глаголе
Виды глагола
Переходные и непереходные. Возвратные глаголы.
Причастие
Деепричастие
Спряжение глаголов
2
2
0,5
2
0,5
2
1
1
2
1
2
1 Коммуникативные
качества речи. Речевой
этикет
Тема 2.1. Понятие о
стилистике и культуре
речи
Тема 2.2. Научный стиль
речи
Тема 2.3. Официально
деловой стиль речи
Тема 2.4.
Публицистический стиль
Понятие коммуникативного качества речи
Понятие речевого этикета. Этикетные формы.
Особенности русского речевого этикета
Требования, предъявляемые к речи специалиста
Особенности публичной речи
Ораторское искусство как социальное явление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Раздел 2. Стилистика и культура речи
Понятие стиль
Разговорный стиль речи
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Содержание учебного материала:
1.
2.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1. Научный стиль речи
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1. Официальноделовой стиль
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1. Публицистический стиль
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
2
1
2
1
2
1
2
2
0,5
2
0,5
2
0,5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский
язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий по русскому языку и культуре речи (словари,
адресованные обучающимся – орфографические,
фразеологические,
словообразовательные и медицинских терминов, краткий словарь литературоведческих
терминов, справочники, пособия для обучающихся, комплект научнометодических книг,
программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям, сборники
дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы).
толковые,
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
экран;
мультимедиапроектор;
моноблок. 3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ,
2015. – 219 с. Гриф Минобр.
2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2014. – 323
с. Гриф Минобр.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. –
Ростовн/Д, 2014. – 363 с. Гриф Минобр.
4. Голуб И. Стилистика русского языка. – М., 2014. – 358 с. Гриф Минобр.
5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю, Саввова М.Р. Русский язык и культура речи в
вопросах и ответах. – М., 2015. – 254 с. Гриф Минобр.
6. Казарцева О.М. Кульутра речевого общения. – М., 2015. – 323 с. Гриф Минобр.
7. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. – М., 2014. –
275 с. Гриф Минобр.
8. Культура русской речиПод ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2015. – 353
с. Гриф Минобр.
9. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2014. – 375 с. Гриф
Минобр.
10. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2014. – 384 с.
Гриф Минобр.
Дополнительная литература:
1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.
М., 2014
2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка/Под ред. М.А.
Штудинера. – М., 2015.
3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского
языка. – М.: Русский язык, 2014.
4. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2015.
5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского
языка. – 3е изд., стереотип. – М., 2015. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных занятий.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Строить свою речь в соответствии с
языковыми и этическими нормами.
Анализировать свою речь с точки зрения ее
нормативности,
уместности,
целесообразности.
Грамотно использовать в своей речи
профессиональную лексику.
Устранять ошибки и недочеты в своей
устной и письменной речи.
Пользоваться словарями русского языка.
Уметь грамотно оформлять медицинскую
документацию.
Функции языка как средства
Знать:
Различия между языком и речью.
формирования и трансляции мысли.
Нормы русского литературного языка.
Специфику устной и письменной речи.
Правила продуцирования текстов разных
жанров и стилей.
Знать:
Для выпускных групп язык и стиль
выпускной квалификационной работы
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
обучающихся
наблюдение
Устный контроль; опрос по темам;
словарный диктант;
за
деятельностью
на
практических занятиях; проверка домашних
заданий; тест по теме «Пунктуация».
Устный контроль; письменный контроль;
словарный диктант;
орфографический
диктант; наблюдение за деятельностью
обучающихся на практических занятиях.
Письменный контроль; терминологический
диктант; оценка результатов практических
занятий.
Письменный контроль; оценка результатов
практических занятий;
словарный и
орфографический диктанты
Индивидуальный и групповой контроль;
наблюдение за работой обучающихся на
практических занятиях.
Письменный контроль; проверка выполнения
самостоятельной работы.
Устный
периодический,
фронтальный опрос; письменный контроль;
анализ текста;
проверка выполнения
самостоятельной работы.
Тестирование
контроль;
Выполнение письменных практических
заданий на логичность, связность, точность,
объективность, нейтральность, оценочность,
стандартизированность, нормированность
Промежуточная аттестация по дисциплине
«Русский язык и культура речи» в форме
письменного зачета
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.