Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Оценка 4.7

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
28.03.2019
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена. Согласно ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика учебная дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи относится к общегуманитарному и социально-экономическому учебному циклу ОГСЭ.00. 1.3. Цели и задачи освоения учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка; - анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; - устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - пользоваться справочниками, словарями русского языка; - использовать профессиональную лексику; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - функции языка как средства формирования и трансляции мысли; - нормы русского литературного языка; - различия между языком и речью; - специфику устной и письменной речи; - правила продуцирования текстов разных жанров. При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека. Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммутативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г.               СОГЛАСОВАНО               Заместитель директора                по учебной работе                _______________ Е.А. Дмитриева               «______»________________20____г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Медицинский лабораторный техник Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе среднего общего образования г. Череповец 2017 год Рабочая   программа   учебной   дисциплины   ОГСЭ.05.Русский   язык   и   культура   речи разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   по специальностям   среднего   профессионального   образования   31.02.03   Лабораторная   диагностика (базовая подготовка). Организация­разработчик: БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Разработчик: Сизова   А.И.,   преподаватель   высшей   квалификационной   категории БПОУ   ВО   «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»  Рассмотрено на заседании ЦМК Общих гуманитарных  и социально­экономических дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель ________Е.Ц. Поталовская Содержание 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………4 2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………...7 3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………………………………12 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………….14 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 1.1. Область применения программы.  Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   программы   подготовки специалистов   среднего   звена   в   соответствии   с   ФГОС   СПО   по   специальности   31.02.03 Лабораторная диагностика.  1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.   Согласно ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика учебная дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи относится к общегуманитарному и социально­экономическому учебному циклу ОГСЭ.00.  1.3.   Цели   и   задачи   освоения   учебной   дисциплины   ­   требования   к   результатам освоения учебной дисциплины.  В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  ­ строить свою речь в соответствии с  нормами русского литературного языка;  ­   анализировать   свою   речь   с   точки   зрения   ее   нормативности,   уместности, целесообразности;  ­ устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; ­ пользоваться справочниками,   словарями  русского языка; ­ использовать профессиональную лексику; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  ­ функции  языка как средства формирования  и трансляции мысли; ­ нормы русского литературного языка; ­ различия между языком и речью; ­ специфику устной и письменной речи; ­ правила продуцирования текстов разных жанров. При   изучении   русского   языка   как   базового   учебного   предмета   решаются   задачи, связанные   с   формированием   общей   культуры,   развития,   воспитания   и   социализации личности.  Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека. Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального   компонента   государственного   стандарта   среднего   (полного)   общего образования базового уровня.  Содержание программы структурировано на основе компетентностного  подхода. В соответствии   с   этим   у   обучающихся   развиваются   и   совершенствуются   коммутативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Совершенствованию   коммутативных   умений,   речевых   навыков   и   культуры   речи   информационная способствует   подготовка   обучающимися   устных   выступлений, переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.). Языковая и лингвистическая компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционирование, овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться   словарями,   обогащения   словарного   запаса   и   грамматического   строя   речи обучающихся.  Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами. Значение   придается   и   изучению   профессиональной   лексики,   терминологии   через обращение к толковым словарям медицинских терминов. Реализация программы в части компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2.  Организовывать  собственную  деятельность, выбирать  типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   3.   Принимать   решения   в   стандартных   и   нестандартных   ситуациях   и   нести   за   них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.             ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.   Брать   ответственность   за   работу   членов   команды   (подчиненных),   за   результат выполнения заданий. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного   развития, заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   и   осуществлять   повышение   своей квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в   профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК   12.   Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований   охраны   труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13.  Вести  здоровый образ  жизни,  заниматься  физической  культурой и спортом  для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины.   Максимальная учебная нагрузка на обучающегося 45 ч:  обязательная аудиторная 36 ч;  внеаудиторная (самостоятельная) 9 ч.    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические и практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: доклады/рефераты Промежуточная аттестация  45 36 36 9 зачет 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Наименование  разделов и тем 1 Тема 1.1. Тема 1.2. Орфоэпия и  ударение. Из истории  русской графики.  Фонетика Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы Раздел 1. Язык и речь. Культура человека и культура речи 2 Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5. Понятие терминов «культура» и «культура речи» Язык и речь  Соотношение понятий «литературный язык» и «разговорная речь» Речь письменная и устная Основные   требования   к   речи:   правильность,   точность,   выразительность,   уместность употребления языковых средств   Словари 6. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Сочинение на тему «Культура человека, культура речи» Анализ   текстов,   составленных   в   соответствии   с   литературными   нормами   и   с отступлениями от них  Нормы произношения (орфоэпические) Нормы ударения (акцентологические)  Интонационные нормы Фонетические средства речевой выразительности Коммуникативные нормы  Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5.  Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Повторение правил расстановки знаков препинания Выполнение домашних заданий Объем часов Уровень освоения 3 4 1 4 1 4 1 2 1 2 Тема 1.3. Лексика и  фразеология Содержание учебного материала: Понятие о лексической стилистике Стилистическое использование многозначности слова Стилистическое использование синонимов  Стилистическое использование антонимов Стилистическое использование неологизмов, историзмов и архаизмов Стилистическое использование жаргонизмов Стилистическое использование терминов и профессионализмов Употребление канцеляризмов Лексическая избыточность (плеоназм, тавтология) Лексическая недостаточность  Стилистическое использование фразеологизмов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 . 11 . Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: Работа над материалом конспекта Выполнение упражнений домашних заданий Работа над материалом конспекта Выполнение упражнений домашних заданий Понятие «Имя существительное». Значение и грамматические признаки Особенности склонения некоторых существительных  Род имен существительных  Число и падеж имен существительных  Тема 1.4. Имя  существительное. Ошибки  в образовании, выборе и  употреблении форм Тема 1.5. Имя  8 1 2 0,5 2 1 2 1 2 1 Понятие о прилагательном  Разряды прилагательных по значению Склонение имен прилагательных Образование и употребление сложных и кратких прилагательных  Правописание сложных прилагательных  Правила обособления определений Работа над материалом конспекта Выполнение упражнений домашних заданий Понятие о числительном Количественные числительные Склонение и правописание числительных Работа над материалом конспекта Выполнение упражнений Понятие о местоимении Разряды местоимений Правила употребления личных местоимений 3­го лица Правописание местоимений, имеющих частицы НЕ и НИ; КОЕ прилагательное. Ошибки в  образовании, выборе и  употреблении  прилагательных Тема 1.6. Особенности  выбора и употребления  имен числительных  Тема 1.7. Местоимения.  Особенности употребления Тема 1.8. Глагол. О собенности выбора и  употребления Тема 1.9.  1. 2. 3. 4. 5.  6.  Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Понятие о глаголе Виды глагола Переходные и непереходные. Возвратные глаголы. Причастие Деепричастие Спряжение глаголов 2 2 0,5 2 0,5 2 1 1 2 1 2 1 Коммуникативные  качества речи. Речевой  этикет Тема 2.1. Понятие о  стилистике и культуре  речи Тема 2.2. Научный стиль  речи Тема 2.3. Официально­ деловой стиль речи Тема 2.4.  Публицистический стиль  Понятие коммуникативного качества речи Понятие речевого этикета. Этикетные формы. Особенности русского речевого этикета  Требования, предъявляемые к речи специалиста Особенности публичной речи Ораторское искусство как социальное явление 1. 2. 3. 4. 5. 6. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Раздел 2. Стилистика и культура речи Понятие стиль Разговорный стиль речи Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Содержание учебного материала: 1. 2. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. Научный стиль речи Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. Официально­деловой стиль Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. Публицистический стиль Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий 2 1 2 1 2 1 2 2 0,5 2 0,5 2 0,5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский  язык и литература». Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­   комплект   учебно­наглядных   пособий   по   русскому   языку   и   культуре   речи   (словари, адресованные   обучающимся   –   орфографические,   фразеологические, словообразовательные   и   медицинских   терминов,   краткий   словарь   литературоведческих терминов, справочники, пособия для обучающихся, комплект научно­методических книг, программы,   методические   рекомендации   к   учебникам,   хрестоматиям,   сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы).   толковые, Технические средства обучения: ­  персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; ­ экран; ­ мультимедиапроектор; ­ моноблок. 3.2. Информационное обеспечение обучения  Основная литература 1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2015. – 219 с. Гриф Минобр. 2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2014. – 323 с. Гриф Минобр.   3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов­н/Д, 2014. – 363 с. Гриф Минобр.   4. Голуб И. Стилистика русского языка. – М., 2014. – 358 с. Гриф Минобр.  5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю, Саввова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. – М., 2015. – 254 с. Гриф Минобр. 6. Казарцева О.М. Кульутра речевого общения. – М., 2015. – 323 с. Гриф Минобр. 7. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. – М., 2014. – 275 с. Гриф Минобр. 8. Культура русской речи­Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2015. – 353 с. Гриф Минобр. 9. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2014. – 375 с. Гриф Минобр. 10. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2014. – 384 с. Гриф Минобр. Дополнительная литература:  1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 2014 2.   Агеенко   Ф.Л.,   Зарва   М.В.   Словарь   ударений   русского   языка/Под   ред.   М.А. Штудинера. – М., 2015. 3.   Бельчиков   Ю.А.,   Панюшева   М.С.   Словарь   паронимов   современного   русского языка. – М.: Русский язык, 2014. 4.   Граудина   Л.К.,   Ицкович   В.А.,   Катлинская   Л.П.   Грамматическая   правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2015. 5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – 3­е изд., стереотип. – М., 2015. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий,     тестирования,   а   также выполнения обучающимися индивидуальных занятий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)   ­   Строить   свою   речь   в   соответствии   с языковыми и этическими нормами. ­ Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности. ­   Грамотно   использовать   в   своей   речи профессиональную лексику. ­   Устранять   ошибки   и   недочеты   в   своей устной и письменной речи. ­ Пользоваться словарями русского языка. ­ Уметь грамотно оформлять медицинскую документацию.    Функции   языка   как   средства Знать: ­ Различия между языком и речью. ­ формирования и трансляции мысли. ­ Нормы русского литературного языка. ­ Специфику устной и письменной речи. ­   Правила   продуцирования   текстов   разных жанров и стилей. Знать: ­   Для   выпускных   групп   язык   и   стиль выпускной квалификационной работы  Формы и методы контроля и оценки результатов обучения     обучающихся   наблюдение   Устный   контроль;   опрос   по   темам; словарный   диктант; за деятельностью на практических занятиях; проверка домашних заданий; тест по теме «Пунктуация».  Устный   контроль;   письменный   контроль; словарный   диктант;   орфографический диктант;   наблюдение   за   деятельностью обучающихся на практических занятиях. Письменный   контроль;   терминологический диктант;   оценка   результатов   практических занятий. Письменный   контроль; оценка   результатов практических   занятий;   словарный   и орфографический диктанты Индивидуальный   и   групповой   контроль; наблюдение   за   работой   обучающихся на практических занятиях. Письменный контроль; проверка выполнения самостоятельной работы.  Устный периодический, фронтальный   опрос;   письменный   контроль; анализ   текста;   проверка   выполнения самостоятельной работы.  Тестирование   контроль;   Выполнение   письменных   практических заданий на логичность, связность, точность, объективность, нейтральность, оценочность, стандартизированность, нормированность   Промежуточная   аттестация   по   дисциплине «Русский   язык   и   культура   речи»   в   форме письменного зачета

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019