Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05_Русский язык и культура речи_Стоматология ортопедическая

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена. Согласно ФГОС СПО по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая учебная дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи относится к общегуманитарному и социально-экономическому учебному циклу ОГСЭ.00. 1.3. Цели и задачи освоения учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;  анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности;  устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;  пользоваться справочниками, словарями русского языка;  использовать профессиональную лексику; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  функции языка как средства формирования и трансляции мысли;  нормы русского литературного языка;  различия между языком и речью;  специфику устной и письменной речи;  правила продуцирования текстов разных жанров. При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека. Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммутативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Иконка файла материала Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05_Русский язык и культура речи_Стоматология ортопедическая.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г.               СОГЛАСОВАНО               Заместитель директора                по учебной работе                _______________ Е.А. Дмитриева               «______»________________20____г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Зубной техник Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе среднего общего образованияг. Череповец 2018 годРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка). Организация­разработчик: БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова». Разработчик: Сизова   А.И.,   преподаватель   высшей   квалификационной   категории БПОУ   ВО   «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова».  Рассмотрено на заседании ЦМК Общих гуманитарных  и социально­экономических дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель ________Е.Ц. ПоталовскаяСодержание 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………4 2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………...7 3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………………………………12 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………….141. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  1.1. Область применения программы.  Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   программы подготовки   специалистов   среднего   звена   в   соответствии   с   ФГОС   СПО   по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.  1.2.   Место   учебной   дисциплины   в   структуре   программы   подготовки специалистов среднего звена.    Согласно   ФГОС   СПО   по   специальности   31.02.05   Стоматология ортопедическая   учебная   дисциплина   ОГСЭ.05.   Русский   язык   и   культура   речи относится   к   общегуманитарному   и   социально­экономическому   учебному   циклу ОГСЭ.00.  1.3. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ­ требования к результатам освоения учебной дисциплины.    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  строить свою речь в соответствии с  нормами русского литературного языка;  анализировать   свою   речь   с   точки   зрения   ее   нормативности,   уместности, целесообразности;   устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;  пользоваться справочниками,   словарями  русского языка;  использовать профессиональную лексику; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:   функции  языка как средства формирования  и трансляции мысли;  нормы русского литературного языка;  различия между языком и речью;   правила продуцирования текстов разных жанров. специфику устной и письменной речи; При   изучении   русского   языка   как   базового   учебного   предмета   решаются задачи,   связанные   с   формированием   общей   культуры,   развития,   воспитания   и социализации личности.  Содержание   программы   ориентировано   на   синтез   языкового, речемыслительного и духовного развития человека. Основу   рабочей   программы   составляет   содержание,   согласованное   с требованиями   федерального   компонента   государственного   стандарта   среднего (полного) общего образования базового уровня.  Содержание   программы   структурировано   на   основе   компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммутативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.В   реальном   учебном   процессе   формирование   указанных   компетенций происходит   при   изучении   любой   темы,   поскольку   все   виды   компетенций взаимосвязаны. Совершенствованию коммутативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует   подготовка   обучающимися   устных   выступлений,   информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.). Языковая   и   лингвистическая   компетенции   формируются   в   процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционирование, овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.  Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами. Значение   придается   и   изучению   профессиональной   лексики,   терминологии через обращение к толковым словарям медицинских терминов. Реализация программы в части компетенции Освоение   учебной   дисциплины   способствует   формированию   общих компетенций (ОК) у обучающихся:  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их   эффективность   и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК  4.  Осуществлять   поиск   и  использование   информации,  необходимой  для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности.ОК   10.   Бережно   относиться   к   историческому   наследию   и   культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК   12.   Оказывать   первую   (доврачебную)   медицинскую   помощь   при неотложных состояниях. ОК   13.   Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований   охраны   инфекционной   и   противопожарной   производственной   санитарии, труда, безопасности. ОК   14.   Вести   здоровый   образ   жизни,   заниматься   физической   культурой   и спортом   для   укрепления   здоровья,   достижения   жизненных   и   профессиональных целей. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины.   Максимальная учебная нагрузка на обучающегося 54 ч:  ­ обязательная аудиторная 36 ч;  ­ внеаудиторная (самостоятельная) 18 ч.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические и практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: доклады/рефераты Промежуточная аттестация  54 36 36 18 зачет2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Наименование  разделов и тем 1 Тема 1.1. Тема 1.2. Орфоэпия и  ударение. Из истории  русской графики.  Фонетика Тема 1.3. Лексика и  фразеология Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы Раздел 1. Язык и речь. Культура человека и культура речи 2 Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5. Понятие терминов «культура» и «культура речи» Язык и речь  Соотношение понятий «литературный язык» и «разговорная речь» Речь письменная и устная Основные   требования   к   речи:   правильность,   точность,   выразительность,   уместность употребления языковых средств   Словари 6. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Сочинение на тему «Культура человека, культура речи» Анализ   текстов,   составленных   в   соответствии   с   литературными   нормами   и   с отступлениями от них  Нормы произношения (орфоэпические) Нормы ударения (акцентологические)  Интонационные нормы Фонетические средства речевой выразительности Коммуникативные нормы  Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5.  Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Повторение правил расстановки знаков препинания Содержание учебного материала: Выполнение домашних заданий 1. Понятие о лексической стилистике Объем часов Уровень освоения 3 4 2 4 2 8 4 1 2 1 2 1Стилистическое использование многозначности слова Стилистическое использование синонимов  Стилистическое использование антонимов Стилистическое использование неологизмов, историзмов и архаизмов Стилистическое использование жаргонизмов Стилистическое использование терминов и профессионализмов Употребление канцеляризмов Лексическая избыточность (плеоназм, тавтология) Лексическая недостаточность  Стилистическое использование фразеологизмов Работа над материалом конспекта Выполнение упражнений домашних заданий Понятие «Имя существительное». Значение и грамматические признаки Особенности склонения некоторых существительных  Род имен существительных  Число и падеж имен существительных  2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 . 11 . Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5.  6.  Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. Понятие о числительном Количественные числительные Склонение и правописание числительных Работа над материалом конспекта Выполнение упражнений домашних заданий Понятие о прилагательном  Разряды прилагательных по значению Склонение имен прилагательных Образование и употребление сложных и кратких прилагательных  Правописание сложных прилагательных  Правила обособления определений Работа над материалом конспекта Выполнение упражнений домашних заданий Тема 1.4. Имя  существительное. Ошибки  в образовании, выборе и  употреблении форм Тема 1.5. Имя  прилагательное. Ошибки в  образовании, выборе и  употреблении  прилагательных Тема 1.6. Особенности  выбора и употребления  имен числительных  2 2 1 2 2 2 1 2 1 1Тема 1.7. Местоимения.  Особенности употребления Тема 1.8. Глагол. О собенности выбора и  употребления Тема 1.9.  Коммуникативные  качества речи. Речевой  этикет Работа над материалом конспекта Выполнение упражнений Понятие о местоимении Разряды местоимений Правила употребления личных местоимений 3­го лица Правописание местоимений, имеющих частицы НЕ и НИ; КОЕ Понятие о глаголе Виды глагола Переходные и непереходные. Возвратные глаголы. Причастие Деепричастие Спряжение глаголов Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Понятие коммуникативного качества речи Понятие речевого этикета. Этикетные формы. Особенности русского речевого этикета  Требования, предъявляемые к речи специалиста Особенности публичной речи Ораторское искусство как социальное явление Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Тема 2.1. Понятие о  стилистике и культуре  речи Содержание учебного материала: 1. 2. Самостоятельная работа обучающихся: Понятие стиль Разговорный стиль речи Раздел 2. Стилистика и культура речи 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 2 1Тема 2.2. Научный стиль  речи Тема 2.3. Официально­ деловой стиль речи Тема 2.4.  Публицистический стиль  Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий 1. 2. Содержание учебного материала: 1. Научный стиль речи Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. Официально­деловой стиль Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Содержание учебного материала: 1. Публицистический стиль Самостоятельная работа обучающихся: 1. 2. Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий Работа над материалом конспекта Выполнение практических заданий 1 2 1 2 1 2 1 2 1 23. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский  язык и литература». Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­   комплект   учебно­наглядных   пособий   по   русскому   языку   и   культуре   речи   (словари, адресованные   обучающимся   –   орфографические,   фразеологические, словообразовательные   и   медицинских   терминов,   краткий   словарь   литературоведческих терминов, справочники, пособия для обучающихся, комплект научно­методических книг, программы,   методические   рекомендации   к   учебникам,   хрестоматиям,   сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы).   толковые, Технические средства обучения: ­  персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; ­ экран; ­ мультимедиапроектор; ­ моноблок.3.2. Информационное обеспечение обучения  Основная литература 1. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] / Р.К. Боженкова, Н.А.  Боженкова, В.М. Шаклеин ­ М. : ФЛИНТА, 2016. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785976510043.html Дополнительная литература:  1. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для студентов­нефилологов. ­  Ярославль : Ремдер, 2003. ­ 184 с. 2. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / А.А. Алмазова; под ред. А.А. Алмазовой. ­ М. : ВЛАДОС, 2011. ­ http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785691016141.html 3. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Синцов Е.В. ­ М. : ФЛИНТА, 2009. ­ http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785976503342.html4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий,     тестирования,   а   также выполнения обучающимися индивидуальных занятий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)   ­   Строить   свою   речь   в   соответствии   с языковыми и этическими нормами. ­ Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности. ­   Грамотно   использовать   в   своей   речи профессиональную лексику. ­   Устранять   ошибки   и   недочеты   в   своей устной и письменной речи. ­ Пользоваться словарями русского языка. ­ Уметь грамотно оформлять медицинскую документацию.    Функции   языка   как   средства Знать: ­ Различия между языком и речью. ­ формирования и трансляции мысли. ­ Нормы русского литературного языка. ­ Специфику устной и письменной речи. ­   Правила   продуцирования   текстов   разных жанров и стилей. Знать: ­   Для   выпускных   групп   язык   и   стиль выпускной квалификационной работы  Формы и методы контроля и оценки результатов обучения     обучающихся   наблюдение   Устный   контроль;   опрос   по   темам; словарный   диктант; за деятельностью на практических занятиях; проверка домашних заданий; тест по теме «Пунктуация».  Устный   контроль;   письменный   контроль; словарный   диктант;   орфографический диктант;   наблюдение   за   деятельностью обучающихся на практических занятиях. Письменный   контроль;   терминологический диктант;   оценка   результатов   практических занятий. Письменный   контроль; оценка   результатов практических   занятий;   словарный   и орфографический диктанты Индивидуальный   и   групповой   контроль; наблюдение   за   работой   обучающихся на практических занятиях. Письменный контроль; проверка выполнения самостоятельной работы.  Устный периодический, фронтальный   опрос;   письменный   контроль; анализ   текста;   проверка   выполнения самостоятельной работы.  Тестирование   контроль;   Выполнение   письменных   практических заданий на логичность, связность, точность, объективность, нейтральность, оценочность, стандартизированность, нормированность   Промежуточная   аттестация   по   дисциплине «Русский   язык   и   культура   речи»   в   форме письменного зачета