1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ФГОС СПО по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая учебная дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи относится к общегуманитарному и социально-экономическому учебному циклу ОГСЭ.00.
1.3. Цели и задачи освоения учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности;
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться справочниками, словарями русского языка;
использовать профессиональную лексику;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
нормы русского литературного языка;
различия между языком и речью;
специфику устной и письменной речи;
правила продуцирования текстов разных жанров.
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммутативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по научнометодической работе
_______________М.А. Жаров
«______»________________20____г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ Е.А. Дмитриева
«______»________________20____г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая
(базовая подготовка)
основная профессиональная образовательная программа
среднего профессионального образования
по программе подготовки специалистов среднего звена
Квалификация: Зубной техник
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев
на базе среднего общего образованияг. Череповец
2018 годРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего
профессионального образования 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка).
Организацияразработчик:
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова».
Разработчик:
Сизова А.И., преподаватель высшей квалификационной категории БПОУ ВО «Череповецкий
медицинский колледж имени Н.М. Амосова».
Рассмотрено
на заседании ЦМК Общих гуманитарных
и социальноэкономических дисциплин
Протокол №___от «____»____20___г.
Председатель ________Е.Ц. ПоталовскаяСодержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………4
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………...7
3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………………………………12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………….141. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена.
Согласно ФГОС СПО по специальности 31.02.05 Стоматология
ортопедическая учебная дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
относится к общегуманитарному и социальноэкономическому учебному циклу
ОГСЭ.00.
1.3. Цели и задачи освоения учебной дисциплины требования к результатам
освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности,
целесообразности;
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться справочниками, словарями русского языка;
использовать профессиональную лексику;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
нормы русского литературного языка;
различия между языком и речью;
правила продуцирования текстов разных жанров.
специфику устной и письменной речи;
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются
задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и
социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез
языкового,
речемыслительного и духовного развития человека.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с
требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего
(полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного
подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются
коммутативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций
взаимосвязаны.
Совершенствованию коммутативных умений, речевых навыков и культуры речи
способствует подготовка обучающимися устных выступлений, информационная
переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются в процессе
систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционирование, овладения основными нормами русского
литературного языка, умения пользоваться словарями, обогащения словарного запаса
и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе
работы над специально подобранными текстами.
Значение придается и изучению профессиональной лексики, терминологии
через обращение к толковым словарям медицинских терминов.
Реализация программы в части компетенции
Освоение учебной дисциплины способствует формированию общих
компетенций (ОК) у обучающихся:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению
к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при
неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
инфекционной и противопожарной
производственной санитарии,
труда,
безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка на обучающегося 54 ч:
обязательная аудиторная 36 ч;
внеаудиторная (самостоятельная) 18 ч.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические и практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
доклады/рефераты
Промежуточная аттестация
54
36
36
18
зачет2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1.
Тема 1.2. Орфоэпия и
ударение. Из истории
русской графики.
Фонетика
Тема 1.3. Лексика и
фразеология
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
Раздел 1. Язык и речь. Культура человека и культура речи
2
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
5.
Понятие терминов «культура» и «культура речи»
Язык и речь
Соотношение понятий «литературный язык» и «разговорная речь»
Речь письменная и устная
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств
Словари
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Сочинение на тему «Культура человека, культура речи»
Анализ текстов, составленных в соответствии с литературными нормами и с
отступлениями от них
Нормы произношения (орфоэпические)
Нормы ударения (акцентологические)
Интонационные нормы
Фонетические средства речевой выразительности
Коммуникативные нормы
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
5.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2. Повторение правил расстановки знаков препинания
Содержание учебного материала:
Выполнение домашних заданий
1. Понятие о лексической стилистике
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
2
4
2
8
4
1
2
1
2
1Стилистическое использование многозначности слова
Стилистическое использование синонимов
Стилистическое использование антонимов
Стилистическое использование неологизмов, историзмов и архаизмов
Стилистическое использование жаргонизмов
Стилистическое использование терминов и профессионализмов
Употребление канцеляризмов
Лексическая избыточность (плеоназм, тавтология)
Лексическая недостаточность
Стилистическое использование фразеологизмов
Работа над материалом конспекта
Выполнение упражнений домашних заданий
Понятие «Имя существительное». Значение и грамматические признаки
Особенности склонения некоторых существительных
Род имен существительных
Число и падеж имен существительных
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
Понятие о числительном
Количественные числительные
Склонение и правописание числительных
Работа над материалом конспекта
Выполнение упражнений домашних заданий
Понятие о прилагательном
Разряды прилагательных по значению
Склонение имен прилагательных
Образование и употребление сложных и кратких прилагательных
Правописание сложных прилагательных
Правила обособления определений
Работа над материалом конспекта
Выполнение упражнений домашних заданий
Тема 1.4. Имя
существительное. Ошибки
в образовании, выборе и
употреблении форм
Тема 1.5. Имя
прилагательное. Ошибки в
образовании, выборе и
употреблении
прилагательных
Тема 1.6. Особенности
выбора и употребления
имен числительных
2
2
1
2
2
2
1
2
1
1Тема 1.7. Местоимения.
Особенности употребления
Тема 1.8. Глагол. О
собенности выбора и
употребления
Тема 1.9.
Коммуникативные
качества речи. Речевой
этикет
Работа над материалом конспекта
Выполнение упражнений
Понятие о местоимении
Разряды местоимений
Правила употребления личных местоимений 3го лица
Правописание местоимений, имеющих частицы НЕ и НИ; КОЕ
Понятие о глаголе
Виды глагола
Переходные и непереходные. Возвратные глаголы.
Причастие
Деепричастие
Спряжение глаголов
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Понятие коммуникативного качества речи
Понятие речевого этикета. Этикетные формы.
Особенности русского речевого этикета
Требования, предъявляемые к речи специалиста
Особенности публичной речи
Ораторское искусство как социальное явление
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Тема 2.1. Понятие о
стилистике и культуре
речи
Содержание учебного материала:
1.
2.
Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие стиль
Разговорный стиль речи
Раздел 2. Стилистика и культура речи
2
1
2
1
2
2
1
2
1
2
1
2
1Тема 2.2. Научный стиль
речи
Тема 2.3. Официально
деловой стиль речи
Тема 2.4.
Публицистический стиль
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
1.
2.
Содержание учебного материала:
1. Научный стиль речи
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1. Официальноделовой стиль
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Содержание учебного материала:
1. Публицистический стиль
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
2.
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
Работа над материалом конспекта
Выполнение практических заданий
1
2
1
2
1
2
1
2
1
23. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский
язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий по русскому языку и культуре речи (словари,
адресованные обучающимся – орфографические,
фразеологические,
словообразовательные и медицинских терминов, краткий словарь литературоведческих
терминов, справочники, пособия для обучающихся, комплект научнометодических книг,
программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям, сборники
дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы).
толковые,
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
экран;
мультимедиапроектор;
моноблок.3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
1. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] / Р.К. Боженкова, Н.А.
Боженкова, В.М. Шаклеин М. : ФЛИНТА, 2016.
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785976510043.html
Дополнительная литература:
1. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для студентовнефилологов.
Ярославль : Ремдер, 2003. 184 с.
2. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов
высш. и сред. спец. учеб. заведений / А.А. Алмазова; под ред. А.А. Алмазовой. М. :
ВЛАДОС, 2011. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785691016141.html
3. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Синцов Е.В.
М. : ФЛИНТА, 2009. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785976503342.html4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных занятий.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Строить свою речь в соответствии с
языковыми и этическими нормами.
Анализировать свою речь с точки зрения ее
нормативности,
уместности,
целесообразности.
Грамотно использовать в своей речи
профессиональную лексику.
Устранять ошибки и недочеты в своей
устной и письменной речи.
Пользоваться словарями русского языка.
Уметь грамотно оформлять медицинскую
документацию.
Функции языка как средства
Знать:
Различия между языком и речью.
формирования и трансляции мысли.
Нормы русского литературного языка.
Специфику устной и письменной речи.
Правила продуцирования текстов разных
жанров и стилей.
Знать:
Для выпускных групп язык и стиль
выпускной квалификационной работы
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
обучающихся
наблюдение
Устный контроль; опрос по темам;
словарный диктант;
за
деятельностью
на
практических занятиях; проверка домашних
заданий; тест по теме «Пунктуация».
Устный контроль; письменный контроль;
словарный диктант;
орфографический
диктант; наблюдение за деятельностью
обучающихся на практических занятиях.
Письменный контроль; терминологический
диктант; оценка результатов практических
занятий.
Письменный контроль; оценка результатов
практических занятий;
словарный и
орфографический диктанты
Индивидуальный и групповой контроль;
наблюдение за работой обучающихся на
практических занятиях.
Письменный контроль; проверка выполнения
самостоятельной работы.
Устный
периодический,
фронтальный опрос; письменный контроль;
анализ текста;
проверка выполнения
самостоятельной работы.
Тестирование
контроль;
Выполнение письменных практических
заданий на логичность, связность, точность,
объективность, нейтральность, оценочность,
стандартизированность, нормированность
Промежуточная аттестация по дисциплине
«Русский язык и культура речи» в форме
письменного зачета