Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
труд
Взрослым
30.09.2017
Представлена программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники, программы профессиональная переподготовка со сроком обучения 420 часов, квалификация: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Цель:
Ознакомить преподавателей специальных дисциплин с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке программы учебной дисциплины.
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Основы электротехники.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Программа учебной дисциплины
ОП. 03. Основы электротехники
программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного
профессионального образования (профессиональная переподготовка)
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки))
Срок обучения: 420 час.
Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки
плавящимся покрытым электродом
2 разряда
Форма обучения: очная
Вид обучения: профессиональная
переподготовка
Минимальный базовый уровень: основное
общее, профессиональные навыки
Разработал: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
1 Седельниково, Омской области, 2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016),
профессионального стандарта "Сварщик" (утв. приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по
профессии «сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым
электродом», рекомендаций БПОУ «Седельниковский агропромышленный
техникум» по формированию нормативнометодической документации по
реализации ФГОС СПО от 01.09.2016 г.
Организацияразработчик: БПОУ
техникум» с. Седельниково Омской области.
«Седельниковский агропромышленный
Разработчик:
Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум».
Согласовано:
на заседании педагогического совета
протокол №__________
«__»___________2016г.
Рассмотрено:
на заседании методического совета
«__»____________2016г.
2 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
10
12
3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. Основы электротехники
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии
с ФГОС СПО по профессии:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)).
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области электрогазосварочных работ при наличии
основного общего образования:
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
Сварщик частично механизированной сварки плавлением
Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном
газе
Газосварщик
Сварщик ручной сварки полимерных материалов
Сварщик термитной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические
схемы;
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
использовать в работе электроизмерительные приборы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока,
сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
4 свойства постоянного и переменного электрического тока;
принципы последовательного и параллельного соединения проводников и
источников тока;
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство,
принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип
действия;
правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на
эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление.
Формируемые общие и профессиональные компетенции
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями, включающими способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать
профессиональными компетенциями, соответствующими видам
деятельности:
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных
металлоконструкций.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 15 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 5 часов.
5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электротехники
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам
учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам с использованием
методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка
к защите.
Объем
часов
15
10
2
4
4
5
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы электротехники.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
Объем часов
Уровень
освоения
1
предусмотрены)
2
ОП. 03.
Основы электротехники.
Тема 1.1.
Электрическое поле
Содержание
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Понятие о формах материи:
вещество, поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле.
Диэлектрическая проницаемость, основные характеристики электрического поля:
напряженность, электрический потенциал, электрическое
напряжение.Проводники в электрическом поле. Электропроводность.
Классификация веществ по степени электропроводности.
Начальные сведения об электрическом поле. Ток проводимости, ток переноса,
ток смещения. Электрический ток в проводниках: величина и направление тока
проводимости, плотность тока проводимости. Удельные электрические
проводимость и сопротивление, электрические проводимость и сопротивление
проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры. Эффект
сверхпроводимости.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Содержание
7
4
2
3
1
1 Тема 1.2.
Электрические цепи
постоянного и
переменного тока.
Магнитное поле.
2
Постоянный и переменный электрический ток. Проводимость металлов.
Постоянный и переменный электрический ток, его характеристики.
Синусоидальный ток, трехфазные цепи. Условия, необходимые для возникновения
электрического тока. ЭДС. Закон Ома для участка цепи и полной цепи.
Сопротивление.
Цепи постоянного тока и переменного тока. Элементы электрических цепей, их
классификация. Последовательное и параллельное соединений элементов.
Простые электрические цепи.. Закон ДжоуляЛенца. Мощность постоянного и
переменного тока. Активная, реактивная и полная мощность переменного тока.
Режимы работы электрических цепей. Принцип обратимости в электрических
машинах.
Электроизмерительные приборы. Электроизмерительные приборы (амперметр,
вольтметр, мегометр), их устройство, принцип действия и правила включения в
электрическую цепь. Мультиметр правила пользования.
Расчет электрических цепей постоянного тока. Цели и задачи расчета. Законы
Ома, Кирхгофа. Последовательное соединение пассивных элементов,
эквивалентное сопротивление резисторов. Потери напряжения в проводах,
делитель напряжения. Электрические цепи с несколькими источниками ЭДС.
Разветвленная электрическая цепь. Параллельное соединение пассивных
элементов, эквивалентное сопротивление резисторов. Электрическая
проводимость ветвей. Смешанное соединение пассивных элементов.
Магнитные цепи. Магнитная индукция, магнитный поток, собственное и взаимное
потокосцепление. Механические силы в магнитном поле. Намагничивание
ферромагнитных материалов. Магнитный гистерезис. Магнитнотвердые,
магнитномягкие материалы. Магнитное сопротивление. Катушка индуктивности
принцип работы трансформатора. Принцип работы катушки Рукморфа.
Практическое занятие
№ 1. Чтение простых электрических цепей.
Лабораторная работа
№ 1. Снятие электрических величин в цепи.
Практическое занятие
№ 2. Расчет магнитных цепей, сборка простейшей катушки Рукморфа на стенде,
8
1
1
2
2 Тема 1.3.
Двигатели
постоянного и
переменного тока.
объяснение принципа ее работы.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к лабораторной работе и практическим занятиям с использованием
методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.
Содержание
Электрические двигатели. Роль двигателей переменного и постоянного тока в
генерировании и потреблении электроэнергии. Электрические и магнитные
явления, лежащие в основе принципа действия электрических двигателей.
Принцип действия электрического двигателя. Принцип работы асинхронного и
синхронного двигателя переменного тока.
Аппаратура защиты двигателя. Аппаратура защиты электродвигателей. Методы
защиты от короткого замыкания. Предохранители, плавкие вставки, герконевые
контакты. Заземление, зануление.
Практическое занятие
№ 3. Эксплуатация электродвигателей.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к практическому занятию с использованием методических
рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.
Контрольная работа
2
1
1
2
1
9 10 Требования к минимальному материальнотехническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории
электротехники и автоматизации производства.
Оборудование лаборатории:
по количеству обучающихся:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Электротехника»;
тесты, раздаточный материал;
стенды для проведения лабораторнопрактических работ;
измерительные приборы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и документкамера EIKI
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Интернетресурсов,
1.Бутырин П.А.Электротехника. Учебник для УНПО. Гриф МО.
ИЦ"Академия", 2008. 272 с.
2.Гуржий А.Н., Поворознюк Н.И.,Электрические и радиотехнические
измерения. Уч. пособие, Гриф Рекомендовано Минобразованием России,
Академия, 2004г., 272 стр.
Дополнительные источники:
1.Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. и др. Задачник по
11 электротехнике. Уч. пособие для УНПО. (3Е ИЗД.), Гриф МО. ИЦ
Академия, 2008. 336 с.
2.Прошин В.М.,Рабочая тетрадь к лабораторнопрактическим работам по
электротехнике. Уч. пособие, Гриф Одобрено Экспертным советом по
профессиональному образованию Минобразования России, Академия, 2008г.,
80 стр.
3.Прошин В.М. Лабораторнопрактические работы по электротехнике.
Уч.пособие для УНПО. Гриф МО., "Академия", 2008. 192 с.
4.Ярочкина Г.В., Володарская А.А.Электротехника: Рабочая тетрадь. Уч.
пособие для УНПО., "Академия", 2008. 96 с.
Интернетресурсы:
Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.
1. Портал нормативнотехнической документации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.
2. Строительство и ремонт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http//www.stroyremont.org., свободный. – Загл. с экрана.
3. Www.EScien+Is+.Ru – ИнформационноАналитический Сайт по
Электротехнике
12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторной
работе, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
читать структурные, монтажные и
простые принципиальные
электрические схемы;
рассчитывать и измерять основные
параметры простых электрических,
магнитных и электрических цепей;
использовать в работе
электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать
электродвигатели, установленные на
эксплуатируемом оборудовании.
Знания:
единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности
электрического тока, сопротивления
проводников;
методы расчета и измерения
основных параметров простых
электрических, магнитных и
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль в форме:
защиты отчётов по практическим
занятиям и лабораторной работе.
Итоговая аттестация в форме
контрольной работы.
Текущий контроль в форме:
13 защиты отчётов по практическим
занятиям и лабораторной работе,
оценка выполнения самостоятельной
работы.
Итоговая аттестация в форме
контрольной работы.
электронных цепей;
свойства постоянного и
переменного электрического тока;
принципы последовательного и
параллельного соединения
проводников и источников тока;
электроизмерительные приборы
(амперметр, вольтметр), их
устройство, принцип действия и
правила включения в электрическую
цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и
переменного тока, их устройство и
принцип действия;
правила пуска, остановки
электродвигателей, установленных
на эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты
электродвигателей;
методы защиты от короткого
замыкания;
заземление, зануление.
14
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.