Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники, программы профессиональная переподготовка со сроком обучения 420 часов, квалификация: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Цель: Ознакомить преподавателей специальных дисциплин с авторской педагогической разработкой. Задачи: Передать коллегам личный опыт по разработке программы учебной дисциплины. Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Иконка файла материала Основы электротехники.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области  «Седельниковский агропромышленный техникум» Программа учебной дисциплины  ОП. 03. Основы электротехники программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка)  по профессии  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) Срок обучения: 420 час. Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом  2 разряда  Форма обучения: очная Вид обучения: профессиональная переподготовка Минимальный базовый уровень: основное  общее, профессиональные навыки Разработал: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения 1Седельниково, Омской области,  2016 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016),  профессионального стандарта "Сварщик" (утв.  приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по  профессии  «сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым  электродом», рекомендаций  БПОУ «Седельниковский агропромышленный  техникум» по формированию нормативно­методической документации по  реализации ФГОС СПО  от 01.09.2016 г. Организация­разработчик:   БПОУ   техникум» с. Седельниково Омской области.   «Седельниковский   агропромышленный Разработчик: Баранов Владимир Ильич  мастер производственного обучения  БПОУ   «Седельниковский агропромышленный техникум». Согласовано: на заседании педагогического совета протокол №__________ «__»___________2016г. Рассмотрено:  на заседании методического совета «__»____________2016г. 2СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 6 10 12 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03. Основы электротехники 1.1. Область применения программы   Программа   учебной   дисциплины   является   частью   образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии: 15.01.05   Сварщик   (ручной   и   частично   механизированной   сварки (наплавки)). Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области электрогазосварочных работ при наличии основного общего образования:  Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом  Сварщик частично механизированной сварки плавлением   Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном  газе  Газосварщик  Сварщик ручной сварки полимерных материалов  Сварщик термитной сварки. 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы:  дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  ­ читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические  схемы; ­ рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических,  магнитных и электронных цепей; ­ использовать в работе электроизмерительные приборы; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  ­ единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока,  сопротивления проводников; ­ методы расчета и измерения основных параметров простых электрических,  магнитных и электронных цепей; 4­ свойства постоянного и переменного электрического тока; ­ принципы последовательного и параллельного соединения проводников и  источников тока; ­ электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство,  принцип действия и правила включения в электрическую цепь; ­ свойства магнитного поля; ­ двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип  действия; ­ правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на  эксплуатируемом оборудовании; ­ аппаратуру защиты электродвигателей; ­ методы защиты от короткого замыкания; ­ заземление, зануление. Формируемые общие и профессиональные компетенции  В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов  ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый  контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести  ответственность за результаты своей работы. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных  металлоконструкций. 1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 15 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов; самостоятельной работы обучающегося 5 часов. 52. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Основы электротехники 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные занятия      практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: ­ систематическая проработка конспектов занятий, учебной и  специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам  учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка   к   лабораторным   работам   с   использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. Объем часов 15 10 2 4 4 5 Итоговая аттестация в форме  контрольной работы    62.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы электротехники. Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если Объем часов Уровень освоения 1 предусмотрены) 2 ОП. 03.  Основы электротехники. Тема 1.1. Электрическое поле Содержание Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Понятие о формах материи:  вещество, поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле.  Диэлектрическая проницаемость, основные характеристики электрического поля:  напряженность, электрический потенциал, электрическое  напряжение.Проводники в электрическом поле. Электропроводность.  Классификация веществ по степени электропроводности. Начальные сведения об электрическом поле. Ток проводимости, ток переноса,  ток смещения. Электрический ток в проводниках: величина и направление тока  проводимости, плотность тока проводимости. Удельные электрические  проводимость и сопротивление, электрические проводимость и сопротивление  проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры. Эффект  сверхпроводимости. Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Содержание 7 4 2 3 1 1Тема 1.2. Электрические цепи постоянного и переменного тока. Магнитное поле. 2 Постоянный и переменный электрический ток. Проводимость металлов.  Постоянный и переменный электрический ток, его характеристики.  Синусоидальный ток, трехфазные цепи. Условия, необходимые для возникновения электрического тока. ЭДС. Закон Ома для участка цепи и полной цепи.  Сопротивление.  Цепи постоянного тока и переменного тока. Элементы электрических цепей, их  классификация. Последовательное и параллельное соединений элементов.  Простые электрические цепи.. Закон Джоуля­Ленца. Мощность постоянного и  переменного тока. Активная, реактивная и полная мощность переменного тока. Режимы работы электрических цепей. Принцип обратимости в электрических  машинах.  Электроизмерительные приборы. Электроизмерительные приборы (амперметр,  вольтметр, мегометр), их устройство, принцип действия и правила включения в  электрическую цепь. Мультиметр правила пользования. Расчет электрических цепей постоянного тока. Цели и задачи расчета. Законы  Ома, Кирхгофа. Последовательное соединение пассивных элементов,  эквивалентное сопротивление резисторов. Потери напряжения в проводах,  делитель напряжения. Электрические цепи с несколькими источниками ЭДС.  Разветвленная электрическая цепь. Параллельное соединение пассивных  элементов, эквивалентное сопротивление резисторов. Электрическая  проводимость ветвей. Смешанное соединение пассивных элементов. Магнитные цепи. Магнитная индукция, магнитный поток, собственное и взаимное потокосцепление. Механические силы в магнитном поле. Намагничивание  ферромагнитных материалов. Магнитный гистерезис. Магнитно­твердые,  магнитно­мягкие материалы. Магнитное сопротивление. Катушка индуктивности  принцип работы трансформатора. Принцип работы катушки Рукморфа. Практическое занятие № 1. Чтение простых электрических цепей. Лабораторная работа № 1. Снятие электрических величин в цепи. Практическое занятие № 2. Расчет магнитных цепей, сборка простейшей катушки Рукморфа на стенде,  8 1 1 2 2Тема 1.3. Двигатели постоянного и переменного тока. объяснение принципа ее работы. Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к лабораторной работе и практическим занятиям с использованием  методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. Содержание Электрические двигатели.  Роль двигателей переменного и постоянного тока в  генерировании и потреблении электроэнергии. Электрические и магнитные  явления, лежащие в основе принципа действия электрических двигателей.  Принцип действия электрического двигателя. Принцип работы асинхронного и  синхронного двигателя переменного тока. Аппаратура защиты двигателя. Аппаратура защиты электродвигателей. Методы защиты от короткого замыкания. Предохранители, плавкие вставки, герконевые  контакты. Заземление, зануление. Практическое занятие № 3. Эксплуатация электродвигателей. Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к практическому занятию с использованием методических  рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.  Контрольная работа 2 1 1 2 1 910Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории  электротехники и автоматизации производства. Оборудование лаборатории: по количеству обучающихся: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ комплект учебно­наглядных пособий «Электротехника»; ­ тесты, раздаточный материал; ­ стенды для проведения лабораторно­практических работ; ­ измерительные приборы. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и документ­камера EIKI Залы: библиотека, читальный зал с выходом в Интернет 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:   Интернет­ресурсов, 1.Бутырин П.А.Электротехника. Учебник для УНПО. Гриф МО.  ИЦ"Академия", 2008.­ 272 с.  2.Гуржий А.Н., Поворознюк Н.И.,Электрические и радиотехнические  измерения. Уч. пособие, Гриф Рекомендовано Минобразованием России,  Академия, 2004г., 272 стр.  Дополнительные источники: 1.Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. и др. Задачник по  11электротехнике. Уч. пособие для УНПО. (3­Е ИЗД.), Гриф МО. ИЦ  Академия, 2008. ­ 336 с. 2.Прошин В.М.,Рабочая тетрадь к лабораторно­практическим работам по  электротехнике. Уч. пособие, Гриф Одобрено Экспертным советом по  профессиональному образованию Минобразования России, Академия, 2008г.,  80 стр.  3.Прошин В.М. Лабораторно­практические работы по электротехнике.  Уч.пособие для УНПО. Гриф МО., "Академия", 2008. ­ 192 с. 4.Ярочкина Г.В., Володарская А.А.Электротехника: Рабочая тетрадь. Уч.  пособие для УНПО., "Академия", 2008. 96 с.  Интернет­ресурсы: Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.  1. Портал нормативно­технической документации [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.  2. Строительство и ремонт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http//www.stroy­remont.org., свободный. – Загл. с экрана.  3. Www.E­Scien+Is+.Ru – Информационно­Аналитический Сайт по  Электротехнике 124. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторной работе, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: читать структурные, монтажные и  простые принципиальные  электрические схемы; рассчитывать и измерять основные  параметры простых электрических,  магнитных и электрических цепей; использовать в работе  электроизмерительные приборы; пускать и останавливать  электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании.  Знания: ­ единицы измерения силы тока,  напряжения, мощности  электрического тока, сопротивления проводников; ­ методы расчета и измерения  основных параметров простых  электрических, магнитных и  Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим  занятиям и лабораторной работе. Итоговая аттестация в форме  контрольной работы. Текущий контроль в форме: 13защиты отчётов по практическим  занятиям и лабораторной работе,  оценка выполнения самостоятельной  работы.  Итоговая аттестация в форме  контрольной работы. электронных цепей; ­ свойства постоянного и  переменного электрического тока; ­ принципы последовательного и  параллельного соединения  проводников и источников тока; ­ электроизмерительные приборы  (амперметр, вольтметр), их  устройство, принцип действия и  правила включения в электрическую цепь; ­ свойства магнитного поля; ­ двигатели постоянного и  переменного тока, их устройство и  принцип действия; ­ правила пуска, остановки  электродвигателей, установленных  на эксплуатируемом оборудовании; ­ аппаратуру защиты  электродвигателей; ­ методы защиты от короткого  замыкания; ­ заземление, зануление. 14