Программа учебной дисциплины ОП. 06. Основы экономики

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена программа учебной дисциплины ОП. 06. Основы экономики, программы профессиональная переподготовка со сроком обучения 420 часов, квалификация: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Цель: Ознакомить преподавателей специальных дисциплин с авторской педагогической разработкой. Задачи: Передать коллегам личный опыт по разработке программы учебной дисциплины. Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Иконка файла материала Основы экономики.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области  «Седельниковский агропромышленный техникум» Программа учебной дисциплины  ОП. 06. Основы экономики программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка)  по профессии  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) Срок обучения: 420 час. Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом  2 разряда  Форма обучения: очная Вид обучения: профессиональная переподготовка Минимальный базовый уровень: основное  общее, профессиональные навыки Разработал: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения 1Седельниково, Омской области,  2016 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016),  профессионального стандарта "Сварщик" (утв.  приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по  профессии  сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым  электродом, рекомендаций  БПОУ «Седельниковский агропромышленный  техникум» по формированию нормативно­методической документации по  реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г. Организация­разработчик:   БПОУ   техникум» с. Седельниково Омской области.   «Седельниковский   агропромышленный Разработчик: Баранов Владимир Ильич  мастер производственного обучения  БПОУ   «Седельниковский агропромышленный техникум». Согласовано: на заседании педагогического совета протокол №__________ «__»___________2016г. Рассмотрено:  на заседании методического совета «__»____________2016г. 2СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 6 10 11 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Основы экономики   Программа   учебной   дисциплины   является   частью     образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).   Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном   образовании   (в   программах   повышения   квалификации   и переподготовки)   и   профессиональной     подготовке     по   профессии  сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) квалификации:  Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;  Сварщик частично механизированной сварки плавлением;   Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном  газе;  Газосварщик;  Сварщик ручной сварки полимерных материалов;  Сварщик термитной сварки. 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы:  дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  ­находить и использовать экономическую информацию в целях  обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  ­общие принципы организации производственного и технологического  процесса; ­механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в  современных условиях; ­цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли. 4В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных задач. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. 1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 15 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов; самостоятельной работы обучающегося 5 часа. 52. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Основы экономики 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме контрольной работы     Объем часов 15* 10* 4* 5*    62.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы экономики. Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические  занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 2 и тем 1   Основы экономики Тема 1.1. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики. Уровень освоения 4 Объем часов 3 10/15 Содержание Предприятие – основное звено экономики. Определение предприятия, его основные черты и формы объединения. Организационно­правовые формы организаций. Организационно­ правовые формы организаций: хозяйственные товарищества и общества;  производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные  предприятия. Производственный процесс, его структура и организация. Основные  принципы организации производства: пропорциональность; параллельность;  непрерывность; прямоточность; ритмичность; гибкость; концентрация; специализация и  др.  Классификация производственных процессов: основные, вспомогательные,  обслуживающие. Простые и сложные производства. Фазы основного производства:  заготовительная, обрабатывающая, сборочная. Понятие о производственном цикле и  путях его сокращения. Тестирование. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы  (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций,  оформление отчета и подготовка к защите. 2 2 Содержание 2 7Тема 1.2. Организация труда и заработной платы Тема 1.3. Экономические показатели результатов деятельности организации Производительность труда. Понятие производительности труда, производительной силы, интенсивности  труда.  Показатели   производительности   труда:   выработка,   трудоемкость. Факторы   и   резервы   роста   производительности   труда:   характеристика   и   направление реализации.  Нормирование труда.  Основные виды норм затрат труда; нормы времени, выработки,   обслуживания,  численности,   нормированные   задания,   комплексные   и операционные нормы при бригадной форме организации труда. Значение совершенствования нормирования труда в повышения эффективности  экономики при одновременном усилении ее социальной направленности. Оплата и  мотивация труда. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание.  Формы и системы оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда, её разновидности,  преимущества и недостатки, области применения. Повременная форма оплаты труда, её  разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Тестирование. Практическое занятие Расчёт сдельной заработной платы. Расчёт повременной заработной платы. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы  (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций,  оформление отчета и подготовка к защите. Содержание Себестоимость   продукции.  Понятие   и   виды   издержек.   Понятие   о   себестоимости продукции, работ и услуг, как  совокупности всех явных издержек. Группировка затрат, образующих себестоимость, по экономическим элементам. Состав затрат. Смета затрат. Классификация затрат себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции: цеховая, производственная, коммерческая. Факторы  и основные направления снижения себестоимости. Ценообразование  в рыночной экономике. Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования,   методы   определения   цен.   Факторы,   влияющие   на   ценообразование. Прибыль и рентабельность.  Прибыль предприятия ­ основной показатель результатов производственной деятельности предприятия. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. 8 2 2 2 1 2 2Распределение и использование прибыли на предприятии.  Рентабельность ­ показатель эффективности   работы   предприятия.   Показатели  рентабельности.   Расчет   уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности. Практическое занятие Расчет себестоимости единицы продукции. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы  (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций,  оформление отчета и подготовка к защите. Контрольная работа 2 2 1 9Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета «Основы экономики». Оборудование учебного кабинета:  ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ комплект учебно­наглядных пособий «Основы экономики»; ­ нормативно­правовые документы. Технические   средства   обучения:   интерактивная   доска     с   лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в Интернет 3.2. Информационное обеспечение обучения   Интернет­ресурсов, Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:  1.      Экономика предприятия: Учебник / под ред. Н.А.Сафронова. — М.:  Юристъ, 2013. 2. Экономика предприятия: Учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля и   Швандара. — М.:         Финансы и статистика, 2013. 3.         Грузинов В.П. и Грибов В.Д. Экономика предприятия — М.: Финансы и статистика, 2012. 4.   Основы   предпринимательской   деятельности:   Учебное   пособие/под   ред. В.М.Власовой — М.: Финансы и статистика, 2014. 5. Бизнес­план: Методические материалы/под ред. Р.Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 2013. Дополнительные источники:  1. Куликов   Л.М.   Основы   экономической   теории:   Учеб.   пособие.   М.: Финансы и статистика, 2002. 2. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. – М.: Дело и сервис, 2001. Интернет­ресурсы: 104. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим  занятиям, тестирование и оценка  выполнения самостоятельной работы.  Итоговая аттестация в форме  контрольной работы. Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим  занятиям, тестирование и оценка  выполнения самостоятельной работы.  Итоговая аттестация в форме  контрольной работы. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: Находить и использовать  экономическую информацию в  целях обеспечения собственной  конкурентоспособности на рынке  труда; Знания: Общие принципы организации  производственного и  технологического процесса; Механизмы ценообразования на  продукцию, формы оплаты труда в  современных условиях; Цели и задачи структурного  подразделения, структуру  организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли. 11