Представлена программа учебной дисциплины ОП. 06. Основы экономики, программы профессиональная переподготовка со сроком обучения 420 часов, квалификация: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Цель:
Ознакомить преподавателей специальных дисциплин с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке программы учебной дисциплины.
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Программа учебной дисциплины
ОП. 06. Основы экономики
программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного
профессионального образования (профессиональная переподготовка)
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки))
Срок обучения: 420 час.
Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки
плавящимся покрытым электродом
2 разряда
Форма обучения: очная
Вид обучения: профессиональная
переподготовка
Минимальный базовый уровень: основное
общее, профессиональные навыки
Разработал: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
1Седельниково, Омской области, 2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016),
профессионального стандарта "Сварщик" (утв. приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по
профессии сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым
электродом, рекомендаций БПОУ «Седельниковский агропромышленный
техникум» по формированию нормативнометодической документации по
реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г.
Организацияразработчик: БПОУ
техникум» с. Седельниково Омской области.
«Седельниковский агропромышленный
Разработчик:
Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум».
Согласовано:
на заседании педагогического совета
протокол №__________
«__»___________2016г.
Рассмотрено:
на заседании методического совета
«__»____________2016г.
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
10
11
31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Основы экономики
Программа учебной дисциплины является частью образовательной
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии
с ФГОС СПО по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) квалификации:
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;
Сварщик частично механизированной сварки плавлением;
Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном
газе;
Газосварщик;
Сварщик ручной сварки полимерных материалов;
Сварщик термитной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать экономическую информацию в целях
обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
общие принципы организации производственного и технологического
процесса;
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в
современных условиях;
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы
экономических знаний, необходимых в отрасли.
4В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 15 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 5 часа.
52. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
Объем
часов
15*
10*
4*
5*
62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики.
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
2
и тем
1
Основы экономики
Тема 1.1.
Организация
(предприятие) в условиях
рыночной экономики.
Уровень
освоения
4
Объем часов
3
10/15
Содержание
Предприятие – основное звено экономики. Определение предприятия, его основные черты
и формы объединения. Организационноправовые формы организаций. Организационно
правовые формы организаций: хозяйственные товарищества и общества;
производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные
предприятия. Производственный процесс, его структура и организация. Основные
принципы организации производства: пропорциональность; параллельность;
непрерывность; прямоточность; ритмичность; гибкость; концентрация; специализация и
др. Классификация производственных процессов: основные, вспомогательные,
обслуживающие. Простые и сложные производства. Фазы основного производства:
заготовительная, обрабатывающая, сборочная. Понятие о производственном цикле и
путях его сокращения. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций,
оформление отчета и подготовка к защите.
2
2
Содержание
2
7Тема 1.2.
Организация труда и
заработной платы
Тема 1.3.
Экономические
показатели результатов
деятельности
организации
Производительность труда. Понятие производительности труда, производительной силы,
интенсивности труда. Показатели производительности труда: выработка, трудоемкость.
Факторы и резервы роста производительности труда: характеристика и направление
реализации. Нормирование труда. Основные виды норм затрат труда; нормы времени,
выработки, обслуживания,
численности, нормированные задания, комплексные и
операционные нормы при бригадной форме организации труда.
Значение совершенствования нормирования труда в повышения эффективности
экономики при одновременном усилении ее социальной направленности. Оплата и
мотивация труда. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание.
Формы и системы оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда, её разновидности,
преимущества и недостатки, области применения. Повременная форма оплаты труда, её
разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Тестирование.
Практическое занятие
Расчёт сдельной заработной платы. Расчёт повременной заработной платы.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций,
оформление отчета и подготовка к защите.
Содержание
Себестоимость продукции.
Понятие и виды издержек. Понятие о себестоимости
продукции, работ и услуг, как совокупности всех явных издержек. Группировка затрат,
образующих себестоимость, по экономическим элементам. Состав затрат. Смета затрат.
Классификация затрат себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости.
Виды себестоимости продукции: цеховая, производственная, коммерческая. Факторы и
основные направления снижения себестоимости. Ценообразование в рыночной экономике.
Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного
ценообразования, методы определения цен. Факторы, влияющие на ценообразование.
Прибыль и рентабельность. Прибыль предприятия основной показатель результатов
производственной деятельности предприятия.
Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике.
8
2
2
2
1
2
2Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность показатель
эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня
рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.
Практическое занятие
Расчет себестоимости единицы продукции.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций,
оформление отчета и подготовка к защите.
Контрольная работа
2
2
1
9Требования к минимальному материальнотехническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Основы экономики».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Основы экономики»;
нормативноправовые документы.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным
программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Интернетресурсов,
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Н.А.Сафронова. — М.:
Юристъ, 2013.
2. Экономика предприятия: Учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля и Швандара. —
М.: Финансы и статистика, 2013.
3. Грузинов В.П. и Грибов В.Д. Экономика предприятия — М.: Финансы и
статистика, 2012.
4. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие/под ред.
В.М.Власовой — М.: Финансы и статистика, 2014.
5. Бизнесплан: Методические материалы/под ред. Р.Г. Маниловского. — М.:
Финансы и статистика, 2013.
Дополнительные источники:
1. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.:
Финансы и статистика, 2002.
2. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. – М.: Дело и сервис, 2001.
Интернетресурсы:
104. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль в форме:
защиты отчётов по практическим
занятиям, тестирование и оценка
выполнения самостоятельной работы.
Итоговая аттестация в форме
контрольной работы.
Текущий контроль в форме:
защиты отчётов по практическим
занятиям, тестирование и оценка
выполнения самостоятельной работы.
Итоговая аттестация в форме
контрольной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
Находить и использовать
экономическую информацию в
целях обеспечения собственной
конкурентоспособности на рынке
труда;
Знания:
Общие принципы организации
производственного и
технологического процесса;
Механизмы ценообразования на
продукцию, формы оплаты труда в
современных условиях;
Цели и задачи структурного
подразделения, структуру
организации, основы экономических
знаний, необходимых в отрасли.
11