Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по направлению подготовки 100800 Товароведение; в профессиональной подготовки по специальности: 27150 Товаровед.Представлена программа учебной дисциплины по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы коммерческой деятельности
2014 г.
1Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение.
Организацияразработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия среднего профессионального образования «Техникум
профессиональных технологий, торговли и сервиса» г. Черногорск
Разработчик: Обручева Ирина Владимировна, преподаватель Государственного
бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия среднего
профессионального образования «Техникум профессиональных технологий, торговли и
сервиса» г. Черногорска
Программа учебной дисциплины рассмотрена и рекомендована к утверждению на
заседании ПЦК «Сфера обслуживания»
Протокол № _______ от _______________________ 2014 г.
Руководитель ПЦК_____________________ /И.Б. Кочнева /
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................................6
3. условия реализации программы дисциплины........................................................................13
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины........................................................15
31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы коммерческой деятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение.
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки) по направлению подготовки 100800
Товароведение; в профессиональной подготовки по специальности: 27150
Товаровед.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять виды и типы торговых организаций;
устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации
ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового
обслуживания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и содержание коммерческой деятельности;
терминологию торгового дела;
формы и функции торговли;
объекты и субъекты современной торговли;
характеристики оптовой и розничной торговли;
классификацию торговых организаций;
идентификационные признаки и характеристика торговых организаций
различных типов и видов;
структуру торговотехнологического процесса;
принципы размещения розничных торговых организаций;
устройство и основы технологических планировок магазинов;
4 технологические процессы в магазинах;
виды услуг розничной торговли и требования к ним;
составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей;
номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения;
материальнотехническую базу коммерческой деятельности;
структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли;
назначение и классификацию товарных складов;
технологию складского товародвижения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
52. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
выполнение домашнего задания;
работа с конспектом лекций;
подготовка рефератов;
подготовка к зачету.
Итоговая аттестация в форме экзамена
Объем
часов
117
78
39
6
39
18
3
12
6
62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы коммерческой деятельности
Наименование разделов
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
Объем
и тем
1
Раздел 1.
Основы коммерческой
деятельности
Тема 1.1.
Сущность и содержание
коммерческой
деятельности
обучающихся
2
Содержание учебного материала:
1
Торговля в рыночной экономике: цели, задачи, формы и функции торговли.
2 Принципы, свойства и условия существования КД: принципы рыночной экономики,
принципы организации процессов куплипродажи и содержание КД.
3 Содержание коммерческой деятельности: классификация коммерческих операций
и процессов.
4 Факторы, влияющие на результат коммерческой деятельности. Основные
требования, предъявляемые к коммерческой деятельности.
5 Коммерческая тайна
Лабораторные работы
Практические занятия:
1. Определение организационноправовых форм субъектов коммерческой деятельности.
2. Определение видов коммерческих организаций и фирм.
Контрольные работы
часов
3
16
6
Уровень
освоения
4
1
1
1
1
1Самостоятельная работа обучающихся:
1.Заполнение таблиц по темам:
«Концепции коммерческой деятельности»;
«Задачи и направления коммерческой деятельности».
2. Подготовка рефератов по темам:
«История развития коммерческой деятельности в России»
«История развития коммерческой деятельности в зарубежных странах»
3. Ведение глоссария по терминологии торгового дела.
Содержание учебного материала:
1 Инфраструктура оптовой торговли: характеристики оптовой торговли содержание
и функции оптовой торговли, основы формирования инфраструктуры оптовой
торговли.
2 Инфраструктура розничной торговли: характеристика основных видов розничных
торговых предприятий, принципы размещения различных торговых организаций.
Лабораторные работы
Практические занятия:
3. Определение типов и видов торговых организаций.
4. Составление схемы по структуре торговотехнологической планировки предприятия
торговли.
Контрольная работа по темам 1.1.1.2.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Конспектирование темы: «Виды оптовых торговцев и их характеристика».
2. Подготовка рефератов с презентацией по теме: Характеристика основных видов
розничных торговых предприятий.
3. Ведение глоссария по терминологии торгового дела.
2
2
10
4
2
Содержание учебного материала:
Тема 1.2.
Субъекты и объекты
коммерческой
деятельности
Раздел 2. Организация и
технология
коммерческой
деятельности.Тема 2.1.
Организация
технологического
процесса в розничном
торговом предприятии
1 Содержание технологического процесса в магазине и структура торгово
технологического процесса. Виды, принципы и схемы организации оперативных
процессов в магазине.
2 Управление технологическим процессом: основные функции и особенности
управления, принципы рациональной организации товарных потоков, цели и
основные методы управления покупательскими потоками
Лабораторные работы
Практические занятия:
5. Установление соответствий вида и типа розничной торговой организации
ассортимента реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового
обслуживания
6 Размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематизация материала для реферата на тему: «Принципы размещения торговых
организаций»
2. Работа с конспектом лекций.
3. Ведение глоссария по терминологии торгового дела.
Содержание учебного материала:
1 Организация рабочего места торговых работников: требования, предъявляемые к
организации и обслуживанию рабочих мест; содержание труда работников
торгового предприятия.
2 Услуги розничной торговли: понятие и принципы торговой услуги, правила
продажи товаров и управление обслуживанием покупателей в розничной торговле.
3 Формы организации труда: индивидуальная и бригадная форма организации труда,
основные формы разделения труда, совершенствование организации труда.
Лабораторные работы
10
6
10
1
1
1
1
1Практические занятия:
7. Номенклатура показателей качества услуг и методы их определения (уровень
обслуживания).
8. Расчёт показателей нормирования труда: нормы времени, нормы выработки, нормы
обслуживания.
9. Определение техникоэкономических методов нормирования труда.
10. Решение ситуационных задач по торговому обслуживанию.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление ситуационных заданий по теме: «Торговое обслуживание»
Чтение текста учебника.
Ведение глоссария по терминологии торгового дела.
Содержание учебного материала:
1
Роль и функции складов в процессе товародвижения: понятие о складском
хозяйстве, виды товарных складов и их характеристика.
Лабораторные работы
Практические занятия:
11. Расчёт техникоэкономических показателей эффективности использования
складов.
12. Устройство и планировка товарных складов и порядок определения площадей
склада.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка презентаций по теме: Виды товарных складов»
2. Работа с конспектом лекций
3. Чтение текста учебника
Содержание учебного материала:
1 Складской технологический процесс и его составные части: структура складского
технологического процесса, факторы, влияющие на выполнение складских
технологических операций.
Технология поступления и разгрузки товаров. Технология отпуска товаров со
складов.
Технология размещения, укладки и хранения товаров.
2
3
6
6
2
4
10
1
1
1
1
Тема 2.3.
Товарные склады, их
устройство и основы
технологических
планировок
Тема 2.4.
Организация и
технология складских
операцийЛабораторные работы
Практические занятия:
13. Организация труда на складе и управление технологическими процессами на
складах.
Контрольная работа по темам 2.1.2.4.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка домашних заданий.
2. Подготовка к контрольной работе.
Содержание учебного материала:
1 Сущность и принципы рациональной организации товароснабжения розничной
торговой сети: аспекты «товароснабжения», каналы и принципы товароснабжения.
Лабораторные работы
Практические занятия:
14. Изучение источников и форм снабжения розничной торговой сети: источники
поступления товаров, формы снабжения предприятия. Порядок разработки
рациональных схем завоза товаров в РТС.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа с конспектом лекций.
2. Выполнение домашних заданий.
Содержание учебного материала:
1 Сущность и значение транспортных систем в товародвижении: требования,
предъявляемые к транспорту, виды транспорта, их достоинства и недостатки.
Лабораторные работы
Практические занятия:
15. Организация перевозки различными видами транспорта.
16. Расчёт техникоэксплуатационных показателей работы транспорта.
Контрольная работа по темам 3.1.3.2.
2
2
6
4
8
2
4
2
2
2
Раздел 3. Материально
техническая база
коммерческой
деятельности
Тема 3.1.
Роль товароснабжения в
коммерческой
деятельности
Тема 3.2. Организация
транспортно
экспедиционных
операций в торговлеСамостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к зачёту.
Зачётная работа по
дисциплине
Всего:
2
783. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета
Коммерческая деятельность
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Организация коммерческой
деятельности»;
калькуляторы;
образцы бланков;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор;
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Иванова Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Г.Г. Иванов.
М. Издательский центр «Академия», 2010. 272 с. –
2.
Иванова Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности:
практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Г.Г.
Иванов. М. Издательский центр «Академия», 2010. 224 с.
3.
/И.Ю. Коротких. – М. Издательский центр «Академия», 2010. 208 с. –
(Торговля).
4.
учреждений сред. проф. образования /З.В. Отскочная, Ю.А. Наплёкова, И.И.
Чуева. О.Н. Дегтярь) М. Издательский центр «Академия», 2012. 192 с. –
(Торговля).
Коротких И.Ю. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие
Организация и технология торговли: учеб. Пособие для студентов
Дополнительные источники:Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Коммерция и
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I и ч. II)
Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от
1.
2.
08.08.2001 № 128ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.03.02 № 28ФЗ; от
21.03.02 № 31ФЗ)
3.
технология торговли: Учебник , 11е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК Дашков и
К, 2010
4.
правовое обеспечение бизнеса в России (коммерция и технология торговли,
издание 4). – М.: ИТК Дашков и К, 2008
5.
для студентов СПО, издание 6). – М.: ИТК Дашков и К, 2009
6.
12е изд. – М.: ИТК Дашков и К, 2010
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. , Памбухчиянц О.В. Организация и
Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности (учебник
Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учебник,
Программное и коммуникативное обеспечение
1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.
2. Законодательноправовая электроннопоисковая база по качеству и
безопасности пищевых продуктов («Консультант», «Гарант»).
3. Электронные версии учебников, пособий, методических разработок,
указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных
рабочей программой, находящихся в свободном доступе для студентов.
4. Презентации лекций по модулям и темам дисциплины.4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
уметь
определять виды и типы торговых
организаций
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
наблюдение и оценивание выполнения
практических занятий:
1. Организационноправовые формы субъектов
коммерческой деятельности.
2. Виды коммерческих организаций и фирм.
«Определение типов и видов торговых
организаций».
выполнение и оценивание аудиторной
самостоятельной работы:
выполнение внеуадиторной с/р: презентации
по видам и типам ТРП с их защитой.
устанавливать соответствие вида и типа
розничной торговой организации
ассортименту реализуемых товаров,
торговой площади, формам торгового
обслуживания;
выполнение пр/работы по теме:
«Установление соответствий вида и типа
розничной торговой организации ассортимента
реализуемых товаров, торговой площади,
формам торгового обслуживания».
знать
сущность и содержание коммерческой
деятельности;
заполнение таблицы по теме: «Задачи и
направления коммерческой деятельности»
заполнение таблицы: «Концепции
коммерческой деятельности»
выполнение контрольносрезовой работы по
разделу: «Основы коммерческой
деятельности».
терминологию торгового дела;
ведение глоссария по основным терминамформы и функции торговли;
объекты и субъекты современной
торговли;
характеристики оптовой и розничной
торговли;
классификацию торговых организаций;
идентификационные признаки и
характеристики торговых организаций
различных типов и видов;
структуру торговотехнологического
процесса;
торгового дела.
выполнение самостоятельных работ;
выполнение к/работ
выполнение тестовых заданий;
выполнение к/срезовой работы по разделу
«Сущность и содержание КД»
выполнение с/р по теме: «Виды оптовых
торговцев и их характеристика».
выполнение пр/работы по теме:
«Определение типов и видов торговых
организаций
подготовка презентации по теме:
«Характеристика различных типов и видов
РТП»
выполнение пр/работ по темам: «Составление
схемы по структуре торговотехнологического
процесса предприятия торговли».
принципы размещения розничных
торговых организаций;
подготовка реферата на тему: «Принципы
размещения торговых организаций»
устройство и основы технологических
планировок магазинов;
выполнение пр/работ по темам: Устройства и
технологическая планировка магазина.
технологические процессы в магазинах;
виды услуг розничной торговли и
требования к ним;
составные элементы процесса торгового
обслуживания покупателей;
номенклатуру показателей качества
услуг и методы их определения;
материальнотехническую базу
коммерческой деятельности;
структуру и функции складского
хозяйства оптовой и розничной
торговли;
выполнение пр/работ
Управление технологическим процессом и
организация труда в магазине.
составление схемы по теме:
«Торговые услуги», оказываемые магазином
покупателю.
решение ситуационных задач на определение
форм торгового обслуживания;
составление диалогов по общению.
выполнение п/р по теме: «Номенклатура
показателей качества услуг и методы их
определения».
выполнение пр/работы по теме:
«Техникоэксплуатационные показатели
работы транспорта».
выполнение пр/работы по теме: «Технико
экономические показатели эффективности
использования складов»
Организация труда на складе и управление
технологическими процессами на складах.
назначение и классификацию товарных
выполнение пр/работы по теме: «Устройствоскладов;
технологию складского
товародвижения.
и планировка товарных складов и порядок
определения площадей склада».
подготовка презентаций по теме: Виды
товарных складов
выполнение пр/работы
«Порядок разработки рациональных схем
завоза товаров в РТС».
«Определение эффективности доставки
товаров в РТС».