Программа учебной дисциплины Основы коммерческой деятельности

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по направлению подготовки 100800 Товароведение; в профессиональной подготовки по специальности: 27150 Товаровед.Представлена программа учебной дисциплины по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Иконка файла материала Программа Основы КД.docx
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы коммерческой деятельности 2014 г. 1Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего  профессионального образования (далее СПО) 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по направлению  подготовки 100800 Товароведение.           Организация­разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение  Республики Хакасия среднего профессионального образования «Техникум  профессиональных технологий, торговли и сервиса» г. Черногорск             Разработчик:  Обручева Ирина Владимировна, преподаватель  Государственного  бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия среднего  профессионального образования «Техникум профессиональных технологий, торговли и  сервиса» г. Черногорска Программа учебной дисциплины рассмотрена и рекомендована к утверждению  на  заседании ПЦК «Сфера обслуживания» Протокол № _______ от _______________________ 2014 г. Руководитель ПЦК_____________________ /И.Б. Кочнева / 2СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................................6 3. условия реализации программы дисциплины........................................................................13 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины........................................................15 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы коммерческой деятельности 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной  профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности  СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества  потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение.  Программа учебной дисциплины может быть использована  в  дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения  квалификации и переподготовки) по направлению подготовки 100800  Товароведение; в профессиональной подготовки по специальности: 27150  Товаровед.  1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный  цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения  дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ­ определять виды и типы торговых организаций; ­ устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации  ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового  обслуживания. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: ­ сущность и содержание коммерческой деятельности; ­ терминологию торгового дела; ­  формы и функции торговли; ­ объекты и субъекты современной торговли; ­ характеристики оптовой и розничной торговли; ­ классификацию торговых организаций; ­ идентификационные признаки и характеристика торговых организаций  различных типов и видов; ­ структуру торгово­технологического процесса; ­  принципы размещения розничных торговых организаций; ­  устройство и основы технологических планировок магазинов; 4­ технологические процессы в магазинах; ­ виды услуг розничной торговли и требования к ним; ­ составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей; ­ номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения; ­ материально­техническую базу коммерческой деятельности; ­ структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли; ­ назначение и классификацию товарных складов; ­ технологию складского товародвижения. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы  дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов; самостоятельной работы обучающегося 39 часов. 52. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:       лабораторные занятия      практические занятия      контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: выполнение домашнего задания; работа с конспектом лекций; подготовка рефератов;  подготовка к зачету. Итоговая аттестация в форме экзамена Объем часов 117 78 ­ 39 6 39 18 3 12 6 62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы коммерческой деятельности Наименование разделов Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа Объем  и тем 1 Раздел 1.  Основы коммерческой  деятельности Тема 1.1. Сущность и содержание  коммерческой  деятельности обучающихся 2 Содержание учебного материала: 1 Торговля в рыночной экономике: цели, задачи, формы и функции торговли. 2 Принципы, свойства и условия существования  КД: принципы рыночной экономики, принципы организации процессов купли­продажи и содержание КД. 3 Содержание коммерческой деятельности: классификация коммерческих операций  и процессов. 4 Факторы, влияющие на результат коммерческой деятельности. Основные  требования, предъявляемые к коммерческой деятельности. 5 Коммерческая тайна Лабораторные работы Практические занятия: 1. Определение организационно­правовых форм субъектов коммерческой деятельности. 2.  Определение  видов коммерческих организаций и фирм. Контрольные работы часов 3 16 ­ 6 ­ Уровень освоения 4 1 1 1 1 1Самостоятельная работа обучающихся: 1.Заполнение таблиц по темам:  «Концепции коммерческой деятельности»; «Задачи и направления коммерческой деятельности». 2. Подготовка рефератов по темам:  «История развития коммерческой деятельности в России» «История развития коммерческой деятельности в зарубежных странах» 3. Ведение глоссария по терминологии торгового дела. Содержание учебного материала: 1 Инфраструктура оптовой торговли: характеристики оптовой торговли содержание  и функции оптовой торговли, основы формирования инфраструктуры оптовой  торговли. 2 Инфраструктура розничной торговли: характеристика основных видов розничных  торговых предприятий, принципы размещения различных торговых организаций. Лабораторные работы Практические занятия: 3. Определение типов и видов торговых организаций. 4. Составление схемы по структуре торгово­технологической планировки предприятия  торговли. Контрольная работа по темам 1.1.­1.2. Самостоятельная работа обучающихся: 1.  Конспектирование темы: «Виды оптовых торговцев и их характеристика». 2. Подготовка рефератов с презентацией по теме: Характеристика основных видов  розничных торговых предприятий.  3.  Ведение глоссария по терминологии торгового дела. 2 2 10 ­ 4 2 Содержание учебного материала: Тема 1.2. Субъекты и объекты  коммерческой  деятельности Раздел 2. Организация и  технология  коммерческой  деятельности.Тема 2.1.  Организация  технологического  процесса в розничном  торговом предприятии 1 Содержание технологического процесса в магазине и структура торгово­ технологического процесса. Виды, принципы и схемы организации оперативных  процессов в магазине. 2 Управление технологическим процессом: основные функции и особенности  управления, принципы рациональной организации товарных потоков, цели и  основные методы управления покупательскими потоками Лабораторные работы Практические занятия: 5. Установление соответствий вида и типа розничной торговой организации  ассортимента реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового  обслуживания 6   Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематизация материала для реферата на тему: «Принципы размещения торговых  организаций» 2.  Работа с конспектом лекций. 3.  Ведение глоссария по терминологии торгового дела. Содержание учебного материала: 1 Организация рабочего места торговых работников: требования, предъявляемые к  организации и обслуживанию рабочих мест; содержание труда работников  торгового предприятия.   2 Услуги розничной торговли: понятие и принципы торговой услуги, правила  продажи товаров и управление обслуживанием покупателей в розничной торговле. 3 Формы организации труда: индивидуальная и бригадная форма организации труда,  основные формы разделения труда, совершенствование организации труда. Лабораторные работы 10 ­ 6 ­ 10 ­ 1 1 1        1        1Практические занятия: 7. Номенклатура показателей качества услуг и методы их определения (уровень  обслуживания). 8.  Расчёт показателей нормирования труда: нормы времени, нормы выработки, нормы  обслуживания.  9.   Определение  технико­экономических методов нормирования труда. 10. Решение ситуационных задач по торговому обслуживанию. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: Составление ситуационных заданий по теме: «Торговое обслуживание» Чтение текста учебника. Ведение глоссария по терминологии торгового дела. Содержание учебного материала: 1 Роль и функции складов в процессе товародвижения: понятие о складском  хозяйстве, виды товарных складов и их характеристика. Лабораторные работы Практические занятия: 11.  Расчёт технико­экономических показателей эффективности использования  складов. 12. Устройство и планировка товарных складов и порядок определения площадей  склада. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: 1.   Подготовка презентаций по теме: Виды товарных складов» 2. Работа с конспектом лекций 3.   Чтение текста учебника Содержание учебного материала: 1 Складской технологический процесс и его составные части: структура складского  технологического процесса, факторы, влияющие на выполнение складских  технологических операций. Технология поступления и разгрузки товаров. Технология отпуска товаров со  складов. Технология размещения, укладки и хранения товаров. 2 3 6 ­ 6 2 ­ 4 ­ 10 1 1 1 1 Тема 2.3.  Товарные склады, их  устройство и основы  технологических  планировок Тема 2.4.  Организация и  технология складских  операцийЛабораторные работы Практические занятия: 13. Организация труда на складе и управление технологическими процессами на  складах. Контрольная работа по темам 2.1.­2.4. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка домашних заданий. 2. Подготовка к контрольной работе. Содержание учебного материала: 1 Сущность и принципы рациональной организации товароснабжения розничной  торговой сети: аспекты «товароснабжения», каналы и принципы товароснабжения. Лабораторные работы Практические занятия:  14. Изучение источников и форм снабжения розничной торговой сети: источники  поступления товаров, формы снабжения предприятия. Порядок разработки  рациональных схем завоза товаров в РТС. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с конспектом лекций.  2. Выполнение домашних заданий. Содержание учебного материала: 1 Сущность и значение транспортных систем в товародвижении: требования,  предъявляемые к транспорту, виды транспорта, их достоинства и недостатки. Лабораторные работы Практические занятия: 15. Организация  перевозки различными видами транспорта. 16. Расчёт технико­эксплуатационных показателей работы транспорта. Контрольная работа по темам 3.1.­3.2. ­ 2 2 6 ­ 4 ­ 8 2 ­ 4 2 2 2 Раздел 3. Материально­ техническая база  коммерческой  деятельности Тема 3.1.  Роль товароснабжения в  коммерческой  деятельности  Тема 3.2. Организация  транспортно­ экспедиционных  операций в торговлеСамостоятельная работа обучающихся: Подготовка к зачёту. Зачётная работа по  дисциплине Всего: 2 783. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому  обеспечению      Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета  Коммерческая деятельность Оборудование учебного кабинета: рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно­наглядных пособий «Организация коммерческой  деятельности»; калькуляторы; образцы бланков; Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиа проектор; экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов,  дополнительной литературы Основные источники:  1. Иванова Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности:  учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Г.Г. Иванов. ­  М. Издательский центр «Академия»,  2010. ­ 272 с. –  2. Иванова Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности:  практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Г.Г.  Иванов. ­ М. Издательский центр «Академия»,  2010. ­ 224 с.  3. /И.Ю. Коротких. – М. Издательский центр «Академия»,  2010. ­ 208 с. –  (Торговля). 4. учреждений сред. проф. образования /З.В. Отскочная, Ю.А. Наплёкова, И.И.  Чуева. О.Н. Дегтярь) ­ М. Издательский центр «Академия»,  2012. ­ 192 с. –  (Торговля). Коротких И.Ю. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие Организация и технология торговли: учеб. Пособие для студентов  Дополнительные источники:Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Коммерция и  Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I и ч. II) Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от  1. 2. 08.08.2001 № 128­ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.03.02 № 28­ФЗ; от  21.03.02 № 31­ФЗ) 3. технология торговли: Учебник , 11­е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК Дашков и К, 2010 4. правовое обеспечение бизнеса в России (коммерция и технология торговли,  издание 4). – М.: ИТК Дашков и К, 2008  5. для студентов СПО, издание 6). – М.: ИТК Дашков и К, 2009 6. 12­е изд. – М.: ИТК Дашков и К, 2010 Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. , Памбухчиянц О.В. Организация и  Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности (учебник  Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учебник,  Программное  и коммуникативное обеспечение 1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы. 2. Законодательно­правовая электронно­поисковая база по качеству и  безопасности пищевых продуктов («Консультант», «Гарант»). 3. Электронные версии учебников, пособий, методических разработок,  указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных    рабочей программой, находящихся в свободном доступе для студентов. 4. Презентации лекций по модулям и темам дисциплины.4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ       Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется  преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,  а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) уметь определять виды и типы торговых  организаций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  ­ наблюдение и оценивание выполнения  практических занятий:    1. Организационно­правовые формы субъектов  коммерческой деятельности.  2. Виды коммерческих организаций и фирм. «Определение типов и видов торговых  организаций». ­ выполнение и оценивание  аудиторной  самостоятельной работы:  ­выполнение внеуадиторной с/р: презентации  по видам и типам ТРП с их защитой. устанавливать соответствие вида и типа  розничной торговой организации  ассортименту реализуемых товаров,  торговой площади, формам торгового  обслуживания; ­ выполнение пр/работы по теме: «Установление соответствий вида и типа  розничной торговой организации ассортимента  реализуемых товаров, торговой площади,  формам торгового обслуживания». знать сущность и содержание коммерческой  деятельности; ­ заполнение таблицы по теме: «Задачи и  направления коммерческой деятельности» ­ заполнение таблицы: «Концепции  коммерческой деятельности» ­ выполнение контрольно­срезовой работы  по  разделу: «Основы коммерческой  деятельности». терминологию торгового дела; ­ведение глоссария по основным терминамформы и функции торговли; объекты и субъекты современной  торговли; характеристики оптовой и розничной  торговли; классификацию торговых организаций; идентификационные признаки и  характеристики торговых организаций  различных типов и видов; структуру торгово­технологического  процесса; торгового дела. ­ выполнение самостоятельных работ; ­ выполнение к/работ ­ выполнение тестовых заданий; ­ выполнение к/срезовой работы по разделу  «Сущность и содержание КД» ­ выполнение с/р по теме: «Виды оптовых  торговцев и их характеристика». ­ выполнение пр/работы по теме: «Определение типов и видов торговых  организаций ­ подготовка презентации по теме: «Характеристика различных типов и видов  РТП» ­ выполнение пр/работ по темам:  «Составление схемы по структуре торгово­технологического  процесса предприятия торговли». принципы размещения розничных  торговых организаций; ­ подготовка реферата на тему: «Принципы  размещения торговых организаций» устройство и основы технологических  планировок магазинов; ­выполнение пр/работ по темам: Устройства и  технологическая планировка магазина. технологические процессы в магазинах; виды услуг розничной торговли и  требования к ним; составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей; номенклатуру показателей качества  услуг и методы их определения; материально­техническую базу  коммерческой деятельности; структуру и функции складского  хозяйства оптовой и розничной  торговли; ­ выполнение пр/работ Управление технологическим процессом и  организация труда в магазине. ­ составление схемы по теме: «Торговые услуги», оказываемые магазином  покупателю. ­ решение ситуационных задач на определение  форм торгового обслуживания; ­ составление диалогов по общению. ­ выполнение п/р по теме: «Номенклатура  показателей качества услуг и методы их  определения». ­ выполнение пр/работы по теме: «Технико­эксплуатационные показатели  работы транспорта». ­ выполнение пр/работы по теме: «Технико­ экономические показатели эффективности  использования складов» Организация труда на складе и управление  технологическими процессами на складах. назначение и классификацию товарных  ­ выполнение пр/работы по теме: «Устройствоскладов; технологию складского  товародвижения. и планировка товарных складов и порядок  определения площадей склада». ­ подготовка презентаций по теме: Виды  товарных складов ­ выполнение пр/работы  «Порядок разработки рациональных схем  завоза товаров в РТС». «Определение эффективности доставки  товаров в РТС».