Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлению подготовки 100800 Товароведение; в профессиональной подготовки: 271506 Товаровед.Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические основы товароведения
2014 г.
1Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение.
Организацияразработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия среднего профессионального образования «Техникум
профессиональных технологий, торговли и сервиса» г. Черногорск
Разработчик: Обручева Ирина Владимировна, преподаватель Государственного
бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия среднего
профессионального образования «Техникум профессиональных технологий, торговли и
сервиса» г. Черногорска
Программа учебной дисциплины рассмотрена и рекомендована к утверждению на
заседании МО «Сфера обслуживания»
Протокол № ___________________ от _______________________ 2013 г.
Руководитель МО _____________________ И.Б. Кочнева
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................................6
3. условия реализации программы дисциплины........................................................................12
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины........................................................14
31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические основы товароведения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров по направлению подготовки 100800 Товароведение.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании по направлению подготовки 100800
Товароведение; в профессиональной подготовки: 271506 Товаровед.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
распознавать классификационные группы товаров;
анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия товароведения;
объекты субъекты и методы товароведения;
общую классификацию потребительских товаров и продукцию
производственного назначения; классификацию продовольственных и
непродовольственных товаров по однородным группам;
виды, свойства, показатели ассортимента;
основополагающие характеристики товаров;
товароведные характеристики товаров однородных групп (групп
продовольственных товаров: классификацию ассортимента, оценку качества;
количественные характеристики товаров;
факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных
характеристик;
виды потерь, причины возникновения, порядок списания.
41.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 273 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 182 часов;
самостоятельной работы обучающегося 91 час.
52. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
выполнение домашнего задания;
работа с конспектом лекций;
подготовка рефератов;
подготовка к экзамену.
Объем
часов
273
182
91
6
91
25
30
30
6
Итоговая аттестация в форме экзамена по дисциплине
62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
тем
1
Тема 1.1.
Основные понятия
товароведения
Тема 1.2.
Объекты, субъекты и
методы товароведения
работа обучающихся
2
Содержание учебного материала:
1. Предмет, цели и задачи товароведения.
2. Принципы товароведения.
3. История и направления развития товароведения.
4 Состояние потребительского рынка
Лабораторные работы
Практические занятия:
1. Исследование потребительского рынка (защита проектов)
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов по теме:
Состояние потребительского рынка в Республике Хакассия.
История и направления развития товароведения.
Содержание учебного материала:
1. Объекты товароведной деятельности.
2. Субъекты товароведной деятельности.
3. Методы товароведения: классификация методов, применяемых в
товароведении.
4. Методы научного познания: эмпирические и аналитические методы научного
познания и их виды.
Классификация как метод товароведения. Признак классификации;
иерархический и фасетный метод классификации.
5. Кодирование товаров: правила кодирования, структура кода, способы
кодирования товаров.
6. Взаимосвязь разновидностей методов кодирования и классификации:
достоинства и недостатки разных методов кодирования.
7. Классификаторы: структура и категории классификатора.
Объем
часов
Уровень
освоения
3
10
2
2
4
2
10
16
2
2
2
2
2
2
2
2
4
1
1
1
2
1
1
2
1
2
2
2Лабораторные работы
Практические занятия:
2. Определение преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов
классификации.
3. Определение по этикеткам товаров виды алфавита кода.
4. Вычисление разряда и длины кода при кодировании товаров.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка домашних заданий.
Ведение глоссария по дисциплине.
Подготовка к контрольной работе.
Содержание учебного материала:
1. Товароведная классификация товаров: роды, класс товаров, группа товаров,
вид товаров и наименование товаров.
2. Классификация продовольственных товаров и непродовольственных товаров.
Признаки классификации: назначение, материал (сырьё, полуфабрикат), способ
производства, отделки, конструкции.
Лабораторные работы
Практические занятия:
5. Товароведная характеристика товаров по предложенным образцам товаров.
Контрольная работа по теме 1.1. 1.3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение домашнего задания.
Ведение глоссария по предмету.
Содержание учебного материала:
1. Основные понятия.
2. Классификация ассортимента товаров.
3. Свойства и показатели ассортимента: широта и полнота ассортимента.
Лабораторные работы
Практические занятия:
6. Расчёт коэффициента оптимальности товарного ассортимента.
7. Расчёт показателей широты и полноты ассортимента товаров.
Контрольная работа
12
12
6
4
12
2
6
2
2
2
12
2
2
1
2
2
Тема 1.3.
Общая классификация
потребительских товаров и
продукции
производственного
назначения,
классификация
продовольственных и
непродовольственных
товаров по однородным
группам
Тема 1.4.
Виды, свойства,
показатели ассортиментаСамостоятельная работа обучающихся:
Выполнение домашнего задания.
Ведение глоссария по предмету.
Решение задач по теме: «Расчёт показателей широты и полноты ассортимента»
Содержание учебного материала:
1. Качественная характеристика товаров: свойства товаров и показатели
качества.
2. Количественная характеристика товаров.
3. Ассортиментная характеристика товаров.
4. Стоимостная характеристика товаров.
Лабораторные работы
Практические занятия:
8. Решение задач по теме: «Товарные вычисления»
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка домашних заданий.
Подготовка к контрольной работе.
Решение задач по теме: товарные вычисления.
Содержание учебного материала:
1. Классификация продовольственных товаров
2. Химический состав и пищевая ценность продтоваров
3. Качество продовольственных товаров
4. Хранение продтоваров
5. Консервирование продовольственных товаров
Лабораторные работы
Практические занятия:
9. Определение энергетической ценности товаров.
Контрольная работа по теме: 1.4. 1.6.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектом лекций.
Подготовка к контрольной работе.
Чтение текста учебника.
Содержание учебного материала:
Тема 1.5.
Основополагающие
характеристики товаров
Тема 1.6.
Товароведные
характеристики товаров
однородных групп
(продовольственных
товаров)
Тема 1.7.
1
2
2
2
1
1
2
2
1
8
2
2
2
2
8
13
1
4
2
2
2
6
2
8Количественные
характеристики товаров
Тема 1.8.
Факторы, обеспечивающее
формирование и
сохранение товароведных
характеристик
1. Основные понятия: единичные экземпляры и товарная партия; общие и
специфичные количественные характеристики.
2. Физические свойства товаров: классификация общих количественных
характеристик товаров
3. Общие физические свойства: размерномассовые и теплофизические свойства
единичных партий и совокупных товарных масс.
4. Специфические физические свойства товарных партий: объёмная масса и
скважистость и единичных экземпляров.
Лабораторные работы
Практические занятия:
10. Решение задач по теме: «Размерномассовые характеристики отдельных
товаров»
11. Показатели теплофизических свойств товаров.
Контрольные работы
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекций.
Подготовка к контрольной работе.
Чтение текста учебника.
Содержание учебного материала:
1. Стадии и этапы технологического цикла товаров.
2. Факторы, влияющие на качество товаров: объективные и субъективные
факторы; формирующие и сохраняющие факторы.
3. Формирующие факторы и их характеристика
4. Факторы, способствующие сохранению качества товаров: упаковка, хранение,
транспортирование.
5. Управление качеством товаров: объект и механизм управления; критерий
управления; обратная связь.
Лабораторные работы
Практические занятия:
12. Показатели качества тары.
2
2
2
2
12
10
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
2
1
2
1Контрольные работы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка презентаций по теме: Виды упаковки товаров.
Ведение глоссария по дисциплине.
Решение задач по теме: «Показатели качества тары»
Содержание учебного материала:
1. Товарные потери: группы товарных потерь и классификация. Количественные и
качественные потери, их виды и причины возникновения.
2. Меры по предупреждению и снижению потерь.
Лабораторные работы
Практические занятия:
13. Порядок списания товарных потерь
Контрольная работа по теме 1.7.1.9.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка презентаций по теме: Виды упаковки товаров.
Ведение глоссария по дисциплине.
Решение задач по теме: «Порядок списания товарных потерь»
Подготовка к контрольной работе.
Подготовка к зачёту.
Всего:
1
2
8
4
2
11
2
182
Тема 1.9.
Виды потерь, причины
возникновения, порядок
списания3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета
«Товароведение»
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий;
калькуляторы;
образцы бланков;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор;
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Иванова Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности:
Основные источники:
1.
Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров : учебник для
студ. учреждений сред. проф. образования /Г.Г. Дубцов. – М. Издательский
центр «Академия», 2012. 336 с.
2.
практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Г.Г.
Иванов. М. Издательский центр «Академия», 2010. 224 с.
3.
учреждений сред. проф. образования /З.В. Отскочная, Ю.А. Наплёкова, И.И.
Чуева. О.Н. Дегтярь) М. Издательский центр «Академия», 2012. 192 с. –
(Торговля).
4. Куликова Н.Р. Основы товароведения: учебное пособие /Н.Р. Куликова,
В.П. Новоплавская, Н.С. Носова – М.: Альфа –М: ИНФРАМ, 2012. – 336 с.:
ил. – (ПРОФИль)
Организация и технология торговли: учеб. Пособие для студентовДополнительная литература
1. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 09.01.96 №2Ф3 от
17.12.99г.
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184
Ф3
3. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от
02.01.2000 №29Ф3
4.
Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых
продуктов. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы. СанПиН
2.3.2. 107801.
5. Калачёв С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы:
учебник для бакалавров /С.Л. Калачёв. – М. : Издательство Юрайт, 2012.
– 463 с.
6. Райкова Е.Ю. Теория товароведения: Учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования /Е.Ю. райкова, Ю.В. Додонкин. М.
Издательский центр «Академия», 2004. 240 с.
Программное и коммуникативное обеспечение
1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.
2. Законодательноправовая электроннопоисковая база по качеству и
безопасности пищевых продуктов («Консультант», «Гарант»).
3. Электронные версии учебников, пособий, методических разработок,
указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных
рабочей программой, находящихся в свободном доступе для студентов.
4. Презентации лекций по темам дисциплины.4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
уметь
распознавать
классификационные группы
товаров;
анализировать стадии и этапы
технологического цикла
товаров
знать
основные понятия
товароведения;
объекты субъекты и методы
товароведения;
общую классификацию
потребительских товаров и
продукцию производственного
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
Методы:
выполнение практических работ;
исследование потребительского рынка в Республике
Хакассия.
Формы:
анализ и оценка результатов выполнения практических
работ;
защита проектов «Исследование потребительского
рынка»
Методы:
выполнение практических работ по теме 1.8;
выполнение практических работ по теме 1.9.
Формы:
анализ и оценка результатов выполнения практических
работ.
Методы:
подготовка рефератов по темам: «История и
направления развития товароведения»;
«Состояние потребительского рынка в Хакассии»
Формы:
Промежуточный контроль по подготовке рефератов.
Методы:
выполнение практических работ по темам:
«Определение преимуществ и недостатков
иерархического и фасетного метода»;
«Определение по этикеткам товаров виды алфавита
кода»
Формы:
анализ и оценка результатов выполнения практических
работ.
Методы:
Выполнение контрольной работы по теме 1.1.1.3назначения;
классификацию
продовольственных и
непродовольственных товаров
по однородным группам;
виды, свойства, показатели
ассортимента;
основополагающие
характеристики товаров;
товароведные характеристики
товаров однородных групп
(групп продовольственных
товаров: классификацию
ассортимента, оценку
качества;
количественные
характеристики товаров;
факторы, обеспечивающие
формирование и сохранение
Формы:
анализ и оценка контрольносрезовой работы по теме
1.1.1.3.
Методы:
выполнение практических работ по теме;
выполнение контрольной работы по теме 1.1..1.3.
Формы:
анализ и оценка контрольносрезовой работы по теме
1.1.1.3.
Методы:
выполнение практических работ по теме:
«Расчёт коэффициента оптимальности товарного
ассортимента»;
«Расчёт показателей широты и полноты ассортимента»
Формы:
анализ и оценка результатов выполнения практических
работ.
Методы:
решение ситуационных задач;
выполнение контрольной работы по теме 1.4 1.6.
Формы:
оценка решения ситуационных задач;
анализ и оценка контрольносрезового теста по теме
1.4.1.6
Методы:
выполнение практической работы по теме:
«Определение энергетической ценности товаров»;
выполнение ситуационных заданий;
выполнение контрольной работы по теме 1.4. – 1.6.
Формы:
оценка решения ситуационных задач;
анализ и оценка результатов выполнения практических
работ.
анализ и оценка контрольносрезового теста по теме
1.4.1.6
Методы:
решение задач по теме: «Размерномассовые
характеристики отдельных товаров»;
выполнение практических работ по теме: «Расчёт
показателей теплофизических свойств товаров»;
выполнение контрольной работы по теме 1.71.9.
Формы:
оценка решения задач по теме;
анализ и оценка результатов выполнения практических
работ.
анализ и оценка контрольносрезового теста по теме
1.7.1.9
Методы:
подготовка презентаций по теме: «Виды упаковкитовароведных характеристик;
виды потерь, причины
возникновения, порядок
списания.
товаров»;
решение задач по теме: Показатели качества тары;
выполнение контрольной работы по теме 1.7. 1.9.
Формы:
защита презентаций;
оценка решения задач;
анализ и оценка контрольносрезового теста по теме
1.7.1.9
Методы:
решение задач по теме: «Нормируемые товарные
потери»;
выполнение контрольной работы по теме 1.7. 1.9
Формы:
Промежуточный:
оценка решения задач;
анализ и оценка контрольносрезового теста по теме
1.7.1.9
Итоговый:
экзамен по дисциплине.