Программа углубленного изучения русского языка, занятие 5 (сочинение 15.2,теория),9 класс
Оценка 5
Разработки курсов
docx
русский язык
9 кл
23.02.2017
Занятие № 5 (в рамках Программы углубленного изучения русского языка для учеников 9-х классов) содержит теоретический материал для написания сочинения 15.2, сочинения-рассуждения с объяснением смысла цитаты из текста: структура сочинения-рассуждения, памятка "Как работать над сочинением", ожидаемый результат, критерии оценивания сочинения.Занятие 5 содержит теоретический материал для написания сочинения 15.2.
структура сочинения 15.2.docx
Структура сочинения 15.2
Напишите сочинениерассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «У
него в руках был целый мир он щедро подарил его другому».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие
ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Памятка «Как работать над сочинением (часть 15.2)»
• Внимательно прочитайте текст.
• Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить,
найдите в нём ключевые слова.
• Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить
на поставленный вопрос.
• Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.
• Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих
правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или
указывайте в скобках номера предложений.
• Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-
рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
• Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с
авторской позицией (идеей текста).
• Тезис - то, что нужно раскрыть в сочинении; это та фраза,
которая предложена в тексте задания.
• Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в
подтверждение высказанной мысли - номера предложений или
цитаты из исходного текста).
• Вывод.
Работа с текстом
- Долго ли создавалась коллекция марок?
(Отец собирал; сыну передалось увлечение). Психологические проблемы
• «Кончилась спокойная жизнь».
•
«Я снова стал вести существование дикого охотника за
марками...»
• «Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…»
• «Удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки…»;
• «Всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на
диван-кровать».
Финансовые проблемы
«Из заначек, которые теперь значительно превышали мои
былые дофилателистические потребности, можно было бы
купить ей шубку…»
•
• «Филателистические бури продолжали расшатывать корпус
нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся
финансовую течь».
Ожидаемый результат
• Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося
собирателя...
(«Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и
позволяли каждый раз чувствовать себя
- Почему альбом с марками можно назвать целым миром?
(Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах,
событиях и т.д., которые изображены на марках. )
справочники,
первооткрывателями».
«Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки
Британской Гвианы».)
Стоимость редких марок обычно очень высока, поэтому даже
небольшая часть проданной коллекции могла бы дать возможность
сыну путешествовать по всему миру.
(«Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые
дофилателистические потребности, можно было бы купить ей
шубку…»)
- Почему сын щедро подарил этот мир другому ? Причина 1.
• «Это мальчик, у которого парализованы обе ноги. Он не может
ходить, совсем не может! Никуда не может ездить. Разве в его
коляске далеко уедешь?»
• «Он так обрадовался, что даже заплакал. Не кричал, не смеялся, а
заплакал. Неужели от радости тоже можно плакать?»
Причина 2.
• «Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом,
попозже, съездить в другие страны...»
• Определяем идею текста
•
•
•
•
«Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... И мне теперь
очень-очень хорошо...»
«Это был мой сын, и он стал взрослым».
«Мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...»
Для сына, как и для отца, радость больного мальчика от
искренне сделанного щедрого подарка оказалась гораздо важнее
собственного увлечения, финансовых затрат, радужных мечтаний.
Одним поступком сын доказал свою нравственную
состоятельность, взрослость.
Милосердие, доброта – вот настоящие ценности жизни, дороже
которых нет ничего.
Образец работы с памяткой
1. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит
ответить, найдите в нём ключевые слова.
• «целый мир» «щедро подарил его другому»
• О каком мире идёт речь в тексте?
• Что заставило сына щедро подарить этот мир другому?
2.Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам
ответить на поставленный вопрос.
• Предложения 10-11, 13,16
• Предложения 29 – 45, 48 3. Сформулируйте собственное мнение
•
•
о смысле заданного вопроса.
«Я считаю, что сын дал возможность парализованному
мальчику познать мир с помощью подаренного альбома с
марками».
Приведите два примера-аргумента из текста,
4.
подтверждающих правильность высказанных вами мыслей.
Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера
предложений.
• Предложения 13-16; 10-11.
• Марки «позволяли чувствовать себя первооткрывателями».
• «из заначек… можно было бы купить… шубку»
• Марки «вызывали всё усиливающуюся финансовую течь».
5. Проверьте композицию сочинения: это должно быть
сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
Все композиционные части в сочинении-рассуждении есть.
Проверьте, как соотносится ваше письменное
•
6.
высказывание с авторской позицией (идеей текста).
•
Автор считает, что самая большая ценность – бескорыстная
доброта.
• Мой вывод.
•
«Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой
альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в
котором нет ничего ценнее доброты и сострадания».
Работа над сочинением
1) Вступление.
Раскроем тему текста и сформулируем тезис:
Филателия – интереснейшее занятие. Рассказывая о поступке
сына, автор утверждает: «У него в руках был целый мир - он
щедро подарил его другому».
2) Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых, человек, увлеченно занимающийся собиранием
марок и изучающий их, значительно расширяет свой кругозор
(предложения 13, 16).
Во-вторых, хорошая коллекция стоит дорого (предложения 10-
11), и на деньги, вырученные от её продажи, можно
путешествовать по разным странам.
3) Вывод.
Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой
альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в
котором нет ничего ценнее доброты и сострадания.
(74 слова)
Программа углубленного изучения русского языка, занятие 5 (сочинение 15.2,теория),9 класс
Программа углубленного изучения русского языка, занятие 5 (сочинение 15.2,теория),9 класс
Программа углубленного изучения русского языка, занятие 5 (сочинение 15.2,теория),9 класс
Программа углубленного изучения русского языка, занятие 5 (сочинение 15.2,теория),9 класс
Программа углубленного изучения русского языка, занятие 5 (сочинение 15.2,теория),9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.