Общая характеристика факультатива.
«Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального, общекультурного развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,
и самовоспитание.Рабочая программа "Литературная гостиная"
Программа внеур.дея-сти.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общекультурному направлению «Литературная гостиная»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 1011 лет
Составитель:
учитель начальных классов
Картунен С.А. п. Ильинский
2015
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«Литературная гостиная»
Пояснительная записка.
Общая характеристика факультатива.
«Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученикачитателя.
Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального, общекультурного развития
ребёнка, а также проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и
удовольствие,
и самовоспитание.
Главные цели:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературнообразовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному
развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Темы внеурочной деятельности перекликаются с содержанием основной
программы по предмету, дополняют изучаемые на уроках (занятиях) темы,. Программа способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки,
путешествия по страницам
книг, проекты, встречи с писателями своего края, урокиспектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в
самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями.
Место факультатива в учебном плане. В 4 классе планируется 34 занятия. Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива «Литературная гостиная» создаёт
возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию
культуры и литературы народов других стран. Ученикчитатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В
процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими
книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных,
энциклопедических).
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она формирует навык чтения и
других видов речевой деятельности учащихся, учит ориентироваться в книге, расширять свои знания об окружающем мире, формирует
литературоведческие понятия. Этот факультативный курс необходим по ряду причин:
1. количество базисных часов уменьшилось (с 4 часов 2 часа в неделю (в 4 классе).
2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
3. программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.
Программа "Литературная гостиная " состоит из следующих разделов:
1. Любимая книга, прочитанная летом
2. Страницы старины седой
3. По дорогам сказок
4. Дети — герои книг
5. Книги о героях Великой Отечественной войны
Каждый раздел программы заканчивается конференцией, литературной игрой, викториной, конкурсом чтецов, предполагается и
проектная деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы
факультатива «Литературная гостиная» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Используемая литература:
1. Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва: Издательский центр «ВентанаГраф», 2011
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки
РФ от 06.2009 года № 373.
Материальнотехническое обеспечение
Интерактивная доска Компьютер
Принтер Система голосования
Электронные пособия: 1. Детям о писателях диск с видеоуроками, Copyright 2014, ООО «КомпЭду», videouroki.net
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
3. КМШкола (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.kmschool.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok
Календарнотематическое планирование «Литературная гостиная» 4 класс
№
Тема
Кво
часов
Кален
д.
сроки
Форма и тип
урока
Формируемые УУД
Материально
техническое
обеспечение
Раздел « Любимая книга, прочитанная летом»
1
«Там, по неведомым дорожкам…»
Любимая книга, прочитанная летом
1
2.09 УКПЗ1,
путешествие
Познавательные: составлять
краткие аннотации к
Компьютер,
презентация,
1 УКПЗ урок комплексного применения знаний 2
Диагностика скорости чтения и усвоения
прочитанного
1
9.09
прочитанным книгам; синквейн
о любимом герое.
Коммуникативные: участвовать
в беседе о прочитанной книге,
выражать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения
карточки с
заданиями
Текст для
проверки
техники чтения
УР
К2,диагностика
скорости
чтения и
усвоения
прочитанного
Раздел «Страницы старины седой»
3
Былины, былинщики.
4
5
Былинные богатыри в стихотворной форме и
прозаической форме.
История книги. Рукописные книги. Книги Древней
Руси. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник
Иван Фёдоров.
1
1
1
16.09 УУНЗ3,
путешествие в
старину
23.09 УКПЗ, конкурс
исполнителей
былин
30.09 УУНЗ, урок
экскурсия в
Уметь читать осознанно вслух
тексты художественных
произведений, соблюдать
орфоэпические нормы
русского литературного языка,
определять тему и главную
мысль произведения.
Регулятивные: уметь работать в
парах и группах, участвовать в
проектной деятельности, уметь
определять свою роль в общей
Компьютер,
презентация,
Карточки по
оценке чтения
Мультимедийн
ый курс
2 УРК урок развивающего контроля
3 УУНЗ урок усвоения новых знаний 6
12
13
Чтение и обсуждение книги
Линевского А. «Листы каменной книги»
7
библиотеку
УУНЗ, уроки
обсуждения
работе и оценивать свои
результаты, уметь
самостоятельно работать над
новым произведением.
Коммуникативные: участвовать
в беседе о прочитанной книге,
выражать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения; оценивать поведение
героев с точки зрения морали,
формировать свою этическую
позицию; Регулятивные: уметь
работать в парах и группах,
участвовать в литературных
играх;
8.10
15.10
22.10
19.10
12.11
19.11
26.11
Литературная гостиная «Путешествие в прошлое»
1
3.12 УР4, деловая
игра(интегриро
ванный урок)
4 УР Урок рефлексии (систематизации и обобщения полученных знаний)
«Уроки
Кирилла и
Мефодия»,
«Детский
энциклопедиче
ский словарь»
игра "Лосенок
Хирви и сова
Мудра читают
листы
каменной
книги" (игра о
петроглифах)
https://vk.com/a
lbums-
12866085?
z=photo-
12866085_4562
3
Интерактивная
доска,
презентация,
карточки с
заданиями,
система
голосования Волшебные литературные сказки. В.Ф.Одоевский
«Городок в табакерке»
Раздел «По дорогам сказок»
2
10.12
17.12
УУНЗ, урок
обсуждения
Волшебные литературные сказки.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
1
24.12
УКПЗ,
викторина
14
15
16
Познавательные учебные
умения: прогнозировать
содержание книги до чтения,
используя информацию из
аппарата ; составлять краткие
аннотации к прочитанным
книгам;
Коммуникативные:
участвовать в беседе о
прочитанной книге, выражать
своё мнение и аргументировать
свою точку зрения; оценивать
поведение героев с точки
зрения морали, формировать
свою этическую позицию
17 Информационноразвлекательной игра «Крестики
нолики» по теме «Литературные сказки»
1
30.12 УР, литер.игра
Детям о
писателях
диск с
видеоуроками,
Copyright 2014,
ООО
«КомпЭду»,
videouroki.net
Интерактивная
доска,
презентация,
Детям о
писателях
диск с
видеоуроками,
Copyright 2014,
ООО
«КомпЭду»,
videouroki.net
Интерактивная
доска,
презентация,
карточки с
заданиями,
система
голосования 18
21
22
23
28
29
Раздел «Дети — герои книг»
А. Гайдар «Тимур и его команда»
« Своя игра» по книге «Тимур и его команда»
Книги зарубежных писателей. М.Твен « Приключения
Тома Сойера»
Познавательные:
прогнозировать содержание
книги до чтения, используя
информацию из аппарата книги
Коммуникативные: участвовать
в беседе о прочитанной книге,
выражать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения; оценивать поведение
героев с точки зрения морали,
формировать свою этическую
позицию; Регулятивные: уметь
работать в парах и группах,
участвовать в литературных
играх;
Интерактивная
доска,
презентация,
Интерактивная
доска,
презентация,
карточки с
заданиями,
система
голосования
Интерактивная
доска,
презентация,
4
1
6
УУНЗ, уроки
обсуждения
16.01
23.01
30.01
6.02
12.02
УР, диспут
УУНЗ, уроки
обсуждения
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03
3.04
Литературная игра « По следам Тома Сойера»
1
10.04 УРК,литер.игра
Интерактивная
доска,
презентация,
карточки с
заданиями, Раздел «Книги о героях Великой Отечественной войны»
система
голосования
Конкурс чтецов стихотворений о ВОВ
Проект «Они защищали Родину»
30
31
32
33 Книги о детях военной поры.
1
2
1
34 Подведение итогов года. Создание и представление
1
21.05
проекта классной газеты «Книголюб».
УР, защита
проектов
17.04 УРК, конкурс
Коммуникативные: участвовать
в конкурсах чтецов
Интерактивная
доска,
презентация
23.04
УРК, проект
30.04
Регулятивные: уметь работать в
парах и группах, участвовать в
проектах
Компьютер,
презентация
14.05 УУНЗ, уроки
обсуждения
Коммуникативные: участвовать
в беседе о прочитанной книге,
выражать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения; оценивать поведение
героев с точки зрения морали,
формировать свою этическую
позицию
Единая
коллекция
Цифровых
Образовательн
ых Ресурсов. –
Режим доступа:
http://school
collection.edu.ru
Знать изученные литературные
произведения и их авторов,
осознавать значимость чтения
для личного развития;
формировать потребность в
систематическом чтении
Компьютер,
презентация литературных произведений.
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.