Программа внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русская литература
5 кл
05.08.2018
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Народный календарь» по литературе по программе ФГОС предназначена для обучающихся пятого класса, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Цель программы –формирование знаний обучающихся о родном крае,фольклоре Кузбасса,его специфике и связях с общерусскими традициями.
программа внеурочной деятельности.doc
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе по программе ФГОС  в 5 классе Народный календарь Содержание   1.Пояснительная записка………………………………………………………..3   1.1  Актуальность программы……………………………………………..……3   1.2  Цель и задачи программы………………………………………….…….…3   2.Планируемые результаты освоения программы…………………....……….4   2.1ЛичностныеУУД…………………………………………………………...…4   2.2 Регулятивные УУД……………………………………………………..…....4   2.3 Познавательные УУД………………………………………………………..5   2.4 Коммуникативные УУД……………………………………………….….....5   3. Основные направления  программы.………………………………………...5 2 3.1.Учебный план …. …………………………………………………………...5   3.2.Учебно­тематический план ………………………………………………...6   3.3 Календарно­ тематический план……………………………………….…...9   3.4.Содержание программы…………………………………………………....11   4.Перечень оборудования  кабинета…………………... ………………….….12   5.Методическое  обеспечение программы………………………………… ...12   Приложение 1………………………………………………………………...…13   Приложение 2…………………………………………………………….……..33   Приложение 3…………………………………………………………………...54 1.Пояснительная записка.            Знакомство обучающихся с богатейшим духовным наследием русского народа,   укладом жизни, историей своей малой родины идёт через освоение малых жанров фольклора: частушек, загадок, сказок, поговорок, быличек… Эти   все   жанры   использовались   нашими   предками   в   календарно­обрядовых праздниках. «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может   существовать   рост   духовной   культуры   всего   общества»,   ­   говорил 3 Д.С.Лихачёв.   Сохранение   обычаев,   фольклора   необходимо   для   развития культуры всей страны.                                                                                     Программа   пробуждает   интерес   и   воспитывает   уважение   к   нашим истокам, к родной земле. Актуальность   программы:   восполнение   пробелов   в   изучении традиционной   народной   культуры   как   основы   духовно   –   нравственного образования обучающихся. Программа  внеурочной деятельности  «Народный календарь» предназначена для обучающихся пятого класса, рассчитана на 34 часа в год(1час в неделю). Программа   составлена   на   основе   комплекса   Программ   для   изучения местного фольклора .Автор­Лутовинова Е.И.­Кемерово, 1997. 1.2.Цель программы –формирование   знаний   обучающихся   о   родном        крае,фольклоре   Кузбасса,его   специфике   и   связях   с   общерусскими традициями. Задачи:          1)систематизировать и расширять представления обучающихся о русском земледельческом календаре; 2)развивать познавательный интерес к изучению традиций, литературе своего края; 3)воспитывать   уважительное     отношение   к   национальному художественному   наследию,   сохранять   и   обогащать   его   как   бесценную сокровищницу.прекрасного. . Формы   работы   с   детьми:   беседы,   викторины,   презентации,   праздники, коллективные и индивидуальные проекты.     Программа   внеурочной   деятельности   «Народный   календарь»   носит комплексный     характер,   что   отражено   в   межпредметных   связях   с   такими учебными дисциплинами как: музыка, технология, изобразительное искусство, физическая культура.                                                                                                                                       4 Предмет  Музыка  Физическая  культура. Технология Изобразительное искусство  Интеграция с другими науками  Выразительность  музыкальной интонации. Отличие физических  упражнений от обыденных. От замысла к результату.  Технологические операции. Мир фантазии. Содержание программы   Изучение обрядовых песен. Изучение и практическое  использование народных игр.  Приготовление традиционной обрядовой пищи. Рисование русского костюма.  Выставка рисунков. 2. Планируемые результаты освоения       программы  «Народный календарь». У обучающихся будут сформированы   универсальные учебные действия (УУД): 2.1Личностные УУД. У обучающегося будут сформированы:                                                                    ­ основы духовно – нравственной культуры, соответствующие современному   уровню мышления, развитие опыта оценочной и практической деятельности в  жизненных ситуациях;    ­ воспитание патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, чувства гордости за  прошлое и настоящее своего края;  ­ формирование осознанного, уважительного  и доброжелательного отношения к   другому   человеку,   его   мнению,   культуре,   языку,   гражданской позиции,традициям; ­ развитие эстетического сознания через освоение духовной культуры народов своего края в контексте мировой культуры. 2.2Регулятивные УУД.                                                                                             Обучающийся научится: ­определять   и   формулировать   цель   деятельности   на   занятиях   с   помощью учителя; ­проговаривать последовательность действий на занятиях; ­уметь   высказывать   своё   предположение   (версию),   учиться   работать   по предложенному учителем плану; ­средством   формирования   этих   действий   служит   технология   проблемного диалога на этапе изучения нового материала; ­учиться совместно с учителем и другими учениками, давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях; ­средством   формирования   этих   действий   служит   технология   оценивания успехов); образовательных достижений       (учебных   5 электронные, цифровые),открытого ­   вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на основе   оценки   и   учёта   характера   сделанных   ошибок,   использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 2.3.Познавательные УУД.  Обучающийся научится: ­осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая информационного пространства, в том числе контролируемого пространства Интернета; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­   осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков; ­моделировать различные отношения между объектами окружающего мира; ­ исследовать собственные нестандартные способы решения; ­  переделывать. 2.4 Коммуникативные УУД.                                                                                   Обучающийся научится: ­ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра;  ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве;                                                                                                          ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе и в ситуации столкновения интересов. преобразовывать   объект:   импровизировать,   изменять,   творчески 3.Основные направления  программы. 3.1. Учебный план программы «Народный календарь». 5 класс. Кол – во часов Всего  Теория  Практика № п/п 1 2 Наименование раздела Русский земледельческий календарь Осенние календарные праздники и фольклор Формы контроля  5 4 5 3 1 Урок – праздник. 6 3 4 5 Зимние календарные праздники и фольклор Весенние календарные праздники и фольклор Летние календарные праздники и фольклор Итого: 10 11 4 34 9 9 2 28   Урок – праздник.  Урок – праздник. Урок – праздник  1 2 2 6 3.2.Учебно­тематический план программы «Народный календарь».  Кол – часов во 5 № п/п 1 Разделы программы Русский земледельческий календарь. Особенности русского народного календаря. Основные календарные праздники года. Деятельность учащихся Познакомиться с понятием «русский земледельческий календарь», ориентироваться в   многообразии календарных   и христианских праздников. Формирование УУД   Личностные:  ­выражать положительное отношение   к   процессу познания; ­проявлять   внимание, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику   народных   и христианских праздников. Познавательные: ­сравнивать народные и церковные   календари; ­выявлять отличительные особенности; ­проверять информацию,   находить информацию, используя справочную 7 2 Осенние 4 календарные обычаи и   праздники. Осень в русском   аграрном календаре. Семенов Воздвиженье. Праздник Покрова. день.   10 3   Зимние календарные праздники и фольклор.   Зима   в русском   аграрном календаре.   Новый год.   Рождество. Зимние   Святки. Крещенье. Григорий– летоуказатель. Сретенье. Проводы зимы.    Уметь выразительно читать   малые фольклорные произведения; выражать личное отношение   к прочитанному   в процессе изучения осенних праздников; находить незнакомые слова и   определять   их значения с помощью справочной литературы; участвовать   в коллективном диалоге. Извлекать необходимую информацию   из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения: характеризовать особенности   и отличие   зимних календарных     литературу. Регулятивные: ­корректировать деятельность,   вносить изменения   в   процесс   с учетом   поиска   нового материала. Познавательные: осознанно ­уметь строить речевое высказывание   в   устной форме; ­анализировать тексты; ­выделять познавательные цели; ­строить   логические цепи рассуждений. Коммуникативные: ­уметь вопросы; ­выражать   свои   мысли полно и точно; ­формулировать собственное   мнение   и позицию. Личностные: ­осознавать   значимость материала  для  личного развития. ставить   Познавательные: ­осуществлять   поиск информации для выполнения   учебных заданий, ­презентовать подготовленную в информацию и наглядном вербальном виде; ­строить   сообщения   в устной   и   письменной форме.         8 на вести праздников, уметь   дневник­ календарь; участвовать   в разыгрывании календарных обрядов   уроках– праздниках.  Интересоваться народной культурой   на материале основных весенних календарных праздников; участвовать   в разыгрывании календарных обрядов   уроках– праздниках. на   в Обсуждать группах полученные об сведения   основных летних праздниках; извлекать информацию   из дополнительных 11 4 Весенние календарные обычаи,  фольклор. Масленица. Сороки. Благовещенье. Пасха. горка. Микола вешний.    Красная   Радуница. 5 Летние 4   календарные праздники и фольклор.  Троица. Иван   Купала. Прокофьев день. Коммуникативные: ­составлять собственные   уроки   – праздники; ­управлять   действиями партнера(оценка, коррекция).       разные цель до Познавательные:  ­анализировать представленный материал; ­находить дополнительную информацию; ­сравнивать виды текстов; ­выявлять отличительные особенности. Регулятивные: ­удерживать деятельности получения результата; ­прогнозировать уровень   информации. Коммуникативные: ­уметь   выражать   свои мысли точно и полно; ­управлять   действиями партнёров. Познавательные:   уметь   осознанно ­ строить речевое высказывание   в   устной форме; ­выделять познавательные цели. Регулятивные:  освоения   9 источников; моделировать уроки– праздники; подводить   итог деятельности (личной   коллективной). и Итого: 34 ­оценивать; ­корректировать созданный материал. Коммуникативные: ­уметь выражать мысли полно и точно; ­организовывать учебное взаимодействие группе, роли. в   распределять   3.3. Календарно – тематический план «Народный календарь». Наименование раздела и Кол­во часов темы Всего Теория Практик № п/п 1  Русский земледельческий календарь.  1.1 Введение. Земледельческий характер народного календаря.   русского 1.2 Особенности Кузбасского   народного календаря. 1.3 Основные календарные  праздники года. 1.4 Аграрный народный и  церковный календари. 2. 1.5 Жанры календарно­ обрядовой поэзии. Осенние календарные праздники и фольклор. 2.1. Вводное занятие по теме «Осенние календарные  праздники и фольклор». 2.2. Семёнов день.Воздвиженье. 2.3. Праздник Покрова. 5 4 5 1 1 1 1 1 3 1 1 а 1 1 Формы контрол я Ур.­пр. 10 2.4. Осенние женские  3. праздники. Зимние календарные  праздники и фольклор. 3.1. Вводное занятие по теме «Зимние календарные  праздники и фольклор» 3.2. Декабрьские  календарные праздники. 3.3. Новый год. Рождество. 3.4. Праздник Святки». «Зимние   3.5. Крещение. 3.6. 3.7. Февральские  Григорий­летоуказатель. календарные праздники. Проводы зимы. 3.8. Сретенье. 3.9.­ 3.10. 4. Весенние календарные  праздники и фольклор. Урок­праздник  «Масленица». 4.1­ 4.3. 4.4. Сороки. 4.5. Благовещенье.  4.6. Пасха. 4.7. Красная горка. 4.8. Радуница. 4.9.­ 4.10. 4.11. Микола вешний. 5. Летние календарные  Егорий. праздники и фольклор. 5.1. Вводное занятие по теме «Летние календарные  праздники и  фольклор».Троица.  Прокофьев день. Иван Купала. 5.2­ 5.3.. 10 11 4 1 9 1 1 1 1 1 1 1 2 9 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 Ур.­пр. Ур.­пр. 2 2 2 2 Ур.­пр. 11 5.4. Урок­обобщение по  теме «Народный  календарь». Итого: 34 28 Тест. 1 6 3.4.Содержание программы «Народный календарь»  (5) Раздел 1. « Русский земледельческий календарь». Введение.   Земледельческий   характер   русского   народного   календаря. Смена времён года. Четыре важнейших момента   в году: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствие.  Основные   и   переходные   годовые   сезоны   в   крестьянском   календаре. Зимние Святки. Зелёные Святки. Основные годовые календарные праздники. Аграрный народный и церковный календари. Посты. Праздники. Святцы. Двоеверие в народной культуре. Календарная поэзия. Раздел 2. «Осенние календарные обычаи и праздники» (4). Осень в русском аграрном календаре. Приметы, пословицы, поговорки, обрядовые   песни   (жнивные).   Семён­летопроводец. Оспожинки.   Воздвиженье.   Покров   Пресвятой   Богородицы.   Двенадцать пятниц. Параскева Пятница. Кузьминки.   Раздел 3. «Зимние календарные праздники и фольклор» (10). Зима в русском аграрном календаре. Приметы зимы. Основные зимние   Иван   Постный. праздники. Декабрь:   приметы,   пословицы,   поговорки.   Введенье.   Юрьев   день. Микола зимний. Спиридон – солнцеворот. Январь:   приметы,   пословицы,   поговорки,   песни,   гадания.   Зимние Святки.   Рождественский   сочельник,   Стефанов   день.   Крещенье.   Иордань. Григорий – летоуказатель. Татьянин день. Февраль: пословицы, поговорки, приметы. Ефрем – Сирин: былички о домовом. Сретенье. Агафья – коровница. Власьев день. Касьян.  Раздел 4. «Весенние календарные обычаи и фольклор» (11). Весна   в   русском   аграрном   календаре.   Приметы   весны.   Основные весенние праздники. Март:   приметы,   пословицы,   поговорки.   Сороки   –   встреча   весны. Веснянки. Масленица. Великий пост. Благовещенье. Великий четверг. Пасха Христова. Красная горка. Радуница. Апрель: приметы, пословицы, поговорки. Мария Египецкая. Егорьев день. Фрол и Лавр. Май:   приметы,   пословицы,   поговорки.   Микола   вешний.   Вознесенье. Троица. Семицко–троицкие песни. Раздел 5. «Летние календарные праздники и фольклор» (4). 12 Лето   в   русском   аграрном   календаре.   Приметы   лета.   Основные праздники. Аграфена – купальница. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Успение. Купальские и  петровские песни. Масленица, Купала, Троицкая берёзка.  4.Перечень оборудования кабинета  Кабинет литературы;  Мультимедиапроектор;  Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет;  DVD­плеер;  Экран;  Телевизор;   ПК;  Электронные учебные пособия. 5.Методическое обеспечение программы 1.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.­ М., 1995.            2.Буслаев Ф.Н. Народные годовщины: (Поэзия земледельческого календаря,  обрядов и магических действий). – Водолей – знак России: Поверья.  Прозрения. Пророчества. Сборник – М.,1992.                                                         3.Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. –  М.,1992.                                                                                                                        4.Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост., вступ.ст. и  примеч. А.Ф.Некрыловой. – М., 1991.  5.Кузьменко П. Русский православный обряд крещения.—М.,1996. 6.Кузьменко П. Русский православный обряд венчания.­ М., 1996. 7.Кузьменко П. Русский православный обряд погребения. – М., 1996.                 8.Лутовинова Е.И. Волшебные сказки Кузбасса. – Кемерово,1997.                      9. Лутовинова Е.И., Гонина Т. Н. Мифологические рассказы Кузбасса. –       Кемерово,1997.                                                                                                           10.Макаренко А.А. Сибирский народный календарь. – Новосибирск,1993.         11.Максимов С.И. Крестная сила. Нечистая сила. – Кемерово,1991.                   12.Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – Л.,1963. 13.Рыбаков М.Д. Язычество Древней Руси. –М., 1986. 14.Сахаров. Сказания русского народа. – М., 1990. 13 15.Соколова В.К.Весенне­летние календарные обряды. – М., 1979.                      16. http://www.sivir.ru/  17. http://lik­kuzbassa.narod.ru/folklor­narodov­kuzbassa.htm 18. http://www.admprokop.ru/document/229.html 19.http://books.google.ru/books/about/Культурное_наследие_р.html? id=wMCfAAAAMAAJ&redir_esc=y 20. http://lik­kuzbassa.narod.ru/Shorcy­tradicii­obychai­obryady.htm                           (Вводные занятия).                                                                                                                                                                                   Приложение 1. Осенние календарные праздники и фольклор Цели: показать, как в старину встречали осень;                                                           познакомить с основными жанрами осенней обрядовой поэзии; учить видеть красоту окружающего мира. Оформление: Листья, полотенце, украшенное вышивкой,  корзина с овощами, пословицы и  поговорки. Ход занятия. I. II. Орг . момент. Вступительное слово учителя. ­ Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей горнице .  Вот   и   осень   идет,   дни   становятся   короче,   а   ночи   длиннее.   Все   пустеет, теряются яркие цвета лета.  Удивительно переменчивы картины осени… Осень позаботилась, чтобы нам жилось сытно и тепло. В благодарность за это наши предки с радостью встречали Матушку Осенину. Был в старину такой праздник.  14 Осенью, когда наступало начало жатвы, оставляли на поле несжатый  снопок колосьев. Завязывали его на узел и ленточкой алой обвязывали, а в конце жатвы развязывали и оставляли под снег.  Был обычай оставлять на поле несжатый снопок – «Христу на бороду». Особенно   в   это   время   года   уделялось   внимание   лирическим   песням   и частушкам. (Лирическая песня исполняется уч­ся). Как пошла наша Варвара Во чисто поле гулять, Ярового хлеба жать, Ярового хлеба жать, Да золоты снопы вязать. Первый снопик нажала, Алой лентой завязала, А второй она нажала Голубой перевязала . А как третий – то нажала, Оглянулася назад, Оглянулася назад, Идет миленький межой, Идет миленький межой, несет подарочек с собой Да перстенечек золотой.  ( Записано в Промышленновском районе) Когда заканчивались осенние работы, в старину на балы съезжалась знать, а у нас бал – народный, поэтому мы и вспомним сегодня народный сентябрьский календарь.  Это сейчас 1 сентября – День знаний, а раньше 1 сентября – День Андрея Стратилата (тепляк).  15 Ко  времени, когда  поспевала  рябина, сено  у  крестьян  уже  было   убрано  в стога… Раньше не только на Руси, но и в Кузбассе, в ночь на 3 сентября, на Агафона,  надо было выходить и сторожить сено, чтобы лешие не растащили его. Некоторые крестьяне ночью   тулупы наизнанку надевали,   кочергу с собой брали.   А   уж   если   ночью   приснится,   что   сноп   вяжешь,   то   это   к   новым знакомствам. А если сноп развязываешь, будешь делать пустую работу. На 7 сентября приходится Тит Листопадник. К этому времени заканчивается сбор грибов.  ­ Ну, а мы сейчас узнаем, знаете ли вы, ребята, грибы?   (Предлагается 2 корзины с грибами. За одну минуту убрать из корзин ядовитые грибы, а съедобные оставить.) ­Грибы собраны, а вот и другое заделье для гостей. Приближается Семенов день. (14 сентября), с него начинается бабье лето. Существует примета, если бабье лето хорошее, то осень будет холодная. Если бабье лето дождливое – осень длинная и тёплая.  Пастуха   нанимали   до   Семёнова   дня.   Бабье   лето   венчают   Семёнов   день (14сентября) и Рождество Богородицы (21 сентября). На эти дни приходились и осенние пятачки девушкам на новые наряды.  ­ Вот и у нас кулёк, а в нем пятачок; кому повезет – пятак найдет, кому нет – на   нет   и   суда   нет.   (Девочки   играют).   В   Ижморке   об   этом   празднике рассказывали так: (подготовлено  сообщение). «Дело было в войну. У бедной женщины было трое детей. Стали они собираться в школу, а одеться не во что и   есть   нечего.   И   сказала   она:   «Господи,скажи,   когда   я   тоже   буду   жить хорошо?» И только это сказала, как начала обновляться икона. К утру икона обновилась. Посмотреть на это чудо сбежалась вся деревня. Потом стали к иконе приходить из других сел. Приносили, кто продукты, кто одежонку. Так икона   помогла   женщине   выжить.   Потом   эту   икону   забрали   в   церковь,   в Анжеро­ Судженск». 16 ­ А мы продолжаем обзор наших праздников. 27 сентября был праздник Воздвиженье (Сдвиженье). В этот день убирают всю мелочь   с   огорода:   морковку,   свеклу,   чеснок   сажают   под   зиму.     После Сдвиженья только лукавый медведь ходит по тайге, змеи в этот день прячутся в свои норы.  Особое внимание уделялось Празднику Покрова, который приходился на 14 октября.   Про   этот   праздник   говорилось:   «Покров   –   первое   зазимье»,   «На Покров до обеда осень, а после обеда –зима». В этот день хозяйка обходила вокруг  двора, приговаривая: «Батюшка – Покров, покрой мой дворок добром и теплом».   А вслед за праздником Покрова идут  осенние женские праздники: Параскева Пятница, Зимняя Казанская, Ненила и Бараснева, Матрена Зимняя. С Зимней Матрены  зима встает на ноги, налетают морозы.   ­ А теперь, ребята, отгадайте мои загадки про осень. ­ Пришла без красок и без кисти  И перекрасила все листья. (Осень) ­ Крупно, дробно зачастил, Всю землю напоил. (Дождь) ­ Она под осень умирает, И вновь весною оживает, Коровам без нее беда, Она – их главная еда. (Трава) ­ Стоит лепешка на одной ножке, Кто мимо не пройдет, всяк наклонится.  (Гриб) ­ Бьют меня палками, Мнут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами, За что, меня так губят? 17 За то, что любят?  (Хлеб). ­ Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко.                                                                                                  Что же это? (Репка) ­ А сейчас мы с вами вспомним пословицы и поговорки об осени, в которых перепутаны концовки. Ваша   задача   –   правильно   сложить   начало   и   концовку   всех   пословиц   и поговорок: Блок «Осень». Осень идет, / и дождь за собой ведет. Осенний дождь мелко льется, / да долго тянется.  Осенняя муха / больнее кусает. Блок «Сентябрь» Сентябрь кафтан с плеч срывает, / тулуп надевает. В сентябре синица / просит осень в гости. Блок «Октябрь». Быстро тает октябрьский день,/ не привяжешь за плетень. В октябре с солнцем распрощайся, / ближе к печке подбирайся.  В октябре до обеда – осень,/ после обеда – зима. Блок «Ноябрь». В ноябре рассвет с сумерками / среди дня встречаются. Невелика у ноября кузница,/ а на все реки оковы кует. В ноябре осень – жируха/ со злюкой – зимой борется.  (Дети складывают пословицы и поговорки об осени). ­ Осень – время свадебных гуляний. Мы с вами тоже поиграем в те игры, в которые играли на стародавних вечерках.  Игра «Царь – Горох». 18 Садится   голящий   человек.   Приходят   еще   двое   и   говорят:   «Царь   –  Горох, прими нас на работу». А Царь спрашивает: «А что вы умеете делать?»  Ребятишки   говорят: «Мы   не  скажем,  а  покажем».  Что  они  загадали,  то   и показывают. Чью загадку Царь – Горох отгадает, тот и становится голящим.   По окончании занятия дети еще раз призывают осень. Осень, осень, В гости просим! С обильными хлебами, С высокими снегами, С листопадом и дождем, с перелетным журавлем! Зимние календарные праздники и фольклор. Цели:  познакомить учащихся с истоками русской культуры и основными жанрами поэзии; зимней обрядовой       на   основе   местного   фольклорного   материала   показать   общность   культур русского   народа;   способствовать   воспитанию   любви   к   родному   краю; дать возможность каждому учащемуся почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре. Оформление:  Выставка старинных изделий под названием: « В каком народе живешь – того обычая и держись». На доске тема, на плакатах написаны приметы зимы. Детям задано подобрать пословицы, поговорки о зиме, а также загадки. Ход занятия. I. Орг. момент. II. Вступительное слово учителя. 19 ­   Сегодня,ребята,   мы   с   вами   продолжим   знакомиться   с   календарными праздниками и фольклором. На смену осеннему календарю приходит зимний календарь. Зазимник – ноябрь уступил дорогу студёному декабрю – просинцу. Кому ж, как не лютовею, починать зиму – зимскую. Видать, не зря толковали: «Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит». В первых числах приметливые люди к зиме только присматривались, судили – рядили   о   её   норове   больше   для   краснословья:   «Гляди   зиму   с   Платона   и Романа (1 декабря), чтобы похвалить её на Масленицу». 4 декабря – Введенье: «Наложило Введенье на воду толстое леденье. Но в это время   нередко   бывают   и   оттепели.   В   таком   случае   говорили:   «Введенье ломает леденье». 5­го ­ Прокоп. «Пришел Прокоп – разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает». С Прокопа налаживается хороший санный путь. В это   время   всем   миром   выходили   расставлять   вешки   вдоль   дорог,   чтобы путникам не сбиваться. 9 – го – Юрий – холодный.   Зверовщики сказывали, будто с этого дня медведь в берлоге накрепко засыпает, а волки поближе к деревенским   дворам   жмутся.   По   рассказам   очевидцев,   в   нашем   селе (Соколово )люди в такие дни ходили слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется – зима будет теплая;   послышатся звуки – надо ожидать сильных вьюг и морозов. 19 декабря – Николин день. Земля каменеет, а речка стынет: тесно ей в ледяном саркофаге. Никольские   морозы   не   чета   февральским.     «На   Никольщину   в   складчину наваривали обетной браги и напекали мирских порогов». ­ А чем же занимались люди долгими зимними вечерами? На новогодье в русской деревне кликали «авсень». Колядовщики распевали шутливые песни, в которых сулили хозяину густую рожь, от которой «ему с колосу   осьмина,   из   зерна   ему   коврига,   из   полузерна   пирог».   Очень распространено было делать к этому дню печенье   наподобие коров, овец и 20 домашней птицы. С утра такое печенье выставляли студить на подоконник, а когда приходили колядовщики, печенье раздавали им… Они сами намекали: «Подайте коровку, масляну головку». В новогодний вечер крестьянская семья усаживалась разбирать свиную голову на куски и раздавалась по старшинству. Затем ели кашу из разных полевых злаков и гороха ( «за – тёртых)». 19   января     ­   крещенские   морозы.   «Трещи,   мороз,   не   трещи,   а   минули водокрещи».   Ясная и холодная погода – к засушливому лету; пасмурная и снежная – на обильный урожай.   21 января следили за ветром: подует с юга – посулит грозное лето.  Снег на Татьяну – лето дождливое. Заканчивал январь – Афанасий – Ломонос: «Афанасий да Кирилло забирают за рыло». Афанасьевские морозы не любят шутки шутить.  ­   В   Древней   Руси   февраль   замыкал   год,   поэтому   назывался   «сеченем». Называли его также «меженем» ­ календарная межа зимы и весны.  Еще морозы завернуть могут, но «февраль сшибёт рог зиме». Февральские   приметы   чаще   всего   обращены   на   предугадывание   теплого времени. 4 февраля – Тимофей – полузимник, ползимы прошло. Потряхивает снегом, пухнут искрометные сугробы. Крутые морозы крепчают к вечеру, лютуют. Утрами припадают туманы. Особенные они по оврагам: вровень с краями впадин – плотная дымка вроде настила.  6   февраля   –   Аксинья   –   весноуказательница.   «Какова   Аксинья,   такова   и весна». На Сретенье, 15 февраля, зима с весной встречаются.  Свесились с крыш сосульки – переростки, затренькали робкие капельки, на Сретенье испокон веков первую встречу весны справляли. А делалось это так: к   вечеру   дети   выбегали   на   сугробы   закликать   солнышко,   чтобы   оно показалось из–за гор. Поглянет оно сквозь наволочь – первая встреча прошла благополучно, а не увидят солнышка – ожидают строгих власьевских морозов (24 февраля). 21 Если на Сретенье снег через дорогу несет – весна поздняя и холодная. 17 февраля  – студеный  Никола.  Редкий год на  Руси в этот  день не было морозов. Обычно говорили: «На Студеного Николу снегу навалит до году».  18   февраля   –   Агафья   Коровятница.   Она   почиталась   среди   крестьян,   как покровительница домашнего скота. 24 февраля – Власий. В Древней Руси Власьев день посвящали Велесу – покровителю скота. К его дню приноравливали самые разнообразные обряды по сохранению скота от падежа: кропили коров водой, кое – где для этого сгоняли их к центру села. Следующей   ночью   пастухи   выходили   на   перекресток   окликать   звезды, призывая, чтоб овец по дворам было не меньше, чем звезд на небе.  Продержится, постоит вьюговейный февраль, и отсечется зима от весны.  Февраль зиму выдувает.  ­ А как вы думаете, ребята, чем занимались люди долгими зимними вечерами? ­1 ученица:  ­ Вечерком, когда окончены работы по дому, собирались девушки и парни в какой – нибудь крестьянской избе ­ и снова работа: Кто прядет, кто вышивает, кто ткёт. ­2 ученица:  ­Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко: (Девушки поют): Позолоченная прялица, Мы прядём, а нитка тянется, Мы прядем, а нитка тянется, Нам работа наша нравится…  (Став полукругом, девушки исполняют частушки). ­Ох и звонки планочки У твоей тальяночки. 22 Ты играй, играй звончей, Чтобы стало веселей. ­Не пошла бы я плясать, Да надо выходку казать. Вот и пляска, вот и я, Вот и выходка моя. ­На гулянку собиралась, Маменька ругалася, Папенька сидел, как пень, Ему ругаться было лень. ­Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. Остановились руки, замерли … Что же произошло… А вот что… Ученики рассказывают сказки. 1 ученик: Волшебную «Нюрочка– девчурочка». 2 ученик:  Бытовую «Каков я?» (Сказки записаны в Мариинском районе).   ­Слово учителя:  Заправский Дед Мороз сдал под Новый Год, смягчился. Так уж повелось: только праздник к воротам, мороз возьмет да отпустит, сдаст свою прыть, с 6 – го числа говорят, что «дня прибыло на куриную ступню». 23 Начинают прихватывать сильные морозы. Рождественские стужи на очереди. С 7 по 19 справляют Святки. Суров январь, студен. Трещит, лютует, стужи поддает. 14 числа – старый Новый год. Перед новогодьем – щедрый вечер. Стряпухи наваривали, нажаривали, напекали большие снеди.  Рядились стариками со страшными горбами, чертями, медведями.   Девицы собирались на подблюдные гаданья. Гадали на воске, башмачок бросали, а перед   сном   обсыпали   себя   овсом,   приговаривали:   «Суженый   –   ряженый, приходи овёс жать…» Другие клали под подушку кольцо или гребень…  ­ Наблюдая мир природы, люди складывали затейливые загадки, пословицы, поговорки. ­ Давайте с вами попробуем отгадать загадки, вспомнить о зиме пословицы. Не огонь, а жжет. (Мороз). Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз). Летели серые гуси, нароняли белого пуха. (Снег и тучи). Кричу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга, метель). На всех садится, никого не боится .(Снег). Пословицы (Дети  читают пословицы). Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет сладко. Январь – году начало, зиме середина. Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет. Снега надует – хлеба прибудет. Вода разольется – сено наберется.  ­ Когда–то играм придавалось серьезное значение, верили, что с их помощью можно   воздействовать   на   природу.   Сегодня   многие   из   них   забыты,   а   те, которые еще помнятся, служат забавой ребятишкам. В конце занятия дети играют в «Два Мороза». 24 Весенние календарные праздники и фольклор. Цели: познакомить учащихся с основными жанрами весенней обрядовой поэзии;  на   основе   местного   фольклорного   материала   показать   общность   культур русского народа и народов Кузбасса; воспитывать чувства любви к родному краю. .Оформление: На доске тема, приметы весны: ­ Дружная весна – жди большой воды; ­ Вороны купаются ранней весной – к теплу; ­ Длинные сосульки – к бабьему лету; ­ Весна до Благовещенья – много морозов впереди; ­ Сей в грязь – будешь князь. Ход занятия. I. Орг. момент. II. Вступительное слово учителя: Приди, весна ясная, Приди, весна красная, Солнышко – ведрышко, Освети, обогрей Телят и ягнят И еще маленьких ребят. Мы весняночку поём, Весну красную зовем. ­ Ребята, кто из вас догадался, когда исполнялась такая песня? ­ А как она называется? ­ Действительно, это песня – веснянка. 25 Весна   у   наших   предков   была   в   особом   почете.Она   была   жизнерадостным праздником трав, цветов, в это время в землю закладывали будущий урожай, это время возрождения природы. Сегодня мы узнаем, как по всей Руси, в том числе и в Кузбассе, встречали весну, какие устраивали праздники, пели песни, как веселились. Но   прежде   всего   мы   познакомимся,   что   обозначают   слова     «веснянка», «обряд», «лада»… Веснянка  – это песня о весне. Песенки – веснянки не просто пели, весну гукали, кликали, заклинали. Обряд  –   действие,   с   помощью   которого   люди   хотели   задобрить   силы природы. Лада – богиня любви, красоты, плодородия, щедрая мать. Давайте вспомним славянские рассказы… Родила Лада ­  матушка трех прекрасных богинь: вечно юную Лелю, Радость Лелю  –  Любовь   златокудрую,  а   потом   и   Живу   Весеннюю,   деву   огненную, веселую, да Маряну холодную.  Когда Владимир Красно Солнышко принял христианство на Руси, то богини Живы   не   стало,   но   праздники,   которые   устраивали   в  ее   честь,   перешли   в христианский календарь и почитаются до сих пор.  Например, Благовещенье (7 апреля) ­   один из самых больших праздников весны.   На   Руси   исстари   повелось   в   этот   день   отпускать   птиц   на   волю. Жительница   Гурьевского   района   Зелинская   И.Б   рассказывала:   «Поутру отправлялись   ловить   птиц,   а   потом   выпускали   их   в   сияющее   небо». Неслучайно в песнях – веснянках звучало обращение к птицам: Жаворонушки, прилетите, Весну теплую принесите, Нам зима надоела, Весь хлебушек поела. 26 С   каждым   весенним   праздником   связано   имя   святого.   Посмотрим   на календарь. 14 марта – Евдокия Замочи Подол; 17 марта – Герасим Грачевник; 15 апреля – Тит Ледолом; 6 мая – Егорьев день. ­Давайте объясним названия праздников… Евдокия Замочи Подол – наступает оттепель, появляются лужи. Юбки были мокрые, вот подол и становился мокрым. Герасим   Грачевник   –   17   марта   ждали   прилета   грачей   –   вестников   весны, поэтому Герасим Грачевник. Тит Ледолом – к 15 апреля взламывался лед, вскрывались реки, начинался ледоход.  Весна была настолько долгожданной,  что для нее в каждом доме готовилось праздничное  угощение. Чтобы  холода  не  губили  молодые  всходы,  хозяйки кормили мороз киселём. В каждом доме из теста пекли жаворонков. «Тесто раскатывали,   отрезали   лоскуток,   защипывали   –вот   и   птичка».   Ребятишки бежали с ними на красную горку или на крышу скотного двора, взбирались и кричали заклички:  Выйди, выйди, Иванку, Спой, Иванку, веснянку. Всю – то зиму лишь метели За окошком нашим пели. Весна – красна, На чем пришла? ­ На жердочке, на бороздочке. Кулики, жаворонки, Прилетайте к нам в одонки, 27 Посылаем вам головки. (Дети проговаривают заклички). ­Наблюдая мир природы, люди складывали загадки, пословицы, поговорки. Пословицы нашей области схожи с русскими пословицами. Сейчас мы попытаемся найти их соответствие. Русские пословицы Кузбасские пословицы Весна   красна   цветами,   а   осень снопами. Лентяй да шалопай – два родных брата. Что пожнешь, то и смолотишь, то и в амбар положишь. Люди   пахать,   а   он   руками махать. Весной поле богато, а осенью – закрома. Сей в грязь – будешь князь. Но   весна   несла   радость,   бодрость   и   силу   не   только   земледельцам,   но   и домашним животным. 6 мая впервые после долгой зимы выгоняли скот в поле. Святой Егорий считался покровителем домашних животных. Коров выгоняли из пригонов на улицу, перед воротами расстилали полотенце, чтобы корова переступила через него. Скотину на руки сдавали пастуху.  ­ Паси, пастушок, у хозяйки дел невпроворот. Чтобы скотина не разбегалась, нужно было обойти стадо и сказать: В поле и за полем,  В лесу и за лесом, Под светлым месяцем, Под красным солнышком, От волка хищного, От медведя лютого, От зверя лукавого. На Егорий день сеяли капусту. Весной появляется много клещей. 28 Перед выходом в лес нужно сказать заговор три раза: «Я в лес – клещук из леса». Или «Клещ, клещ, я иду в лес, а ты – на лес. У меня сердце – камень, кровь – деготь. Аминь». Заканчивается весенняя календарно – обрядовая поэзия Миколой великим (22 мая). Не зря Богу молились и Миколу Милостивого просили смилостивиться. Итог занятия: ­ Вот, ребята, мы и познакомились  с весенними календарными праздниками. Будем надеяться, что   весна будет теплая и солнечная. А на прощание мы попробуем испеченных жаворонков. В некоторых из них спрятаны монетки и угольки. Кто найдет монетку – тот будет богатым, кто уголёк – счастливым. ­ Итак, ребята, до новых встреч! Летние календарные праздники и фольклор. Цели: познакомить учащихся с летними календарными праздниками и фольклором; развивать способности детей, направленные на   раскрытие познавательного интереса к основным жанрам летней обрядовой поэзии; воспитывать   художественно   –   эстетический   вкус   на   основе   местного фольклора. 29 Оформление: Тема, приметы лета: ­ Лето дождливое – зима снежная; ­ Опускается туман на землю – к ветру, поднимается вверх – к дождю; ­ Ласточки низко летают – погода плохая будет. Ход занятия. I. Орг. момент II. Вступительное слово учителя. ­ Сегодня мы с вами познакомимся с летними календарными праздниками и фольклором. Тысячелетиями создавалась красота «лета красного», полного игр и потех, песен и приданий, обычаев и примет. Лето – это цветущая зелень полей, лесов,   зеленые   лугов, солнцем Троица – один из самых больших праздников, который совместил славянский ласковым   облитые поляны,     культ   почитания   предков   с  христианством.  В   этот   день   лес  –   именинник, нельзя  не ломать, не рубить. В этот день пекли каравай, созывали гостей.  На Троицу осматривали венки, что завивали на Семик, гадали. Обычно с утра произносили следующие слова: К нам праздник пришёл, Пришла Троица! Травой – муравой земля покроется, Цветочками приукрасится. Красны девушки придут Ко березонькам, Хоровод заведут с песней звонкою. А вечером гадали на венках, бросали их в воду. Девушки верили, если венок уплыл по реке – то и хозяйка скоро покинет отчий дом, выйдет замуж; если венок прибился к берегу – то и его хозяйке еще рано ждать сватов; а если венок утонул – жди беды.  30 ­ А еще в этот праздник водили хороводы, исполняя народные песни. (Звучит песня «У нас нынче весело»). ­ После воскресенья, после праздника Троицы наступает понедельник «Духов День». Каков Духов День – таково и лето». В этот день земля – именинница.В этот день ходили в церковь, веселились, приходили друг к другу в гости. А вот другой летний праздник приносил много шуток, смеха, особенно много проказ. Да, это День Ивана Купалы (Иван – травник). В ночь с шестого на седьмое   июля   была   ночь   проказ,   которую   еще   называли   «дикая   ночь».   В народе   верили,   что   в   ночь   на   Купалу   деревья   и   животные   разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их   собрать.     Но   главным   мотивом   праздника   является   выпроваживание, изгнание нечистой силы. В эту ночь не полагалось спать, поскольку ведьмы, колдуны, оборотни и русалки вредят всю ночь. Сказывали также, что в ночь на Ивана   Купалу   цветёт   папоротник.   Бутон   раскрывается   с   треском   и разрывается кровавым пламенем. (Учащийся  рассказывает, как проводили Праздник Ивана Купалы в Кузбассе. «Народный календарь Кемеровской области. /Сост. Е.И. Лутовинова. Стр.69). К празднику  также изготавливали соломенное чучело, иногда – пару кукол: мужчину   и   женщину.   Вечером   чучело   сжигали,   топили   или   разрывали   на части. В этот день обливались колодезной водой. Вечером разводили костры, водили возле них хороводы. Играли в такие игры: лапта, вышибало, городки, кости, спички – выскочки, глухой телефон. ­ А сейчас и мы с вами поиграем в игру «Спички – выскочки». (Детям предлагают палочки в форме спичек, один ребенок вытаскивает палочку, загадывает желание, а другие учащиеся исполняют). ­ Лето перешагнуло свой знойный пик – Перун громыхает, осень подступает, Илья –  пророк  вобрал  в  себя  черты  языческого   Перуна –  громовержца, и многие древние обряды сохранились в празднование этого дня. 31 Перунов день считался грозным и опасным. Замечено, что если под кровлей живут голуби или ласточки, то этот дом не горит. После   Дня   Перуна   заканчивалось   активное   лето,   наступала   пора   сбора плодов. В конце августа (28) праздновали Успенье. Успенье – потому что в огородах все успело. Считали, что с Успенья можно убирать лук. На полях начиналась горячая страда. По старому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой и приговаривали:  «Дай, Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай». Под эти стебли клали хлеб с солью и низко кланялись. Колосья свивали в венок, присыпали землей. Хозяину жнеи передавали венок, сплетенный из колосьев, который хранился в переднем углу избы.  ­Вот, ребята, так заканчивалось лето, а вслед за ним наступала снова осенняя пора.  Урок – праздник «Покров Пресвятой Богородицы». Приложение 2 Цель: формирование духовно­нравственных ценностей обучающихся через  приобщение их к духовным истокам русской культуры, традициям и  фольклору.                                                                                                                   32 Задачи:                                                                                                                         ­ познакомить обучающихся с историей возникновения праздника;                      ­ пополнить знания детей о самых известных храмах, посвящённых Покрову  Пресвятой Богородицы;                                                                                             ­ развивать способности детей, направленные на раскрытие познавательного  интереса к русской культуре, искусству слова;                                                       ­ воспитывать чувство красоты , благоговение перед тайной познания. Ведущий­учитель:  ­ Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня мы собрались вместе, чтобы  отметить любимый на Руси православный праздник Покрова Божией Матери, который   проходит   14   октября.   Традиция   праздновать   этот   день   Покрова Пресвятой Богородицы возникла не в Царьграде­Константинополе, а на Руси. В   середине  XVII  века   установил   этот   праздник   в   своих   Владимиро   – Суздальских землях князь Андрей Боголюбский.    Ведущий­ученик: В 1165 году на водной границе своего княжества, на тихой  реке Нерли поставил князь первый в России храм Покрова Пресвятой  Богородицы. Лѐгкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном  шлеме, в белокаменной рубахе. Стоит  этот храм и по сей день, похожий на  белый парус.  Ребѐнок­чтец: Мы пришли с тобой и замерли,  И забыли все слова  Перед белым чудом на Нерли,  Перед храмом Покрова.  Ведущий­учитель: В Москве во времена  царствования великого Государя  33 Ивана Васильевича Грозного был построен собор Покрова Божией Матери «что   на   рву»   (известный   храм   Василия   Блаженного.   Возвели   его   русские мастера, зодчие Барма и Постник Яковлев. Иоанн Грозный, поражённый красотой  храма,  приказал  ослепить   их, чтобы  больше  не  могли  «подобное диво в иной земле построить…».  Ведущий­ученик: Покров  –  один из самых почитаемых в народе осенних  церковных праздников. Его приход связывают с переменой времени года.  Считают, что Покров приносит белое, снежное «покрывало» на землю.  Ведущий­ученик:                                                                                                                    Пословица утверждает:  «Покров  –  первое зазимье»,  «Покров кроет землю то листом, то снегом», «На Покров до обеда – осень,  после обеда – зима».    Ведущий­ученик: К этому дню заканчивались уборочные работы и начинали  играть свадьбы – так Покров стал заветным праздником обручения девушек.   Молодые девушки обращались тайком к образу Богоматери с сердечной  мольбой: «Ты Покров, Богородица! Покрой меня, девушку, пеленой Своей  нетленной идти на чужую сторону».  Ведущий­учитель:   ­  А сейчас, ребята, мы проведём с вами конкурсы, связанные с праздником Покрова.    (За   правильные   ответы   дети   получат   жетоны,  а  в   конце   праздника   будет известен победитель).  1. «Конкурс вопросов и ответов».  •   Назовите Богородичные праздники, которые связаны с земной жизнью  Пресвятой Богородицы.  •   Как звали святых, которые узрели, увидели Пресвятую Богородицу,  34 идущую по воздуху?  •   Назовите храмы, построенные на Руси в честь Покрова Божией Матери?  •   Как звали зодчих, которые построили храм Василия Блаженного в  Москве?  •   Какие народные обычаи, обряды  вы знаете, связанные с праздником  Покрова?  2. Конкурс «Укрась Покров словами».   ­  Необходимо подобрать как можно больше красивых и выразительных  определений к слову «Покров». Кто больше?  3. Конкурс «Загадки осени».   ­   К празднику я собрала в осеннем лесу красивые разноцветные листья, на  которых Волшебница Осень написала вам осенние загадки. Попробуйте их  отгадать:  1.  Пришла без красок и без кисти, и     Перекрасила           все   листья   (Осень). 2.  Тонок, долог, голенаст, прыгать горазд, а в траве не видать. (Дождь).  3.  Летит без крыльев и поѐт,       Прохожих задирает,       Одним проходу не даѐт,       Других он подгоняет. (Ветер).   11     4. Весной зелена,       Летом загорела,       Осенью надела        Красные кораллы. (Рябина).   5.  Закопали в землю в мае       И сто дней не вынимали,       А копать под осень стали –        Не одну нашли, а десять!       Как еѐ названье, дети? (Картошка).  35 6. Без пути и без дороги       Ходит самый длинноногий.       В тучах прячется, во мгле,       Только ноги на земле. (Дождь).   7. Она под осень умирает       И вновь весною оживает,       Коровам без неѐ – беда,        Она их главная еда. (Трава).   8. Тѐмная птица по небу летала,       Крылья распластала,       Солнышко застала. (Туча).  9. Отгадай загадку: что мы?                                                                                       В ясный день сидим мы дома.  Если дождь, у нас работа –   Топать, шлѐпать по болотам. (Сапоги).  (Праздник   заканчивается   дружным   чаепитием,   во   время   которого можно провести игру). Конкурс­игра «Дары осени».  Дети группируются по три человека. Ведущий завязывает глаза  участникам игры и предлагает каждому в группе прикоснуться   к предмету один раз.Чья группа отгадает, те и победили.   Заключительное слово ведущего­учителя:    ­   Я желаю вам, дорогие гости, дети и родители, неистощимого, тѐплого  Материнского Покрова во все дни вашей жизни  –  над вами, над вашими  семьями, над вашими трудами.  36 Урок – праздник  «Зимние Святки» Цель:   формирование   духовно­нравственных   ценностей   обучающихся   через приобщение   его   к   духовным   истокам   русской   культуры,   традициям   и фольклору. Задачи: ­   познакомить   с   историей   возникновения   Зимних   Святок,   народными обычаями празднованиями; ­ развивать способности детей, направленные на раскрытие познавательного его     и   интереса к истории и традициям своего народа;  ­ воспитывать художественно­эстетический вкус через произведения устного народного творчества. Перед сценической площадкой выбегают две матрешки . Матрешка 1.   Эй, господа, пожалуйте сюда ! Матрешка 2.     Господам, купцам, молодцам,   Бледнолицым современным девицам   Наше нижайшее почтение  (ОБЕ КЛАНЯЮТСЯ)  Вместе : – А теперь раз, два, три, четыре – открывайте рты пошире , Слушайте, запоминайте, и на ус мотайте .     В горнице: хозяин сидит на скамейке, хозяйка готовит рождественские  угощения, время от времени покачивает ребенка (куклу) в кроватке, сестрица  играет с племянницей.  Хозяйка: Какие вечера, зимние, долгие, длинные, кажется конца и края  им нет, скорей бы эта зима кончилась, да день бы прибавился.  37 Хозяин: Быстро времечко то бежит, только недавно с урожаем  справились, а вот уже и Святки.  Хозяйка: А, помнишь, как мы с тобой в прошлые времена колядовать да  славить бегали?  Хозяин: А, как вы с подружками на женихов гадали, а мы с ребятами  вам все мешали, холоду в избу напустим, то снегу натащим, а то, снежками  окна облепим. А вы на нас кричали, да визжали . Хозяйка: Да, а как ждали на дворе первую звезду, а потом разговлялись.  Хозяин: А по домам как ходили? Христа славили, песни пели, хозяев  поздравляли, эх, весело­ то как было.  Хозяйка: Интересно, придут ли к нам нынче славильщики, или нет.  Хозяин: А, приготовила ли ты, душенька ,чем славильщиков угощать.  Хозяйка: Приготовить­ то приготовила, а придут ли? (за сценой звучит  «Ой, коляда»).  Стук в дверь. Хозяйка открывает дверь, на пороге ряженые   колядовщики. Колядовщик 1: Здравствуйте, хозяева!  Колядовщик 2: С рождеством! С новым годом! С праздниками!  Колядовщик 3.:Позвольте хозяева на порожки встать, коляду  прокричать.  Хозяева:Позволяем.  38 (Звучит колядка «Коляда, ты коляда»)  Колядовщик 4: Чем ты нас ,хозяюшка,одаришь ? Колядовщик 5.:Каши горшок, или денег мешок?  Колядовщик 1: Кувшин молока, или кусок пирога?  Колядовщик 2: Копейки на конфеточки, или гривеннички на прянички?  Хозяйка: Да вы мои хорошие, да вы мои пригожие, пели и колядовали,  угощений   захотели?   А   в   печке   калачи   уже   подрумянились,   и   вот   будут готовы,  проходите в избу, подождите да постойте, поиграйте и попойте.  (Колядовщики заводят хоровод, играют в игры):  «У Маланьи, у старушки», «Как у дяди Трифона»  Хозяйка: Вот поспели калачи! Налетайте, малыши!  (Колядовщики угощаются)  Колядовщик 1: Желаем счастливого нового года!      Колядовщик 2: Во всех начинаниях – хорошей погоды!  Колядовщик 3: Пусть сбудется все, что у вас на примете!  Колядовщик 4: Пускай почитают родителей дети!  Колядовщик 5: Пусть горе обходит сторонкою хату!  Колядовщик 6: Пусть с песней живется легко и богато!  Хозяин: Вот спасибо вам, ребятки, что зашли вы к нам на Святки!  Мы с хозяюшкой вдвоем свой поклон вам отдаем!  (Хозяева кланяются, колядовщики уходят с колядкой «Коляда ,ты  коляда»)  Хозяйка: Ну вот, а ты говорил, что к нам никто не придет.  Ах! Неужели  опять колядовщики к нам идут?  Хозяин:Да похоже на то. Готовь ,хозяйка, пироги!  (С песней «Со рождением Христа» входят взрослые ребята)  1­я девушка: Здравствуйте, хозяева!  2­я девушка. С рождеством! С новым годом! С праздниками!  39 Хозяйка: И вы колядовать?  Все:Да! Хозяйка: Подруженьки, расскажите же дорогим гостям, что же такое  святки?  3­я девушка. Зимние святки – одно из наиболее почитаемых и любимых  праздничных времен русского православного народа, начинались они с  сочельника, в канун Рождества, и длились до Крещения.)  4­я девушка. Новый год (14 января) как бы делил Святки на две  половины. Время от Рождества до Нового года называлось «Святыми  вечерами», а от новолетия до Крещения «Страшными вечерами».  5­я девушка: Святые вечера – это дни празднования Рождества  Христова, «страшные вечера» ­ время, когда до крещения Христа  Бог открывал врата ада, и позволял бесам  праздновать рождение Христа( по поверию).  1­я девушка: Страшные силы в эти, казалось, достигали вершины  своего могущества, но солнце уже начинало побеждать над темнотой,  одолевая мертвые силы зимы. Праздновалось начало годового цикла  сельхоз  работ, а также почитали предков. Говорили: «Солнце на лето, зима на мороз».  2­я девушка:  Святки на Руси представляли собой перекликание  языческих обрядов.  3­я девушка:  25 декабря (по старому стилю) 7 января (по новому  стилю) – праздновались Рождество Христово, а  перед ним был сорока ­   дневный рождественский пост, его еще называли «Филиппов пост».  Вечер   перед Рождеством назывался сочельником, и проходил в строгом посте. Есть  можно было только хлебные зерна, размоченные водой, которые назывались  сочеством,   отсюда   и   название   сочельник.   Пост   соблюдался   до   первой вечерней звезды.  4­я девушка: Время от Рождества до Крещения проходило торжественно,  празднично, весело, выделялось особым духовным подъемом, особенно  40 торжественно отмечались  эти дни молодежью, Святки считались  молодежными праздниками.  5­я девушка:  Собирались  вечерки, посиделки, шумно и весело  проходили игрища с ряжеными, играми и представлениями, загадывали  загадки, примечали погоду на следующий год.  1­я девушка.  По дворам ходили колядовщики, христославы.  Славильщики ходили с ящиком, который назывался «вертеп», в котором  были   представлены   сцены   из   жизни   Христа,   молодежь   озорничала   и забавлялась.  2­я девушка: И все забавы, даже те, которые доставляли хозяевам много  хлопот, и в обычные дни были наказуемы, в Святки  –  прощалась, так как  считались разрядкой и предотвращали большое зло.  3­я девушка:  Любая работа от Рождества до Крещения считалась  большим грехом. Люди говорили:«Пришли Святки  –  готовь блины, да со  сметаной кадки!»  4­я девушка: А гадали­ то большинство на  Святки. Давайте погадаем! Все: Давайте, давайте!...  Хозяйка: Да, грех великий гадать­то!  Все: Да, мы понарошку, так, ради забавы, для игры!  Хозяйка: Ну, смотрите! А, то беду можете накликать.  (Хозяйка выходит, оставляет девушек одних)   (Все девушки садятся в круг, отдают перстеньки ведущей, она их  складывает в блюдо, накрывает платком, запевает подблюдную песню , чей перстень голящий вытащит, у того сбудется желание) 5­я девушка: А я буду гадать на гребне. Повешу в сенях гребень, а   утром погляжу,  какая прядь волос в гребне  –  такой и жених у меня будет,  чернявый или белокурый.  (Уходит вешать гребень)  41 Хозяйка.  Ребятки! Да полно вам! Пошумели, и будет.  Давайте лучше вспомним еще один обычай  –  как год встретишь, так его и  проведешь. Если весело встретишь  –  то и год пройдет,  не зная печали  –  в  веселье и радости! Так заиграем  же песню веселую с прихлопом, да с  притопом!  (Все участники становятся в большой хоровод, поют песню «Ой,  морозы»).  Хозяйка: Спасибо вам, ребята, спасибо вам, гости дорогие, что пришли к  нам праздновать Святки!  Ребята: А, вам, хозяева, спасибо за теплую встречу!  Хозяева:  Храни вас Господь Бог! Будет мимо дорога  –  не обходите нашего порога.  (Все  заводят христославную песню  «Ой, поле, в поле»,  выбегают матрешки, обращаются к зрителям)  1­я Матрешка:   Теперь позвольте отдать вам наше нижайшее почтение!  2­я Матрешка:  Спасибо   всем   за   посещение!   Представление   завершается,   Святки   – продолжаются. 42 Урок­праздник «Масленица». Цель:   формирование   духовно­нравственных   ценностей   обучающихся   через приобщение   их   к   духовным   истокам   русской   культуры,   традициям   и фольклору.                               Задачи: ­познакомить   детей   с   эпизодами   народных   масленичных   гуляний;   направленные   на   раскрытие ­развивать   способности   обучающихся, культуре; познавательного ­воспитывать   художественно­эстетический   вкус   детей   через   произведения интереса русской     к     устного народного творчества.                             Зал, где проводится праздник, затемнен. Дети в зимней одежде читают стихи о зиме. Звучит песня «Ах ты, зимушка – зима». Ведущий: Не пришла ли пора передать власть от зимы весне–красне. Она уже не за горами. Поможем же весне, поможем солнцу в срок прийти на землю. Встанем в кружок, заведем хоровод. (Исполняется хоровод с инсценировкой русской народной песней «Как на тоненький ледок».) А поможет нам зиму проводить   да   весну   встретить   Масленица.   Кто   из   вас   готов   позвать Масленицу? 1­й ученик: Душа ль ты моя, Масленица, 43 Сахарные твои уста,  Сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости На широкий двор. На горах покататься, В блинах поваляться. 2­й ученик: Уж ты, моя Масленица, Красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, Трех матушек дочка, Приезжай ко мне во тесовый дом Умом повеселиться, Речью насладиться. 3­й ученик: Приезжай, честная Масленица, Широкая боярыня, На семидесяти семи санях,  На широкой лодке В город пировать. Ведущий:  Нет,   не   идет   что–то   Масленица.   Как   же   будем   без   нее   весну встречать? Видно, придется вместе ее позвать. Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы, ребята, повторяйте за мной каждую фразу. А в конце все вместе хором произнесем: «Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!» Ну­ка, попробуем. (Взмахивает руками, вместе с детьми репетирует повтор   фразы.)   Теперь   я   буду   Масленицу   звать,   буду   ее   хвалить,   а   вы подхватывайте. (Читает призыв, дети хором повторяют за ведущим каждую строчку.) Дорогая гостья Масленица, 44 Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса алая, двухполтинная, Платок беленький, новомодненький, Шуба синяя, латки красные, Лапти частые, головастые, Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор! К концу призыва включается  полное освещение зала. Входит Масленица – нарядно одетая девушка с соломенной куклой в руках. С нею свита: лесные звери, несущие символы солнца, ­ украшенные лентами круги на палках. Ведущий:  Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте, гости любезные! С вами   мы   всегда   рады   повеселиться   на   празднике   против   зимы   холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла? Масленица:  Всего на семь дней. Мой первый день – встреча, а седьмой – проводы. 4­й ученик: Наша Масленица дорогая  Ненадолго к нам пришла. Мы думали – на семь дней. А с чем пришла ты, Масленица? Масленица:  Встречают меня испокон века сытостью и довольством. Ведь я знаменую   праздник   хозяйственного   изобилия.   Чем   богаче   Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет. Ведущий:  Мы встречаем тебя хороводом – поможем солнцу! (Исполняется метет».) хоровод   Метелица «Как       на   улице Ребята, а теперь попросим у Масленицы угощенья. Несколько детей (хором). Тинка, тинка, подай блинка, Оладышка – подзабавышка, 45 Масленица, не скупися, Масленым блином поделися. Масленица: Блины печь – дело сложное. Растворю я квашенку на донышке, Поставлю квашонушку на столбушке. Будет моя квашенка полным ­ полна, Полным – полна, с краями ровна! Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дороге, когда всходит месяц, да еще и приговаривают: Месяц ты, месяц, Взгляни в окошко, подуй на опару. Звери   вносят   бадейку   (миску),   покрытую   вышитым   полотенцем.   Еще   раз повторяют   заклинание   Масленице,   надевают   фартуки,   берут   сковородки, хвалят тесно: Хороша опара уродилась, пора и блины из нее печь! 1­й   зверь:  А   ну­ка,   угадай,   что   я   делаю?   (показывает   на   сковородку   и демонстрирует все, о чем говорит.) На плешивого маслом капну,  По плешивому тестом хлопну, Плешь обдеру да опять наведу. Дети (хором). Печешь блины! (Исполняется русская народная песня «Блины»). Масленица: А хорошо ли вы, ребята, готовились меня встречать? Ведущий: Ждали тебя, Масленица, готовились. 5­й ученик: Масленица – кривошейка, Встретим тебя хорошенько: 46 С блинцами, с каравайцами, С вареничками, С сыром, маслом, калачом И с печеным яйцом. Ведущий: Мы даже песню знаем о твоей щедрости. (Звучит народная закличка «А мы Масленицу дожидали».)  А кто с тобой пришел, Масленица? Масленица: Мои   друзья   –   звери,   по   весне   меня   знавшие.   Сейчас   они   о   себе   загадки загадают. Первыми о приходе весны возвещают птицы. Птицы и звери по очереди загадывают загадки: ­­Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была.                                                                                                                       Сорока) ­Видели вы меня не раз, скачу я в двух шагах от вас. Чирик – чирик, чирик – чирик. Кто к этой песенке привык? (Воробей) ­Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух) ­За   деревьями   –   кустами   промелькнуло   быстро   пламя.   Промелькнуло   – пробежало, но ни дыма, ни пожара.  (Лиса) ­Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.  (Заяц) ­Кто в лесу глухом живет неуклюжий, косолапый, летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?  (Медведь) Ведущий:  Масленицу провожаем – весну красну встречаем. Гостья погостилася, с зимушкой простилася, С крыши капели, грачи прилетели, Воробьи чирикают, они весну кликают. 1­й ученик: 47 Уж верба вся пушистая раскинулась кругом, Опять весна душистая повеяла крылом. Станицей тучки носятся, теплом озарены, И в душу снова просятся пленительные сны. Везде разнообразною картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною народ, чему­то рад, Какой­то тайной жаждою мечта распалена, И над душою каждого проносится весна. Ведущий: Весна – начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывали землю для посадки семян. Сначала ее вскапывают лопатами – как, покажите. (ребята показывают) А как семена разбрасывают? Как из лейки поливают, как сорную   траву   вырывают?   Проведем   игру   «Здравствуй,   дедушка   Мазай». Посчитаемся, кто будет Мазаем: Делом нужным занят грач, Ходит полем, словно врач, Лечит пашни и поля.   ­ Где болит, скажи, земля. Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог: Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай! Здрасьте, детки, где вы были, что вы видели? Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем! (Посовещавшись, ребята вместе с ведущим без слов изображают один из весенних   трудовых   процессов.   Мазай   отгадывает.   Игра   проводится несколько раз.) Масленица: ­А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы оканчивайте: Ученье – свет… (а неученье – тьма), 48 Готовь сани летом… (а телегу – зимой), Не красна изба углами… (а красна пирогами), Маленькое дело… (лучше большого безделья), Чем дальше в лес… (тем больше дров), Не сиди сложа руки… (не будет в доме скуки),  Труд человека кормит… (а лень портит). ­Молодцы! Хорошо встречу и добрые проводы вы мне подготовили. Я гуляла с вами, теперь села в сани, Пела и плясала, больно я устала. Кончилось весельице – беритесь за дельице, Направляйте сошенку выехать на пашенку, А со мной проститеся, блинами угоститеся. Масленица и ее свита уходят, прощаясь с ребятами. Ведущий приглашает всех угоститься блинами. Праздник заканчивается веселой  музыкой. 49 Урок – праздник «Ивана Купала». Цель:   формирование   духовно­нравственных   ценностей   обучающихся   через приобщение   их   к   духовным   истокам   русской   культуры,   традициям   и фольклору.                               Задачи:                                                                                                                         ­ познакомить обучающихся с историей возникновения праздника;                      ­ развивать способности детей, направленные на раскрытие познавательного  интереса к русской культуре, искусству слова;                                                       ­ воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты  Ведущий: Здравствуйте, ребята! Кто мне скажет, какое сегодня число?  А какой праздник в этот день встречали на Руси?  ­День Ивана Купала­это старорусский праздник, который все любили за  веселье, озорство. А у нас сегодня в зале есть ребята, чье имя Иван или  Марья? Если есть –вам подарки, как именинникам сегодняшнего дня.  Раньше, в этот день люди одевали на головы венки и себе, и домашним  животным, чтобы никто не болел, и чтобы никого не сглазили. Венками  50 украшали дома, двери, окна, стены, а девушки и парни обменивались венками  в знак дружбы и любви. В доме раскладывали крапиву, чтобы отпугнуть  нечисть. Вечером же зажигали большой костер, через который прыгали самые  смелые и отважные. Венки же бросали в реку, поминая тем самым умерших.  ­Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем. И вот уговор – никто ни на кого  не обижается! Договорились?!  И еще, за каждый ответ – жетончик, который  необходимо сохранить до конца праздника. А зачем, узнаете в конце нашей  встречи!  Для разминки начнем с загадок:  1. Оно за весною к нам в гости идет,  С собою приносит немало забот,  Горячие, долгие дарит деньки,  Чтоб зрели скорей на полях колоски (Лето)  2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)  3. Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается (Солнце)  4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,  А пошли искать их днем, ищем, ищем, не найдем. (Роса)  5. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.  И сады, и огороды, все округи полила. (Гроза)  6. Что в доме не видно, а ощущается? (Тепло и холод)  7. Поднялись в небо ворота, всему миру красота (Радуга)  Ребята, а может кто­то из вас знает загадки о лете, дожде, воде?  Зарабатывайте жетончики!!! Выходите, блесните своими знаниями!  Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что  название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться. В этот день  все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой.  По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т.д.)  ­Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы.  Выходите на середину зала. А вы, ребята, решайте, у кого коса длиннее.  51 Можно распустить косы. Чтобы было виднее.  (Выходит Водица – Водяному старшая сестрица)  ­Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые!  Очень рада видеть вас.  Давайте познакомимся – я – Водица, Водяному старшая сестрица.  Ведущий: А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на  праздник?  Водица: Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо  поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает, режим не  соблюдает, вот и хворает. А гляжу, у вас тут праздник никак? А это что за  красавицы?  А ну­ка, погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился из­за своего обжорства.  Ведущий: Вот ты нам и помоги, определи у кого длиннее коса? Водица: А какой праздник нынче, знаете? Тогда почему не играете? У меня  вот есть водица. С ней и поиграем.  1. Проводится эстафета «ВОДОНОСЫ»– 2 команды по 5­6 человек. (4 ложки, два стаканчика, вода, два стула). Награда ­ жетоны победителям.  2. «РЫБНЫЙ БАССЕЙН» ­ команды по разные стороны начерченного мелом  на полу круга. Вне круга – рыбки двух цветов (из белых и цветных салфеток).  Командам даются картонные веера, при помощи которых, поочередно, все  игроки команды и должны переместить всю рыбу в бассейн.  3. ВЕДУЩАЯ: «СЛОВЕСНЫЙ ПОЕДИНОК»­ кто назовет больше слов,  относящихся к воде, жидкости. Поочередно игроки команды называют слова,  чья команда назовет слово последней – та и победила! А все ребята должны  внимательно слушать, чтобы не было повторений!  Ведущий: Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее.  Ручеек течет наш веселее. (Проводится игра «Ручеёк»). Ведущий: А теперь предлагаю всем присесть и отдохнуть со смыслом.  Ответить  «Загадки­думалки» : 52 Почему львы едят сырое мясо? (Потому что готовить не умеют)  Зубы есть, а рта нет. Что это? (Пила)  Что случается с платком, который упадет в воду? (Намокнет)  Каких камней в море не бывает? (Сухих)  Как можно перенести воду в решете? (Заморозить)  Почему мы все в магазине покупаем? (Потому что даром не дают)  Ведущий: В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер, Мы  жечь костер не будем. А вот попрыгать с опаской попробуем. Через костер,  который не горит, но жжет. Ну, кто смелый, да умелый?!  (Дети прыгают через костёр, сделанный из крапивы).  Ведущий: Ну вот мы позабавились. А теперь послушайте. Раньше, считалось  чудом то, что в купальскую ночь, счастливцы находили цветок папоротника, а под ним клад! Это же ,конечно, легенда, потому что папоротник не цветет, и  ночи мы ждать не будем. Но вот цветок вам придется найти. Того, кто найдет  цветок – ждет ГЛАВНЫЙ ПРИЗ!!! Кто цветок принесет –тот главный приз  домой унесет!  В конце подвести итог жетонов – раздать призы тем, у кого наибольшее  количество.  53

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018