Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
18.03.2018
Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"
Данная рабочая программа ориентирована на изучение основ безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности. Рабочая программа «Азбука пешехода» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.программа разработана на 4 года
Азбука пешехода внеурочка.doc
МОУ «Пионерская СОШ» Программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» 1­4 классы Руководитель:  Чернова Е.В. 2017­2018 учебный год  П.Пионерский Пояснительная записка Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд   проблем.   Травматизм   на   дорогах   ­   это   проблема,   которая   беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.  Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит   от   уровня   сформированности   культуры   личной   безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры   личной   безопасности,   которая   является   компонентом общечеловеческой культуры.  Программа   курса   составлена   в   соответствии   с   требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего образования.  Данная   рабочая   программа   сориентирована   на   изучение   основ безопасности   личности   на   дороге   от   всех   источников   угроз,   на   знания   и навыки   использования   правил   дорожного   движения   в   жизни,   которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.  Рабочая   программа   «Азбука   пешехода»   имеет   цель   не   механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.  Занятия   проводятся   в  доступной   и   стимулирующей   развитие   интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.  Игровые   технологии,   применяемые   в   программе,   дают   возможность включиться   ребенку   в   практическую   деятельность,   в   условиях   ситуаций, направленных   на   воссоздание   и   усвоение   опыта   безопасного   поведения   на дорогах   и   улицах,   в   котором   складывается   и   совершенствуется самоуправление поведением.  Нормативно­правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:  ­Закон Российской Федерации «Об образовании»;  ­Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования;  ­СанПиН, 2.4.2.1178­02 «Гигиенические требования к режиму учебно­ воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;  ­Федеральный   закон   от   20.03.1999   №52­ФЗ   «О   санитарно­ эпидемиологическом благополучии населения», ­Постановление   Правительства   Российской   Федерации   от   23.03.2001 №224   «О   проведении   эксперимента   по   совершенствованию   структуры   и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.  ­О   недопустимости   перегрузок   обучающихся   в   начальной   школе (Письмо МО РФ № 220/11­13 от 20.02.1999);  ­Гигиенические   требования   к   условиям   реализации   основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);  Рабочая программа составлена по трем основным видам деятельности:  1. 2. 3.   плакатов,   Обучение   детей   происходит   на   основе   современных педагогических   технологий   теоретическим   знаниям:   правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;    Творческие   работы   учащихся   (изучение   тематических иллюстраций,   слайдов   и   выполнение   заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);    Практическая   отработка   координации   движений,   двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые,   игры   по   правилам   и   др.)   и   специальных   упражнений (вводные,   групповые,   индивидуальные).   Также   в   программу  модуль   «Дорожная внеурочной   деятельности   внедрен безопасность»   на   основании   распоряжения   Комитета   по образованию № 03­20­1920/14­0­0 от 15.05.2014 года.  Актуальность:   при   переходе   на   федеральные   государственные стандарты   второго   поколения,   современные   требования   к   образованию предусматривают необходимость сконцентрировать внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.  Новизна:    воспитание   личности,   хорошо   знакомой   с   современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся   решать   эти   проблемы   и   при   этом   разумно   сочетать   личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.  Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и   законных   интересов   путем   предупреждения   дорожно­транспортных происшествий.  Задачи:  1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.  2.Научить основным правилам дорожного движения. 3.Формировать   устойчивый   навык   наблюдения   в   различных   ситуациях дорожного движения.  4.Формировать   личностный   и   социально   –   значимый   опыт   безопасного поведения на дорогах и улицах  5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице  и в транспорте.  Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 7­11 лет.  Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.  Формы   и   режим   занятий:  внеурочная   деятельность   «Азбука   пешехода» рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут (в 1 классе), 45 минут во 2­4 классе. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной   установки,   настольных   игр,   наглядно­раздаточного   и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .  Результаты:  уметь   применять   знания   правил   дорожного   движения   на   практике, выделять   нужную   информацию;   читать   информацию   по   дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.   иметь   навыки   дисциплины,   осторожности,   предвидения   опасности   на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.   знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора;   виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.  Форма   подведения   итогов:  тестирование,   праздник   на   тему:   «Мы   знаем правила дорожного движения», рисунки, линейки. Планируемые результаты  Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения программы.  В результате освоения рабочей программы «Азбука пешехода» формируются следующие предметные умения:     выделять   различные   дорожные   знаки,   узнавать   их   и   соотносить   с особенностями своего поведения как участника движения;     объяснять   значение   и   функции   конкретного   знака   (в   значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);    находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;    раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; ­   разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.  Метапредметные результаты освоения программы:   умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;    формирование способности оценивать свое поведение со стороны;     формирование   рефлексивных   умений   —   предвидение   возможных опасностей в реальной обстановке;     формирование   умения   планировать   и   оценивать   результаты   своего поведения.  Такой   подход   позволяет   реализовывать   требования   федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования.  Формы и методы работы:    тематические занятия    практические занятия    беседы    конкурсы   соревнования    викторины на лучшее знание правил дорожного движения    настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры    экскурсии    демонстрация фильмов и видеороликов   беседы с инспекторами дорожного движения   целевые прогулки  ролевые игры  наблюдения, опыты, практикумы  игра­ путешествие  моделирование  линейки­агитации. В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы   не   наскучить   детям   постоянными   указаниями   на   необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе   конкретного   происшествия   (как   это   случилось,   кто   был   виноват, могло   ли   этого   не   быть).   Если   педагог   использует   анализ   дорожного происшествия,   то   он   должен   быть   всесторонним   и   глубоким.   Надо проанализировать,   почему   совершено   нарушение   Правил   дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.  Основные методы проведения занятий:  1. Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия; 2.   Наглядные:   показ   иллюстраций,   картин,   схем,   табличек   по   правилам дорожного движения;  3. Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.  Учащиеся должны знать:  1.   Элементы   дороги   и   их   назначение   –   проезжая   часть,   тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.  2. Что такое остановочный путь, его составляющие.  3.Что   такое   пешеходный   переход   (нерегулируемый,   регулируемый, подземный,   надземный).   Обозначения   переходов.   Правила   пользования переходами.  4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.  5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.  6.   Значение   сигналов   светофора   и   регулировщика.   Правила   перехода проезжей части по этим сигналам.  7. транспортных средств.  8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.  9.   Правила   поведения   пешехода   на   тротуаре.   Правила   поведения   при движении в группе.  10.   Правила   пользования   городским   маршрутным   транспортом   и   другими видами транспорта.  11.   Особенности   поведения   пешеходов   на   загородной   дороге.   Правила перехода через железнодорожные пути.  12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.  13. Безопасный путь в школу.  14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.  15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.    Значение   предупредительных   сигналов,   подаваемых   водителями Учащиеся должны уметь:  1. Определять места перехода через проезжую часть.  2.   Переходить   через   проезжую   часть   дороги   под   наблюдением   и   в сопровождении взрослого.  3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой­либо предмет на проезжую часть и т. п.  4.   Пользоваться   городским   маршрутным   транспортом   в   сопровождении взрослого.  5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п. 6.   Определять   безопасные   места   для   игр   и   езды   на   велосипеде   и   других самокатных средствах.  7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).  8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.  9. Определять признаки движения автомобиля.  10.   Ориентироваться   на   дороге   и   определять   опасные   ситуации   в   темное время суток.   Учебно­тематический план 1 класс Тема  Улица полна неожиданностей.  Наш город и его транспорт  Где и как переходить дорогу  Дорога в школу  Наша улица, наш район.  Как рождаются опасные ситуации на дорогах  Викторина  Наши верные друзья на улицах и дорогах.  Сигналы регулирования дорожного движения  Игра «Регулировщик»  Дорожные знаки.  Запрещающие знаки  Предупреждающие знаки  Знаки особого предписания и знаки сервиса  № 1.  2.  3­4  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13.  14.  15.  16­17  Опасные ситуации на дорогах  18.  Знай правила дорожного движения как таблицу  умножения  Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.  Особенности движения по мокрой и скользкой  дороге.  19.  20  Всего  часов  1  1  2  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  2  1  1  1  Теория Практика  1 1 1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1 КВН «Транспорт и правила поведения в нѐм»  Будь внимательным и осторожным  21­22  Мы­ пассажиры  23  24.  МОДУЛЬ «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»  25.  26.  Итого Поговорим об истории  Дорога, ее элементы и правила поведения на  ней. Пешеходные переходы  Нерегулируемые перекрестки  Регулируемые перекрестки. Светофор.  27.  28.  29­30  Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае  31  32.  33  Дорожные знаки  Где можно и где нельзя играть  Праздник «Мы знаем правила дорожного  движения»  33  2  1  1  1  2  1  1  1  1  1  1  24  1  1  1  1  1  1  1  1  1  9  Содержание программы  1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.  2.Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).  3.Где   и   как   переходить   дорогу.  Стихотворение   Я.Пишумова   «Город,   в котором…»,  исторический материал,  презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.  4.Где   и   как   переходить   дорогу.  Инсценированная   сказка   по   ПДД,   игра «найди ошибку», работа в группах .  5.Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.  6.Наша улица, наш район.  Беседа,  работа   с  планом   микрорайона  (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нѐм),разбор и анализ работ.  7.Как   рождаются   опасные   ситуации   на   дорогах.  Беседа,   исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.  8.Викторина  «Счастливый   случай».   Деление   на   3   команды   (по   рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших). презентация,  беседа,  Блиц   –   опрос, 9.Наши верные друзья на улицах и дорогах.  Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрестком»,  исторический материал,  беседа,  стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)  10.Сигналы регулирования дорожного движения.  Кроссворд,  блиц­опрос, беседа,  презентация   «Сигналы   регулировщика»,игра   «Доскажи   словечко», игра «На перекрестке».  11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно­ролевая игра, презентация. 12.Дорожные   знаки.  Исторический   материал,   беседа, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)  13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,  презентация,  работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).  14.Предупреждающие   знаки.  стихи   В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)  15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,  презентация,  работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)  16.Опасные   ситуации   на   дорогах.  Беседа,  анализ   ситуаций   (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.  17.Опасные ситуации на дорогах.  Беседа,  ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).  18.  Игра  «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка,  викторина   Зеленый   знак,  игра «Три  огонька   светофора»,   игра «Разрешается – запрещается», конкурс – капитанов «Эстафета водителей», игра «Перекресток загадок», игра «Собери знаки», игра «Веселый светофор», игра «Велосипедист», подведение итогов, награждение.  19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утѐнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.  20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.  Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.  21. Мы­ пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.  22.Мы­ пассажиры. Беседа, блиц­ опрос, экскурсия.  23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»  24.Будь   внимательным   и   осторожным.  Доскажи   словечко,   викторина, загадки, презентация, игра «Домино».  25. Поговорим об истории (1 час)  ― Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором  мы  живем.  Развитие видов  транспорта  в  городе:  гужевой, первые грузовик,   трамвай,   троллейбус.   Для   чего   нужно   знать   и   выполнять   ПДД. Почему   опасно   выбегать   на   проезжую   часть.   Автомобиль   мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.  26.   Дорога,   ее   элементы   и   правила   поведения   на   ней.   Пешеходные переходы (2 часа)  Элементы   дороги:   проезжая   часть,   тротуар.   Поребрик.   Пешеходные ограждения.   Как   правильно   ходить   по   тротуару.   Где   можно   переходить дорогу.   Нерегулируемый   пешеходный   переход,   его   обозначения   (знаки, разметка). Дорога с двусторонним и с односторонним движением, правила перехода.   Подземный   и   наземный   пешеходные   переходы,   их   обозначение. Правила перехода дороги на них.  27. Нерегулируемые перекрестки (1 час)  Что   такое   перекресток.   Движение   транспортных   средств   на   перекрестке. Поворот   транспортных   средств.   Предупредительные   сигналы,   подаваемые водителями.  Обозначения   нерегулируемого   перекрестка.   Правила   перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.  28. Регулируемые перекрестки. Светофор (1 час)  Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.  29. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (1 час)  Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на   остановке.   Правила   для   пассажиров   при   поездке   и   после   выхода   из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе   для   двух   типов   трамвайных   остановок.   Правила   перехода   дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.  30. Дорожные знаки (1 час)  Назначение   дорожных   знаков.   Дорожные   знаки:   «Пешеходный   переход», «Подземный   пешеходный   переход»,   «Надземный   пешеходный   переход», «Место   остановки   автобуса   и   (или)   троллейбуса»,   «Место   остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».  32. Где можно и где нельзя играть (1 час)  Опасность   игр   рядом   с   проезжей   частью,   в   местах   дорожных   работ,   в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.  33.Праздник   «Мы   знаем   правила   дорожного   движения». инсценировка, викторина, загадки, шарады.  Стихи, №  1  2  3  4  5  6  Учебно­тематический план 2 класс Тема  На чѐм люди ездят.  Близко – далеко, быстро – медленно.  Чему нас учат правила дорожного движения.  Мы идѐм по улице.  Какие бывают дороги.  Где мы будем играть?  Пра кти ка 1  Всего  часов  Теория 1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1 Дорога за городом.  Светофоры.  Дорожные знаки.  Нас увидят в сумерках.  Мы переходим улицу (повторение).  Перекрѐсток.  Сигналы машин.  Остановка транспорта.  Мы – пассажиры.  Мы едем на дачу.  Опасные ситуации.  Несчастный случай.  Проверим себя.  О транспорте.  Дорога.  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  МОДУЛЬ «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»  22  23  24  25  26  27­28  Регулируемые перекрестки. Светофор.  Дорога, ее элементы и правила поведения на ней  Пешеходные переходы  Нерегулируемые перекрестки  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  2  2  2  2  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  29  30  31  32  33 Регулировщик и его сигналы  Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае  Дорожные знаки  Где можно и где нельзя  Итого 1  1  32 1  1                   9 Содержание программы  Темы 1­2. О транспорте  Теория:   Ролевая   игра   «Международная   выставка   транспорта».   Роли: посетители,  экскурсоводы.  Чтение   и  обсуждение  рассказа   М.  Ильина   и  Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой.   Рассказ   учителя   «Машины   специального   назначения»   (с иллюстративным материалом).  Темы 3­4. Дорога  Теория:   Рассматривание   и   обсуждение   рисунка­схемы   «Какие   бывают дороги».   Практика:   Конструирование   дороги   из   строительного   материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах». Рассказы­ рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». Тема 5­6. Части дороги  Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д. Заполнение рисунка­схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».  Темы 7­8. Дорожные знаки  Теория:   Беседа   «Вспомним,   зачем   нужны   знаки   дорожного   движения». Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ­объяснение учителя   о   значении   запрещающих,   предупреждающих,   предписывающих, информационных   знаков.  Практика:   Упражнение   на   классификацию   знаков дорожного движения по значению и функциям.  Темы 9. Внимание! Опасность!  Теория:   Беседа   на   тему   «Что   такое   опасность»   (с   использованием иллюстративного материала). Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье   произойти   в   тихом   дворике   жилого   дома?».   Коллективное сочинение   истории   «Что   случилось   на   прогулке?».   Чтение   и   обсуждение значения   пословиц   и   поговорок:   «Поспешишь   —   людей   насмешишь», «Поспешай,   да   не   торопись»,   «Спеши   медленно»,   «Спех   людям   на   смех», «Семь   раз   отмерь,   один   отрежь»,   «Торопись,   да   оглядывайся». Рассматривание   иллюстраций   «Осторожно,   опасность!»   (о   несоблюдении ПДД).   Практика:   Коллективная   работа:   создание   плаката   «Осторожно, дорога!». Тема 10. Мы здесь живѐм  Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учѐтом ПДД.  Тема 11. Будем уважать людей!  Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и за­ ботливым?».   Беседа   «Можно   ли   смеяться   над   больным   человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».  Темы 12­13. Мы — пешеходы  Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая   игра   «К   нам   в   гости   пришел   сотрудник   ГИБДД.   Зададим   ему вопросы».   Практика:   Дидактическая   игра   «Найдем   знаки».   Ролевая   игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».  Коллективная   работа:   конструирование   знаков   «светофор»,   «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».  Темы 14. Правила для пешеходов  Теория:   составление   памятки   для   пешехода   и   велосипедиста   (работа   в группах) «Правила знаем — бед избегаем!».  Практика: ролевая игра «Узнаем знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель.   Игра   «Рассказ   регулировщика».   Игра­соревнование   «Выполняем задания­тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД:   поиск   ошибки,   завершение   ответа,   выбор   ответа   из   нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.  Тема 15. Перекресток  Теория:   Сравнение   двух   рисунков­схем   «Регулируемый   и   нерегулируемый перекресток». Коллективное разгадывание кроссворда.  Тема 16. Регулировщик  Теория:   Просмотр   видеофильма   (или   иллюстраций)   «Как   работает регулировщик».   Практика:   Сюжетно­подвижная   игра   «Как   ребята   улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)  Темы 17­18. Мы — пассажиры  Практика:   Дидактическая   игра   «Найдем   знаки».   Ролевая   игра   «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем —   отвечай»   (дети   задают   друг   другу   вопросы   о   правилах   поведения   в автомобиле   и   оценивают   ответы).  Учащиеся   задают   друг   другу   вопросы   о ПДД и поведении в транспорте.  Тема 19. Будем уважать водителей  Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».  Демонстрация   опытов:   может   ли   автомашина   быстро   остановиться. Обсуждение   ситуаций:   «Идет   дождь»,   «На   улице   туман»,   «Темное   время суток».  Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».  Тема 20­21.Мы едем на машине Теория:   Рассматривание   схемы   «Салон   автомобиля».   Рассказ   учителя «Почему   в   личном   автотранспорте   нужно   соблюдать   правила   безопасного поведения?».  Тема 22.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)  Элементы   дороги.   Тротуар.   Пешеходная   дорожка.   Обочина.   Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.   Опасность   перехода   перед   близко   идущим   транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. Тема 23­24. Пешеходные переходы (2 часа)  Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы.   Правила   перехода   дороги   с   двусторонним   и   односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.  Тема 25­26. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)  Типы   перекрестков.   Предупредительные   сигналы,   подаваемые   водителями. Нерегулируемый   перекресток.   Обозначение   пешеходных   перекрестков   на нерегулируемых   перекрестках.   Правила   перехода   нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.  Тема 27­28. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)  Сигналы   светофора.   Типы   светофоров.   Действия   участников   движения   по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика.  Тема 29­30. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)  Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.  Тема 31. Дорожные знаки (1 час)  Назначение   дорожных   знаков.   Дорожные   знаки:   «Дорога   с   односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.  Тема 32. Где можно и где нельзя играть (1 час)  Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде. Практика: Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».  К концу 2 класса дети должны знать:  1. Дорожные знаки.  2. Сигналы светофора, регулировщика и транспортных средств.  3.Различные виды транспорта.  4. Как безопасно перейти улицу и перекресток.  5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта).  6. Обязанности пассажиров и пешеходов.  7.Дорожную разметку и ее предназначение.  8. Предназначение железнодорожного переезда.  Уметь:  1. Ориентироваться в дорожных ситуациях.  2. Оценивать свое поведение на дорогах.  3.   Уметь   пользоваться   общественным   транспортом   (правила   ожидания транспорта на остановке, правила посадки­высадки и т.д.).  Количество часов: 1 час в неделю. Учебно­тематический план 3 класс Тема  №  п/п  Теория Практика Всего часов Несчастный случай.  1  Проверим себя.  1  О транспорте.  1  Дорога.  1  Части дороги.  1  Дорожные знаки.  1  Внимание! Опасность!  1  Мы здесь живѐм.  1  Будем уважать людей!  1  Мы – пешеходы.  1  Правила для пешеходов  1  Перекрѐсток.  1  Регулировщик.  1  Мы – пассажиры.  1  Будем уважать водителей!  1  Мы едем на машине.  1  Мы покупаем велосипед.  1  Проверим себя.  1  Будем осторожными  1  Что такое ДТП?  1  Внимание! Железнодорожный переезд  1  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  МОДУЛЬ «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»  23  24  25  26  27­28  Нерегулируемые перекрестки  29  30  31  Дорога, ее элементы и правила  поведения на ней  Пешеходные переходы  Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы  Поездка в автобусе, троллейбусе и в  трамвае  Дорожные знаки и дорожная разметка  1  1  Где можно и где нельзя играть  33 2  32  33  Итого  1  1  1                          1                          1  1                          1  1  1  1  1                           1  1  1  1  1  1  1  1                     1  1  1  1  1  1  2  1  1  1                    1  1  24                 9  1  2  2  2  Содержание программы Тема 1. Несчастный случай  Практика: Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле».  Тема 2. Проверим себя  Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу.  Темы 3. О транспорте  Теория:   Ролевая   игра   «Международная   выставка   транспорта».   Роли: посетители,  экскурсоводы.  Чтение   и  обсуждение  рассказа   М.  Ильина   и  Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой.   Рассказ   учителя   «Машины   специального   назначения»   (с иллюстративным материалом).  Темы 4. Дорога  Теория:   Рассматривание   и   обсуждение   рисунка­схемы   «Какие   бывают дороги».   Практика:   Конструирование   дороги   из   строительного   материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».  Рассказы­рассуждения   «Расскажем   малышам   о   правилах   поведения   на дорогах».  Тема 5. Части дороги  Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д. Заполнение рисунка­схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».  Темы 6. Дорожные знаки  Теория:   Беседа   «Вспомним,   зачем   нужны   знаки   дорожного   движения». Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ­объяснение учителя   о   значении   запрещающих,   предупреждающих,   предписывающих, информационных   знаков.  Практика:   Упражнение   на   классификацию   знаков дорожного движения по значению и функциям.  Темы 7. Внимание! Опасность!  Теория:   Беседа   на   тему   «Что   такое   опасность»   (с   использованием иллюстративного материала). Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье   произойти   в   тихом   дворике   жилого   дома?».   Коллективное сочинение   истории   «Что   случилось   на   прогулке?».   Чтение   и   обсуждение значения   пословиц   и   поговорок:   «Поспешишь   —   людей   насмешишь», «Поспешай,   да   не   торопись»,   «Спеши   медленно»,   «Спех   людям   на   смех», «Семь   раз   отмерь,   один   отрежь»,   «Торопись,   да   оглядывайся». Рассматривание   иллюстраций   «Осторожно,   опасность!»   (о   несоблюдении ПДД).   Практика:   Коллективная   работа:   создание   плаката   «Осторожно, дорога!». Тема 8. Мы здесь живем  Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учетом ПДД.  Тема 9. Будем уважать людей!  Теория:   Рассказ   учителя   «Почему   человек   должен   быть   внимательным   и заботливым?».   Беседа   «Можно   ли   смеяться   над   больным   человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».  Темы 10. Мы — пешеходы  Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая   игра   «К   нам   в   гости   пришел   сотрудник   ГИБДД.   Зададим   ему вопросы».   Практика:   Дидактическая   игра   «Найдем   знаки».   Ролевая   игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». Коллективная работа: конструирование   знаков   «светофор»,   «пешеходный   переход»,   разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».  Темы 11. Правила для пешеходов  Теория:   составление   памятки   для   пешехода   и   велосипедиста   (работа   в группах) «Правила знаем — бед избегаем!».  Практика: ролевая игра «Узнаем знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель.   Игра   «Рассказ   регулировщика».   Игра­соревнование   «Выполняем задания­тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД:   поиск   ошибки,   завершение   ответа,   выбор   ответа   из   нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.  Тема 12. Перекресток  Теория:   Сравнение   двух   рисунков­схем   «Регулируемый   и   нерегулируемый перекресток». Коллективное разгадывание кроссворда.  Тема 13. Регулировщик  Теория:   Просмотр   видеофильма   (или   иллюстраций)   «Как   работает регулировщик».   Практика:   Сюжетно­подвижная   игра   «Как   ребята   улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)  Темы 14. Мы — пассажиры  Практика:   Дидактическая   игра   «Найдем   знаки».   Ролевая   игра   «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем —   отвечай»   (дети   задают   друг   другу   вопросы   о   правилах   поведения   в автомобиле   и   оценивают   ответы).  Учащиеся   задают   друг   другу   вопросы   о ПДД и поведении в транспорте.  Тема 15. Будем уважать водителей Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным   средствам?».   Демонстрация   опытов:   может   ли   автомашина быстро   остановиться.   Обсуждение   ситуаций:   «Идет   дождь»,   «На   улице туман», «Темное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».  Тема 16.Мы едем на машине  Теория:   Рассматривание   схемы   «Салон   автомобиля».   Рассказ   учителя «Почему   в   личном   автотранспорте   нужно   соблюдать   правила   безопасного поведения?». Практика: Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».  Темы 17. Мы покупаем велосипед  Теория: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.  Практика:   Ролевая   игра   «Мы   выбираем   велосипед»   (с   использованием иллюстративного   материала).   Роли:   покупатель,   продавец.   Рассказы   детей «Объясним   малышу   правила   езды   на   велосипеде».   Игра­соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».  Тема 18. Проверим себя  Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.  Тема 19. Будем осторожными  Теория:   «Что   такое   опасность»   (с   использованием   иллюстративного материала).   Практика:   дидактическая   игра   «Что   изменилось».   Ученики рассматривают   две   картинки   и   отмечают,   чем   они   различаются   (находят четыре­пять   отличий).   Коллективная   работа:   чтение   и   обсуждение стихотворения   С.   Маршака   «Вот   какой   рассеянный».   Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чем должен помнить любой участник дорожного движения?  Тема 20. Что такое дорожно­транспортное происшествие (ДТП)?  Теория:   рассказ   учителя   «Что   такое   ДТП»   (с   использованием иллюстративного   материала).   Практика:   ролевая   игра   «Причины   ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».  Тема 21. Внимание! Железнодорожный переезд!  Теория:   обсуждение   ситуаций:   «Дежурный   по   переезду   помахал   детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали   железнодорожное   полотно,   когда   поезд   был   уже   виден»   и др.Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми   ситуациями.   Практика:   рисование   дорожных   знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.  Тема 22. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час) Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, с пожилыми людьми.  Тема 23­24. Пешеходные переходы (2 часа)  Виды   пешеходных   переходов.  Правила   перехода   дороги   с  двусторонним   и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует   пешеходный   переход   или   перекресток.   Опасные   ситуации   при переходе дороги.  Тема 25­26. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)  Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации   при   переходе   проезжей   части   на   нерегулируемом   перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.  Тема 27­28. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)  Типы   светофоров.   Сигналы   светофора   и   действия   участников   движения. Опасные   ситуации   при   переходе   проезжей   части   на   регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников движения.  Тема 29­30. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)  Правила   пользования   автобусом,  троллейбусом,  трамваем  (для   двух   типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.  Тема 31. Дорожные знаки и дорожная разметка (1час)  Значение   дорожных   знаков   для   пешеходов   и   водителей.   Дорожные   знаки, изученные в 1, 2 классах. Дорожная разметка, ее назначение и виды.  Тема 32. Где можно и где нельзя играть (1 час)  Места   для   игр   и   езды   на   самокатных   средствах   в   городе   и   за   городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.  К концу 3 класса дети должны знать:  1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее).  2.Учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков. усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д. 3.   Учатся   пользоваться   автобусом,   троллейбусом,   трамваем   (соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.); знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной  разметки проезжей части улицы (дороги). Учебно­тематический план 4 класс  №  Тема  Виды транспорта  Какие бывают дороги  Дорожное движение  Перекресток и автомагистраль  Населенный пункт  Движение на загородной дороге  Внимание! Железнодорожный переезд  Движение в трудных условиях  1  2  3  4  5  6  7  8  9  Жилая зона  10  Мы ориентируемся на местности  11  12  Что такое тормозной путь  13  Световые сигналы автомобиля  14  Случай на дороге  15  16  Проверим себя  17  Дорога – зона повышенной опасности  18  Чрезвычайные ситуации на транспорте  19  Государственные службы безопасности и  Труд водителя  В метро  Всего  часов  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  спасения  МОДУЛЬ «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»  20  Дорога, ее элементы и правила поведения 1  на ней  Пешеходные переходы  21  Остановочный путь и скорость движения  1  2  23  24  25  26  27­ Регулируемые перекрестки.  28 Светофор. Регулировщик и его сигналы Нерегулируемые перекрестки  1  2  1 Теория  Практика 1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1   1  1  1  1 29  30  31  32  Поездка в автобусе, троллейбусе и в  трамвае  Поездка за город  Где можно и где нельзя играть  Итого 2  1  1   32           24 2  1  1  8 Содержание программы  Темы 1. Виды транспорта  Практика: рисование транспортного средства и рассказ о нем. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом). Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.  Темы 2. Какие бывают дороги  Теория: просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) Дороги   бывают   разные».   Практика:   рисование   дороги,   игра   с   рисунками «Узнай,   какую   дорогу   я   нарисовал».   Коллективное   составление   памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом). Словесная игра «Угадай по описанию».  Тема 3. Дорожное движение  Теория: просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону движется транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при   спокойном   движении;   улица   с   односторонним   и   двусторонним движением; проселочная дорога и шоссе и др. Практика: словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного   движения   (водителя,   пассажира,   пешехода),   а   также   объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).  Тема 4. Перекресток и автомагистраль  Практика:   сюжетная   игра­конструирование   «Строим   перекресток» (коллективная   работа   за   общим   столом).   Дидактическая   игра   «Найдем ошибки».  Тема 5. Населенный пункт  Теория: знание дорожных знаков, обозначающих населенный пункт.  Практика: дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».  Тема 6. Движение на загородной дороге  Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе. Тема 7. Внимание! Железнодорожный переезд!  Теория:   обсуждение   ситуаций:   «Дежурный   по   переезду   помахал   детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали   железнодорожное   полотно,   когда   поезд   был   уже   виден»   и др.Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми   ситуациями.   Практика:   рисование   дорожных   знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.  Тема 8. Движение в трудных условиях  Теория:   просмотр   рисунков   (фото,   видеофильмов)   с   разными   явлениями природы   (ливень,   гроза,   туман,   гололед,   снегопад,   сильный   ветер   и   др.)   и оценивание   особенностей   движения   в   этих   условиях.   Беседа   по   вопросам: почему   затрудняется   вождение   автомобиля   в   плохую   погоду?   Какими становятся   тротуары   и   шоссе,   когда   идет   сильный   снег   или   дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».  Тема 9. Жилая зона  Практика: ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».  Темы 10. Мы ориентируемся на местности  Теория: экскурсия по населенному пункту. Оценка объектов, находящихся на четной (нечетной) стороне улицы. Оценка интенсивности  движения, знаков дорожного   движения.   Практика:   создание   плана   микрорайона   с   учетом дорожной обстановки.  Тема 11. Труд водителя  Практика: рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.  Тема 12. Что такое тормозной путь  Теория:   рассказ   учителя   «Что   такое   тормозной   путь»   (с   использованием иллюстративного   материала).   Рисование   схемы   «Тормозной   путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».  Тема 13. Световые сигналы автомобиля  Практическая работа: определить направление движения автомобиля.  Тема 14. Случай на дороге  Практика: завершение рассказа: «Петя шел по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»  Тема 15. В метро  Практика: ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на   перроне   спиной   к   железнодорожному   полотну;   женщина   перешла ограничительную линию и наклонилась вперед, чтобы посмотреть, не идет ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».  Тема 16. Проверим себя  Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.  Тема 17. Дорожно­транспортные происшествия (1 час) Виды   дорожно­транспортных   происшествий  (ДТП).  Виды   ДТП.  Причины  и последствия ДТП. ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др.   Зависимость   ДТП   от   поведения   на   дороге   человека,   от   конструкции автомобиля, от состояния дороги Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП.  Тема 18. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности (1 час)  Краткие   сведения   и   технические   характеристики   транспортных   средств. Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля. Активная и пассивная безопасность автомобиля. Из истории конструкции автомобиля.  Тема 19. Дорога – зона повышенной опасности (1 час)  Что   такое   дорога.   Элементы   дороги.   Наиболее   опасные   места   на   дороге. Опасности   по   дороге   в   школу.   Движение   к   маршрутному   транспорту,   на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. Из истории дорог.  Тема 20. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)  Элементы   дороги.   Дисциплина   на   дороге.   Обязанности   пешеходов   при движении  по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Движение в жилых зонах.  Тема 21. Остановочный путь и скорость автомобиля (1 час)  Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов в различное время суток.  Тема 22­23. Пешеходные переходы (2 час)  Правила   перехода   дороги   с   двусторонним   и   односторонним   движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.  Тема 24. Нерегулируемые перекрестки (1 часа)  Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации   при   переходе   проезжей   части   на   нерегулируемом   перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.  Тема 25­26. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)  Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные   ситуации   при   переходе   проезжей   части   на   регулируемом перекрестке. Из истории светофора.  Тема 27­28. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа) Ситуации,   связанные   с   пользованием   автобусом,   троллейбусом,   трамваем: переход   дороги   при   движении   на   остановку   и   после   выхода   из   автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок).  Тема 29. Поездка за город (1 час)  Правила   движения   пешеходов   по   загородной   дороге.   Правила   перехода загородных   дорог.   Опасности,   подстерегающие   пешехода   на   загородной дороге.  Тема 30­32. Где можно и где нельзя играть (1 час)  Места   для   игр   и   езды   на   самокатных   средствах   в   городе   и   за   городом. Опасность   игр   вблизи   проезжей   части   и   железнодорожных   путей.   Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  Конкретные методы, используемые при реализации программы:  в обучении  ­ практический; наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как   ведущий­инструктаж,   беседы,   разъяснения);   работа   с   книгой   (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).  в   воспитании  –   (по   Г.   И.   Щукиной)   –   методы   формирования   сознания личности,  направленные   на  формирование   устойчивых   убеждений  (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования   опыта   общественного   поведения   (воспитывающая   ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).  В   практической   работе   по   реализации   программы   можно   использовать следующие формы деятельности:  1. Создание ситуации выбора (разбор дорожно­транспортных происшествий).  2.   Уроки   творчества   (составление   викторин,   сочинение   писем   водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами) 3.   Час   вопросов   и   ответов   (встречи   с   инспектором   ГИБДД,   медсестрой, работа в группах).  4. Викторины, конкурсы, кроссворды.  5. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).  6. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.  7. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах. 8.   Различные   методические   разработки   игр,   мероприятий,   конкурсов, викторин по ПДД.  Занятия проводятся в кабинете.  Техническое оснащение:  ­ компьютер с экраном и проектором;  ­ магнитофон;  ­ плакаты по ПДД.  Методическое:  ­ рисунки ребят с конкурсов по ПДД;  ­разработки   проведения   различных   игр, театрализованных представлений, бесед;  ­методические   рекомендации   по   организации   профилактики   детского дорожно­транспортного травматизма;  ­ методические пособия для изучения ПДД по программе в классах;  ­   видеоматериалы   для   проведения   пропаганды   изучения   ПДД   в   начальных классах.    конкурсов,   викторин, Критериями   выполнения   программы   служат:   активность   участия   детей   в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.  ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ  Компьютер, мультимедийный проектор, экран.  Ножницы, линейка, карандаши цветные, фломастеры, простой карандаш, клей  ПВА, картон, цветная и белая бумага, нож канцелярский, пластилин. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  1. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе.  Изд. 4­е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 2. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических  занятий в 1­4 классах / авт.­сост. Е.Ю. Лавлинскова.­ Волгоград: Учитель,  2008.  3. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг,  2006.  4. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1­4  классы. – М.: ВАКО, 2006. 5.Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно­ транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007. 6. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности  жизнедеятельности: 1­4 класс. – М.: ВАКО, 2008. 7.Материалы газеты «Добрая дорога детства». 8. Подгорная С.Н.Тематические недели в начальной школе. Москва­Ростов –  на –Дону. ИЦ «Март» 2004г. 9. Сборник программ внеурочной деятельности: 1­4 классы/под ред. Н.Ф.  Виноградовой. – М.: Вентана­Граф, 2013. 10. Тошева Л.И. основы безопасности дорожного движения: 1­4 классы. – М.:  ВАКО, 2011  11. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о­во СЛОВО,  Эксмо, 2008. 12. Г.Н.Шевченко.Основы безопасности жизнедеятельности.Волглград,2003г 13. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.:  Издательский Дом «Литера», 2009.  14.Энциклопедия «Все обо всем».  15.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности " Азбука пешехода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018