Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
физическая культура
9 кл
25.03.2018
Цель программы: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.
Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя».
Личностное становлению обучающихся, развитию интеллекта.
Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
byt_nashih_dalekih_predkov.2016g.docx
Программа внеурочной деятельности
«Быт наших далеких предков»
(социальное направление)
9 класс
Пояснительная записка
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовнонравственных ценностей и культурных традиций.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей
являются:
• Развитие духовнонравственных ориентиров для жизненного
выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.
• Расширение рамок общения с социумом,
помощь в
самоопределении,
приобретении социальных знаний, первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание
помощи в поисках «себя».
• Личностное становлению обучающихся, развитию интеллекта.
• Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний,
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
Актуальность программы определяется тем, что в рассматриваемой
проблеме в курсе истории Отечества уделяется мало внимания таким
«малозначительным», с точки зрения авторов, темам, как одежда,
жилище, домашние занятия, поэтому бытовая сторона нашего народа в
своем прошлом почти утеряна для нас. Содержание программы
призвано помочь обучающимся узнать и понять быт и образ жизни со
всей ее обстановкой и ложными взглядами причин возникновения
поверий и обрядов.
Объем предлагаемого курса внеурочной деятельности – 35 часов.
Его изучение предпочтительней в шестом классе общеобразовательной
школы. Изучение данного курса формирует у обучающихся:
•
знания, основной характеристикой которых является фундаментальность и практическая
научность,
ориентация;
• ценности,
•
важнейшими из которых являются
гражданственность, гуманизм, уважение к обычаям и
традициям наших предков;
способности, среди которых: формирование системы
мыслительных средств, обеспечивающих усвоение
исторического материала; способность к проведению
элементарного
исследования
(реконструкция исторического события на основе
анализа различных типов исторических источников,
умение различать факты и версии событий и
процессов, формировать собственные позиции).
исторического
Не менее важным представляется содействие формированию у
школьников исторического мышления, умения самостоятельно работать
с историческими источниками.
Необходимо способствовать
формированию у школьников системы ценностей, базирующихся на
гражданской идентичности, чувстве сопричастности к судьбе своей
Родины и ответственности за нее.
Формы занятий:
– по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная,
групповая;
– по особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с
элементами беседы, практикум, семинарпрактикум, ролевая игра, игра
путешествие, исследование, проект;
– по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению
знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская.
Система занятий по курсу «Быт наших далеких предков»
познавательный,
позволяет реализовать следующие аспекты:
развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
– формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения, а также логического мышления;
– формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект: – создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких
приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать,
сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать,
делать умозаключения;
– способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно
моторной координации.
Воспитывающий аспект – это воспитание системы межличностных
отношений.
Таким образом, целью обучения курса является развитие и
совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия,
воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование
ключевых компетенций обучающихся для полноценной самостоятельно
мыслящей личности.
Задачи курса:
• формировать у обучающихся взгляд на Россию как на
самобытную страну, с ее особенностями развития
культуры и быта; способствовать пониманию
менталитета русского народа;
• организовать своеобразный диалог учеников с
прошлым в поисках ответов на вопросы: как люди
жили, работали, отдыхали, любили и заботились о
семье;
• дать школьникам реальное представление об
уникальности и
значимости отечественного
исторического опыта, о вкладе нашей страны в
многовековую историю всего человечества.
разума,
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Быт наших
далеких предков»:
1. Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества,
понимания сущности бытия,
мироздания.
2.
познанию мира и совершенствованию.
3.
человеческой деятельности и жизни.
4. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком
своих мыслей и поступков, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
5.
общества,
Ценность гражданственности – осознание себя как члена
Ценность труда и творчества как естественного условия народа, представителя страны и государства.
6. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном
желании служить Отечеству.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
«Быт наших далеких предков»
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на
выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
• любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
• осознание и понимание ценностей человеческой жизни,
семьи, гражданского общества, многонационального российского
народа, человечества;
• познание мира, осознание ценность труда, науки и
творчества;
• социальная активность,
• уважение других людей, умение вести конструктивный
сотрудничать для
достигать взаимопонимания,
диалог,
достижения общих результатов;
• осознанно выполнять правила здорового и целесообразного
образа жизни;
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры
Личностные результаты
родного народа;
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
• основы социальнокритического мышления, ориентация в
особенностях социальных отношений и взаимодействий;
• сознание, признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях; знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо
• гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство
• уважение к истории, культурным и историческим
гордости за свою страну;
памятникам;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное
отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия
и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание
ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в
сформировать: восприятии мира;
социальном признании;
• потребность в самовыражении и самореализации,
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства —
чувство гордости при следовании моральным нормам,
переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные результаты
• учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде
чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать
свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы,
необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
• реализовывать проектноисследовательскую деятельность;
• проводить наблюдение и практикум под руководством
учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования;
Предлагаемый курс внеурочной деятельности должен помочь
обучающимся усвоить основные исторические события, ключевые
понятия, расширяющие базовые для основной школы знания. Данный
курс должен помочь школьникам овладеть способами
исследовательской деятельности, стать фактором формирования
творческого мышления.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности Целью мониторинговых исследований является создание системы
организации, сбора, обработки и распространения информации,
отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности
и дополнительного образования по следующим критериям:
Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени
воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят
школьник.
Объекты мониторинга:
• Диагностика эффективности внеурочной деятельности
школьников
• Личность самого обучающегося
• Детский коллектив
Мониторинг осуществляется 2 раза: на начало и конец процесса
введения внеурочной деятельности.
• Проводится анкетирование на выявление предпочтений,
интересов внеурочных занятий.
• Методика «Творческие задания»
• Методика «Эмоциональнопсихологический климат»
• Анкетирование по критериям: массовость посещения;
расширение спектра интересов учащихся; активность участия
в проектной деятельности; динамика участия в выставках,
школьных конкурсах, мероприятиях.
• Тест на мотивацию.
Перечень оборудования кабинета для реализации программы
1. Учебнотестовое оборудование (мультимедийный комплекс)
2. Средства телекоммуникации (выход в Интернет)
3. Принтер
4. Цифровой фотоаппарат
5. Канцелярские принадлежности
6. Площадка для проведения презентаций и защиты проектов
Структура программы
№
Наименование разделов
Количество часов 1
2
3
4
5
6
Введение. «Умом Россию не понять»
Раздел 1. Домоводство восточных славян
Раздел 2. Образ жизни восточных славян
Раздел 3. Домоводство жителей
Московского государства
Раздел 4. Образ жизни жителей
Московского государства
Итого
Итоговое повторение и обобщение.
Всего
1
7
7
8
9
4
35
Теория
1
2
2
1
2
8
Практика
5
5
7
7
4
27
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Содержание программы
Наименование разделов и тем
Введение. «Умом Россию не понять»
Раздел 1. Домоводство восточных славян
• Дворы и дома восточных славян
Всего
1
7
• Дворы и дома славян.
• Мебель и утварь восточных славян.
• Одежда и обувь восточных славян.
• Пища и питье восточных славян.
• Словарь кушаний и напитков восточных
славян.
• Как ели в старину. Старинные рецепты
Раздел 2. Образ жизни восточных славян
• Порядок домоуправления
7
•
Распорядок дня славянской общины
• Семейные нравы восточных славян
• Устройство славянского дома
• Славянские языческие обряды и
праздники
Количество часов
Теория
Практика
5
Исследование
Семинар –
практикум.
Проект.
Исследование
Практикум
5
Игра
путешествие
Ролевая игра
Проект
1
2
Лекция с
элементами
беседы.
Лекция с
элементами
беседы.
2
Лекция с
элементами
беседы.
Лекция с
элементами
беседы. 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
25
26
27
28
29
30
31
3235
• Славянские языческие обряды и
праздники
• Оружие и доспехи славянского воина
Раздел 3. Домоводство жителей
Московского государства
1. Дворы и дома крестьян
2. Дворы и терема бояр и дворян
3. Мебель и утварь крестьян и знати
4. Одежда и обувь бояр и дворян
5. Пища и питье крестьян
6. Пища и питье знати
7. Словарь кушаний и напитков жителей
Московского государства
8.Как и что кушали в Московском
государстве
Раздел 4. Образ жизни жителей
Московского государства
• Порядок домоуправления в
Московском государстве
•
•
Распорядок дня бояр и дворян
Распорядок дня крестьянской семьи
• Семейные нравы в Московском
государстве
• Устройство крестьянской деревни
• Устройство городского посада
•
Русские народные обряды
• Христианские праздники
• Оружие и доспехи воина Московского
государства
Итоговое повторение и обобщение.
8
1
Ролевая игра
Исследование
7
Игра
путешествие
Игра
путешествие
Семинар –
практикум.
Проект
Исследование
Исследование
Практикум
Лекция с
элементами
беседы.
9
2
7
Лекция с
элементами
беседы.
Лекция с
элементами
беседы.
Игра
путешествие
Игра
путешествие
Ролевая игра
Проект
Проект
Ролевая игра
Защита
проектов
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Программа внеурочной деятельности «Быт наших далеких предков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.