Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология
7 кл
05.09.2017
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека" предлагается для расширения и углубления знаний по биологии раздела "Растения" и "Грибы". Курс обладает широкими возможностями для формирования у шестиклассников и семиклассников определенных навыков — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде.
внд Растения и грибы.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Джонка» «РАССМОТРЕНО» ШМО ДО протокол № ___ от «___» ______2017 г.   «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по ВР Т.Ю. Скрипникова    /_______/ «____»__________ 2017 г. «УТВЕРЖДАЮ» директор школы Л.Г. Балашова    /_______/ «____»__________ 2017 г. ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 7 класса «Растения и грибы в жизни человека»                                                                     И.В. Кретининой «Растения и грибы в жизни человека» Модифицированная на основе авторской программы учителем биологии  Иванько Л.А. 2017 Пояснительная записка                          Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования(М: Просвещение,2014),   методическими   рекомендациями   по   организации   внеурочной деятельности управления образования Нанайского района (2016);  примерных программ внеурочной деятельности и является модифицированным вариантом авторской программы И.В. Кретининой «Растения и грибы в жизни человека» ;  плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ п. Джонка..             Курс обладает широкими возможностями для формирования у шестиклассников и семиклассников   определенных   навыков   —   умений   проводить   наблюдения   в   природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и личности, помогает детям раскрыть таланты, дать возможность каждому ученику самоутвердиться. Актуальность           Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.      Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только  использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.  Для этого необходим новый этап образования – биологическое образование, в результате которого  значительно повысится  уровень экологической культуры. Цель     программы   –  формирование   основ   эколого­биологической   грамотности   через исследовательскую деятельность.  Задачи: 1. Сформировать биологические понятия. 2. Развивать умения ухода за растениями. 3. Сформировать   умения   прогнозировать   и   моделировать   свои   действия   в   различных ситуациях. 4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации. 5. Прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине. 6. Сформировать умение критически мыслить. Принципы реализации программы:  Научность;  Доступность;  Целесообразность;  Наглядность.  Описание места курса  в учебном плане         Программа рассчитана на 0,5 год, 17 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 7 класса. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Предполагаемые результаты и способы их проверки:  Включение обучающихся во внеурочную деятельность «Растения и грибы в  жизни человека» направлено на достижение следующих результатов: 1.В направлении личностного развития:     знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,  овладение   интеллектуальными   умениями:   доказывать,   строить   рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе. 2. В метапредметном направлении:     формирование   приемов   работы   с   разными   источниками   информации:     научно­ популярной   литературой,   словарями   и   справочниками;   находить   биологическую информацию   в   различных   источниках,   анализировать   и   оценивать   информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму; освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи,   формулирование   цели   учебного   исследования   (опыта,   наблюдения), составление   его   плана,   фиксирование   результатов,   использование   простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; овладение   ИКТ­компетентностями   для   получения   дополнительной   информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации; овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения:   ставить   цели,   задачи     и   планировать   личную   учебную   деятельность; оценивать   собственный   вклад   в   деятельность   группы;   проводить   самооценку личных учебных достижений; способность   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и поступках по отношению к живой природе; развитие   коммуникативных   умений   и   овладение   опытом   межличностной коммуникации,   корректное   ведение   диалога   и   участие   в   дискуссии,   участие   в работе   группы   в   соответствии   с   обозначенной   ролью;   умение   адекватно использовать   речевые   средства   для   дискуссии   и   аргументации   своей   позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.   3. В предметном направлении:  В познавательной (интеллектуальной) сфере: расширение  и   систематизация   знаний   о   многообразии   объектов   живой   природы, формирование   представлений   о   связях   между   живыми   организмами,   о   редких   и исчезающих растениях родного края;  приведение  доказательств   (аргументация)   взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;  сравнение  биологических   объектов   и   природных   процессов,   умение   делать   выводы   и умозаключения на основе сравнения; выявление  приспособлений   организмов   к   среде   обитания;   типов   взаимодействия различных видов в экосистеме;  овладение  методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.       В ценностно­ориентационной сфере: формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе; анализ и оценка  основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.        В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; формирование навыков ухода за комнатными растениями.  В сфере физической деятельности: освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.  В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Планируемые результаты изучения учебного курса. В результате освоения программы внеурочной деятельности «Растения и грибы в жизни человека»  обучающиеся научатся: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование; работать с различными источниками информации; составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы; выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя; оформлять результаты  и выводы исследований в тетради  не только  с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы; получать биологическую информацию из разных источников; определять   отношения   объекта   с   другими   объектами,   определять   существенные признаки объекта; анализировать   состояние   объектов,   сравнивать   объекты   с   их   изображением   на рисунках и определять их; сравнивать   представителей   разных   групп   растений,   делать   выводы   на   основе сравнения; находить   информацию   о   растениях   в   научно­популярной   литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией; оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира. определять   понятия   «биология»,   «экология»,   отличать   живые   организмы   от неживых;  характеризовать   среды   обитания   организмов;;   проводить   фенологические наблюдения;   соблюдать   правила   техники   безопасности   при   проведении наблюдений;                  Обучающиеся получат возможность научиться: соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе; выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы; осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой   природы   (признание   высокой   ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы); находить   информацию   о   живых   объектах   в   научно­популярной   литературе, биологических   словарях   и   справочниках,   интернет   ресурсах,   анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе.   Содержание курса внеурочной деятельности (17 ч в год, 0,5 ч в неделю) 1 .Вводное занятие «Осенние явления в природе» (1 ч) Знакомство   с   планом   работы   элективного   курса.   Фенология   —   наука   о   сезонных изменениях   в   природе.   Осенние   явления   в   природе:   изменение   длины   светового   дня; осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; соз­ ревание и распространение семян; отлет птиц; изменение активности насекомых и других животных. 2. Многообразие растений и грибов . (9 ч) Культурные и дикорастущие растения.    Карл Линней и его труды (1 ч) Многообразие   растений:   культурные   и   дикорастущие   растения.   Жизненные   формы растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника — наука о растениях. Карл Линней — создатель классификации растений на основании строения цветка (количества тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных видов названий.    Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария (1 ч) Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правила сбора растений для создания гербария.   Правило   заполнения   этикеток   для   гербарных   листов.   Заготовка   природных материалов для композиций. Определение собранных растений. Подготовка гербария.  Пищевые растения; съедобные грибы (1 ч) Основные   пищевые   растения:   пшеница,   рожь,   кукуруза,   рис.   Многоообразие   сортов, особенности   их   районирования   и   выращивания,   пищевая   ценность   злаков.   Традиции использования этих растений в разных национальных культурах. Изображения пищевых растений в гербах стран и городов. Картофель — «второй хлеб». Особенности строения и выращивания   картофеля,   его   пищевая   ценность   и   история   возделывания   в   Европе. Съедобные грибы.  Лекарственные растения (1 ч) Лекарственные   растения   —   источник   здоровья.   Что   такое   фитотерапия?   История народной фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное   воздействие   на   организм.   Правила   сбора,   хранения   и   использования лекарственных растений. Ядовитые растения и грибы (1 ч) Описания ядовитых растений и грибов и их воздействий на организм человека. Причины отравлений. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений и грибов по их изображениям и муляжам. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему.   Технические растения (1 ч) Технические растения, используемые в текстильной промышленности: хлопчатник, лен. Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, селекция, использование человеком.   Лен­долгунец   и   лен­кудряш:   история   возделывания,   особенности   вы­ ращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской национальной традиции и народном творчестве. Кунжут и конопля — их техническое использование: изготовление веревок, канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения.     Масличные растения (1ч) Отличия   растительных   жиров   от   жиров   животного   происхождения.   Особенности растительного   масла   (оливкового   и   подсолнечного).   История   возделывания   оливы. Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире и   в   России,   особенности   выращивания,   селекция.   Другие   масличные   культуры:   рапс, горчица, соя, кукуруза.  Кормовые растения (1 ч) Пища для домашних животных. Степные и луговые растения. Сенокос. Сено — корм для копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и другие бобовые. Силосование. Борщевик гибридный — зарастание им полей и огородов. Здоровье домашних животных — залог здоровья человека.  Декоративные растения (1 ч) Огромное   количество   видов,   культур,   сортов,   форм   декоративных   растений.   Краткие сведения   об   их   биологических   особенностях,   декоративных   качествах,   агротехнике   и использовании.  3. Растения в прикладном искусстве (1 ч) Роспись   тканей   и   посуды:   растительные   мотивы   и   краски,   получаемые   из   растений. Растения   в   интерьере   и   озеленении   городов.   Живопись,   марки,   гербы   с   изображением растений. 4.     Растения в легендах и мифах (1 ч) Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». Правила и традиции составления и преподнесения букетов. 5.      Весенние явления в природе (1 ч) Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега, сосулек), просыхание   почвы.   Признаки   весеннего   пробуждения   природы:   набухание   почек, появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых и т. п. Правила   поведения   в   природе   весной.   Весенняя   природа   в   народном   творчестве, художественной литературе и искусстве. 6. Растения на пришкольном участке и огороде (2 ч) Обоснованный   подбор   растений   для   посадки   на   пришкольной   территории.   Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с   потребностями   семьи.   Определение   оптимального   варианта   для   получения положительных   результатов   выращивания   растений   на   огороде.   Учет   биоритмов растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений. 7. Сады и парки мира (1 ч) Знаменитые сады и парки мира. Летний и Михайловский сады в Санкт­Петербурге. Парки  Петродворца, Пушкина. Национальный парк США Гранд Каньон. Национальный парк  Игуасу  в Ю.Америке, Национальный парк Какаду­ Австралия, Анюйский национальный  парк.  8. Итоговое занятие(1ч) Формы   проведения   занятий:  акции,   встречи,   демонстрации,   диспут,   игра,   проект, круглый   стол,   коллективно­творческое   дело,   журнал,   экскурсии,  лекции,  беседы, практические   занятия   с   элементами   игр   и   игровых   элементов,   дидактических   и раздаточных   материалов,   пословиц   и   поговорок,   считалок,   рифмовок,   ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок,   анализ и просмотр текстов,самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями,  игры Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в   занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Основные методы и технологии       технология  разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология  обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология; информационно­коммуникационная технология; здоровьесберегающая технология. Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование. Тематическое планирование  Всего  часов Характеристика деятельности обучающихся Вводное занятие «Осенние явления в природе»  Многообразие растений и грибов .  Растения в прикладном искусстве  Растения в легендах и мифах. 1 9 1 1 Работа   со   справочной   литературой,   просмотр   журналов, видеофрагментов,   обсуждение,   составление   опорной   схемы, практическая работа, наблюдение, определение видов растений с   помощью   определителя,   работа   в   группах,   оформление результатов наблюдений в виде реферата Работа   с   дополнительной   литературой.. индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с   различными   источниками   информации,   просмотр   обсуждение презентации. Наблюдение, оформление результатов в   форме   дневника   наблюдений,   работа   с   инструктивными карточками, экологических задач. зоогеографическими   картами.   Работа   с   различными   источниками   информации,   просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра. Коллективно­творческое   дело,   работа   в   группах,   творческий отчёт.   Исследовательская   работа.   Работа   с   дополнительной литературой, составление альбома. Работа со справочной литературой, составление таблицы,  составление творческого отчета. Просмотр видеофильма Весенние явления в природе  Растения на пришкольном участке и огороде Сады и парки мира  Итоговое занятие 1 2 1 1 17 Изготовление папки для гербария. Наблюдение, работа с  определителями растений. Изготовление гербариев. Работа в  группах,  творческое оформление результатов экскурсии Работа с дополнительной литературой. Работа с различными источниками информации, просмотр  и  обсуждение презентации. Наблюдение, оформление результатов  в форме эскизов . Работа с различными источниками информации, просмотр  презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра.  Коллективно­творческое дело, работа в группах, творческий  отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной  литературой. Отчет Рекомендуемая литература Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. Козлова   Т.  А.,   Сивоглазов   В.   И.   Твой   первый   атлас­определитель.   Растения   луга.   М.: Дрофа, 2006. Козлова   Т.  А.,   Сивоглазов   В.   И.   Твой   первый   атлас­определитель.   Растения   леса.   М.: Дрофа, 2006. Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас­определитель. Дикорастущие растения. М.: Дрофа, Календарно ­тематический план «Растения и грибы в жизни человека» Темы курса Формы      проведения занятий Количество часов Теорети­ ческие  занятия Практи­ ческие  занятия 1. Вводное занятие «Осенние  явления в природе» Знакомство с планом работы,  его обсуждение; экскурсия 2. Многообразие растений.  Культурные и дикорастущие  растения. Карл Линней и его  труды Обзорная экскурсия в  школьный  сад 1   3. Дикорастущие растения,  правила их сбора и подготовки  гербария Работа с определителем. Подго­ товка гербария 1 4. Пищевые растения; съедобные  грибы  «Хлеб — всему голова»,  «Волшебное лукошко» 5. Лекарственные растения В гостях у Айболита. 6. Ядовитые растения и грибы «Круглый стол» 7. Технические растения Фольклорный праздник «Синий  лен» 8. Масличные растения 9. Кормовые растения Сообщения; выставка рисунков, репродукции картин, фотогра­ фии растений Доклады, слайды, фотографии;  практическая работа с  гербарием     1 1     10. Декоративные растения Праздник «О чем пела королева  луговых колокольчиков...»   1 1 1   1 1 1 11. Растения в прикладном  искусстве Ярмарка декоративно­ прикладного искусства 12. Растения в легендах и мифах Сообщения; инсценировка 13. Весенние явления в природе Экскурсия; выставка рисунков о весне 14. Растения на пришкольном   участке и огороде Подбор растений, составление  композиций, планировка  декоративного отдела на  участке; презентация проектов 15. Сады и парки мира 16. Итоговое занятие Экскурсия (заочная или видео);  выставка фотоальбомов, фото­ графий, репродукций картин Итого Всего   1   1    1 7 17 1   1 1 1 10

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2017