Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология
7 кл
05.09.2017
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека" предлагается для расширения и углубления знаний по биологии раздела "Растения" и "Грибы". Курс обладает широкими возможностями для формирования у шестиклассников и семиклассников определенных навыков — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде.
внд Растения и грибы.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Джонка»
«РАССМОТРЕНО»
ШМО ДО
протокол № ___
от «___» ______2017 г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по ВР
Т.Ю. Скрипникова
/_______/
«____»__________ 2017 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы
Л.Г. Балашова /_______/
«____»__________ 2017 г.
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для 7 класса
«Растения и грибы в жизни человека»
И.В. Кретининой «Растения и грибы в жизни человека»
Модифицированная на основе авторской программы
учителем биологии Иванько Л.А.
2017 Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования(М:
Просвещение,2014), методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности управления образования Нанайского района (2016); примерных программ
внеурочной деятельности и является модифицированным вариантом авторской программы
И.В. Кретининой «Растения и грибы в жизни человека» ; плана внеурочной деятельности
МБОУ СОШ п. Джонка..
Курс обладает широкими возможностями для формирования у шестиклассников и
семиклассников определенных навыков — умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового
образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения
в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную
роль в развитии и личности, помогает детям раскрыть таланты, дать возможность каждому
ученику самоутвердиться.
Актуальность
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не
умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный
мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей
природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.
Для этого необходим новый этап образования – биологическое образование, в результате
которого значительно повысится уровень экологической культуры.
Цель программы – формирование основ экологобиологической грамотности через
исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Сформировать биологические понятия.
2. Развивать умения ухода за растениями.
3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных
ситуациях.
4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
6. Сформировать умение критически мыслить.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Наглядность.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 0,5 год, 17 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45
минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 7 класса.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предполагаемые результаты и способы их проверки:
Включение обучающихся во внеурочную деятельность «Растения и грибы в
жизни человека» направлено на достижение следующих результатов:
1.В направлении личностного развития:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы,
овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы.
сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
2. В метапредметном направлении:
формирование приемов работы с разными источниками информации: научно
популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую
информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы
и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
овладение ИКТкомпетентностями для получения дополнительной информации
при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя
умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку
личных учебных достижений;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
3. В предметном направлении:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы,
формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и
исчезающих растениях родного края;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты
окружающей среды;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
различных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностноориентационной сфере: формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем
элементе культурного опыта человечества;
знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий
деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
формирование навыков ухода за комнатными растениями.
В сфере физической деятельности:
освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Растения и грибы в
жизни человека»
обучающиеся научатся:
составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
работать с различными источниками информации;
составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;
выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;
оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью
текста, но и используя схемы, графики, таблицы;
получать биологическую информацию из разных источников;
определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные
признаки объекта;
анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на
рисунках и определять их;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе
сравнения;
находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание,
работать с полученной информацией;
оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
определять понятия «биология», «экология», отличать живые организмы от
неживых;
характеризовать среды обитания организмов;; проводить фенологические
наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении
наблюдений;
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой
природы);
находить информацию о живых объектах в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать,
оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Содержание курса внеурочной деятельности (17 ч в год, 0,5 ч в неделю)
1 .Вводное занятие «Осенние явления в природе» (1 ч)
Знакомство с планом работы элективного курса. Фенология — наука о сезонных
изменениях в природе. Осенние явления в природе: изменение длины светового дня;
осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; соз
ревание и распространение семян; отлет птиц; изменение активности насекомых и других
животных.
2. Многообразие растений и грибов . (9 ч)
Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды (1 ч)
Многообразие растений: культурные и дикорастущие растения. Жизненные формы
растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника — наука о растениях. Карл
Линней — создатель классификации растений на основании строения цветка (количества
тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных
видов названий.
Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария (1 ч)
Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правила сбора растений для создания
гербария. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Заготовка природных
материалов для композиций. Определение собранных растений. Подготовка гербария.
Пищевые растения; съедобные грибы (1 ч)
Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис. Многоообразие сортов,
особенности их районирования и выращивания, пищевая ценность злаков. Традиции
использования этих растений в разных национальных культурах. Изображения пищевых
растений в гербах стран и городов. Картофель — «второй хлеб». Особенности строения и
выращивания картофеля, его пищевая ценность и история возделывания в Европе.
Съедобные грибы.
Лекарственные растения (1 ч)
Лекарственные растения — источник здоровья. Что такое фитотерапия? История
народной фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их
комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использования
лекарственных растений.
Ядовитые растения и грибы (1 ч)
Описания ядовитых растений и грибов и их воздействий на организм человека. Причины
отравлений. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный эффект от
использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений и грибов по их
изображениям и муляжам. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи
пострадавшему.
Технические растения (1 ч)
Технические растения, используемые в текстильной промышленности: хлопчатник, лен.
Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, селекция, использование
человеком. Лендолгунец и ленкудряш: история возделывания, особенности вы ращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской национальной традиции и народном
творчестве. Кунжут и конопля — их техническое использование: изготовление веревок,
канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения.
Масличные растения (1ч)
Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Особенности
растительного масла (оливкового и подсолнечного). История возделывания оливы.
Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире
и в России, особенности выращивания, селекция. Другие масличные культуры: рапс,
горчица, соя, кукуруза.
Кормовые растения (1 ч)
Пища для домашних животных. Степные и луговые растения. Сенокос. Сено — корм для
копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и другие
бобовые. Силосование. Борщевик гибридный — зарастание им полей и огородов. Здоровье
домашних животных — залог здоровья человека.
Декоративные растения (1 ч)
Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие
сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и
использовании.
3. Растения в прикладном искусстве (1 ч)
Роспись тканей и посуды: растительные мотивы и краски, получаемые из растений.
Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением
растений.
4. Растения в легендах и мифах (1 ч)
Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины глазки —
цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика
— цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». Правила и традиции составления и
преподнесения букетов.
5. Весенние явления в природе (1 ч)
Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега, сосулек),
просыхание почвы. Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек,
появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых и т. п.
Правила поведения в природе весной. Весенняя природа в народном творчестве,
художественной литературе и искусстве.
6. Растения на пришкольном участке и огороде (2 ч)
Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка
растений и весенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии
с потребностями семьи. Определение оптимального варианта для получения
положительных результатов выращивания растений на огороде. Учет биоритмов
растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений.
7. Сады и парки мира (1 ч)
Знаменитые сады и парки мира. Летний и Михайловский сады в СанктПетербурге. Парки
Петродворца, Пушкина. Национальный парк США Гранд Каньон. Национальный парк
Игуасу в Ю.Америке, Национальный парк Какаду Австралия, Анюйский национальный
парк.
8. Итоговое занятие(1ч)
Формы проведения занятий: акции, встречи, демонстрации, диспут, игра, проект,
круглый стол, коллективнотворческое дело, журнал, экскурсии, лекции, беседы,
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов,самостоятельная работа
(индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями, игры
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология;
информационнокоммуникационная технология;
здоровьесберегающая технология.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.
Тематическое планирование
Всего
часов
Характеристика деятельности обучающихся
Вводное занятие «Осенние явления в природе»
Многообразие растений и грибов .
Растения в прикладном искусстве
Растения в легендах и мифах.
1
9
1
1
Работа со справочной литературой, просмотр журналов,
видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы,
практическая работа, наблюдение, определение видов растений
с помощью определителя, работа в группах, оформление
результатов наблюдений в виде реферата
Работа с дополнительной литературой..
индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа
с различными источниками информации, просмотр
обсуждение презентации. Наблюдение, оформление результатов
в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными
карточками,
экологических задач.
зоогеографическими картами.
Работа с различными источниками информации, просмотр
презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра.
Коллективнотворческое дело, работа в группах, творческий
отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной
литературой, составление альбома.
Работа со справочной литературой, составление таблицы,
составление творческого отчета. Просмотр видеофильма Весенние явления в природе
Растения на пришкольном участке и огороде
Сады и парки мира
Итоговое занятие
1
2
1
1
17
Изготовление папки для гербария. Наблюдение, работа с
определителями растений. Изготовление гербариев. Работа в
группах, творческое оформление результатов экскурсии
Работа с дополнительной литературой.
Работа с различными источниками информации, просмотр и
обсуждение презентации. Наблюдение, оформление результатов
в форме эскизов .
Работа с различными источниками информации, просмотр
презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра.
Коллективнотворческое дело, работа в группах, творческий
отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной
литературой.
Отчет
Рекомендуемая литература
Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002.
Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атласопределитель. Растения луга. М.:
Дрофа, 2006.
Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атласопределитель. Растения леса. М.:
Дрофа, 2006.
Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атласопределитель. Дикорастущие растения.
М.: Дрофа, Календарно тематический план «Растения и грибы в жизни человека»
Темы курса
Формы проведения
занятий
Количество часов Теорети
ческие
занятия
Практи
ческие
занятия
1. Вводное занятие «Осенние
явления в природе»
Знакомство с планом работы,
его обсуждение; экскурсия
2. Многообразие растений.
Культурные и дикорастущие
растения. Карл Линней и его
труды
Обзорная экскурсия в
школьный сад
1
3. Дикорастущие растения,
правила их сбора и подготовки
гербария
Работа с определителем. Подго
товка гербария
1
4. Пищевые растения; съедобные
грибы
«Хлеб — всему голова»,
«Волшебное лукошко»
5. Лекарственные растения
В гостях у Айболита.
6. Ядовитые растения и грибы
«Круглый стол»
7. Технические растения
Фольклорный праздник «Синий
лен»
8. Масличные растения
9. Кормовые растения
Сообщения; выставка рисунков,
репродукции картин, фотогра
фии растений
Доклады, слайды, фотографии;
практическая работа с
гербарием
1
1
10. Декоративные растения
Праздник «О чем пела королева
луговых колокольчиков...»
1
1
1
1
1
1 11. Растения в прикладном
искусстве
Ярмарка декоративно
прикладного искусства
12. Растения в легендах и мифах Сообщения; инсценировка
13. Весенние явления в природе Экскурсия; выставка рисунков о
весне
14. Растения на пришкольном
участке и огороде
Подбор растений, составление
композиций, планировка
декоративного отдела на
участке; презентация проектов
15. Сады и парки мира
16. Итоговое занятие
Экскурсия (заочная или видео);
выставка фотоальбомов, фото
графий, репродукций картин
Итого
Всего
1
1
1
7
17
1
1
1
1
10
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Растения и грибы в жизни человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.