1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» составлена
в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897 (в действующей редакции);
на основе:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г. Воркуты (далее – учреждение);
с учетом:
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы «Занимательное естествознание». Е.Э. Кочурова: Сборник программ внеурочной деятельности: 5-9 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2014. — 168 с.
Содержание курса «Эрудит» направлено на воспитание интереса к учебной деятельности, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание используется для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики, биологии, географии, физики, истории и литературы.
Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию учащихся средней школы.
Задачи:
1. Формировать умение рассуждать как компонента логической грамотности;
2. Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
3. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
4. Развивать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, использовать догадки, строить и проверять гипотезы;
5. Развивать пространственные представления и пространственное воображение, критическое мышление;
6. Привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
РП клуба Эрудит 2017-2022.docx
Торъя предметьяс пыдiсянь велöдан 40 №-а шöр школа»Воркута
карса муниципальнöй велöдан учреждение («ТППВ 40 №а ШШ» Воркута к. МВУ)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты
тел./факс (82151) 3 25 89; Е – mail: school
169906, г. Воркута, ул. Ленина, д.34А
40_
kler
@ mail
. ru
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО классных руководителей
Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 40 с УИОП»
г. Воркуты
______________ М.Б. Герт
«01» сентября 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Эрудит»
уровень основного общего образования
срок реализации программы – 5 лет
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
Рабочая программа учебного предмета составлена
образования, с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего
образования
Составитель
Козлова Татьяна Сергеевна,
учитель математики
2017 МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
г. Воркута
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» составлена
в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897 (в действующей редакции);
на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г. Воркуты (далее – учреждение);
с учетом:
Примерной основной образовательной программы основного
общего образования,
авторской программы «Занимательное естествознание». Е.Э. Кочурова: Сборник программ
внеурочной деятельности: 59 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана Граф,
2014. — 168 с.
Содержание курса «Эрудит» направлено на воспитание интереса к учебной деятельности,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание используется для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках
математики, биологии, географии, физики, истории и литературы.
Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию учащихся
средней школы.
Задачи:
1. Формировать умение рассуждать как компонента логической грамотности;
2. Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
3. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
4. Развивать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности,
использовать догадки, строить и проверять гипотезы;
5. Развивать пространственные представления и пространственное воображение,
критическое мышление;
6. Привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Место курса внеурочной деятельности «Эрудит» в структуре основной образовательной
программы МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г. Воркуты
В учебном плане муниципального общеобразовательного учреждения курс внеурочной
деятельности «Эрудит» на уровне основного общего образования в общем объеме составляет 175
часов. В том числе по 35 часов в год в 57 классах , 36 часов в год в 8 классах и 34 часа в 9 классах
с проведением занятий один раз в неделю с проведением занятий 1 раз в неделю,
продолжительность занятия 4045 минут.
Сроки реализации программы: 5 лет.
2 МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Первый уровень
приобретение
школьниками
социальных
знаний и представлений: об
основных
научных
категориях, необходимых для
выполнения
исследовательской работы:
проблема, объект и предмет
исследования; цель, задачи,
гипотеза;
методы
исследования;
прогнозирования
проектирования,
результатов
исследований
литературными данными.
и
сравнения
своих
с
Второй уровень
получение
школьниками
опыта позитивного отношения
к базовым ценностям
общества:
качества личности,
для
в
необходимые
успешности
профессиональной
деятельности.
Требования
профессии к человеку. Черты
характера,
отличающие
успешного специалиста в
любой области. Информация,
полученная на внеурочных
заставляет
занятиях,
задуматься
своём
социальном значении для
общества,
помогает
сориентироваться в мире
профессий.
о
Третий уровень
получение
школьниками
опыта культурного поведения,
навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
при формулировании учебной
проблемы, определении цели
учебной
деятельности,
выборе
темы проекта,
выдвижении версии решения
проблемы,
осознании
конечного результата.
Метапредметные результаты:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3 МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Вычитывать все уровни
текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащиеся смогут научиться:
описывать: грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения
исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза;
методы исследования;
овладеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в естество изучающих
науках;
использовать приборы, необходимые для изучения дисциплин естественно математического
Прогнозировать и проектировать: анализировать данные, полученные при изучении нового
материала;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие действия;
планировать мероприятия, направленные на развитие собственного уровня познания;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов,
проектов.
—анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и
искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково
символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать
наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Личностные результаты:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
4 — воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
В результате изучения курса Эрудит предполагается:
совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся, умений применять их в
нестандартных ситуациях;
участие в олимпиадах разного уровня и получение призовых мест;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
удовлетворенность учеников, посещающих курс внеурочной деятельности;
сформированность деятельности (правильность выполняемых действий, соблюдение правил
техники безопасности);
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
демонстрации и выставки творческих работ.
5 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭРУДИТ»
Содержание курса
Форма
организации
Вид деятельности
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
Творческая,
поисковая,
исследовательская
игровая,
Творческая,
поисковая,
исследовательская
игровая,
игровая,
Творческая,
поисковая,
аналитическая,
исследовательская
Беседа
Лекция
Практические
занятия
Творческие
проекты
Заключительное
занятие
Беседа
Лекция
Практические
занятия
Творческие
проекты
Заключительное
занятие
Беседа
Лекция
Практические
занятия
Творческие
проекты
Заключительное
занятие
Последовательное
Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось заданное
число, и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая
скрыта.
выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку,
какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Числавеликаны (миллион и др.).
Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево. Поиск и
чтение слов, связанных с математикой (в таблице,
ходом шахматного коня и др.). Занимательные
задания с римскими цифрами.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения.
Задачи с недостаточными, некорректными данными,
с избыточным составом условия. Старинные задачи.
Логические задачи.
Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково
символических средств для моделирования
ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые
способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в
том числе неверных. Решение олимпиадных задач
международного конкурса «Кенгуру», онлайн
олимпиад, в том числе Олимпиад «Плюс».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика. Пространственные представления
заданной фигуры в конструкции.
Место
Расположение деталей.
Выбор деталей в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Поиск нескольких возможных вариантов решения.
Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление
заданной фигуры на равные по площади части. Поиск
заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую
Распознавание (нахождение)
наблюдательность.
окружности
на
Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля
(по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры:
орнаменте.
6 фигур
из
одинаковых
(публикация,
обсуждение
усечённый конус,
пятиугольная пирамида.
цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование
из проволоки. Создание объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
параллелепипед,
усечённая
пирамида,
Форма
организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование
треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка .
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино»,
«Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник»,
«Строитель» и др. из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
Информационные проекты
Особенности информационных проектов.
Структура проекта: цель проекта, его актуальность –
методы получения (литературные источники,
средства СМИ, базы данных, в том числе
электронные, интервью, анкетирование) и обработки
информации (их анализ, обобщение, сопоставление с
известными фактами, аргументированные выводы) –
результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) –
презентация
на
конференции и пр.)
Структура деятельности с целью информационного
поиска и анализа: предмет информационного поиска
поэтапный поиск с обозначением промежуточных
результатов – аналитическая работа над собранными
фактами – выводы – корректировка первоначального
направления – дальнейший поиск информации по
уточненным направлениям – анализ новых фактов –
обобщение – выводы – получение данных,
удовлетворяющих участников проекта – заключение,
оформление
(обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка).
Работа над проектом.
В мире современных профессий
Содержание,
профессий. Составление
личного профессионального плана и защита проекта
«Моя будущая профессия» как итог
работы.
профессиональной деятельности. Формула
самооценки, уровень притязаний, успех.
Самооценка
Диагностические
индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?»,
«Какой Я?». Темперамент и свойства нервной
системы.
чувствительность,
7
специфика занятий по выбору
Само презентация,
Стабильность
самооценка в
результатов
процедуры.
МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
Творческая,
поисковая,
исследовательская
игровая,
игровая,
Творческая,
поисковая,
исследовательская,
аналитическая, экскурсии
Беседа
Лекция
Практические
занятия
Творческие
проекты
Заключительное
занятие
Беседа
Лекция
Практические
занятия
Творческие
проекты
Заключительное
занятие МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
Диагностические
Диагностические
Практическая работа.
интроверсия экстраверсия. Общее представление о
Психологическая характеристика
темпераменте.
основных типов темперамента,
особенности
проявления в профессиональной деятельности.
Практическая работа.
Работа со «словарем
профессий».
процедуры.
Модификация личностного опросника Г. Айзенка
«Определение темперамента». Чувства и эмоции, их
роль в профессиональной деятельности. Способы
выражения. Регуляция эмоционального состояния.
Практическая работа. Самоанализ эмоциональных
состояний.
процедуры.
Модификация теста БассаДарки «Тест эмоций».
Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на
стресс. Связь с темпераментом, личностными
качествами, самооценкой, уровнем притязаний,
самочувствием.
Анализ
качеств характера, провоцирующих конфликты,
препятствующих возникновению конфликтов.
Диагностические
Методика
«Определение уровня тревожности». Тест «Оценка
школьных ситуаций». Психологический портрет и
психологические
Соответствие
представлениям о себе. Практическая работа.
Самоанализ по результатам тестов «Мой
психологический
с
психологическим кроссвордом. Качества личности,
необходимые для успешности профессиональной
деятельности. Требования профессии к человеку.
Черты характера,
отличающие успешного
специалиста в любой области. Практическая работа.
Анализ профессиональных типов личности и черт
характера, особенностей мышления, свойств нервной
системы. Игра «Профессионально важные качества».
Конкурс творческих работ на тему «Моя будущая
профессия».
особенности.
процедуры.
портрет»,
работа
8 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Название цикла, темы
№
п/п
Решение и составление ребусов, содержащих числа
1
2
3
4
5
6
Числа и вычисления
Геометрические фигуры
Ребусы и кроссворды
Логические задачи
Решение задач
Прикладная математика
Итого
6 класс
Название цикла, темы
№
п/п
Мир занимательных задач
Числовые множества
1
Разные задачи
2
Геометрия в пространстве
3
4
Математические развлечения
Итого
7 класс
Название цикла, темы
№
п/п
МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
Колво В том числе
часов
Теория Практика
7
5
3
4
9
7
35
3
2
1
2
3
2
13
4
3
2
2
6
5
22
Колво В том числе
часов
Теория Практика
6
9
9
11
35
2
3
2
3
10
4
6
7
8
25
Колво В том числе
часов
Теория Практика
Геометрическая мозаика. Пространственные представления
1
2
3
4
5
6
Из истории геометрии
Некоторые занимательные вопросы геометрии
Геометрические головоломки
Фигуры в пространстве
Симметрия
Задачи на построение
Итого
7
8
7
6
5
2
35
2
3
2
3
2
1
13
5
5
5
3
3
1
22
9 8 класс
Название цикла, темы
№
п/п
Информационные проекты
1
2
3
4
Подготовительный этап
Основной этап
Поисковоинформационный этап
Заключительный этап
Итого
9 класс
Название цикла, темы
№
п/п
МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г.Воркуты
Колво В том числе
часов
Теория Практика
8
11
13
4
36
5
3
2
1
11
3
8
11
3
25
Колво В том числе
часов
Теория Практика
В мире современных профессий Диагностика. Экскурсии на предприятия города Воркута.
Проект «Моя будущая профессия».
1
2
3
4
Что я знаю о своих возможностях
Что я знаю о профессиях
Способности и профессиональная пригодность
Планирование профессиональной карьеры
Итого
Всего
9
8
8
9
34
175
59
116
3
3
3
3
12
6
5
5
6
22
10
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.