Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Оценка 5
Образовательные программы
doc
математика
5 кл
20.01.2018
Изучение геометрического материала с детьми 10-11 лет играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении всех школьных предметов. Среди многообразия видов творческой деятельности моделирование и конструирование занимают одно из ведущих мест. В них проявляются многие психические процессы, наиболее ярко – творческое воображение и мышление. Одним из видов моделирования является оригами.
программа внеурочной Геометрическое моделирование.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Узярская основная общеобразовательная школа»
Программа
«Геометрическое моделирование»
Направление: общекультурное
Авторсоставитель:
Зернина Ольга Егоровна,
учитель математики Узяр, 2015
2 Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………35
2. Тематический план…………………………………………………………67
3. Содержание деятельности….……………………………………………..810
4. Ожидаемые результаты реализации программы ………………………...11
5. Список литературы………………………………………………………….12
3 1. Пояснительная записка
Изучение геометрии в 7 классе
всегда вызывает у учащихся
определённые трудности. Современный ребенок должен быть мыслящим,
инициативным, ориентированным на лучшие конечные результаты, уметь
принимать новые оригинальные решения. Реализация этих требований
предполагает человека с творческими способностями.
Изучение геометрического материала с детьми 1011 лет играет особую
роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить
чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной
формы, а с другой готовит учащегося к систематическому изучению курса
геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать
объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию
личности ребенка и помогает в изучении всех школьных предметов. Среди
многообразия видов творческой деятельности моделирование и
конструирование занимают одно из ведущих мест. В них проявляются многие
психические процессы, наиболее ярко – творческое воображение и мышление.
Одним из видов моделирования является оригами. Детский интерес
превращений бумажных листов становится постоянным увлечением. Те
простые фигурки со временем превращаются в более сложные фигуры. А это
уже модульное оригами: более сложное по технике выполнения. Яркие
впечатления от открытия совершенно новых возможностей бумажного листа и
желание познакомиться с этой техникой стало возможным. Предлагаемый
курс реализует все принципы и возможности этого вида творчества.
Программа основана на активной деятельности детей, направленной на
накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической
информации.
4 Работая с геометрическим материалом, обучающиеся знакомятся и
используют основные свойства изучаемых геометрических фигур (модулей
оригами). С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается
система специальных практических заданий, предполагающая изготовление
моделей, изучаемых геометрических фигур, с последующим обнаружением на
предметах и объектах, окружающих ребят.
Занятия предполагают наличие связей с историей, литературой,
географией, биологией.
Особенностью данной программы является реализация
идеи
формирования у школьников самостоятельно добывать и систематизировать
новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность
проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа. Наряду с этим программой предусмотрено введение
новых информационных технологий, что позволяет учить детей жить в
современном информационном обществе,
использовать возможности
компьютерной техники при решении самых различных проблем.
Использование начал компьютерной грамотности учащихся в организации
конструкторскопрактической деятельности играет большую роль в развитии
ребят. Технику модульного оригами еще называют 3D – оригами. Интерес и
восторг, который вызывает техника модульного оригами, побуждает ребят
создавать все новые и новые модели. А маленький бумажный треугольник
таит в себе фантастические возможности. Успешное овладение элементами
конструкторских умений предполагает формирование геометрических
представлений, пространственного воображения учащихся. Более правильно
эту технику стоило бы назвать модульный конструктор. Программа
предполагает постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до
сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей,
5 сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и
выставках.
Цель курса: интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся,
развитие их творческих способностей, логического мышления и
художественного вкуса.
Задачи курса:
познакомить обучающихся с основными геометрическими понятиями и
базовыми формами оригами;
формировать умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий;
применять полученные знания для создания композиций с изделиями,
выполненными в технике оригами;
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду,
стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа предназначена для учащихся 56 класса и рассчитана на 70
часов.
Наряду с этим предполагается и самостоятельное
моделирование.
6 2. Тематический план
5 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Подготовка к творчеству
Из истории оригами
1
2 Материалы и инструменты: выбор
бумаги, размер бумаги для модулей,
инструменты и дополнительные
материалы
3 Модули оригами.
модуль.
Треугольный
4 Модули оригами. Модуль кусудамы
оригами.
Модуль
«Супершар»
5 Модули
«Трилистник»
Колво
часов
7 часов
1
1
1
2
2
В саду и в огороде
6 Моделирование цветов. Нарцисс.
7 Моделирование цветов. Тюльпан.
8 Моделирование цветов. Подснежник в
вазе.
27 часов
2
2
3
9 Моделирование цветов. Кактус с
желтыми цветами.
10 Проект «Оригами на праздник»
11 Мухоморчики.
12
Водяная лилия.
13 Проект «Впереди лето»
14 Заключительное занятие «Моя
лучшая работа»
3
4
2
3
8
1
ИТОГО 35 часов
Теория
Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
1
2
7
7 Тематический план
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов и тем.
Вводное занятие. Диагностика
обученности.
Простые базовые формы оригами.
Путешествие в сказку.
Оригами «Елочка».
Оригами «Дед Мороз».
Оригами «Снеговик»
Проект «Новогодняя игрушка»
Крылья, лапы и хвосты
Оригами лебедь.
Оригами зайчик.
Оригами лягушонок.
7
8
9
10 Проект «Валентинка из оригами»
11 Коллективный проект «Зоопарк»
12
13
«Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации.
Сочинениеэссе «Оригами в нашей
жизни».
Анализ работ.
Колво
часов
1
1
9 часов
3
3
3
5
19часов
3
3
3
3
4
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ИТОГО 35 часов
Теория Практика
2
2
2
5
2
2
2
2
4
1
8 Основными
3. Содержание деятельности
видами деятельности в организации деятельности
обучающихся являются наблюдения, эксперименты, моделирование.
На всех занятиях
задания носят творческий характер. Задания
направлены на развитие: геометрической интуиции, пространственного
воображения, глазомера.
Результат своей работы дети получали по окончании каждого занятия.
Постепенно происходит переход к систематическим заданиям. Важной
особенностью этого перехода можно считать изменение психологических
установок детей. Так как предыдущий опыт носил творческий характер, то
дети оказались готовы к получению результата не тут же, и даже не на этом
же занятии, а через некоторое время. А увеличение времени для выполнения
заинтересованной и сосредоточенной работы дает возможность сделать
качественный скачок – не ограничиваться примитивными заданиями, а
перейти к минипроектам, результаты которых интересны не только учителю,
но и широкому кругу учащихся. Примерные образцы создаваемых моделей
находятся в приложении, которые являются лишь рекомендуемыми.
В дальнейшем вся работа строится как реализация минипроектов.
Особенностью работы учащихся в режиме минипроектов является
самоконтроль, самооценка, самопроверка, самостоятельное исправление
ошибок; динамическое лидерство; разноуровневый результат; одинаковая
интенсивность работы; взаимопомощь.
№п/п
Деятельность
обучающихся
5 класс
Формируемые УУД
9 Подготовка
к
творчеству
В саду и в
огороде
Знакомство с видами
бумаги и её основными
с
свойствами,
инструментами
для
обработки.
Правила
безопасности труда при
работе
ручным
инструментом.
Знакомство с понятием
«базовые формы» и модули
оригами.
Изготовление
четырех видов модулей:
«Треугольный»,
«Супершар»
и
«Трилистник». Соединение
модулей. «Прибавки» и
«убавки»
количества
модулей в ряду.
Знакомство с условными
знаками,
принятыми в
оригами.
Инструкционные карты,
демонстрирующие процесс
складывания модулей.
Формирование фигурки.
Ряд перегиба. Склеивание
модулей.
Приклеивание
Стилизованный
деталей.
цветок.
Моделирование
цветов.
8 марта –
международный женский
праздник. Легенды о цветах
(Нарцисс,
волшебный
цветок
папоротника).
Складывание цветов на
основе изученных базовых
форм.
Оформление
композиций «Оригами на
праздник».
анализировать
объекты,
их характерные
Познавательные
выделять
признаки и свойства;
классифицировать объекты по
заданным критериям
Коммуникативные
организации
совместной деятельности;
умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли;
задавать вопросы для
собственной
Регулятивные
сформирован
умение определять границы
осуществлять пошаговый
по результату под
принимать и сохранять учебную
задачу;
контроль
руководством учителя;
Личностные
учебно
познавательный интерес к новому
учебному материалу;
своего незнания.
Познавательные
анализировать информацию,
выбирать рациональный способ
решения задачи;
выделять в тексте задания
основную и второстепенную
информацию;
формулировать проблему.
Личностные
понимание причин успеха в
учебной деятельности;
преодоление трудностей с
помощью одноклассников;
представление об основных
моральных нормах.
10 Складывание композиций
из мухоморчиков и водяной
лилии.
Проект «Впереди лето»
осуществлять
Коммуникативные
вести диалог, работая в парах
или группах;
допускать существование
различных точек зрения, уважать
чужое мнение;
контроль совместных действий.
Регулятивные
планировать этапы решения
задачи;
определять последовательность
учебных в соответствии с
поставленной задачей.
взаимный
Вводные
занятия
Путешестви
е в сказку
Крылья,
лапы и
хвосты.
6 класс
Заполнение
диагностической карты.
Вводная диагностика.
Бумажный конструктор:
игрушки из модулей.
Моделирование игрушек:
«Елочка», «Дед Мороз»,
«Снеговик».
Проект «Новогодняя
игрушка»
Бумажный конструктор:
игрушки из модулей.
Моделирование игрушек
«Лебедь», «Зайчик»,
«Лягушонок», «Слоненок»,
«Крокодильчик».
Проект «Валентинка из
оригами».
Коллективный проект
«Зоопарк»
Познавательные
выбирать рациональный способ
на основе анализа различных
вариантов решения задачи;
самостоятельно находить
способы решения проблем
творческого
и поискового
характера;
поиск и выделение информации.
Личностные
адекватное понимание причин
успешности/неуспешности
учебной деятельности;
осознанное понимание чувств
других людей и сопереживание
им.
Коммуникативные
11 http://sch139.5ballov.ru/orig
ami/ – сайт Омского центра
оригами.
http://www.origami.ru –
сайт Московского центра
оригами.
«Travel to Oriland» – сайт
Екатерины и Юрия
Шумаковых «Путешествие
по стране оригами».
Компьютерные
презентации.
Сочинениеэссе «Оригами
в нашей жизни».
и
планировать
критически относиться к своему
и чужому мнению;
уметь самостоятельно
совместно
деятельность и сотрудничество;
содействовать разрешению
конфликтов, учитывая позиции
участников.
Регулятивные
прогнозировать результаты
своих действий на основе анализа
учебной ситуации;
проявлять познавательную
инициативу и самостоятельность;
самостоятельно адекватно
оценивать
правильность
выполнения действий и вносить
коррективы по ходу решения
учебной задачи.
Ожидаемые результаты освоения программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
предполагает приобретение новых
знаний, опыта решения проектных задач. Результат выражается в понимании
детьми основных геометрических понятий, сути проектной деятельности,
умении поэтапно решать поставленные задачи. Геометрические фигуры
воспринимаются как целое, ученик распознает фигуры по их форме. Свойства
12 фигур устанавливаются экспериментально, они только описываются, но не
определяются. Учащиеся начинают различать элементы фигур, устанавливают
отношения между этими элементами. Это происходит в процессе наблюдений,
измерения, вычерчивания, моделирования.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение
детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию.
Результат проявляется в активном использовании
школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем)
проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и
оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками
самостоятельного общественного действия. Проявляется в участии
школьников в реализации
проектов по самостоятельно выбранному
направлению. На этом уровне достигается отвлечение от конкретной природы
объекта и конкретного смысла отношений, связывающих эти объекты.
Геометрия приобретает общий характер и более широкие применения.
Для оценки планируемых результатов освоения программы
Геометрическое моделирование» используются следующие критерии:
правильность (разумность) и обоснованность ответа;
грамотность речи;
осознанность и точность действий, инструкций или описаний;
литературная и математическая грамотность устной или письменной речи
и формы контроля:
позволяющий определить исходный уровень развития
Стартовый,
обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения тем, как реализация
проекта по самостоятельно выбранной теме.
Итоговый контроль в формах:
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего
«знаниянезнания»;
реализация коллективных проектов.
13 1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома –
5. Список литературы
М.: Аким, 1995.
2. Зайцева А.А. Модульное оригами: забавные фигурки. М.: Эскимо,
2013.
3. Проснякова Т.Н. Модульное оригами. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2010.
4. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга
для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и
родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айриспресс, 2007
5. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для
родителей/ С.В.Соколова. СПб.: Нева, 2007
14
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Программа внеурочной деятельности "Геометрическое моделирование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.