Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
23.03.2017
Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"
Программа внеурочной деятельности дополнительного образования «Куклы – обереги» является модифицированной, духовно-нравственной направленности декоративно-прикладного направления. Основная идея программы - приобщение обучающихся к чарующему миру народной куклы, как не проходящей ценности русского народа. Представленные в программе традиционные русские куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению, не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, имеют элементы, отличающие их от других игрушек.Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"
программа Куклы обереги.docx
Пояснительная записка к конкурсному материалу Программа внеурочной деятельности Введение «Самые вдохновенные творцы кукол ­ дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства». И.Н. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». СПб., 2003. Русская   народная   кукла   настойчиво   напоминает   нам,   что   кроме компьютеров и сверхскоростей есть высокая простота жизни человека в гармонии  с миром  природы  и в  согласии  с Богом.  И  что  это­то  и  есть необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле. Была бы этически и духовно здоровая личность, а все остальное со временем приложится. Именно   традиционной   игрушке,   широко   бытовавшей   на   всей огромной   территории   России,   отводилась   важная   роль   в   воспитании   и обучении детей. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной со всем   укладом   жизни,   прежде   всего   крестьян,   традиционная   игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила   и   передавала   от   старшего   поколения   к   младшему   накопленный опыт. Уже   в   60­х   гг.   XIX   столетия   К.Д.   Ушинский,   А.Я.   Симонович   и другие специалисты в своих методиках опирались на национальный опыт, используя детский фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой ценной признавалась   самоделка,   создаваемая   ребенком   в   процессе самостоятельного   труда   и   противостоявшая,   по   выражению   русских педагогов,   «грубым»,   «пошлым»   и   «безнравственным»   фабричным игрушкам. Еще   полвека   назад   российские   дети   забавлялись   самодельными куклами.   В   1960­е   гг.   такие   куклы   были   вытеснены   целлулоидными Машами и Дашами, а сегодняшний рынок заполнили заморские изделия ­ эффектные   на   первый   взгляд,   а   по   сути   ­   безликие,   удручающе однообразные Барби и Кены. Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 1 Самые   прозорливые   руководители   детских   студий,   педагоги,   мастера справедливо   рассматривают   традиционную   куклу   как   незаменимый материал   для   приобщения   детей   к   народной   культуре,   дающей безграничные   возможности   творческой   реализации   и   развития   личности ребенка.  Программа внеурочной деятельности дополнительного образования «Куклы   –   обереги»   является   модифицированной,   духовно­нравственной направленности декоративно­прикладного направления. Основная идея программы ­ приобщение обучающихся к чарующему миру   народной   куклы,   как   не   проходящей   ценности   русского   народа. Представленные в программе традиционные русские куклы несут в себе черты   индивидуальности.   Простоватые   на   первый   взгляд,   они   очень разнообразны по форме и декоративному исполнению, не требуют каких­ либо сложных приемов и инструментов для изготовления, имеют элементы, отличающие их от других игрушек. Актуальность   и   новизна   программы.  Многовековая   история культуры неразрывно связана с народными повериями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, как первые попытки   понять   окружающий   мир,   оградить   себя   от   неблагоприятных воздействий. В   настоящее   время   становится   насущной   проблема   сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых   нравственных   ценностей   народа.   Декоративно­прикладное искусство органично входит в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя   национальные   традиции   в   целостности.   Оно   содержит   в   себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно­ художественного постижения мира нашими предками.  Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа   способствует   развитию   интереса   к   культуре   своей   Родины, истокам   народного   творчества,   эстетического   отношения   к действительности. Декоративно­прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий   возможность   детям   раскрыть   свои   способности.   Занятия декоративно­прикладного характера способны расширить познавательный кругозор, развивать наглядно­образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность   в   труде,   стремление   принести   пользу   людям,   желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе.) Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 2 Муниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  « Основная школа №7» Рабочая учебная программа внеурочной деятельности Объединение: «Куклы – обереги» Духовно­нравственное направление Класс (годы) – 1 класс                                                  2014 ­ 2015 учебный год                                                                                                                                                                                     Автор:    Королёва   Т. А.,                                                                                          учитель технологии, ВКК                                                          Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 3 ГО Красноуфимск, 2015 Содержание Стр. 1. Пояснительная записка …………………………………………………3 1.1. Цель и задачи предмета …………………………………………3 1.2. Общая характеристика учебного предмета ……………………4 1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане …………5 1.4. Описание   ценностных   ориентиров   содержания   учебного предмета ……………………………………………………………..5 1.5. Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты освоения учебного предмета ………………………………………6 1.6. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………8 2. Содержание учебного предмета ……………………………………10 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности …………………………………………………12 4. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса ………………………………………………………………………….16 5. Приложение ……………………………………………………………18 Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 4 Рабочая   программа   составлена   документами Пояснительная записка   в   соответствии   с    нормативными  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации №273  от 29. 12. 2012 с изменениями и дополнениями.   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования (приказ  Министерства образования и науки  от 06.10 2099г. № 373) с изменениями и дополнениями  Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ Сост. Е.Н.   Петрова.   –   Самара:   Издательство   «Учебная   литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.    Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана­Граф, 2011.  Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным   наполнением   учебных   предметов   федерального компонента государственного образовательного стандарта.  Постановления   Главного   государственного   санитарного   врача Российской   Федерации   от   29   декабря   2010   г.   №   189     «   Об утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10  Санитарно­эпидемиологические требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных (зарегистрировано Министерством   юстиции   Российской   Федерации   3   марта   2011г, регистрационный № 19993). учреждениях»      Устава образовательного учреждения.  Программы развития школы.  Образовательной программы  НОО МБОУ ОШ 7. Рабочая программа внеурочной деятельности объединение «Куклы –   обереги» разработана для внеурочных занятий с обучающимися 1 классов. Целью  данного курса является гармоничное развитие обучающихся средствами художественного творчества. Задачи курса:   развить   творческий   потенциал   детей   средствами   художественного труда; Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 5  формировать прикладные умения и навыки;  воспитывать   интерес  к  активному  познанию  истории  материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду. Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:  1 уровень ­  информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания.  2   уровень   –   личностный:   на   нем   у   ребенка   следует   вызвать положительное   эмоциональное   отношение   к   теме   занятия,   сделать так,   чтобы   ему   захотелось   применить   к   себе   полученные   знания. Здесь необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.  3 уровень – осознание: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит,  зачем   и  почему   он   так  поступает,  отчего  появляются чувства   и   какие   бывают   мысли.   На   этом   уровне   развивается способность   к   саморегуляции,   самопознанию,   самопониманию, самоконтролю, а так же пониманию того, что думают, чувствуют и делают другие люди Методологической   основой   курса   является   системно   ­   деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с   миром   прикладного   творчества,   помогут   освоить   разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал обучающихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации   и   самовыражения,   познания   и   раскрытия   собственных способностей,   проявления   инициативности,   изобретательности,   гибкости мышления. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно ­ нравственному воспитанию   младшего   школьника.   На   уровне   предметного   содержания создаются условия для воспитания:  патриотизма   ­   через   активное   познание   истории   материальной культуры и традиций своего и других народов;  трудолюбия   ­   привитие   детям   уважительного   отношения   к   труду, трудовых   навыков   и   умений   самостоятельного   конструирования   и моделирования   изделий,   навыков   творческого   оформления результатов своего труда и др.;  творческого отношения к учению, труду, жизни; Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 6  формирования   представлений   об   эстетических   ценностях (восприятие   красоты   природы,   знакомство   с   художественными ценностями   материального   мира,   эстетической   выразительностью предметов   рукотворного   мира,   эстетикой   труда   и   трудовых отношений   в   процессе   выполнения   коллективных   художественных проектов);  бережного   отношения   к   природе,   окружающей   среде   (в   процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);  ценностного   отношения   к   здоровью   (освоение   приемов   безопасной работы   с   инструментами,   понимание   необходимости   применения экологически   чистых   материалов,   организация   здорового созидательного досуга и т.д.). Программа ориентирована на формирование у школьников интереса к народному   творчеству,   воспитание   духовно­нравственной   культуры   и толерантности,   развитие художественного вкуса.   патриотизма   и   гражданственности, Программа   строится   на   основе   знаний   возрастных,   психолого   – педагогических,   физических   особенностей   детей   младшего   школьного возраста.  Возраст обучающихся: с 7 – 8 лет. Особенности возрастной группы, которым   адресована   данная   программа.   Это   один   из   самых   значимых периодов детского развития. Особенности младшего школьного возраста: повышенная  подвижность, импульсивность, внушаемость, подражаемость, эмоциональность.   Особенности   детей   данного   возраста   учитывались   при составлении данной программы. В основу программы положены следующие принципы:  непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;  связи с жизнью;  развитие индивидуальности каждого ребёнка;  единство и целостность субъект ­ субъектных отношений;  системная   организация   управления   учебно­воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала  «от простого к сложному»). Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 7 Важным   условием   осуществления   политехнического   принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы.   Декоративно   ­   прикладное   искусство   оказывает   влияние   на повышение   качества   учебной   работы   обучающегося   ­   развивает наблюдательность   ребёнка,   положительно   сказывается   на   формировании каллиграфических   навыков,   улучшает   глазомер   обучающегося,   развивает мелкую моторику рук. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане МБОУ ОШ 7 определено 33 часа в год 1 час в неделю, для обучающихся 1 классов. Кроме теоретических знаний, дети знакомятся с народной куклой­оберегом в форме практических занятий, на которых изготавливают изучаемые виды кукол. Сроки  реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.   Режим занятий: • общее число учебных часов – 33 часа в год  • число часов в неделю – 1 занятие;  • периодичность – еженедельно; • продолжительность занятия – 35­40 минут.  беседы,   рассматривание   подлинных   изделий, Состав группы – постоянный; Набор детей – свободный; Численный состав: 15 человек. Формы   работы: иллюстраций, альбомов, просмотр   видеофильмов,   компьютерных   презентаций,   видео   уроки, экскурсии   в   местный   музей,   практическая   деятельность, экспериментирование с материалами, выставки детских работ, сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах. Виды деятельности:  игры, оздоровительные минутки, тренинги, беседы, экскурсии, театрализованная деятельность. Основные составляющие занятий: 1. воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет) 2. организация рабочего места 3. повторение пройденного материала 4. организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы: Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 8 o инструктажи:   вводный   –   проводится   перед   началом практической   работы,   текущий   –   во   время   выполнения практической работы, заключительный;  o практическая работа;  o физкультминутки; o подведение итогов, анализ, оценка работ; Перечисленные   элементы   не   обязательно   использовать   на   каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным   в   выборе   средств   обучения,   импровизируя   по   своему усмотрению.   Главное,   чтобы   труд   становился   для   детей   источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.  ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ  СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА  Личностные ценности. Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,   через   сострадание   и   милосердие   как   проявление   высшей человеческой способности ­ любви. Ценность   природы  основывается   на   общечеловеческой   ценности жизни,   на   осознании   себя   частью   природного   мира   –   частью   живой   и неживой   природы.   Любовь   к   природе   означает,   прежде   всего,   бережное отношение   к   ней   как   к   среде   обитания   и   выживания   человека,   а  также переживание   чувства   красоты,  гармонии,   её   совершенства,   сохранение   и приумножение её богатства. Ценность   истины  –   это   ценность   научного   познания   как   части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность   красоты,   гармонии  лежит   в   основе   эстетического воспитания   через   приобщение   человека   к   разным   видам   искусства.   Это ценность   совершенства,   гармонизации,   приведения   в   соответствие   с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Общественные ценности. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально­нравственном здоровье.   Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 9 Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной   и   образовательной   среды,   обеспечивающей   преемственность культурных традиций народов России   от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.  Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы  как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков,   но   свободы   естественно   ограниченной   нормами,   правилами, законами   общества,   членом   которого   всегда   по   всей   социальной   сути является человек. Ценность социальной солидарности  как признание прав и свобод человека,   обладание   чувствами   справедливости,   милосердия,   чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность   патриотизма   –  одно   из   проявлений   духовной   зрелости человека,   выражающееся   в   любви   к   России,     народу,   малой   родине,   в осознанном желании служить Отечеству.  Ценность   человечества  как   части   мирового   сообщества,   для существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир,   сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Освоение   детьми   программы     внеурочной   деятельности   по общекультурному   направлению   декоративно   –   прикладное   искусство «Куклы – обереги» направлено на достижение комплекса   результатов в соответствии   с   требованиями   федерального   государственного образовательного   стандарта.   Программа   обеспечивает   достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные универсальные учебные действия: У обучающихся будут сформированы  учебно   –   познавательный   интерес   к   декоративно   –   прикладному творчеству,   как   одному   из   видов   изобразительного   искусства   и технологии; Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 10  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мульти культурной картиной  современного мира;   навык самостоятельной работы   и работы в группе при выполнении практических творческих работ;  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;  способность   к   самооценке   на   основе   критерия   успешности  деятельности;  заложены   основы   социально   ценных   личностных   и   нравственных качеств:   добросовестное отношение   к   делу,  инициативность,  любознательность,  потребность помогать   другим,   уважение   к   чужому   труду   и   результатам   труда, культурному наследию.   организованность, трудолюбие,   Обучающийся получит возможность для формирования:  устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;  осознанных устойчивых эстетических предпочтений   ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  возможности   реализовывать   творческий   потенциал   в   собственной художественно­творческой осуществлять самореализацию   и   самоопределение   личности   на   эстетическом уровне; деятельности,  эмоционально   –   ценностное   отношения   к   искусству   и   к   жизни,     осознавать систему общечеловеческих ценностей. Метапреметные результаты освоения курса Регулятивные УУД: Обучающийся научится:  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;  осуществлять   контроль,   коррекцию   и   оценку   результатов   своей деятельности;  анализировать   причины   успеха/неуспеха,   осваивать   с   помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу» Познавательные УУД: Обучающийся научится:  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 11  понимать   и   применять   полученную   информацию   при   выполнении заданий;  проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   сочинении рассказов,   сказок,   этюдов,   подборе   простейших   рифм,   чтении   по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:  включаться   в   диалог,   в   коллективное   обсуждение,   проявлять инициативу и активность  работать   в   группе,   учитывать   мнения   партнёров,   отличные   от собственных;  обращаться за помощью;  формулировать свои затруднения;  предлагать помощь и сотрудничество;   слушать собеседника;  договариваться   о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной деятельности, приходить к общему решению;   формулировать собственное мнение и позицию;  осуществлять взаимный контроль;   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих. Регулятивные универсальные учебные действия:  выбирать   художественные   материалы,   средства   художественной выразительности   для   создания   творческих   работ.   Решать художественные   задачи   с   опорой   на   знания   о   цвете,   усвоенных способах действий;  учитывать   выделенные   ориентиры   действий   в   новых   техниках, планировать свои действия;  осуществлять  итоговый  и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;  адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;  навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Обучающиеся получат возможность научиться: Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 12  осуществлять   констатирующий   и   предвосхищающий   контроль   по результату   и   способу   действия,   актуальный   контроль   на   уровне произвольного внимания;  самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по  ходу его реализации, так и в конце действия.  пользоваться   средствами   выразительности   языка     декоративно   –  моделировать   новые   формы, прикладного искусства, художественного конструирования;   различные   ситуации,   путем трансформации   известного   создавать   новые   образы   средствами декоративно – прикладного творчества.  осуществлять   поиск   информации   с   использованием   литературы   и средств массовой информации;   отбирать   и   выстраивать   оптимальную   технологическую последовательность   реализации   собственного   или   предложенного замысла.  Познавательные универсальные учебные действия:  различать   изученные   виды   декоративно   –   прикладного   искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;  приобретать   и   осуществлять   практические   навыки   и   умения   в художественном творчестве;  осваивать   особенности   художественно   –   выразительных   средств, материалов   и   техник,   применяемых   в   декоративно   –   прикладном творчестве.  развивать художественный вкус;  художественно   –   образному,   эстетическому   типу   мышления, формированию целостного восприятия мира;  развивать     фантазию,   воображения,   художественную   интуицию, память;  развивать   критическое   мышление,   в   способности   аргументировать свою   точку   зрения   по   отношению   к   произведениям   декоративно   – прикладного искусства;  умение работать в материальной и информационной среде начального общего   образования   (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в соответствии   с   содержанием   конкретного   учебного   предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий  Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 13 Коммуникативные универсальные учебные действия:  первоначальному   опыту   осуществления   совместной   продуктивной деятельности;  сотрудничать   и   оказывать   взаимопомощь,   доброжелательно   и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;  формировать собственное мнение и позицию. Обучающиеся получат возможность научиться:  учитывать   и   координировать   в   сотрудничестве   отличные   от собственной позиции других людей;  учитывать  разные мнения и интересы и обосновывать собственную  позицию; задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности.  В   результате   занятий   декоративным   творчеством   у   обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Предметные результаты:  уважать   и   ценить   художественно   ­   творческую   деятельность человека;  сочувствовать   событиям   и   персонажам,   воспроизведенным   в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям;   эмоционально   ­   ценностному   отношению   к   природе,   человеку   и обществу и его передачи средствами художественного языка.   выражать   свои   чувства,   мысли,   идеи   и   мнения   средствами художественного языка;  воспринимать   и   эмоционально   оценивать   шедевры   русского   и мирового искусства;  создавать элементарные композиции на заданную тему.  Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 14 Обучающиеся получат возможность научиться:  создавать   и   преобразовывать   схемы   и   модели   для   решения творческих задач;  понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;  более   углубленному   освоению   понравившегося   ремесла,   и   в изобразительно – творческой деятельности в целом. Образовательный результат: К концу обучения дети должны знать:  названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;  названия материалов, из которых делают кукол;  названия кукол, выполненных в течение учебного года. уметь:  выполнять поручение педагога, данное в устной форме;  выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;  изготавливать самостоятельно куклу;  правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;  правильно использовать инструменты. иметь представление:  о видах декоративно­прикладного искусства;  о народных традициях, связанных с определённой куклой СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Содержание программы «Куклы – обереги» является продолжением изучения   смежных   предметных   областей   (изобразительного   искусства, технологии, истории).  Большое   внимание   уделяется   творческим   заданиям,   в   ходе выполнения   которых   у   обучающихся   формируется   творческая   и познавательная активность.  Технико­технологические сведения: Основное назначение тканей (изготовление одежды, предметов быта). Виды   тканей   растительного   происхождения:   хлопчатобумажные   (ситец, сатин,   байка),   льняные   (полотно).   Различие   тканей   по   толщине, Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 15 шероховатости, окраске, рисунку. Лицевая и изнаночная стороны. Нитки, их   назначение:   швейные,   штопальные,   для   вышивания,   для   вязания. Различие ниток по толщине, прочности, цвету. Тесьма. Простейшие виды стежков   и   швов:   «вперед   иголку»   (соединяющий)   и   «петельный» (обметочный). Способы разметки ткани. В   начале   курса   изучается   назначение   и   правила   работы   с инструментами   и   приспособлениями   для   работы,   (повторяется регулярно): Ножницы, иглы, наперстки, булавки, портновский мел, сантиметровая лента.   Правила   хранения   инструментов.   Игольницы.   Правила   техники безопасности при работе с ножницами и иглою. В основе изготовления куклы лежат одни и те же простые операции: подбор   ткани,   наматывание   и   закрепление   нити,   завязывание   узлов, отрывание ткани определённого размера (если ребёнку трудно разрывать ткань,   то   ему   разрешается   выкроить   деталь   по   шаблону   с   помощью ножниц). Освоение и закрепление навыка выполнения этих операций входит в содержание практической работы каждой темы. Тема   1.   Вводное   занятие.  Знакомство   с   текстильными   изделиями, понятие о традиционной кукле и лоскутном шитье, как видах декоративно­ прикладного творчества. Техника безопасности.  Осмотр  мини ­ выставки в кабинете.  Тема   2.   Знакомство   с   инструментами   и   приспособлениями, материалами.  Беседа, работа с наглядными  пособиями – теоретическое занятие. Тема 3. Беседа о народной кукле. Чтение сказки «Крупеничка». Показ образцов готовых кукол. Рассказ о истории и смысле традиционной куклы (обереговая, обрядовая, игровая) с демонстрацией. Тема   4.   Изготовление   оберега   «Птица   счастья».  Беседа   о   смысле оберега.   Показ   готовых   кукол   ­   оберегов.   Технология   и   варианты изготовления. Практика:   Изготовление   оберега   «Птица   счастья».   Работа   по   образцу, поэтапная. Оценка работы. Тема  5.  Изготовление  кукол  «Пеленашка»,  «Младенчик».  Беседа. Смысловая и символичная нагрузка.  Особенности. Показ готовых кукол. Практика:   Изготовление   кукол   «Пеленашка»,   «Младенчик».     Оценка работы Особенности. Тема   6.   Изготовление   куклы   «Ангел».  Беседа.   Смысловая   и   Показ   готовых   кукол. символичная   нагрузка.  Практика: Изготовление куклы «Ангелочек».  Оценка работы Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 16 Тема 7. Изготовление куклы «Неразлучники».  Беседа о свадебных обрядах.   Показ   готовых   кукол,   роль   куклы.   Технология   и   варианты изготовления. Практика:   Изготовление   куклы   «Неразлучники».   Изготовление   куклы. Работа по образцу, поэтапная. Оценка работы. Тема   8.   Изготовление   куклы   «Берестушка».  Беседа.   Смысловая   и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика: Изготовление куклы. Оценка работы Тема   9.   Изготовление   кукол   «Лихоманок».  Беседа.   Смысловая   и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика: Изготовление куклы. Оценка работы Тема   10.   Изготовление   куклы   «Покосница».   Беседа.   Смысловая   и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика: Изготовление куклы. Оценка работы Тема   11.   Изготовление   куклы   «Зайчик   на   пальчик».  Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика: Изготовление куклы. Оценка работы Тема 12. Игровая программа ­ «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».  Эмоциональная точка курса, года, проверка и закрепление основных понятий, культурологических знаний в игровой форме. Выставка работ. Тематическое планирование Разделы количество Теория Практика Общее 0,5 1 3,5 3,5 2,5 17 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вводное занятие Знакомство с материалами,  инструментами и  приспособлениями Беседа о народной кукле. Изготовление оберега «Птица  счастья» Изготовление кукол  «Пеленашка», «Младенчик». Изготовление куклы «Ангел». часов 1 1 2 4 4 3 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 7. 8. 9. Изготовление куклы  «Неразлучники». Изготовление куклы  «Берестушка». Изготовление кукол  «Лихоманок». 10. Изготовление куклы  «Покосница». 11. Изготовление куклы «Зайчик на  пальчик». 12. Игровая программа ­ «Мы,  играя, проверяем, что умеем и  что знаем». Выставка творческих работ. Итого 3 4 3 3 2 2 1 33 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 3,5 2,5 2,5 1,5 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № П/П 1. Тема занятия. Вводное занятие . а т а Д Содержание занятий   с Знакомство текстильными изделиями,   понятие   о традиционной   кукле  и лоскутном   шитье,   как видах   декоративно­ Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Реализация  деятельностного  подхода  Слушают и  (деятельность  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  высказывают своё  18 2. Знакомство с  инструментами и  приспособлениями,  материалами.  Беседа о народной  кукле.  3. 4. Изготовление  оберега «Птица  счастья».  прикладного творчества.   Техника безопасности.   Осмотр мини   ­   выставки   в кабинете.  Беседа, работа с  наглядными  пособиями –  теоретическое занятие. Чтение сказки  «Крупеничка». Показ  образцов готовых  кукол. Рассказ об  истории и смысле  традиционной куклы  (обереговая,  обрядовая, игровая) с  демонстрацией. Беседа о смысле  оберега. Показ  готовых кукол ­  оберегов.  Технология и  варианты  изготовления. Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности мнение. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  высказывают своё  мнение. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  анализируют,  высказывают своё  мнение. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  анализируют,  высказывают своё  мнение.  Развивают  творческие  способности.  Учатся  выполнять  технологические  приёмы кукол –  19 5. Изготовление кукол «Пеленашка»,  «Младенчик».  Беседа. Смысловая и  символичная нагрузка. Особенности. Показ  готовых кукол. Практика:  Изготовление кукол  «Пеленашка»,  «Младенчик».  Оценка работы Изготовление  куклы «Ангел».  6. Беседа. Смысловая и  символичная нагрузка. Особенности. Показ  готовых кукол. Практика:  Изготовление куклы  «Ангелочек».  Оценка  работы Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности закруток. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  анализируют,  высказывают своё  мнение.  Развивают  творческие  способности.  Учатся  практически  выполнять  технологические  приёмы кукол –  закруток. Учатся  работать в парах,  помогая друг  другу. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  анализируют,  высказывают своё  мнение.  Развивают  творческие  способности.  Учатся  практически  выполнять  20 технологические  приёмы кукол –  закруток. Учатся  работать в парах,  помогая друг  другу. Учатся  оценивать  готовую работу. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  анализируют,  высказывают своё  мнение.  Развивают  творческие  способности.  Учатся  практически  выполнять  технологические  приёмы кукол –  закруток. Учатся  работать в парах,  помогая друг  другу. Учатся  оценивать  готовую работу. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  анализируют,  21 7. Изготовление  куклы  «Неразлучники».  Беседа о свадебных  обрядах. Показ  готовых кукол, роль  куклы. Технология и  варианты  изготовления. 8. Изготовление  куклы  «Берестушка».  Беседа. Смысловая и  символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика:  Изготовление куклы.  Оценка работы Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности высказывают своё  мнение.  Развивают  творческие  способности.  Учатся  практически  выполнять  технологические  приёмы кукол –  закруток. Учатся  работать в парах,  помогая друг  другу. Учатся  оценивать  готовую работу. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  анализируют,  высказывают своё  мнение.  Развивают  творческие  способности.  Учатся  практически  выполнять  технологические  приёмы кукол –  закруток. Учатся  работать в парах,  22 Изготовление кукол «Лихоманок».  9. Беседа. Смысловая и  символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика:  Изготовление куклы.  Оценка работы Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 10. Изготовление  куклы  «Покосница».  Беседа. Смысловая и  символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика:  Изготовление куклы.  Оценка работы 11. Изготовление  куклы «Зайчик на  пальчик».  Беседа. Смысловая и  символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика:  Изготовление куклы.  Оценка работы помогая друг  другу. Учатся  оценивать  готовую работу. Слушают и  воспринимают информацию. Участвуют в  беседе,  анализируют,  высказывают своё  мнение.  Развивают  творческие  способности.  Учатся  практически  выполнять  технологические  приёмы кукол –  закруток. Учатся  работать в парах,  помогая друг  другу. Учатся  оценивать  готовую работу. Слушают воспринимают информацию. Участвуют беседе, анализируют, высказывают  своё мнение. Развивают творческие и     в Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 23 12.  Игровая  программа ­ «Мы,  играя, проверяем,  что умеем и что  знаем».  Эмоциональная точка  курса, года, проверка  и закрепление  основных понятий,  культурологических  знаний в игровой  форме. Выставка  работ.   в   и способности. Учатся практически выполнять технологические приёмы   кукол   – закруток.   Учатся работать   в   парах, помогая друг другу.   Учатся оценивать готовую работу. Слушают воспринимают информацию. Участвуют беседе, анализируют, высказывают  своё мнение. Развивают творческие способности. Учатся практически выполнять технологические приёмы   кукол   – закруток.   Учатся работать   в   парах, помогая друг другу.   Учатся оценивать готовую   работу   и представлять свою   работу   на выставке     Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 24 МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Техническое оснащение.  Кабинет, имеющий хорошее освещение.  Стулья, рабочие столы.  Стол и стул педагога.  Доска.  Ноутбук.  Мультимедийный проектор. Инструменты и приспособления.  Ножницы.  Иглы, игольницы.  Приспособления для набивки изделий. Материалы.  Хлопчатобумажные, льняные ткани.  Хлопчатобумажные и шерстяные нитки.  Тесьма, кружево, сутаж.  Синтепон, вата, крупы.  Заготовки из дерева, береста. Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 25 Дидактическое обеспечение.  Иллюстрации.  Образцы готовых кукол.  Шаблоны для изготовления одежды.  Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ Литература для учителя 1. Берстенёва Е. В., Догаева Н. В., Кукольный сундучок. – Издательство Москва Белый город «Воскрессный день», 20013 г. 111 с. ил. 2. Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь. ХVI  – ХVIII  вв. Очерки истории и экономики. – Тверь: 2002. – 356 с.: ил. 3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология  Издательство  «Культура   и  традиции»  Москва 2008  г.– 120с. 4. Долганова В. Славянские куклы обереги своими руками, Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 93 с. ил. – (Город мастеров). 5. Котова   И.Н.,   Котова   А.С.   Русские   обряды   и   традиции.   Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2012, ­ 236 с. + вкл. 6. Моргунова Ю. О. Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014 г. 32 с., ил. – (Рукоделие. Миллион идей). 7. Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.   Всесоюзное   издательство   «Советский   композитор»,   М.: 1977 – 104 с. 8. Науменко   Г.М.   прибаутки, скороговорки,   считалки,   сказки,   игры.   Всесоюзное   издательство "Советский композитор". ­ М. Вып. V. ­ 1988.    Жаворонушки:   Русские   песни, Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 26 9. Науменко Г.М.   Игры и игровые припевы. Русский детский игровой фольклор.   Книга   для   учителей   и   обучающихся.   Издательство "Просвещение". ­ М., 1995. 10.Рыбников П.Н. Русские  народные  былины, песни: Ч.  I. – М.: Сов. Россия, 1990. – 176 с. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19)  11.Соловьёва Л.Н. Игрушка альбом Издательство «Интербук­бизнес» ­ Москва. 2002 г. – 120 с. 12.Тарасова   О.   А.,   Куклы   –   мотанки.   Обереги   для   вашего   дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье. Харьков Белгород «Клуб семейного досуга» 2014 г. 126 с., ил.  13.Шайдурова   Н.   В.   Традиционная   тряпичная   кукла   –   Учебно   ­ методическое пособие ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г., 172 ст., ил Литература для обучающихся 1. Бедник   Н.И.   Хохлома.   Для   младшего   школьного   возраста. Издательство «Художник РСФСР», 1980. 2. Жданова   А.С.,   Островская   М.Д.   Календарь   народных   примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 224 с. 3. Науменко   Г.М.   Чудесный   короб.   Русские   народные   песни,   сказки, игры,   загадки   Составление,   запись   и   обработка   Г.М.   Науменко. Рисунки Л.Н. Корчемкина. Издательство "Детская литература". ­ М., 1988, ­ 208 с.: ил. 4. Науменко   Г.М.   Дождик,   дождик,   перестань!   Русское   народное детское   музыкальное   творчество   Издательство   "Советский композитор". ­ М., 1988, ­ 192 с.: ил 5. Науменко   Г.М.   Котенька­коток.   Русские   народные   детские   песни Издательство "Дом". ­ М., 1990, ­ 112 с.: ил.  6. Науменко   Г.М.   Золотой   серпок.   Русские   народные   сказки. Издательство "Малыш". ­ М., 1994, ­ 80 с.: ил.  7. Науменко Г.М. Русские детские страшилки. Издательство "Классика плюс". ­ М., 1997, ­ 128 с.: ил.  Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 27 Приложение Методические рекомендации: Обучение   начинается   с   самых   азов,   т.е.   изучение   инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности,   умение   пользоваться   иглой   и   нитью,   различными   видами тканей, изучение основных ручных швов и их применение в работе. Обучение построено поэтапно от простого к сложному. На начальном этапе освоения данной программы ребенок выполняет работу подетально, подражая педагогу, т.е. находится в позиции ведомого. При наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. На данном этапе воспитанники знакомятся с материалами, инструментами, правилами работы   с   ними,   соблюдая   технику   безопасности,   приобретая   навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют все моменты ее выполнения, инструменты Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 28 и приспособления, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать   умение   работать   в   коллективе,   оказывать   помощь   и поддержку, работать аккуратно и красиво. В   дальнейшем   в   ходе   реализации   данной   программы   воспитанник приходит   к   самостоятельной   деятельности,   выступает   инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.  При   изготовлении   обрядовых   кукол   недопустимо   использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому «тряпочки» и нитки для будущих кукол нужно не резать, а рвать.  Однако детям в возрасте 6­8 лет часто бывает очень трудно рвать ткань.   В этом случае им разрешается применять ножницы, выкраивая детали по размеру или   по   шаблону.   Ножницы   могут   применяться   также   при   изготовлении сувенирной куклы. Глубоко ошибаются те, кто считает, что если традиционную куклу бывает так легко изготовить технически, то стоит потратить на обучение несколько месяцев и получается мастер. За такой срок можно освоить лишь элементарные   навыки.   Но   чтобы   действительно   стать   мастером   – необходимо   прожить   с  куклой   достаточно   долгое   время   своей   жизни,  а вернее – всю жизнь. Ощутить на себе её природу и истоки. Механическое владение   техникой   и   повторение   по   инерции   заученного   ведет   к вырождению   искусства.   Залог   жизненности   и   успехов   искусства традиционной   куклы   ­   в   постижении   и   творческом   развитии   традиций. Каждый   шаг   в   изготовлении   любой   обрядовой,   обереговой   или   игровой традиционной куклы неслучаен, наполнен определённым смыслом, имеет конкретное   значение,   вплоть   до   того,   в   какую   сторону   и   сколько   раз обматывать нитью деталь. Нельзя здесь что­то пропустить или поменять. Поэтому   народной   кукле   и   учатся   «из   рук   в   руки»,   только   так   можно донести до детей все тонкости и нюансы традиционного ремесла. Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 29 Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 30 Приложение Технологическая карта занятия Тема: Вводное занятие Цель: Познакомить обучающихся с кабинетом по «Обработке ткани», общей структурой программы и её  содержанием, формами работы, а также видами практических работ, которые они будут выполнять. Задачи:  1 Обучающие задачи:   Знакомить обучающихся с оборудованием кабинета по «Обработке ткани», с общей структурой программы и  её содержанием, формами работы, а также видами практических работ, которые они будут выполнять на  занятиях. 2 Развивающие задачи:  развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять,  обобщать результаты;  развивать активную речь  обучающихся в процессе сравнения, анализа кукол;   развивать творческую активность в процессе технологической деятельности;   обогащать словарь обучающихся: текстильные изделия, традиционная кукла – оберег,  лоскутное шитье, виды  декоративно­прикладного творчества.;  3 Воспитательные задачи:  воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;  способствовать проявлению положительных эмоций;  воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения  познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу. Методы обучения: Беседа, наглядно ­ иллюстрированные, практическая работа. Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Оборудование и материалы: Компьютер, мультимедийный проектор, учебный фильм «Посетим выставку», образцы и фотографии кукол ­ закруток; изображения русского народного костюма; образцы тканей и ниток, альбомные листы.   Тип занятия: Урок применения ЗУН. Время: 40 минут. • уважать и ценить художественно ­ творческую деятельность человека 1. Предметные результаты 2. Образовательный результат: Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Планируемый результат: уважать и ценить художественно ­ творческую деятельность  человека; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами  художественного языка; воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и  мирового искусства; создавать элементарные композиции на заданную тему.  знать: • • уметь: • • выполненную работу; названия материалов, из которых делают кукол; названия кукол, выполненных в течение учебного года. выполнять поручение педагога, данное в устной форме; выражать желание спрашивать, отчитываться за иметь представление: • • куклой о видах декоративно­прикладного искусства; о народных традициях, связанных с определённой  Ход деятельности: № П/П 1. Этапы урока Цель этапа Организационный  момент Психологическое   наполнение Деятельность учителя Организует внимание  учеников. Создает  благоприятный  эмоциональный  настрой. Деятельность обучающихся Готовятся к   уроку, приветствуют  учителя 2. Целеполагание Через проблемный  вопрос подвести к  определению цели Демонстрирует  учебный  фильм  «Посетим выставку». Смотрят  внимательно  фильм Задает проблемный  Совместно с  Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности УУД Личностные:  Полная готовность к  уроку Регулятивные:  Включение в ритм  работы Коммуникативные: Контроль,  коррекция. Познавательные:  Рефлексия способов  и условий действия. Регулятивные:  Действия,  направленные на то,  что еще не известно Коммуникативные: вопрос: «О чем  сегодня пойдет речь  на нашем занятии?» учителем  определяют  цель и задачи  занятия. 3. Актуализация  знаний Подготовить учащихся к работе на уроке. Смотивировать на  активную деятельность. Формулирует  вопросы,  актуализирующие  опорные знания и  умения по теме. Обобщают  просмотренный материал. Определение цели  Познавательные:     самостоятельное  выделение и  формулировка цели  Личностные:  действие  смыслообразования. Личностные:  мотивация на  учебную  деятельность Регулятивные: Мобилизация сил и  энергии  Коммуникативные: Владение  монологической и  диалогической речью Познавательные:  умение  структурировать  знания Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности 4. Физминутка 5. Практическая  работа Смена деятельности для  улучшения  концентрации внимания. В небе яркая звезда.  ( Поднимаем руки  вверх) В облака зашла она.  (Шагаем на месте) Раз, два, три, четыре,  пять! (Хлопки над  головой) Не можем мы звезду  достать. (Прыжки с  хлопками над головой) Раз, два, три, четыре,  пять!  Подготовить  обучающихся  к  выполнению  практической работы, Выполнить  практическую работу Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Показывает  упражнения для  выполнения  физзарядки Выполняют  физические  упражнения Вовлекает  обучающихся  в  изобразительную  деятельность,  предлагает  обучающимся  нарисовать рисунок,  который  ассоциируется у него  с данной темой. Выбирают  способ  изображения  кукол, если  возникла  трудность,  обращаются за  помощью к  учителю или  друг другу. Регулятивные:  выбирать  художественные  материалы, средства  художественной  выразительности для создания творческой  работы. Решить  художественные  задачи с опорой на знания. Коммуникативные: сотрудничать и оказывать взаимопомощь, формировать собственное   мнение и позицию. Познавательные: приобретать и  осуществлять  практические навыки и умения в  художественном  творчестве Личностные:  возможности  реализовывать  творческий  потенциал. Познавательные: развивать  художественный  вкус. Личностные: 6.  Закрепление  изученного  материала Проверить освоение  знаний обучающихся Учитель предлагает  провести мини  выставку  выполненных работ   Обучающиеся  защищают свои  работы и дают  оценку своей  деятельности Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Самопроверка  знаний:  проанализирова ть  выполненную  работу. 7. Рефлексия Понять, что было  усвоено на занятии Предлагает закончить предложение (раздает карточки):  Эмоционально  оценивают свою деятельность. ­ ­ сегодня на  уроке я понял... сегодня я  научился… ­ для меня было  сложным… возможность  реализовывать  творческий  потенциал Регулятивные: адекватно  воспринимать оценку своей работы. Личностные: Оценивание усваиваемого материала Регулятивные:  Осознание уровня и  качества усвоения  знания  Познавательные:  Универсальные  логические действия Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Фото калейдоскоп с занятий Приложение Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности Кукла «Домовенок Кузя» Порядок изготовления Для работы понадобятся: шпагат или пеньковая веревка, или сизаль, или льняные   волокна,   или   пряжа   для   рук   и   ног   (руки   можно   сделать   и   из палочки), ткань, ветошь, нитки, лыко, пуговицы. Сплести из выбранных материалов две косички для ног и одну для рук. В центр лоскута ткани уложить ветошь. Косички для ног также поместить в центр лоскута. Лоскут свернуть, сформировать голову. Перевязать ноги и голову нитками. Протянуть под головой косичку или палочку для рук. Подпоясать куклу. Нашить пуговицы – глаза и рот; из лыка или ниток сделать волосы, сшить шорты или рубашечку, нарядить куклу. Можно подвязать ноги лапоточками. Кукла может быть любого размера. Маленького Кузьку можно разместить на венике. Кукла «Покосница» Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница» —   тоже   одна   из   самых   простых   по   технике   изготовления   кукол.   Она делается без надрезов и единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного   лоскута   светлых   тонов   помещают   набивки   для   головы куклы — ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из   излишков   ткани   по   бокам   формируются   и   перевязываются   нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна «рубаха» — светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой  ткани — светлые, разные, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником. Бытовала «Покосница» в деревне Федоровка на территории Ленинского района Тульской области. Эта кукла приближала ребенка к древним традициям, как бы делала его участником «взрослой» работы. Кукла «Столбик» Мы   с   ребятами   делаем   кукол   из   самых   разных   материалов:   холста, поролона, трикотажа, шпагата, ниток, медной проволоки. Недавно ребята под руководством преподавателя Светланы Липовка (тоже моей ученицы) Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности завершили работу над коллекцией кукол в национальных костюмах разных губерний. Есть у нас и куклы в костюмах светских дам XVIII­XIX вв. из проволоки, тонкого поролона, картона, клея и даже бумаги. 1. Ткань скатывается валиком или: толбиком – туловище куклы. 2. Делается валик потоньше и поменьше – для ручек. 3. Валик – туловище складывается пополам, изгиб связывается нитками – это голова. 4. Между складкой валика вставляются «ручки». Туловище под ними перевязывается ниткой. Концы ручек тоже перевязываются ниткой. 5. Кукла может быть большой и маленькой. Ее можно одеть в русский сарафан или любой другой наряд. Кукла «Масленица» В августе 2006 г. в музее­усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» проходил II   Международный   фестиваль­конкурс   «Пёстрая   поляна».   В   номинации «авторская   кукла»   в   финал   конкурса   фестиваля   вышла   композиция «Праздник Масленицы в Ясной поляне», которая получила звание лауреата. Композиция «Праздник Масленицы в Ясной Поляне» представляет собой деревянные   сани   с  куклой  «Масленицей»,  возницей,  куклами­бабочками. Композиция   украшена   цветными   лоскутками,   яркими   маленькими куколками, красными нитками, бубенчиками и колокольчиками. Кукла «Масленица» выполнена по старинной технологии без шитья иглой, бытовавшей в Тульской губернии. Изготавливается кукла «Масленица» на основе тульской куклы «Барыни». Такую куклу устанавливали на санях и возили по деревням и сёлам в составе праздничного масленичного поезда. В сани запрягали украшенных лентами и колокольчиками лошадей или волов. Высота куклы 35 см. Кукла «12 лихорадок» Кукла «12 лихорадок» бытовала в южных районах Тульской губернии. «12 лихорадок»   подвешивали   на   красной   нитке   над   печкой   на   целый   год. Каждый год на Святках (15 января) «12 лихорадок» заменяли. По народному календарю 15 января – день Селиверста. В народе говорили: «В Селиверста день заговаривают «лихоманку», «Селиверстов день гонит лихоманок  сестер  за  77 верст»,  поэтому  и  вывешивали   в этот  день  «12 лихорадок». Чтобы изгнать все хвори из дома, ранним утром 15 января топили   печь   по­черному,   произносили   специальные   заговоры.   Затем, одевшись во все чистое, под присмотром самой старшей женщины в семье Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности изготавливали 12 новых кукол, которые будут оберегать жилище весь год до следующих Святок. О лихорадках в народе существуют пословицы: «Лихорадка – не матка: треплет,   не   жалеет»,   «Лихорадка   пуще   мачехи   оттреплет»,   «Уходила, умучила,   согнула   да   скрючила».   От   лихорадки,   малярии   в   деревнях лечились  полынью   горькою,  спорышом, чертополохом,  травой  живучкой, которая в некоторых местах так и называется лихорадочная трава. Еще на Селиверстов день чистили курятники, ладили насесты, окуривали стены курятника. Этот день считался куриным праздником. В этот день в курятник   приносили   «куриного   Бога»,   которым   в   Тульской   губернии являлся   обыкновенный   истоптанный   лапоть.   Его   обычно   перебрасывали через   насест,   на   котором   сидят   куры:   считалось,   что   это   задобрит Домового. Иногда в Тульской губернии делали куклу «12 лихорадок» и для курятника. Ее также меняли каждый год, как и над печкой в доме. Оберег   состоит   из   12   одинаковых   кукол,   которые   изготовлены   из   12 лоскутов   ткани   разных   цветов,   что   является   обязательным   условием. Каждая из 12 кукол имеет свое имя: Авея, Агнея, Желтея, Немея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Ледея, Трясея, Ленея. Порядок изготовления 1. Вырезаем   квадрат   из   ткани   (15   см   х   15   см).   Всего   делаем   12 одинаковых   квадратов   из   тканей   разного   цвета.   В   центр   квадрата кладем скрученную в комок ткань для головы куклы. 2. Ткань сворачиваем таким образом, чтобы голова оказалась в центре. 3. Полученный сверток сгибаем пополам, отделяем голову нитью. На голове привязываем красную нить. 4. Поднимаем   переднюю   часть   ткани   к   голове,   закладываем   внутрь комочек из ткани – это тельце куклы. 5. Переднюю   часть   ткани   опускаем   и   перевязываем   получившееся тельце крест­накрест красными нитками. Также делаем оставшиеся 11 кукол. 6. Берем длинную красную нить, привязываем к ней за нитки на головах все 12 кукол. Можно продеть нитку через головы кукол.  Получившуюся куклу «12 лихорадок» подвешиваем высоко над печкой, где она будет висеть целый год и охранять жилище. Королева Татьяна Александровна Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"

Программа внеурочной деятельности "Куклы обереги"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017