Курс рассчитан на 5-6 класса. Программа реализует духовно нравственное направление.курс внеурочной деятельности включает несколько разделов:1 . Познание мудрости русских народных сказок;2.Плетение оберегов; 3.Организация народных праздников; 4. Знакомство с древне- славянской азбукой. В результате реализации курса у обучающихся, формируется положительное отношение к наследию предков, просыпается родовая память,Программа внеурочной деятельности курс "Русичи"
Программа внеурочной деятельности духовно
нравственного направления
«Русичи»
Автор разработчик: Белых
Наталия ИвановнаРеализация программы способствует решению приоритетных образовательных и
воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему
русского народа, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком
спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию
исторической, родовой памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Программа состоит из пяти модулей.
практические знания. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Каждый модуль включает теоретические и
Модуль «Верования древних славян».
Цель – Знакомство с ведической верой древних славян
Основные задачи:
знакомство с иерархией Богов древних славян ;
выявление духовной символики древних славян
знакомство с буквицей, СлавяноАрийским календарем (Календарь Числобога»
Модуль «Народные праздники».
Цель – знакомство с праздниками древних славян
Основные задачи:
познакомиться с историей возникновения праздников древних славян;
Выявить связь праздников древних славян со сменой времен года
;
Модуль «Народные игры и хороводы в славянской культуре.».
Цель – знакомство со славянскими играми и хороводами
Основные задачи:
Разучить игры древних славян; Научиться водить хороводы;
Модуль «Рукоделие древних славян».
Цель – сформировать навыки изготовления обереженных кукол и амулетов
Основные задачи:
познакомить с приемами изготовления обереженных кукол и амулетов;
научить изготавливать обереженные куклы для дома и семьи.
Модуль «Нравственные ценности древних славян».
Цель – формирование нравственных ценностей древних славян через сказки, фольклор,
одежду.
Основные задачи:
Познакомить с нравственными ценностями русского народа через сказки,
потешки, хороводы;
Кодекс чести девушек и юношей.
Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных дисциплинах,
преподаваемых в школе: география, обществознании, история, информатика и
компьютерные технологии и др.
Настоящая программа рассчитана на 2 года занятий, объем занятий 17 часов
Программа предполагает как проведение внеурочных занятий со школьниками (1 ч в
неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками.
Учебнотематический план
внеурочного курса «Русичи» (56 класс)
№ Тема
Количество часов
Всего Теоретически
е
занятия
Практическое
занятие
Примечания
Дата1 Верование древних
4
славян
1.1 Составление
иерархии
древних славян
Богов
1.2 Неизвестная
свастика
1
1
1.3.Славянская Буквица 2
2 Народные
праздники
2.1.Летние славянские
праздники
2
1
2.2.Зимние славянские
1
праздники
5
3. Народные игры и
в
хороводы
славянской
культуре.
3.1 Славянские игры
2
1
1
1
1
2
2
Исследовательск
ая работа
Составление
памятки «Слова
перевертыши»
Экскурсия в дом
Мирославы.
Составление
календаря
славянских
праздников
к
Подготовка
празднику
Коляды»3.2 Хороводы
в
славянской культуре
3.3 Праздник «Зимние
колядки»
4. Рукоделие древних
славян
4.1 Изготовление
обереженных кукол
5. Нравственные
ценности древних
славян
1
2
3
3
3
5.1 Заповеди
дедов
1
внукам
5.2 Нравственные
законы поведения в
русских сказках
1
5.3 Разработка кодекса
чести юноши и
девушки
1
1
1
Итого
17
1
1
3
1
к
Подготовка
празднику
коляды
Праздник
«Зимние
колядки».
Выставка
обереженных
кукол
Выпуск
стенгазеты
«Кодекс чести
юноши
и
девушки»Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно
нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о культуре человека
восстановление родовой памяти; о правилах продуктивной групповой работы; об основах
разработки праздников, проектов и организации коллективной творческой деятельности; о
способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом:
развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной
творческой деятельности.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия: приобретение опыта участия в играх, праздниках, опыта
самоорганизациии и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта
действий «командой» в преодолении конкурсных испытаний, опыта управления другими
людьми и принятия на себя ответственности за других.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность
появления эффектов воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или
иного духовнонравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Уучеников сформируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская
компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и
других аспектах.
Литература:
1 Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Работаем по программам «Программы внеурочной
деятельности»: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва
«Просвещение», 2011. 87 с.
2 Литературноэтнографический курс «Мифы народов Древней Волги». (5й класс) Автор:
Зубрилина Т. Н. http://yandex.ru/clck/redir
3 Авторская программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» по спортивно
оздоровительному направлению (программа победитель районного конкурса программ
по внеурочной деятельности). Автор: Аракелян В.А. http://rudocs.exdat.com/docs/index
175912.html
4 Программа курса «Краеведение» для учащихся 56 классов общеобразовательных школ 2011г.
Автор:Сергеева У.Н. http://yaroslavskaychkola.narod.ru/rabprog5mat.doc
5
Рабочая программа по краеведению в 5 классе.
http://www.40411s015.edusite.ru/DswMedia/obutverjdeniirabochixprogramm.docx
Автор: Максимовой С.
В.
6 Славяно Арийские Веды: Издательство «Родович» 2011г.
7
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 2011г. Автор: Печерская
И.С.