Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
13.10.2017
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Содержание программ внеурочной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Программа внеурочной деятельности.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»
г. Лянтор, Сургутского района, Тюменской области
ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по внеурочной деятельности
«МОЯ МАЛЕНЬКАЯ ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»
Разработала: Лыско Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лянторская СОШ №3» 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать — всё.
Программа разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, регионального
компонента, планируемых результатов начального общего образования. Программа
«Моя маленькая зеленая планета» представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности младших школьников. Программа рассчитана на детей с 7 до
10 лет.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России,
ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического
образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств
экологического образования населения. В настоящее время требования экологической
образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры
личности.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на
обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде,
осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе;
воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической
культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие,
которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и
деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая
называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение
учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных
знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической
ответственности как черты личности.
Программа «Моя маленькая зеленая планета» экологобиологической и учебно
познавательной направленности с практической ориентацией.
«Моя маленькая зеленая планета» интегрированный курс для младших школьников,
в содержании которого рассматриваются взаимосвязи природного мира, основные
методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно
образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для
формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание
основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической
культуры. Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной
области «Окружающий мир», «Моя первая экология», «Мы – дети природы».
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое
образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к
окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Процессы экологического
воспитания и образования неразделимы, они находятся в постоянном взаимодействии,
большое значение высоконравственного отношения человека к природе имеет
экологическое воспитание в семье и школе, здесь закладываются основы гуманного
отношения к природе. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную
необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех
наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего
экологического образования и воспитания.
Цель программы «Моя маленькая зеленая планета» – формирование у учащихся
целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и
месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её
ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность
природных богатств родного края.
Задачи программы:
формировать интерес к изучению природы родного края;
формировать представления о природных сообществах области;
формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных
ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека,
ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность осуществляется через исследовательские задания,
игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Средствами эффективного усвоения программы являются творческие задания,
опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование,
разработка и создание экознаков, экологические акции, гербаризация, составление
памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в
озеленение на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии,
участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся,
развитию ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и
творчества.
Описание ценностных ориентиров содержания программы:
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к
природе;
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; — развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как
метод познания, научные методы);
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего
природного окружения
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
•
•
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
•
принцип системности и целостности;
•
•
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
•
•
принцип практической направленности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности:
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ
федерального государственного стандарта. Содержание программы внеурочной
деятельности, формы и методы работы позволят, достичь следующих результатов:
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
установление причинноследственных связей.
Содержание программы
1 класс
Содержание
Теория
Понятие о природе, красоте природы.
Человек, как природопользователь,
потребляющий природу и по мере
возможности восстанавливающий ее
богатства.
Наблюдения
питомцами.
Установление
закономерностей, взаимосвязей.
домашними
за
природных
с
иллюстрациями
с
изображением птиц, чтение стихов,
рассказов, разгадывание загадок.
Наблюдение за поведением птиц на
улице.
Сезонные изменения деревьев в
природе.
Особенности роста и развития
деревьев.
Чтение и обсуждение познавательных
рассказов о жизни животных в лесах
Югры и их приспособленность к
зимнему периоду.
Наблюдение за состоянием воды в
природе.
Интересное в неживой
природе.
Наблюдение
растениями.
комнатными
за
Знакомство с трудовой деятельностью
людей и ее значением в жизни
человека и общества.
Изучение
элементарных правил безопасной
работы.
Практика
Экскурсия в природу.
Фотовыставка «Наши любимцы».
Акции: «Кормушка», «Птичья
столовая».
Игровой прием «Путешественник»
(деревья родного города).
Экскурсия в этнографический музей.
Заочное путешествие «Загадки
животного мира».
Игра «Тайны вокруг нас».
Ухаживание и выращивание растений.
Исследовательская работа о влиянии
света на рост и развитие комнатных
растений.
Выращивание лука в комнатных
условиях.
Правила ухода.
Охрана природы Знакомство с понятием «Красная
книга», «Красная книга Югры».
Игра «Азбука экологии».
Викторина «Кто в лесу живет, что в
№
п/п
1
Тема занятий
Введение в
экологию
Молчаливые
соседи
Пернатые друзья Работа
2
3
4
5
6
7
8
9
О чем шепчут
деревья
Загадки
животного мира
Секреты
неживой
природы
Оранжерея на
окне
Человек часть
живой природы Знакомство с редкими видами
растительного и животного мира.
лесу растет?»
Праздник «День птиц».
Гостиная «В гостях у золотой рыбки».
Устный журнал «Наш дом – планета
Земля».
Игра «Приключения в лесу».
Праздник «Наш окружающий мир».
2 класс
Содержание
10 Досуговые
мероприятия
№
п/п
1
Раздел
программы
Общение с
природой
Откуда берется
и куда девается
мусор?
Знакомство с промышленными
отходами и их реализацией. Бытовые
отходы.
3 класс
Содержание
Теория
Практика
Вводный урок.
Почему мы часто
Человек как природопользователь,
потребляющий природу и по мере
Теория
Наблюдение за жизнью природы.
Календарь природы. Народные
приметы.
Беседа «Прогулки в Природоград».
Правила поведения в природе.
Установление природных
закономерностей, взаимосвязей.
Распознавание встречающихся в нашей
местности растений.
Беседа «Прекрасны солнце, воздух и
вода – прекрасна вся моя Земля».
Заочное путешествие.
Работа с иллюстрациями с
изображением птиц, чтение стихов,
рассказов.
Наблюдение за поведением птиц на
улице во время экскурсии.
Изучение и подбор материалов о
народных художественных промыслах
коренного населения.
Экология и фольклор (пословицы,
поговорки, загадки, песни о природе).
Экологическая ситуация в городе.
Практика
Экскурсия в музей под открытым
небом (этнографический).
Экологическая игра «Загадки
природы».
Праздник «Дары осени».
Выпуск книжкималышки
«Осторожно, их мало!»
Экологическая игра «Хочу все знать!»
Конкурс экологических сказок
«Украденное солнце».
Акция «Зеленая красавица»
Выпуск буклета «Птицы – наши
друзья»
Викторина «Знаешь ли ты птиц своего
края».
Экологическая игра «Приключения в
лесу».
Выставка рисунков о природе.
Конкурс экологических сказок.
Фотоконкурс «Город глазами детей».
Экскурсия «Уголки природы в нашем
городе»
Выставка поделок из бытовых
отходов.
Устный журнал «Чтобы ты мог
сделать для своего двора?»
Ролевая игра «Давай поиграем в
волшебника».
Экологический праздник «Звери,
птицы, лес и я – вместе
дружная семья!»
Экологическая игра «Поиск
нарушителей природы»
Солнце, воздух,
вода…и
растение
Птицы нашего
края
Богатство
родной природы
в творчестве
русского народа
Что мы знаем о
родном городе
Досуговые
мероприятия
Тема занятий
2
3
4
5
6
7
№
п/п
1 2
3
4
5
6
слышим слово
«экология»
Вода
источник жизни
возможности восстанавливающий ее
богатства.
Неживая природа. Вода и ее охрана.
Водоемы Югры.
Воздух и его
охрана
Неживая природа. Составляющие
воздуха. Атмосфера, смог,
«парниковый эффект». Охрана
воздуха.
Удивительный
мир растений
Знакомство с растениямилекарями,
растениямихищниками.
Загадочный мир
животных
Чтение и обсуждение познавательных
рассказов о жизни животных.
Викторина: «Калейдоскоп интересных
фактов из жизни животных»
Уголок
хорошего
настроения
Экологическая игра «Водоемы просят
о помощи».
Проведение эксперимента «Чистота
воды».
Игровые приемы: «Портрет воды»,
«Чистый голос воды», «Добрая Фея».
Инсценирование экологической сказки
«Репка».
Круглый стол «Как сохранить воздух
чистым».
Викторина «Что мы знаем о воздухе».
Фотовыставка «Чистые уголки нашей
Родины».
Выращивание и уход за комнатными
растениями.
Создание кроссвордов «Растения
моего края».
Экологический журнал «Жалобная
книга природы» (растения). Игровые
приемы: «Кто внимательный?»,
«Угадай по описанию».
Экологическая игра «Лесная аптека».
Игра – путешествие «По рыбьему
следу рек и озер нашего края».
Заседание клуба: «Что будет, если
исчезнут насекомые?»
Экологический журнал «Жалобная
книга природы» (животные).
Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные
заморочки».
Проект «Знакомые незнакомцы»
Выращивание рассады цветов.
Озеленение пришкольного участка.
№
п/п Тема занятий
Мир глазами
1
эколога
2
3
Мы любим свой
город
Птицам наша
забота
4 класс
Содержание
Теория
Экологические связи между живой и
неживой природой, связи внутри
живой природы, связи между
природой и человеком. Глобальные
проблемы экологии. Что такое
экологическая катастрофа.
Выявление экологической ситуации в
городе, сопричастность каждого к
будущему города.
Пути решения экологических проблем
города.
Изучение разнообразия птиц родного
края.
Причины сокращения численности
Практика
Экологическая игра «Не проходите
мимо!»
Классный час «Охрана природы – твоя
обязанность».
Природоохранная акция «Чистый
микрорайон».
Природоохранная акция «Пернатые
друзья».
Составление «Красной книги» редких птиц, необходимые меры их
охраны.
Распознавание встречающихся в нашей
местности растений.
Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и
распространения.
Разнообразие животных
Особенности их внешнего вида,
распространения, поведения.
Причины сокращения численности
редких животных и меры их охраны.
Об охоте и рыбной ловле.
Знакомство с историей Югорского
края.
Наш край в 17 – 21 веках.
Знакомство с растительностью тайги,
находящихся под охраной.
Знакомство с профессиями Севера
4
Охрана растений
нашей местности
5 Животные,
которым
угрожает
исчезновение
6
7
8
9
История нашего
края
Заповедники и
заказники
родного края
Чем занимаются
люди земли
Югорской
Передаем свои
знания
исчезающих птиц округа
Устный журнал «Зеленая книга».
Экологическая акция «Не рубите,
люди, елок!» (расклеивание листовок
по микрорайону)
«Красная книга растений Югры»
«Красная книга» животных России
«Красная книга» животных округа
Экскурсии в этнографический музей
Изготовление куколоберегов.
Создание буклета «История моего
края».
Игра – путешествие «Заповедники и
заказники Югры».
Проект «Заповедные зоны родного
края».
Выпуск «Жалобной книги природы».
Оформление краеведческого уголка в
классе «Вклад моей семьи в дела
родного края».
Изготовление условных знаков,
экологических памяток.
Презентация результатов
деятельности «Экологическая
лаборатория»
КВН «Эта хрупкая планета».
Планируемые результаты освоения программы
Организация внеурочной деятельности по данному курсу создаст условия для достижения следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и
естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать
свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово,
рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т.д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения
окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя
умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в
деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего
школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора
источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в
различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное
ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной
ролью.
Предметные результаты:
в ценностноориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из
важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как
важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой
природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для
осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на
пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами
литературы и искусства;
в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его
эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Учебнометодическое обеспечение
Для учителя:
1. Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников. М.:2010.
2. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010,
119с.
3. Аверина Н.Г. О духовнонравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач.
школа. – 2005 №11 – С. 6871
4. Бобкова Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград:
Учитель, 2007. 152с.
5.
конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного образования в современных
условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 №3 – С. 912
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М.
З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. –
(Стандарты второго поколения).
8. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 14 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания,
2009
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический
Для учащихся:
1. Александрова Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –
Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. 2. Безруков А.М. Занимательная география Текст /А. М. Безруков, Г. П. Пивоварова. – М.: АСТ
ПРЕСС, 2001
3. Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Ишутинова Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. № 6.
С.68.
5. Кларина М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита Пресс,
1999.
6. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная
школа. – 1991. № 5. – С. 28.
7. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков.
– М.: Просвещение, 2009.
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая зеленая планета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.