Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
изобразительное искусство +1
5 кл—6 кл
17.04.2017
Программа «Народные промыслы» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного искусства, истории и технологии. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а так же информационных технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства. Первый год обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. Второй год обучения - основной акцент делается на практическую деятельность, воспитанники овладевают специальными умениями и навыками.
программа народные промыслы.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56»
Программа рассмотрена на
заседании методического
объединения
учителей развивающего цикла
Протокол № ___ от «___» ____
2014г.
Руководитель методического
объединения
___________________
Е.К.Кирьянова
Программа согласована с
научно методическим советом
Протокол № ___ от «___» ____ 2014г.
_____________
Руководитель научно методического
совета
___________________ А.Н.Зубарева
Утверждаю:
Директор школы
_____________
Л.Л. Тамбовцева
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Народные промыслы»
для 56класса
на 20162017 учебный год
Разработчик программы:
Кирьянова Елена Карповна.
1 Содержание
Страницы
1.
2.
Пояснительная записка
Учебно – тематический план (1 2 года обучения )
2.1 Первый год обучения
2.2 Второй год обучения
3.
Содержание программы (1 2 года обучения )
3.1 Первый год обучения
3.2 Второй год обучения
4.
5.
6.
Критерии оценки
Планируемые результаты
Список литературы
3
6
7
9
9
11
12
12
14
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ
от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Культуру России невозможно
представить без народного искусства,
которое раскрывает истоки духовной
жизни русского народа, наглядно
демонстрирует его эстетическую
ценность, художественный вкус
и является частью его истории.
В.А. Сухомлинский
Народное творчество нашей огромной страны уходит в прошлое, является ценным
наследием национальной культуры народов, населяющих ее.
Все профессиональное искусство вышло из народного. Народная эстетика наиболее
древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений.
Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в
существующих и сегодня художественных промыслах.
В наши дни народные ремесла и художественные промыслы – основа и неиссякаемый
источник мудрости, доброты и талантов.
Существует огромное многообразие видов творчества и декоративно – прикладное среди
них самое популярное. Все, что окружает человека, формирует его быт и среду обитания,
связано с этим видом творчества. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы
декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в
общественных местах.
Декоративноприкладное искусство является одним из факторов гармоничного развития
личности. Посредством общения с искусством происходит обогащение души обучающегося,
прививается любовь к своему краю. Оно рассказывает об истории народа и его традициях,
оказывает благотворное влияние на личность обучающегося, раскрывает его творческий
потенциал, развивает его интеллект.
Содержание программы внеурочной деятельности «Народные промыслы» выстроено в
соответствии с идеями концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина
России, т.к. цели и задачи курса направлены на воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Основу декоративноприкладного искусства составляет творческий, ручной труд.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в приобщении
обучающихся к практической художественной деятельности, развитии у них творческого начала,
самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков:
тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим
средством коррекции психического развития обучающегося.
3 Новизна данной программы заключается в объединении традиций различных народов
в изготовлении декоративно – прикладных изделий из разных материалов и реализации
творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все
элементы технологий работы с разными материалами, начиная с формирования
художественного образа прикладного изделия из материала и заканчивая его
представлением на выставках.
Программа «Народные промыслы» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами
изобразительного искусства, истории и технологии. Предполагает использование литературных,
музыкальных источников, а так же информационных технологий. Практические занятия будут
способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства.
Цель программы внеурочной деятельности «Народные промыслы»:
Создание предпосылок для жизненного самоопределения обучающихся, для изучения основ
декоративно прикладного творчества посредством знакомства с разными видами
рукоделия.
Задачи программы внеурочной деятельности «Народные промыслы»:
Обучающие:
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития
декоративноприкладного творчества.
Научить обучающихся владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Воспитательные:
Приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
отечественной культуры; формировать потребность в высоких культурных и духовных
ценностях и их дальнейшем обогащении.
Способствовать развитию внутренней свободы обучающегося, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого обучающегося; фантазию,
наблюдательность.
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать моторику рук, глазомер.
В процессе изучения данного курса обучающиеся:
познакомятся:
с видами народных промыслов и ремесел России;
с техниками пэчворк, скульптурный текстиль, макраме и образами – символами в
орнаментальном искусстве, их место в системе декоративных искусств;
с основными инструментами и материалами, используемые в этих техниках.
овладеют:
умениями организовывать свое рабочее место;
умениями выполнять поделки из различных материалов;
умениями использовать полученные знания в практических заданиях;
навыками работы с различным материалом;
умениями работать с интернетресурсами;
навыками работы в группе.
Обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися курса «Народные промыслы»:
проявление познавательных интересов и активности;
4 развития трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
самооценка умственных и творческих способностей;
бережное отношение к народным традициям.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса «Народные промыслы»
являются:
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
декоративноприкладных изделий;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, интернетресурсы и другие базы данных;
согласование и координация совместной деятельности с другими её участниками;
диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил безопасной работы.
Предметными результатами освоения обучающимися курса «Народные промыслы»
являются:
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого
в изготовлении изделий;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов и материалов для изготовления изделия;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и
гигиены;
контроль промежуточных и конечных результатов работы по установленным критериям и
показателям;
оценивание своей способности и готовности к работе;
осознание ответственности за качество результатов труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств и труда;
дизайнерское оформление изделия;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
публичная презентация и защита изделия;
развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами;
5 достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических
операций;
сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности.
Первый год обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память,
мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный
вкус, творческие способности и фантазию.
Учащиеся получат возможность:
улучшить свои коммуникативные способности;
приобрести навыки работы в коллективе;
расширить свой кругозор;
познакомиться с видами народных промыслов, национальными костюмами, с обычаями и
традициями.
Второй год обучения основной акцент делается на практическую деятельность,
воспитанники овладевают специальными умениями и навыками.
Обучающиеся научатся:
основам профессии дизайнера, мастера ремесленника, художникаоформителя;
проявлять интерес к истокам народной культуры;
работать с интернет ресурсами.
п/п
I
1.1
1.2
1.3
Наименование тем
Народные
промыслы России
Вводное занятие.
Знакомство с
работой кружка
«Народные
промыслы».
Виды народных
промыслов и
ремесел
Народный узор в
украшении одежды,
посуды и других
предметов быта
1.4. Экскурсия в
1.5 Изготовление
краеведческий музей
изделий в технике
Учебно тематический план
первый год обучения
Всего
часов
14
Теория
3,5
1
1
2
2
4
1
1
0,5
0
1
В том числе
Практика
Экскурсии
8,5
0
0
1,5
0
3
2
0
0
0
2
0
6 1.6
пэчворк (лоскутная
пластика)
Проектная
деятельность:
прихватки,
подставки под
горячее, грелки на
чайник
II Куклы
2.1
2.2 Изготовление куклы
2.3 Кукла Одарок на
Знакомство с видами
кукол
Веснянки
подарок
Техника
«скульптурный
текстиль».
Изготовление кукол
в народных
костюмах
Выставка детских
работ
2.4
2.5
III Макраме
3.1
3.2
3.3
п/п
I
1.1
Основные узлы и
приёмы узелкового
плетения.
Проектная
деятельность:
Выполнение изделий
в технике макраме
Выставка работ
учащихся
Итого:
Наименование тем
Народные ремесла
Вводное занятие.
Гжель, хохлома,
жестово, глиняные
игрушки
1.2 Изобразительная
4
11
1
1
1
7
1
9
2
6
1
34
0
3
1
0
0
1
1
0,5
0,5
0
0
7
4
8
0
1
1
6
0
7,5
1,5
6
0
24
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
3
Учебно тематический план
второй год обучения
Всего
часов
13
1
1
Теория
В том числе
Практика
Экскурсии
3
1
0
10
0
1
0
0
0
7 1.3
1.4.
1.5
грамота как основа
проектирования
изделий,
выполняемых в
технике гжель и
хохлома
Изготовление
разделочной доски с
оформлением в
технике хохлома
Изготовление
изделий в технике
пэчворк:
прикроватный
коврик
Проектирование
изделий вазы из
бутылок, салфетки,
скатерти и т.д.
1.6 Выставка работ
II Куклы
2.1 Кукла Птица
2.2 Кукла Вербная
2.3 Проектная
2.4 Выставка детских
III Макраме
деятельность
учащихся
радость
работ
3.1
Основные приёмы
работы с тонким
шнуром.
Выполнение работ с
использованием
основных приёмов
техники «макраме».
(плетение
аксессуаров: пояс,
брослетамулет,
обереги)
Экскурсия на
выставку детского
творчества
Итого:
3.2
3.3
2
4
4
1
11
1
1
8
1
10
2
0,5
0,5
0
1
1
0
0
0
1
0,5
0,5
6
0
2
34
0
4,5
1,5
3,5
4
0
10
1
1
8
0
7,5
1,5
6
0
27,5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
0
0
2
2
8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел I. Народные промыслы России
1.1. Вводное занятие (1 час). Знакомство с работой кружка «Народные промыслы».
Организационные вопросы. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности.
Маршруты эвакуации. Действия при чрезвычайных ситуациях.
1.2. Виды народных промыслов и ремесел (1час). Мастера гончарного промысла.
Игрушечные промыслы России (дымковская, филимоновская
игрушка). Просмотр видеофильма «Игрушечные промыслы России».
1.3. Народный узор в украшении одежды, посуды и других предметов быта (2часа).
Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметах декоративно
прикладного искусства. Презентация «Значение
народной символики».
Практическая работа: Узор. Украшение объемных и плоскостных бумажных форм.
Составление узора.
1.4. Экскурсия в краеведческий музей (2часа). Разнообразие видов декоративно
прикладного творчества. Работы мастеров.
1.5. Изготовление изделий в технике пэчворк (лоскутная пластика) (4часа). Изделия
из ткани. Красота и практическое назначение тканых изделий. Цветные тканые половички.
Лоскутное одеяло (коллаж).
Практическая работа: изготовление шаблонов для салфетки, изготовление салфетки из
лоскутков.
1.6. Проектная деятельность: прихватки, подставки под горячее, грелки на чайник
(4часа). Видео мастеркласс «Лоскутная прихватка». Выбор изделия. Сбор информации, работа
с интернетресурсами.
Практическая работа: изготовление шаблонов. Подбор ткани и материалов. Изготовление
изделия. Презентация своей работы.
Раздел II. Куклы.
2.1. Знакомство с видами кукол (1 час). Презентация «Куклы в русском стиле». Виды
кукол, материалы для изготовления.
2.2. Изготовление куклы Веснянки (1 час). Изготовление куклывеснянки.
Веснянку делали из ярких и нарядных тканей и дарили детям на Пасху, те подвешивали ее
за ниточку на палец. Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку
сжигали.
Практическая работа: изготовление куклы.
2.3. Кукла Одарок на подарок (1 час). Раньше дети с малых лет умели делать такую
куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак
благодарности за заботу.
Практическая работа: изготовление куклы.
2.4 Техника «скульптурный текстиль». Изготовление кукол в народных костюмах (7
часов). Скульптурный текстиль это вид кукольного творчества, при котором куклы создаются
из ткани с очень большим количеством эластана (чаще всего капроновых колготок) с помощью
9 специальных приемов (таких как утяжка), позволяющих добиться ярковыраженной мимики и
характерности игрушки.
Мастеркласс по изготовлению кукол.
Практическая работа: подготовка материала. Зарисовка эскиза. Изготовление куклы.
Презентация своей работы.
2.5. Выставка детских работ (1 час). Оформление выставки. Демонстрация детских
работ.
Раздел III. Макраме.
3.1. Основные узлы и приёмы узелкового плетения. (2 часа). Историческая справка.
Инструменты и приспособления для плетения.
Практическая работа: Крепление нитей. Плетение основных узлов.
3.2. Проектная деятельность: Выполнение изделий в технике макраме (6 часов).
Презентация «Работы в технике макраме». Работа с интернетресурсами. Выбор изделия.
Практическая работа: Крепление нитей. Плетение изделия. Презентация изделия.
3.3. Выставка работ учащихся (1 час). Демонстрация работ обучающихся. Подведение
итогов года.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Раздел I. Народные ремесла
1.1. Вводное занятие (1 час). Правила техники безопасности. Гжель, хохлома, жестово,
глиняные игрушки. Просмотр презентации «Работы народных умельцев».
1.2. Изобразительная грамота как основа проектирования изделий, выполняемых
в технике гжель и хохлома (1 час). Гжель и Хохломская роспись по дереву является одним из
наиболее древних промыслов. Мотивы росписи.
1.3. Изготовление разделочной доски с оформлением в технике хохлома (2 часа).
Работа с интернетресурсами. Техника рисования по дереву. Выбор рисунка.
Практическая работа: перевод рисунка на доску. Оформление красками. Закрепление
лаком.
1.4. Изготовление изделий в технике пэчворк: прикроватный коврик (4 часа).
Презентация «Русская набойка». Композиция замкнутого орнамента.
Практическая работа: изготовление шаблонов. Выбор материала. Раскрой деталей по
шаблонам. Сбор лоскутков. Презентация своего изделия.
1.5. Проектирование изделий вазы из бутылок, салфетки, скатерти и т.д. (4 часа).
Технология оформления бутылок в стиле Гжель или Хохлома. Выбор проектного изделия.
Выбор технологии изготовления.
Практическая работа: обоснование проектного изделия. Подготовка материалов и
инструментов к работе. Выполнение изделия. Презентация своего изделия.
1.6. Выставка работ учащихся (1 час). Демонстрация работ учащихся.
Раздел II. Куклы.
2.1. Кукла Птицарадость (1 час). Раньше в начале марта женщины проводили обряд
Закликания весны. Птицы приносили на крыльях весну. Если птица садилась на женщину,
10 считалось, что весь год у нее будет удачным и счастливым. Потому и обрядовая кукла вся
усыпана птичками.
Практическая работа: Подбор материала. Раскрой ткани. Изготовление куклы.
2.2. Кукла Вербная (1 час). Кукла Вербная (Вербница), еще ее называют Пасхальной.
Видео мастеркласс по изготовлению куклы.
Практическая работа: Подбор материала. Раскрой ткани. Изготовление куклы.
2.3. Проектная деятельность (8 часов). Кукла в технике скульптурный текстиль. Выбор
изделия. Выбор народного костюма. Сбор информации, работа с интернетресурсами.
Практическая работа: Подбор ткани и материалов. Изготовление изделия. Презентация
своей работы.
2.4. Выставка детских работ (1 час). Демонстрация детских работ.
Раздел III. Макраме.
3.1. Основные приёмы работы с тонким шнуром (2 часа). Техника плетения: витая
цепочка, бугорки «Горошины». Фоновый узор из плоских узлов.
Практическая работа: Крепление нитей. Плетение узора.
3.2. Выполнение работ с использованием основных приёмов техники «макраме».
(плетение аксессуаров: пояс, браслетамулет, обереги) (6 часов). Работа с интернет
ресурсами. Выбор техники плетения. Выбор проектного изделия.
Практическая работа: плетение изделия. Презентация своей работы.
3.3. Экскурсия на выставку детского творчества (2 часа). Выставка творческих
проектов в лицее №111.
КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ
и формой подведения итогов можно считать:
участие обучающихся в проектной деятельности, выставках творческой деятельности,
конкурсах разных уровней.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Народные промыслы» обучающиеся получат возможность:
познакомиться:
с основными технологиями понятиями и характеристиками некоторых видов рукоделия;
с назначением и свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений;
с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
выполнять следующие операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
изделия или выполнения работ;
выбирать сырьё, материалы, инструменты для выполнения работ;
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей
творческой деятельности человека;
11 организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления изделий декоративноприкладного искусства для оформления интерьера;
выполнения безопасных приемов труда и правил санитарии и гигиены;
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
внеурочной деятельности «Народные промыслы»
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использоваться
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)
Основной формой контроля становится создание личного «Портфолио юного
мастерового». Кроме того:
выставка детских творческих работ по итогам года;
оформление школьных кабинетов работами обучающихся;
создание проектов по темам курса;
участие в конкурсных программах разного уровня;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования: проект Рос. акад. образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. :
Просвещение, 2008.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от
действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. / под ред. А.Г.
Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В.
Анащенкова и др. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение,
4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – М. :
Просвещение, 2008.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с.
— (Стандарты второго поколения).— ISBN 9785090225649.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
Для воспитанников:
1.
Художественные промыслы Нижегородской области: библиогр. указ. ∕Нижегор.
гос. обл. универ. науч. бка. Отдел краевед. лит. Информ. — библиогр. отдел; Сост. О. А.
Кузнецова. — Н. Новгород, 2000. —152 с.
2.
Альбом "Народные художественные промыслы России" Album "Folk Handicrafts
of Russia": Антонов В.П./ 1998 г.
3.
4.
Альбом. Искусство Жостово. Современные мастера. М., 1987
Народные художественные промыслы СССР Название: Народные художественные
промыслы СССР Автор: Рождественский К.И. (отв. ред.) Издательство: Советский художник
Год: 1983 Страниц: 374
5.
Росписи хохломы Автор: Жегалова С.К. Издательство: Детская литература Год:
1991 Страниц: 50
12 13
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы" (5-6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.