Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
религиоведение +1
Все классы
05.07.2018
Направленность – духовно–нравственное воспитание.
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей.
От Руси до России 1 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность – духовно–нравственное воспитание.
Актуальность (педагогическая целесообразность):
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителейорганизаторов учебного процесса к
религиознопознавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными
изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в
социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды
насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и
провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных
традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социальнокультурного
опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественноизобразительного языка всё
более осложняется изза незнания происхождения и значения духовной, религиознофилософской,
культурологической лексики и символических образов. Историкокультурологическое образование в
области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного
образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории,
словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры
любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим)
фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными
странами и народами.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории на фоне
политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших
соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения
традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру,
полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных
традиций других народов.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески
одарённых школьников, для верующих детей.
Цель: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения младших
школьников.
Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого
адаптационные задачи курса:
— изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём;
— знакомство с агиографией;
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения;
— ознакомление с основными видами православного богослужения;
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; — формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе
традиций культуры Отечества;
народа и важности сохранения культурнонационального единства;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского
— духовнонравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной
— приобщение к художественноэстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой
культуры;
духовного и историкокультурологического значения;
— оказание помощи учащимся в успешной социализации в отечественной культуре;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной
культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и
истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в
сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Краткая характеристика структуры программы
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом
возрастных особенностей учащихся.
Курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам
обучения:
Часть I (начальная школа). «От Руси до России»
1. «Мы и наша культура» для 1 класса.
2. «Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.
3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.
4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и
чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный
духовный опыт русского и других народов России;
— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности
воспитанников, основные закономерности развития школьников;
— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции
духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное
Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной
жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного,
литературного, музыкального); — необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной
исследовательской и творческой деятельности;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в
школьном образовании;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе внеурочной деятельности «От Руси до России»
обязательно соблюдение следующих психологопедагогических принципов:
приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
единства образовательного и воспитательного процессов;
рефлексивного обучения;
принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
•
•
•
•
Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с
обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных
учениками, на следующем этапе занятий; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением
материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая
иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из
Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с
раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами,
составление кроссвордов.
Содержание программы «От Руси до России»
1 класс
«Мы и наша культура» – 33 часа
Раздел 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о
нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы
человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры.
Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный
Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в
отечественной церковной и светской культуре.
Раздел 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 6 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами
Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы
Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона
Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека.
Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели
крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования
и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России.
Раздел 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной
книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное
Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для
православных верующих как святыни. Историческая и художественноэстетическая
ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская
икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом
Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о
художественной и культурноисторической ценности православных храмов для
культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан,
держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма.
Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как
соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Раздел 4. «НАША РОДИНА» – 12 ч.
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота
просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль,
Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших
оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как
главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны.
Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни
страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного.
Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России – о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном,
историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из
всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о
ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком,
культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с
собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге
православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь
Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как
ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы»,
«русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское
государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру.
Христос Спаситель.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество»,
Раздел 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.
«Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Раздел 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре.
Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и
православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и
необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь
Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).
Планируемые результаты духовнонравственного воспитания младших школьников
По окончании изучения курса внеурочной деятельности
«От Руси до России»
предполагается получение школьниками историкокультурологических и наиболее общих
богословских знаний в области православной культуры, православного богослужения,
православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской
терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, хорошо
знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать со справочной
литературой для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского
характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную
литературу.
Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе занятий путём
устного опроса, обсуждения темы.
Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:
— не усвоивших элементарные знания;
— усвоивших элементарные знания;
— овладевших основным содержанием;
— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих. На первом году обучения необходимы словесные поощрения и только положительные
оценки работы учащихся.
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «От
Руси до России» 1 класс №
п/п
Раздел 1
Тема
КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ
Всего
часов
3
Теоретич.
Практич.
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
9
1
2
1
1
2
1
1
3
6
6
12
1
2
3
Раздел 2
4
5
6
7
8
9
Раздел 3
10
11
12
13
14
15
Раздел 4
16
культуры.
красота
красота
представление
Русский
Эрмитаж.
природы.
о
Творец.
Необходимость проявления
Нерукотворная
Традиционное
нерукотворности природы.
Творение.
заботы человека о природном мире.
Рукотворная
Рукотворность как особенность культуры.
Человек – созидатель культуры. Святость.
Творчество.
Преподобный Серафим
Саровский и преподобный Сергий
Радонежский:
образы святости в
отечественной церковной и светской
культуре.
ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ
Музеи как хранилища предметов культуры.
Знакомство с сокровищами Оружейной
палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея.
Спас Нерукотворный. Образы Родины в
произведениях
отечественного
изобразительного искусства.
музей.
Государственный
Икона
Государственный
Архангела Гавриила (Ангел Златые власы).
Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры.
Российская государственная библиотека.
Возникновение библиотек при храмах и
монастырях. Русские цари – основатели
крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость
культуры России от образования и личного
участия каждого человека в сохранении
общенародного достояния
Представление о единстве культуры России.
ВСЕГДА ЖИВОЕ
Евангелие. Представление о Евангелии как
главной и древнейшей духовной книге в
России, о роли Евангелия в отечественной
культуре.
Иконы. Назначение иконы. Историческая и
художественноэстетическая ценность
иконы для отечественной и мировой
культуры.
Храмы. Общее представление о
православном храме. Понятие «храм – дом
Божий».
Особенности внешнего устроения храма.
Общее представление о внутреннем
устроении православного храма.
Представление о православном
богослужении как соборном общении
народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
НАША РОДИНА
Россия – наша Родина. Россия – общая
Родина всех её россиян. Красота просторов
России, её историческое и культурное УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие
для 1 класса. – Изд. 1е, 2е, 3е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие
для учителей. – Изд. 1, 2е, испр. – М.: ОПК, 2005, 2007.
3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция
историкокультурологического религиознопознавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1е, 2е, испр.
– М.: ОПК, 2006, 2007.
Справочная литература
5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарьсправочник. – М.: ОПК, 2008.
Демонстрационные пособия для работы в классе
6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4
классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов
(Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
начальной школы (1 часть программы)
1. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.
3. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: ХроносПресс,
Звонница, 2001.
4. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о
церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.
5. Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.
6. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. —
М., 1891.
17. Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.
18. Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — СвятоТроицеСергиева Лавра, 1993.
21. Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.
22. Колокола России. / Авт. сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.
23. Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения
усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.
24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.
25. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003. 26. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.
28. Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.
29. Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и
требах. — М.: Отчий Дом, 1994.
30. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.
31. Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.
32. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС,
2004.
33. Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига:
Уходящие образы, 1991.
34. Современное православное богослужение. — СПб., 1996.
35. Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.
36. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.
37. Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994.
38. Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.
39. Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.
40. Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.