Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
религиоведение +1
Все классы
05.07.2018
Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Направленность – духовно–нравственное воспитание. Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей.
От Руси до России 1 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность – духовно–нравственное воспитание. Актуальность (педагогическая целесообразность):  Огромный   интерес   педагогов,   учёных   и   руководителей­организаторов   учебного   процесса   к религиозно­познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия   и   распространения   информации,   оказывающей   негативное   воздействие   на   психику   и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально­культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно­изобразительного языка всё более осложняется из­за незнания происхождения и значения духовной, религиозно­философской, культурологической лексики и символических образов. Историко­культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. Следующая   причина   –   это   потребность   в   организации   повышенного   уровня   гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. Одной  из  причин  становится  рост самосознания  и интерес  к национальной  истории  на фоне политических   споров   о   путях   дальнейшего   развития   России.   В   центре   внимания   наших соотечественников,  в том числе  и молодёжи,  оказываются проблемы  глобализации и  сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.       Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески  одарённых школьников, для верующих детей.                 Цель:   становление   основ   гражданской   идентичности   и   мировоззрения   младших школьников.         Концептуальные  стратегические  (образовательные  и  общекультурные)  и  психолого­ адаптационные задачи курса: — изучение православной религиозной традиции; — изучение истории христианства; — изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета; — изучение православной этики; — ознакомление с православным календарём; — знакомство с агиографией; — ознакомление с особенностями церковного искусства; — изучение устроения православного храма; — ознакомление с особенностями православного богослужения; — ознакомление с основными видами православного богослужения; — формирование целостного восприятия мира; — воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; — формирование культуры общения; — предупреждение возможных тупиков личностного развития; — воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; — выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; народа и важности сохранения культурно­национального единства; — воспитание патриотизма;  — формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского — духовно­нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной — приобщение к художественно­эстетическим отечественным традициям; — расширение   и   активизация   словаря   школьников   путём   дополнения   его   лексикой культуры; духовного и историко­культурологического значения; — оказание помощи учащимся в успешной социализации в отечественной культуре;  — возрождение православных основ семьи; — пробуждение   интереса   и   формирование   мотивации   к   изучению   отечественной культуры и истории; — творческое   развитие   ребёнка   на   основе   знаний   об   отечественной   культуре   и истории; — формирование   потребности   школьника   в   творческом   участии   в   жизни   России,   в сохранении природы и созидании культуры Отечества. Краткая характеристика структуры программы Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся. Курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения: Часть I (начальная школа). «От Руси до России» 1. «Мы и наша культура» для 1 класса. 2. «Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса. 3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса. 4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса. Условия реализации программы и основные методические рекомендации Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: — учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить   наследие   православной   культуры,   глубоко   уважать   исторический   и   православный духовный опыт русского и других народов России; — педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников; — педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи; — необходимо  широкое  использование   иллюстративного   материала   (изобразительного, литературного, музыкального); — необходимо   привлечение   учащихся   к   самостоятельной   и   коллективной исследовательской и творческой деятельности; — используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании; — теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев. При   обучении   детей   по   программе   внеурочной   деятельности   «От   Руси   до   России» обязательно соблюдение следующих психолого­педагогических принципов: приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника; единства образовательного и воспитательного процессов; рефлексивного обучения; принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала. • • • • Предпочтительные   методы   обучения:   1)   небольшой   иллюстрированный   рассказ   с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе занятий; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением  и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов. Содержание программы  «От Руси до России» 1 класс  «Мы и наша культура» – 33 часа Раздел 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч. Нерукотворная   красота   природы.  Традиционное   представление   о нерукотворности  природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.  Рукотворная красота культуры.  Рукотворность как особенность культуры.   Человек   –   созидатель   культуры.   Святость.   Творчество.   Преподобный Серафим   Саровский   и   преподобный   Сергий   Радонежский:   образы   святости   в отечественной церковной и светской культуре.  Раздел 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 6 ч. Музеи   как   хранилища   предметов   культуры.   Знакомство   с   сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.  Государственная   Третьяковская   галерея.   Спас   Нерукотворный.   Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.  Государственный   Русский   музей.  Государственный   Эрмитаж.  Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».  Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России. Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России.  Раздел 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч. Евангелие.  Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге   в   России,   о   роли   Евангелия   в   отечественной   культуре.  Напрестольное Евангелие.  Иконы.   Назначение   иконы.   Представление   о   ценности   иконы   для православных верующих как святыни. Историческая и художественно­эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы.  Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной   и   культурно­исторической   ценности   православных   храмов   для культуры России и мировой культуры.  Особенности   внешнего   устроения   храма.   Крест.   Главка,   купол,   барабан, держава, апсида. Общее   представление   о  внутреннем   устроении   православного   храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.  Представление о  православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Раздел 4. «НАША РОДИНА» – 12 ч. Россия   –   наша   Родина.   Россия   –  общая   Родина  всех   её   россиян.  Красота просторов России, её историческое и культурное единство.  Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов,   Псков,   Ярославль,   Курск.   и   др.   Понятие   о   кремлях   как   древнейших оборонительных   сооружениях   русских   городов,   о   православных   храмах   как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва – столица  России. Понятие о столице  как главном городе страны. Объединительная   роль   Москвы   в   духовной,   политической   и   культурной   жизни страны.   Московский   Кремль.   Архангельский   собор.   Храм   Василия   Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.  Поэты и художники России – о Москве. Представление   о   взаимосвязи   культуры   и   истории   России,   о   духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.  Народ и культура.  Культура как  совместное  творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.  Представление  о   жизни   православных   людей   как   их   постоянной   борьбе   с собственными грехами (недостатками).  Традиционное   представление   о   служении   Родине   как   священном   долге православных   граждан.   Национальные   герои   России   –   Козьма   Минин   и   князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.  Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.  Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские»,   «русская   культура»,   «русский   язык»,   «русский   народ»,   «русское государство», «Русская земля». Представление  о   православии.   Влияние   православной   веры   на   культуру. Христос Спаситель.  Богочеловек.  Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», Раздел 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч. «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.  Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.  Раздел 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч. Представление  о   семейных   православных   традициях   в   Русской   культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.  Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.  Заключительный   урок  –   1   ч.  Обобщение   знаний   о   Спасителе   и православии.   Представление   о   Божественной   любви   как   важнейшем   и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).  Планируемые результаты духовно­нравственного воспитания младших школьников По   окончании   изучения   курса   внеурочной   деятельности     «От   Руси   до   России» предполагается   получение   школьниками   историко­культурологических   и   наиболее   общих богословских   знаний   в   области   православной   культуры,   православного   богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией. Учащиеся должны знать содержание  Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать со справочной литературой   для   составления   рефератов,   докладов   и   других   работ   исследовательского характера,   излагать   и   обосновывать   свою   точку   зрения,   опираясь   на   рекомендованную литературу. Оценка результатов изучения курса Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе занятий путём устного опроса, обсуждения темы.  Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как: — не усвоивших элементарные знания; — усвоивших элементарные знания; — овладевших основным содержанием;  — овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих. На первом году обучения   необходимы словесные поощрения и только положительные оценки работы учащихся.  Тематическое планирование  занятий внеурочной деятельности           «От Руси до России» 1 класс № п/п Раздел 1 Тема КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ Всего часов 3       Теоретич. Практич. 3 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 9 1 2 1 1 2 1 1 3 6 6 12 1 2 3 Раздел 2 4 5 6 7 8 9 Раздел 3 10 11 12 13 14 15 Раздел 4 16     культуры.   красота красота представление     Русский   Эрмитаж.  природы. о   Творец.    Необходимость   проявления Нерукотворная Традиционное нерукотворности   природы. Творение. заботы человека о природном мире. Рукотворная Рукотворность как особенность культуры. Человек  – созидатель   культуры.  Святость. Творчество.  Преподобный   Серафим Саровский   и   преподобный   Сергий Радонежский:   образы   святости   в отечественной   церковной   и   светской культуре. ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ Музеи как хранилища предметов культуры.  Знакомство с сокровищами Оружейной  палаты. Евангелие. Государственная   Третьяковская   галерея. Спас   Нерукотворный.   Образы   Родины   в произведениях отечественного изобразительного искусства.   музей. Государственный Икона Государственный Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». Библиотеки – хранилища культуры.  Российская государственная библиотека.  Возникновение библиотек при храмах и  монастырях. Русские цари – основатели  крупнейших библиотек России. Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного  участия каждого человека в сохранении  общенародного достояния Представление о единстве культуры России. ВСЕГДА ЖИВОЕ Евангелие. Представление о Евангелии как  главной и древнейшей духовной книге в  России, о роли Евангелия в отечественной  культуре.  Иконы. Назначение иконы. Историческая и  художественно­эстетическая ценность  иконы для отечественной и мировой  культуры. Храмы. Общее представление о  православном храме. Понятие «храм – дом  Божий». Особенности внешнего устроения храма. Общее представление о внутреннем  устроении православного храма. Представление о православном  богослужении  как соборном общении  народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. НАША РОДИНА Россия – наша Родина. Россия – общая  Родина всех её россиян. Красота просторов  России, её историческое и культурное УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1­е, 2­е, 3­е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.  ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: 2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2­е, испр. – М.: ОПК, 2005, 2007.  3.  Бородина А. В.  История религиозной культуры и Основы православной культуры:  Концепция историко­культурологического религиозно­познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.  4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1­е, 2­е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.  Справочная литература 5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь­справочник. – М.: ОПК, 2008. Демонстрационные пособия для работы в классе 6. Бородина А. В.  История религиозной культуры:  Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ  начальной школы (1 часть программы) 1. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995. 3. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос­Пресс, Звонница, 2001. 4. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990. 5. Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999. 6. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891. 17. Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999. 18. Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято­Троице­Сергиева Лавра, 1993. 21. Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994. 22. Колокола России. / Авт.­ сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995. 23. Краткое  объяснение   всенощной,   Литургии  или   обедни,   последований   таинств,  погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991. 24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г. 25. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003. 26. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992. 28. Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000. 29. Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994. 30. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.  31. Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.  32. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004. 33. Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991. 34. Современное православное богослужение. — СПб., 1996.  35. Толковая Библия. — Стокгольм, 1987. 36. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991. 37. Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994. 38. Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993. 39. Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002. 40. Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2018