Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
доп. образование детей
7 кл—11 кл
23.01.2020
Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"
для публикации.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ГИМНАЗИЯ № 76 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НИКАНДРОВОЙ А.А.»

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(кружок)

«Школа добрых дел»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Школа добрых дел»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.

 

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации  ребёнок становится  в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной  деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон  обще­ственной жизни: отношений между группами школьников, под­держки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.  Самое главное он учится  делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума. 

 

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

 

Задачи:

1.      Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.

2.      Обучать  навыкам общественно-полезной деятельности.

3.      Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой де­ятельности.

4.      Развивать организационные и коммуникативные компетенции,  механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Содержания курса

 

  В процессе реализации программы «Школа добрых дел» преду­сматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;

- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного,  физического и  социально-нравственного здоровья;

- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

- ценность добра направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;

- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;

- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;

- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

 

3.Общая характеристика  курса

 

Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» основывается на следующих принципах.

 

 Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания     школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняю­щихся социальных условиях. Важным усло­вием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

 

Принцип природосообразности предполагает, что социаль­но-преобразующая деятельность школьников должна основы­ваться на  понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно по­лу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

 

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретиза­ций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это  и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально­-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопреде­ление в жизни.

 

Принцип культуросообразности предполагает, что соци­альная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответ­ствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

 

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей  даёт опыт жизни в обще­стве, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопо­знания, самоопределения и самореализации.

 

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-цен­ностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями.  Диалогичность воспитания не предполагает равенства меж­ду педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асиммет­ричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного пони­мания, признания и принятия.

 

Принцип патриотической направленности предусмат­ривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и исто­рии. Это предполагает исполь­зование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско­-патриотических  явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

 

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и вы­ведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - реф­лексия.

 

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Са­моопределение в социальной деятельности - процесс формиро­вания личностью собственного осмысленного и ответственно­го отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происхо­дит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

 

На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспе­чивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности  социальная проба ­– это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.

В основе идеи  - развитие нравственной позиции лич­ности, социальной активности и внимания, потребности к из­менению окружающего мира и саморазвитию.

    

В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И. П. Иванову) имеет шесть этапов:

1.     совместное решение о проведении дела;

2.     коллективное планирование;

3.     коллектив­ная подготовка;

4.     коллективное проведение дела;

5.     коллективный анализ;

6.     ближайшее последействие.

Суть технологической цепочки КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится «группа создаётся, вырабатывает, готовится, участвует, анализирует...», имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию, поддержке, помощи в соответ­ствующих групповых действиях. Группы вырабатывают пред­ложения по организации дела и выдвигают своих представи­телей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогает группам, координирует их усилия. Проведение КТД опять-таки в той или иной мере опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импрови­зацию. После окончания дела проводится совместный его анализ, организованный так, чтобы все участники могли вы­разить своё отношение, свои мнения, чувства по поводу про­шедшего события.

КТД включают школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), по­рождающую чрезвычайно значимое для школьника чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.

Знание и понимание, что такое КТД, не приводит автома­тически к органичному вплетению этой культурной формы в ткань школьной жизни. Важно научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе, хотя, безусловно, дело это вовсе не простое.  Добиваться того, чтобы КТД превратились в традицию класса, педагогу необходимо постепенно, шаг за шагом.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта,  формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.  

 

В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться  следующие формы организации внеурочной деятельности:

-        беседы;

-        встречи с  людьми различных профессий;

-        просмотр и обсуждение видеоматериала; 

-        экскурсии, поездки;

-        конкурсы;

-        выставки детских работ;

-        коллективные творческие дела;

-        праздники;

-        викторины;

-        творческие проекты, презентации;

-        мастерские подарков;

-        аукционы добрых дел;

-        трудовые десанты;

-        общественно полезные практики;

-        социально-значимые акции,

-        социальные проекты  и т.п.

 

 

 

Данная рабочая программа разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю

Количество часов по четвертям в соответствии с календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Планируемые результаты освоения обучающимися   программы внеурочной деятельности «Школа добрых дел»

  

        Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой               деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

·  приобретение школьником социальных знаний,

·  понимание социальной реальности и повседневной жизни;

·  приобретение навыков групповой работы;

·   получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

·  поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

·  способность регулировать собственную деятельность;

·  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

·  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

·   совершенствование в умениях слышать себя  и других;

·  приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка. 

 

 

 

5. Календарно-тематическое планирование   

 

 

№ занятия

Тема занятия

Практическая часть занятия

Дата проведения

1-2

Мой вклад в работу класса.

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей дежурных, цветоводов, библиотекарей

3-4

Рейд «Берегите книги»

Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков. Мелкий ремонт книг в классе.

5-6

Проект «Растения моего края»

Сбор и оформление гербариев. Презентация папки.

     7-8

Акция «Мы уважаем старших! »

Подготовка выступлений – поздравлений для бабушек и дедушек.

9-10

Проект «Учительница первая моя»

Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров

11-12

Уход за комнатными растениями в классе

Полив и опрыскивание растений. Создание каталога растений класса

   13-14

Проект "Осень разноцветная"

Подготовка поделок  из овощей и фруктов

15-16

Операция «Подарок малышам»

Изготовление пособий для наглядности  первоклассникам

17-18

«Испокон века книга растит человека»

Экскурсия в школьную  библиотеку. Знакомство с книгами.

19-20

Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

Изготовление пособий для наглядности  первоклассникам Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников.

21-22

Что значит быть бережливым?

Беседа о бережном отношении к школьному имуществу.

Создание листовок.

23-24

Операция «Чистокласс»

 Уборка класса.

25-26

Проект «Наши руки не знают скуки».

Изготовление костюмов для участников театрального кружка «В гостях у сказки»

27-28

Проект «Мои домашние животные»

Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление сочинений на  тему «Мои домашние любимцы». Презентация проектов

29-30

Акция «Покормите птиц зимою»

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период

    31-32

Работа в мастерской Деда Мороза

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

33-34

"Как трудится моя семья»

Встречи с представителями различных профессий.  Создание альбома "Профессии моих родителей»

35-36

Акция «Береги воду!»

Создание листовок. Просветительская работа среди учащихся школы.

37-38

«Книжкина больница»

Ремонт книг в библиотеке

   39-40

Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад».

Работы по подготовке рассады цветов. Отбор семян. Посадка семян. Наблюдение и т д.

41-42

Акция «Домик для птиц»

Изготовление и развешивание скворечников.

Наблюдение за птицами.

43-44

Акция «Тихая перемена»

Подготовка и организация игр для первоклассников на переменах.

45-46

Мой подарок для папы

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

47-48

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

Экскурсия в зоопарк. Агитационная работа по охране природы

49-50

Мой подарок для мамы

Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

51-52

Трудовой десант.

Уборка класса.

53-54

Проект «Наши руки не знают скуки».

Подготовка декораций для спектаклей театрального кружка «В гостях у сказок».

55-56

Акция «Хлеб всему голова!»

Экскурсия в пекарню. Просветительская работа о бережном отношении к хлебу

57-58

Операция «Спортивный праздник»

Подготовка и организация спортивных состязаний для младших школьников.

59-60

Акция «Милосердие»

Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам.

   61-62

«Акция «Белые журавлики»

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска

63-64

Акция «Подарок ветерану»

Подготовка концерта ко дню Победы.

65-66

Проект «Домашние заботы»

Анализ своих домашних обязанностей.

 Отчет «Мои домашние дела»

67-68

Копилка добрых дел.

Самоанализ деятельности данного направления.

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"

Программа внеурочной деятельности (кружок) "Школа добрых дел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020