Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Оценка 4.9
Документация
docx
биология
5 кл
26.01.2017
Программа внеурочной деятельности «Ступеньки исследования» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе.Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.
ВНЕУР 5 кл ФГОС био 16-17гг.docx
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Знаменская средняя общеобразовательная школа №1
Минусинский район, Красноярский край
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №________
от 25 августа 2016г.
Руководитель ШМО
____________
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
____________С.А.Швайгерт
______________ Н.И.Назаркина
« 31 августа 2016г.»
Приказ № 0304 81 от 01.09.2016г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Ступеньки исследования»
5 класс
Принято на педагогическом совете : 31.08.2016 г.
Разработала учитель биологии:
Жукова Ирина Михайловна 2016г. Программа внеурочной деятельности в 5 классе
«Ступеньки исследования»
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной
парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых
федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный
подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный
процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько
на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать
ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является
практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать
необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается
формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации,
определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучениепо новым
образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности.
На биологию в 5 классе выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения
лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея
создания внеурочного курса «Ступеньки исследования». До введения в действие нового
Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были
разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому
предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать
концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. При организации
процесса обучения на внеурочке в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие
аспекты:
• использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования
метапредметных универсальных действий на занятиях;
• использование личностноориентированных технологий (технология развития критического
мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс
технология, метод проектов);
• организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятияпроекта, позволяющих
школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Данный факультативный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Ступеньки исследования» соответствует целям ФГОС.
Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе.Одним из
важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является
овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на
формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знанийо
живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку
практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он
подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии.
Программа курса «Ступеньки исследования» должна не только сформировать базовые знания и
умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении
устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных
компетенций.
Цель и задачи изучения внеурочного курса «Ступеньки исследования».
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической
составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии
самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле,
неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения
организмов нашей планеты.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на
решение следующих задач:
формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в
результате деятельности человека в том числе;
формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемнойорганизации жизни, взаимосвязи
живого и неживого в биосфере;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия
деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем
необходимости рационального природопользования.
освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за
ними.
На внеурочную деятельность отводится 34 часа. Рекомендовано данное распределение часов, но
при этом учитель имеет право самостоятельно варьировать его в зависимости от уровня
подготовленности учащихся, природноклиматических условий территории и целеполагания.
Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся
знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого
занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученыхбиологов. Содержание
данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов
отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но
и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Структура программы
Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического
материала «Биология. 5 класс». На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих
практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих
курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение
содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии.
Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках
«Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Ступеньки исследования»
будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения
необходимых практических умений учащимися в процессе обучения.
Внеурочный курс «Ступеньки исследования» направлен на закрепление практического материала
изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на
развитие кругозора учащихся.
Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты;
миниконференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение
учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным
является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как
индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не
только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений,
но также комплекс общеучебных умений, необходимых для познания и изучения окружающей
среды; выявления причинноследственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений;
моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения
норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов
(обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение);
• необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,
вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия
для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов
цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и
домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные
иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса
Содержание курса
Количе
ство
часов
Дополнительная деятельность, содержание занятий.
Лабораторные и практические работы
Введение
Почувствуй себя
натуралистом
Почувствуй себя
антропологом
Почувствуй себя
фенологом
Почувствуй себя
ученым
Почувствуй себя
исследователем,
открывающим
невидимое
Почувствуй себя
цитологом
Почувствуй себя
гистологом
Почувствуй себя
биохимиком
Почувствуй себя
физиологом
Почувствуй себя
эволюционистом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Экскурсия «Живая и неживая природа» Уметь сравнивать
объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях
тел живой и неживой природы. Оформить отчеты об экскурсии
Творческая мастерская «Построение ленты времени», по
которой можно определить жизнь и занятия человека на разных
этапах его развития . Лента времени как доказательство
эволюции человек
Лабораторная работа № 1 «Составление макета этапов развития
семени фасоли» . Макет этапов развития семени фасоли
Творческая мастерская.
Работа в группах по основным методам. Наблюдаем и
исследуем. Прийти к результату, что исследование объекта
возможно с использованием разных методов
Лабораторная работа № 2 «Изучение строения микроскопа».
Таблица «Основные части микроскопа и их назначение».
Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь
рассматривать готовый микропрепарат
Творческая мастерская «Создание модели клетки из
пластилина» Модель клетки. Устанавливать основные части
клетки
Лабораторная работа № 3 «Строение тканей животного
организма» Презентация «Строение тканей своих наблюдений
под микроскопом»
Лабораторная работа № 4 «Химический состав растений» Опыты
Лабораторная работа № 5 «Исследование процесса испарения
воды листьями»
Творческая мастерская «Выяснить, откуда появляются новые
живые существа (опыт Реди)» Фотоотчет. Умение объяснять
фразу «Живое из живого» Почувствуй себя
библиографом
Почувствуй себя
систематиком
Почувствуй себя
вирусологом
Почувствуй себя
бактериологом
Почувствуй себя
альтологом
Почувствуй себя
протозоологом
Почувствуй себя
микологом
Почувствуй себя
орнитологом
Почувствуй себя
экологом
Почувствуй себя
физиологом
Почувствуй себя
аквариумистом
Почувствуй себя
исследователем
природных сообществ
Почувствуй себя
зоогеографом
Почувствуй себя
дендрологом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Творческая мастерская
«Создание картотеки
Великих естествоиспытателей»
Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой
природы для наглядного представления о многообразии живых
организмов» Конструктор Царств живой природы. Работать с
конструктором Царств живой природы. Устанавливать
причинноследственные связи об изменении облика организмов
во время эволюции
Творческая мастерская «Создание собственной фотоколлекции,
рисунки вирусов» Фотоколлекция. Выставка. Находить в
интернетресурсахфотографии
Творческая мастерская «Изготовление бактерий из подручного
материала» Защита работы. Устанавливать основные части
клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и
животных
Лабораторная работа № 6 «Строение многоклеточной
водоросли спирогиры» Рисунок. Определять особенности
строения спирогиры. Умение применить полученные знания в
реальной жизни
Лабораторная работа № 7 «Рассматривание простейших под
микроскопом» Модель простейшего из глины, пенопласта, вата.
Называть клетки – организмы, выделять их общие признаки.
Делать выводы. Пользоваться готовыми микропрепаратами
Лабораторная работа № 8 «Выращивание плесени,
рассматривание ее под микроскопом» Фотографии в
презентации. Проводить опыт, доказывающий что плесень – это
грибы. Изготавливать микропрепарат
Творческая мастерская «Подкармливание птиц зимой»
Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок
корма Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдений
Творческая мастерская. Иградомино «Кто, где живет» Создать
игру «Кто, где живет» и поиграть в начальной школе.
Определять среды жизни организмов
Творческая мастерская «Изучение влияния воды, света и
температуры на рост растений (овес)» Опыт, письменный отчет,
таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса
испарения воды листьями, что это свойства живого
Творческая мастерская «Создание макета аквариума».
Условный макет из коробки пленки из чего угодно,
внутренности. Создавать макет аквариума
Творческая мастерская «Лента природных сообществ» Лента,
миниконференция
Творческая мастерская «Распределение организмов на карте
мира, проживающих в разных природных зонах» Создать игру
путаницу и работать с картой мира. Уметь размещать организмы
по природным зонам
Экскурсия «Изучение состояния деревьев на экологической
тропе» Картотека и фотоколлаж деревьев. Научиться бережно относиться к природе. Изучить разнообразие деревьев. Уметь
называть виды деревьев
Лабораторная работа № 9 «Наблюдение за поведением
домашнего питомца» Дневник наблюдений за домашним
животным. Составить описание поведения домашнего питомца
Творческая мастерская «Знакомство и работа с легендой о
любом растении или животном» Работать с текстами легенд и
народных сказаний, посвященным живым организмам
Творческая мастерская
«Работа с изображениями останков человека и их описание»
Фотоколлаж. Работать с изображениями и описаниями
ископаемых останков человека
Творческая мастерская «Изготовление простейшего гербария
цветкового растения» Гербарий цветкового растения.
Определение органов цветкового растения и описание их
функции
Творческая мастерская. Создание биологической игротеки
«Узнай по контуру животное» Игра биологического
содержания. Дать такое описание организма, по которому
другие могли бы определить, о ком идет речь
Лабораторная работа №10 «Наблюдение за передвижением
животных» Приготовление микропрепарата. Сравнение
передвижения разных одноклеточных организмов. Делать вывод
о значении движения для животных
Лабораторная работа № 11 «Создание клумбы и правил ухода за
ней» Клумба или кашпо. Определять правила ухода за
комнатными растениями
Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по
Красной книге». Создать агитационные листки (плакаты) по
Красной книге
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Почувствуй себя
этологом
Почувствуй себя
фольклористом
Почувствуй себя
палеонтологом
Почувствуй себя
ботаником
Почувствуй себя
следопытом
Почувствуй себя
зоологом
Почувствуй себя
цветоводом
Почувствуй себя
экотуристом
Итоговое занятие –
защита
исследовательских
работ Календарно – тематическое планирование курса
Тема занятия
Количество
Основные виды
деятельности
обучающихся (УУД)
Формы
аттестации
(контроля)
№
п/
п
1
2
Дата
План
Факт
Введение
часов
всег
о
теор
ия
пра
кти
ка
Почувствуй
себя
натуралистом
1
1
Л: формирование у
детей мотивации к
обучению, о помощи
им в самоорганизации и
саморазвитии.
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
П: умения учиться
навыкам решения
творческих задач и
навыкам поиска,
анализа и
интерпретации
информации.
К: умение
координировать свои
условия с усилиями
других.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
3
4
Почувствуй
себя
антропологом
1
1
Почувствуй
себя фенологом
1
1 материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
5
6
Почувствуй
себя ученым
1
1
1
1
Почувствуй
себя
исследователем
, открывающим
невидимое 7
8
Почувствуй
себя цитологом
1
1
Почувствуй
себя
гистологом
1
1
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для 9
10
Почувствуй
себя
биохимиком
1
1
Почувствуй
себя
физиологом
1
1
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием 11
12
1
1
Почувствуй
себя
эволюционисто
м
Почувствуй
себя
библиографом
1
1
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему 13
14
Почувствуй
себя
систематиком
1
1
Почувствуй
себя
вирусологом
1
1
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации 15
16
Почувствуй
себя
бактериологом
1
1
Почувствуй
себя
альтологом
1
1
17
Почувствуй
1
1
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие себя
протозоологом
Почувствуй
себя
микологом
1
1
Почувствуй
себя
орнитологом
1
1
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
18
19 самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
20
Почувствуй
себя экологом
1
1
21
Почувствуй
себя
физиологом
1
1 Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
22
23
Почувствуй
себя
аквариумистом
1
1
1
1
Почувствуй
себя
исследователем
природных
сообществ 24
25
Почувствуй
себя
зоогеографом
1
1
Почувствуй
себя
дендрологом
1
1
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации 26
Почувствуй
себя этологом
1
1
27
Почувствуй
себя
фольклористом
1
1
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью 28
29
Почувствуй
себя
палеонтологом
1
1
Почувствуй
себя
ботаником
1
1
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять 30
Почувствуй
себя
следопытом
1
1
31
Почувствуй
себя зоологом
1
1
32
Почувствуй
1
1
различные роли в
группе
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе
Л: развитие себя
цветоводом
33
34
Почувствуй
себя
экотуристом
1
1
1
1
Итоговое
занятие –
защита
проектов
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
П: осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы
К: договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Л: развитие
познавательных
навыков учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои
знания
Р: планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации
П: добывать
необходимые знания и
с их помощью
проделывать
конкретную работу
К: учиться выполнять
различные роли в
группе Резерв – 1 час
Планируемые результаты изучения программы.
Обучающийся научится:
понимать и объяснять взаимосвязь растений с другими организмами;
классифицировать растительные сообщества по типам;
выявлять закономерности развития и смены растительных сообществ;
делать выводы о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и
влияния природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их
результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.).
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и
эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего
мнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение. 1. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибыАвтор: Мухин В. А., Издание: Феникс:
Используемая литература.
2013
2. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012
3. Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
Издание: Академия: 2012
4. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАРМедиа: 2013
5. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2007
6. Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М.,
Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство: 2006
7. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание:
Издательство МГУ: 2011
8. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание:
Академия: 2012 Технологическая карта занятия №1 Введение.
Цель занятия:Ознакомление с практической составляющей программы «Зеленая
лаборатория».Формирование представлений о результатах деятельности.
Тип занятия: групповая деятельность
Ознакомление с содержанием внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория»
Создание «Каталога наук» и оформление его в виде книжкираскладушки.
Содержание
Планируемые
результаты
Этап занятия
Погружение
Каждое
Деятельность учителя
Сегодня в конце занятия вам надо
определиться с темой проекта,
которые в итоге позволят школьникам
представить индивидуальные (или
групповые) проекты по выбранной
теме. В рамках данного курса
запланированы лабораторные работы
и практические занятия, экскурсии,
творческие мастерские, творческие
миниконференции,
проекты,
презентации.
занятие
построенона том, что ученик может
почувствовать себя в роли ученого
биолога, занимающегося различными
направлениями биологии.Главная цель
курсав том, чтобы ученик под
руководством
а
самостоятельно,
впоследствии
определял
этапы
биологического разнообразия на
Земле, неоднородность организмов в
пространстве и во времени на основе
комплексного изучения организмов
нашей
Внеурочная
деятельность «Зеленая лаборатория»
направлена
закрепление
практического материала изучаемого
на уроках биологии, на отработку
практических умений учащихся, а
также на развитие кругозора
учащихся. Каждое занятие будет
основано на какой – либо
биологической науке. Познакомимся с
этими науками:
основные
планеты.
учителя,
на
и
знания,
клеток
биологии,
изучающий
организмов. Физиология — наука
Деятельность учащихся
Используя свои
дополнительную
литературу, ресурсы Интернета учащиеся работая в
минигруппах, сами находят определения наук и
пытаются установить предмет изучения каждой из
них. Придумывают эмблему наукам в минигруппах
и защищают их. Составляют общий каталог наук,
оформляют его в виде книжкираскладушки.
Ботаника — наука о растениях. Зоология—наука,
предметом изучения которой являются
животных. Микробиология
представители царства
— наука о бактериях. Разделы микробиологии:
бактериология, вирусология. Биохимия— наука о
химическом составе
организмов.
Цитология — раздел биологии, изучающий клетки,
их строение, функции и процессы. Гистология —
раздел
строение
тканей
о
жизненных процессах. Эмбриология – наука о
Этология— дисциплина
развитии организмов.
зоологии,
изучающая
животных.
Экология — наука о взаимодействиях организмов с
окружающей средой. Антропология
наука,
занимающихся изучением
его
происхождения, развития. Бактериология — наука
о бактериях. Биогеография — наука изучает
закономерности географического распространения
и распределения организмов. Биогеоценология —
научная дисциплина, исследующая строение и
функционирование биогеоценозов. Дендрология —
раздел ботаники, предметом изучения которого
являются деревья. Систематика — научная
дисциплина, о классификации живых организмов.
Микология—наука о грибах. Морфология изучает
внешнее строение организма. Наукаоводорослях
называется альтологией.Орнитология — раздел
зоологии, посвященный изучению птиц.
Определяют свое эмоциональное состояние
поведение
человека,
Рефлексия
Прием «Острова» Технологическая карта занятия №2 по теме: Почувствуй себя натуралистом.
Цель занятия:Обобщение знаний детей о живой и неживой природе, развитие познавательных
интересов учащихся.
Тип занятия: индивидуальногрупповая деятельность
Содержание
Планируемые
результаты
Этап занятия
Мотивация
Экскурсия
себя
Ой,
ребята,
Выступление ученика.
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя, настраиваются на
работу.
Экскурсия Живая и неживая природа
Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой
и неживой природы. Оформить отчёты об экскурсии.
Деятельность учителя
Приветствую вас, вы сегодня сможете
юными
почувствовать
натуралистами.
нам
«Приглашаем юных
телеграмма:
натуралистов на ученый Совет, который
состоится сегодня на Амурском
бульваре». Нам срочно нужно идти на
ученый Совет. Но сперва вспомним
правила поведения в природе.
Я приветствую вас, мои юные друзья, на
ученом Совете. Сегодня мы послушаем
выступления юных ученых, поговорим о
живой и неживой природе, поиграем в
умные игры, составим отчет. Юные
натуралисты много знают о природе.
Поиграем в игру «Три слова»:
Зимующие птицы...
Перелетные птицы...
Домашние животные…
Дикие животные...
Животные Крайнего Севера …
Животные тропиков …
Морские обитатели …
Насекомые...
Водоплавающие птицы …
А вот и наши юные ученые, они
расскажут нам о живой и неживой
природе.
Отвечают на вопросы.
Ученик 1: Мир живой природы это растения,
животные, насекомые, птицы, рыбы. И человек,
и все живые организмы не могут жить без
воздуха, без воды, без солнца, без питания.
Живая природа это все, что растет, дышит,
питается, развивается.
Ученик 2: Неживая природа это все то, что не
дышит, не растет, не развивается. Это все, что
нас окружает звезды, луна, планеты, солнце,
горы, вода, камни, воздух и др. И человек, и
все живые организмы не могут жить без
неживой природы.
Спасибо юным ученым за сообщения.
Конечно, вы запомнили, о чем говорили
мои юные коллеги. Закончите мое
предложение.
Неживая природа это...
Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадки.
бабочка ума.
Проверим
Живая природа это...
Все живые организмы не могут жить без
…
Молодцы, а теперь загадки и вопросы
для
вашу
сообразительность.
Не птица, а с крыльями, не пчела, а над
цветами летает.
Восемь ног как восемь рук, вышивают
шелком круг
С ветки на травинку, с травинки на
былинку прыгает пружинка, зеленая
спинка
Летает, жужжит, летом ест, зимой спит
Без крыльев летят, без ног бегут, без
парусов плывут.
Физкультминутка Отдых наш физкультминутка, занимай
свои места.
Руки подняли и покачали это деревья в
лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер
сбивает росу.
Плавно руками помашем, это к нам
птицы летят.
Как они сядут, покажем, крылья мы
сложим назад.
Смотрите, газета лесных объявлений, но
без подписей. Давайте угадаем, чьи же
это объявления.
Приходите ко мне в гости. Адреса не
имею. Свой домик ношу на себе.
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто
одолжит крылья.
Я самая обаятельная и привлекательная!
Кого хочешь обману, вокруг пальца
обведу.
Уже 150 лет жду друга. Характер
положительный,
очень
медлительная.
Есть на земле огромный дом, под крышей
голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон
ручья.
Живешь в том светлом доме ты и все твои
друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в
нем.
Природою родной земли зовется этот
дом.
На этом наш ученый Совет закончил
свою работу, мы хорошо поработали,
даже немного устали.
Определите
результат своей работы и эмоциональное
состояние. А я говорю вам молодцы,
спасибо и награждаю вот этими
но
я
Продолжение
экскурсии
Рефлексия
паук
кузнечик
жук
облака
Отгадывают загадки.
улитка
змея
лиса
черепаха
Определяют результат своей работы и
эмоциональное настроение с помощью
разноцветных листочков. памятными значками.
Технологическая карта занятия №3 по теме: Почувствуй себя антропологом
Цель занятия: Развитие воображения, фантазии, чувства композиции, творческой активности,
художественно – креативных способностей; мелкой моторики и координации движений рук.
Тип занятия: индивидуальногрупповая деятельность
Содержание
Творческая мастерская Построение ленты времени, по которой можно определить
жизнь и занятия человека на разных этапах его развития
Лента времени, как доказательство эволюции человека.
Планируемые
результаты
Этап занятия
Мотивация
Погружение
Рефлексия
Деятельность учащихся
Создают рисунки, связанные с
этапами эволюции человека и его
жизни в разное время.
Выступление учащегося
Деятельность учителя
Ребята сегодня у нас урок творчества, а
творчество – это источник доброты истины и
красоты. Так давайте сядем поудобнее и
улыбнемся друг другу.
Ребята наше занятие сегодня пройдет в
форме «ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ»,
мы сегодня будем рисовать, но не просто, а
создавать ленту времени.
А теперь послушайте сказку.
Учитель предлагает ребятам рассмотреть, что
у них получилось.
Ребята, вы довольны результатом своего
труда? Молодцы! У вас все отлично
получилось. Вам понравилось
работать в ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ?
Мы сегодня, увидели, что каждый может
творить чудеса, создавать шедевры. В нашей
мастерской работали прекрасные мастера –
умельцы. Мы с вами занимались не только
интересным, но и полезным делом. А ведь так
важно, когда результат твоего труда кому –
то нужен, приносит пользу.
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.