Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
27.05.2017
Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"
Программа предусмотрена для реализации во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Программа прошла успешную апробацию в режиме эксперимента на базе МАОУ СОШ № 40 г. Томска на уровне начального общего образования, была неоднократно представлена педагогической общественности в рамках деятельности областной экспериментальной площадки для слушателей курсов повышения квалификации ТОИПКРО и в рамках деятельности стажировочной площадки федерального уровня для слушателей повышения квалификации ТГПУ.Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"
Программа ТВОРЧ. СТУДИЯ НАШ КЛАССНЫЙ ПРОЕКТ.docx
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г. ТОМСКА Рассмотрено на заседании  методического объединения  учителей начальных классов Согласовано на заседании  методического совета МАОУ  СОШ № 40 г. Томска «Утверждаю» «29» августа 2014 г. Директор МАОУ СОШ № 40 Протокол № 1от 28.08.2014г. Протокол № 1 от29.08.2014 г. ________ И.Б. Грабцевич   «ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ «НАШ КЛАССНЫЙ ПРОЕКТ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  Интеграция направлений: «Духовно­нравственного», «Общеинтеллектуального» «Общекультурного», «Спортивно­оздоровительного», «Социального» База реализации: Обучающиеся 1­4 классов Составитель: Гуренкова Елена Алексеевна,  зам. директора школы по введению ФГОС,  учитель информатики, куратор экспериментальной площадки  ТОИПКРО   Эксперт:  Роготнева Альбина Викторовна, старший преподаватель ТОИПКРО   2012 год Год корректировки программы ­ 2014 год Пояснительная записка Программа «Творческая студия «Наш классный проект»  разработана в рамках инновационной деятельности по теме «Развитие ключевых компетенций младших школьников через педагогические проекты по организации внеурочной деятельности обучающихся» и в соответствии с требованиями новых   образовательных   стандартов,   сделавших   упор   на   формирование   общеучебных   умений   и навыков,   на   использование   приобретённых   знаний   и   умений   в   практической   деятельности   и повседневной жизни. По утверждению доктора педагогических наук, профессора Е.С. Полат (ИОСО РАО): «Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы   (технологию),   которая   должна   завершиться   вполне   реальным,   осязаемым   практическим результатом, оформленным тем или иным образом.   Метод проектов всегда предполагает решение какой­то   проблемы.   Решение   проблемы   предусматривает,   с   одной   стороны,   использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая ­ конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов   как   о   педагогической   технологии,   то   эта   технология   предполагает   совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути». В   основе   разработки   программы   лежит   идея  использовать   ресурсы   урочной   и   внеурочной деятельности  для   достижения   качественного   результата   в  образовании   обучающихся   1­4  классов, используя потенциал инновационных направлений работы (как индивидуальный одного педагога, так и коллективный – группы педагогов, реализующих педагогические проекты по организации внеурочной деятельности). Объект эксперимента  ­  Система организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в МАОУ СОШ № 40. Предмет   экспериментирования   ­   Возможности   внеурочной     деятельности,   организованной через реализацию педагогических проектов, в развитии ключевых компетенций младших школьников. Продукт эксперимента ­ Модель организации внеурочной деятельности обучающихся с учётом принципа целостности педагогического процесса в соответствии с ФГОС.   обозначенная   педагогическим   проектом, Ценность   программы  в   том,   что   образовательный   процесс   в   каждом   отдельно   взятом классном   коллективе   или   сборной   группе   обучающихся   организован   в   рамках   педагогического проекта вокруг ключевой творческой совместной деятельности всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагога, социальных партнёров). Долгосрочная и значимая для каждого ребёнка   цель,   мотивирует   обучающихся   к исследовательской, проектной, творческой, социально значимой деятельности, связывающей в единое целое урок и внеурочные занятия. Цель программы: Развитие   ключевых   компетенций   и   формирование   универсальных   учебных   действий   обучающихся начальных классов. Задачи:  ­ повысить уровень развития ключевых компетенций обучающихся; ­   повысить   профессиональную   компетентность   педагогов   через   овладение   технологией педагогического проектирования, ­ гуманизировать  детско­родительские  отношения  в процессе совместной творческой деятельности. В основе программы лежит педагогическая идея включения младших школьников с учётом их интересов   и   выявленных   педагогами   особенностей   детского   коллектива   в   разнообразные   формы внеурочной деятельности по всем направлениям в соответствии с требованиями ФГОС.  Технология   педагогического   проектирования   позволяет   педагогу   осмысленно   и   системно конструировать   педагогический   процесс   в   единстве   урочной   и   внеурочной   деятельности.   В педагогическом   проекте   педагог   для   себя   формулирует   актуальность,   цели   (педагогическую   и ученическую), задачи (педагогические и ученические), определяет тему работы с детьми, по которой будет   организована   внеурочная   деятельность   обучающихся,   содержание   деятельности   детей   и родителей, функции педагога и примерное содержание реализации проекта. Организация   системно­деятельностного   подхода   требует   от   педагога   знаний   в   области возрастной психологии, владения навыками организации совместной творческой деятельности, где ребенок является полноправным участником. Вовлечение обучающихся в развивающую деятельность с   использованием  разнообразных   организационных   форм   и   учетом   индивидуальных  особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в обучении), является обязательным условием для формирования у них мировоззренческих установок и активной жизненной позиции. К тому же, есть ещё причины, которые существенно осложняют успешность обучения и социальную адаптацию детей, а именно: не всегда благоприятные детско­родительские отношения в современной семье,   нестабильная   заинтересованность   родителей   во   взаимоотношении   со   школой   и   недооценка возможности   организованной   внеурочной   деятельности   обучающихся.   В   большинстве   случаев категория этих детей характеризуется низким уровнем познавательных функций и эмоционально­ волевой   сферы.   Им   не   всегда   даётся   учёба,   но   это   не   значит,   что   ребёнок   должен   выпасть   из образовательного процесса, ему необходимо дать шанс на успех и наработку своего личного опыта. Смысл   детства   не   в   подготовке   к   будущей   жизни,   а   в   полноценном   проживании   этого   времени. Каждый ученик, даже младший школьник, является носителем собственного образа жизни: он сам вступает   во   взаимодействие   с   окружающим   миром   природы,   культуры,   информации,   людей. Программа позволяет педагогу так организовать деятельность ученика, чтобы проживание каждого дня приносило ребёнку радость познания, успех от умения применить полученные знания и желание непрерывно узнавать новое. Это требование стало основополагающим при разработке педагогических проектов в рамках данной программы. Ставя   акцент   на   организацию   внеурочной   деятельности,   программа,   прежде   всего, ориентирована на принцип целостности и гуманизации педагогического процесса, где имеет значение не только учебная деятельность, но и значительно усиливается значимость воспитательной системы школы.   Значительна   также,   возможность   включения   обучающихся   в   процессы   понимания   и преобразования  внешкольной социальной среды для приобретения  опыта реального действия, что полностью соответствует требованию ФГОС НОО нового поколения. Для того чтобы долгосрочная цель стала личностно значимой для каждого ребёнка и была им достигнута,  педагоги   создают   условия   для   возникновения   мотивов   творческой   деятельности   и внутренней потребности ребенка (“хочу”). Затем определяется «зона ближайшего развития» каждого учащегося, где он после совместного взаимодействия со сверстниками и взрослыми понимает, что он научился   действовать   самостоятельно.   К   нему   приходит   постепенное   осознание   собственных возможностей: от «хочу, могу, делаю» до «научу других».    экскурсии,   наблюдения, Деятельность   обучающихся   на   занятиях   в   рамках   каждого   педагогического   проекта   носит практико­ориентированный   характер:   выполнение   проектно­ исследовательских   заданий,  математических   расчётов  и  практических  задач,    проведение  опытов, участие в дискуссии, в конструировании, в моделировании, создание сообщений и презентаций, как сопровождение к выступлению и другие виды деятельности. Вместе с тем, эти же занятия встроены педагогом   в   содержание   педагогического   проекта   по   организации   внеурочной   деятельности обучающихся в логической последовательности шагов по достижению цели педагогического проекта. Таким   образом,   педагогический   проект   объединяет   урочную   и   внеурочную   деятельность   детей   в логической взаимосвязи и создаёт условия для сохранения целостности педагогического процесса. В рамках педагогических   проектов   предусмотрено проведение   2­3 раз в год коллективных творческих   дел   (тематические   праздники,   научно­практические   конференции,   социально­значимые акции). В процессе подготовки к этим мероприятиям учащиеся должны выполнить определенный объем творческих заданий совместно со своими родителями и другими членами семьи. На этом этапе очень важно организовать самостоятельный поиск информации учащимися, заинтересовать родителей, обеспечить ситуацию успеха для каждого участника. Самостоятельно добытые знания, преломленные через практическую деятельность, способствуют развитию у детей универсальных учебных действий и ключевых компетентностей. Совместная творческая деятельность позволяет формировать у детей осознанное подчинение себя требованиям коллектива, вырабатывает у них внутреннюю готовность к произвольному поведению, выполнению определенных правил. Это благоприятно влияет на развитие эмоционально­волевой   сферы,   на   воспитание   у   обучающихся   основ   нравственно­этического поведения. Совместная деятельность, в процессе которой родители видят личностный рост своего ребенка, позитивно влияет на формирование детско­родительских отношений. У них появляется интерес к успехам ребенка   и потребность в совместном участии в реализации педагогического проекта.  В   процессе   реализации   педагогического   проекта   работа   педагога   приобретает   системный характер. Педагог, используя технологию педагогического проектирования, осознанно конструирует педагогический процесс, целенаправленно идёт к запланированному результату, обеспечивая новое качество образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Выбор   форм   организации   деятельности   обучающихся   в   рамках   программы   задаётся следующими принципами:  Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;  Принцип возрастания роли внеурочной деятельности в достижении планируемых результатов ООП НОО;  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;  Принцип   создания   условий   для   организации   совместной   работы   обучающихся   при минимальном участии учителя;  Принцип свободы выбора направления внеурочной деятельности;  Принцип создания развивающей творческой образовательной среды для самореализации детей в деятельности. Реализация   технологии   системно­деятельностного   подхода   в   рамках   программы обеспечивается следующей системой дидактических принципов:       Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получает  знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности.  Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами реализации   проекта   на   уровне   технологии,   содержания   и   методик   с   учетом   возрастных психологических особенностей развития детей.  Принцип  целостности  –   предполагает   формирование   у   обучающихся   обобщенного системного представления об окружающем  мире: природе, обществе, самом себе, и т.д.  Принцип организации деятельности учащихся в «зоне ближайшего развития». Принцип –   предполагает   снятие   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на   занятиях доброжелательной   атмосферы,   учёт индивидуальных возможностей, способностей и интересов школьников.    ориентацию   на   педагогику   сотрудничества,  психологической   комфортности  Принцип  вариативности  предполагает   развитие   у   обучающихся   способностей   к систематическому поиску вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип  творчества  –   означает   максимальную   ориентацию   на   творческое   начало   в образовательном   процессе,   приобретение   учащимся   собственного   опыта   творческой деятельности. Алгоритм   структуры   педагогического   проекта   разработан   совместно   со   старшим   преподавателем ТОИПКРО Роготневой А.В. Данная программа легла в основу оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся   1­4 классов МАОУ   СОШ   №   40,   которая   обусловлена  интеграцией  инновационно­образовательной   и оптимизационной моделей организации внеурочной деятельности. Оптимизационная   модель  основана   на   оптимизации   всех   внутренних   ресурсов   школы   и предполагает,   что   в   её   реализации   принимают   участие   все   педагогические   работники   (учителя­ предметники,   классные   руководители,   социальный   педагог,   педагог­психолог,   учитель­логопед, воспитатель   группы   продлённого   дня,   педагог   дополнительного   образования).   При   этом координирующую роль выполняет классный руководитель, который: ­ взаимодействует с педагогическими работниками и учебно­вспомогательным персоналом, школы; ­   посредством   педагогического   проекта   конструирует   в   классе   образовательный   процесс, оптимальный   для   развития   положительного   потенциала   личности   обучающихся   в   рамках деятельности   общешкольного   коллектива,   в   единстве   урочной   и   социально­значимой,   творческой внеурочной деятельности;  Преимущества оптимизационной модели  состоят в минимизации финансовых расходов (что в период отсутствия финансирования очень актуально) на внеурочную деятельность, создании единого образовательного   и   методического   пространства   в   школе,   содержательном   и   организационном единстве всех его структурных подразделений. Инновационно­образовательная   модель  организации   внеурочной   деятельности   опирается   на деятельность стажировочной площадки ТГПУ. Инновационно­образовательная  модель предполагает тесное   взаимодействие   педагогов   школы   с   учреждениями   дополнительного   профессионального педагогического образования (ТОИПКРО), с учреждениями высшего профессионального образования (ТГПУ), научными организациями (научные музеи и библиотеки ВУЗов г. Томска), региональными и муниципальными   методическими   службами   (РЦРО,   ИМЦ),   учреждениями   культуры   и   искусства города и области (музеи, библиотеки, театры).   Преимуществами данной модели являются:  ­   актуальность   содержания   внеурочной   деятельности   школьников,   организованной   в   рамках педагогического проекта; ­   научно­методическое   сопровождение   их   реализации   (научный   руководитель   стажировочной площадки ТГПУ); ­ востребованность формируемого уникального опыта. Использование   ресурсов  данной    модели   организации   образовательного   процесса   позволяет ребёнку, не выходя из здания или за пределы территории школы, включиться в разнообразные формы   внеурочной   деятельности,   отвечающие   его   интересам   и   возможностям   и способствующим всестороннему развитию его личности. Форма организации занятий: Групповые:   в   состав   группы   входят   обучающиеся     одного   класса   или   разных   классов.   Занятия проводятся по 1­2 часа в неделю ­ в зависимости от учебного плана.  Продолжительность занятия 40 минут.  Общее количество часов в зависимости от учебного плана внеурочной деятельности в 1 кл.– 33 или 66 , во 2­4 кл. ­ 34 или 68. Темы   и   направления   авторских   педагогических   проектов,   реализуемых   в   классных коллективах, были определены совместно всеми участниками образовательного процесса:   «Детская   электронная   газета   «Сорока   ­   Белобока»»   ­   по   формированию   ИКТ­компетенций, личностных, коммуникативных и познавательных УУД (автор проекта ­ учитель информатики и ИКТ Гуренкова Е.А.);   «Зелёная   планета»   ­   по   формированию   природоохранных   компетенций,   личностных, познавательных  и коммуникативных  УУД обучающихся (автор проекта ­ учитель начальных классов Акимова И.П.);  Проект   «Интеллектуально­развивающая   игра   «Читайка»»   ­   по   формированию   читательских компетенций, личностных, познавательных  и коммуникативных  УУД обучающихся (автор проекта ­ учитель начальных классов  Запольская О.В.);  коммуникативных  УУД обучающихся (автор проекта ­ учитель начальных классов Юдина Т.В.);  «Золотые   рыбки»,   направленный   на   формирования   культуры     здорового   образа   жизни   и спортивно­оздоровительному   воспитанию   детей   (автор   проекта     учитель   физической   культуры, инструктор по плаванию Андреева Т.П.);   «Любознайки» ­ по формированию читательских компетенций, личностных, познавательных  и    «Танцевальная школа», направленный на приобщение детей младшего школьного возраста к творческой   деятельности   через   танцевальное   искусство   (авторы   проекта   –   преподаватели хореографии Кухаренко А.В., Гиро Л.В. и Морозова А.В.);    «Создание   индивидуальной   образовательной   траектории   по   английскому   языку   для обучающихся начальной школы посредством дистанционного обучения» (автор проекта – учитель английского языка Яновская С.В.);    «Подарок   родному   городу»   ­   по   формированию   ключевых   компетенций,   универсальных учебных   действий,   развитию   творческого   потенциала     и   духовно   –   нравственного   становлению младших школьников (автор проекта – учитель начальных классов Черепанова О.П.).  Педагогический   проект   «Этическая   грамматика»   по   формированию   коммуникативных   УУД, толерантности,   умений   на   практике   применять   знания   правил   этикета   (автор   проекта   ­   учитель начальных классов  Грибченко Е.Н..);    И другие педагогические проекты. Каждым педагогическим проектом предусмотрен итоговый продукт совместной деятельности детей и взрослых, например: ­ Детская электронная газета «Сорока­Белобока»; ­ Настенный журнал «Экологический вестник»; ­ Электронная книга и альбом  «Мы умеем дружить»;  ­ Проекты ­ Генеалогическое древо семьи «Семейная лента времени»; ­ Альбом «Наши семейные праздники»; ­ Семейная сказка о нравственных ценностях;  ­ Альбом «Я красивый мир творю»; ­ Выставки детского творчества; ­ Устный журнал «Неболейка»;  ­ Электронная книга о Томске; ­ Толковый словарь; ­ Альбом «Секрет нашей дружбы»; ­ Мини­проекты на английском языке; ­ Спектакли детского театра; ­ Фольклорные тематические спектакли; ­ Танцевальные композиции для участия в хореографических конкурсах; ­ Участие в экологических и социально­значимых акциях; ­ И другие продукты совместной деятельности детей и взрослых; Планируемые результаты программы: Реализация  педагогических   проектов  по  организации   внеурочной  деятельности  обучающихся предполагает: 1. Повысить   уровень   профессиональной   компетентности   педагогов   через   овладение   технологией педагогического проектирования, так как реалии сегодняшней жизни предъявляют к педагогу и его профессионализму   совершенно   другие   гораздо   более   высокие   требования:   умение   применять современные   педагогические   технологии,   организовывать   деятельность   учеников   с   учётом принципов   личностно­ориентированной   педагогики,   дифференцированного   и   индивидуального подхода; 2. Гуманизировать детско­родительские отношения в процессе совместной творческой деятельности, где будет гарантирована ситуация успеха для каждого участника педагогического процесса; 3. Повысить   уровень   развития   ключевых   компетенций   обучающихся,   которые   полноценно формируются   и   развиваются   в   процессе   совместной,   творческой,   значимой   для   ребёнка деятельности, и где он является полноценным субъектом этой деятельности.  Способы выявления промежуточных и конечных результатов: 1 Наличие продукта как результата совместной деятельности в рамках педагогического проекта; 2 Мониторинг активности и результативности  участия  младших школьников  в  творческих  выставках,  конкурсах экологических и социально­значимых акциях; 3 Мониторинг активности  участия родителей обучающихся в реализации педагогического проекта; 4 Мониторинг активности представления педагогического опыта на разном уровне; Таким   образом,   высокий   уровень   реализации   инновационных   проектов   и   направлений,   а   также использование современных образовательных технологий позволяет создать условия для повышения эффективности   образовательного   процесса   в   школе,   формирования   у   обучающихся   различных «надучебных»   личностных   компетентностей,   что   подтверждается   инновационными   результатами, публикуемыми в новостных страницах сайта школы и в зоне Достижения обучающихся.  Содержание программы Содержание   программы   складывается   из   содержания   всех   педагогических   проектов,   которые являются обязательным приложением к данной программе. Учебно­тематическое планирование   отражается в каждом педагогическом проекте. Перечень информационно – методического обеспечения Учебно­тематическое планирование Печатные пособия: 1. Словари. 2.Набор карточек с играми и заданиями. 3. Энциклопедии. 3. Набор схем и алгоритмов. 4. Комплект иллюстраций «Музейный дом». Видео ­, аудиоматериалы: 1 Энциклопедические диски; 2 Диски со сказками; 3 Диски с учебными фильмами; Цифровые ресурсы: 1. Электронные учебные пособия; Оборудование: 1 Компьютер; 2 Проектор; 3 Интерактивная доска; 4 СВ и ДВД проигрыватель. Список литературы:   Указывается в каждом педагогическом проекте. ПРИЛОЖЕНИЕ Педагогический проект «Детская электронная газета «Сорока­Белобока» http://soroka­beloboka­2.jimdo.com e­mail: soroka­[email protected] Автор: Гуренкова  Елена Алексеевна, учитель информатики и ИКТ  МАОУ СОШ № 40 г. Томск. Эксперт: Роготнева Альбина  Викторовна, ст. преподаватель ТОИПКРО, научный  руководитель эксперимантальной площадки. Сфера   реализации   предлагаемого   в   проекте   нововведения:   организация  образовательного процесса обучающихся 1­4 классов. База   выполнения   проекта:  группа   обучающихся   1­4   классов   МАОУ   СОШ   №   40   г.   Томска   в количестве от 40 человек – в перспективе неограниченное количество участников  (в зависимости от желания обучающихся участвовать в создании детской электронной газеты). Актуальность данной проектной деятельности складывается из нескольких составляющих: 1.   Актуальность   обусловлена   требованиями   ФГОС   к   результатам   освоения   обучающимися основной образовательной программы, состоящим из   личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе, как обязательная составляющая результатов ­ ИКТ – компетентность.  Развитие ИКТ ­ компетентности  в полном объёме возможно при наличии условий, которые созданы в школе: ­   в   рамках   образовательного   процесса   и   самостоятельной   работы   ученикам   обеспечен   доступ   к средствам  информационных   и  коммуникационных   технологий  (а  в школе  созданы  такие  условия: имеется   3   учебных   оборудованных   компьютерных   класса   с   выходом   в   Интернет   и   необходимой оргтехникой: принтер, сканер, ксерокс); ­   созданы   мотивационные   условия   для   творческой   деятельности   детей,   позволяющие   в природосообразной возрастным особенностям ребёнка форме организовать совместную  деятельность по созданию интересного продукта этой организованной деятельности в рамках приобретения ИКТ – компетентности (таким мотивационным условием является детская электронная газета); В   процессе   реализации   проекта   учащиеся   овладевают   самостоятельного поиска  и  обработки необходимой информации.   навыками   виртуального   общения, 2. Потребность в реализации проекта усиливается ещё и следующими обстоятельствами: ­   необходимостью   формирования   универсальных   учебных   действий   обучающихся   в   процессе образовательного процесса; ­ недооценкой возможностей внеучебной деятельности обучающихся; ­ слабой заинтересованностью родителей во взаимоотношении со школой. Метод   проектной   деятельности   позволит   реализовать   принципы   личностно­ориентированного подхода,   что   обеспечит   каждому   обучающемуся   возможность   проявить   свои   индивидуальные способности.   Совместное   участие   педагогов, учащихся   и их родителей в создании социально – значимого   продукта   гарантирует   ситуацию   успеха   для   каждого   ребенка   и   будет   способствовать формированию положительных детско­родительских отношений, развитию родительского интереса к школьным успехам детей. 3.   Огромные   потоки   информации,   которые   получает   современный   ребенок   благодаря Интернету,   телевидению,   компьютерным   играм,   кино   далеко   не   всегда   позитивно   влияют   на   его развитие   и   социализацию.   Воспитательное   и   воздействие   (не   всегда   позитивное)   этих   и   других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации ребенка.   Сегодня   существует   и   усиливается   конфликт   между   характером   присвоения   ребенком знаний   и   ценностей   в   школе   и   вне   школы.   В   настоящее   время   фактически   отсутствуют   формы совместной   социально   значимой   деятельности   между   взрослыми,   старшими   детьми,   подростками, молодежью   как   это   было   еще   несколько   десятилетий   назад.   Растущий   ребенок   не   включается   в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей   от   проблем,   которыми   живут   взрослые,   искажает   их   социализацию,   нарушает   процессы   их взросления.   Происходит   девальвация   традиционных   ценностей,   меняется   отношение   ребенка   к окружающему   миру,   к   другим   людям,   к   самому   себе.   На   первый   план   выходит   переживание   и позиционирование   себя,   вследствие   чего   в   обществе   распространяется   эгоизм,   происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни   должен   моделировать   пространство   культуры   с   абсолютным   приоритетом   устойчивых, традиционных нравственных начал. Задача учителя через уклад школьной жизни ввести ребенка в мир высокой   культуры.   Но   принять   ту   или   иную   ценность   ребенок   должен   сам,   через   собственную деятельность. Нравственные   примеры, которые ребенок видит в школьной жизни, могут активно противодействовать тем  примерам  циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское еще не окрепшее сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники  информации. Основная   идея   создания   сайта   детской   электронной   газеты   –   воспитание   базовых   ценностных ориентаций для духовно­нравственного развития обучающихся. Таким образом, актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС   к   результатам   обучения   и   воспитания   детей,   которые   предполагают   формирование   у   них ценностно­смысловых   ориентаций,   жизненных   компетенций,   привитие   здорового   образа   жизни. Реализация     данного   проекта   предполагает   интеграцию   учебной   и   внеурочной   деятельности, использование   дистанционных   форм   работы   с   детьми,   тесное   сотрудничество   с   родителями   и окружающим   социумом.   Это   позволит   создать   оптимальные   условия   для   развития   у   детей познавательной активности, ответственности, навыков взаимодействия и сотрудничества. В процессе работы над проектом школьники научатся понимать и осваивать новую информацию, быть активными и   способными   выражать   свои   мысли,   уметь   самостоятельно   принимать   решения   и   помогать   друг другу,   научатся   работать   на   компьютере,   пользоваться   электронной   почтой   и   электронными учебниками, участвовать в дистанционных конкурсах. Идея проекта Развитие   ИКТ   ­   компетентностей   и   универсальных   учебных   действий   обучающихся   посредством вовлечения   детей   в   реализацию   коллективного   проекта   «Детская   электронная   газета   «Сорока­ Белобока». Участие   в   проекте   позволяет   обучающимся   не   только   получать   знания,   необходимые   для совершенствования ИКТ – компетенций, но и способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, поскольку создание детской газеты помимо приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности предполагает: ­ понимать и осваивать новое;  ­ быть открытыми и способными выражать собственные мысли; ­ позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ­ уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, осознавать значимость чтения для личного развития, формировать потребность в систематическом чтении; ­ формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности; ­ формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе; ­ осознавать целостность окружающего мира; ­ уметь принимать решения и помогать друг другу;  ­ формулировать интересы и осознавать возможности,  Цель педагогическая Развитие универсальных учебных действий,   ИКТ   и  IT  ­компетенций у обучающихся  1­4 классов   в процессе создания   детской электронной газеты и сайта газеты.    Задачи педагогические Задачи ученические  Обеспечить доступную оборудованную и постоянно действующую            уровень площадку для свободного самовыражения обучающихся; информационно­коммуникационной, повысить познавательной,   творческой   и   социальной   компетенций обучающихся,   в   том   числе   через   организацию   тематических конкурсов метапредметного содержания; развивать навыки общения и делового сотрудничества учащихся в процессе совместной творческой деятельности;  развивать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;   формировать осознанность значимости чтения для личностного развития,  развивать  потребность в систематическом чтении; воспитывать   уважительное   отношение   к   родному   краю,   родной стране, семье, культуре, природе; повысить   уровень   заинтересованности   родителей   успехами собственного ребёнка; гуманизировать   педагогический   процесс   и   детско­родительские отношения. Участники проекта: Цель ученическая Научиться создавать электронную газету  Научиться работать в сети Интернет, в том числе создавать, отправлять и получать электронные письма;  Научиться писать статьи на различные темы;  Научиться работать со сканером;  Научиться   работать   в   разных   текстовых   и   графических редакторах;  Узнать, как стать корреспондентом газеты;  Принимать   участие   в   конкурсах   компьютерной   графики   и журналистики; Гуренкова Елена Алексеевна, учитель ИКТ  МАОУ СОШ № 40, руководитель проекта. Обучающиеся  МАОУ СОШ № 40  (1­4 классы)  ­ исполнители проекта. Родители учащихся – социальные партнеры. Положительная динамика участия обучающихся в создании электронной газеты; Стабильность выпуска очередного номера газеты: Первый год ­ не реже 1 раза в месяц; Последующие годы год – не реже 3 раз в течение 2 месяцев;  Повышение   уровня   развития   ИКТ   ­   компетенций   и   образовательной   инициативы   у   100% 1. 2. 3. Критерии оценки эффективности реализации проекта: 1. 2. • • 3. обучающихся, участвующих в реализации педагогического проекта; 4. Повышение уровня заинтересованности родителей в успешности ребёнка и степени участия родителей   в   совместной   творческой   деятельности   (с   учётом   наличия   в   семье   персонального компьютера и возможности выхода в Интернет) Материальное обеспечение проекта: Для реализации проекта имеется необходимая материально – техническая база:  Компьютерный   класс,   оснащённый   современной   мультимедийной   техникой   (12   ПК   с наушниками   и   микрофонами,   проектор,   интерактивная   доска,   сканер,   принтер,   ксерокс,   выход   в Интернет).  Механизм реализации проекта: Механизм   реализации   проекта   в   целом   заключается   в   организации   учителем   информатики   при содействии   родительского   актива   и   социальных   партнеров   открытой   образовательной   среды, способствующей   активному   участию   учеников   1­4   классов   в   проектной   деятельности   с использованием   ИКТ   ­   компетентностей   по   созданию   детской   электронной   газеты   и   участию   в образовательных событиях разного уровня. История воплощения идеи: Школьная библиотека с читальным залом и книгохранилищем; Изначально идея создания детской электронной газеты была обсуждена с обучающимися 5 классов, посещающих кружок «Мир информатики» (руководитель ­ Гуренкова Е.А.). Идея увлекла пятиклассников,   и   они   с   энтузиазмом   принялись   готовить   первый   номер   электронной   газеты. Директор   школьного   сайта   Шипуля   Л.А.   поддержала   инициативу   педагога   Гуренковой   Е.А.   и обучающихся пятых классов, и было решено разместить детскую электронную газету на сайте школы http://school­40.tomsk.ru в разделе Для вас, ребята. С сентября до мая было выпущено 13 номеров газеты. Уникальность газеты заключается в полной самостоятельности детей: ­ выбор рубрики; ­ поиск необходимой информации; ­ подбор иллюстраций и фотографий; ­ выполнение рисунков с использованием возможностей различных графических редакторов; ­ желание овладеть основами компьютерной грамотности и компьютерного дизайна для участия в создании   газеты   (в   том   числе   с   использованием   образовательного   потенциала   комплексной образовательной программы «Школьный Университет»); ­ приобретение навыков интервьюирования и написания статьи; ­ комплектование содержания каждого номера газеты; ­ контроль за периодичностью выпуска очередного номера газеты; ­ реклама продукта совместной деятельности среди одноклассников, сверстников, родителей; Педагогу   в   проекте   была   отведена   роль   консультативно­организационного   сопровождения деятельности детей (в том числе в качестве руководителя кружка «Мир информатики для обучения желающих овладеть основами компьютерной грамотности)  и посредника с администратором сайта. Анализ первых шести номеров газеты позволил выявить проблемы: ­ Дизайн не отвечал общепринятым правилам оформления газеты; ­ Отсутствовала обратная связь с читателями, а это не устраивало команду газеты; ­ Отсутствовали внешние партнёры. Для   решения   выявленных   проблем   ребята   предложили   создать   персональный   сайт   и    ://   soroka  ­  beloboka   электронный почтовый адрес газеты. В январе 2011г. сайт газеты был создан. http  e­mail: soroka­[email protected] В сентябре 2012 г. по техническим причинам первый сайт был заменён вторым http://soroka­beloboka­ 2.jimdo.com   .  jimdo    .  com  Низкая мотивация обучающихся к участию в создании электронной газеты; Отсутствие помощи со стороны взрослых в поиске путей самовыражения детей через участие в В результате был разработан единый стиль оформления страниц сайта, ребята стали более профессионально подходить к использованию шрифта в газете и общему дизайну газеты. На сайте оформлены страницы: главная, поздравления, срочные объявления  и конкурсы, наши партнёры, галерея, гостевая книга, напиши нам, все номера газеты, учись сам и другие. У команды газеты появились первые внешние партнёры – ученики города Таганрога. С помощью гостевой страницы сайта была налажена обратная связь с читателями газеты – в гостевой книге   систематически   появляются   комментарии   читателей   –   это   подтверждение   общественного признания   деятельности   детей   и   одновременно   ситуация   успеха,   мотивирующая   обучающихся   к дальнейшей активной творческой деятельности. Прогноз возможных негативных последствий • • создании электронной газеты; Способы коррекции • работы; • обучающимся в поиске путей самовыражения детей через участие в создании электронной газеты; Форма представления результатов проектной деятельности для массовой практики: Действующий сайт детской электронной газеты.  Публикации статей  в СМИ,  сборниках ТОИПКРО, печатных педагогических изданиях России. Этапы реализации проекта в рамках эксперимента № Организационный этап­сентябрь 2010 ­2011 учебного года 1 Мобилизация   творческого   потенциала   классных   руководителей   и   родителей   на   помощь Создание условий для достижения учениками ситуации успеха и общественного признания их Гуренкова Е.А. Мероприятия Исполнители 2 3 Разработка и обсуждение концепции проекта с директором и  администратором школьного сайта. Организационно­информационный  сбор учащихся. Разработка карт первичной диагностики мотивации детей к участию в  проекте и проведение диагностики. Гуренкова Е.А. Гуренкова Е.А., Кочнева Т.И.         Организационно­практический этап­сентябрь­октябрь 2010 ­2011 учебного года 1 2 3         Этап реализации проекта­октябрь 2010 года – май 2014 учебного года 1 Обсуждение с обучающимися содержания детской газеты. Создание первого номера детской электронной газеты. Организация рекламной компании. Реализация программы проектной деятельности, в том числе создание  и сопровождение собственного сайта газеты. Гуренкова Е.А. Обучающиеся 5 классов Обучающиеся 5 классов 2 3 Ежегодный анализ динамики участия обучающихся в проекте. Ежегодная рефлексия  результатов работы. 4 Аналитический этап­июнь 2013 ­ 2014 учебного года. Ежегодная корректировка проекта с учётом полученных результатов. Итоговый аналитический отчёт о результатах проектной деятельности Гуренкова Е.А. Обучающиеся 2­5 классов, социальные партнёры под  руководством  Гуренковой Е.А. Гуренкова Е.А.   Гуренкова Е.А. Обучающиеся 2­5 классов. Гуренкова Е.А. Этап реализации проекта в режиме постоянного функционирования с сентября 2014 года  1 Реализация программы проектной деятельности, в том числе  сопровождение собственного сайта газеты. 2 3 Ежегодный анализ динамики участия обучающихся в проекте. Ежегодная рефлексия результатов работы. Ежегодная корректировка проекта с учётом полученных результатов. Обучающиеся 1­4 классов, социальные партнёры под  руководством  Гуренковой Е.А. Гуренкова Е.А.   Гуренкова Е.А. Обучающиеся 1­4 классов. Гуренкова Е.А. Функции педагога Комплектование групп и расписания. Организация  и  проведение анкетирования детей с целью выявления  базовых ИКТ­компетенций обучающихся. Планирование совместной деятельности. Установка программ текстовых и графических  редакторов. Организация помощи в подборе литературы для  творческой и поисковой деятельности детей совместно с  родителями. Определение интересов  обучающихся класса.  Знакомство обучающихся с положениями конкурсов,  организованными юными журналистами  на страницах  газеты.  Планирование новых конкурсов и акций. Консультативно­практическая помощь в создании  личного адреса электронной почты с последующим  созданием, отправкой и получением писем. Консультативно­практическая помощь в создании  сообщений в гостевой книге на сайте газеты. Консультативно­практическая помощь при работе в сети  Интернет, копировании, сохранении, преобразовании  найденной информации; Консультативно­практическая помощь при работе с  фотоаппаратом и дальнейшей работе по созданию  фоторепортажей для публикации на страницах газеты. Консультативно­практическая помощь в создании  текстовых и графических файлов с помощью редакторов: Word, Paint, Notebook, Inkscape. Обеспечение юных корреспондентов отличительными  бейджами, планшетами. Консультативно­практическая  помощь в корреспондентском сопровождении  образовательных событий с дальнейшей помощью в  создании сообщений по итогам события. Консультативно­практическая помощь в организации и  проведении акций и конкурсов. Комплектование  команды жюри, разработка критериев оценки работ в  рамках конкурсов. Редактирование и открытие очередного номера газеты на 4 Этапы реализации проекта (ежегодные) Содержание деятельности детей и № родителей Организационный этап 1 Осмысление предстоящей  совместной  деятельности в рамках  проекта. Знакомство с сайтом газеты,   страницами и рубриками газеты. 2 Планирование совместной  деятельности. Практический этап 1 Анализ рубрик газеты, выбор  авторской рубрики, определение   тематики конкурсов и акций на  предстоящий учебный год. Создание личного адреса  электронной почты, отработка  навыка создания отправки и  получения электронных писем. Работа в гостевой книге: создание  сообщений. Поиск информации, иллюстраций,  создание фотографий для  размещения на страницах газеты. Создание текстов и рисунков с  помощью текстовых и графических  редакторов, сканера. Корреспондентское сопровождение  школьных образовательных событий с последующей публикацией на  страницах газеты. Организация и проведение  социально­значимых школьных  акций и конкурсов в рамках  педагогического проекта.  Создание электронной газеты не  2 3 4 5 6 7 8 9 10 реже 2­х раз в месяц. Подготовка новостных сообщений  для еженедельного  информационного обновления  сайта. Подготовка и участие  в конкурсах,  фестивалях, акциях, конференциях  разного уровня. Итоговый этап 1 Рефлексивный час. 2 Участие в финале конкурса  «Ученик года». сайте. Еженедельное информационное обновление сайта газеты. Консультативно­практическая помощь в подготовке к  участию в конкурсах, творческих выставках, фестивалях, конференциях разного уровня в рамках тематики  педагогического проекта. Подведение итогов, выбор лучшего « Юного журналиста  года »,   планирование  следующего этапа совместной  работы в рамках педагогического проекта.   Создание ситуации успеха (публичного признания  результатов детского труда) , мотивирующей  обучающихся к дальнейшему участию в реализации  педагогического проекта.  ://   soroka    .  com  ­2.  jimdo    ­  beloboka     Примерное содержание реализации проекта (ежегодное): http  e­mail: soroka­[email protected]  № 1 Мероприятия Вводное занятие.  Знакомство. Правила ТБ в  кабинете информатики и при работе за компьютером.  Анкетирование  обучающихся. Задачи Формировать навык  обеспечения безопасности при  работе за компьютером. Выявить базовый уровень  сформированности ИКТ­ компетентности обучающихся. Знакомство с действующим  сайтом газеты. Анализ  рубрик газеты. Выбор  рубрики для авторского  сопровождения. Формировать навык работы в  сети Интернет с помощью  поисковой системы. Выявить интересы  обучающихся. Ожидаемый результат Обеспечение безопасности при  работе за компьютером. Планирование педагогической  деятельности на основе  выявленного уровня  сформированности ИКТ­ компетентности.  Уверенная работа в поисковой  системе сети Интернет. Распределение обязанностей  ответственных за публикацию  материала на страницах газеты  в рамках выбранной  рубрики. Проявление умения видеть   целостность конечного  продукта и умения расставлять  тематические приоритеты при  конструировании макета газеты. Проявление умения вступать в  диалог, умение отстаивать   свою точку зрения, адекватно  принимать другие мнения. Наличие примерного  плана  проведения конкурсов и акций  на страницах газеты в течении  учебного года. Уверенное владение  2 3 4 Обсуждение макетов    каждого номера газеты. Определение  тематики  конкурсов и акций на  предстоящий учебный год. 5 Создание личного адреса  Формировать умение  расставлять  тематические  приоритеты при  конструировании макета  газеты. Формировать и  развивать умение вступать в  диалог, умение отстаивать   свою точку зрения, адекватно  принимать другие мнения. Познакомить обучающихся с  положениями конкурсов,  организованными юными  журналистами  на страницах  газеты.  Мотивировать к  планированию новых  конкурсов и акций. Формировать и развивать электронной почты,  отработка навыка создания  отправки и получения  электронных писем. Работа в гостевой книге:  создание сообщений. Поиск информации,  иллюстраций,  для  размещения на страницах  газеты. Создание фотографий для  размещения на страницах  газеты. Создание текстов и рисунков с помощью текстовых и  графических редакторов,  сканера. 6 7 8 9 10 Корреспондентское  сопровождение школьных  образовательных событий с  последующей публикацией  на страницах газеты. 11 Организация и проведение  социально­значимых  школьных акций и конкурсов в рамках педагогического  проекта.  Развивать умение выражать   свои мысли и оформлять их  письменно  (грамотно и  лаконично). Развивать умение осознанно  воспринимать и оценивать  содержание и специфику  различных текстов. Формировать и развивать  умение сохранять и  преобразовывать найденную  информацию в соответствии с  возрастными особенностями  читателей и создателей газеты. Формировать осознанность  значимости чтения для  личностного развития,   развивать  потребность в  систематическом чтении.  Научить детей пользоваться  фотоаппаратом, формировать  и развивать навык извлечения  и форматирования  фотографий для дальнейшего  размещения на сайте газеты. Формировать и развивать  навыки работы в текстовых и  графических редакторах,   работы со сканером. Формировать и развивать  компетенции журналиста  школьной газеты. Формировать регулятивные и  коммуникативные УУД:  целеполагание, планирование. 12 Создание электронной  газеты не реже 2­х раз в  месяц. 13 Подготовка новостных  Формировать регулятивные    УУД: целеполагание,  планирование. Формировать и развивать  умение обучающихся при  работе с электронной почтой. электронной почтой. Уверенное умение работы в  гостевой книге на сайте газеты. Уверенное  умение работы в  сети Интернет, умение  сохранять, преобразовывать  найденную информацию. Уверенное владение  фотоаппаратом, компьютером,  сканером, редактором Paint   при работе с фотографиями. Умение разместить фотографии в тексте, в галерее на странице  электронной газеты. Уверенное создание текстовых  и графических файлов,  сохранение их по заданному  адресу. Уверенное освещение школьных образовательных событий  на  страницах газеты, в том, числе  владение техникой  интервьюирования. Проявление желания и умения  организовать и провести  социально­значимую школьную  акцию и конкурс, в том числе  умение работать в команде  жюри, демонстрируя  объективный подход в  соответствии с критериями  оценки конкурсных работ. Публикация газеты на сайте не  реже  2­х раз в месяц. Еженедельное информационное сообщений для  еженедельного  информационного  обновления сайта. 14 Подготовка и участие  в  конкурсах, фестивалях,  акциях, конференциях  разного уровня. умения  осознанно  воспринимать окружающую  действительность и умение   видеть главное и значимое в  обыденном. Формировать и развивать  умение публичного  представления результатов  своей работы. обновление сайта газеты. Положительная динамика  участия обучающихся в  конкурсах, фестивалях, акциях, конференциях разного уровня. Алгоритм плана деятельности по созданию очередного номера газеты № 1 2 3 4 5 6 № 1 Содержание деятельности Обсуждение с обучающимися  содержания очередного номера газеты,  в том числе особой  тематической направленности  содержания (например,  праздничного номера) . Анализ выбора дизайнерского  решения. Подбор иллюстраций и  фотографий. Выполнение рисунков с  использованием возможностей  различных графических  редакторов. Создание текстовых  документов на компьютере. Создание макета газеты Творческие задания ­ Осуществить выбор рубрик;  ­ Сформулировать краткий  анонс рубрик; ­ Осуществить поиск  необходимой информации:  найти необходимые источники  информации для оригинального оформления материала статьи,  в том числе используя  возможности интервью. Разработать дизайнерское  решение праздничной рубрики. Найти интересное  иллюстративное сопровождение к текстовому документу. Воспользоваться сканером,  выполнить форматирование  отсканированных иллюстраций. Выполнить рисунки в  графическом редакторе. Создать текстовый документ с  учётом  оговорённых правил к  оформлению газеты Выбор оптимального  варианта  макета. Задачи Развивать умение осознанно  воспринимать и оценивать  содержание и специфику  различных текстов. Формировать осознанность  значимости чтения для  личностного развития,   развивать  потребность в  систематическом чтении.  Формировать и развивать  умение вступать в диалог,  умение отстаивать  свою  точку зрения, адекватно  принимать другие мнения.  Формировать дизайнерские  навыки, креативность,  оригинальность. Формировать умение выбора  иллюстративного ряда  в  соответствии с содержанием  текста. Развивать навыки уверенного  пользователя ПК. Развивать навыки уверенного  пользователя ПК. Формировать  умение  работать с информацией: поиск, анализ, сравнение, систематизация, выбор,  выводы. Развивать логические и  регулятивные УУД Пример: Создание номера газеты, посвящённого Дню Победы Содержание деятельности Задачи Творческие задания Обсуждение с обучающимися  1.Погрузить детей в тематику 1.«Мозговой штурм» ­ содержания праздничного номера  газеты. газеты 2.Организовать Коллективное планирование содержания . 2 3 4 5  6 7  8 9 Создание авторских графических рисунков  по теме газеты. Закрепить навык работы в  графических редакторах и  выполнения рисунка в  текстовом редакторе Word. Конкурсный отбор авторских  работ на тему «Война в судьбе  моей семьи». Выбор авторской графической  работы для заставки. Форматирование текстов. Форматирование графических  работ Подбор (при необходимости  фотографирование авторов  рубрик) и форматирование  фотографий для сопровождения  анонсов в оглавлении газеты. Формулирование анонсов в  оглавлении газеты. Создание макета газеты. Учить объективно  анализировать прочитанный  текст в соответствии с  объявленной тематикой. Учить объективно оценивать  представленные работы с  учётом предъявляемых  критериев. Закрепить навыки  форматирования текстовых  документов. Закрепить навыки  форматирования  графических работ. Закрепить навыки  фотографии, переноса  цифровых фото в компьютер  и форматирования  фотографий. Учить детей лаконично и  точно выражать главную  мысль содержания. Учить детей грамотно  расставлять приоритеты в  выборе информации для  размещения в газете,  опираясь на личный  читательский интерес. сформулировать свои  предложения о содержании и  оформлении праздничного  номера газеты; 2.Объявить одноклассникам о возможности принять участие в создании газеты, рассказать о  содержании. Выполнение авторских  графических работ. Сформулировать критерии  выбора работы. Сформулировать критерии  выбора работы. Подготовка текста к  публикации. Подготовка графических работ к публикации. Подготовка фото для  публикации. Разработка анонсов. Предложить и обосновать свой  вариант макета газеты.

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"

Программа внеурочной деятельности "Творческая студия "Наш классный проект"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017