Неделя русского языка в начальной школе
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на
уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к
родному слову;
- развивать интерес к изучению русского языка;
- расширять словарный запас детей.
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку, как к
учебному предмету;
- повышение общей языковой культуры.
Учитель. (Слайд 1)
Дорогие ребята, уважаемые учителя! Велик и
могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться
его красотой. Но даже всей жизни не хватит, чтобы постичь и раскрыть все тайны
языкознания. Заканчивается наша предметная неделя русского языка. Каждый день
вы получали новые задания на знание своего родного языка. Участие в
конкурсах было индивидуальным. Каждый из вас смог показать, чему он научился
и что узнал. Сегодня
мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране
Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире.
Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень
интересного. Пришло время заглянуть в кладовые нашего языка и показать свои
классные творческие задания.
Добро пожаловать на коллективно-творческое дело «Знатоки русского языка»
(Слайд 2)
Учитель;
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, Русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
1-ый ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-ой ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
3-ий ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-ый ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
Учитель:Ох и трудное это
занятие - изучение русского языка. Сколько надо запомнить слов, правил, уметь
различать звуки и буквы, части речи, части слова, знать разные орфограммы! И
впервые с этими трудностями вы сталкиваетесь, когда приходите в 1 класс. Вот и
наши первоклассники хотят рассказать вам о том, что же нового они узнали на
уроках русского языка(Слайд 3)
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ
Ученик :
Чтоб проверить безударный,
Надо слово изменить, (Слайд 4)
Ударение поставить,
Точно звук звучать заставить.
Гласные - согласные
Ученик:
Мы - не буквы, мы - звуки речи,
Изучает фонетика нас,
Мы - не буквы, мы - звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной, (Слайд 5 )
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные...согласные
Шелестеть, шептать, скрипеть, (Слайд 6)
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Алфавит.
Ученик :
Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен (Слайд 7)
Буква в нём всегда стоит
На своём особом месте.
Слог, ударение.
Ученик:
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни Маша!)(Слайд 8)
К нам явились на урок.
Сколько в слове гласных-
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Разделительный мягкий знак.
Ученик:
Перед Е, Ё, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё-
Перед Я, Ю, Е, Ё. (Слайд 9)
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Мягкий знак
Ученик:
Нет также звука - "Мягкий знак".
Но без него нельзя никак:
Ведь им кончается БУКВАРЬ (Слайд 10)
И размягчается СУХАРЬ.
(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!
Разделительный твёрдый знак
Ученик:
Твердый знак - такая штука...
В общем, нет такого звука. (Слайд 11)
Буква есть, А звука нет.
Почему? - Пока секрет.
Твёрдый знак не отдыхает
Приставку с корнем разделяет.
Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.
Ученик:
Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит, (Слайд 12)
Ждет, когда кто позвонИт.
Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду )
Надя девочка НАДЕЛА
На себя три платья смело,
Плащ надела и пальто –
Не замерзнет так никто!(Слайд 13)
Стала куклу ОДЕВАТЬ,
На прогулку собирать.
"Жарко стало - мамочки!
Снять мне что ли варежки?"
Глагол «ехать» в повелительном наклонении
Ученик:
На зеленый свет, Медведь,
Ты не ехай
И не едь.(Слайд 14)
И не ездий никогда –
ПОЕЗЖАЙ!
Запомнил?
- Да!
Долго ели тОрты–
Не налезли шОрты. (Слайд 15)
Лучше жить без тОртов;
Чем гулять без шОртов!
Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» - только с приставками.
Еду ни лОжить, ни ложИть,
Да и накласть нельзя. (Слайд 16)
А можно класть и положить –
Запомните, друзья!
Учитель:
Спасибо нашим первоклассникам за весёлую экскурсию в мир орфограмм. Мы надеемся, что вы все из знаете и умеете применять в устной и письменной речи.
А сколько народной мудрости содержится в русских пословицах и поговорках.
Какой глубокий смысл! Иногда сразу и не поймешь – что же означает эта пословица. (Слайд 17)
А вы ребята, сможете узнать о каких пословицах и поговорках вам поведают и покажут ученики 2 А класса. Смотрите внимательно. На сцену приглашается 2 А класс.
(Дети инсценируют пословицы «Семеро одного не ждут» и «В тесноте да не в обиде». Обучающиеся в зале отгадывают и дают правильное значение пословицы)
СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ. (Слайд 18)
Смысл пословицы «Семеро одного не ждут» : решает всегда большинство. Решение в любой ситуации принимается всегда, исходя из интересов большинства. Интересы семерых - важнее интересов одного. Иногда пословица говорится тогда, когда многие не хотят (не могут) ждать одного, или тому, кто заставляет многих ждать себя.
В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ :(Слайд 19)
Смысл пословицы: небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного. Если люди дружны, теснота не раздражает и не мешает им. Пословица говорится, когда где-либо собирается слишком много народу, но люди мирятся с теснотой, оставаясь доброжелательными друг к другу.
Учитель: Спасибо ученикам 2 А класса и нашим зрителям. А теперь давайте поиграем. Попробуете по рисунку расшифровать пословицу и назвать её.
Слайд 20 – У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.
Слайд 21 – СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ
Слайд 22 – ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ
Слайд 23 – Игра «Давайте вспомним»
Учитель:
По началу пословицы вспомните её окончание:
«НЕ ОТКЛАДЫВАЙ НА ЗАВТРА ТО, ………..» (что должен сделать сегодня»
«ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ………………………..» (люби и саночки возить)
«НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, ……………………..» (а имей сто друзей)
«НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ – САМ…………….» ( в неё попадешь»
Учитель: Молодцы ребята. Скажите, пожалуйста, а вы слышали такое слово ИДИОМА? А вот первоклассники нам сейчас об этом и расскажут(Слайд 24)
Ученик:
Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что у вас не все, мол, дома…
Отвечайте:
- Я и брат!
Ученик:
В голове у вас солома
Или каша в голове –
Это тоже идиома,
А, точнее, целых две.
Ученик:
Фразу «взяли ноги в руки»
Умный правильно поймет.
И хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.
Ученик:
Кто-то долго тыкву чешет,
Не поймет, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Чтоб навесить всех собак.
Ученик:
Идиомы – это фразы,
Смысл которых – между строк,
Вы поймете это сразу,
Если варит котелок.
Учитель:
Ребята, какие идиомы вы услышали в словах первоклассников? Что они обозначают? (Отвечают дети из зала)
Слово «идиома» мы редко используем в нашей речи, нам с вами более знакомо слово-синоним – «фразеологизм». (Слайд 25)
А вот как у нас варят котелки, мы сейчас и проверим. Ребята 3-4 классов приготовили небольшие сценки-фразеологизмы. А вы постарайтесь отгадать, о каком фразеологизме идет речь.
(Обучающиеся показывают сценки, дети отгадывают и говорят значение фразеологизма)
3 А класс
(Слайд 26.)
БЕЛАЯ ВОРОНА - Человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих
(Слайд 27)
ДОВЕСТИ ДО БЕЛОГО КАЛЕНИЯ - Приводить всостояние крайнего раздражения, полной потери самообладания.Выводить/вывести из себя, выводить/вывести из терпения.
3 Б класс
(Слайд 28)
ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ -Очень аккуратно относиться к своим словам, не говорить лишнего.
(Слайд 29)
ШАПКАМИ ЗАКИДАТЬ - Предположение легкой победы над кем-то.
4 А класс
(Слайд 30)
ВЕШАТЬ ЛАПШУ НА УШИ - Лгать, обманывать кого-либо.
(Слайд 31)
ПЕРЕЛИВАТЬ ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ - Заниматься чем-либо бесполезным; бесцельно тратить время.Попусту тратить время на бесполезные разговоры.
4 Б класс
(Слайд 32)
НЕ ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ- не следует разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми, или тайны узкого круга лиц.
(Слайд 33)
ДЕРЖАТЬ КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ -Испытывать тайное недоброжелательство по отношению к кому-либо; таить злобу против кого-либо.
4 В класс
(Слайд 34)
СЧИТАТЬ (ЛОВИТЬ)ВОРОН - Быть невнимательным, не проявлять быстрой реакции на что-либо.Ничем не заниматься, бездельничать.
(Слайд 35)
ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЁТ -означает возможность отыскать нужное место если не при помощи собственных знаний, то обязательно благодаря доброжелателям, которые встретятся на пути.
Учитель:
Спасибо всем нашим артистам и зрителям. Вы молодцы. Очень надеемся, что в жизни вы правильно будете применять в своей речи эти фразеологизмы. Чтобы вам, ребята, было легче изучать русский язык придумали очень много интересных игр с буквами и словами. Это и кроссворды, и крестословицы, и пиктограммы, и анаграммы, палиндромы, ребусы, шарады и многие другие. Давайте немного вспомним о них и поиграем (Слайд 36)
ШАРАДА – это загадка, чаще всего составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Первые шарады появились во Франции в VI веке, российская история этих затей началась только в XVIII веке. (Слайд 37)
Отгадайте шарады:
Корень мой найдешь в ЦЕНе, (Слайд 38)
В Очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадКе все встречают,
Окончание, как в слове сказкА.
Вся же в дневнике я и в журнале.
Правильно, это ОЦЕНКА. Мы надеемся, что по русскому языку у вас будут только оценки «4» и «5»
(Слайд 39)
РЕБУС –это шифровка, носящая развлекательный характер. Ребусом может быть и рисованная загадка. В ребусах текст зашифровывается с помощью рисунков, предметов, букв, цифр и т.д.
Отгадайте ребусы (Слайд 40)
Ещё одна интересная игра со словами – это АНАГРАММЫ (Слайд 41)
Эти игры связаны с перестановкой букв в слове. Нужно так перемешать буквы (не прибавляя и не выбрасывая ни одной), чтобы получилось новое слово. Например АИСТ – СТАИ, САНИ – АНИС, КАБАН- БАНКА. Понятно? А теперь попробуйте сами решить анаграммы.
Анаграммы (Слайд 42)
Ответы: ЯМКА - МАЯК
ФАРА – АРФА
УДАР – РУДА
ПАЛАШ – ШПАЛА
СТАИ – АИСТ
СТУК – КУСТ
А теперь по первым буквам слов-отгадок сложите фамилию известного детского писателя (МАРШАК) (Слайд 43)
И последняя игра, в которую мы поиграем – это МЕТАГРАММЫ (Слайд 44)
Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву)
Другим.
Попробуете отгадать:
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас не утаю,
Тоже в классе я стою.
Учитель: Вот и подошел наш праздник к завершению. Спасибо всем обучающимся, учителям и воспитателям за творческую работу, за смекалку. Давайте вместе постигать тайны нашего прекрасного языка. (Слайд 45)
Ученик
Язык наш прекрасный –
богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык! (Слайд
46)
Судьба свела нас с
величайшим в мире
С красивым, умным, Русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
Его нам завещали предки,
И им владеем мы сейчас,
Поэтому должны и взрослые и детки
Приумножать его богатство много раз.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей,
русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно,
И не сможет, верю, умереть!
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!
Язык наш прекрасный –
богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Язык наш прекрасный –
богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.