Коллективно-творческое дела "Знатоки русского языка"
Оценка 4.8

Коллективно-творческое дела "Знатоки русского языка"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
09.06.2017
Коллективно-творческое дела "Знатоки русского языка"
Публикация является частью публикации:
КТД Знатоки русского языка.docx

Неделя русского языка в начальной школе

Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к изучению русского языка;
- расширять словарный запас детей.
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку, как к учебному предмету;
- повышение общей языковой культуры.

Учитель. (Слайд 1)
Дорогие  ребята, уважаемые учителя! Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Но даже всей жизни не хватит, чтобы постичь и раскрыть все тайны языкознания. Заканчивается  наша предметная неделя русского языка. Каждый день вы   получали   новые задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах  было  индивидуальным. Каждый из вас смог  показать, чему он научился и  что узнал.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. Пришло время заглянуть в кладовые нашего языка и показать свои  классные  творческие задания.

Добро пожаловать на коллективно-творческое дело «Знатоки русского языка»

(Слайд 2)

 

Учитель;

Судьба свела нас с величайшим в мире 
С красивым, умным, Русским языком. 
Пусть разливается по свету он всё шире 

И будет, словно в море маяком. 

 

1-ый ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,   

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

 

2-ой  ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

 

3-ий  ученик:

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

 

4-ый ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!

 

Учитель:Ох и трудное это занятие - изучение русского языка. Сколько надо запомнить слов, правил, уметь различать звуки и буквы, части речи, части слова, знать разные орфограммы!  И впервые с этими трудностями вы сталкиваетесь, когда приходите в 1 класс. Вот и  наши первоклассники   хотят рассказать вам о том, что же нового они узнали на уроках русского языка(Слайд 3)

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ

Ученик :

Чтоб проверить безударный,                                      

Надо слово изменить,                  (Слайд 4)

Ударение поставить,          

Точно звук звучать заставить.

 

Гласные - согласные

Ученик:

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Изучает фонетика нас,

Мы - не буквы, мы - звуки речи,  

Произносят и слышат нас.                

Дыхание свободно в каждой гласной, (Слайд  5 )

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные...согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть, (Слайд  6)

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 

Алфавит.

Ученик :

Что такое алфавит?

 Вам, ребята, он известен (Слайд 7)

Буква в нём всегда стоит

На своём особом месте.

Слог, ударение.

 

Ученик:

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни Маша!)(Слайд  8)

 К нам явились на урок.

 

Сколько в слове гласных-

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

 

Разделительный мягкий знак.

 

Ученик:

Перед Е, Ё, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё-

Перед Я, Ю, Е, Ё. (Слайд  9)

 

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Мягкий знак

 

Ученик:

Нет также звука - "Мягкий знак".

Но без него нельзя никак:

Ведь им кончается БУКВАРЬ (Слайд  10)

И размягчается СУХАРЬ.

(Какой бы это был кошмар,

Когда бы грызли мы СУХАР!

 

Разделительный твёрдый знак

 

Ученик:

Твердый знак - такая штука...

В общем, нет такого звука. (Слайд 11)

Буква есть, А звука нет.

Почему? - Пока секрет.

Твёрдый знак не отдыхает

Приставку с корнем разделяет.

 

Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.

Ученик:

Мой сосед-незнайка стонет,

Телефон его не звОнит.

Аппарат-хитрец молчит, (Слайд 12)

Ждет, когда кто позвонИт.

 

Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду )

Надя девочка НАДЕЛА

На себя три платья смело,

Плащ надела и пальто –

Не замерзнет так никто!(Слайд  13)

Стала куклу ОДЕВАТЬ,

На прогулку собирать.

"Жарко стало - мамочки!

Снять мне что ли варежки?"

 

Глагол «ехать» в повелительном наклонении

 

Ученик:

На зеленый  свет, Медведь,

Ты не ехай

И не едь.(Слайд  14)

И не ездий никогда –

ПОЕЗЖАЙ!

Запомнил?

- Да!

 

 

Долго ели тОрты–

Не налезли шОрты. (Слайд  15)

Лучше жить без тОртов;

Чем гулять без шОртов!

 

 

Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» - только с приставками.                                                         

Еду ни лОжить, ни ложИть,

Да и накласть нельзя. (Слайд  16)

А можно класть и положить –

Запомните, друзья!

 

Учитель:

Спасибо нашим первоклассникам  за весёлую экскурсию в мир орфограмм. Мы надеемся, что вы все из знаете и умеете применять в устной и письменной речи.

А сколько народной мудрости содержится в  русских пословицах и поговорках. 

Какой глубокий смысл! Иногда сразу и не поймешь – что же означает эта пословица.                 (Слайд 17)

 А вы ребята, сможете узнать о каких пословицах  и поговорках вам поведают и покажут ученики 2 А класса. Смотрите внимательно. На сцену приглашается 2 А класс.

 

(Дети инсценируют  пословицы «Семеро одного не ждут» и «В тесноте да не в обиде». Обучающиеся в зале отгадывают и дают правильное значение пословицы)

 

 

 

СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.   (Слайд 18)

Смысл пословицы «Семеро одного не ждут» : решает всегда большинство. Решение в любой ситуации принимается всегда, исходя из интересов большинства. Интересы семерых - важнее интересов одного. Иногда  пословица  говорится тогда, когда многие не хотят (не могут) ждать одного, или тому, кто заставляет многих ждать себя.

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ :(Слайд 19)

Смысл пословицы: небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного. Если люди дружны, теснота   не раздражает  и  не мешает  им. Пословица говорится, когда где-либо собирается слишком много народу, но люди мирятся с теснотой, оставаясь доброжелательными друг к другу.

 

Учитель: Спасибо ученикам 2 А класса и нашим зрителям. А теперь давайте поиграем. Попробуете по рисунку расшифровать пословицу и назвать её.

 

Слайд 20 – У СЕМИ НЯНЕК  ДИТЯ  БЕЗ  ГЛАЗУ.

 

Слайд 21 – СЕМЬ РАЗ  ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ  ОТРЕЖЬ

 

Слайд  22 – ЗА  ДВУМЯ  ЗАЙЦАМИ  ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ

 

Слайд 23 – Игра  «Давайте вспомним»

Учитель:

По началу пословицы вспомните её окончание:

«НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ НА ЗАВТРА  ТО, ………..» (что должен сделать сегодня»

«ЛЮБИШЬ  КАТАТЬСЯ, ………………………..» (люби и саночки возить)

«НЕ ИМЕЙ  СТО  РУБЛЕЙ, ……………………..» (а имей сто друзей)

«НЕ РОЙ  ЯМУ  ДРУГОМУ – САМ…………….» ( в неё попадешь»

 

Учитель: Молодцы ребята. Скажите, пожалуйста, а вы  слышали такое слово  ИДИОМА?  А вот первоклассники  нам сейчас   об  этом и расскажут(Слайд 24)

 

Ученик:

Что такое идиома?

Если люди говорят,

Что у вас не все, мол, дома…

Отвечайте:

- Я и брат!

 

Ученик:

В голове у вас солома

Или каша в голове

Это тоже идиома,

А, точнее, целых две.

 

 

 

 

Ученик:

Фразу «взяли ноги в руки»

Умный правильно поймет.

И хватать себя за брюки

Будет только  сумасброд.

 

Ученик:

Кто-то долго тыкву чешет,

Не поймет, чудак, никак,

Что собак не надо вешать,

Чтоб навесить всех собак.

 

Ученик:

Идиомы – это фразы,

Смысл которых – между строк,

Вы поймете это сразу,

Если варит котелок.

 

Учитель:

Ребята, какие идиомы вы услышали в словах первоклассников? Что они обозначают? (Отвечают дети из зала)

Слово  «идиома»  мы редко используем в нашей речи, нам   с вами более знакомо слово-синоним – «фразеологизм». (Слайд  25)

А вот как у нас варят котелки, мы сейчас и проверим. Ребята 3-4 классов приготовили небольшие сценки-фразеологизмы. А вы постарайтесь отгадать, о каком фразеологизме идет речь.

(Обучающиеся показывают сценки, дети отгадывают и говорят значение фразеологизма)

3 А класс

(Слайд 26.)

БЕЛАЯ  ВОРОНА - Человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих

 

(Слайд  27)

ДОВЕСТИ  ДО  БЕЛОГО  КАЛЕНИЯ  - Приводить всостояние крайнего раздражения, полной потери самообладания.Выводить/вывести из себя, выводить/вывести из терпения.

3 Б класс

 

(Слайд 28)

ДЕРЖАТЬ  ЯЗЫК  ЗА  ЗУБАМИ -Очень аккуратно относиться к своим словам, не говорить лишнего.

 

(Слайд 29)

ШАПКАМИ  ЗАКИДАТЬ - Предположение легкой победы над кем-то.

 

 

4 А класс

 

(Слайд 30)

ВЕШАТЬ  ЛАПШУ  НА  УШИ - Лгать, обманывать кого-либо.

 

(Слайд 31)

ПЕРЕЛИВАТЬ  ИЗ  ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ - Заниматься чем-либо бесполезным; бесцельно тратить время.Попусту тратить время на бесполезные разговоры.

 

4 Б класс

 

(Слайд 32)

НЕ  ВЫНОСИТЬ  СОР  ИЗ  ИЗБЫ- не следует разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близки­ми людьми, или тайны узкого круга лиц.

 

(Слайд  33)

ДЕРЖАТЬ  КАМЕНЬ  ЗА  ПАЗУХОЙ -Испытывать тайное недоброжелательство по отношению к кому-либо; таить злобу против кого-либо. 

4 В класс

(Слайд 34)

СЧИТАТЬ (ЛОВИТЬ)ВОРОН - Быть невнимательным, не проявлять быстрой реакции на что-либо.Ничем не заниматься, бездельничать.

(Слайд 35)

ЯЗЫК  ДО  КИЕВА  ДОВЕДЁТ -означает возможность отыскать нужное место если не при помощи собственных знаний, то обязательно благодаря доброжелателям, которые встретятся на пути.

Учитель:

Спасибо  всем  нашим артистам и зрителям. Вы молодцы. Очень надеемся, что в жизни вы правильно будете применять в своей речи эти фразеологизмы. Чтобы вам, ребята, было легче изучать русский язык придумали  очень много интересных игр с буквами и словами. Это и кроссворды, и крестословицы, и пиктограммы, и анаграммы, палиндромы, ребусы, шарады и многие другие. Давайте немного вспомним о них и поиграем (Слайд 36)

ШАРАДА – это  загадка, чаще всего   составленная в  стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Первые шарады появились  во Франции в VI веке, российская история этих  затей  началась  только в  XVIII веке. (Слайд 37)

 

 

Отгадайте шарады:

Корень мой найдешь в ЦЕНе, (Слайд 38)

В Очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадКе все встречают,

Окончание, как в слове сказкА.

Вся же в дневнике я и в журнале. 

Правильно, это ОЦЕНКА. Мы надеемся, что по русскому языку у вас будут только оценки «4» и «5»

(Слайд 39)

РЕБУС –это шифровка, носящая  развлекательный  характер. Ребусом может быть и рисованная загадка. В ребусах текст  зашифровывается с помощью рисунков, предметов, букв, цифр и т.д.

Отгадайте ребусы  (Слайд 40)

Ещё одна интересная игра  со словами – это АНАГРАММЫ (Слайд 41)

Эти игры связаны с перестановкой букв в слове. Нужно так перемешать буквы (не прибавляя  и  не выбрасывая ни одной), чтобы получилось новое слово. Например АИСТ – СТАИ,  САНИ – АНИС, КАБАН- БАНКА. Понятно? А теперь попробуйте сами решить анаграммы.

Анаграммы (Слайд 42)

Ответы:          ЯМКА -  МАЯК

                        ФАРА – АРФА

                        УДАР – РУДА

                        ПАЛАШ – ШПАЛА

                        СТАИ – АИСТ

                        СТУК – КУСТ

А теперь по первым буквам слов-отгадок сложите фамилию известного детского писателя   (МАРШАК)  (Слайд 43)

И последняя игра, в которую мы поиграем – это МЕТАГРАММЫ (Слайд  44)

Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву)

Другим.

 

Попробуете отгадать:

С  К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П – от вас не утаю,

Тоже в классе я стою.

 

Учитель: Вот и подошел наш праздник к завершению. Спасибо всем обучающимся, учителям и воспитателям за творческую работу, за смекалку. Давайте вместе постигать тайны нашего прекрасного языка.  (Слайд 45)

 

Ученик

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!            (Слайд 46)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судьба свела нас с величайшим в мире 
С красивым, умным, Русским языком. 
Пусть разливается по свету он всё шире 
И будет, словно в море маяком. 

Его нам завещали предки, 
И им владеем мы сейчас, 
Поэтому должны и взрослые и детки 
Приумножать его богатство много раз.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен, 
Суров и нежен, многолик, 
Во всех мелодиях искусен 
Наш удивительный язык. 


Много языков на свете разных - 
Выучить их все не смог бы я, 
Все они по-своему прекрасны, 
В каждом есть изюминка своя. 

Говорят в Париже по-французски, 
По-немецки говорит Берлин; 
Мне же дорог мой, привычный, русский, 
Для меня родной лишь он один. 

Мелодичный, гибкий и певучий, 
С детства он меня очаровал, 
И не зря великим и могучим 
Наш язык Тургенев называл. 

Развиваясь быстро, динамично, 
Впитывая разные слова. 
Новое воспринимал отлично, 
Но и мудрость предков в нём жива. 


Да и только нашей, русской речью 
Можно Русь привольную воспеть! 
Будет жить язык наш русский вечно,
И не сможет, верю, умереть! 

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Неделя русского языка в начальной школе

Неделя русского языка в начальной школе

Горького зоркость, бескрайность

Горького зоркость, бескрайность

Ученик: Дружат гласные с согласной,

Ученик: Дружат гласные с согласной,

Надеть (что?) одежду; одеть (кого?)

Надеть (что?) одежду; одеть (кого?)

СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ. (Слайд 18)

СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ. (Слайд 18)

Ученик: Фразу «взяли ноги в руки»

Ученик: Фразу «взяли ноги в руки»

А класс (Слайд 30) ВЕШАТЬ

А класс (Слайд 30) ВЕШАТЬ

Отгадайте шарады: Корень мой найдешь в

Отгадайте шарады: Корень мой найдешь в

Попробуете отгадать: С К я в школе на стене,

Попробуете отгадать: С К я в школе на стене,

Судьба свела нас с величайшим в мире

Судьба свела нас с величайшим в мире

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Язык наш прекрасный – богатый и звучный

Язык наш прекрасный – богатый и звучный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017