Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Оценка 4.6
Мероприятия +1
docx
русская литература +1
5 кл—6 кл
08.12.2017
Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе
Программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе рассчитана на 110 часов и имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5–6 классов в рамках реализации ФГОС ООО. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловле-на важностью создания условий для формирования у учащихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ученика. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования лично-сти, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов вто-рого поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополни-тельных знаниях, и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и литературы и потребностями учащихся реализо-вать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ученика и формирование универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, развития интеллекта, приоб-ретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа рассчитана на учащихся 11–13 лет.
Программа внеурочной деятельности.docx
Направление программы: общеинтеллектуальное  для учащихся      5­6      классов срок реализации программы      2016­2017      учебный год Авторы программы:  учитель русского языка и литературы Крылова Т.А.,  учитель русского языка и литературы Антонова И.В. Сыктывкар, 2016 1 Наименование программы Разработчик программы Исполнитель программы Цель программы Основные задачи программы Новизна программы       1. Паспорт программы Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе Учитель русского языка и литературы Крылова Т.А. Учитель русского языка и литературы Антонова И.В. Учащиеся 5­6 классов МАОУ «СОШ №16 г. Сыктывкара» Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования   его   коммуникативных   и   социальных   навыков через   игровую   и   проектную   деятельность;   развитие эмоциональной   сферы,   воспитание   нравственных   качеств, развитие   артистических   способностей,   творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исследования.  повысить   мотивацию   учащихся   за   счет   нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; активизировать   участие     учащихся   в   интеллектуально­ творческих   мероприятиях   по   русскому   языку   и литературе; сформировать   умения   учащихся   работать   с разноплановыми источниками; развивать   творческое   мышление   учащихся, познавательную   активность, культурному, литературному наследию и родному языку   их   интерес   к   мировому   информатизации,   ускорения Процессы   глобализации, внедрения   новых   научных   открытий,   быстрого   обновления знаний   и   профессий   выдвигают   новые   требования   к подготовке  выпускников  школы. Новые  социальные запросы определяют   цели   образования   как   общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся. Важнейшей   задачей   современной   системы   образования является   формирование   совокупности   «универсальных учебных   действий»   (УУД),   обеспечивающих   компетенцию «научить   учиться»,   а   не   только   освоение   учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.   Особенностью   данной   программы   является направленность   на   формирование   универсальных   учебных действий у учащихся. общая и качественная успеваемость; участие в олимпиадах; занятие   в   кружках   по   предметам   «Русский   язык», «Литература»; сформированность универсальных учебных действий: умение работать с дополнительными источниками; умение планировать   работу;   рационально   организовывать   её выполнение;   осуществлять   самоконтроль,   работать   в заданном темпе; высокий уровень развития мыслительных 2 Основные индикативные показатели программы: мотивационно­целевой когнитивный   деятельностно­практический эмоционально­волевой Критерии эффективности            операций; сформированность   умений   по   русскому   языку   и литературе; сформированность   умений   работать   индивидуально, коллективно; уровень понимания материала; интерес   к   содержанию   усвоенных   знаний;   интерес   к самому   процессу   учебной   деятельности;   стремление проникнуть в сущность явлений; инициативность; способность   генерировать   идеи,   выдвигать   гипотезы  при решении проблемы; способность   удовлетворять   познавательный   интерес   при помощи различных источников внеучебной деятельности. способность   осуществлять   перенос   знаний,   умений   и навыков; самостоятельное   использование   знаний,   умений   для решения новых задач; умение выполнять сложные задания; способность   формулировать   вопросы, учителю, товарищу; стремление поделиться знаниями, умениями;   задаваемые   способность к преодолению познавательных интересов;  стремление к лидерству, интерес к деятельности;  эмоциональные переживания;  наличие положительной мотивации в урочной и внеурочной деятельности;  наличие установки на творчество.  Увеличение   количества   учащихся,   участвующих   во внеурочной   деятельности   по   предметам   «Русский   язык»   и «Литература»: Показатели: 0 баллов – 1 балл ––– 2 балла –– количество   учащихся,   участвующих   во  внеурочной деятельности снижается; доля   учащихся,   участвующих   во   внеурочной деятельности стабильна; доля   учащихся,   участвующих   во   внеурочной деятельности увеличивается (позитивная динамика). отрицательная динамика; стабильная динамика; положительная динамика.  Наличие   участие   в   олимпиадах,   конференциях   и   других мероприятиях по внеурочной деятельности: Показатели: 0 баллов – 1 балл ––– 2 балла ––  Наличие   призовых   мест   в   олимпиадах,   конференциях   и других мероприятиях по внеурочной деятельности: Показатели: 0 баллов – 1 балл ––– 2 балла –– 3 балла –– отсутствие призовых мест; призовые места (школьный уровень); призовые места (муниципальный уровень); призовые места (республиканский уровень); 3 4 балла –– призовые   места   (всероссийский/международный уровень). 4 2. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе рассчитана на 110 часов и имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5–6 классов в рамках реализации ФГОС ООО. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью   создания   условий   для   формирования   у   учащихся   коммуникативных   и   социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ученика.                  Программа обеспечивает   развитие   интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей   у   учащихся,   необходимых   для   дальнейшей   самореализации   и   формирования личности, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.  Программа   составлена   с   учетом   требований   федеральных   государственных   стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет   противоречия   между   требованиями   программы   и   потребностями   учащихся   в устранить   дополнительных   знаниях,   и   применении   полученных   знаний   на   практике;   условиями   работы   в классно­урочной системе преподавания русского языка и литературы и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна   из   основных   задач   образования   по   стандартам   второго   поколения   –   развитие   универсальных   учебных   действий,   таких   как способностей   ученика   и   формирование   целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных   на   вовлечение   учащихся   в   динамичную   деятельность,   развития   интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа рассчитана на учащихся 11–13 лет. 5 3. Характеристика внеурочной деятельности по русскому языку и литературе В   соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным   стандартом   основного общего   образования   (ФГОС   ООО)   основная   образовательная   программа   реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.  Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность,   осуществляемую   в   формах   отличных   от   классно­урочной,   и   направленную   на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.  При   отборе   содержания   и   видов   деятельности   по   каждому   направлению   внеурочной деятельности   учитываются   возрастные   особенности   и   познавательные   возможности   учащихся, специфика   курсов   и   необходимость   достижения   общих   целей   основного   общего   образования, интересы   и   потребности   детей,   пожелания   родителей,   опыт   внеаудиторной   и   внеурочной деятельности педагогов.  Цели и задачи внеурочной деятельности  Цель:  создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора, постижения духовно­нравственных ценностей и культурных традиций.  Задачи:   обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;   создание   условий   в   рамках   возможностей   образовательного   учреждения)   для   реализации приобретенных знаний, умений и навыков;   выявление   интересов,   склонностей,   способностей,   возможностей   обучающихся   к   различным видам деятельности;  развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;   развитие  опыта   неформального  общения,  взаимодействия,   сотрудничества,  расширение  рамок общения с социумом. Содержание  программы   внеурочной   деятельности   по   русскому   языку   и   литературе нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества. Стимулирование   познавательного   интереса   к   предмету   достигается   как   включением   в содержание занимательных фактов, так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в  ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего, относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение. Личностные, предметные и метапредметные результаты   Освоение  детьми  программы  внеурочной  деятельности  по  русскому  языку  и  литературе направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. ЛИЧНОСТНЫЕ, включающие готовность и способность обучающихся  к саморазвитию  и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной   деятельности,   системы   значимых   социальных   и   межличностных   отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их   использования   в   учебной,   познавательной   и   социальной   практике,   самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; 6 ПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания   в   рамках   учебного   предмета,   его   преобразованию   и   применению   в   учебных,   учебно­ проектных и социально­проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Личностные результаты:  ­   открыто   выражать   и   отстаивать   свою   позицию,   критичность   к   своим   поступкам   и   умение адекватно их оценивать;  ­ целеустремлённо и настойчиво  идти к достижению своей цели, быть готовым к преодолению трудностей;  ­ проявлять толерантность и противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; ­ формирование основ моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Метапредметные результаты: ­ регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; ­ составлять план и последовательность своих действий;  ­   самостоятельно   составлять   алгоритм   деятельности   при   решении   проблем   творческого   и поискового характера;  ­ уверенно использовать различные средства и инструменты самостоятельной работы по созданию индивидуального продукта; ­ самостоятельно планировать поиск информации в соответствии с планом деятельности;  ­ выбирать информационные источники, систематизировать информацию;  ­ на основе анализа и обобщения полученных результатов делать выводы; ­ извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;  ­ использовать речь для регуляции своего действия;  ­ задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;  ­ участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; ­ оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; ­  формирование адекватной самооценки, самокоррекции. Познавательные. Ученики научатся:  Предметные результаты: ­ связно и последовательно излагать суть выполняемого задания;  ­ анализировать литературный текст, выделять части его структуры, определять стиль текста, его жанровые особенности;  ­ самостоятельно выяснять и объяснять значения незнакомых слов, используя различные словари;  ­ анализировать текст; ­ передавать содержание текста;  ­ свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме; ­ редактировать написанное; ­ развитие памяти, внимания, мышления и восприятия.  7 4. Содержание внеурочной деятельности Виды и формы внеурочной деятельности Содержание   внеурочной   деятельности   учащихся   школы   складывается   из   совокупности направлений   развития   личности,   видов   и   форм   деятельности,   организуемых   педагогическим коллективом.  Вид внеурочной деятельности Образовательные  формы 1. Игровая Интеллектуальные игры 2. Познавательная 3. Проблемно­ ценностное  общение 4. Досугово­ развлекательная  деятельность  (досуговое  общение) 5. Художественное  творчество Интеллектуальный  марафон,  Научно­исследовательские  конференции, викторины,  познавательные игры,  беседы, предметные недели, предметные олимпиады Этическая беседа Культпоходы в кино,  театры, филармонию, музеи, концертные залы, выставки.  Концерты, праздники на  уровне класса, школы.   Школьные выставки, акции. Художественные выставки  в классе, школе.  Уровень результатов внеурочной деятельности 1. Приобретение школьником социальных  знаний.  2.Формирование ценностного отношения к  социальной реальности.  3. Получение опыта самостоятельного  социального действия 1. Приобретение школьником социальных  знаний.  2. Формирование ценностного отношения к  социальной реальности.  3. Получение опыта самостоятельного  социального действия 1. Приобретение школьником социальных  знаний.  2. Формирование ценностного отношения к  социальной реальности.  1. Приобретение школьником социальных  знаний.  2. Формирование ценностного отношения к  социальной реальности.  3. Получение опыта самостоятельного  социального действия 1. Приобретение школьником социальных  знаний.  2. Формирование ценностного отношения к  социальной реальности.  3. Получение опыта самостоятельного  социального действия Виды,   направления,   формы   внеурочной   деятельности   тесно   связаны   между   собой.   Так проектная   деятельность   может   быть   реализована   во   всех   видах   и   направлениях   внеурочной деятельности. 8 Планирование внеурочной деятельности по русскому языку и литературе № 1 Мероприятие Виды/формы деятельности «Своя игра» по русскому языку и литературе Интеллектуальная игра 2 Школьный этап Всероссийской олимпиады   школьников   по русскому языку 3 Школьный этап Всероссийской олимпиады   школьников   по литературе Квест   «Коми   народ   русский» для учащихся 5­6 классов 4 5 Международная   олимпиада   по основам наук (3 этапа) 6 Школьный   этап   конкурса «Живая классика» 7 Научно­практическая конференция «Старт в науку» 8 Муниципальный этап конкурса «Живая классика» 9 Муниципальные   ученические чтения 1. Подготовка олимпиады.   участников 2. Проведение олимпиады. 1. Подготовка олимпиады.   2. Проведение олимпиады. Интеллектуальная игра участников 1. Подготовка олимпиады.   участников 2. Проведение олимпиады.     в       участников, выполнении проектно­ 1.Подготовка участников конкурса.   Индивидуальная работа с учащимся: осознанный выбор   произведения,   анализ, обучение выразительному чтению, репетиции. 2.Проведение конкурса. Подготовка помощь   учащимся исследовательской, работы. реферативной   Индивидуальная   работа   с учащимся: выбор направления, план   (алгоритм)   работы   над проектом, с информации, источниками работа содержанию, подведение итогов, подготовка выступления, репетиция. участников Подготовка конкурса.   Индивидуальная работа с учащимся: осознанный выбор   произведения,   анализ, обучение выразительному чтению, репетиции. Подготовка помощь   учащимся участников, выполнении проектно­     по   работа     в           Количество часов 1 2 2 2 2 1,5 2 по 1 часу на этап 3 1 5 3 5 Сроки сентябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь февраль апрель февраль февраль­март март январь­ февраль 9 исследовательской, реферативной работы.   Индивидуальная   работа   с учащимся: выбор направления, план   (алгоритм)   работы   над проектом/рефератом,   работа   с источниками информации, работа содержанию, подведение итогов, подготовка выступления, репетиция. Проведение предметной недели по плану     по   мероприятий     викторин, участников Подготовка научно­исследовательских конференций, предметных олимпиад и т.д. Тематические экскурсии, викторины и т.д. Проведение   занятий  согласно тематическому плану Проведение   занятий  согласно тематическому плану выставки,     библиотеки и т.д.  Занятия с учащимися 5 классов в рамках кружка «РуЛит»  Занятия с учащимися 6 классов в   рамках   кружка   «Глокая куздра»  на подготовку к мероприятиям: 39 часов; на проведение мероприятий: 71 час 30 30 13 14 итог о 10 Неделя   словесности, посвященная   Дню   славянской письменности 11 Муниципальные   конкурсы   по плану Управления образования 12 Культпоходы   в   музеи, 3 10 10 май в течение года в течение года в течение года в течение года 10 План мероприятий Недели словесности, посвященной Дню славянской письменности № 1. 2. 3. 4. 5. Мероприятие 1.1. Открытие Недели  славянской письменности и  культуры. 1.2. Книжная выставка «К  истокам русского Слова…». 2.1.Беседа с показом  презентации «Святые  заступники Руси – Кирилл и  Мефодий – первоучители  славянские». 2.2. Конкурс «Великий и  могучий» (рассказ на одну  букву). 3.1. Презентация «Как  создавались книги». 3.2. Конкурс знатоков  русского языка «Шуточный  тест от А до Я»  Библиотечный урок «Что мы  знаем об истории славянской письменности?» с показом  презентации «Памятники  книгам» 5.1. «Улица читающих  людей» ­  конкурсно­игровая  программа «Вехи истории». Сроки 15.05.2017 Классы 5­6­е 16.05.2017 5­е Ответственные Учителя русского языка  и литературы Библиотекари  Учителя русского языка  и литературы 17.05.2017 6­е Учителя русского языка  и литературы 18.05.2017 5­6­е Учителя русского языка  и литературы 19.05.2017 5­6­е Учителя русского языка  и литературы 11 Тематический план работы кружка «РуЛит» для учащихся 5 классов учителя русского языка и литературы Крыловой Т.А. № Тема Кол­во часов Содержание Вводное занятие.  1 I. Лингвистическая сказка (5 часов) 2 Что такое лингвистическая  сказка?  3 4 Сочинение лингвистических  сказок. 5 Иллюстрация к сказке. 6 Моя лингвистическая сказка. II. Плэйкаст (5 часов) 7 Анализ лирического  произведения и его  интерпретация.  8 Многообразие жанров  лирических произведений. 9 Создание иллюстраций к  1 1 2 1 1 1 1 1 Что   такое   лингвистическая   сказка.   Чтение примеров лингвистических сказок. Декламация. Обсуждение правил русского языка, которые можно переложить в формат сказки. Выбор своей темы   для   создания   сказки.   Составление алгоритма написания сказки. Создание авторских лингвистических сказок. Создание   иллюстративного   материала: рисование,   подбор   иллюстративного   материала, сканирование.   Возможно   создание   анимации   в программах  Power Point и Movie Maker. Представление лингвистической сказки. Отличия   лирического   произведения   от прозаического. Анализ стихотворения.  Знакомство   с   различными   жанрами лирических   произведений.   Выбор   лирического произведения   для   дальнейшей   работы. Выразительное чтение. Создание   (подбор)   изобразительного   ряда. 12 лирическому произведению и  подбор звукового оформления к проекту по стихотворению. 10 Плэйкаст – музыкальная  открытка. 11 Мой плэйкаст. 1 1 Рисование, сканирование и т.д. Подбор   музыкального   сопровождения. Прослушивание и обсуждение музыки Создание плэйкаста на отдельный форагмент или все лирическое произведение. Представление   плэйкаста   по   лирическому произведению. III. Презентация на литературную тему (5 часов) 12 13 Презентация как иллюстрация,  дополнение к докладу,  сообщению, реферату и т.д. на  литературную тему 2 Что   такое   презентация.   Возможности презентации.   Разнообразие   интересных   тем   по литературе   для   яркого   представления.   Выбор собственной литературной темы для презентации. Написание   реферативной   работы   на   выбранную тему. 2 1 1 1 3 1 Написание   сценария   презентации.   Подбор иллюстративного материала. Выбор   макета,   цветовой   гаммы,   шрифта, подбор иллюстративного и звукового материала, настройка анимации. Создание   презентации   в   программе  Power Point. Представление презентации на литературную  тему. Особенности   драматургических произведений, их интерпретация. Знакомство с произведениями для возможной подходящего. выбор   инсценировки, Распределение ролей.   Работа   над   декламацией,   жестикуляцией, сценического   Планирование   мимикой. пространства. Создание   костюмов   и   декораций.   Подбор музыкального сопровождения. Репетиция танцев и пения. Секреты хорошей презентации. 14 15 16 Моя презентация. IV. Инсценировка по литературе (9 часов) 17 Драматургическое  произведение. Особенности. 18 Инсценировка как особый вид  драматургической  деятельности. Репетиции. 19 20 21 22 23 Подбор звукового  сопровождения и  художественного оформления  спектакля. Генеральная репетиция. 24 25 Спектакль. V. Подведение итогов. Буклет – презентация своей работы в кружке (5 часов) 26 27 Буклет – мини­презентация  своей работы в кружке и кружка в целом за год.  1 1 2 Корректировка и устранение ошибок. Что такое буклет. Функции буклетов. правила создания буклетов. Возможности Pablischer. Мини­презентация своей работы в кружке и кружка в целом за год. Подбор иллюстративного материала. Создание буклета. 28 Подготовка и планирование  литературного вечера с  использованием накопленных  материалов. 2   лирического Распределение   проектов   (лингвистическая сказка,   плэйкаст   с   выразительным   чтением наизусть произведения, представление   презентаций   на   литературную тему,   литературная   инсценировка)   между участниками вечера.   литературного Планирование вечера,     13 Литературный вечер. 2 29 30 оформления кабинета. Приглашение пригласительных.   гостей,   оформление Литературный   вечер   с   чаепитием   и приглашением   гостей.   Представление   проектов: лингвистическая с выразитеьным   чтением   наизусть   лирического прозведения,   представление   презентаций   на литературную тему, литературная инсценировка. плэйкаст сказка,       Курс  занятий   рассчитан   на  1   год.  Возрастная   группа  детей,   для   которой   предназначена программа – обучающиеся 5 классов общеобразовательных школ.  Объём   занятий   –   30  часов.     Занятия   проводятся   один  раз   в  неделю  по   одному  часу   (с октября по май). Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются выполнением творческих проектов. Цель:  формирование   предметной,   коммуникативной,   социальной   компетентности   в вопросах русского языка и литературы. Задачи:   Развивать   познавательные   способности   учащихся   в   области   филологии,   художественно­ творческие способности  Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы, потребность расширять кругозор в  изучаемой области. Знакомить с разными видами компьютерной продукции и создавать мультимедийные материалы по русскому языку и литературе. Обоснование   содержания.  В   учебном   процессе   всё   большее   распространение   получают задания, развивающие творческие способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают   готовый   продукт,   который   может   быть   использован   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности. Хорошо усваиваются правила русского языка и закономерности литературоведения, как бы «пропущенные»   через   себя.   Такая   возможность   появляется   у   учащихся,   когда   они   переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты.  Без   сомнения,   современная   жизнь   предъявляет   к   человеку   требования   уметь   грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить   её   в   виде   изобразительного   ряда   –   неотъемлемая   часть   современного   учебного процесса. Мы   давно   привыкли   к   письменной   интерпретации   лирического   текста.   Но   гораздо интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация  стихотворения  создаётся в виде   буклета,   плейкаста   (в   дальнейшем   работу   можно   направить   на   создание   фильма   или видеоролика).       Принципы: научность, доступность, системность; практическая направленность; учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; обеспечение мотивации. Методы и приёмы активные: работа с книгой, с интернет­ресурсами, научной литературой, компьютером; пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация; 14   объяснительно­иллюстративный; эвристический. Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.  В ходе занятий кружка «РуЛит» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:    уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой; уметь находить необходимые сведения в сети­Интернет; уметь работать с компьютером, владеть современными технологиями.  Дети,   Ожидания.   способные   переводить   свои   знания   в   практически   и   социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной работы, находить неординарные пути решения. Данные умения могут быть полезными для участия в школьной научной конференции. № 1 2 3 4 5 6 Тематический план работы кружка «Глокая куздра» для учащихся 6 классов учителя русского языка и литературы Антоновой И.В. Тема Кол­во часов Содержание Вводное   занятие.   Знакомство   с кружком «Глокая куздра» Как жили наши предки? Самые   известные   образы русских – народных сказок. Особенности     речи персонажей русских – народных сказок. Инсценировка сказки по выбору учеников Времена богатырей 1 1 1 1 1 1 Знакомство   учеников   друг   с   другом   и программой кружка. Знакомство с жизнью древних русичей Положительные   и   отрицательные   персонажи русских сказок. Откуда они? Как говорят герои сказок? Можно ли только по их речи определить, что за герой? Творческое задание – инсценировка В   какое   время   жили   на   Руси   богатыри? Какова обстановка была на нашей земле? Каковы были   первопричины   появления   былинных персонажей? 15 7 8 9 10 Образы богатырей. Творческий   вечер   «Богатыри русские»   средства, Выразительные используемые   народом   в былинах. Построение былины. Древняя   Русь   после   крещения ее князем Владимиром. 11 Жития,   поучения   и   другие произведения 12 Лексический   строй произведений   древнерусской литературы. 13 Праздники, обряды произведениях искусства. в     15 14 Легенды, сказания, связанные с праздниками   и   обрядовым культом. Времена   Эзопа   и   первых баснописцев Басни   Эзопа,   Лафонтена   и   И. Крылова 16 17 Что такое «эзопов язык» 18 Инсценировка   любой   басни   по выбору учащихся 19 Англия времен Ричарда Львиное Сердце.   Образ   Робин   Гуда   в произведениях искусства 20 Легенда о Робин Гуде 21 Поэтические произведении   картины   22 Образ   Робин   Гуда   мультипликации художественных фильмах   в в и 23 Инсценировка   любой   сцены   из Легенды по выбору учащихся Рыцари Круглого Стола и эпоха короля   Артура   в   истории. Предпосылки появления рыцарей Круглого Стола.   24 26 25 Легенды   и   сказания   о   короле Артуре. Произведения   писателей   о рыцарях. Синтаксис, лексика, характерная для произведения о короле Артуре   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Илья   Муромец,   Добрыня   Никитич,   Алеша Попович,   Вольга   и   другие   богатыри­защитники земли русской. Викторины,   составление   кроссвордов, написание   мини­сочинений   «Мой   любимый богатырь» Средства   художественной   выразительности, которые мы встречаем в былинах.   Характерные речевые черты былин. Политическая   обстановка   на   Руси.   Русь   и Византия. Образы святых и отношение к ним русичей. Особенность   лексики   древнерусского произведения. Старославянизмы. Праздники, обряды в живописи, музыке. Как   описывались   праздники   и   обряды русичей в легендах и сказаниях. В   каких   исторических   условиях   рождались знаменитые басни Сходства и различия басен Эзопа, Лафонтена и И. Крылова. Герои басен. Рассмотреть   понятие   «эзопов   язык»,   найти черты в баснях И.Крылова Инсценировка Политическая   и   экономическая   ситуация   в стране   времен   Робина   Гуда.   Образ   героя   в произведениях искусства Образ народного героя в английский легендах Рассмотреть   легенду   с   точки   зрения использования автором выразительных средств Взгляд   на   образ   Робин   Гуда   режиссеров мультфильмов и художественных фильмов Творческое задание­инсценировка Рассмотреть время правления короля Артура. Образы   рыцарей   Круглого   Стола   в произведениях живописи Образы   короля   Артура   и   рыцарей   Круглой Стола. Легенды   о   короле   Артуре   с   точки   зрения лексики и синтаксиса. 16 27 28 Творческое   задание:   сочинение и     рисунок   или   презентация, отражающие   отношение   к временам   правления   короля Артура   и   рыцарям   Круглого Стола 29 Образ   Короля   Артура     в   фильмах, художественных спектаклях. 30 Итоговое занятие 1 1 1 Творческое задание Взгляд   на   образ   Робин   Гуда   режиссеров театров  и художественных фильмов Подведение итогов работы кружка за год Кружок   «Глокая   куздра»   ­   это   интеграция   таких   учебных   предметов,   как   русский   язык, литература,   МХК   (уроки   идут   по   следующему   принципу:   1   –   погружение   в   эпоху   того произведения, которое будем изучать на следующем занятии; 2 – анализ образов и произведения; 3 – рассмотрение  произведения с точки зрения лексики, стилистики и др.). Содержание   и   методы   обучения   кружка   «Глокая   куздра»   содействуют   приобретению   и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для   успешного   проведения   занятий   используются   разнообразные   виды   работ:   игровые элементы,   игры,   дидактический   и   раздаточный   материал,   пословицы   и   поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Программа   кружка   позволяет   наиболее   успешно   применять   индивидуальный   подход   к каждому   школьнику   с   учётом   его   способностей,   более   полно   удовлетворять   познавательные   и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Цель   курса: расширить,   углубить   и   закрепить   у   школьников   знания   по   русскому   языку, показать   учащимся,   что   грамматика   не   свод   скучных   и   трудных   правил   для   запоминания,   а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие: ­ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; ­ приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; ­ пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка  и литературы; ­ развитие мотивации к изучению русского языка и литературы; ­  развитие творчества и обогащение словарного запаса; ­ совершенствование общего языкового развития учащихся; ­ углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие:  ­ воспитание культуры обращения с книгой; ­  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; ­ воспитание уважительного отношения к своему прошлому и культуре; Развивающие:  ­ развитие смекалки, сообразительности; ­ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; ­ развитие умения пользоваться разнообразными словарями; ­ развитие умения  организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Программа рассчитана на выработку следующих основных умений: ­ систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»; ­ самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом; 17 ­ наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст; ­  редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять; ­   овладев   умением   осмысленно   читать   текст   и   комментировать   авторские   приёмы,   развивать способности по созданию связных текстов Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6­х классов. Основные методы и технологии ­ технология разноуровневого обучения; ­ развивающее обучение; ­ технология обучения в сотрудничестве; ­ коммуникативная технология; ­ ИКТ. 5. Результаты освоения программы Наиболее удобными формами представления образовательных результатов внеурочной деятельности являются следующие: ­ портфолио ученика; ­ самооценка; ­ выставка достижений учащихся; ­ др.    18 Воспитательные  результаты  внеурочной  деятельности  учащихся  распределяются  по трём уровням. Первый   уровень   результатов  достигается   в   процессе взаимодействия   с   педагогом  — приобретение   школьником   социальных   знаний   (знания   об   общественных   нормах,   устройстве общества,   о   социально   одобряемых   и   неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.   п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.  Второй уровень результатов  достигается в дружественной детской среде  — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения  к социальной реальности в целом.  Третий   уровень   результатов  во взаимодействии   с   социальными   субъектами  — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.  19

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2017