Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
окружающий мир
1 кл
15.05.2018
Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)
С помощью данной программы можно построить интересные уроки- общения, уроки-игра и т.д. Данная программа помогает педагогу раскрыть учащихся, как творческих личностей, дать им возможность показать и проявить себя. Данный курс поможет детям узнать много нового и интересного в учебной деятельности.
программа Я -ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.docx
Рабочая программа «Я ­ исследователь» 1 класс 2017­2018 учебный год Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  требованиями основной образовательной программы МБОУ ООШ № 12 г.Междуреченска,  утвержденной приказом директора № 4 от 03.09.2017 года; авторской программы А. С  Глебовой «Я ­ исследователь»   (УМК «Школа России) На изучение курса в 1 классе начальной школы выделен 0,5 часа из курса «окружающий мир»,  17 часов во втором полугодии. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Я ­ исследователь». Метапредметными результатами являются: Регулятивные универсальные учебные действия адекватно воспринимать оценку учителя;  принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия;  планировать свои действия;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;   различать способ и результат действия;  оценивать свои действия на уровне ретрооценки;    проявлять познавательную инициативу;  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом  материале;  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия  осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с  использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном  пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и  представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;   ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;    осуществлять синтез (целое из частей);  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно­следственные связи;   обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку);  подводить под понятие;  устанавливать аналогии; строить рассуждения об объекте;  оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,  наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,   планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать  умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской  задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных  связей;  оперировать такими понятиями, как явление, причина,  следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,  совместимость, несовместимость,возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и  повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;  допускать существование различных точек зрения;  учитывать разные мнения, стремиться к координации;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;    использовать речь для регуляции своего действия;  контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи.   учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при  выработке общего решения в совместной деятельности;  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру  необходимую информацию как ориентир для построения действия;  допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не  совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и  взаимодействии;  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.  Предметными результатами являются: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. ­ преобразовывать информацию из одной в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему. ­ различать основные понятия: исследование, наблюдательность, логическая связь,  объединяющая все вопросы; ­ выделять основной способ точной передачи в рисунке особенностей заданного объекта; ­ использовать способ составления схемы к исследовательской работе, выделения главного; ­ приводить примеры растений, насекомых, птиц, зверей, рыб, рек. Содержание учебного курса Подпрограмма «Тренинг» (8ч.) Тема 1 «Что такое исследование». Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где  использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными  доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого  человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов  (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.). Тема 2 «Наблюдение и наблюдательность». Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков  (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Тема 3 «Что такое эксперимент». Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с  доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Тема 4 «Учимся вырабатывать гипотезы». Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она  отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. Тема 5 «Знакомство с логикой». Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения ­  практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать».  Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.  Неправильные классификации ­ поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их  формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием  приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод.  Как правильно делать умозаключения ­ практические задания. Тема 6 «Как задавать вопросы». Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как  правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема 7 «Учимся выделять главное и второстепенное». Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа ­ выявление логической  структуры текста. Практические задания типа ­ «что сначала, что потом». Тема 8 «Как делать схемы». Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические  задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы. Подпрограмма «Исследовательская практика» (7ч.) Тема 9 «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных  исследований». Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана  в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит  собственные изыскания. Тема10 «Экспресс­исследование «Свойства воды». Каждая группа получает задание провести собственное мини­исследование. По итогам этих  исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини­конференция. С краткими  сообщениями выступают только желающие. Тема 11 «Экскурсия в парк. Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Пред экскурсией дети делятся на группы по 2­4 человека. Каждая группа получает задание.  Итоги подводятся на мини­конференции в этот же день. Тема12 «Коллективная игра­исследование «Жилой дом ». Методика проведения коллективных игр­исследований описана в тексте методических  рекомендаций.  Тема13 «Коллекционирование». Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала. Тема 14 «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди». Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе  тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини­семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Тема 15 «Сообщения о своих коллекциях». Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить  собственное исследовательское задание на летние каникулы. Коллективная игра­исследование Подпрограмма «Мониторинг» (2ч.) Тема 16 «Мини­конференция по итогам собственных исследований». Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по  методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают  вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема17 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся  вторых­четвертых классов». Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и  выполненных проектах, вопросы авторам. Тематическое планирование курса 1. Что такое исследование.   Познакомить с понятием исследование, коллективно обсудить, где использует человек свою способность  исследовать, используют результаты, научное открытие. Познакомиться с понятием исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия.  научиться наблюдать, провести эксперимент (солнечный луч) Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Планирование и поиск информации. Продуктивная групповая коммуникация. Из представленной  учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи. 2.  Наблюдение и наблюдательность.   Учить вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению.  Научить вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для  сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.  Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную  информацию по заданным вопросам. 3. Что такое эксперимент.  Как провести эксперимент и что такое эксперимент. Научить проводить простые эксперименты и фиксировать данные. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем. 4. Учимся вырабатывать гипотезы. Проект «Моя малая Родина»   Формулировка гипотез. Научить выдвигать гипотезы осуществлять их проверки.  Выдвижение гипотез осуществление их проверки. Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам. 5. Знакомство с логикой.  Познакомить с логикой исследования. Научить работать по алгоритму. Поиск нужной информации по  заданной теме в источниках различного типа.  Находит вывод и аргументы в предложенном источнике  информации. 6. Как задавать вопросы.  Научить строить и задавать вопросы. Формулирование полученных результатов. Излагает полученную  информацию по заданным вопросам. 7. Учимся выделять главное и второстепенное. Проект «Моя семья»  Научиться выделять главное и второстепенное из предложенного учителем. Отделение основной  информации от второстепенной. Воспринимает основное содержание, определяя основную мысль,  отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их  последовательность. 8. Как делать схемы.  Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок. Научить строить схемы объектов. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,  таблица, график) Переводит информацию из графического представления или формализованного  (символьного) представления в текстовое, и наоборот. Исследовательская практика (7 часов) 9. Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».   Познакомить с методами проведения исследования. Научить выбирать методы исследования. Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и  поискового характера.  Планирование и поиск информации. 10. Экспресс­исследование  «Свойства воды».  Учить проводить экспресс­исследование. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника,  художественной литературы. 11. Экскурсия в парк. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.  Познакомить с методом исследования ­наблюдением, со способами фиксации результатов наблюдений. Научить фиксировать результат работы. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта  самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.  Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Излагает полученную  информацию по заданным вопросам. 12. Коллективная игра­исследование «Жилой дом»   Учить групповому исследованию. Научить следовать заданной процедуре группового исследования. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой. 13. Коллекционирование.  Показать разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации. Научить  следовать заданной  процедуре демонстрации коллекционирования. Умение отстаивать свою гражданскую позицию,  формулировать свои мировоззренческие взгляды. Готовит план выступления на основе заданных целей. 14. Экспресс­ исследование «Мой класс и моя школа»­ проект.  Учить проводить экспресс­исследование. Владеть приемом экспресс­ исследовательской деятельности.  Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от  противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.  Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам. 15. Сообщение о своих коллекциях.  Познакомить с алгоритмом сообщения. Научить по алгоритму строить сообщение. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).   Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления. Мониторинг(2 часа) 16. Мини­ конференция по итогам собственных исследований. Проект «Мои домашние  питомцы» Демонстрация результатов исследования. Научить демонстрировать результаты исследования. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика),  следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Использует вербальные средства  (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего  выступления. Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы. 17. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.1 кл. Демонстрация результатов исследования уч­ся 1 классов. Научить слушать, принимать другое мнение и  отстаивать своё.   Владение основными видами публичных выступлений. Согласно заданным рамкам  обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы. Содержание учебного предмета Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы ­ 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования  темы. Тема 2­3. Как задавать вопросы? Банк идей ­ 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».  Тема 4­5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности  выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме  Исследования. Какими могут быть исследования.  Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Тема 6­7. Цели и задачи исследования – 2ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные  свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8­9. Учимся выдвигать гипотезы ­ 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза.  Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от  гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…,  предположим…, допустим…, возможно…, что, если…    Практические задания: “Давайте  вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных  желания каждого человека на Земле?”  Знать: как создаются гипотезы.  Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Тема 10­13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными  доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о  том, что исследуешь; познакомиться с кино­ и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:­ методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать  вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14­17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления  проблем – 4ч. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и  недостатков наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об  открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для  наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности  предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: ­ метод исследования – наблюдение Уметь:­ проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18­19. Коллекционирование ­ 2ч. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что можно коллекционировать.  Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор  материала. Знать:­ понятия ­ коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:­ выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Тема 20. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают люди» ­1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21­22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент ­ 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения  информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью  экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать:­ понятия ­ эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25­26.Сбор материала для исследования ­ 3 ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное  письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами  фиксации материала. Тема 28­29. Обобщение полученных данных ­ 2 ч. Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.  Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи  материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.  Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к  защите ­ 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта. Тема 31. Как подготовить сообщение ­ 1 ч. Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем  исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по  заданному алгоритму” и др. Тема32. Подготовка к защите ­ 1 ч. Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое  защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Тема34. Подведение итогов работы ­ 1 ч. Анализ своей проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018