Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир"»
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир"»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
30.11.2017
Программа внеурочной деятельности   «Я познаю мир"»
Программа “Я познаю мир” – естественнонаучной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, составлена в соответствии с определением ФГОС НОО — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, патриотизм, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, знать историю своей страны, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Я познаю мир» опирается на необходимость воспитать у детей бережное и ответственное отношение к природе, это необходимость для будущих хозяев планеты, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
программа Я познаю мир Амирова.docx

Муниципальное  автономное учреждение

дополнительного образования города Набережные Челны

«Городской дворец творчества детей и молодежи №1»

 

 

Рассмотрена на Педагогическом совете                       Введена приказом                        протокол от «___»_____ 20__ г.№_____                      от «___»_____ 20__ г. № _

                                                                                          Директор Дворца

                                                               __________Т.А. Певгова

 

 

 

Рабочая  программа

 « Я познаю мир»

естественнонаучной направленности

 

 

Год обучения: первый

Возраст 8--9 лет

 

 

 

                                     Составитель:

педагог дополнительного образования

Амирова Милявша Мидхатовна,

высшей квалификационной  категории

отдела интеллектуального развития

 

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны

2017 -2018  учебный год

Пояснительная записка

Программа “Я познаю мир” – естественнонаучной  направленности. Она является продолжением урочной деятельности, составлена в соответствии с определением ФГОС НОО — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, патриотизм, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, знать историю своей страны, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Я познаю мир» опирается на необходимость воспитать у детей бережное и ответственное отношение к природе, это необходимость для будущих хозяев планеты, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, начиная с учащихся начальной школы.

Новизна программы «Я познаю мир» основана на комплексном подходе к формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Цели и задачи программы

Цель программы – формирование нравственной и творческой личности через повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции детей по отношению к природе.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

1.       Формирование элементарных представлений о природе, человеке в их взаимодействии;

2.       Освоить методы и приёмы изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

Развивающие задачи:

1.      Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

2.      Склонность к самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные задачи:

1.      Воспитание личностных качеств: аккуратности, активности, бережливости, ответственности, отзывчивости, патриотизма, работоспособности;

2.      Заинтересованность в расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

3.       Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа предназначена для детей 7-9 лет. При реализации настоящей программы необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста, опираться на зону актуального развития. Разработка программы «Я познаю мир»,  а также организация всей работы по ее реализации должны строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Наполняемость  группы  - 15 человек.

Состав групп одновозрастной;

Условия приема детей: принимаются на обучение по программе «Я познаю мир» школьники 7 летнего возраста, на основе тестирования, при наличие базовых знаний в области окружающего мира (Приложение №2).

Педагогические технологии, методики:

-       уровневая дифференциация;

-       проблемное обучение;

-       моделирующая деятельность;

-       поисковая деятельность;

-       информационно-коммуникационные технологии;

-       здоровьесберегающие технологии.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1год обучения в объеме 144часов:

1 год обучения – 144 часа в год

Формы и режим занятий

Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы проведения занятий: акция, встреча с интересными людьми, выставка, гостиная, защита проектов, игра деловая, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, концерт,  конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, экскурсия, ярмарка и др.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – словесные, наглядные, практические.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

Режим занятий: продолжительность занятий 40 минут, количество занятий в неделю -4.

Учебный план программы  «Я познаю мир»

Тема, раздел

1 год обучения

Человек

52

История нашей Родины

18

Наша Родина на планете Земля

54

ИТОГО

128

 

Учебный план для 1 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1

Комплектование групп

4

4

 

 

2

Введение. Инструктаж по ТБ. Вводный контроль

2

2

 

Тест

3

Человек

24

2

20

Игра «Последний герой»

4

История нашей Родины

8

0

8

Игра «В поисках сокровищ»

5

Наша Родина на планете Земля

50

3

47

Занятие «Знатоки природы»

 

ИТОГО

88

11

77

 

6

Участиев конкурсах

20

 

 

 

6.1

 Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», «Сбережём природу», «Нет наркотикам», «Елочка», «Зимние забавы», «Наша Победа»

10

 

10

 

6.2

Конкурс «Битва талантов»

4

 

4

 

6.3

Конкурс поделок

«Чудо овощи»

«Вторая жизнь предметов»

6

 

6

 

7

Воспитательная работа 

20

 

 

 

7.1

Посещения музея экологии

4

 

4

 

7.2

Участие в программе «Магия интеллекта»

8

 

8

 

7.3

Праздники

8

 

8

 

Итого

128

11

117

 

 

 

 

Предполагаемые результаты и механизм отслеживания:

Планируемые результаты 1 года обучения

Личностные результаты:

      Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

      Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

      Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

      В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

      Учиться высказывать своё предположение (версию).

      Учиться работать по предложенному учителем плану.

      Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

      Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

      Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.

      Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

      Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

      Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

      Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

      Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

      Слушать и понимать речь других.

      Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

      Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

o       оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

o       доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

o       объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями,

o       доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

o       учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Механизм отслеживания результатов

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

вводный контроль (сентябрь);

текущий контроль (в течение всего учебного года);

итоговый контроль (май). (Приложение №2)

Знания, умения, навыки, приобретенные воспитанниками в процессе учебной деятельности, отслеживаются на разных этапах реализации программы:

-       текущий: закрепление и повторение изучаемого материала в виде опроса, индивидуальных заданий, игр в лото, домино по темам, в форме путешествий по интеллектуальной стране, конкурсов, тестирований, где  проверяются  ЗУНы  обучаемых;

-       этапный: микрозачет после изучения каждой темы. Данный тематический контроль проводится в виде тестирования с элементами разноуровневой контрольной работы, где учитывается умения использовать имеющиеся знания на практике при решении проблемных задач в виде  командных игр «Счастливый случай», «Турнира знатоков»;

-       итоговый:  проводится традиционное занятие, где подводятся итоги работы по программе за год в виде дифференцированного зачета и итогового тестирования, включающего вопросы по пройденным темам. При подведении итогов работы на занятиях используется цветовая гамма.

В программе предусматривается гибкость относительно форм и методов работы в зависимости от уровня подготовленности воспитанников, а также допускается корректировка программы в зависимости от внешних факторов.

Раздел программы

Предполагаемый результат

Механизм отслеживания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Человек

Сформированы представления о природе, человеке в их взаимодействии;

Владеют методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

Понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; умеют пользоваться справочником, словарём, энциклопедией

Сформированы элементарные представления о природе, человеке в их взаимодействии;

частично владеют методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

Знают значение справочников, словарей, энциклопедий; знают, как пользоваться справочником, словарём, энциклопедией

Сформированы некоторые элементарные представления о природе, человеке в их взаимодействии;

не владеют методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

Не всегда понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; не достаточно хорошо умеют пользоваться справочником, словарём, энциклопедией

Коллективные творческие дела; участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах,

защита исследовательских работ и творческих проектов

Наша Родина на планете Земля

Хорошо развиты познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

Понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

Развиты познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

Не всегда понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

Недостаточно развиты познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

Недостаточно понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

Коллективные творческие дела; участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах,

защита исследовательских работ и творческих проектов

История нашей страны

Хорошо развиты познавательные процессы

Понимают значение истории, традиций для познания мира;

Развиты познавательные процессы

Не всегда понимают значение истории, традиций для познания мира

Недостаточно развиты познавательные процессы

Недостаточно понимают значениеистории, традиций для познания мира

Коллективные творческие дела; участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах,

защита исследовательских работ и творческих проектов

Участие в конкурсах,

Воспитательная работа

Хорошо сформирована самостоятельная познавательная деятельность;

понимание детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Сформирована самостоятельная познавательная деятельность;

активное использование школьниками метода проектов, самостоятельный выбор тем (подтем) проекта, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизация и оформление интересующей информации.

Не достаточно сформирована самостоятельная познавательная деятельность;

в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Коллективные творческие дела; участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах,

защита исследовательских работ и творческих проектов

 

 

 

 

 

Условия реализации программы:

 

Методическое и материально-техническое обеспечение

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 4 раза в неделю  в учебном кабинете №103 МАОУ «СОШ №50», в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Методическое обеспечение программы:

К занятиям  разработаны дидактические карточки по темам программы, тестовые задания, используются информационно коммуникационные средства обучения, презентации по темам программы, используются материалы из информационной картотеки дисков, имеется картотека активных форм работы,  применяются активные методы  обучения направленные на развитие личностных качеств воспитанников, применяется карта личностного развития воспитанников, разработанная и утвержденная учебно-методическим советом ГДТДиМ №1.

 

Список источников для педагога

 

1.      Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2013.

2.        Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2012

3.        Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 2014.

4.      Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2013.

5.      Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно¬логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 2016.

6.         Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград,2012. - С. 36.

7.        Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 2014.


 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города

Пояснительная записка Программа “Я познаю мир” – естественнонаучной направленности

Пояснительная записка Программа “Я познаю мир” – естественнонаучной направленности

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается

Формирование элементарных представлений о природе, человеке в их взаимодействии; 2

Формирование элементарных представлений о природе, человеке в их взаимодействии; 2

Условия приема детей: п ринимаются на обучение по программе «Я познаю мир» школьники 7 летнего возраста, на основе тестирования, при наличие базовых знаний в области…

Условия приема детей: п ринимаются на обучение по программе «Я познаю мир» школьники 7 летнего возраста, на основе тестирования, при наличие базовых знаний в области…

Учебный план программы «Я познаю мир»

Учебный план программы «Я познаю мир»

Предполагаемые результаты и механизм отслеживания:

Предполагаемые результаты и механизм отслеживания:

Механизм отслеживания результатов

Механизм отслеживания результатов

При подведении итогов работы на занятиях используется цветовая гамма

При подведении итогов работы на занятиях используется цветовая гамма

Наша Родина на планете Земля

Наша Родина на планете Земля

Условия реализации программы:

Условия реализации программы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017