ГБОУ СОШ им.А.М.Шулайкина с.Старый Аманак
муниципального района Похвистневский Самарской области
«Утверждаю»: « Согласовано»
Директор школы Заместитель директора по УР
___________/ Н.М. .Дурнова/ __________/Т. А. Смородинова/
Приказ № ________ от «___ » ___________ 20 г «___ » ___________ 20 г.
Программа внеурочной деятельности
«Реальная математика»
общеинтеллектуальное
Направление
Автор программы Буклова Галина Алексеевна
Высшая категория
20__ - 20__ учебный год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором
реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений
самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников
и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир
элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее
актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия внеурочной
деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа
мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному
применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности
детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика
поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и
осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах
и участвовать в различных конкурсах.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит
интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Основными целями занятий являются:
· привитие интереса обучающимся к математике;
· углубление и расширение знаний по математике;
· развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
· воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи внеурочной деятельности:
· - воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
· - оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
· - способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Результаты освоения курса.
Личностные УУД
· осознают необходимость изучения;
· формирование адекватного положительного отношения к школе и к процессу учебной деятельности
Регулятивные УУД
· выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
· составляют план и последовательность действий
· ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно
· самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Познавательные УУД
· восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации
· анализируют условия и требования задачи
· выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
· осуществляют поиск и выделение необходимой информации
· применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные УУД
· общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информации
· умеют слушать и слышать друг друга
· с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
· интересуются чужим мнением и высказывают свое
Содержание курса
1. Из истории математики часа -5 ч
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
2.Занимательные задачи-8 ч
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.
3.Математические ребусы, лабиринты, мозаики-12ч
Математические квадраты, головоломки, математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.
5.Проектная деятельность, математические праздники, КВН-9ч.
Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая работа. Занятия проводятся 1 раза в неделю, всего 34 часов, в учебном кабинете, библиотеке, в компьютерном классе. Проектная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Календарно-тематическое планирование
сроки |
№ |
тема |
Кол.ч |
|
|
Из истории математики часа -5 ч |
|||||
|
1 |
Математика царица наук. |
1 |
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
|
|
|
2 |
Как люди научились считать |
1 |
||
|
3 |
Удивительный мир чисел |
1 |
||
|
4 |
Великие математики России |
1 |
||
|
5 |
Интересные приемы устного счета. |
1 |
||
Занимательные задачи-8 ч |
|||||
|
6 |
Задачи со сказочным сюжетом. |
1 |
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов. |
|
|
7 |
Решение задач со сказочным сюжетом. |
1 |
||
|
8 |
Занимательные задачи в стих |
1 |
||
|
9 |
Веселый счет( загадки и шарады) |
1 |
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
|
|
|
10 |
Волшебные клеточки |
1 |
||
|
11 |
Решение логических цепочек |
1 |
||
|
12 |
Знакомство с магическими квадратами. |
1 |
||
|
13 |
Магические квадраты |
1 |
||
Математические ребусы, лабиринты, мозаики-12ч |
|||||
|
14 |
Арифметические ребусы.
|
1 |
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне |
|
|
15 |
Решение арифметических ребусов |
1 |
||
|
16 |
Логические лабиринты |
1 |
||
|
17 |
Решение логических лабиринтов. |
1 |
||
|
18-19 |
Решение ребусов и логических задач |
2 |
||
|
20 |
Задачи – шутки. |
1 |
Решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений
|
|
|
21 |
Решение задач-шуток. |
1 |
||
|
22 |
Загадки –смекалки |
1 |
||
|
23-24 |
Решение задач-смекалок |
2 |
||
|
25 |
Игра «У кого какая цифра».
|
1 |
||
|
26-34 |
Проектная деятельность «Магические числа ».
|
9 |
Самостоятельный поиск информации для проекта. Значение кода имени. Значение кода даты рождения Исследования тайн имени и даты рождения |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Используемая литература.
1. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4 – 6классы.
3. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.
4. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.
5. Минковский В.Л. За страницами учебника математики.
6. Г.И.Григорьева Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.
7. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.