Программа вокального кружка
Оценка 4.8

Программа вокального кружка

Оценка 4.8
Документация
doc
музыка +1
Взрослым
19.01.2017
Программа вокального кружка
Программа дополнительного образования вокального кружка "Музыкальная капель". Направление художественно-эстетическое. Пояснительная записка. Цель. Задачи программы: образовательные, воспитательные, развивающие. Певческий голос. певческая установка. Методы и формы работы. Тематическое планирование вокальной группы. В результате обучающиеся будут знать и уметь. Методическое обеспечение. Наглядный материал. Методы и приемы работы.
Программа вокального кружка.doc

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа

 

457334 п. Калининский, ул. Школьная,8 Брединского района, Челябинской области

           Рассмотрено                                        Согласовано                                 Утверждено

на заседании ПМГ

от «____ » ______   2016 г.        от «_____ » ______   2016 г.        от «_____ » ______   2016)

Рук-ль ПМГ_________ ____ Зам. дир. по УВР__________      Директор школы__________

/                        /                            /________ _  /                                   /________ ___ /

 

 

Программа дополнительного образования

Кружок «Музыкальная капель»

 

 

Направление художественно-эстетическое

Срок реализации программы 1 год

Разработчик Ильченко Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

 

Пояснительная записка

В. Сухомлинский утверждал,

что пение как бы открывает человеку глаза

на красоту родной земли.

 

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей.

На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Народная, современная песня или, а капелла в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

 

Цель программы:

Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

Научить каждого кружковца  владеть певческим голосом.

 

Задачи программы:

Образовательные:

·Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной

·Обучить детей  вокальным навыкам

 

Воспитательные:

·Прививать навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее

·Прививать навыки сценического поведения

·Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала

 

Развивающие:

·Развивать музыкальные способности детей

·Развивать музыкально-эстетический вкус

 

Певческий голос  – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной. Детские  голоса имеют три основных градации – высокие, средние и низкие. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса. Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития.

 

Для того чтобы правильно петь, следует соблюдать певческую установку.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при  пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания.

Разучивать песни надо сидя, а уже разученные петь стоя, отрабатывая их.

Детей надо учить певческим навыкам:

   а) правильному звукообразованию;

   б) правильному дыханию;

   в) хорошей дикции;

   г) чистоте интонации;

   д) стройному, чистому, согласованному пению.

 

а) Звукообразование – это способ извлечения звука. Ребята должны петь естественным голосом, без крика и напряжения. Если голос – сопрано, петь высоко, а если альт – соответственно низко.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Соответственно песни выбираю разные по жанру и характеру: например, в народных песнях  преобладание гласных звуков, которые способствуют большей протяжённости звучания.

 

б) Дыхание – имеет большое значение в пении. Надо следить, чтобы дети брали дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, а не посередине слова. Также надо следить, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы вдох был бесшумным, спокойным.

 

в) Выразительность исполнения песни – зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих, часто зависит и качество звучания мелодии.

Исполнение текста должно быть чётким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчёркивать голосом логические ударения.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.

Правильному произношению слов способствуют:

1)      выразительное чтение текста песни в процессе её разучивания,

2)      коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

 

г) Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Для достижения чистой интонации значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. Надо учитывать особенности каждого ребёнка.

 

д) Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания.

Обучать детей пению следует на разных по содержанию и музыкальному стилю песнях – народных, композиторов – классиков и современных композиторов.

 

Распевания или упражнения начинают кружок. Распевания состоят из специальных вокальных упражнений, которые выполняют функцию настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром. Потом идет знакомство с песней.

Процесс разучивания песни включает 3 этапа:

1 этап – ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения является раскрытие содержание музыкального произведения, определение музыкальных средств выразительности.

2 этап – разучивание песни. На этом этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.

3 этап – закрепление песни. Работа над воссозданием музыкально – художественного образа песни, над её эмоционально – выразительным исполнением.

 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Для работы учитывается возрастные и вокальные данные учащихся.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. В условиях коллективного исполнения у ребят развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма ребенка, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается  творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном кружке - это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.

Немало важную роль занимает репертуар. Народные песни с распевом – замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонаций и техника).

Пение без сопровождения (а капелла, канон) является одним из ведущих средств развития и воспитания вокального слуха и голоса, так как заставляет подмечать малейшие оттенки исполнения. Современные вокальные произведения расширяют «интонационный багаж» ребят, приучают их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.

В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку.

В кружке ведется индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных. Каждый ребёнок индивидуален и поэтому выбор песни зависит от тембра голоса ребёнка, а также от темперамента и выбора самого ребёнка. Надо стараться выбирать песни разного жанра, для того, чтобы он смог найти себя в нужном жанре, что ему нравится больше и близко по душе.

Работа кружка направлена на подготовку вокальной группы и солистов-исполнителей.  Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для выступления школьных мероприятий, выездных концертов, классных часок, родительских собраний, а также для районных, областных и всероссийских конкурсов.

Музыкальное обучение ценно, как воспитание культурного человека с развитыми музыкальными способностями, высоким вкусом.

 

Методы и формы

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

 

·        СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

 

·        ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и ребенка вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

 

·        СИСТЕМНЫЙ  ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

 

·        МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

 

                                     

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование  вокальной группы

 

 

заня

тия

Сроки

Содержание     занятия

Количество

часов

план

факт

план

факт

 

1

 

 

 

Подбор репертуара. Упражнения, распевки.

1

 

 

2

 

 

Средства музыкальной выразительности – мелодия. Знакомство и разбор песни «Песня о школе».

1

 

 

3

 

 

 

Отработка песни.

1

 

 

4

 

 

Средства музыкальной выразительности – лад.

Исполнение песни.

1

 

 

5

 

 

 

Знакомство и разбор песни «Учителям».

1

 

 

6

 

 

Средства музыкальной выразительности – темп.

Отработка песни.

1

 

 

7

 

 

 

Исполнение песни.

1

 

 

8

 

 

Средства музыкальной выразительности – ритм. Разучивание песни «Во кузнице» с колокольчиками.

1

 

 

9

 

 

 

Отработка песни с инструментами.

1

 

 

10

 

 

Средства музыкальной выразительности – динамика.

1

 

 

11

 

 

 

Исполнение песни.

1

 

 

12

 

 

Типы певческих голосов.

Знакомство с песней «Новый год».

1

 

 

13

 

Развитие певческого диапазона.

Разучивание песни по партиям.

1

 

 

14

 

Пение фальцетом.

Отработка песни.

1

 

 

15

 

 

Отработка и исполнение песни.

1

 

 

16

 

Пение речитативом.

Знакомство с песней «С добрым утром».

1

 

 

17

 

 

Освоение придыхательного пения.

Разучивание песни по партиям.

1

 

 

18

 

 

 

Отработка и исполнение песни.

1

 

 

19

 

 

Солист, дуэт.

Знакомство и разучивание песни «Аве, Мария».

1

 

 

20

 

 

 

 

Трио, квартет.

Разучивание песни по партиям.

1

 

 

21

 

 

 

 Отработка и исполнение песни.

1

 

 

22

 

 

Развитие музыкального слуха и памяти.

Знакомство и разучивание песни «Мама».

1

 

 

23

 

 

Разучивание песни по партиям.

1

 

 

24

 

Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка песни.

1

 

 

25

 

 

Исполнение песни.

1

 

 

26

 

Работа над музыкальным и сценическим образом.

1

 

 

27

 

Знакомство и разучивание песни «Гармонь моя».

1

 

 

28

 

 

Разучивание песни по партиям.

1

 

 

29

 

 

Отработка и исполнение песни.

1

 

 

30

 

Отработка сценической постановки художественного номера.

1

 

 

31

 

 

Разучивание песни «Вальс победы».

1

 

 

32

 

 

Разучивание песни по партиям.

1

 

 

33

 

 

Отработка и исполнение песни.

1

 

 

34

 

Повторение всего пройденного материала и песен. Заключительный концерт.

1

 

                       

 

Знать:

- характер музыки, средства музыкальной выразительности;

- звучание мажора и минора;

- двухдольность и трехдольность

 

Уметь:

- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы;

- укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- чисто и выразительно петь выученные песни;

- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло.

 

Методическое обеспечение

 

Наглядный материал

·     Таблицы

·     Инструменты: баян, фортепиано

·     Музыкальные произведения в CD, DVD записи

·     Компьютер

 

Работа с родителями

·        Концерты, праздники

·        Участие в родительских собраниях

·        Участие в классных часах

 

Методы и приемы работы

 

Методы формирования сознания учащегося

·     Показ

·     Объяснение

·     Разъяснение

 

Методы формирования деятельности и поведения учащегося

·     Самостоятельная работа

·     Иллюстрация

 

Методы стимулирования познания и деятельности

·     Поощрение

·     Контроль

·     Самоконтроль

·     Оценка

·     Самооценка

·     Одобрение словом

 

Методы поощрения

·     Благодарность

·     Благодарственное письмо родителям

·     Устное одобрение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Г.А. Струве. «Школьный хор». Изд-во «Просвещение». Москва. 1981г.

2.      Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя- музыканта. Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС». Москва. 2005г.

3.      Г.А. Суязова. Мир вокального искусства. Изд-во «Учитель». Волгоград. 2009г.

4.      Е.Н.Арсенина. Музыка. Изд-во «Учитель». Волгоград. 2011г.

5.      Ю.Н. Губин. Формирование социально-культурной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования. Методические рекомендации. Челябинск. 2012г.

6.      И.В. Роганова. Сборник методических статей «вокально-хоровые технологии». Изд-во «Композитор». Санкт-Петербург. 2014г.

7.      И.В. Роганова. Песни доктора Лазарева. Изд-во «Композитор». Санкт-Петербург. 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли

Пояснительная записка В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала

Также надо следить, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы вдох был бесшумным, спокойным

Также надо следить, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы вдох был бесшумным, спокойным

В условиях коллективного исполнения у ребят развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему

В условиях коллективного исполнения у ребят развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему

Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений

Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений

Тематическое планирование вокальной группы № заня тия

Тематическое планирование вокальной группы № заня тия

Солист, дуэт. Знакомство и разучивание песни «Аве,

Солист, дуэт. Знакомство и разучивание песни «Аве,

Методическое обеспечение Наглядный материал ·

Методическое обеспечение Наглядный материал ·

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017