Программа "Воспитание экологической культуры школьников".
Оценка 4.8

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
10.01.2017
Программа "Воспитание экологической культуры школьников".
Программа включает в себя: актуальность, содержание, формы, принципы и методы экологического образования; разные виды проектов; перспективный план и выводы по экологической работе в школе; подведены итоги прошлых лет; план экологической недели; экологические мероприятия; совместные сочинения детей и учителей, собраны экологические задачи для разных возрастных групп.
ПРОЕКТ Стадницкой школы.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Стадницкая основная общеобразовательная школа Семилукского муниципального района Воронежской области улица Новая, 1, т.71­8­95 ПРОГРАММА   Подготовили учителя МКОУ Стадницкой ООШ:                                                                     Рогозина Анжелика Викторовна­учитель математики; Калинина Нина Васильевна­учитель начальных классов                                             20.12.2013г Оглавление работы: 1.Актуальность экологического воспитания учащихся в современном обществе.              (с.2) 2. Цели и задачи и принципы экологического воспитания учащихся Садницкой школы. (с.2­3) 3.Содержание, формы и методы экологического образования учащихся:                            (с.3­7) а) Проекты: «Овраги и балки», «Комнатные растения­наши друзья»,  «Зимующие птицы нашего села». б) Экологическая неделя. в) Экологические мероприятия. 4. Выводы по экологической работе.                                                                                           (с.8) 5. Перспективный план экологической работы в Стадницкой школе на 2014­2019 гг.(с.8) 6. Используемая литература.                                                                                                       (с.8)  7. Приложение.                                                                                                                           (с.9­13) Актуальность экологического воспитания учащихся в современном обществе. К числу новых явлений духовной жизни нашего общества относится усиленное внимание к  формированию экологической культуры, экологического образования населения на всех его  возрастных уровнях и, особенно в период обучения в школе. Природные зоны нашего края все больше и больше подвергаются катастрофическому  воздействию человека:       происходит   уничтожение   лесной   и   луговой   растительности   в   результате   чрезмерных рекреационных нагрузок; рекреационное воздействие на растения и среду их обитания заключается в постоянном вытаптывании, уничтожении растений, загрязнении почвы, где они произрастают; все   большую   опасность   приобретает   неправильный,   а   главное,   неумеренный   сбор красивоцветущих и лекарственных растений; повсеместно   загрязняются   водоемы   края,   мелеют   реки   и   озера,   исчезает   по   берегам зеленый щит; уменьшается количество рыбы в водоемах из­за неправильного вылова, браконьерства и других причин; приходят в экологический упадок красивые места ближайшего природного окружения городов   и   поселков,   где   концентрируется   массовый   отдых   жителей,   и   проходят туристические тропы. Цели и задачи экологического воспитания учащихся Садницкой школы. Цели;  формировать у детей бережное отношение к природе;  воспитывать нравственную культуру;  обогащать   представление   о   добре   и   зле,   положительном   и   отрицательном воздействии человека на природу;  формировать опыт разумного и гуманного поведения в природе; 2  формировать новые знания об оказании помощи природе. Задачи:  углубление и расширение эколого­краеведческих знаний;  привитие первоначальных эколого­туристических навыков и умений: поведенческих,  познавательных, преобразовательных;  привитие навыков исследовательской работы;  развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе  эколого­туристической деятельности;  формирование (воспитание) чувства бережного отношения к природе родного края. Принципы экологического воспитания учащихся: сознательность; одобрение и поддержка; научность; активность; систематичность; доступность;        межпредметная связь;   учет возрастных особенностей; самоконтроль. Содержание, формы и методы экологического образования учащихся прошлых лет. Наша школа уже более 15 лет работает по экологическому направлению. Чтобы эта работа была последовательной  и  систематичной,     мы  составили  свою  экологическую  программу  «Природе нужна   помощь».   В   настоящее   время   в   нашей   местности   процветает   экологическая безответственность,   безразличное   отношение   к   «завтрашнему   дню».   Загрязняется   всё:   воздух, вода, почва. Главные отравители атмосферы нашего села – это выхлопные газы автомобилей, которых   в   селе   очень   много,   почти   в   каждом   доме   автомобиль.   Дым   от   весенних   костров заволакивает   всё   наше   селение.   На   общешкольном   родительском   собрании   группа   экологов выступила с докладом «Человек и бытовой мусор».  (Приложение 1.5.) Школьники рассказали о том, куда можно закапывать для перегнивания, о том, что прошлогоднюю траву и листья можно закапывать   для   перегнивания,   о   том,   что   бытовому   мусору   можно   дать   вторую   жизнь;   из пластмассовых бутылок сделать сувениры, стаканы под рассаду, а из фантиков можно делать гирлянды, красивые аппликации, а из чайных коробок сувенирные домики. Водоемы   нашего   села   мелеют   на   глазах.   Если   десять   лет   назад   ширина   реки   Серебрянка   в некоторых местах достигала 12 м, то сейчас ширина  ее 5­6 м, а глубина достигала 2 м, то теперь ее   глубина   меньше   1   м.   в   прошлом   году   нашими   школьниками   разработана   экологическая программа «Водоемы». Изготовлены таблички о запрете выброса мусора в водоем, о запрете, мойки   машин   вблизи   водоема,   о   запрете   вылова   рыбы   сетями.   Для   младших   школьников старшеклассники   организовали   кружок  «Эколоша».  Все   мысли   и   чувства   о   природе   они вкладывают в свои поделки. Водоему нужно чистая вода. Итак, мы решили охранять все, что 3 находится вокруг нас. Этой весной в нашем селе пройдет акция «Чистый лес», в ней будут принимать участие не только школьники, но и все общественные организации села. Внедряя экологическую программу в жизнь школы и села, у нас появилась возможность создания проекта  «Как мы овраги превращаем в балки».  (Приложение 2.2.) Наш проект основан на исследовательской,   творческой   общественной   деятельности,   направленной   на   решение экологических   проблем   в   условиях   нашего   населенного   пункта.   Он   включает   комплекс мероприятий, затрагивающих проблемы охраны окружающей среды – превращение оврагов в балки. Большое внимание уделяется взаимодействию учащихся с местными органами власти, связь с общественностью и средствами массовой информации. В нашей школе много цветов. Цветы на стенах, шкафах, подставках. Некоторые из них дети принесли из дома, другие комнатные растения подарили местные жители, а третьи – школьники вырастили   сами.   Ребята   учатся   ухаживать   за   ними:   правильно   поливать,   рыхлить   землю, удобрять, опрыскивать, стирать пыль с листьев, удалять сухие стебли и правильно пересаживать растения.   Весной,   во   время   цветения,   проводим  «Праздник   цветов»,  на   котором   дети рассказывают о своем любимом цветке, сочиняют сказки, истории, поют песни, слушают музыку, декламируют стихи, проводится конкурс рисунков. Систематическая   забота   о   цветах   способна   доставлять   детям   немало   по­настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни и радость своей сопричастности к ее существованию. Все это  явилось стартом для создания проекта «Комнатные растения – наши друзья». И работа закипела! Учащиеся младших классов провели классный час «Очень занимательно о комнатных  цветах»,  они  подготовили   загадки,  стихи,  рисунки,   играли  в   игру  «Поле  чудес». Юнкоры нашей школы предложили провести фотоконкурс на лучший комнатный цветок. А в начале декабря организовали фотоконкурс на лучшую композицию из комнатных цветов. Ребята выявили среди жителей села цветоводов­любителей, которые имеют 50­60 плошек с комнатными цветами. Группа «Роспись» создала эскизы для оформления плошек, подставок, разделочных досок,   карандашниц   и   сувениров   из   тестопластики.   Инициативная   группа   «Росток»   изучила способы   размножения   комнатных   растений.   Оказывается,   комнатные   цветы   размножаются   и отростками, и отводками, и луковицами, и черенками.  Заключили   договор   с   частным   предпринимательским   магазином   села   Стадница.   Получили разрешение   на   реализацию   предметов   комнатного   цветоводства.   Пустили   в   продажу   первые ростки комнатных цветов, сувениры из тестопластики, разделочные доски. Третья группа,  «Почвоведы»,  занималась изучением состава почвы, которая необходима для нормального   роста   и   развития   растения.(Приложение   2.1)Выявили,   как   правильно   подобрать цветочный горшок, что требуется  для пересадки растения, зачем нужен поддонник.  Наши цветы прекрасны, ведь они цветут круглый год. Учащиеся глубоко убеждены в том, что горшочек с комнатным растением их самый близкий «зеленый друг». 4 Проект: «Зимующие птицы нашего села». Актуальность темы очевидна: в холодную зимнюю пору от голода и холода погибают птицы ­ наши  друзья, поэтому помочь им – наша обязанность.  Проектная деятельность осуществлялась в инициативных группах:   «Юные орнитологи» Учащиеся этой группы занимались сбором информации о зимующих птицах нашего села. Они составили памятку «Что мы должны знать о зимующих птицах» и организовали игру «По словесному  портрету, угадай, кто это?». Школьники написали диктанты, сочинения и изложения на данную тему. На классных часах шефы провели игры «Подскажи словечко» и «Поле чудес».  «Птичья кормушка» Ребятами была изучена кормовая база зимующих птиц. Они выяснили, что синички любят семена подсолнечника и несоленое сало; голуби – крошки хлеба и булок; воробьи клюют овес,   просо   и   семена   сорняков.   Еще   ребята   заметили,   что   очень   удобно   устраивать кормушки на старых трухлявых пнях.Провели конкурс на изготовление самой диковинной кормушки. Все кормушки были сделаны по заранее подготовленным эскизам.       «Фотокорреспонденты». Главной целью деятельности учащихся этой группы – провести фотосъемки и нарисовать по наблюдениям   рисунки   о   птицах.   Какое   эстетическое   наслаждение   получаешь,   когда любуешься   этими   рисунками   и   фотографиями   «Воробьиная   семья»,   «Это   наш   любимый корм», «Следы разных птиц», «Самая красивая птица по оперению». Итак, в проектную деятельность были вовлечены учащиеся, их родители, педагогический состав школы, жители села Стадница.  В процессе наблюдений пришли к выводу: 1. В селе можно встретить воробьев разных видов. 2. Вороны ведут неколлективный образ жизни. 3. В еде птицы предпочитают разный корм, кому какой нравится. 4. Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы. Учащиеся прочитали познавательный материал о птицах нашей  местности, узнали много нового и поучительного. В результате деятельности ребята нашей школы придумали интересные конструкции кормушек из пластиковых бутылок и молочных коробок. Выдержка из сочинения Новотоцких Елены: «Узнав много нового о птицах, мы стали по­другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробышка или голубя, ни за что не пройдем мимо. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить» Одна из жительниц нашего села (Болгова Раиса Романовна) рассказала историю, которая с ней произошла. 5 «Несколько лет назад зима была очень холодной – птицы на лету падали в снег. Подобрала я птичку и принесла домой, поместила в картонную коробку. Это была горлинка. Отогревшись, она попыталась выбраться  из коробки, и я ее выпустила. Птаха рвалась на улицу, на была еще очень слаба. Постепенно птичка освоилась. Она безбоязненно разгуливала по столу, по полу, спала на горе подушек, потом облюбовала люстру. Ела и пила вместе со мной. Мы с ней так подружились, что она не отходила от меня, садилась на голову, плечи, руки. Нежная дружба согревала мне сердце, скрашивала одиночество.  Когда на улице потеплело, решила расстаться с горлинкой. Посадила ее на открытую форточку. Подумав минуту­другую, она вернулась в комнату. На второй день я повторила процедуру. На этотраз моя подружка, недолго думая, улетела. Поначалу я даже загоревала: неужели больше никогда   ее   не   увижу?   Нет,   вернулась.   И   не   одна.   Вместе   с   ней   на   подоконник   прилетели кормиться и другие горлинки. Значит, доверяют.  Моя   голубка   клевала   корм   в   моем   присутствии,   но   в   руки   не   давалась.   Да   этого   и   не требовалось. Такое общение с голубями меня радовало, придавало мне сил и бодрости» Ежегодно весной в нашей школе проводится экологическая неделя. Каждый год рассматриваем новые актуальные проблемы. Экологическая неделя 2013 года (12­19 апреля). 1 день       1)  Конференция «Экологическое состояние Воронежской области, Семилукского  района, села Стадница». 2)  Экологические вести:        а) сообщение о муравьях;        б) аптека в лесу;        в) наш огород.                     3)   Экологическая анкета              а) о бытовом мусоре;              б) о равновесии в природе. 2 ­ 3 день             Работа экологических секций:               а) экологические плакаты;               б) экологические задачи;               в) в гостях у экологической сказки. 4 – 5 день            Конкурс экологических сочинений.                              Конкурс экологических изложений.                              Конкурс экологических диктантов. 6 Загадки экологического содержания. 6 день                 Экологический концерт:                а) экологический спектакль;                б) экологические стихи и песни;                в) экологические юморески. КОНФЕРЕНЦИЯ «Экологическое состояние Воронежской области,Семилукского района, села Стадница». На краеведческой конференции обсуждались экологические проблемы Воронежской области  ,Семилукского района и нашего села Стадница. Много было сказано о загрязнении почвы,  потому что пестицидами поражена одна четвертая их часть. Загрязнение почв происходит прежде всего из­за массового применения в сельском хозяйстве  ядохимикатов (пестицидов). Но, если бы только пестициды загрязняли почву! Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю­кормилицу свинца, ртути, меди, марганца и других веществ.  При анализе почвы обнаруживается содержание в ней свинца в 10 раз, ртути в 100 раз, меди в  400 раз больше допустимой нормы. Какие овощи и фрукты вырастают на такой землице,  нетрудно себе представить. Также обсуждались проблемы загрязнения водоемов, внеплановой вырубки лесов, неэкономного  использования полезных ископаемых,  вымирания разных видов растений и животных. Конечно, можно верить, а можно и не верить в спасательный свет экологического образования.  Но действовать необходимо в любом случае. Надежда, как говорится, умирает последней. Но  действовать необходимо в любом случае. Жители нашего села с нами заодно! (Приложение 1.6.) Экологические мероприятия в Стадницкой школе за 2009­2013 гг.  Классные часы: «О братьях наших меньших», «Познай свой край», «Народные приметы».  Викторины: «Кто лучше знает природу», «Лесная аптека».  Тематические походы: «А природа горько плачет», «Береза­символ Родины моей».  КВН­ы.  Устные журналы: «Бытовые отходы», «Во саду ли в огороде», «Экология и медицина»,  «Проказы зимушки­зимы».  Кружки: «В гостях у экологической сказки», «Эколошка», «Юный друг природы»  Конкурсы поделок и рисунков: «Времена года», «Шишки, желуди, орехи».  Выпуски листовок и газет: «Эти удивительные растения», «Так жить нельзя!»  (Приложение 1.2.; 1.5.)  Акции «Чистое село», «Чистый лес», «Чистый водоем». 7  Месячники «Цвети земля».  Проекты на актуальную тему. (Приложение 1.4.)  Озеленение родного села. (Приложение 1.3.)  Беседы с жителями села.  Выставки книг и фотографий.  Экологические дни (день воды, день земли, день птиц).  Встречи с людьми разных сельских профессий.  Экологические утренники и уроки: «В гостях у осени», «Ёлочка».  Путешествие по экологической карте села Стадница. (Приложение 1.1.)  Сбор лекарственных трав для фито­чая.  Анализ экологических ситуаций.  Летний экологический лагерь «Родничок». Выводы по экологической работе: Педагоги нашей школы обогащают учащихся знаниями об экологической целостности природы, о взаимоотношениях природы и человека.  Велика   роль   наблюдений,   специально   организованных   экскурсий,   общение   подрастающего поколения   с   лесниками,   охотниками,   старожилами,   людьми,   чьи   профессии   связаны   с экологией. Учащиеся   самостоятельно   разрабатывают   экологические   тропы:   благоустраивают   родник, очищаем лес от сушняка, озеленяем свое село. Элементы  экологического  воспитания  можно  видеть  практически  на  любом  уроке,   будь­то русский   язык   или   чтение,   математика   или   изобразительное   искусство.   Наши   ученики   – неоднократные   призеры   кустовых,   районных   и   областных     природоохранных   конкурсов. Очевидно, что наши дети учатся любить и беречь природу.  (Приложение 2.3.) Перспективный план экологической работы в Стадницкой школе на 2014­2019 гг. 1) Ежегодно проводить экологические акции. 2) Посадить 100 видов различных деревьев и кустарников. 3) Обнаружить новые гнездовья птиц и обозначить их на экологической карте. 4) Провести экскурсии по заказникам нашего района. 5) Оформить Красную книгу нашей местности. Литература: 1. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/Пер. К.Мишиной, А.Зыковой.­ М.: Эксмо, 20­3. ­512с. 2. Колбовский   Е.Ю.   Экология   для   любознательных,   или   О   чем   не   узнаешь   на   уроке.   – Ярославль: «Академия развития», 1998­256с. 3. Потапова  Л.М.  Детям  о природе.  Экология  в  играх  для  детей  5­10  лет.  Популярное пособие для родителей и педагогов /В.Н. Куров.­Ярославль: «Академия развития», 1998­ 224с. 4. Храбрый   В.М.   Школьный   атлас­определитель   птиц:   Кн.   Для   учащихся.   –   М.: Просвещение, 1998. 5. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В.Иваницкий.­ М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.­397с. [Электронный ресурс]//Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005. 6. 8 1.1 Приложение 1. 1.2 1.3 1.5 1.4 1.6 9 Приложение 2.   (совместные сочинения детей и учителей)     1. В нашей местности,  не скрою, есть богатые места.      Каждый житель там порою набирает для себя:      Мел, песок и даже глину. Природа дарит от души!      Только ты не будь жестоким ­ бери немного, не спеши.      Оставь дары эти другому, пусть рад он будет, как и ты.      Храни природные ландшафты, пусть не убудет красоты! 2.  Есть у нас мечта такая, вам проект предложим мы: Дружно балки заровняем, их бульдозером сравняем …и посадим там сады.  Не дадим расти оврагам, к ним проявим интерес. Их деревьями обсадим, куст и дерево посадим … и увидим дивный лес. Пусть в лесу растет малина, ежевика и грибы, Звери разные гуляют, птицы песни распевают … их не будем трогать мы.    Там, где бьет родник тихонько, завтра будет водопад.    И прекрасною водою, чистой ключевой водою … всех напоим мы подряд! 10 Экологические задачи  для начальных классов. 1 Цветы мака закрываются в 3 ч дня, а шиповника на 4 ч позже. В  какое время закрываются цветы шиповника? 2 Семена тыквы не теряют всхожести 6 лет, а овса на 4 года дольше.  Сколько лет не теряют всхожести семена овса? 3 Личинка жука­плавунца за сутки съела 10 мальков, причем утром  она съела 7 мальков, а остальных – вечером. Сколько мальков  съела личинка вечером? 4 Гектар леса выделяет в год 10 т кислорода. В начале года лес  выделил 6 т кислорода. Сколько тонн кислорода выделил гектар  леса в конце года? 5 В России 10 видов лилий, а багульника 4. На сколько видов лилий  больше, чем видов багульника? 6 Зебра живет 28 лет, а гиена 25. На сколько лет меньше живет гиена, чем зебра? 7 Вишня зацвела 17 мая, а яблоня на 3 дня позже. Какого числа  зацвела яблоня? 8 Ласточки прилетели 9 мая, а стрижи на 5 дней позже. Какого числа прилетели стрижи? 9 В начале лета  бурундук собрал 6 кг запасов на зиму, а в конце лета 4 кг. За зиму бурундук съел 8 кг. Сколько килограммов он оставил  на раннюю весну? 10 Корни кактуса могут проникнуть в землю на глубину 6 м, а пальмы  на 3 м глубже. На какую глубину могут проникнуть корни пальмы? Экологические задачи 11 для средних классов. 1 Птенцы во время своего роста очень прожорливы. Стриж ловит мелких насекомых на лету и кормит своих птенцов сравнительно с другими птицами редко, всего 20 раз в день, но зато приносит сразу в   среднем   370   мелких   насекомых.   Сколько   насекомых   наловит пара стрижей за 32 дня? 2 Одна сова уничтожает за лето до 1000 полевых мышей­вредителей полей, а одна полевая мышь уничтожает 1 кг зерна. Определить, сколько зерна за лето сохранят 2 совы; 20 сов. 3 Школьники   сажали   деревья   на   улицах   города.   На   одной   улице нужно было вырыть 20 одинаковых ям для деревьев, на другой 15 и на третьей 35. За сколько часов были вырыты все ямы, если на первой улице школьники работали на 1 час 30 мин. Меньше, чем на третьей? 4 Выбросы   загрязняющих   веществ   в   атмосферу   в   городе   после установки очистительных сооружений снизились с 8 мил. тонн до 6,4   мил.   тонн.   На   сколько   процентов   понизились   выбросы   в атмосферу? 5 Муравьиная царица может жить 21 год, рабочий муравей 6 лет. Какое   количество   вредных   насекомых   и   остатков   животных   за свою   жизнь   поедает   семья   черных   муравьев,   мы   узнаем,   решив задачу:  восстановите число 434286*, которое делится  на 45 без остатка. (А рыжие муравьи поедают в 2 раза больше). 6 На 1 га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5 га леса? 7 Известно, что в 1998 г в одном из районов области от пожаров погибло   30   га   леса.   Это   составило   10%   от   всей   площади   леса, погибшего в 1999г. Какая площадь леса погибла в 1999 г? 12 Проект (исследовательская работа) «Моё село в цифрах и задачах» Выполнили ученики 4 класса Название № п/п 1 2 3 4 Расстояние от Стадницы до Кондрашовки (между остановками) Количество тополей (между остановками) Количество книг в библиотеке Количество читателей: школьников граждан 5 Количество жителей по микрорайону 6 Количество пенсионеров 7 Количество домов 8 Количество домов с газом 9 Количество домов без газа 10 Количество газет, которые выписывает население 11 Количество журналов, которые выписывает население 12 Длина реки Серебрянка 13 Площадь прудов 14 Глубина прудов Количество 2км.200м. 3100 шт. 7200 318 352 чел. 34 727 чел. 221 чел. 302 222 80 70 экз. 15 экз. 18 км. 40 кв.м. 3м. 13

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".

Программа "Воспитание экологической культуры школьников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017