Программа воспитания и социализации обучающихся школы №35 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа обеспечивает преемственность с программой воспитания и социализации обучающихся начальной школы, учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России, культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иные особенностей региона, запросы семей и других субъектов образовательного процесса.
анатация к ПРОГРАММЕ воспит и социализ. 5-9 2015год.docx
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол №1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №35
_____________Н.И. Боцакова
от «___»______________ ________г.
Приказ № __ от ___________
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 35
имени героя Советского Союза В.П. Чкалова
ПРОГРАММА
воспитания и социализации
обучающихся
основное общее образование
Хабаровский край, город Комсомольск –на Амуре 2015
2 СОДЕРЖАН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативноправовой и документальной основой Программы воспитания и социализации
обучающихся школы №35 (далее Программа) являются:
№273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (далее Стандарт);
Концепция духовнонравственного развития и воспитания российских школьников
(далее Концепция);
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»;
Устав
учреждения
общеобразовательная школа №35 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова.
Муниципального
общеобразовательного
средняя
Программа воспитания и социализации обучающихся школы №35 предусматривает
обеспечивающего создание
формирование нравственного уклада школьной жизни,
соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную,
учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе
духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей,
традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социальнопедагогической
деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их
духовнонравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации,
формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа обеспечивает преемственность с программой воспитания и социализации
обучающихся начальной школы, учитывает возрастные особенности обучающихся и основные
жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские
ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной
России, культурноисторических, этнических, социальноэкономических, демографических и
иные особенностей региона, запросы семей и других субъектов образовательного процесса.
3 Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по
организации целостного пространства духовнонравственного развития обучающегося в основной
школе. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в
урочную, внеурочную, внешкольную, социально значимую деятельность, семейную деятельность
обучающегося и его родителей, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных
приоритетов, реализуемого в совместной социальнопедагогической деятельности школы, семьи
и других субъектов общественной жизни.
Программа обеспечивает духовнонравственное развитие обучающихся на основе их
приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической,
конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования
у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе
на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурноисторическому наследию
России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально
ответственного поведения в обществе и в семье.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса
требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных
организаций,
учреждений
дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных
организаций.
включая и детскоюношеские движения и организации,
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социальнооткрытого уклада
школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.
4 1. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою
личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и
социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебноигровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной, общественно полезной
деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции —
«становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку
своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно
полезной деятельности;
• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения,
ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о
добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов
России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного
оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата;
5 • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе
нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов,
осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять
в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни,
физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность
члена семьи, школьного коллектива, территориальнокультурной общности, этнического
сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о
процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых
проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений
об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах
поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных
групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного,
успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
понимания и
сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и
религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание
значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в
историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным
традициям, образу жизни представителей народов России.
В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития
человека;
6 • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке,
продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально психологическом благополучии своей
семьи;
• знание традиций своей семьи, культурноисторических и этнических традиций семей своего
народа, других народов России.
Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего
образования — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и
ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений
с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
10.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень
соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации
обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально
разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для
оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и
социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социальнопсихологический метод получения
информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербальнокоммуникативный метод, предполагающий проведение разговора
между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в
соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В
ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей
личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную
атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически
направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об
особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психологопедагогическое наблюдение — описательный психологопедагогический метод
исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей,
7 закономерностей развития и воспитания обучающихся.
предусматривается использование следующих видов наблюдения:
В рамках мониторинга
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных
отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых
параметров (психологопедагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Особо следует выделить психологопедагогический эксперимент как основной метод
исследования воспитания и социализации обучающихся.
В рамках мониторинга психологопедагогическое исследование предусматривает внедрение
в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов
исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по
воспитанию и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и
социализации обучающихся в условиях специально организованной воспитательной деятельности
(разработанная школой Программа).
В рамках психологопедагогического исследования следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор
данных социального и психологопедагогического исследований до реализации образовательным
учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным
учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных
социального и психологопедагогического исследований после реализации образовательным
учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап
предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности
реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного
этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы),
изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования
(после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при
описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты
контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и
развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и
социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной,
социальной,
экологической,
трудовой
(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психологопедагогической и нравственной
атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детскородительских отношений и степени включённости родителей (законных
представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
8 Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации
обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития
обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации
обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа
исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик
положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей
воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с
результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовнонравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном
этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых
систем у подростков, в педагогическом коллективе и детскородительских отношениях
общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться
одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации
обучающихся.
10.2. МЕТОДИКИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Модель мониторинга эффективности реализации программы воспитания и
социализации обучающихся:
Для определения динамики основных показателей воспитания и социализации
обучающихся будут использованы следующие диагностические материалы:
1. Для изучения личностной и социальной культуры обучающихся:
изучение школьной мотивации;
методика социометрической диагностики;
диагностика коммуникативной сферы по методике «Мой круг общения» (Т.Ю.
Андрущенко);
9 изучение уровня интеллектуального развития (тест Равена);
изучение самооценки по шкале ДембоРубинштейна (методика «Лесенка»);
диагностика эмоционального состояния;
мониторинг участия в мероприятиях муниципального, областного и Всероссийского
уровней.
1. Для изучения родительскодетских отношений:
методика «СОС»;
методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я.Варга, В.В.Столина;
анкета «Мои родители»;
сочинения учащихся о семье;
1. Для изучения трудовой и профессиональной культуры:
изучение ценностных предпочтений учащихся 9 – 11 классов;
карта интересов (А.Е. Голомшток);
профориентационная анкета для выпускников;
1. Для изучения нравственной культуры:
диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся (методика
М.И.Шиловой);
1. Для изучения здоровьесберегающей культуры:
анкета «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни» (для обучающихся 5 – 9
классов);
мониторинг физического развития;
мониторинг заболеваемости.
10 1. Для изучения психологической атмосферы:
оценка психологического климата в педагогическом коллективе (Е.И. Рогов);
методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
оценки некоторых основных проявлений психологического климата класса ( картасхема
А.Н. Лутошкина).
11
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Программа воспитания и социализации 5-9 2015год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.