Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы
Оценка 4.6

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
06.01.2017
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы даёт возможность любому педагогу , работающему с учащимися начальных классов спланировать воспитательную работу на все четыре года обучения в начальной школе.Данная программа опробирована на учащихся моего класса.Педагоги , разумеется, могут вносить изменения в содержание.
Программа воспитания и социализации.doc
МОУ «СОШ « Свердловский ЦО»     Программа воспитания и социализации                  учащихся начальной школы                       « Счастливы Вместе»                               на 2013­2017 учебный год               представлена учителем начальных классов         Панекиной Татьяной Александровной 1 Содержание 1.Постановка проблемы и условия разработки программы 2.Пояснительная записка 2.1. Нормативно­правовая основа 2.2 Основная идея. 2.3.Цель программы. 2.4 Способы достижения целей. 2.5 Направления программы. 2.6.Подходы к воспитанию. 2.7. Принципы построения воспитательной системы. 2.8 План поэтапной реализации программы воспитания. 3.Содержание (ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды,  формы деятельности.). 4. Планирование. 5. Диагностическое сопровождение процесса реализации программ. 6. Ресурсное обеспечение. 2 1. Постановка проблемы и условия разработки программы. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С  первых   дней   пребывания   в  школе   формируется   их   отношение   к   школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.  В условиях жизнедеятельности современного ребенка много  противоречий:  Современный   ребенок     находится   в   беспредельном   информационном   и огромном   социальном   пространстве,   не   имеющем   четких   внешних   и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря   Интернету,   телевидению,   компьютерным   играм,   кино. Воспитательное   и   социализирующее   воздействие   (не   всегда   позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.  Сегодня   существует   и   усиливается   конфликт   между   характером присвоения   ребенком   знаний   и   ценностей   в   школе   (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание   границ   между   культурой   и   антикультурой   и       т.   д.).   Этот конфликт   меняет   структуру   мышления   детей,   их   самосознание   и миропонимание,   ведет   к   формированию   потребительского   отношения   к жизни, морального релятивизма.  Современный   ребенок   живет   иллюзией   свободы.   Снятие   многих   табу   в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается   в   посильное   для   него   решение   реальных   проблем   семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут   взрослые,   искажает   их   социализацию,   нарушает   процессы   их взросления.  Подмена   реальных   форм   социализации   виртуальными,   ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными 3 детьми   приводят   к   самоизоляции   детства.   Результатом   этого   является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости,   за   которыми   на   самом   деле   скрываются   страх,   одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.  В   силу   произошедшей   в   1990­е   гг.   переориентации   воспитания   с коллективистской   на   индивидуалистическую   модель,   фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью   социально   ориентированной   деятельности,   девальвации традиционных   ценностей   произошли   существенные   изменения   в  системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый   план   вышло   переживание   и   позиционирование   себя,   вследствие чего   в   обществе   распространяется   эгоизм,   происходит   размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Вывод:  при   разработке   воспитательной   программы   класса   необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка. 4 2.Пояснительная записка 2.1. Нормативно­правовая основа Нормативно­правовой и документальной основой авторской  программы воспитания  и социализации учащихся начальной школы «Счастливы Вместе» являются   Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266­1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148­ФЗ)  Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об   утверждении   Федерального   компонента   государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».  Концепция духовно­нравственного воспитания российских школьников разработана   в   соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года. 2.2 Основная идея В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года   обоснован   идеал,   сформулирована   высшая   цель   образования   – высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин   России, принимающий   судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к 5 социально­воспитательной   работе   всех   институтов   общества,   каждого гражданина.                         В связи с этим  основной   идеей программы воспитания и социализации         становится идея создания  воспитательной системы, которая   имеет   многовариантные   компоненты,   позволяющие   каждому учащемуся  и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность.                    Обоснованием актуальности основной идеи программы «Счастливы Вместе» считаю:  удовлетворяющий   индивидуальным     ­ необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не  только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их  развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной  социализации;  ­ необходимость организации сотрудничества и согласование усилий  многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного  образования, культуры и спорта.  В дальнейшем буду опираться на следующие определения. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников: воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная)   деятельность   в   семье,   школе,   учреждениях   дополнительного образования   и   т.   д.,   обеспечивающая   поддержку   духовно­нравственного развития ребенка; социализация –  это содействие духовно­нравственному развитию  ребенка, приобретению им первоначального социально­нравственного опыта  посредством включения его в решение общественных, культурных,  экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием  и социализацией прозрачны и относительны Программа   воспитания   и   социализации   учащихся   начальной   школы «Счастливы Вместе» направлена на формирование морально­нравственного, личностно   развивающего,   социально   открытого   уклада   школьной   жизни. Уклад   школьной   жизни   можно   рассматривать   как   педагогически целесообразную   форму   приведения   в   соответствие   разнообразных   видов (учебной,   семейной,   общественно   полезной,   трудовой,   эстетической, социально­коммуникативной,   творческой   и   др.)   и   уровней   (урочной, внеурочной,   внешкольной,   семейной,   общественно   полезной)   деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.  6 Организация   уклада   школьной   жизни   в   полной   мере   учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства.  2.3.Цель программы: Для классного руководителя:  создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой   к   активной,   творческой   и   инициативной   деятельности   через организацию   совместной   деятельности   детей   и   взрослых,   управление процессом   развития   личности,   взаимодействием   всех   участников воспитательного процесса. Для учащихся и родителей: создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей,  индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.   2.4. Способы достижения целей: Участие детей в управлении школой и классом (организация  самоуправления).  Это предполагает:  совместное формулирование и принятие правил жизни  класса;  совместное   (с   педагогами)   принятие   ответственных   решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;  самостоятельное   планирование   внеучебной   совместной деятельности;  гласность жизни (наличие детской прессы). Создание   возможностей   для   проявления   творчества   детей   в школе:  творчество в процессе обучения (на уроках);  творчество после уроков: детские коллективы, кружки,  коллективные творческие дела и пр.;  возможности проявления и осуществления любой творческой  инициативы.  Организация совместной деятельности, предметом которой  являются самопознание и саморазвитие: 7  проведение   классных   часов,   на   которых   обсуждаются   наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);  проведение   психологических   обучающих   занятий   с   целью просвещения (проводятся психологами). Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:  проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности Условием   достижения   сформулированных   целей   является профессиональная готовность педагогов:  учитывать развитие прирожденных задатков;  создавать   условия,   направляющие   развитие   прирожденных задатков;  предоставлять   ребенку   возможность   свободно   проявлять   свои индивидуальные особенности;  предоставлять   ребенку   возможность   свободно   выбирать   и пробовать;  предоставлять   ему   возможность   знакомиться   с   разными культурами, точками зрения и версиями;  слушать   ребенка   и   давать   ему   возможность   самостоятельно принимать решения;  согласовывать   с   ребенком   свои   действия,   чтобы   он   понимал, почему ему надо делать то или другое;  создавать   условия,   чтобы   ребенок   мог   осознанно   следовать правилам;  включать   ребенка   в   создание   правил,   которым   он   должен следовать. 2.5 Направления программы. Концептуальные   основы   воспитания   реализуются   в   следующих взаимосвязанных компонентах (основных  направлениях воспитания): 8  Счастливы   Вместе   в   России  (воспитание   гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);  Счастливы Вместе в мире людей (воспитание нравственных чувств и этического сознания);  Счастливы   Вместе   в   труде   и   жизни (воспитание   трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;   Счастливы Вместе и здоровы (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);  Счастливы Вместе с природой (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);  Счастливы Вместе с прекрасным (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).   2.6. Подходы к воспитанию В   основе   программы   воспитания   и   социализации   учащихся   начальной школы   «Счастливы   Вместе»   и   организуемого   в   соответствии   с   ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: ­  аксиологический  Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.), Ценности,   общественные   идеалы   и нравственные   принципы, лежащие в основе современной государственной политики России  СПРАВЕДЛИВОСТЬ   СВОБОДА   личная предпринимательства, жительства и рода занятий    слова,   и национальная,     вероисповедания, а также свобода   выбора   места    ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА   МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР   СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ   ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ   ЗАБОТА о младших и старших    ПАТРИОТИЗМ,   ВЕРА   в РОССИЮ,   ЕДИНСТВО   РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.  «Таковы   наши   ценности, таковы   устои   нашего   общества,   наши нравственные   ориентиры.   А, говоря   проще,   таковы   очевидные,   всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».  Д.А.  Медведев  9 В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.  ­  системно­деятельностный  Принятие   ребенком   ценностей   происходит   через   его   собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями,   родителями,   сверстниками,   другими   значимыми   для   него субъектами. ­ развивающий Для   достижения   развивающего   эффекта   ценности   должны   быть понимаемы   (как   минимум   узнаваемы,   знаемы)   и   принимаемы   (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).  2.7. Принципы построения программы: ­ принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке,   на   сильные   стороны   его   личности,   увлечения   перспективами деятельности,   создания   ситуаций   ожидания   завтрашней   радости   (по   В.А. Сластенину); ­   принцип   воспитания   в   коллективе   с   учетом   индивидуальных особенностей каждой личности; ­   принцип   идеалосообразности  (В.П.Бранский),   т.е.   соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу; ­ принцип преемственности, последовательности, систематичности.  2.8.  План поэтапной реализации программы воспитания Программу предполагается реализовать в несколько этапов: 2013­2014   –   подготовительный   –   включающий   диагностическую, прогностическую и организационную деятельность: ­   обобщение   и   анализ   существующего   опыта   работы   по   выявлению условий   и   диагностики   оснований   дифференциации,   учащихся   в   процессе воспитания с целью успешной социализации; ­ изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания; ­ совершенствование материально­технического обеспечения программы, работа с документацией. 2014­2016 – запуск программы и этапы реализации: ­   приведение   основных   компонентов   воспитательной   деятельности   в соответствие с параметрами программы; 10 ­ совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы,   в   том   числе   налаживание   связей   с   психологической   службой сопровождения;                   ­   разработка   и   апробация   годового   цикла   дел,   направленных   на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;         ­ организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.         2016­2017 – аналитико­коррекционный этап: ­ анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по  отношению к дальнейшему развитию. 11 3.Содержание программы. Воспитанию нет начала, и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует. Амонашвили Счастливы Вместе в России Направление деятельности Гражданско­патриотическое (воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека) Ценности Задачи любовь   к   России,   к   своему   народу,     к   своей   малой   родине;   служение   Отечеству;   правовое государство;   гражданское   общество;   долг   перед   Отечеством,   старшими   поколениями,   семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.  создать условия для формирования: ­ элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; ­   представлений   о   символах   государства   –   Флаге,   Гербе   России,   о   флаге   и   гербе   субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; ­ элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;  ­ элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России; ­ интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; ­ уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;  ­   начальных   представлений   о   народах   России,   об   их   общей   исторической   судьбе,   о   единстве народов нашей страны; ­ элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России; ­   интереса   к   государственным   праздникам   и   важнейшим   событиям   в   жизни   России,   субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение; 12 ­ стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; ­ любви к школе, своему селу, городу, народу, России; ­ уважения к защитникам Родины; первоначальных   представлений   о   правилах   поведения   в   школе,   дома,   на   улице,   в   населенном пункте, на  природе; ­ умения отвечать за свои поступки; ­ отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. У выпускника начальной школы должно быть сформировано:   ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно­историческому наследию,   государственной   символике,   русскому   и   родному   языку,   народным   традициям;   к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению. У выпускника начальной школы должно быть сформированы:  элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об   этнических   традициях   и   культурном   достоянии   малой   Родины;   о   примерах   исполнения гражданского и патриотического долга;  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.  Накоплен  первоначальный   опыт   постижения   ценностей   гражданского   общества,   национальной истории и культуры;   опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной  коммуникации; ­  получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с  государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта  Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. 13 Прогнозируемый результат Виды деятельности Формы  деятельности ­ ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей,  явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями  гражданина; с  историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями,  фольклором, особенностями быта народов России; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и  патриотизма. ­   знакомство  с   важнейшими   событиями   в   истории   нашей   страны,   содержанием   и   значением государственных праздников;  с   деятельностью   общественных   организаций   патриотической   и   гражданской   направленности, детско­юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина ­ участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных  проектах и мероприятиях, проводимых детско­юношескими организациями.  беседа,   чтение книг,  проведение классных часов,   просмотр учебных фильмов,   изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;   экскурсии,  просмотр кинофильмов,  путешествия по историческим и памятным местам,   сюжетно­ролевые игры гражданского и историко­патриотического содержания   творческие конкурсы,   фестивали,   праздники,   КТД,  народные игры, 14  организации и проведения национально­культурных праздников,   участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам. Направление деятельности  Счастливы Вместе в мире людей Социальное партнерство  (воспитание нравственных чувств и этического сознания). Ценности Задачи нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь;  почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. создать условия для формирования: ­ первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях; ­ различения хороших и плохих поступков;  ­ знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах; ­   элементарных   представлений   о   религиозной   картине   мира,   роли   православия   и   других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; ­ почтительного отношения к родителям; ­ уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; ­   установление   дружеских   взаимоотношений   в   коллективе,   основанных   на   взаимопомощи   и взаимной поддержке; ­ бережного, гуманного отношения ко всему живому; ­   знаний   правил   вежливого   поведения,   культуры   речи,   умение   пользоваться   «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; ­ стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; ­   представления   о   возможном   негативном   влиянии   на   морально­психологическое   состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; ­   отрицательного   отношения   к   аморальным   поступкам,   грубости,   оскорбительным   словам   и 15 Прогнозируемый  результат Виды  деятельности действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. У выпускника начальной школы должны быть сформированы:  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об   этических   нормах   взаимоотношений   в   семье,   между   поколениями,   этносами,   носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;  накоплен  нравственно­этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;  У выпускника начальной школы должно быть сформировано:   уважительное отношение к традиционным российским религиям;  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;  почтительное   отношение   к   родителям,   уважительное   отношение   к   старшим,   заботливое отношение к младшим;  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.  у выпускника начальной школы должно быть сформирована :  способность   эмоционально   реагировать   на   негативные   проявления   в   детском   обществе   и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры,  традиционных моральных нормах российских народов, первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных  российских религий, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и  проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями), 16 Формы  деятельности с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать  хорошие и плохие поступки. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование  представлений о нормах морально­нравственного поведения, игровых программах, позволяющих  школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;  посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся,  заботе о животных, живых существах, природе; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы ­  овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и  младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. Формы деятельности:  чтение книг,  беседа,  экскурсии,  заочные путешествия,   участие в творческой деятельности (такой как театральные постановки, литературно­ музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные  традиции народов России),  классный час,   просмотр учебных фильмов,   наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения  разных людей,  совместные игры,   семейный праздник,  КТД,  творческий проект. 17 Оформление классного уголка. Направление деятельности Счастливы Вместе в труде и жизни Интеллектуальное (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.). Ценности Задачи трудолюбие;   творчество;   познание;   истина;   созидание;   целеустремленность;   настойчивость   в достижении целей; бережливость создать условия для формирования ­ первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; ­ первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества; ­ уважения к труду и творчеству старших и сверстников; ­ элементарных представлений об основных профессиях; ­ ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности; ­   элементарных   представлений   о   роли   знаний,   науки,   современного   производства   в   жизни человека и общества;  ­   первоначальных   навыков   коллективной   работы,   в   том   числе   при   разработке   и   реализации учебных и учебно­трудовых проектов; ­ умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий; ­ умения соблюдать порядок на рабочем месте; ­   бережного   отношения   к   результатам   своего   труда,   труда   других   людей,   к   школьному имуществу, учебникам, личным вещам; ­ отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.  Прогнозируемый  У выпускника начальной школы должно быть сформировано:   ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и 18 результат человечества;   ценностное и творческое отношение к учебному труду;  осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;   трудолюбие;  у выпускника начальной школы должно быть сформированы  элементарные представления о различных профессиях;    первоначальные   навыки   трудового   творческого   сотрудничества   со   сверстниками,   старшими детьми и взрослыми;  потребности   и   начальные   умения   выражать   себя   в   различных   доступных   и   наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; накоплен  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;  У выпускника начальной школы должно быть сформирована   мотивация   к   самореализации   в   социальном   творчестве,   познавательной   и   практической, Виды  деятельности общественно полезной деятельности. формирование  первоначальных   представлений   о  роли  знаний, труда  и  значении  творчества   в жизни человека и общества; получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно­трудовой деятельности; приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,   начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов, умений и навыков самообслуживания в школе и дома; применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике  участие  во   встречах   и   беседах   с   выпускниками   своей   школы,   знакомятся   с   биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к 19 Формы  деятельности труду и  жизни.  изучение учебных дисциплин,   экскурсии,  сюжетно­ролевые экономические игры,  игровые ситуации,  внеурочные мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации  детских фирм),  презентации учебных и творческих достижений,   стимулирования творческого учебного труда,   творческий проект,  занятие народными промыслами,   природоохранительная деятельность,   работа творческих и учебно­производственных мастерских,   трудовые акции. Направление деятельности  Счастливы Вместе и здоровы  Спортивно­оздоровительное  (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни). Ценности Задачи здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива),  активный, здоровый образ жизни. создать условия для формирования: ­   ценностного   отношения   к   своему   здоровью,   здоровью   родителей,   членов   своей   семьи, педагогов, сверстников; ­ элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива); ­ элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и 20 здоровья окружающих его людей; ­ понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; ­   знаний   и   выполнения   санитарно­гигиенических   правил,   соблюдение   здоровьесберегающего режима дня; ­ интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; ­ первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека; ­   первоначальных   представлений   о   возможном   негативном   влиянии   компьютерных   игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; ­ отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. У выпускника начальной школы должно быть сформировано:  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; У выпускника начальной школы должно быть сформированы  элементарные   представления   о   взаимной   обусловленности   физического,   социального   и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;  первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;  знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; Прогнозируемый  результат Виды  деятельности знания   о   возможном   негативном   влиянии   компьютерных   игр,   телевидения,   рекламы   на   здоровье человека приобретение  познаний   о   здоровье,   здоровом   образе   жизни,   возможностях   человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья 21 практическое   освоение  методов   и   форм   физической   культуры,   здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание  чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно­гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела,  рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха,  чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой  деятельности; элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического  (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива); знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Формы  деятельности  урок физической культуры,  бесед.  просмотра учебных фильмов,  встреча со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие  требования к здоровью,   подвижные игры,  туристические походы,   спортивные соревнования,  тренинговые программы,  спортивные секции Направление деятельности Экологическое Счастливы Вместе с природой жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ) Ценности 22 Задачи Прогнозируемый  результат Виды  деятельности создать условия для формирования: ­ развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ­ ценностного отношения к природе и всем формам жизни; ­ элементарного опыта природоохранительной деятельности; ­ бережного отношения к растениям и животным. У выпускника начальной школы должно быть сформировано:  ценностное отношение к природе; накоплен  первоначальный опыт эстетического, эмоционально­нравственного отношения к природе;  первоначальный   опыт   участия   в   природоохранной   деятельности   в   школе,   на   пришкольном участке, по месту жительства;   личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.  У выпускника начальной школы должно быть сформированы: ­ элементарные знания о традициях нравственно­этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. усвоение  элементарных   представлений   об   экокультурных   ценностях,   традициях   этического отношения   к   природе   в   культуре   народов   России,   других   стран,   нормах   экологической   этики,  об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, в семье позитивных образцов взаимодействия с природой получение  первоначального   опыта   эмоционально­чувственного     непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности,  участие в деятельности детско­юношеских общественных экологических организаций. Формы  деятельности  изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,   беседа,   просмотр учебных фильмов; 23  экскурсия,   прогулка,  экологическая акция,  коллективный природоохранный проект,  творческий проект Эстетическое воспитание Счастливы Вместе с прекрасным (воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование   представлений   об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.  создать условия для формирования: ­ представления о душевной и физической красоте человека; ­ умения видеть красоту природы, труда и творчества; ­ интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; ­ интереса к занятиям художественным творчеством; ­ стремления к опрятному внешнему виду; ­ отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости. У выпускника начальной школы должно быть сформированы  первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;  первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;  элементарные   представления   об   эстетических   и   художественных   ценностях   отечественной культуры; Направление  деятельности Ценности: Задачи Прогнозируемый  результат 24    накоплен первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный   опыт   эстетических   переживаний,   наблюдений   эстетических   объектов   в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный   опыт   самореализации   в   различных   видах   творческой   деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; Виды  деятельности получение  элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России,  первоначального   опыта   самореализации   в   различных   видах   творческой   деятельности,   умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, элементарных представлений  о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами, обучение видеть  прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду, прекрасное   в   поведении   и   труде   людей,   знакомство   с   местными   мастерами   прикладного искусства, наблюдение за их работой, участие  вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно­краеведческой деятельности, реализации культурно­досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ,  в художественном оформлении помещений. 25 Формы  деятельности  изучение вариативных дисциплин,  беседа,  экскурсия,  конкурс,  фестиваль,  ярмарка,   выставка,  разучивание стихотворений,  знакомство с картинами,  участие в просмотре учебных фильмов. Данная воспитательная модель  предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса. Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.  Первый   уровень   результатов  –   приобретение   школьником   социальных   знаний   (об   общественных   нормах,   об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. 26  Второй уровень результатов  – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной   реальности   в   целом.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие   школьников   между   собой   на   уровне   класса,   школы,   т.е.   в   защищенной,   дружественной просоциальной   среде.   Именно   в   такой   близкой   социальной   среде   ребенок   получает   (или   не   получает)   первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).   Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно  становится  (а не просто  узнает о том, как   стать)   социальным   деятелем,   гражданином,   свободным   человеком.   Для   достижения   данного   уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.  Планирование   воспитательной   работы  с  младшими   школьниками 27 Разделы /Тема четверти, виды деятельност и,   формы занятий На  протяжении  года        Счастливы Вместе в России Счастливы Вместе в мире людей Счастливы вместе в труде и жизни Счастливы вместе и здоровы Счастливы вместе природой с Счастливы го Вместе в мире прекрасно Через уроки,  общешкольные,  внеклассные,  внешкольные  дела, семейное  воспитание Через уроки,  общешкольные,  внеклассные,  внешкольные  дела, семейное  воспитание Через уроки,   общешкольные,  внеклассные,  внешкольные  дела, семейное  воспитание Через уроки  «Окружающий  мир»,  « Литературное  чтение»,  «Изобразительно е искусство»,  «Технология» Через уроки  «Окружающий  мир»,  « Литературное  чтение»,  «Изобразительно е искусство»,  «Технология» Через уроки  «Физической  культуры», «  Окружающего  мира», игра,  творчество,  психотерапия,  по показаниям Посещение  спортивных  внешкольных  учреждений. Ежегодный  профилактическ ий  медицинский осмотр. Ежедневно Наблюдения и  Приобретение  Проведение  28 физкультминуто к и  динамических  пауз, прогулка навыков  самообслуживан ия дома и в  школе.  Организация  дежурства по  классу.  обсуждения в  педагогически  организованной  ситуации  поступков,  поведения  различных  людей. Различные игры  (ролевые,  подвижные,  интеллектуальны е и пр.) на   уроках, ГПД,  переменах. 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 29 Занятия по  ПДД 1. Мы идём в школу 2. Правила поведения  учащихся на улице 3. На наших улицах  (практ.) 4. Где и как надо  переходить улицу 5. Движение пешеходов группами 6. Сигналы светофора 7. Переход улиц и  дорог  (практ.) 8. Мы знакомимся с  дорожными знаками 9. Дорожные знаки в  районе школы (практ) 10.Где можно играть? 11.Правила пользования общественным  транспортом 12.Мы пассажиры  (практ) 13.На загородной  дороге 14.Мы учимся  соблюдать ПДД  (практ) 15.Конкурс знатоков  1.   Основные   правила поведения учащихся на улицах и дорогах 2.   Детский   дорожно­ транспортный травматизм 3­4.Движение пешеходов по улицам и дорогам (занятие+прак) 5.   Элементы   улиц   и дорог.  6.   Дорожная   разметка (практ.) 7­8.   светофора регулировщика (занятие+практ.) 9.   Правила   перехода улиц и дорог 10.   Выбор   наиболее безопасных   переходов дорог по пути в школу 11.   Перекрёстки   и   их виды 12. подаваемые водителями Сигналы   и Сигналы,         Конкурс   рисунков 1.   Дорожно­транспортный травматизм 2.   Поведение   на   улице, движение дороге, пешеходов группами (практ) 3. «Безопасное колесо» 4­5.   Перекрёстки   и   их виды.   Дорожная   разметка (занятие+практ) 6. для Сигналы регулирования   дорожного движения 7.   Виды   светофоров   и   их сигналы (прак) 8.   Дорожные   знаки   и   их группы 9. дорожные знаки    определяем   Мы           (практ.) 10. Правила перехода улиц и дорог 11. Переход улиц и дорог в разных    (практ.) 12­13.   Тормозной   путь       частях   города   Знаки   дорожные 1.   Правила   поведения на   улице,   дороге,   в транспорте 2. Забота государства о безопасности движения 3­4. Причины дорожно­ транспортного травматизма 5­6. Виды перекрёстков. Поведение   пешеходов на перекрёстках. 7. помни всегда 8.   Правила   перехода улиц   и   дорог   по пешеходным   переходам и перекрёсткам 9. загородной дороги 10. транспорта Правила 11­12.   пользования   городским транспортом 13.   Правила   перехода улицы   при   высадке   из транспорта  14.   Тормозной   путь Пересечение Правила     30 ПДД 16.Экскурсия по городу «Знай и выполняй!» 17.Конкурс плакатов по ПДД   транспортных средств 13­14. Дорожные знаки 15. Обязанности пассажиров 16. пользования общественным транспортом 17.   Конкурс   знатоков ПДД Правила   Тематика  родительских собраний  Трудности адаптации  первоклассников к  школе  Телевизор и  компьютер  в жизни  семьи и  первоклассника  Значение эмоций для  формирования  положительного  взаимодействия  ребёнка с  окружающим миром  Родителям о внимании и внимательности  Режим дня в жизни   Законы жизни семьи,  законы жизни класса  Первые уроки  школьной отметки  Причины и  последствия детской  агрессии  Поощрения и  наказания детей в  семье  Роль книги в  развитии  интеллектуальных  умений ребёнка  Воспитание культуры поведения         транспортных            средств   достойны   Игры   «Безопасное   Конкурс   «Правила   (занятие+практ.) 14.   Виды   транспортных средств 15. движения    уважения» 16. На загородной дороге 17. колесо»  Семейные традиции и  способность ребёнка  трудиться  Как преодолеть  застенчивость и  неуверенность ребёнка  Мой ребёнок становится  трудным…   Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа  высококультурного  человека  Домашняя школа  интеллектуального  развития  Стили семейного  пользования железнодорожным транспортом 15­16. соревнования  17. Проверка знаний по ПДД       Игры   и  Роль семьи и школы в  формировании  интереса к учению  Значение памяти в  интеллектуальном  развитии школьника  Как научить своего  ребёнка жить в мире  людей  Как уберечь ребёнка  от насилия  Семейный конфликт и дети  Ваш ребёнок и его  друзья 31 школьника воспитания             Показатели эффективности реализации программы: 1. 2. 3. 4. Проявление индивидуальности классного коллектива. Развитие классного и школьного самоуправления. Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе. Рост   познавательного   интереса   к   истории   города,   расширение   знаний   о   малой   родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города. 5. Сформированность   активной   гражданской   позиции,   повышение   мотивации   к   учебной внеучебной деятельности. 6. 7. 8. Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.  Рост  включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия. Наличие   реальных   систематически   осуществляемых   коллективом   родителей   и   детей   дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.  9. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы. 32 Работа клуба « Семейный разговор». 10. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе. 11. 12. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.  13. Развитие   партнерских   отношений   между   школой   и   семьей   через   различные   формы взаимодействия.  14. Наличие   и   ежегодное   расширение   сети   сотрудничества   с   различными   образовательными учреждениями. 15. Наличие организованного сотрудничества с психолого­психологической службой школы и НКО НОУ «Центр социально­психологической помощи детям, подросткам и молодежи» (Студией семейного развития « Созвучие»). 6.Ресурсное обеспечение. 33 1. Караковский   В.А.   Воспитательная   система   школы:   педагогические   идеи   и   опыт   формирования.   – М.,2000. 2. «Воспитательная   деятельность   педагога»,   под   ред.   В.А.Сластенина   и   И.А.Колесниковой,   Москва:   ­ Издательский центр  «Академия» 2007г.; 3.И.В. Лавровская «Изучение личности». ­ Киров, 1990г. 4. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. –  Красноярск,  2007 5. http://standart.edu.ru/ 6. Фото из личного архива. 34

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017