Программа воспитательной работы "Мы вместе"
Оценка 5

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Оценка 5
Документация
doc
классное руководство
1 кл
01.10.2017
Программа воспитательной работы "Мы  вместе"
Программа воспитательной работы «Все вместе» предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образо¬вательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активнос¬ти, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает ин¬терес к общественно-полезной работе, заметно растет их по¬знавательная активность.вордовский документ
программа ВР.doc
Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение «Голышмановская  средняя  общеобразовательная  школа  № 1»                                                                                                 Согласовано:  зам. директора школы  МАОУ «Голышмановская СОШ № 1»  от «____»________2017 г. _____________ Дайнеко О.В. Программа воспитательной работы «Все вместе» 1­4 класс                                                                Составители: Воробьева Е.А. Степанищева Г.Ф. Пестина Н.А. Ильина Л.Н. Некрасова И С. СОДЕРЖАНИЕ            1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . 1.1 Цели и задачи программы 1.2. Направления реализации программы  1.3. Участники программы           1.4 Требования к выпускнику начальной школы          2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. 1­й класс 2.2. 2­й класс 2.3. 3­й класс 2.4. 4­й класс         3.   ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ                                                                                          4. МОНИТОРИНГ         5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Пояснительная записка                                                                                                   От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа Д. Локк                   Современные   ученые­педагоги   отмечают,   что   первоочередной  задачей   учителя  является формирование   у   учащихся  познавательных   потребностей,   что   обеспечивается   только   активной, эмоционально окрашенной деятельностью. К сожалению, в процессе школьного обучения и воспитания учащиеся  порой   лишены   самого   необходимого   ­   активного   участия   в   общественной,   трудовой, познавательной   деятельности,   обречены   на   ее   пассивное   созерцание   и   зазубривание   готовых истин.Отсутствие   умений   самоконтроля   и   самооценки   приводит   к   неразвитости   чувства   личной независимости, самозащиты, способности к самореализации.  Программа   воспитательной   работы   «Все   вместе»   предназначена   для   учащихся   1­4   классов   и рассчитана   на   4   года.   Программа   открывает   широкие   возможности   для  разностороннего совершенствования учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образо­ вательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к  Родине. У школьников, занимающихся по данной программе,  формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к общественно­полезной работе, заметно растет их познавательная активность.  1.1     Цель программы  – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии   с   самим   собой,   с   окружающей   действительностью,   занимающего   активную   позицию   в обществе.     Задачи программы: 1. организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности; 2. диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся; 3. формирование здорового образа жизни школьника;  4. воспитание   гражданско­патриотического   и   духовно­нравственного   отношения   к   человеку, труду, природе; 5. поддержание   и   укрепление   школьных   традиций,   способствующих   созданию   и   развитию совершенствование   ученического   самоуправления,   развитие   и   упрочнение   детской классного коллектива; организации; 6. 7. 8. вовлечение   учащихся   в   систему   дополнительного   образования   с   целью   обеспечения самореализации личности;  создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в воспитательной работе класса и школы. Программа   направлена   на   развитие   и   совершенствование   положительных   качеств   личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года: 1 класс « Познай самого себя»­  на первом этапе, где дошкольник уже школьник,­ ведущая деятельность­ учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих. 2   класс   «Учись   дружить»  ­   на   втором   этапе   ­   главное   не   ты   мне,   а   я   тебе.   Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. 3 класс «Азбука коллективной жизни»  ­ на третьем этапе ­ умение жить   и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива. 4   класс   «Вместе   мы   сила»­  на   завершающем   этапе   ­   от   авторитарности   управления   к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный   анализ своей деятельности, поступков. Программа осуществляется:  через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);  через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер­ классы);  через систему дополнительного образования;  через систему КТД и традиционных дел ОУ;  в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;  в   ходе   взаимодействия   со   школьными   социологическими   службами   (социальный   педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);  через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения (школы, музеи, библиотеки, ЦДТ, ДК); Взаимодействие с социальными партнерами: организаторы  воспитательной работы в  школе педагоги  дополнительного  образования администрац ия школы учителя ­  предметники школьны й врач псих олог классный   руководител ь библи отека социальный  педагог Методы:  научно­исследовательский; метод проектов; коммуникативная методика; личностно­ориентированный метод; наглядно­иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод критического мышления; Формы работы:  классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия; конкурсы,   викторины,   игры,   праздники,   мероприятия,   походы   (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали; встречи с интересными людьми, игры по интересам; 1.2 Приоритетные направления работы:  1.            Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам,   свободам   и обязанностям человека (гражданско­патриотическое воспитание) «Я­ гражданин России»; Ценностные   основы:   любовь   к   России,   своему   народу,   своему   краю,   гражданское   общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского   общества,   социальная   солидарность,   мир   во   всём   мире,   многообразие   и   уважение культур и народов. Содержание: •   общее   представление   о   политическом   устройстве   российского   государства,   о   символах государства, их историческом происхождении, о ключевых ценностях современного общества России; • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок; • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории; •   негативное   отношение   к   нарушениям   порядка   в   классе,   школе,   общественных   местах,   к невыполнению   человеком   своих   общественных   обязанностей,   к   антиобщественным   действиям, поступкам. Результаты: ­ ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно­историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;    ­  системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;    ­ знание национальных героев и важнейших событий истории России;    ­ знание государственных праздников, их истории и значения для общества. 2.           Воспитание социальной ответственности и компетентности (социальное воспитание) «Мы – Голышмановцы» Ценностные основы:   Родина, малая Родина; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны, своего поселка. Содержание: • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения; • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе; •   приобретение   опыта   взаимодействия,   совместной   деятельности   и   общения   со   сверстниками, старшими   и   младшими,   взрослыми,   с   реальным   социальным   окружением   в   процессе   решения личностных и общественно значимых проблем; • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения. Результаты: • позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина; • сознательное понимание  своей  принадлежности к социальным  общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах; • знание  о различных  общественных и профессиональных организациях, их  структуре,  целях и характере деятельности; • умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания; • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах; •   умение   моделировать   простые   социальные   отношения,   прослеживать   взаимосвязь   прошлых   и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении; 3.  Воспитание   нравственных   чувств,   убеждений,   этического   сознания  «Нравственное воспитание» Ценностные   основы:   справедливость;   милосердие;   честь;   достоинство;   уважение   родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность,  забота о старших и младших; толерантность,   представление   о   светской   этике,   вере,   духовности,   религиозной   жизни   человека, ценностях религиозного мировоззрения, духовно­нравственное развитие личности. Содержание: • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего   Отечества;   желание   продолжать   героические   традиции   многонационального   российского народа; • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля; • понимание  значения  нравственно­волевого  усилия  в выполнении  учебных,  учебно­трудовых  и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца; •   умение   осуществлять   нравственный   выбор   намерений,   действий   и   поступков;   готовность   к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания; •   отрицательное   отношение   к   аморальным   поступкам,   проявлениям   эгоизма   и   иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка. Результаты: • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему   нашего   Отечества;   желание   продолжать   героические   традиции   многонационального российского народа; • чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации; •   уважение   родителей,   понимание   сыновнего   долга   как   конституционной   обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; •   понимание   значения   религиозных   идеалов   в   жизни   человека   и   общества,   роли   традиционных религий   в   развитии   Российского   государства,   в   истории   и   культуре   нашей   страны,   общие представления о религиозной картине мира; •   готовность   сознательно   выполнять   правила   для   обучающихся,   понимание   необходимости самодисциплины; • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода; • понимание возможного негативного влияния на морально­психологическое состояние человека компьютерных   игр,   кино,   телевизионных   передач,   рекламы;   умение   противодействовать разрушительному влиянию информационной среды. 4.      Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни  Ценностные основы: : жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность;   физическое,   физиологическое,     психическое,   социально­психологическое,   духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение;   экологическая   этика;   экологическая   ответственность;   устойчивое   развитие общества в гармонии с природой Содержание: • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; •   понимание   взаимной   связи   здоровья,   экологического   качества   окружающей   среды   и экологической культуры человека; •   интерес   к   прогулкам   на   природе,   подвижным   играм,   участию   в   спортивных   соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм; • представления о факторах  окружающей природно­социальной  среды,  негативно влияющих  на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления; • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека; •   устойчивая   мотивация   к   выполнению   правил   личной   и   общественной   гигиены   и   санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации; • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков. Результаты: • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; •   осознание   ценности   экологически   целесообразного,   здорового   и   безопасного   образа   жизни, взаимной   связи   здоровья   человека   и   экологического   состояния   окружающей   его   среды,   роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; •   начальный   опыт   участия   в   пропаганде   экологически   целесообразного   поведения,   в   создании экологически безопасного уклада школьной жизни; • умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья; • знание и выполнение санитарно­гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; •   проявление   интереса   к   прогулкам   на   природе,   подвижным   играм,   участию   в   спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм; 5.      Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии «Труд есть жизнь человека» Ценностные основы: уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии Содержание: •   сформированность   позитивного   отношения   к   учебной   и   учебно­трудовой   деятельности, общественно   полезным   делам,   умение   осознанно   проявлять   инициативу   и   дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски; • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам,   личным   вещам;   поддержание   чистоты   и   порядка   в   классе   и   школе;   готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения; • нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде. Результаты: •   осознание   нравственной   природы   труда,   его   роли   в   жизни   человека   и   общества,   в   создании материальных, социальных и культурных благ; • знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов; • начальный опыт участия в общественно значимых делах; • знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально­психологическим качествам, знаниям и умениям человека; 6.            Воспитание   ценностного   отношения  к  прекрасному,   формирование   основ  эстетической культуры — эстетическое воспитание  «Как прекрасен этот мир».  Ценностные   основы:   красота,   гармония,   духовный   мир   человека,   самовыражение   личности   в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности Содержание: •   ценностное   отношение   к   прекрасному,   восприятие   искусства   как   особой   формы   познания   и преобразования мира; • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; • представление об искусстве народов России. Результаты: • ценностное отношение к прекрасному; • способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; самодеятельности; • представление об искусстве народов России; •   интерес   к   занятиям   творческого   характера,   различным   видам   искусства,   художественной •   опыт   самореализации   в   различных   видах   творческой   деятельности,   умение   выражать   себя   в доступных видах творчества;    1.3. Участники программы Программа предлагается для учащихся 1—4­х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.  1.4 Требования к выпускнику начальной школы  Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако   только   в   Стандарте   второго   поколения   определены   результаты   воспитания:   чувство гражданской   идентичности,   патриотизм,   учебная   мотивация,   стремление   к   познанию,   умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.  В основе   Стандарта   лежит   концепция   духовно­нравственного   развития,   воспитания   личности гражданина России.                       В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:   ­ любящий свой народ, свой край и свою Родину;    ­ уважающий и принимающий ценности семьи и общества;    ­ любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;    ­ владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;    ­ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;       ­   доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   собеседника,   обосновывать   свою   позицию, высказывать свое мнение;    ­ выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 2. Содержание 1 класс « Познай самого себя» Сентябрь  1. Инструктаж по технике безопасности . 2.Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?». 3. Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ. 4. День здоровья. 1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. 2. Экскурсия в природу «Вот и осень пришла» 1.«Я гражданин России» 2. Правила поведения в школе, в столовой… 3. Проект «Моя малая родина». 1.«Государственная символика РФ» 2. Права и обязанности школьника. 3. День солидарности в борьбе с терроризмом. ( беседа) 1. Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта. 1. Игра «Давайте познакомимся» 2.Выставка «Дары осени». 3. Родительское собрание «Давайте познакомимся!» 4. Консультирование родителей. Октябрь  1. Беседа «Правила поведения на улице». 2. Кл. час по теме «Внимание, грипп». 3. Обеспечение всех обучающихся класса горячим питанием. 4. Кл. час «Огонь­ друг и враг человека» 1. Экскурсия в библиотеку. 2. Викторина «Знаешь ли ты птиц?» 3. Праздник «Золотая осень». 1. Поздравление учителей с праздником. 2. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку» 3. Час общения «Моя любимая игрушка». 4. Учебная книга – наш друг.(учебное занятие) 1. Месячник гражданской обороны. (беседы) 2. Подготовка к празднику «День народного единства». 1. Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1.Выставка открыток «Моя мама». 2.Подготовка к празднику «День Матери». 3. Индивидуальное консультирование родителей. 4. Родительское собрание «Введение ФГОС в обучение». Ноябрь  1. Разучивание подвижных игр. 2. Беседа о вредных привычках среди детей. 3. Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…» 1. Посещение кружков по интересам учащихся в школе. 2. Творческие конкурсы по окружающему миру. 3. Кл. час «Мир моих увлечений». 1. Кл. час «Традиции семьи – история России» 2. Поговорим о нравственности. (беседа) 3. Мудрые заповеди предков. (беседа) 4. Ролевые игры «Учимся дружить» 1. Кл .час «Я гражданин России». 2. Беседа «Голышманово – наш дом». 1. Кл. час «Азбука безопасного поведения» 1. Индивидуальные встречи с родителями. Декабрь  1. Игра «Красный, жёлтый, зелёный». 2.Игра «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» 3. Контроль за посещаемостью. 4. Беседа «Правила поведения на водных объектах в зимний период». 1. Кл. час по теме «Книга рекордов Гиннеса». 2. Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку. 3. Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса. 1. Игра­путешествие «Где живёт Дед Мороз?» 2. Кл. час « Встречают по одёжке, провожают по уму». 1. Кл. час по теме «День Конституции РФ» 2. Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря) 1. «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя» (беседа) 1.  Родительское собрание «Проблемы и трудности периода адаптации первоклассников». 2. Театрализованное представление « Новый год». 3. Проект «Моя семья». Январь  1. Беседа о рациональном правильном питании 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Витамины наши друзья…(беседа) 1. КВН «Лес – наше богатство». 2. Конкурс пословиц о зимних приметах. 1. Путешествие по страницам Красной книги». 2. Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек. 1. Семейные праздники.(беседа, рисунки) 2. Проект  «Мой класс и моя школа». 1. Мои права и обязанности. (беседа) 1. Конкурс кормушек, рисунков. Февраль  1 «А ну­ка, мальчики»(спортивные соревнования) 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. 3. Беседа и личных вещах гигиены… Встреча с медицинским работником школы. 1. Кл. час «Поговорим о профессиях» 3. Игра­путешествие «Путешествие по сказкам» 1. Искусство делать подарки. (беседа) 1. Урок мужества. 2. Беседа «Блокада Ленинграда». 1. Кл. час «Где нас подстерегает опасность?» 2. Разговор о взаимоотношениях детей  друг с другом. 1. Конкурс рисунков «Профессии моих родителей». 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. 3. Индивидуальные встречи с родителями и консультирование. 4. Родительское собрание «Как развить у ребёнка желание читать?» Март 1. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка. 2. «Дорожные приключения Бабы­Яги». Игра по ПДД. 1. Конкурс лучших тетрадей, учебников. 2. Кл. час « Путешествие в книжное царство ­ мудрое государство». 3. Проект «Живая азбука». 1. Концерт для мам и бабушек. 2. «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина. 3. Кл. час « Добру путь откроет сердце». 1. Игра «Приятная наука вежливость» 2. Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей» 1. Кл. час «Будь справедливым в словах и поступках». 1. Концерт для мам и бабушек. «Спасибо, дорогие мамы». 2. Праздник «Прощание с Азбукой». Апрель  1. Игра­соревнование «Дальше, выше, быстрее». 2. Кл. час «Чистота – залог здоровья!» 1. Игры на развитие воображения и внимания.  2. КВН по сказкам. 1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?» 2. Проект «Мои домашние питомцы». 1. Беседа «Любовь к Родине». 2. Экскурсия в школьный музей славы. Май  1. Кл. час «Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться». 2. Правила поведения на водоёмах. 3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». 1. Конкурс «Грамотеев». 2. Экскурсия в природу. 1. Кл. час «Будь справедливым в делах и поступках». 2. Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать». 1.Кл.час «О тех, кто мир нам подарил».  2. Беседа «Будь внимательным к людям». 1. Беседа «Плохо природе, плохо человеку». 2. Будь внимателен на дорогах. 1. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». 2. Итоговое родительское собрание. 3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».                                                     2 класс «Учись дружить» Сентябрь 1. Кл. час «Правила поведения в школе, общественных местах…» 2. Игра – путешествие «Береги сам себя» 3. День здоровья. 1. Час общения «Моя любимая игрушка» 2. Кл. час «Зачем мы ходим в школу?» 1. Кл. час «Человек среди людей». 2. Ролевая игра «Учимся дружить». 3. Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки» 1. Беседа «Я ­  гражданин России» 2. Беседа «Знай свои права». 1. Кл. час «Что значит быть ответственным на улицах и дорогах» 2. Составление социального паспорта. 1. Родительское собрание «Воспитание в семье» 2. Консультирование родителей по текущим вопросам. 3. Участие в ярмарке «Дары осени ». Октябрь 1. «Славная осенняя пора». Экскурсия в парк. 2. Беседа «О режиме дня». 3. Проведение инструктажей по технике безопасности, по пожарной безопасности. 1. Кл. час «Трудно ли учиться в школе». 2. Сказка родина чувств А.С.Пушкин «У лукоморья». 1. Кл. час «Что такое хорошо!» 2. Кл. час «Профессии наших родителей». 1. Беседа «Россия – родина моя». 1. Чтение и обсуждение произведений В.Осеевой  и Л.Толстого о поступках детей. 1. Кл. час «Профессии наших родителей» 2. Индивидуальное консультирование родителей. Ноябрь 1. Кл. час «Правила гигиены». 2. Беседа «Береги зрение смолоду». 3. Весёлые старты. 1. Кл. час «Самооценка и взаимооценка, как способ познания себя и других». 2. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе». 1. Этическая беседа­практикум «Вы сказали, здравствуйте!» 2. Праздник «При солнышке тепло, при матери добро». 3. Познавательная игра «Эти удивительные растения» 1. Кл. час «Спешите делать добро». 2. Конкурс чтецов «Наша страна Россия» 1. «Как лучше поступить?» (творческие игры) 2. К.час «Не нарушай закон». 1. Праздник «При солнышке тепло, при матери добро». 2. Родительское собрание «Тепло семейного очага» 3. Весёлые старты. Декабрь 1. «Все на лыжи и санки» 1. Кл. час «Мой любимый сказочный герой»  2. Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза» 3. Поле чудес «Там на неведомых дорожках» 1. Кл. час «От чего зависит настроение». 2. «Что мы знаем, что умеем». Тесты, пантомима, рефлексия. 3. «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома. 1. Подкормим птиц. 2. Кл. час «Хлеб­всему голова» 1. Кл. час «Будь воспитанным человеком» 2. Беседа «Поступки твои и других». 1. Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза» 2. «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома. 3. Конкурс на лучшую кормушку. 4. Индивидуальные встречи с родителями. Январь 1. Кл. час «Мы и наши зубы». Выступление стоматолога школы. 2. Конкурс рисунков «Азбука здоровья» 3. Игры на свежем воздухе. 1. Игра­путешествие «Путешествие в страну мультфильмов» 2. Кл. час «Как мы выполняем домашнее  задание» 3. «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки» 1. Кл. час «Не забывай про вежливые слова». 2. Как трудится моя семья. Выставка рисунков. 1. Кл. час «Символика родного края». 1. Беседа «Азбука безопасного поведения» 2 Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.  1. Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье». 2. Как трудится моя семья. Выставка рисунков. Февраль 1. Игры на свежем воздухе. 2. Кл. час «Поговорим о витаминах» 3. Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"  (беседа) 1. Экологическое путешествие…. 2. Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее». 1. Литературные посиделки «Мои любимые книжки». 2. Игра «Приятная наука вежливость». 1. Наша Российская армия.(литературная композиция) 2. Встреча с ветеранами. Кл. час. 1. Кл. час «Умей себя защитить». 2. Беседа о вредных привычках. 1. Индивидуальные встречи с родителями. Март 1. Кл. час о вреде курения. 2. Игра­соревнование «Дальше, выше, быстрее» 1. Представление «Моя любимая игрушка». 2. Викторина «Путешествие в мир животных». 1. Конкурс стихов и пословиц о маме. 2. Конкурс на лучшую тетрадь. 1. Кл. час «О людях нашей страны». 2. Достопримечательности нашего города. 1. Беседа «Правила обязательные для всех». 2. Встреча с участковым посёлка. 3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1. Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины» 2. Конкурс стихов и пословиц о маме. Апрель 1. Кл. час «Опасности весны». 2. Беседа «Береги слух». 3. День здоровья. 1. Игра «С днём юмора» 2. Конкурс рисунков «Мой город» 1. «О бабушках и дедушках». (устный журнал)  1. Кл. час «Весенние обряды и обычаи». 1. Беседа «Спешите делать добро». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1. Семейный праздник «Род, родные, Родина» 2. Индивидуальные встречи с родителями. Май 1. Беседа «Как надо одеваться весной?» 2. Беседа о летнем закаливании организма. 1. Интеллектуальный марафон. 2. Конкурсы на внимание. Ребусы, шарады. 1. «О весне, дружбе и мире» (выпуск плаката) 2. Ремонт книг в библиотеке. 3. Праздник «День рождения только раз в году» 1. День Победы.  2. Ветеран живёт рядом. Изготовление открыток для ветеранов. 1. Анкетирование «Летний отдых» 2. Кл. час «Мы должны соблюдать законы своей страны» 1. Родительское собрание «Моделирование воспитательной системы класса». 2. Анкетирование «Летний отдых»                                              2.3.                                 3 класс «Азбука коллективной жизни» Сентябрь 1. День здоровья. 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной  безопасности и правилам дорожного движения. 1. Игра «Умники и умницы». 2. «Дары осени». Выставка поделок из природного материала. 1. Кл. час «Считаете ли вы себя культурным человеком». 2. Пересаживание комнатных растений. 1. Кл. час «Знания нужны мне и моей стране». 2. Беседа «История символов государства». 1. Практические игры «Учимся правильно жить и дружить». 2. Заполнение социального паспорта. 3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1.Родительское собрание «Умел дитя родить, умей и научить». 2. Участие в дарах осени. Октябрь 1. Кл. час «Пожарная охрана». Встреча с представителями пожарной части города. 2. Кл .час «Режим дня – здоровый образ жизни». 3. Разговор о вредных привычках. 1. КВН по русскому языку.  2. «Учебники ­ наши помощники». Обучающая игра. 3. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса 1. Беседа­представление «Я и мои таланты». 2. Конкурс «Лучший дежурный». 1. Кл. час «Я чувствую себя счастливым, когда…» 2. Беседа «Моё Отечество». 3. Поможем птичкам. Изготовление кормушек. 1. Игры по правилам хорошего тона. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1. Поможем птичкам. Изготовление кормушек. 2. Консультирование родителей. Ноябрь 1. Кл. час «Виды травм». Оказание первой медицинской помощи. 2. Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия». 3. Беседа «Как правильно одеваться осенью и зимой». 1. КВМ по математике. 2. Конкурс на лучший сборник пословиц и поговорок о труде. 3. Участие в игре «Русский медвежонок». 1. Кл. час «Как я умею преодолевать трудности». 2. Беседа «Моя семья». 3. Беседа «День толерантности». 1. Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать» 2. Конкурс рисунков ко дню матери. 1. Кл. час «Какому человеку можно доверять?» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.  1. Конкурс рисунков «Моя семья». 2. Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании». Декабрь 1. Кл. час «Огонь друг и враг человека». 2. Беседа о режиме работы в актированные дни. 1. Викторина «Животные твоего края» 2. «С книгой жить – век не тужить». Литературные посиделки. 3. Кл. час «Где живёт Дед Мороз?» 1. Праздник «Новогодний карнавал» 2. Беседа «Плохо природе ­ плохо человеку. 1. Кл. час «День Конституции РФ». 1. Кл. час «А можно ли это детям?» Обыгрывание ситуаций. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания 3. Инструктаж о соблюдении техники безопасности на новогоднем утреннике, во время зимних  каникул; правил дорожного движения. 1. Праздник «Новогодний карнавал» Январь 1. Беседа «Красота может многое». 2. КВН «Мы и наше здоровье». 3. Беседа «Первая помощь при обморожении». 1. Кл. час «Культура умственного труда в классе и дома». 2. Конкурс знатоков природы. 1. Беседа «Рождественские встречи» 2. Диагностика воспитанности обучающихся. 1. Кл. час «Все работы хороши» 2. Беседа «За что человека уважают в семье и обществе?» 1. Кл. час. « Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1. Выставка рисунков «Как я провёл зимние каникулы» 2. Индивидуальное консультирование родителей. 3. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым». Февраль 1. Кл. час «Поговорим о коже человека». 2. Беседа «Азбука безопасного поведения». 1. Путешествие в страну неразгаданных тайн. 2. Конкурс «Самый  грамотный у нас!» 1. Беседа «Моя помощь родным». 2. Конкурс пословиц о зиме. 3. Экскурсия в городскую библиотеку. 1. Кл.час «Защитники Родины моей». 2. Беседа «Что значит быть мужественным?» 3. Беседа «День Российской науки»( 8 февраля) 1. Встреча с участковым милиционером. 2. Игра «Тропинка безопасности». 1. Индивидуальные беседы с родителями. 2. Конкурсная программа для мальчиков и пап. Март 1. Кл. час «Поговорим об осанке». 2. Прогулки на свежем воздухе. 1. Кл. час «Почему их так называют?» 2. Стихи самым любимым и родным!» Конкурс. 3. Участие в игре «Кенгуру». 1. Кл. час «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир».  2. Конкурс­праздник «Коса­девичья краса». 1. Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой» 2. Беседа «Чем богат наш край». 3. Викторина «Права человека». 1. Кл. час «Не будь равнодушным». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания 3. Беседа о всемирном дне гражданской обороны. (1 марта) 1. Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой» 2. Консультирование родителей. 3. Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе?» Апрель 1. Кл. час «Домашняя аптечка, её назначение». Правила хранения лекарственных препаратов и  обращение с ними» 2. Папа, мама, я – спортивная семья. 3. Беседа о всемирном дне здоровья (7 апреля). 1. Считай, смекай, отгадывай.(соревнования по математике) 2. Кл. час «Путешествие по родному краю» 1.  Праздник «Путешествие в страну именин». 2. Беседа «Международный день книги» (23 апреля) 1. Кл. час «День космонавтики». Конкурс рисунков. 2. Кл. час «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». 1. Выпуск газеты «Будь здоров!» 2. Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер. 1. Папа, мама, я – спортивная семья. 2. Индивидуальное консультирование. Май 1. Игры на воздухе «Мой весёлый звонкий мяч» 2. Беседа «Опасности при обращении с бытовой химией». 3. «Будем плавать, загорать! Правила поведения на воде и возле водоёмов. 1. Прочти и расскажи! Задание на лето. 2. Путешествие по страницам Красной книги. 1. Трудовой десант.  2. Кл. час «Посеешь привычку, пожнёшь характер». 1. Встреча с интересным человеком: «Орден в твоём доме. О чём рассказал орден?» 2. Кл. час «Звучи, памяти набат!» 1. Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер. 2. Кл. час «Кто то попал в беду». (разбор ситуаций) 1. Родительское собрание «Итоги года».                                                    2.4.                                           4 класс «Вместе мы сила» Сентябрь 1. День здоровья. 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной  безопасности и правилам дорожного движения. 3. Обеспечение всех обучающихся горячим питанием. 4. Всероссийская операция «Внимание – дети!» 1. Кл. час «Мир моих увлечений». 2. Викторина «Растительный мир земного шара». 3. Вовлечение ребят в кружки по интересам. 1. Кл. час «Мои сильные и слабые стороны». 2. Беседа «Ученическое самоуправление в классе». 1. Кл. час «Россия, мы дети твои». 2. Беседа «Чем живёт мой город?» 1. Беседа «Общение в школе». Знакомство с уставом школы и правилами поведения. 2. Поговорим об этикете. 3. Составление социального паспорта 1. Родительское собрание «Мы уже четвероклассники». 2. Консультации родителей по текущим вопросам. Октябрь 1. «Золотая осень». Кросс. 2. Кл. час «Запасайся витаминами». 3. Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции. 1. Кл. час «Домашнее задание и как мы его выполняем». 2. Беседа «Растения – синоптики». 3. Математическая олимпиада. 4. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. 1. Кл. час «Встречают по одёжке, провожают по уму». 2. Конкурс рисунков «Подари улыбку»(ко дню пожилых) 1. Кл. час «Я человек и гражданин». 2. Уборка школьной территории. 1. Творческая игра «Секреты волшебницы речи!» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1. Консультация родителей по вопросу «Как выполнять домашнее задание». Ноябрь 1. Кл. час «Невидимые враги человека, которые мешают жить». 2. Прогулки в природу. 3. «Путь к доброму здоровью». 1. Викторина «Животные нашей планеты». 2. Викторина по русскому языку. 3. Конкурс «Лучший дежурный». 1. Кл. час «Благодарность это…» 2. Праздник «Музыкальная гостиная». 3. «Птичьи столовые» Конкурс кормушек. 4. Беседа «День матери». 1. Разрешение ситуаций «Кто то попал в беду». 2. Права и обязанности школьника. Беседа. 1. Кл. час «Соблюдаем этикет». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым». Беседа с врачом. 2. «Птичьи столовые» Конкурс кормушек. Декабрь 1. Кл. час «Курение ­ вредит здоровью». 2. Беседа «Бенгальские свечи, фейерверки, хлопушки – опасные игрушки». 1. Кл. час «Это интересно…» 2. Экологическое путешествие. 1. Кл. час «Как празднуют Новый год в разных странах мира». 2. Семейная гостиная «Тепло родного очага». 1. Кл. час «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит». 2. Беседа «Что означает ваша фамилия». 3. Беседа «Дети – детям».(3декабря день инвалида) 4. Викторина «Знаешь ли ты законы?» 1. Беседа «Азбука безопасного поведения». 2. Диспут «Хорошие и плохие люди». 3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1.  Семейная гостиная «Тепло родного очага». 2. Консультации психолога по запросам родителей. Январь 1. День здоровья «Снежные забавы». 2. Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться». 3. Беседа «Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой». 4. Конкурс снежных фигур «В гостях у Снежной королевы». 1. Изготовление подарков родителям к Рождеству. 2. Интеллектуальная игра по правилам хорошего тона «Молодцы и хитрецы». 3. Беседа о славянской письменности. 1. Кл. час «Умеем ли мы обижаться?» 2. Кл. час «Рождество – праздник семейный». 1. Кл. час «Пойми меня правильно». 2. Беседа «Добру путь откроет сердце. 1. Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер. 2. Беседа «Дал слово, держи его». 1. Родительское собрание «Капризы и неврозы детей». 2. Конкурс снежных фигур «В гостях у Снежной королевы». Февраль 1. Лыжная прогулка в парк. 2. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. 1.  Игра – викторина «Что? Где? Когда?» 2. Турнир знатоков истории. 1. Кл. час «Кому нужна моя помощь?» 2. Кл. час «Наш родной Тульский край». 3. Экскурсия в зал боевой  и трудовой славы. 1. Кл. час «В память о юных героях». 2. Классный час «Душевность и бездушность» 1. Беседа «Как не стать жертвой преступления» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1. Лыжная прогулка в парк. 2. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.  Март 1. Экскурсия в природу «Весна! Весна! И все ей рады!» 2. Беседа «Осторожно, грипп!» 3. Выходи играть во двор. 1. Игры для тренировки памяти. 2. КВН для девочек «Супершкольница». 1. Праздник «Я песню милой маме пою» 2. День театра. (27 марта). Поход в театр. 1. Кл. час «Какое оно, наше общество?» 2. Лекторий по правилам пожарной безопасности. 1. Беседа о службах экстренной помощи. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 1. Родительское собрание « О детской дружбе». 2. Праздник «Я песню милой маме пою» Апрель 1. Кл. час «Почему важно не забыть о гигиене». 2. День здоровья «Весёлые старты». (7 апреля – Всемирный день здоровья) 1.  Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом» 2. Конкурс лучших тетрадей, дневников , учебников. 3. «Космический» КВН 1. Кл. час «Готов ли я к обучению в 5 классе?» 2. Путешествие по Красной книге. 3. Беседа о международном дне книги. 1. День космонавтики. Игра – викторина «Космический рейс». 2. Деловая игра «Мои права и обязанности». 1. Кл. час «Берегись огня». 2. Встреча с  представителем правоохранительных органов. 3. Круглый стол «Должен ли я  знать и соблюдать законы страны?» 1. День здоровья «Весёлые старты». 2. Беседа с родителями по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения». Май 1. Кл. час «Волшебные стёкла»(разговор о зрении) 2. Игра – путешествие «Станции здоровья» Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;          Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;    Раскрытие собственной индивидуальности через: а) навыки группового взаимодействия; б) работу творческого коллектива “Класс!”; 1. Игра «Путешествие по родному краю». 2. КВН «Природные зоны» 1. Беседа – диспут «За что уважают человека в семье и обществе». 2. Кл. час «Международный день птиц». 1. Концерт. «Вспомни героев своих!» 2. Конкурс чтецов ко дню Победы. 3. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова) 1. Беседа «Основные правила пожарной безопасности на природе». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 3. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». 1. Родительское собрание «Прощай начальная школа». 2. Консультирование родителей. 3. Праздник «Прощание с начальной школой». 3.Ожидаемые результаты   Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом; ­ Знание истории города и края;  ­  Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;    Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.   Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.       Устойчиво положительное отношение к ценностям России, к своей малой родине,  отечественному культурно­историческому наследию, государственной символике, русскому и  родному языку, народным традициям, к Конституции и Законам Российской Федерации, к старшему  поколению, к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, к природе, к труду и  творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, основанное на  первоначальных  знаниях.           Проявление духовно­нравственных качеств в поступках, действиях каждого учащегося.         Развитый детский коллектив, основанный на взаимопонимании, взаимоуважении и поддержки,  умеющий конструктивно выстраивать отношения, с эффективно функционирующим ученическим  самоуправлением.             4. Мониторинг Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету   по направлениям программы.  Отслеживание   (выявление)   уровня   интеллектуального   развития   и   тревожности   школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения; Изучение межличностных отношений; Наблюдение и составление карты здорового образа жизни; Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей. Диагностический блок. Основные формы изучения: Наблюдения. Беседы с учениками, родителями. Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях. Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам. Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей. 5. Список используемой литературы 1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. 2. Беспятова Н. К. Военно­патриотическое воспитание детей и подростков как средство  социализации. 3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. 4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и  правовому воспитанию: 1 – 4 классы. 5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. 6. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы. 7. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 1 – 4 классы / авт.­сост. А. И. Зайцева, Н.  А. Догадова./ 8. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» /  авт.­сост. Г.И. Осипова./ 9. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки  занятий ­ И.А. Пашкович. 10. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе 11. Проблемные классные часы. 1 – 4 классы ­ Я. В. Голубева. 12. Работа классного руководителя: методическое пособие ­ Е.А. Слепенковой. 13. Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"

Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Программа воспитательной работы "Мы  вместе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.