Программа ВУД "Театральная азбука"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки. Занятия проводятся один раз в неделю, 34 занятий по 2 астрономических часа. Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).
Иконка файла материала Программа ВУД Театральная азбука.doc
Общеразвивающая дополнительная    общеобразовательная программа «Театральная азбука» Статус документа: Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам  дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 ­ 1844);  Указа   Президента   Российской   Федерации   от   1   июня   2012   года   №   761   «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 годы»;    Указа Президента Российской  Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;    Федерального   закона   от   29   декабря   2012   года   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»;   Концепции   развития   дополнительного   образования   детей   (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726­р);   Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 191­01­39/06­ГИ);    Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013   года   №   1008   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   дополнительным   общеобразовательным программам».   ЛИТЕРАТУРНО­ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «Театральная азбука» В основе концепции литературно ­ драматического кружка лежит слияние двух  важнейших составляющих нашего искусства ­ театральной деятельности и  литературы.                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Таким   средством   является   школьный   литературно­драматический   театр.   Постановка сценок   к   конкретным   школьным   мероприятиям,   проведение   школьных   литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов   из   литературных   произведений,   ­   все   это   направлено   на   приобщение   детей   к театральному искусству и литературе. Продвигаясь   от   простого   к   сложному,   ребята   смогут   постичь   увлекательную   науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно­ драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, 1так   отдельных   литературных   героев.   На   литературных   вечерах   дети   учатся   не   только выразительному   чтению   текста,   но   и   работе   над   репликами,   которые   должны   быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят,   приобретают   опыт   формирования   собственного   мнения   о   том   или   ином литературном произведении. Кроме   того,   большое   значение   имеет   работа   над   оформлением   спектаклей,   над декорациями   и   костюмами,   музыкальным   оформлением.   Эта   работа   также   развивает воображение,   творческую   активность   школьников,   позволяет   реализовать   возможности детей в данных областях деятельности. Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр ­ ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Новизна   программы  заключается в стремлении создать атмосферу искусства, сделать занятия   радостными,   увлекательными.   На   каждом   занятии   дети   слышат   и   усваивают прекрасную   речь   наших   классиков   и   ясную  мелодичную   полную   лирики   и   юмора  речь народного творчества. Актуальность   программы.  С   точки   зрения   педагогики   игра    –   это   основной   вид деятельности детей, она выступает в качестве механизма познания окружающего мира и   методом   развития   психической   и   интеллектуальной   деятельности   ребенка. Следовательно,  драматизация   ближе,  чем  какой­либо   другой  вид   творчества,  связана  с игрой,   и   поэтому   наиболее   синкретична,   то   есть   содержит   в   себе   элементы   самых различных   видов   творчества.   В   этом   и   заключается   наибольшая   ценность   детской театральной   постановки.   Театральное   искусство   в   силу   своей   эмоциональной   на­ полненности,   комплексного   воздействия   на   зрителя   и   юного   актёра,   приобретает   всё большее   значение   в   духовном,   нравственном   и   патриотическом   воспитании   детей   и юношества. Именно, как целостная система, театральное воспитание в значительной мере способствует   интеллектуальному,   эстетическому   и   эмоциональному   развитию   ребёнка. Театральные занятия позволяют учащимся тренировать внимание,  воображение, память, мышление,   волю.   Занятия   в   театре   дисциплинируют,   вырабатывают   чувство ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает  способностью поступать сознательно, подчиняя  одни побуждения другим, у него   формируются   начальные   формы   волевого   управления   поведением.   Все   выше перечисленные качества необходимы личности в современном динамично развивающемся обществе. Педагогическая целесообразность. Театрализованная   деятельность   решает   широкий   спектр   задач.   Через   театрализованную игру осуществляется:  развитие природных способностей детей;  приобщение к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу;  обучение навыкам грамотной речи;  эмоциональное развитие;  социализация   ребенка   в   процессе   осмысления   им   нравственного   подтекста литературного или фольклорного произведения;  развитие чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия;  самовыражение и самореализация ребенка. Следовательно, развития личности, ­  это делает программу педагогически целесообразной.  театрализованная   игра   –   универсальное   средство   всестороннего 2Одна из целей кружка ­ воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.   Цель программы: Развитие творческих и художественно­эстетических способностей детей для  самовыражения через средства театрального искусства. Задачи программы: Воспитательные: повышать культурный уровень детей;   формировать нравственные качества личности: честность, отзывчивость,  доброта.  Развивающие:    развивать природные способности детей; развивать чувства партнерства и освоение способов позитивного  взаимодействия; совершенствовать эмоционально­волевые качества личности  ребенка; Обучающие:   обучать навыкам грамотной речи (совершенствование диалогов, монологов,  освоение выразительности речи); приобщать к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу. Возраст детей, срок реализации. Программа   рассчитана   на   детей   12­16   лет.   В   учебные   группы   принимаются   все желающие без специального отбора.  Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год.  С  последующим  ее   развитием  на  два   учебных   года.  Программа   дает  возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста и предполагает как работу   с   коллективом   в   целом,   так   и   индивидуальные   занятия   во   время   репетиций. Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого   на   базе   кружка   будут   организованы   литературные   вечера,   в   рамках   второго планируются театральные постановки. Занятия проводятся один раз в неделю, 34 занятий по 2 астрономических часа.  Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы). Планируемые  результаты и формы их оценки: Личностные результаты В результате освоения программы учащиеся будут способны: 3   ориентироваться в мире  искусства; обосновать   свою   точку   зрения   по   отношению   к   различным   произведениям искусства и участвовать в обсуждении учебных, творческих задач; проявлять не только на занятиях, но и в быту нравственные качества личности: честность, отзывчивость, доброту.  Метапредметные  результаты В результате освоения программы учащиеся будут способны:        при   поддержке   педагога,   извлекать   и   структурировать,   анализировать   и синтезировать информацию из различных источников; выполнять инструкции педагога; реализовывать   себя   в   различных   ролевых   ситуациях:   в   качестве   руководителя подгруппы при выполнении учебно­творческого задания и участвовать в работе в качестве исполнителя; определять   перечень   необходимого   оборудования   (источников,   материалов, приемов) для выполнения творческой задачи; представлять   результаты   творческой   деятельности   перед   аудиторией   (во   время публичных выступлений); проводить   самоанализ   своей   деятельности   и   уметь   анализировать   работу   своих товарищей; владеть техникой безопасности на занятиях  и поведения в общественных местах. Предметные результаты: В результате об обучения по данной программе  учащиеся будут знать:    литературные и фольклорные произведения; историю возникновения театра в России; термины, связанные с театральной деятельностью.    В результате об обучения по данной программе  учащиеся будут уметь: четко произносить слова и словосочетания;   моделировать голосом звуки: громче, тише, тоненько, грубо;     передавать интонации удивления, радости, печали, испуга; передавать образ через жест и движение; выразительно читать стихи, прозу, диалоги героев; использовать   полученные   знания,   умения   для   выполнения   самостоятельной творческой работы (создание образа героя, миниатюры); участвовать в групповой работе.  Формы оценки планируемых результатов реализации программы:  В образовательном процессе используются следующие виды контроля: 4­  входный:  проводится в начале года с целью изучения личности каждого ребенка и его мотивации:   наблюдение   за   увлечённостью   и   поведением   обучающихся;   беседа, направленная на изучение мотива деятельности. ­  текущий–   проводится на каждом занятии для анализа самостоятельной и творческой работы   обучающихся   в   форме   наблюдения,   устного   опроса,   творческого   задания, инсценировки. ­ промежуточный: проводится в декабре с целью выявления уровня освоения программы обучающимися и корректировки учебно­тематического плана. ­  итоговый  –     проводится итоговое занятие с целью определения достигнутого уровня знаний,   умений   и   навыков   обучающихся   в   форме   инсценировки   художественного произведения. Для определения уровня освоения учащимися программы «Театральная азбука» на разных этапах ее реализации  используются следующие диагностические методы:  1) Наблюдение        2) Создание экспериментальной ситуации через выполнение творческих заданий 3) Игровые тесты Критерии оценки уровня освоения программы:       знание литературных произведений; знание истории возникновения театра в России; знание терминов, связанных с театральной деятельностью; умение   моделировать   голосом   звуки,   передавать   интонации   различных   видов настроения, передавать образы через жест и движения;  умение выразительно читать стихи, прозу, диалоги героев; умение использовать полученные знания, умения для выполнения самостоятельной творческой работы  Формы подведения итогов реализации программы: ­ открытое театрализованное занятие; ­ спектакль. Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития   учащегося:  положительное   отношение   к   окружающему   миру,   стремление   к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства. Выход результатов:  Выступление   на   школьных   праздниках,   торжественных   и   тематических   линейках, участи  в школьных  мероприятиях,  родительских  собраниях,  классных  часах,  участие  в мероприятиях   младших   классов,   инсценирование   сказок,   сценок   из   жизни   школы   и постановка   сказок   и   пьесок   для   свободного   просмотра,   проведение   творческих литературных вечеров, участие в творческих городских, районных, областных конкурсах. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА № Тема 51 2 3 4 Введение. Культура речи Ритмопластика Театральная игра Этика и этикет Тематическое планирование работы кружка на 2015­2016 учебный год № Тема Кол­во занятий 1 2 4 5 6 7 8 9 10 Вводная   беседа.   Знакомство   с   планом   работы   кружка.   Выборы актива кружка. Игры по развитию внимания  Ритмопластика Психологический   тренинг,   подготовка   к   этюдам.   Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Отработка   сценического   этюда   «Обращение»   («Знакомства», «Пожелание», «Зеркало») Театральная игра Знакомство   со   структурой   театра,   его   главными   профессиями: актёр, сценарист, художник, гример. Подготовка и участие в творческих конкурсах. Техника грима и технических средств в гриме. Приёмы нанесения общего тона. Подготовка к театральным конкурсам («Маленькие шедевры») Подготовка   к   конкурсу   театрализованных   миниспектаклей   на заданную тему. 1 2 2 1 1 5 1 8 5 611 12 13 14 15 Анализ выступлений Этика и этикет Связь этики с общей культурой человека Подготовка   к   конкурсу   театральных   этюдов   к   городским литературным чтениям Анализ выступления Аттестационное занятие 1 1 4 1 1 Содержание программы Театральная   миниатюра.  Актерский   этюд.   Наблюдения   актера.   Учебные   и театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Задачи.  Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. Театральная   игра  –   исторически   сложившееся   общественное   явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи.  Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке,   строить   диалог   с   партнером   на   заданную   тему;   развивать   способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,   фантазию,   воображение,   интерес     к   сценическому   искусству;   упражнять   в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно­эстетические качества. Ритмопластика  включает   в   себя   комплексные   ритмические,   музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей   детей,   свободы   и   выразительности   телодвижении;   обретение   ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Задачи.  Развивать   умение   произвольно   реагировать   на   команду   или   музыкальный сигнал,   готовность   действовать   согласованно,   включаясь   в   действие   одновременно   или последовательно;   развивать  координацию   движений;  учить  запоминать  заданные  позы  и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;   учить   создавать   образы   животных   с   помощью   выразительных   пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи.   Развивать   речевое   дыхание   и   правильную   артикуляцию,   четкую   дикцию, разнообразную интонацию, логику  речи;  связную  образную  речь, творческую  фантазию; 7учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки   и   стихи;   тренировать   четкое   произношение   согласных   в   конце   слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы   театральной   культуры.  Детей   знакомят   с   элементарными   понятиями, профессиональной   терминологией   театрального   искусства   (особенности   театрального искусства;   виды   театрального   искусства,   основы   актерского   мастерства;   культура зрителя). Задачи.   Познакомить   детей   с   театральной   терминологией;   с   основными   видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа   над   спектаклем  базируется   на   авторских   пьесах   и   включает   в   себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Задачи.  Учить  сочинять  этюды  по  сказкам,   басням;  развивать  навыки   действий   с воображаемыми   предметами;   учить   находить   ключевые   слова   в   отдельных   фразах   и предложениях   и   выделять   их   голосом;   развивать   умение   пользоваться   интонациями, выражающими   разнообразные   эмоциональные   состояния   (грустно,   радостно,   сердито, удивительно,   восхищенно,   жалобно,   презрительно,   осуждающе,   таинственно   и   т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. 8