Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки. Занятия проводятся один раз в неделю, 34 занятий по 2 астрономических часа.
Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).
Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа
«Театральная азбука»
Статус документа:
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам
дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 1844);
Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы»;
Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики»;
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726р);
Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства
культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 1910139/06ГИ);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
ЛИТЕРАТУРНОДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «Театральная азбука»
В основе концепции литературно драматического кружка лежит слияние двух
важнейших составляющих нашего искусства театральной деятельности и
литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к
литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как
сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и
ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературнодраматический театр. Постановка
сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных
вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок,
эпизодов из литературных произведений, все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно, что, занимаясь в литературно драматическом кружке, дети учатся коллективной
работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами
персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на
сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом,
1так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только
выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его
видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином
литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности
детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь...
Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Новизна программы заключается в стремлении создать атмосферу искусства, сделать
занятия радостными, увлекательными. На каждом занятии дети слышат и усваивают
прекрасную речь наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь
народного творчества.
Актуальность программы. С точки зрения педагогики игра – это основной вид
деятельности детей, она выступает в качестве механизма познания окружающего мира
и методом развития психической и интеллектуальной деятельности ребенка.
Следовательно, драматизация ближе, чем какойлибо другой вид творчества, связана с
игрой, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых
различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской
театральной постановки. Театральное искусство в силу своей эмоциональной на
полненности, комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё
большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей и
юношества. Именно, как целостная система, театральное воспитание в значительной мере
способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию ребёнка.
Театральные занятия позволяют учащимся тренировать внимание, воображение, память,
мышление, волю. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство
ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь
к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок
овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у
него формируются начальные формы волевого управления поведением. Все выше
перечисленные качества необходимы личности в современном динамично развивающемся
обществе.
Педагогическая целесообразность.
Театрализованная деятельность решает широкий спектр задач. Через театрализованную
игру осуществляется:
развитие природных способностей детей;
приобщение к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу;
обучение навыкам грамотной речи;
эмоциональное развитие;
социализация ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста
литературного или фольклорного произведения;
развитие чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия;
самовыражение и самореализация ребенка.
Следовательно,
развития личности, это делает программу педагогически целесообразной.
театрализованная игра – универсальное средство всестороннего
2Одна из целей кружка воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.
Цель программы:
Развитие творческих и художественноэстетических способностей детей для
самовыражения через средства театрального искусства.
Задачи программы:
Воспитательные:
повышать культурный уровень детей;
формировать нравственные качества личности: честность, отзывчивость,
доброта.
Развивающие:
развивать природные способности детей;
развивать чувства партнерства и освоение способов позитивного
взаимодействия;
совершенствовать эмоциональноволевые качества личности ребенка;
Обучающие:
обучать навыкам грамотной речи (совершенствование диалогов, монологов,
освоение выразительности речи);
приобщать к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу.
Возраст детей, срок реализации.
Программа рассчитана на детей 1216 лет. В учебные группы принимаются все
желающие без специального отбора. Данная программа рассчитана на 20172018 учебный
год. С последующим ее развитием на два учебных года. Программа дает возможность
принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста и предполагает как
работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций.
Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках
первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго
планируются театральные постановки. Занятия проводятся один раз в неделю, 34 занятий
по 2 астрономических часа.
Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные,
информационные (беседы).
Планируемые результаты и формы их оценки:
Личностные результаты
В результате освоения программы учащиеся будут способны:
3
ориентироваться в мире искусства;
обосновать свою точку зрения по отношению к различным произведениям
искусства и участвовать в обсуждении учебных, творческих задач;
проявлять не только на занятиях, но и в быту нравственные качества личности:
честность, отзывчивость, доброту.
Метапредметные результаты
В результате освоения программы учащиеся будут способны:
при поддержке педагога, извлекать и структурировать, анализировать и
синтезировать информацию из различных источников;
выполнять инструкции педагога;
реализовывать себя в различных ролевых ситуациях: в качестве руководителя
подгруппы при выполнении учебнотворческого задания и участвовать в работе в
качестве исполнителя;
определять перечень необходимого оборудования (источников, материалов,
приемов) для выполнения творческой задачи;
представлять результаты творческой деятельности перед аудиторией (во время
публичных выступлений);
проводить самоанализ своей деятельности и уметь анализировать работу своих
товарищей;
владеть техникой безопасности на занятиях и поведения в общественных местах.
Предметные результаты:
В результате об обучения по данной программе учащиеся будут знать:
литературные и фольклорные произведения;
историю возникновения театра в России;
термины, связанные с театральной деятельностью.
В результате об обучения по данной программе учащиеся будут уметь:
четко произносить слова и словосочетания;
моделировать голосом звуки: громче, тише, тоненько, грубо;
передавать интонации удивления, радости, печали, испуга;
передавать образ через жест и движение;
выразительно читать стихи, прозу, диалоги героев;
использовать полученные знания, умения для выполнения самостоятельной
творческой работы (создание образа героя, миниатюры);
участвовать в групповой работе.
Формы оценки планируемых результатов реализации программы:
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
4 входный: проводится в начале года с целью изучения личности каждого ребенка и его
мотивации: наблюдение за увлечённостью и поведением обучающихся; беседа,
направленная на изучение мотива деятельности.
текущий– проводится на каждом занятии для анализа самостоятельной и творческой
работы обучающихся в форме наблюдения, устного опроса, творческого задания,
инсценировки.
промежуточный: проводится в декабре с целью выявления уровня освоения программы
обучающимися и корректировки учебнотематического плана.
итоговый – проводится итоговое занятие с целью определения достигнутого уровня
знаний, умений и навыков обучающихся в форме инсценировки художественного
произведения.
Для определения уровня освоения учащимися программы «Театральная азбука» на разных
этапах ее реализации используются следующие диагностические методы:
1) Наблюдение
2) Создание экспериментальной ситуации через выполнение творческих заданий
3) Игровые тесты
Критерии оценки уровня освоения программы:
знание литературных произведений;
знание истории возникновения театра в России;
знание терминов, связанных с театральной деятельностью;
умение моделировать голосом звуки, передавать интонации различных видов
настроения, передавать образы через жест и движения;
умение выразительно читать стихи, прозу, диалоги героев;
умение использовать полученные знания, умения для выполнения самостоятельной
творческой работы
Формы подведения итогов реализации программы:
открытое театрализованное занятие;
спектакль.
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего
развития учащегося: положительное отношение к окружающему миру, стремление к
самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, эстетическое восприятие
произведений искусства.
Выход результатов:
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках,
участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и
постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих
литературных вечеров, участие в творческих городских, районных, областных конкурсах.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№
Тема
51
2
3
4
Введение.
Культура речи
Ритмопластика
Театральная игра
Этика и этикет
Тематическое планирование работы кружка
на 20152016 учебный год
№
Тема
Колво
занятий
1
2
4
5
6
7
8
9
10
Вводная беседа. Знакомство с планом работы кружка. Выборы
актива кружка.
Игры по развитию внимания
Ритмопластика
Психологический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие
координации. Совершенствование осанки и походки.
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомства»,
«Пожелание», «Зеркало»)
Театральная игра
Знакомство со структурой театра, его главными профессиями:
актёр, сценарист, художник, гример.
Подготовка и участие в творческих конкурсах.
Техника грима и технических средств в гриме. Приёмы нанесения
общего тона.
Подготовка к театральным конкурсам («Маленькие шедевры»)
Подготовка к конкурсу театрализованных миниспектаклей на
заданную тему.
1
2
2
1
1
5
1
8
5
611
12
13
14
15
Анализ выступлений
Этика и этикет
Связь этики с общей культурой человека
Подготовка к конкурсу театральных этюдов к городским
литературным чтениям
Анализ выступления
Аттестационное занятие
1
1
4
1
1
Содержание программы
Театральная миниатюра.
Актерский этюд. Наблюдения актера. Учебные и
театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес
к сценическому искусству.
Театральная игра
– исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические
качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные
пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных
способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
7учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
8