С современными школьниками невозможно работать старыми методами. Надо уметь их заинтересовать, увлечь, выработать целый ряд новых методов и приемов, применить различные дидактические средства и ИКТ, чтобы привлечь внимание учащихся к русскому языку и возбудить в них искренний интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. В предлагаемой программе занятий по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» материал соответствует уровню знаний учащихся 5-6 классов, возрастным особенностям и интересам ребят. Сюда же включены не занимательные, а просто необходимые сведения для усвоения учащимися.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 349
с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района СанктПетербурга
Занимательная грамматика.
Программа занятий внеурочной деятельности для учащихся 56 классов
Разработала
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 349
Г. СанктПетербурга
Рахманова Наталья ГеннадьевнаПояснительная записка
Прочность и глубина знаний, которые ребята получают в школе, во
многом зависит от эффективности обучения, от степени усовершенствования
методов преподавания. Чтобы урок был увлекательным, насыщенным,
связанным с жизнью, необходимо развивать самостоятельность мышления
учащихся, активизировать их познавательную деятельность, развивать
интерес к предмету, укреплять их желание глубоко изучить родной язык.
С современными школьниками невозможно работать старыми методами.
Надо уметь их заинтересовать, увлечь, выработать целый ряд новых методов и
приемов, применить различные дидактические средства и ИКТ, чтобы
привлечь внимание учащихся к русскому языку и возбудить в них искренний
интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.
Учебную деятельность школьников стимулирует и активизирует внесение
элемента занимательности при изучении русского языка.
В предлагаемой программе занятий по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика» материал соответствует уровню знаний
учащихся 56 классов, возрастным особенностям и интересам ребят. Сюда же
включены и не занимательные, а просто необходимые сведения для усвоения
учащимися.
Многие темы сформулированы так, чтобы учащиеся самостоятельно нашли
необходимые материалы для занятия, обобщили и сопоставили
грамматические явления, познакомились с историей языка, слова.
Материал для занятий расположен в следующем порядке: сначала помещены
вопросы теоретического плана, который ребятам знать необходимо. Потом
предлагаются для пристального изучения занимательные вопросы по темам
«Лексика», «Фразеология», «Фонетика», «Имя существительное», «Имя
прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Причастие и
прилагательное». К каждому теоретическому вопросу предлагаются
практические занятия, викторины, составление чайнвордов и кроссвордов,решение задач на грамматические темы, стилистические задачи, выпуск
стенной газеты по итогам занятия.
Занимательная грамматика.
Программа курса
Русский язык – национальный язык русского народа.
«Без грамматики не выучишь и математики». Грамматические термины в
русском языке. Происхождение терминов (грамматика, морфология,
синтаксис, фонетика, лексика, орфография, пунктуация, графика).
Практическое занятие: Используя Словарь Михельсона, находящийся в
памяти компьютера, найти лексическое значение этих терминов, объяснить их
происхождение, составить словосочетания с этими словами.
Лексическое богатство русского языка. Многозначность и однозначность
слова. Словатезки и словаблизнецы. Практическое занятие . Выпуск стенной
газеты «В поисках нужного слова».
Упорный труд писателей в поисках нужного слова (сообщения учащихся,
найденные ими в интернете). Внимательный и вдумчивый отбор лексики к
высказыванию. Практическое занятие (редактирование неудачных текстов).
История возникновения слов и выражений. Известные и новые биографии слов
и выражений. Меткие слова и обороты, получившие широкое распространение
в живой речи.
Фразеология. Меткость, образность, компактность фразеологизмов.
Фразеологическое богатство русского языка. Практическое занятие
«идиома».
Фонетика. Звуковой состав языка как строительный материал для лексики и
грамматики. Звуковая и смысловая сторона. Звукопись. Тренинг: создание
транскрипции слов, введение понятия «аллитерация». Фонетическая
викторина.Шарады. Сущность шарад. Разнообразие способов разгадки шарад.
Анаграммы, метаграммы, логогрифы. Практическое занятие: составление
шарад.
Занимательные игры, способствующие повышению грамотности учащихся.
Грамматическая викторина как особый вид языковых игр. Игры,
способствующие обогащению словаря учащихся. Чайнворды. Кроссворды.
Приемы и секреты составления.
Практическое занятие. Составление кроссвордов и чайнвордов с помощью
ИКТ (компьютера)
Имена существительные общего рода. Несклоняемые имена
существительные. Именительный и родительный падежи множественного
числа. Практическое занятие. Используя ИКТ, найти в интернете
несклоняющиеся названия городов и населённых пунктов.
Имена прилагательные как эпитет. Практическое занятие: придумать
как можно больше эпитетов с именами прилагательными. Составление
связного рассказа о том, почему выбрали именно эти прилагательные в
качестве эпитетов.
Играпутешествие в историю имени Числительного. Как от числительных
другие части речи образовались. Откуда произошли слова «Тьма»,
«Летопись» .
Интересное и занимательное о местоимении. Практическое занятие:
правильное употребление местоимений в речи.
Точка, точка, запятая. Делу время – потехе час. Смысловое значение
знаков препинания.
Подвижные и настольные игры во внеклассной работе по русскому
языку. Игры, способствующие развитию речи, логического мышления.
Итоговое занятие. Олимпиада «Люби и знай родной язык».Список использованной литературы:
1. А.В. Прудникова. «О занимательности при обучении русскому языку».
Государственное учебнопедагогическое издательство Министерства
просвещения РСФСР. Москва, 1962.
2. Алпатов Н.И. Внеклассная работа в сельской школе. М. Учпедгиз, 1949.
3. Пересветов Р. Тайна выцветших строк. Детгиз, 1961
4. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Лениздат, Л., 1961