Урок 7-8, 9 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ________
Тема: «Программирование линейных алгоритмов».
Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.
2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.
3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з:
Раздел объявления переменных |
var |
Начало программы |
begin |
Заголовок программы |
program |
Оператор ввода |
readln |
Операция присваивания |
:= |
Конец программы |
end |
Оператор вывода |
const |
Раздел объявления постоянных |
writeln |
a2b2(a-b)
|
sqr(a)*sqr(b)*(a-b) |
|
1/(a+b) – c*d/sqr(a+b) |
|
(a- sqr(a+b)-b*b*b)/sin(a) |
(x2+y2)xy
|
(sqr(x) + sqr(y))*x*y |
|
(sqr(x) + sqr(y))/(x*y) – 1/(x – y) |
|
cos(x)/(x+ (x – y)*(x – y)*(x - y)+sqr(y)) |
3. Изучение нового материала
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы: 3 слайд
• присваивания,
• ввода,
• вывода.
1. Оператор присваивания 4 слайд
<переменная величина> : = <выражение>
Значок « : = » читается «присвоить»
А:=В; где А – переменная, В – выражение;
Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;
Свойства операции присваивания: 5 слайд
пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;
значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения.
новое
значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.
6
слайд
1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?
А) X:=Y;
Б) MIN=K+1;
В) Rrr=125+1*A;
Г) Str:=‘120*Y’; (а, г)
7 слайд
Определите значение переменной а после выполнения алгоритма:
1. а := 4
b := 2
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b (20)
2. a := 2
b := 6
b := 12+a*b
a := b/4*a (12)
А сейчас вы попробуете самостоятельно решить задания
1. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а := 8
b := 3
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b (52)
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
2. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а := 4
b := 10
а := b - a*2
b := 24/a*4 (48)
В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
3. Определите значение переменной а после выполнения алгоритма:
а := 5
b := 4
b := 100 - a*b
a := b/16*a (25)
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
2.ОПЕРАТОР ВВОДА 8 слайд
Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An – имена переменных.
При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.
Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.
Данные при вводе разделяются пробелами. Окончание ввода данных завершается нажатием клавиши <Enter>.
При вводе данных нужно соблюдать правило: в каком порядке переменные записаны в списке, в таком порядке нужно вводить их значения.
3.ОПРЕАТОР ВЫВОДА 9 слайд
Назначение команды – вывод выходных данных
Структура команды: ввод <список переменных>
Пример: ввод А, В, С
По этой команде список вывода (выходные данные) будут вынесены на устройство вывода (чаще всего на экран монитора).
Write (<список вывода>);
Пример: Write (A, B+С, ‘команда вывода’);
Writeln (<список вывода>);
Пример: Writeln (A, ‘A’, 4);
Данные процедуры производят вывод выходных данных на экран монитора. Элементами списка могут быть имена переменных, выражения, константы.
WRITELN(B1,B2,…,Bn); 10 слайд
-
отличается
от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в
начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит
курсор на следующую строку.
4. Практическая работа.
1. Программа вычисления площади прямоугольного треугольника по его катетам.
Program z2;
Var a, b, s: real;
Begin
Writeln ('Введи катеты');
Readln (a, b);
s:=1/2*a*b;
Writeln ('s=',s:6:2);
Readln;
End.
2. Программа нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
Program primer4;
Var A,B,S: Integer;
Begin
Writeln(‘Введите значения чисел А, В’);
Read(A,B);
S:=A+B;
Writeln(‘S=‘, S);
Readln;
End.
3. Написать программу приветствия и запроса даты рождения.
Program primer4;
Var a,b,c: integer;
Name: string;
BEGIN
Writeln (‘Привет. Как тебя зовут?’);
Readln (name);
Writeln (‘Введи день рождения’);
Readln (a);
Writeln (‘Введи месяц рождения’);
Readln (b);
Writeln (‘Введи год рождения’);
Readln (с);
Write (‘Тебя зовут – ’ , name, ‘. Ты родился: ’, a, ‘.’,b, ‘.’,c);
Readln;
END.
4. Необходимо подсчитать значение функции f = -2,7*x2+0,23*x-1,4
Var f,x: real;
BEGIN
Writeln (‘Введите значение х’);
Readln (х);
f:=- 2.7*x*х+0.23*x-1.4;
Writeln (‘Значение функции f равно ’, f:0:2);
Readln;
END.
5. Задача
Var r,s:integer;
Begin
Writeln(‘Введите радиус’);
Readln®;
S:= pi*sqr®;
Writeln (‘Площадь круга=’,s);
Readln;
End.
6. Задача
begin
writeln(‘Унылая пора! Очей очарованье!’);
writeln(‘Приятна мне твоя прощальная пора.’);
writeln(‘Люблю я пышное природы увяданье,’);
writeln{‘В багрец и золото одетые леса.1); writeln;
writeln(‘ А.С.Пушкин’);
readln;
end.
5. Подведение итогов урока.
- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)
- Назовите операторы ввода? (readln)
- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)
Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.
6. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.