педсовет «Система работы с детьми «особой заботы»
Программно-методическая составляющая разработки образовательных программ для детей
«особой заботы»
Говоря о программно-методическом обеспечении образовательного процесса с детьми особой заботы необходимо придерживаться следующих нормативных документов, это в первую очередь Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Понятие «адаптированной образовательной программы» (ст. 2)
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ (ст. 42)
- Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79)
- концепцияразвития дополнительного образования детей
от 4 сентября 2014 г.
Основные механизмы развития дополнительного образования детей
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);
Основные направления реализации Концепции
- разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;
- внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
Для детей особой заботы необходимо и специальное построение индивидуального образовательного маршрута и использование иной программы обучения.
А это в свою очередь дополнительная нагрузка на педагога.
В работе с «особыми» детьми необходимо учитывать иные образовательные цели, нежели результаты, например,
ü социально-культурная адаптация в обществе,
ü элементарные трудовые навыки,
ü самообслуживание,
ü раскрытие творческих природных задатков,
ü ощущение их значимости и ценности.
«Лиши человека ощущения его значимости и нужности, и он станет самым несчастным человеком на земле» Карл Роджерс. СЛАЙД
Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.
- Индивидуальная карта развития - документ, включающий основные показатели развития ребенка, посещающего ОУ, в динамике.
- Индивидуальный образовательный маршрут – движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения специалистами разного профиля, с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
- Индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (IQ, эмоц.- волевого, деятельностного, нравственно-духовного, др.) на протяжении всего периода развития (дошк., шк., профес.).
Индивидуальная Программа Обучения (ИПО)
- документ, отражающий годовые цели и задачи по определённым предметам, поставленные перед учеником и его учителями;
- документ, разработанный образовательной организацией и представляющий собой академическую программу, которая, по мнению междисциплинарной комиссии (так называемой команды по ИПО), предлагает соответствующую образовательную программу для ребенка с учетом его особых потребностей;
- документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования утвержденный руководителем ОУ и подписанный родителями ребенка
Разработка ИПО для детей с ОВЗ
Преодолевает:
- обособленность в действиях специалистов разных систем, осуществляющих сопровождение;
- недостаточную связь между компонентами сопровождения;
- разрозненность и дублирование информации о ребёнке.
Универсального рецепта создания ИПО в настоящий момент нет
Индивидуальная Программа Обучения
эквивалентна правовому договору, т.к. в ней указывается, что учащийся должен получить определенные услуги и продвигаться в направлении изложенных целей;
составляется на один год специалистами школы при участии родителей; пересматривается каждый год, и устанавливаются новые цели;
состоит из 4-х блоков (структура)
Диагностика |
Разработка |
Реализация |
Мониторинг |
||||||||||||
Мед. |
Пс. |
Пед. |
Соц. |
Мед . |
Пс. |
Пед. |
Соц. |
Мед. |
Пс. |
Пед. |
Соц. |
Мед. |
Пс. |
Пед. |
Соц. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы
- наличие в образовательном учреждении
- службы сопровождения;
- согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе
Алгоритм составления ИОП
¾ встреча с родителями ребенка с ОВЗ;
¾ комплексная психолого-педагогическая диагностика и оценка возможностей и затруднений ребенка;
¾ формулирование долговременных целей и их иерархии;
¾ формулирование задач по их достижению, определение стратегии их достижения в условиях инклюзивного обучения (должны быть определены показатели достижений, время проведения оценки результатов работы).
Индивидуальная Программа Обучения
Отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
Уделить особое внимание описанию тех способов и приемов , посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.
Обязательные компоненты индивидуальной образовательной программы
- краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка;
- цель и задачи реабилитационно- восстановительной и коррекционно- развивающей работы;
- содержание работы;
- требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволят оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы
5. Основные требования к результатам реализации программы
В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей (психич., психол., физич., соц.) развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций.
6. Заключение и рекомендации
При разработке ИПО стремиться к
¾ опоре на сильные и положительные стороны индивидуального развития ребенка;
¾ лаконичности формулировок;
¾ информационной емкости содержания;
¾ наглядности
¾ комплексности помощи.
¾ Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.