Багаевский район, хутор Ёлкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской Приказ от 01сентября № 7
_______ Крамаренко Е.Г.
М П
Рабочая программа
по литературному чтению
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование,
4А,Б класс
Количество часов (план) 99 часов
Учителя: Орлова Светлана Васильевна, Родевич Елена Ивановна
Программа разработана в соответствии с УМК «Школа России» для изучения курса литературного чтения в 4 классе, выпускаемом издательством «Просвещение», состоит из следующих элементов: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградарская, М.В.Бойкина Литературное чтение. Учебник для 4 кл. в 2ч. М.; 2013;
Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 4 класс – М:, 2016
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА
Содержание учебного материала по литературному чтению ориентировано на формирование базовых национальных ценностей.
Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы. – формирование эстетического отношения к искусству слова;
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
№ п/п |
Раздел |
Кол-во час |
УУД |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||
1 |
Былины, летописи ,сказания, жития. |
8 ч |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
2 |
Чудесный мир классики |
19 ч. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
3 |
Поэтическая тетрадь |
20 ч. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
4 |
Литературные сказки |
12 ч |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
5 |
Делу время – потехе час |
7 ч. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
6 |
Страна детства |
6 ч. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
7 |
Природа и мы |
10 ч. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата |
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
8 |
Родина |
5 ч. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
9 |
Страна «Фантазия» |
5 ч. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
10 |
Зарубежная литература |
7 ч. |
- принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи - к завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы |
Предметные результаты
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
1
|
Былины, летописи ,сказания, жития. |
8ч |
- особенностям былин. - анализировать прочитанное; - правильно читать и понимать исторические произведения; - находить аналогии с реальными историческими событиями; - характеризовать героев; - высказывать свои суждения о прочитанном |
Выпускник получит возможность научиться Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Понимать значение слова «летопись». Оценивать свои знания и достижения. Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы |
2 |
Чудесный мир классики |
19 |
в результате изучения материала обучающиеся научатся: - особенностям литературных сказок; - особенности басен. - давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки; - находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть, - определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев, - находить в тексте средства художественно выразительности; - создавать план произведения; - высказывать свои суждения о прочитанном. - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос; работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
|
Выпускник получит возможность научиться - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) |
3 |
Поэтическая тетрадь |
20ч |
в результате изучения материала обучающиеся научатся: - особенностям стихотворения. - находить в тексте средства художественной выразительности; - определять позицию автора; - выразительно читать; - выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос. - вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
|
Выпускник получит возможность научиться: - отличать прозаический текст от поэтического - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) |
4 |
Литературные сказки |
12ч |
в результате изучения материала обучающиеся научатся: - особенностям авторских сказок. - характеризовать героев; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - делить текст на смысловые части; - составлять план пересказа.
|
Выпускник получит возможность научиться Различать произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
5 |
Делу время – потехе час |
7ч |
в результате изучения материала обучающиеся научатся: - особенностям сказок, рассказов. -высказывать свои суждения о прочитанном; - соотносить заглавие и основную мысль произведения; -подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.
|
Выпускник получит возможность научиться – создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; – создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; – работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты |
6 |
Страна детства |
6ч |
в результате изучения материала обучающиеся научатся: - особенностям рассказов. -устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий; - подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением; - передавать содержание через разные виды пересказа по плану |
Выпускник получит возможность научиться – читать по ролям литературное произведение; – использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать последовательность событий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана); – создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; – создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; – работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты |
7 |
Природа и мы |
10ч |
в результате изучения материала обучающиеся научатся: - особенностям стихов. - определять позицию автора; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
|
Выпускник получит возможность научиться: - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; – создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; – работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты |
8 |
Родина |
5ч |
в результате изучения материала обучающиеся научатся: - особенностям стихов. - высказывать свои суждения о прочитанном, - выразительно читать; - анализировать прочитанное; - характеризовать прочитанное. определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; - работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
|
Выпускник получит возможность научиться: - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) |
9 |
Страна «Фантазия» |
5ч |
в результате изучения материала обучающиеся научатся: - особенностям рассказов; - высказывать суждения о прочитанном; - характеризовать героев, - подробно и кратко пересказывать, - читать выразительно по ролям. - работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
|
Выпускник получит возможность научиться: - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; – создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; – работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты |
10 |
Зарубежная литература |
7 ч |
в результате изучения материала обучающиеся научатcя: - особенностям сказок и рассказов. - определять тему и основную мысль произведения; - характеризовать героев; - делить текст на смысловые части; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - высказывать свои суждения о прочитанном ;- отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;.
|
Выпускник получит возможность научиться: - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; – создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; – работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопросы по прослушанному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста.
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя, умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Определение темы и главной мысли произведения по вопросам и деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов, рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
|
|
Проверка техники чтения |
Диагностическая работа |
Тест |
Контрольная работа |
|||||
1 |
Былины. Летописи. Жития. |
8ч |
«Летописи. Былины. жития» «Чудесный мир классики» |
Контрольная работа к разделу «Чудесный мир классики» |
2 |
- |
2 |
Чудесный мир классики |
19 |
||||
3 |
Поэтическая тетрадь |
20ч |
«Поэтическая тетрадь 1» |
Контрольная работа к разделу «Поэтическая тетрадь 1» Контрольная работа к разделу «Поэтическая тетрадь 2» Контрольная работа к разделу «Литературные сказки» |
1 |
1 |
4 |
Литературные сказки |
12ч |
||||
5 |
Делу время – потехе час |
7ч |
«Страна детства» «Природа и мы» |
Контрольная работа к разделу «Делу время – потехе час» Контрольная работа к разделу «Страна детства»
|
1 |
- |
6 |
Страна детства |
6ч |
||||
7 |
Природа и мы |
10ч |
||||
8 |
Родина |
5ч |
|
2 |
1 |
1 |
9 |
Страна «Фантазия» |
5ч |
||||
10 |
Зарубежная литература |
7ч |
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом уроки литературного чтения в 4 классе рассчитаны на 3 часа в неделю. Следовательно общее количество часов составило - 102 часа . В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году(23.02.2017, 08.03.2017., 01.05.2017, 09.05.2017) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для учащихся, данная программа е в 4 –х классах в 2016-2017 уч.году будет реализована в объёме 99 часов.
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
№ п/п |
дата |
тема |
кол-во час |
|
план |
факт |
|||
I четверть 27 ч |
||||
Летописи. Былины. Жития. 8ч |
||||
1. |
|
|
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
1 |
2. |
|
|
«И вспомнил Олег коня своего» Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина |
1 |
3. |
|
|
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1 |
4. |
|
|
«Ильины три поездочки» |
1 |
5. |
|
|
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы |
1 |
6. |
|
|
«Житие Сергия Радонежского». Тест «Летописи. Былины. жития» |
1 |
7. |
|
|
Проект: «Создание календаря исторических событий» |
1 |
8. |
|
|
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».Проверка навыка чтения |
1 |
Чудесный мир классики. 19ч |
||||
9. |
|
|
П.П. Ершов.Подготовка сообщения о П.П. Ершове . П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» |
1 |
10. |
|
|
П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» |
1 |
11. |
|
|
П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» |
1 |
12. |
|
|
А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине |
1 |
13. |
|
|
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» |
1 |
14. |
|
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
1 |
15. |
|
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
1 |
16. |
|
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
1 |
17. |
|
|
М.Ю. Лермонтов.Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
1 |
18. |
|
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
1 |
19. |
|
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
1 |
20. |
|
|
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом . Л.Н. Толстой «Детство» |
1 |
21. |
|
|
Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» |
1 |
22. |
|
|
А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове. А.П. Чехов «Мальчики». |
1 |
23. |
|
|
А.П. Чехов «Мальчики».Тест «Чудесный мир классики» |
1 |
24. |
|
|
А.П. Чехов «Мальчики».Проверка навыка чтения |
1 |
25. |
|
|
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».Контрольная работа к разделу «Чудесный мир классики» |
1 |
26. |
|
|
А. Ф. Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине» |
1 |
27. |
|
|
В. И. Андрианов , А. Г. Терещенко «Памятники Дона» |
1 |
II четверть 21ч |
||||
Поэтическая тетрадь. 9ч |
||||
1. |
|
|
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» |
1 |
2. |
|
|
А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» |
1 |
3. |
|
|
Е.А. Баратынский «Весна, весна!Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» |
1 |
4. |
|
|
А.Н. Плещеев «Дети и птичка» |
1 |
5. |
|
|
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» |
1 |
6. |
|
|
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» |
1 |
7. |
|
|
И.А. Бунин «Листопад».Тест «Поэтическая тетрадь 1» |
1 |
8. |
|
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа к разделу «Поэтическая тетрадь 1» |
1 |
9. |
|
|
Н. К. Жак (Донской поэт) |
1 |
Литературные сказки 12ч |
||||
10. |
|
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
11. |
|
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
12. |
|
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
13. |
|
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
1 |
14. |
|
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
1 |
15. |
|
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
1 |
16. |
|
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
1 |
17. |
|
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
1 |
18. |
|
|
С.Т. Аксаков«Аленький цветочек» |
1 |
19. |
|
|
С.Т. Аксаков«Аленький цветочек».Диагностическая работа |
1 |
20. |
|
|
С.Т. Аксаков«Аленький цветочек».Проверка навыка чтения |
1 |
21. |
|
|
Обобщение по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа к разделу «Литературные сказки» |
1 |
II четверть 32 |
||||
Делу время – потехе час 7ч |
||||
1. |
|
|
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
1 |
2. |
|
|
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
1 |
3. |
|
|
В.Ю. Драгунский«Главные реки» |
1 |
4. |
|
|
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
5. |
|
|
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
6. |
|
|
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
7. |
|
|
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».Контрольная работа к разделу «Делу время – потехе час» |
1 |
Страна детства 6ч |
||||
8. |
|
|
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
1 |
9. |
|
|
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
1 |
10. |
|
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
1 |
11. |
|
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
1 |
12. |
|
|
М.М. Зощенко «Елка». Тест «Страна детства» |
1 |
13. |
|
|
Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа к разделу «Страна детства» |
1 |
Поэтическая тетрадь. 5ч |
||||
14. |
|
|
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
1 |
15. |
|
|
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
1 |
16. |
|
|
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» |
1 |
17. |
|
|
М.И. Цветаева «Наши царства» |
1 |
18. |
|
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Контрольная работа к разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
Природа и мы 10ч |
||||
19. |
|
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
1 |
20. |
|
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
1 |
21. |
|
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
1 |
22. |
|
|
М.М. Пришвин «Выскочка» |
1 |
23. |
|
|
М.М. Пришвин «Выскочка» |
1 |
24. |
|
|
Е.И. Чарушин «Кабан» |
1 |
25. |
|
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
1 |
26. |
|
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тест «Природа и мы» |
1 |
27. |
|
|
Проект «Природа и мы» |
1 |
28. |
|
|
Обобщение по разделу «Природа и мы».Контрольная работа к разделу «Природа и мы» |
1 |
Поэтическая тетрадь. 6ч |
||||
29. |
|
|
Б.Л. Пастернак «Золотая осень» |
1 |
30. |
|
|
С.А. Клычков «Весна в лесу» |
1 |
31. |
|
|
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» |
1 |
32. |
|
|
Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
IV четверть 19ч |
||||
1. |
|
|
С.А. Есенин «Лебедушка» Проверка навыка чтения |
1 |
2. |
|
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Контрольная работа к разделу «Поэтическая тетрадь 2» |
1 |
Родина 5ч |
||||
3. |
|
|
И.С. Никитин «Русь» |
1 |
4. |
|
|
С.Д. Дрожжин «Родине» |
1 |
5. |
|
|
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» |
1 |
6. |
|
|
Проект: «Они защищали Родину» |
1 |
7. |
|
|
Обобщение по разделу «Родина».Контрольная работа к разделу «»Родина |
1 |
Страна Фантазия 5ч |
||||
8. |
|
|
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
1 |
9. |
|
|
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» |
1 |
10. |
|
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
1 |
11. |
|
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Проверка навыка чтения |
1 |
12. |
|
|
Обобщение по разделу «Страна Фантазия».Контрольная работа к разделу «Страна Фантазия» |
1 |
Зарубежная литература 7ч |
||||
13. |
|
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
1 |
14. |
|
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
1 |
15. |
|
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
1 |
16. |
|
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
1 |
17. |
|
|
С. Лагерлеф «Святая ночь», |
1 |
18. |
|
|
С. Лагерлеф «В Назарете» |
1 |
19. |
|
|
Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Проверочная работа к разделу «Зарубежная литература» |
1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей начальных классов _________ Янченкова Т.В.
МБОУ Елкинской СОШ (подпись)
от 30 августа 2016 года № 1 «31» августа 2016г. _____________Богданец А.В.
(подпись рук. МО)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.