Багаевский район, хутор Елкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской СОШ
Приказ от 01 сентября 2016 г. № 7
______________ Крамаренко Е.Г.
(подпись)
М П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование,
4А,Б класс
Количество часов (план) 66 часов
Учителя: Орлова Светлана Васильевна, Родевич Елена Ивановна
Программа разработана в соответствии с УМК «Школа России» для изучения курса литературного чтения в 4 классе, выпускаемом издательством «Просвещение», состоит из следующих элементов: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградарская, М.В.Бойкина Литератуное чтение. Учебник для 4 кл. в 2ч. М.; 2013;
Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 4 класс – М:, 2016
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
· Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
· Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
· Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
· Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
· Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
· Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
· Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
· Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
· Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
1. Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
№ п/п |
Раздел |
Кол-во час |
УУД |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||
1 |
1. Земля и человечество |
10 |
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
|
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
|
2 |
2. Природа России |
10 |
Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке.
|
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
|
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.
|
3 |
3. Родной край – часть большой страны |
15 |
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
|
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
|
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика |
4 |
4. Страницы всемирной истории |
5 |
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
|
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
|
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
5 |
5. Страницы истории Отечества |
19 |
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
|
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему |
6 |
6. Современная Россия |
7 |
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
|
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
|
3. Предметные результаты
№ п/п |
Раздел |
Кол-во час |
обучающийся научится |
обучающийся получит возможность научиться |
1 |
1. Земля и человечество |
10 |
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий; - проводить наблюдения природных тел и явлений; - в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; - определять возможные причины отрицательных изменений в природе; - предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; - определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; - применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; - приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги; - приводить примеры экологических связей; - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; - соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость; в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы. |
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, --излагать их в виде сообщения, рассказа; -владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты; -моделировать изучаемые созвездия. --Определять направление на север по Полярной звезде. |
2 |
2. Природа России |
10 |
- показывать на физической карте изучаемые географические объекты; - показывать изучаемые объекты на карте природных зон России; - выявлять признаки приспособленности растений различных природных зон к условиям жизни; - в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; - определять возможные причины отрицательных изменений в природе; - предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; - соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость; - в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
|
- определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; - применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; - приводить примеры экологических связей; - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
|
3 |
3. Родной край – часть большой страны |
15 |
-показывать на физической карте изучаемые географические объекты; -распознавать природные объекты; -различать важнейшие полезные ископаемые своего края, определять их свойства; -распознавать растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема; -различать основные сельскохозяйственные растения, сельскохозяйственных животных своего края; -соблюдать правила поведения в природе. |
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; - применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; - приводить примеры экологических связей;
|
4 |
4. Страницы всемирной истории |
5 |
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной - теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; - применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта. |
|
5 |
5. Страницы истории Отечества |
19 |
-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; -находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах; -самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; -применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; -использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта. |
|
6 |
6. Современная Россия |
7 |
- приводить примеры народов России; - находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; - применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта. |
Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.
|
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
· Земля и человечество (10 ч).
· Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - «книга» природы.
· Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
· Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
· Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красин книга.
· Природа России (10 ч).
· Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашейстраны (в форме путешествия по физической карте России).
· Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными зонами. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
· Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
· Родной край - часть большой страны (15 ч).
· Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
· Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана водоемов в нашем крае.
· Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
· Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
· Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
· Страницы всемирной истории (5 ч).
· Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
· Страницы истории Отечества (19 ч).
· Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт,нравы,верования.
· Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
· Наше Отечество в XIII-XVвеках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование то| единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвеках.
· Наше Отечество в XVI-XVIIвеках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVIIвеках.
· Россия в XVIII веке Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
· Россия в XIX - начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX века.
· Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны т в 20-30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победа - всенародный праздник.
· Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полётв космосIO. А. Гагарина, космическая станция «Мир».Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
· Современная Россия (7 ч).
· Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
· Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
· Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
· Многонациональный состав населения России.
· Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
№ |
Раздел программы |
Всего часов |
|
|
||
Диагн. работа |
Провер. работа |
Экскурсии |
Проектная деятельность |
|||
1 |
Земля и человечество |
10 |
Стартовая диагностика |
Проверочная работа по разделу «Земля и человечество» |
|
Международная Красная книга. |
2 |
Природа России |
10 |
|
|
|
Природные зоны России. |
3 |
Родной край – часть большой страны |
15 |
Промежуточная диагностическая работа |
|
Родной край – часть большой страны. Поверхность нашего края. Земля - кормилица . Жизнь в пресных водах. |
Наш край. |
4 |
Страницы всемирной истории |
5 |
|
Проверочная работа по разделу «Страницы всемирной истории» |
|
|
6 |
Страницы истории Отечества |
19 |
|
Проверочная работа по разделу «Страницы истории России» |
|
|
7 |
Современная Россия |
7 |
Итоговая диагностическая работа |
|
|
Путешествие по России |
Место предмета в учебном плане:
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году (23.02.2017., 08.03.2017, 01.09.2017, 09.05.2017,) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для обучающихся, данная программа е в 4 –х классах в 2016-2017 уч. году будет реализована в объёме 66часов.
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
дата |
тема |
кол-во час |
|
план |
факт |
|||
1 четверть-18ч |
||||
Земля и человечество 10ч |
||||
1. |
|
|
Мир глазами астронома. Стартовая диагностика |
1 |
2. |
|
|
Планеты Солнечной системы. |
1 |
3. |
|
|
Звёздное небо – Великая книга Природы |
1 |
4. |
|
|
Мир глазами географа |
1 |
5. |
|
|
Мир глазами историка |
1 |
6. |
|
|
Когда и где? |
1 |
7. |
|
|
Мир глазами эколога |
1 |
8. |
|
|
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие |
1 |
9. |
|
|
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проект. |
1 |
10. |
|
|
Проверочная работа по разделу «Земля и человечество». |
1 |
Природа России 10ч |
||||
1. |
|
|
Равнины и горы России. |
1 |
2. |
|
|
Моря, озёра и реки России. |
1 |
3. |
|
|
Природные зоны России. Проект. |
1 |
4. |
|
|
Зона арктических пустынь. |
1 |
5. |
|
|
Тундра. |
1 |
6. |
|
|
Леса России. Растения и животные леса. |
1 |
7. |
|
|
Лес и человек. |
1 |
8. |
|
|
Зона степей. |
1 |
9. |
|
|
Пустыни. |
1 |
|
|
2 четверть-14ч |
||
10. |
|
|
У Чёрного моря. |
1 |
Родной край – часть большой страны 15 ч |
||||
1. |
|
|
Родной край – часть большой страны. Экскурсия |
1 |
2. |
|
|
Наш край. Проект |
1 |
3. |
|
|
Поверхность нашего края. Экскурсия . |
1 |
4. |
|
|
Поверхность нашего края. |
1 |
5. |
|
|
Водные богатства нашего края |
1 |
6. |
|
|
Наши подземные богатства. |
1 |
7. |
|
|
Земля - кормилица . Экскурсия на луг. |
1 |
8. |
|
|
Земля - кормилица . |
1 |
9. |
|
|
Жизнь леса. |
1 |
10. |
|
|
Жизнь луга. |
1 |
11. |
|
|
Жизнь в пресных водах. Экскурсия к водоему. |
1 |
12. |
|
|
Жизнь в пресных водах. |
1 |
13. |
|
|
Растениеводство в нашем крае. |
1 |
3 четверть-20 ч |
||||
14. |
|
|
Животноводство в нашем крае |
1 |
15. |
|
|
Промежуточная диагностическая работа |
1 |
Страницы всемирной истории 5ч |
||||
16. |
|
|
Начало истории человечества Мир древности: далёкий и близкий |
1 |
17. |
|
|
Средние века: время рыцарей и замков |
1 |
18. |
|
|
Новое время: встреча Европы и Америки |
1 |
19. |
|
|
Новейшее время: история продолжается сегодня. |
1 |
20. |
|
|
Проверочная работа по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян |
1 |
Страницы истории Отечества 19ч. |
||||
1. |
|
|
Во времена Древней Руси |
1 |
2. |
|
|
Страна городов |
1 |
3. |
|
|
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
1 |
4. |
|
|
Трудные времена на Русской земле |
1 |
5. |
|
|
Русь расправляет крылья |
1 |
6. |
|
|
Куликовская битва |
1 |
7. |
|
|
Иван Третий |
1 |
8. |
|
|
Мастера печатных дел |
1 |
9. |
|
|
Патриоты России |
1 |
10. |
|
|
Пётр Великий |
1 |
11. |
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
12. |
|
|
Екатерина Великая. |
1 |
4 четверть-14 часов |
||||
13. |
|
|
Отечественная война 1812 года |
1 |
14. |
|
|
Страницы истории XIX века |
1 |
15. |
|
|
Россия вступает в XX век |
1 |
16. |
|
|
Страницы истории 1920 – 1930-х годов |
1 |
17. |
|
|
Великая война и великая Победа |
1 |
18. |
|
|
Страна, открывшая путь в космос. |
1 |
19. |
|
|
Проверочная работа по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека |
1 |
Современная Россия 7ч |
||||
1. |
|
|
Мы – граждане России |
1 |
2. |
|
|
Славные символы России |
1 |
3. |
|
|
Такие разные праздники |
1 |
4. |
|
|
Итоговая диагностическая работа |
1 |
5. |
|
|
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
1 |
6. |
|
|
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) |
1 |
7. |
|
|
Путешествие по России (по Волге, по югу России) Презентация проектов |
1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВ
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ______________ Янченкова Т.В.
учителей начальных классов (подпись)
МБОУ Елкинской СОШ « 31»августа 2016 года
от 30 августа 20 16 года №1
_________ Богданец А.В.
(подпись)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.