Программы волонтерского движения юных медиков "ПУЛЬС"

  • Особые потребности
  • docx
  • 19.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

формирования ценностей здорового образа жизни школьников, через развитие волонтерского движения в образовательном учреждении.
Иконка файла материала Петренко Е Н Волонтерское движение объединения юных медиков ПУЛЬС.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волонтерское движение

объединения юных медиков «ПУЛЬС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Автор: Петренко Елена Николаевна,

                                                      учитель биологии Муниципальное бюджетное

                                                      общеобразовательное учреждение средняя

                                                   общеобразовательная школа № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Программа волонтерского движения объединения юных медиков «ПУЛЬС» направлена на формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять давлению социального окружения. Формированию данной компетентности способствует сплоченный коллектив волонтёров, который на личном примере показывает преимущества здорового образа жизни, оказывает позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.     Программа возрождает идею шефства как средства распространения волонтерского движения. Шефами являются выпускники образовательного учреждения, которые обучаются в Сургутском медицинском институте. Они проводят лекции с учащимися 12 – 17 лет по профилактики вредных привычек, что является очень действенным механизмом. Учащиеся не воспринимают их как взрослых людей, так как совсем недавно встречались с ними в школьных коридорах, то есть на личном примере и опыте показывается преимущества здорового образа жизни. Осуществляется профориентация, в движение вовлечены учащиеся «группы риска».

Участники объединения «ПУЛЬС» являются волонтерами – вожатыми во время осенних, весенних и летних (июнь) каникул в лагере с дневным пребывание детей, где организуют занятие, направленные на формирование культуры здоровья младших школьников.

 

Цель работы: формирования ценностей здорового образа жизни школьников, через развитие волонтерского движения в образовательном учреждении.

Задачи:

- способствовать популяризации знаний о преимуществе здорового образа жизни среди учащихся;

- развивать волонтерское движение как новую форму занятости детей, способствующую профилактики вредных привычек, формированию здорового образа жизни;

- формировать сплоченный детский коллектив волонтеров;

- создать условия, позволяющие членам объединения оказывать позитивное влияние на сверстников личным примером;

- мотивировать учащихся, состоящих на различных видах учета и детей семей «группы риска» на добровольческую деятельность в волонтерском движении.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Краткая аннотация                                                                                                   2

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

5

Актуальность

5

Цель программы

5

Задачи программы

5

Особенности программы

6

Новизна программы

6

Формы и методы работы

6

Основные содержательные линии

7

Ожидаемые результаты

7

Критерии оценки результатов освоения программы

7

Содержание программы

7

Календарный план мероприятий

8

Использованная литература

11

Приложение 1

12

Приложение 2

14

Приложение 3

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮНЫХ МЕДИКОВ «ПУЛЬС»

Название программы

Программа волонтерского движения объединения юных медиков «Пульс»

Основания для разработки программы

- Закон Российской Федерации об образовании;

- Устав МБОУ СОШ №3

Направленность программы

Естественно - научная

Ф.И.О. педагога, реализующего программу

Петренко Елена Николаевна

Год разработки

2018 г.

Уровень программы

стартовый

Информация о наличии рецензии

внутренняя

Возраст учащихся

15-17 лет

Цель

Апробация новых методов формирования ценностей здорового образа жизни школьников, через развитие волонтерского движения в образовательном учреждении.

Задачи

Образовательные:

- углубить и расширить знания учащихся о пагубном воздействии на организм вредных привычек;

- способствовать популяризации знаний о преимуществе здорового образа жизни среди учащихся;

Развивающие:

- развивать волонтерское движение как новую форму занятости детей, способствующую профилактики вредных привычек, формированию здорового образа жизни.

Воспитательные:

- формировать сплоченный детский коллектив волонтеров;

- создать условия, позволяющие членам объединения оказывать позитивное влияние на сверстников личным примером;

- мотивировать учащихся, состоящих на различных видах учета и детей семей «группы риска» на добровольческую деятельность в волонтерском движении.

Формы занятий

Групповые, парные, индивидуальные

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется 1 год по этапам:

1 – й этап стартовый: сентябрь – октябрь – Организация волонтерского движения;

2 – й этап активный: ноябрь – апрель – Апробация новых форм организации занятости детей, для профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;

3 – й этап: май – июнь совершенствование и распространение волонтерского движения (вожатые в лагере с дневным пребыванием детей).

Перечень основных мероприятий

- Создание волонтерского объединения;

- Разработка методического обеспечения;

- Разработка мероприятий, сценариев по организации и проведению волонтерской работы в ее различных формах.

Объем и источники финансирования программы

Вклад заявителя

Ожидаемые результаты освоения программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Повышение уровня популяризации здорового образа жизни среди школьников, через активную работу волонтерского движения.

2. В работу добровольческой деятельности будут вовлечены учащиеся, стоящие на всех видах учета и дети семей «группы риска», что будет способствовать организации их досуга.

3. Учащиеся школы выработают осознанное отношение к здоровому образу жизни.

4. Деятельность волонтерского движения не будет ограничено только рамками образовательного учреждения, его члены станут активными участниками всех мероприятий в городе, посвященных здоровому образу жизни.

5. Продолжится сотрудничество студентов Сургутского медицинского института (выпускников МБОУ СОШ № 3) с членами объединения юных медиков «ПУЛЬС».

6. Возродится идея шефства через организацию мероприятий направленных на формирование культуры здоровья участниками волонтерского движения в лагере с дневным пребывание детей во время каникул

Условие реализации программы

- Осознание важности данного вида деятельности каждым членом волонтерского движения;

- Постоянное совершенствование форм организации занятий;

- Создание условий, позволяющих учащимся своими силами вести работу, направленную на повышение уровня культуры здоровья сверстников.

 

Пояснительная записка

XXI век- век информатизации жизненного пространства. Молодое поколение поглотила стремительная глобализация, социальные сети, виртуальное общение способствуют подмене ценностей, быстрому взрослению. Повсеместная реклама соблазнов жизни не простое испытание для не укрепившегося сознания. Пока ребенок находится в тесном контакте с родителями, ему легче справиться с этими соблазнами, но взрослея, он старается стать более независимым и тогда ежедневно ему приходится делать правильный выбор, отстаивать свою жизненную позицию, которая основывается на знании и собственном приобретенном опыте. Но удастся ему это только тогда, когда жизненная позиция будет активной, а приобретенный опыт положительный.

Поэтому в настоящее время основная воспитательная задача школы заключается в формировании у подростков социальной и личностной компетентности.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует формированию у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять давлению социального окружения. Формированию данной компетентности способствует сплоченный коллектив волонтёров, который на личном примере показывает преимущества здорового образа жизни, оказывает позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Цель программы: апробация новых методов формирования ценностей здорового образа жизни школьников, через развитие волонтерского движения в образовательном учреждении.

Задачи программы:

Образовательные:

- углубить и расширить знания учащихся о пагубном воздействии на организм вредных привычек;

- способствовать популяризации знаний о преимуществе здорового образа жизни среди учащихся;

Развивающие:

- развивать волонтерское движение как новую форму занятости детей, способствующую профилактики вредных привычек, формированию здорового образа жизни.

Воспитательные:

- формировать сплоченный детский коллектив волонтеров;

- создать условия, позволяющие членам объединения оказывать позитивное влияние на сверстников личным примером;

- мотивировать учащихся, состоящих на различных видах учета и детей семей «группы риска» на добровольческую деятельность в волонтерском движении.

 Особенности программы

         Программа волонтерского движения юных медиков «ПУЛЬС» имеет естественно - научную направленность, является программой дополнительного образования с практической ориентацией.

         Представленная целостная программа разработана для учащихся старшей школы, содержание которой выстроено в рамках единой логики. Программа реализуется 1 год, в количестве 36 часов по этапам:

1 – й этап стартовый (сентябрь – май): организация волонтерского движения;

2 – й этап активный (ноябрь – апрель): апробация новых форм организации занятости детей, для профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;

3 – й этап (июнь): совершенствование и распространение волонтерского движения (вожатые в лагере с дневным пребыванием детей).

Новизна программы (отличие от аналогичных программ) заключается в апробации новых форм организации занятости детей. Возрождается идея шефства как средства распространения волонтерского движения. Шефами являются выпускники нашего образовательного учреждения, которые обучаются в Сургутском медицинском институте. Они проводят лекции с учащимися 12 – 17 лет по профилактики вредных привычек, что является очень действенным механизмом. Учащиеся не воспринимают их как взрослых людей, так как совсем недавно встречались с ними в школьных коридорах, то есть на личном примере и опыте показывается преимущества здорового образа жизни. Кроме того одновременно проводится и профориентация.

Участниками волонтерского движения объединения юных медиков «ПУЛЬС» являются учащиеся 9 – 11 классов, планирующие поступление в медицинские вузы страны, но мероприятия, которые проводятся ими, охватывают всех учащихся школы.

Еще одной, на мой взгляд, не маловажной чертой программа является то, что в данное движение вовлечены учащиеся, стоящие на разных видах учета и самое главное на добровольческой основе.

Идея шефства, как средства распространения волонтерского движения, осуществляется учащимися 10 классов (участники объединения «ПУЛЬС») во время осенних, весенних и летних (июнь) каникул, ребята становятся вожатыми в лагере с дневным пребывание детей.

Формы и методы работы: лекции, беседы, круглые столы, радио-выпуски, викторины, акции, флешмобы, тренинги, марафоны, видео-лекторий, выставки, спектакль, игры, презентации, конференции.

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

- «Вредные привычки»;

- «Культура здоровья»;

- «Рациональное питание»;

- «Физическая активность»;

- «Здоровый психологический климат в школе и семье»;

- «Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве».

Ожидаемые результаты освоения программы:

1. Повышение уровня популяризации здорового образа жизни среди школьников, через активную работу волонтерского движения.

2. В работу добровольческой деятельности будут вовлечены учащиеся, стоящие на всех видах учета и дети семей «группы риска», что будет способствовать организации их досуга.

3. Учащиеся школы выработают осознанное отношение к здоровому образу жизни.

4. Деятельность волонтерского движения не будет ограничено только рамками образовательного учреждения, его члены станут активными участниками всех мероприятий в городе, посвященных здоровому образу жизни.

5. Продолжится сотрудничество студентов Сургутского медицинского института (выпускников МБОУ СОШ № 3) с членами объединения юных медиков «ПУЛЬС».

6. Возродится идея шефства через организацию мероприятий направленных на формирование культуры здоровья участниками волонтерского движения в лагере с дневным пребывание детей во время каникул.

Критерии оценки результатов освоения программы:

- повышение уровня сформированности культуры здоровья учащихся МБОУ СОШ №3;

- увеличение числа учащихся включающихся в волонтерскую деятельность;

- снижение количества учащихся, состоящих на различных видах учета;

- увеличение числа участников научно-практических конференций;

- увеличение числа выпускников, поступающих в медицинские вузы страны.

 

Содержание программы

Программа разбита на шесть разделов:

1. «Вредные привычки» - профилактика употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ в подростковой среде.

2. «Культура здоровья» - бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

3. «Рациональное питание» - основы правильного питания, гигиенические основы культуры питания. Полезная и вредная пища.

4. «Физическая активность» - важность и необходимость занятий спортом для физического здоровья. Последствия пребывания тела в длительном статическом положении.

5. «Здоровый психологический климат в школе и семье» - эмоциональная составляющая здоровья. Эмоциональный интеллект.

6. «Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве» - методы борьбы с опасными сетевыми контактами. Интернет и психическое здоровье школьников.

 

Календарный план мероприятий

волонтерского движения объединения юных медиков «ПУЛЬС»

на 2018-2019 учебный год

 

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Участники мероприятия

1

Обучение волонтёров по программе «Школа здоровья»

В течение года

Руководитель волонтерского движения, волонтёры

2

Работа волонтерской группы соц. опрос учащихся школы «Твоё отношение к вредным привычкам»

7.09.18

Волонтёры, уч-ся 5-11 классов

3

Лекция «Семейные ценности»

14.09.19

Студенты-шефы Сургутского медицинского института, уч-ся 8-11 классов

4

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

28.09.19

Волонтеры, члены школьной радиокомпании

5

Игра путешествие на поезде «Здоровье»

4.10.18

Волонтеры, учащиеся 5-6 классов

6

Викторина «В объятиях табачного дыма»

11.10.18

Волонтеры, уч-ся 6-8 классов

7

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

25.10.18

Волонтеры, члены школьной радиокомпании

8

Профилактическая акция «Твое здоровье – бесценный дар!» (в лагере с дневным пребывание детей)

8.11.18

Волонтеры –вожатые, уч-ся 1-5 классов

9

Флешмоб «Здоровое поколение – будущее страны»

15.11.18

Волонтёры, уч-ся 5-11 классов

10

Тренинг здоровья

«Кибербезопасность и твое психическое здоровье»

22.11.18

Студенты–шефы Сургутского медицинского института, уч-ся 8-11 классов

11

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

29.11.18

Волонтеры, члены школьной радиокомпании

12

Марафон здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

12.18

Волонтеры, все учащиеся школы, учителя физической культуры

13

Видео-лекторий, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом «Проблема ВИЧ и СПИДа в масштабах планеты»

1.12.18

Студенты-шефы Сургутского медицинского института, уч-ся 8-11 классов

14

Выставка творческих работ

«Ноты здоровья»

13.12.18

Волонтёры, уч-ся 1-11 классов

15

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

20.12.18

Волонтеры, члены школьной радиокомпании

16

Спектакль «Приключения Незнайки в стране Витаминиаде»

10.01.19

Волонтеры, участники школьной театральной студии, уч-ся 1-4 классов

17

Тренинг «Живи настоящим – думай о будущем»

17.01.19

Студенты-шефы Сургутского медицинского института, уч-ся 8-11 классов

18

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

24.01.19

Волонтеры, члены школьной радиокомпании

19

Своя игра «Волшебные правила здоровья»

7.02.19

Волонтёры, уч-ся 5-6 классов

20

Лекция «Жизнь без вредных привычек»

14.02.19

Студенты-шефы Сургутского медицинского института, уч-ся 8-11 классов

21

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

21.02.19

Волонтеры, члены школьной радиокомпании

22

Видео-лекторий «Алкоголь – путь в никуда»

7.03.19

Студенты-шефы Сургутского медицинского института, уч-ся 8-11 классов

23

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

14.03.19

Волонтеры, члены школьной радиокомпании

24

Акция, посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулезом «Брось курить - вдохни свободу!»

23.03.19

Волонтёры, уч-ся 7-11 классов

25

Участие в городской акции «Белая ромашка»

28.03.19

Волонтёры, уч-ся 1-11 классов

26

Урок здоровья в лагере с дневным пребывание детей «Овощи, ягоды, фрукты - для здоровья полезные продукты»

4.04.19

Волонтёры-вожатые, учащиеся 1-4 классов

27

Урок здоровья «Правила здоровья и долголетия»

11.04.19

Сургутского медицинского института, уч-ся 6-8 классов

28

Изготовление буклетов «Семья – институт здоровья» для распространения на общешкольном родительском собрании

18.04.19

Руководитель волонтёрского движения, волонтёры, члены школьной редколлегии

29

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

25.04.19

Волонтёры, члены школьной радиокомпании

30

Защита исследовательских работ на городской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»

Апрель-май

Участники волонтёрского движения

31

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

16.05.19

Волонтеры, члены школьной радиокомпании

32

Акция, приуроченная к Международному дню отказа от курения «Территория свободная от табака»

31.05.19

Волонтёры, учащиеся 7-11 классов

33

Спортивные соревнования, посвященные Дню защиты детей «Быть здоровым- здорово!»

1.06.19

Волонтёры-вожатые, учитель физической культуры

34

Беседа в «Гостях у Витаминки»

7.06.19

Волонтёры-вожатые, учащиеся 1-5 классов

35

Литературно-игровой час «Ешь правильно -знай правила»

14.06.19

Волонтёры-вожатые, учащиеся 1-5 классов

36

Оздоровительно-экологическая игра «Здоровье планеты - наше здоровье»

21.06.19

Волонтёры-вожатые, учащиеся 1-5 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Формирование здорового образа  жизни  Российских  подростков:   Учеб.  -  метод. Пособие// Под ред. Л.В. Баль, СВ. Барканова. - М: Гуманит. - изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

2. Вайнер Э.Н. «Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе». «Здоровье детей», 2006. - №13

3. Дрыганов И.Д. Вич не передается через дружбу. Оставайтесь людьми. М.: Фоку-Медиа, 2008.

4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: ВАКО, 2007. / Мастерская учителя.

5. Иванушкина Л. «Культура здоровья». «Здоровье детей», 2006. - №1.

6. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. М.: «ВАКО», 2008.

7. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. // Начальная школа- 2005. №11. – с. 75-78.

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

9. Федорова М.З., Кумченко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. - М.; Вента- Граф, 2003.

10. Шорыгин Т.А. «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004.

11. http://www.rusedu.ru/detail

12. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/articles/509616/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Сценарий игры для учащихся 5-6 классов

 «Путешествие на поезде «Здоровье»

Цель: формирование культуры здоровья школьников.

Подготовка к мероприятию: классам дается задание подготовиться к игре.

Оборудование: таблички станций, бинты, жгуты, спортивный инвентарь, цветные жетоны (1-5 баллов).

Команда от класса 6-8 человек и группа поддержки.

Ведущий. Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде «Здоровье». Каждый класс размещается в двух вагончиках: 1-команда, 2-болельщики. Путешествие наше будет, как на детской дороге - по кольцу. Каждая команда находится на станции в течение 10 минут, затем 9переходит) в течение 2-3 минут наш состав передвигается от одной станции к другой. Время прибытия на каждую станцию указано в маршрутном листе вашей команды. Капитаны команд получают маршрутные листы.

         Станции располагаются на первом этаже и в актовом зале, спортивных залах, столовой. На дверях таблички с названиями, а в кабинетах жюри, вопросы викторины оцениваются для команды от 1 до 3 баллов, болельщики – 1 балл.

I. Станция «Мойдодыр»

1. Как в лесу обойтись без мыла?

2. Как спастись от комаров?

3. Чем чистить зубы в лесу?

4. Какое дерево избавляет ноги от запаха и пота?

5. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица.

6. Сок этого растения используют вместо йода.

7. Листья этого растения используют от боли при ушибе.

8. Листья этого растения обжигают нас,

   Сок из листьев этого растения спасает нас.

   Весной его используют на суп.

   Голову мыть его отваром -волосы растут.

9. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании – кожа становится нежной, бархатистой. Назовите это растение.

10. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли.

II. Станция «Скорая помощь»

1. Остановить кровотечение с помощью жгута.

2. Оказать первую помощь при переломе.

3. Какие растения используются для остановки кровотечения?

4. Какие растения используются для лечения нарывов?

5. Какие растения используются при сердечном приступе?

6. Какие растения используются как жаропонижающее средство?

7. Какие растения используются при расстройствах желудка?

8. Оказать первую помощь при укусе ядовитым животным.

9. Какие растения используются для снятия зубной боли?

III. Станция «Спортивная»

1. Показать комплекс гимнастики для глаз.

2. Показать комплекс изометрической гимнастики.

3. Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.

4. Показать комплекс гимнастики для релаксации.

5. Показать комплекс гимнастики на осанку, сидя на стуле, используя его как опору.

6. Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.

Из шести комплектов выбирается одна карточка произвольно и проводится в течение пяти минут гимнастика. Затем учащиеся отвечают на вопросы викторины:

1. Назвать виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры.

2. Назовите летние виды спорта.

3. Что такое культуризм?

IV. Станция «Неболейка»

1. Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?

2. Назовите болезни «грязных рук».

3. Почему аристократы в любое время года ходили в перчатках?

4. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера?

5. Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду?

6. Назовите меры предосторожности, которые нужно предпринимать, чтобы не заразиться туберкулезом, дифтерией?

7. Как избежать заболеваний педикулезом?

Почему нельзя гладить незнакомых собак, кошек?

8. Как избежать солнечного удара?

V. Станция «Вредные привычки»

Рисуется плакат аккуратно одетого причесанного человека. Кроме этого, рисунки накладные к десяти вопросам. При ответе на вопрос вредные привычки убираются и остается только рисунок на плакате.

Ведущий. Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику.

1. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки?

2. Почему нельзя курить?

3.Как влияет на здоровье человека и его внешний вид употребление алкоголя?

4. Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики?

5. Как часто и зачем нужно мыть голову?

6. Кто – то просит вас дать свою расческу, чтобы поправить свою прическу. Что вы сделаете?

7. Объясните, почему нельзя грызть ногти?

9. К чему может привести привычка, брать в рот несъедобные предметы?

10. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы?

Приложение 2.

Час общения для учащихся 8-11 классов

         В настоящее время, нередко семья перестает выполнять функцию воспитания детей и не дает подросткам чувства защищенности, в котором они так нуждаются именно в этом возрасте, уверенности в завтрашнем дне. Конфликты родителей между собой, конфликты ребенка с родителями, не понимание, неприятие родителями точки зрения подростка, его интересов, тоталитарное общение, унижение достоинств ребенка может стать одной из причин, которая подтолкнет его к мысли суицидного характера.

         Данная методическая разработка посвящена обсуждению причин и способов выхода из семейных конфликтов, а как следствие уменьшению риска проявления мысли суицидного характера у подростков.

Тема: «Семья – твоя крепость».

Цель: расширение представлений подростков о том, что такое семейный конфликт, как предупредить конфликт в семье.

Задачи:

- способствовать формированию осмысленного восприятия сложившейся ситуации;

- помочь овладеть навыками общения и социального взаимодействия с членами семьи;

- побуждать детей к сотрудничеству;

- продолжить формирование у подростков позитивного отношения к жизни.

Форма проведения: час общения.

Ход беседы

I. Проблемная ситуация «Сохрани пламя»

         Необходимо зажечь свечу и передать ее ребятам, которые передавая ее из рук в руки должны сберечь пламя, не погасить его. Когда свеча вновь возвращается в руки учителя, детям задаются вопросы:

1. Легко ли было сохранить пламя не загасить его?

2. Что вы предпринимали, чтобы пламя не погасло?

3. Что вы чувствовали, когда держали в руках маленький огонек?

         Ответы детей могут быть разными, необходимо заострить внимание на тех, которые указывали на тепло, идущее от свечи или обжигающий огонь, старание, во что бы- то не стало сохранить этот огонек или желание погасить.

Учитель: ребята, а теперь давайте сравним нашу семью со свечой, которая горит всегда, которая должна согревать своим теплом всех членов этой семьи, но бывает, что маленькое, послушное пламя превращается в пылающий, обжигающий огонь, причиняющий боль и страдание.

         Я предлагаю вам сейчас разобраться в одной ситуации и предложить выход, который не дал бы разгореться тому пламени, о котором я говорила выше. Действующими лицами является мама и ее дочь, четырнадцатилетняя девочка.

Мама: ты нас с отцом совершенно не понимаешь, и не во что, не ставишь! Прическа, голый живот, пирсинг, косметики тоны, я уже забыла, как ты настоящая выглядишь, курение, постоянный бардак в своей комнате, музыка, от которой можно сойти с ума, а про учебу я уже и не говорю. Я и на родительские собрания перестала ходить, потому что мне стыдно. Дождешься, возьму отцовский ремень да выпорю, мало не покажется.

Дочь: как же вы меня достали своими наездами: и то не так, и это не так. А вообще вам чихать на мои дела и только лишь стыдно за то, что я такая. Тебе в школу стыдно пойти, но узнать, как мои дела, как мне там живется тебе не интересно. Вы называете меня неблагодарной, а может, я делаю это лишь для того, чтобы вы поняли, наконец, что я уже взрослая и что со мной нужно считаться, что я имею свое мнение.

Учитель. Как вы считаете:

- Можно ли назвать их семью счастливой?

- Что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт? (Дети высказываются).

- Что такое конфликт? (Дети высказываются).

Действительно, конфликт – это столкновение идей, взглядов, мнений.

- А какова причина конфликта? (Дети высказываются).

II. Информационная минутка « Способы выхода из конфликта».

Учитель. Конфликт произошел. Какие же существуют способы выхода из него? Я предлагаю разобрать 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации:

1. приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради других;

2. компромисс как согласие между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

3. соревнование, наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

4. уход от конфликта (уклонение);

5. сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

III. Ролевая игра « Вымышленная семья»

Учитель. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать мать и дочь. Как бы вы объяснили их поведение, и какие бы советы дали?

Мама. Что мне делать?

Дочь. Я больше не хочу оставаться в этой семье!

Ученик психолог.

Советы маме:

- Вы выбрали нерациональный способ поведения – соревнование, так как он наименее эффективный. Вам необходимо ослабить давление на дочь и найти компромисс.

Советы дочери:

- Ты выбрала плохой способ поведения – соперничество, он приведет к дальнейшему развитию конфликта, тебе необходимо прийти с мамой к компромиссу и тогда ты достигнешь своей цели – уважение и принятие твоего «Я» родителями и одновременно приобретешь уважение к ним.

Советы отцу:

- Уклонение от конфликта не выход, так как конфликт назрел и его необходимо решить.

Советы всем членам семьи. Чтобы найти компромисс, нужно:

- найти такое решение, которое устроит всех;

- войти в положение другого человека;

- не считать себя выше других;

- уважать чужое мнение.

Все учащиеся высказывают свое мнение, что еще можно посоветовать членам данной семьи, чтобы развитие конфликта не произошло.

VI. Рефлексия.

Какие эмоции остались от нашей беседы? Подчерпнули ли вы, что то полезное в свою жизненную копилку? Считаете ли вы, что умение владеть собой – это залог успеха в разрешении конфликтных ситуаций?

 

Приложение 3. Эмоциональная составляющая здоровья

                              Тренинги игрового взаимодействия

                                               детей 7 – 8 лет

Цель: сплочение группы; развитие умения понимать друг друга, творческого воображения и мышления.

                                     Упражнение «Представь себе»

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Инструкция: представиться не своим именем, а названием того растения или цветка, которые нравятся.

                                         Упражнение «Остров дружбы»

Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.

Инструкция: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островком спасения для нас будет служить газета», - говорит ведущий.

                                            Упражнение «Скульптура»

Цель: развитие умения понимать друг друга.

Инструкция: «Жил король и королева – Творец и Муза. Долго не было у них детей. Наконец родилась у них дочь – Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и все скульпторы узнали, что у Творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчилась, а Творец ответил: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел Глину и был пленен ее грацией, пластичностью. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» - «Нет, мне нравятся твоя неповторимость, мягкость, пластика. Я вижу твой образ», - ответил скульптор. И Глина стала его женой».

          Станьте друг против друга лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это скульпторы, внешний – глина. Задача скульптора – «вылепить» любой образ, который возникает в его воображении при виде глины. Скульптор ставит свою «глину» в любую выбранную им позу, помогает руками принять желаемое выражение лица…

          Время на работу 3 минуты. Затем роли меняются.

                                                Упражнение «Интервью»

Цель: развитие умения понимать других.

Инструкция: участники должны разделиться на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать, как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать все, что он запомнил о партнере, от своего имени.

          Участники тренинга могут задавать дополнительные вопросы.

                                               Упражнение «Костер проблем»

Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности.

Инструкция: раздать полоски бумаги. На полосках бумаги записать проблемы, от которых хотелось бы избавиться. Бумага бросается в искусственный костер.

                                          Упражнение «Серебряное копытце»

Цель: стабилизация эмоционального фона, релаксация.

Инструкция: вообразите (с закрытыми глазами), что каждый из вас – красивый, сильный олень с высокоподнятой головой. На левой ноге – серебряное копытце. Удар копытцем о землю не принесет сказочных монет, но сделает золотыми ваше сердце. Его нежность и доброту должны почувствовать все, кто находится вокруг. Повернитесь направо, положите руки на плечи соседу впереди и помассируйте их.

          Все участники становятся в круг, и по очереди высказываются или производят какие – то действия.

                                            Тренинги для детей 9 – 10 лет

                                        Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Цель: повышение эмоционального фона.

Инструкция: сидящие в кругу, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему самую добрую свою улыбку.

                                        Упражнение «Ветер дует на…»

Цель: сплочение участников группы на фоне большей информационности друг о друге.

Инструкция: со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, задачи могут быть такие:

«Ветер дует на того, кто любит мороженное»;

«…у кого есть домашнее животное»;

«…у кого есть заколки в волосах»;

«…кто любит петь»;

«…кто любит танцевать»;

«…у кого нет друзей».

Когда все дети побывали в кругу, можно закончить так: «Мы много нового узнали друг о друге, и вы непременно найдете себе друзей, а мы все вам в этом поможем».

                                           Упражнение «Найди свою группу»

Цель: повышение эмоционального фона, сплочение группы.

Инструкция: разделяются карточки с названиями животных, но никому не показываются. Дети закрывают глаза и издают звуки: гав, мяу, га – га, ко – ко, кря – кря… Надо стать в свою группу.

Упражнение «Драка»

Цель: выплеск отрицательной энергии через релаксацию.

Инструкция: вы поссорились, вот – вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулачки. Глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. А может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Обнимите друг друга: сначала правого, потом левого соседа.

Упражнение «Доброе животное»

 Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности.

 Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг назад. Выдох – все делают шаг вперед, выдох – все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и так далее.