Завьялова Наиля Алеевна, преподаватель фортепианного отделения Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детской школы искусств № 8 г.Ульяновска
«Работа над малыми фортепианными формами на примере изучения «Багателей» Л. Бетховена»
Людвига ванн Бетховена нередко называют «последним классиком и первым романтиком». Одной из характерных черт романтизма было особое пристрастие к малым формам. Для Бетховена миниатюры не стали «визитной карточкой», но им внимание композитор уделял на протяжении всей своей жизни. Слово «багатель» с французского переводится как «безделушка», но у Бетховена оно превратилось в жанровое определение небольшой пьесы. Багатели, созданные Бетховеном, объединены в три сборника: опус 33, опус 119, опус 126. Пьесы эти исключительно разнообразны. Здесь встречаются и ариозно-песенная природа мелодии, импровизационно-виртуозный склад развития темы, тематические контрасты по фактуре и динамике, представлена и пасторальная образная сфера.
Подробнее остановимся на багателях опуса 119, которые чаще всего исполняются учениками фортепианного отделения детских школ искусств. Багатели опуса 119 – это цикл коротких фортепианных пьес. Этот опус сконструирован как бы из трех частей, написанных в разное время. Подобный принцип «создания из неизданного» впоследствии встречается в «Пестрых листках» Р. Шумана, в вокальных циклах Малера. Но для фортепианного наследия Бетховена этот случай удивителен. Опус 119 – сочинения невероятной изобретательности. Титульный лист первого венского издания гласит – «Новые багатели, простые и приятные». Но музыка в них не настолько проста, как кажется на первый взгляд. Здесь обилие ритмических сбивок, порой парадоксальное движение голосов, пестрота и переменчивость характера. Сложности добавляет и то, что в данных багателях Бетховен задействует всевозможные варианты фактурного изложения, а это потребует от ученика достаточного пианистического опыта. Данный опус рекомендуется изучать с 6-7 классов школы.
Багатель №1 – это изящная пьеса в характере менуэта, даже в характере менуэтов, так как движение в основной и средней частях сохраняется, но резко меняется характер – от холодной прозрачности двухголосного соль минора к теплой аккордовости ми-бемоль-мажорной середины. В репризе материал основной части развивается динамически и ритмически – с постепенным уменьшением длительностей, появлением перебивок размера и нарастанием фактуры, затем все растворяется в краткой коде, основанной на начальном мотиве.
Багатель №2 - это жанровая зарисовка, где остинато одной руки, сочетается с перекличками двух «персонажей» в другой: один персонаж в нижнем регистре, а другой – в верхнем. Пианистическую сложность представляет выдерживание ровного по длительностям и плавного по динамике остинато на фоне перекрещивающейся второй руки, которая как бы «летает» между регистрами.
Багатель №3 снабжена ремаркой «a’lallemande» (в духе аллеманды) – яркий пример эволюции старинного немецкого танца, в это время во многом предвосхищающем вальс. Здесь главное показать туше – блестящее, «бисерное».
Багатель №4 снабжена ремаркой «cantabile». Это теплое лирическое высказывание, где главенствует мелодия верхнего голоса, чрезвычайно развитая, а прихотливо изгибающаяся линия баса требует особого внимания в соотношении нажатия и снятия. В этой пьесе следует избегать лишней педали.
Багатель №5 решительная по характеру. Трели необходимо играть с основной ноты, а педалью пользоваться с осторожностью.
Багатель №6 – это центральная пьеса цикла, к которой Бетховен пишет небольшое импровизационное вступление. Основной раздел написан в духе народного танца.
Багатель №7 – это необычная по колористической задумке пьеса, где контрастируют мажорные и минорные части.
Багатель №8 – это возвращение характера простого и несложного. Основная задача этой пьесы - выразить наиболее слитное легато во всех голосах, пользуясь аппликатурными подменами. Во втором разделе важен конструкционный подход к аккордам – прикасаться пальцами к клавишам, опуская их прямо чуть сверху, чутко чувствуя основу крайних голосов.
Багатель №9 – очень живая и немного сентиментальная пьеса. Сложность составляет четырехзвучный нисходящий ход во второй октаве – важно не дать потонуть ему в моторном аккомпанементе.
Багатель №10 – это совсем небольшая пьеса, которая как бы служит своеобразным преддверием сосредоточенного финала, внезапной вспышкой безразличного шутовства, которого мы до сих пор в этом цикле не встречали.
Багатель №11 – это пьеса истинно бетховенского духа. Главная задача – плотно-непрерывное cantabile во всех голосах первого раздела. Хрупкое беззащитное cantabile в верхнем регистре на фоне аккуратных «пиццикатных» басов во втором – это демонстрация одного из крупнейших завоеваний Бетховена – соединение крайних регистров фортепиано.
Отдельно остановимся на Багатели №25 из опуса 33, снабженной заголовком «К Элизе». Эта самая известная миниатюра, которую с удовольствием исполняют ученики во всех странах мира. Точно неизвестно, кто такая Элиза, до сих пор существует масса версий. Багатель обладает структурой АВАСА, что делает ее похожей на архетипичное рондо. Первая тема проста в технике и служит хорошим начальным упражнением для отработки педалирования на фортепиано. Секция В требует более отточенной техники, также, как и стремительное возрастание фигуры в секции С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.