Производная. Применение производной. ч.1. 11 класс. Повторение.
Оценка 4.9

Производная. Применение производной. ч.1. 11 класс. Повторение.

Оценка 4.9
Домашнее обучение
doc
математика
Взрослым
21.05.2020
Производная. Применение производной. ч.1. 11 класс. Повторение.
Работа содержит формулы производных и правила дифференцирования с разобранными примерами. По применению производной работа содержит теорию и разобранные примеры на физический и геометрический смысл производной, примеры для самостоятельного решения. Тема применяется при повторении данного материала в 11 классе и для подготовки к ЕГЭ.
ч1.Произв. Примен.произв.Повтор.11кл.doc

Повторение. «Производная. Применение производной к исследованию функции».

11 класс. Часть 1.

Формулы производных и правила дифференцирования.

Функция

Производная

Примеры

1

f(x)=C

c-постоянная

( С )′ = 0

1) ( 5 ) ′ =0;    2) (0,36) ′ = 0 ;   3) ( - 4,23) ′ =0;                         4) ( ) ′ =0.

2

f(x)=Х

(Х) ′ =1

 

3

f(x)=Хn

(Хn)= n ·Хn -1

1) ((X)2 ) =2X ;  2) ((X)10 )= 10 X9;                                    

   3) =(X - 3 )= -3 X – 4 =.

4

f(x)=

() = -

 

5

f(x)=√X

(X) = 

 

6

f(x)=C·U

(C·U) = C·U

1) (5X3)= 15X2;      2) = - .

7

f(x)=Sin x

(Sin x) = Cos x

1)  (10 Sin x) = 10Cos x

8

f(x)=Cosx

(Cos x) = - Sin x

1)  (0,5Cos x) = - 0,5Sin x

9

f(x)=tg x

(tg x) =

1)  (18tg x) =

10

f(x)=ctg x

(ctg x) = -

1)  (ctg x) = -

11

f(x)= ex

(ex ) = ex

1) (9ex)  = 9ex

12

f(x)= ax

(ax) = a· ln a

1) (5x) = 5· ln 5

13

f(x)= ln x

(ln x) =

1)  (15 ln x) =

14

f(x)=logax

(log a x) =

1)  ( 12log 4 x) =

15

f(x)=U±V

(U±V) =U ± V

1) ( 2x4+ 13x + 5Cos x+ 8) )=8x+13 -2Sin x

16

f(x)= U·V

(U·V) = U·V + U·V

1)  (( 4x5 +2)·Sin x) ′ =(4x5 +2)· Sin x +(4x5 +2)· (Sin x) ′ =20x4 Sin x+(4x5 +2)· Cos x=20x4 Sin x+4x5 Cos x+2Cos x

17

f(x)=

()=

1)  =

 

=

18

f(φ(x))

(f(φ(x))) ′= f′( x)·φ′ (x)

1) ((7x2+3x5)3)´= 3·(7x2+3x5)2·(7x2+3x5)´ =3·(7x2+3x5)2·(14x + 15x4);

2)   (Cos(5x4 – 3x2 +2)) ′= - Sin(5x4 – 3x2 +2) ·(5x4 – 3x2 +2) ′=

- Sin(5x4 – 3x2 +2) ·(20x3 – 6x)= (6x - 20x3)  · Sin(5x4 – 3x2 +2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.Применение производной. Физический смысл производной.

Краткая теория.

Так как это физический смысл производной, то все обозначения будут как в физике, то есть S(t)  - координата точки от времени  (Это теперь так будет обозначаться заданная функция, которую раньше чаще всего мы обозначали f(x) );V(t) - скорость точки или тела ;    a(t)   - ускорение тела.

Правила нахождения производных будем использовать все те, которые мы записали в большой таблице в тетради.

 Скорость V(t)равна производной от координатыS(t) по времени t

Формула :                    V(t) = S´(t)

Ускорение a(t) равно производной от скорости V(t) по времени t.

Формула :                   a(t) = V´(t)

Примечание: Чтобы найти ускорение, если задана координата, надо сначала найти скорость, как производную от координаты и взять еще раз производную уже от найденной скорости.

Рассмотрим  решенные примеры.

Пример 1. Точка движется прямолинейно по закону S(t) = 4t3 - 3t2+ 10 (м).  Найти :   а) скорость через 2 секунды;  б) ускорение через 2 секунды;   в) в какой момент времени ускорение станет равно нулю.                         Решение.

а)    V(t) = S´(t)V(t) = (4t3 - 3t2 + 10)´ = 12t2  - 6t +0 =12t2 – 6t,    приt=2 V(2) =12·22 - 6·2 = 48 – 12= 36 (м/с).                 Ответ: 36.

б)  ищем ускорениеa(t) = V´(t)a(t)= (12t2 – 6t)´ =24t – 6,   при t=2    a(t) = 24·2 – 6=42(м/c2).

Ответ: 42.

в)  Так как ускорение имеет вид: a(t)=24t – 6,  то   24t – 6 = 0 ;  24t = 6;   t = 6 : 24= 0,25 сек.  Ответ:0,25.

Пример 2. Точка движется прямолинейно по закону S(t) =0,5t2 +3t +2 (м). Через какой промежуток времени скорость станет равна 15 м/с.            Решение.

V(t) = S´(t)V(t) = (0,5t2 +3t +2)´ =0,5·2t + 3= t + 3,по условию V(t) =15,  t + 3 =15, t =15-3=12 (сек)                Ответ: 12.

Пример 3. Тело движется прямолинейно по закону S(t) =4 + 8t – (2t3 / 3). Через сколько секунд тело остановится (то есть скорость станет равна нулю).Решение.

V(t) = S´(t)V(t) = (4 + 8t – (2t3 / 3))´ = 0+8 - 2·3t2/3= 8- 2t2,8- 2t2 = 0  2t2 =8  t2 =4   t = √4 t=2(cек).Ответ: 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема2.  Применение производной  Геометрический смысл производной.

Краткая теория.

Геометрический смысл  производной связан с углом наклона касательной, проведенной  к графику функции в данной точке или с угловым коэффициентом наклона касательной.

( Теория и разобранные примеры должны быть записаны в тетрадь)

На рис.1 угол наклона касательной с положительным направлением оси ОХ – острый, а на рис.2 этот угол тупой. Если угол наклона  касательной острый, то функция при увеличении значения переменной Х  будет возрастать. Если  угол наклона касательной тупой, как на рис.2, то функция на этом участке убывает.

Геометрический смысл производной:

1)f ´(x) = tgɑЗначение производной в заданной точке равно тангенсу угла наклона касательной, проведенной в заданной точке.

 Или

2)f ´(x) =KЗначение производной в заданной точке равно угловому коэффициентуКнаклона касательной.                                                                                                                                             (Так как касательная – это прямая линия, то ее уравнение имеет вид: y = k·x + b,   где  k =f ´ (x) )

Пример1.  Вычислить тангенс угла наклона касательной к графику функции y= x  - x3в точке с абсциссой  Х0= - 2.         Решение.

f ´(x) = tgɑy´ = (xx3)´=1 – 3x2y´( - 2)= 1 - 3·(-2)2 = 1 – 12= - 11.Ответ: -11.

Пример2. Найти угловой коэффициент наклона касательной, проведенной к графику функции f(x) = 2Sinx + 3Cosxв точке х0 = π/2.      Решение.

f ´(x) =Kf ´ (x) =(2Sinx + 3Cosx )´ = 2Cos x – 3Sin x

f ´ (π/2) =( 2Cos (π/2) – 3Sin( π/2) = 2·0 - 3·1 = -3.Ответ. -3

Пример3. Найти угол наклона касательной  к графику функции y= - tgx, проходящую  через точку М (π ;0).           Решение.

f ´(x) = tgɑtg ɑ =y´ (х) = (- tgx )´ = - 1/ (Cos2 x )          из точки  М (π ; 0) координатаx0=π (вторая координата не используется)подставим в найденную производную вместо  х число π, тогда получим :

tg ɑ = -1 / Cos2π.     Cosπ= -1 (таблица значений тригонометрических функций).

tg ɑ = -1 / ( -1)2 = -1/1 = -1   угол ɑ = 135°  (таблица значений тригонометрических функций. Угол наклона касательной может быть в пределах  0°< ɑ<180°).Ответ: 135.

Пример4.   На рисунке изображен график функции и касательные , проведенные к нему в точках с абсциссами A, B, C, D.

 

В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C, D.Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.

ТОЧКИ

ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ

A

1)      – 1,8

B

2)      – 0,7

C

3)      1,4

D

4)      0,5

При решении  заполните таблицу, расчерченную ниже, в которой для каждой точки  укажите номер соответствующего значения производной.

A

B

C

D

 

 

 

 

(При записи ответа укажите полученное четырехзначное число).

Решение.

Пояснения к решению. Их можно в решении не писать только заполненную таблицу и ответ.(Пояснения даны для того, чтобы вы поняли, как решать такого типа задание).

Сначалаопределим знаки производной в каждой отмеченной  точке. Для этого надо мысленно продолжить каждую касательную ( красная) до пересечения с осью ОХ ( как сделано синим цветом для точки B). Увидим, что  в точке A угол наклона касательной будет тупой ( угол берем только с положительным направлением оси ОХ, куда указывает стрелка оси), в точке B этот угол острый, в точке С– острый, в точке D – тупой. Производная  f ´(x) = tgɑЗначение производной в заданной точке равно тангенсу угла наклона касательной, проведенной в заданной точкеДля острых углов тангенс положительный, чем больше острый угол тем больше его тангенс.Для тупых углов тангенс отрицательный, чем больше тупой угол тем меньше значение его тангенса.                                                                                                                                                        В точках  Bи С производная положительная, причем в т.Bострый угол больше , чем в   т. С. Значит, в таблицу ответов  под точкой B пишем цифру 3, под точкой С пишем цифру 4.                 В точках  Aи D производная отрицательна, причем в т. А тупой угол больше, чем в т.D.                В таблице ответов под точкой А пишем цифру1, под точкой D пишем цифру 2.                

A

B

C

D

1

3

4

2

Ответ:    1342

 

                                Тема 3. Применение производной.

Исследование функции на возрастание и убывание (на монотонность).

Краткая теория.     (Теория и разобранные примеры должны быть записаны в тетрадь).

 

На рис.1 угол наклона касательной с положительным направлением оси ОХ – острый, а на рис.2 этот угол тупой. Если угол наклона  касательной острый, это означает, что производнаяв этой точке положительна, и функция при увеличении значения переменной Х  будет возрастать.( см. рис.1). Если  уголнаклона касательной тупой, как на рис.2, это означает, что производная в это точке отрицательна, и функция на этом участке убывает. (см.рис. 2.).     Итак,  условие возрастания и убывания функции:

еслиf  ´(x)  > 0  на некотором  промежутке, то функция возрастает на этом промежутке, если    f  ´(x)< 0  на некотором  промежутке, то функция убывает на этом промежутке,             

У функции может быть несколько участков убывания и возрастания.   Рис. 3.Разберем примерНа рис.3 изображен график некоторой функцииf (x). Функция возрастает на промежутках [-3;3]  и [13;19). На этих промежутках угол наклона касательной с положительным направлением оси ОХ  острый, значит производная f  ´(x)  > 0, так кактангенс острого угла положителен.Функция убывает на   промежутках [ -8; -3] и [3;13], так как на этих участках угол наклона касательной с положительным направлением оси ОХ  тупой, значит производная f  ´(x)  < 0, так кактангенс тупого  угла отрицательный.Если надо определить участки возрастания и убывания не по графику, а путем вычислений, то действуют по такому плану:                                                                                                                       1. Найти область определения заданной функции.

2. Найти производную  f  ´(x)  заданной функции.

3. Найти промежутки, где производная f  ´(x)  > 0иf  ´(x)  < 0, ( решая полученные неравенства аналитически или методом интервалов).

Пример1. Исследовать функцию f(x) = 5x2 -3x +1на монотонность (на возрастание и убывание).                                 Решение.

1.      Область определения функцииD(f) = R.

2.      f ´(x) = (5x2 -3x +1)´ = 10x – 3 

3.      f ´(x) = 0     10x -3 =0    10x=3       x= 0,3         Отметим  найденную точку на числовой прямой. Числовая прямая разбилась на два промежутка  (-∞; 0,3] и [0,3; + ∞).Проверим знак производной в каждом из полученных промежутков. Для этого выбираем любое произвольное число из левого промежутка и потом из правого. Выберем любое число        х<0,3например, х=0 и подставим вместо х в производную, получим:  10·0 -3= -3< 0.Поставим слева от числа 0,3 знак минус на числовой прямой.Выберем любое число х>0,3например, х=2 и подставим вместо х в производную, получим:  10·2 -3= 17>0.Поставим  справа от числа 0,3 знак плюс на числовой прямой.Там, где производная положительна  (f ´(x) >0) функция возрастает, то есть возрастает напромежутке  [ 0,3; +∞)

Там, где  производная отрицательна 

(f ´(x)<0) функция убывает, то есть убывает на ( -∞; 0,3].

Пример2. Исследовать функцию f(x) = 3x2 –2x3+12хнавозрстание и убывание. Найти длину участка возрастания.

1.Область определения функции   D(f) = R.

2. f ´(x) = (3x2 -2x3 +12х)´= 6х – 6х2 +12

3. f ´(x) = 0     6х – 6х2 +12 =0  разделим на 6 и перепишем по порядку.     - х2 +х +2 = 0  Решим это квадратное уравнение, найдем дискриминант и корни.

D= 12 - 4·(-1)·2 = 1 + 8 = 9>0  - два корня. X1= ( - 1+√9)/ ( -2) =2/ (-2)= - 1;X2= ( - 1-√9)/ ( -2) =2

Отметим  найденные точки на числовой прямой. Числовая прямая разбилась на три промежутка:

(-∞; -1] , [-1; 2]  и [2; +∞). Прверим знак производной в каждом промежутке.  На (-∞; -1] выберем, например, х = -3 и подставим в производную.  . f ´(-3)=  - ( -3)2 +(-3) +2= -9 -3 +2 = -10<0

В случае, когда производная получилась в виде квадратичной функции, то знак в каждом промежутке проверять не надо, достаточно определить знак в одном промежутке, в остальных знаки будут обязательно чередоваться. Изобразим числовую прямую и расставим знаки производной.


Производная положительна на [-1; 2] , значит на этом промежутке функция возрастает. Производная отрицательна на промежутках (-∞; - 1]  и [2; +∞), значит функция убывает на этих промежутках.  Найдем длину участка возрастания    2 – (-1) = 2 +1 =3.Ответ: функция возрастает на промежутке[-1; 2] , убывает на промежутках  (-∞; - 1]  и [2; +∞). Длина участка   3.

Примечание.  Данные темы используются при решении заданий

№14 (базовый уровень),     №7 (профильный уровень).


Повторение. «Производная. Применение производной к исследованию функции»

Повторение. «Производная. Применение производной к исследованию функции»

Тема 1. Применение производной

Тема 1. Применение производной

Тема2. Применение производной

Тема2. Применение производной

Угол наклона касательной может быть в пределах 0°< ɑ <180° )

Угол наклона касательной может быть в пределах 0°< ɑ <180° )

Тема 3. При мене ние производной

Тема 3. При мене ние производной

Пример1. Исследовать функцию f ( x ) = 5 x 2 -3 x +1 на монотонность (на возрастание и убывание)

Пример1. Исследовать функцию f ( x ) = 5 x 2 -3 x +1 на монотонность (на возрастание и убывание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020