ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Таиса Ивановна Машина
преподаватель
Центр-колледж прикладных квалификаций
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрена методика организации производственной практики в условиях пандемии, направленная на формирование профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы, закрепление теоретических знаний, полученных обучающийся в процессе изучения профессиональных модулей, а также сбор, систематизация и обобщение практического материала.
Ключевые слова: дистанционная производственная практика, дистанционный способ обучения, этапы.
Сложившаяся ситуация в мире не просто увеличила интерес к пониманию дистанционного и электронного обучения, а принудительно заставила всех погрузиться в изучение и применение системы дистанционного обучения.
Дистанционные образовательные технологии являются образовательными технологиями, которые реализуют связь на расстоянии между педагогами и обучающимися с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Электронное обучение – полная организация образовательной деятельности с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, с помощью соответствующих технических средств.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации», под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Важным компонентом организации деятельности педагогов являются психолого-педагогические условия, в ситуации полностью дистанционного обучения – понимание условий, их анализ и включение в разработку занятий, что позволит улучшить качественное взаимодействие педагога с обучающимися.
Но все же внедрение дистанционных способов обучения становится необратимым процессом в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации и в мире. Поэтому уже сегодня очень актуально рассмотрение этого вопроса.
В первую очередь, что для качественного обеспечения дистанционного образование необходимо разработать единую универсальную систему для осуществления образовательного процесса. Это позволит как преподавателям, так и обучающимся и их родителям легче вникнуть в эту систему, а также «безболезненно» пройти путь адаптации и перехода к дистанционному обучению.
Во-вторых, электронные ресурсы позволяют преподавателям обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, также предоставить обучающемуся большую часть времени для самостоятельной работы. А это может помочь развить способность мыслить самостоятельно. При этом аудиторные часы можно уделить более трудному материалу и решению практических задач.
В-третьих, дистанционное образование помогает развитию всевозможных электронных библиотек, виртуальных лабораторных, различных образовательных онлайн-платформ, что дает больше возможностей как для обучающихся, так и для самих преподавателей.
Одной из главных задач современной системы среднего профессионального образования является разработка и реализация программ, способствующих не только овладению обучающимися различных видов профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями, но и общими компетенциями. Компетенция предполагает не просто овладение какими-либо способами деятельности, но и способность приспосабливаться к действительности, а также способность быстро овладевать новыми технологиями в профессиональной деятельности.
Производственная практика для обучающихся – важная составляющая учебного процесса, позволяющая сориентироваться на рынке труда и найти себя в будущей профессии. При этом работодателю важна возможность наблюдения за потенциальными сотрудниками с целью привлечения на предприятие наиболее перспективных и подготовленных специалистов. Предпочтительнее работать по подготовке практиканта и после окончания учебного заведения получить готового специалиста вместо того, чтобы трудоустраивать на полноценную зарплату непроверенного выпускника, у которого может не быть необходимых качеств и компетенций и которого придется доучивать. Производственная практика «дистанционно», целесообразная и эффективная реальность – производственные объединения и учебная организация должны быть готовы к новым вызовам обстоятельств, обладать аудио– и видео ресурсами, базой технических материалов, квалифицированными специалистами, желанием принимать непрерывное участие в подготовке востребованных в компании специалистов.
С учетом направлений обучения обучающихся, индивидуальных особенностей была разработана серия программ практики.
Производственная практика должна была стать площадкой исследования предприятий компании и профессионального пути в ней.
Производственная практика – это практическая часть учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, которая, как правило, осуществляется на различных предприятиях в реальных производственных условиях. Сегодня обучающиеся в нашей стране могут легко пройти стажировку дистанционно, сэкономив время, деньги и возможность работать дома и в комфортных условиях.
Для чего нужна дистанционная практика для обучающихся?
Именно удаленная работа развивает в обучающихся стабильность, дисциплину и инициативу, что им очень пригодится в будущем при приеме на работу. При дистанционном обучении преподаватели контролируют свою деятельность через Интернет, что значительно облегчает контроль со стороны образовательного учреждения.
Дистанционное обучение является распространенным методом обучения. Его цель – получение обучающимися опыта самостоятельной научной, аналитической и практической работы. С помощью таких действий они расширяют возможности самостоятельного действия, учатся эффективно использовать информационные технологии в образовании. Дистанционная практика позволяет обучающимся проявить инициативу, попробовать применить свои знания и умения, постепенно определиться с направлением профессиональной деятельности в будущем. Основная цель практических занятий – закрепить теорию и применить полученные в ходе обучения знания и навыки на практике.
Как работает удаленная практика? В дистанционном режиме предлагается самостоятельно при поддержке преподавателя выполнять задания из разных научных областей. Оценка проделанной работы дается после составления тематического отчета.
Что такое дистанционная практика:
• решение образовательных задач;
• регулярная отправка готовых работ куратору на контроль;
• консультации с преподавателями, дистанционное обсуждение образовательных тем;
• исправление ошибок и их исправление;
• подготовка полного отчета в соответствии с требованиями учебного заведения.
К сожалению, дистанционная производственная практика не позволяет обучающемуся взаимодействовать со сложным оборудованием, работать в команде, посещать производство. Во время дистанционной практики обучающиеся занимаются теоретическими исследованиями, анализируют деятельность различных компаний, изучают статистические данные, выполняют расчеты и готовят чертежи. План работы напрямую зависит от рекомендаций учебного заведения. Работа по применению умений и навыков при решении определенных задач проходит поэтапно:
1. Подготовительный этап. Обучающийся получает рекомендации по дальнейшей практике дистанционного обучения, изучает требования ГОСТа, получает направление, соответствующее отраслевому направлению. Затем он знакомится с внутренней документацией предприятия или организации, в рамках которой будет строиться практика.
2. Основная работа. В рамках этого периода происходит изучение тонкостей по заданным темам. Обучающийся анализирует и структурирует информацию, статистику, проводит необходимые расчеты, таблицы, чертежи и оформляет черновики проведенной работы.
3. Финальный этап. Заканчиваются работы по заданиям по практике дистанционно, вносятся необходимые дополнения и корректировки. Практикант должен оформить данные в лаконичный подробный отчет, обсудить его с преподавателем и постепенно готовиться к защите.
Подтверждением успешного прохождения удаленных практических занятий является подготовленный и защищенный отчет обучающимся. Документ оформляется по строгой форме и определенной структуре. Его характеристики определяется учебным заведением.
К документу прилагаются приложения, также составляемые в электронном виде. Их формат и структура определяются методическими рекомендациями, действующими в учебном заведении.
Немаловажную роль в отчете по практике в условиях дистанционного обучения играют приложения. К ним относятся всевозможные рисунки, схемы, таблицы, графические материалы, статистика. Они должны выглядеть опрятными, читаемыми и наглядными.
Список литературы:
1. Быкова Н.Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Быкова // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. – 2016.
2. Иванова П.О., Крылова Е.А. Роль мотивации при дистанционном обучении обучающихся в высшей школы. / П.О. Иванова, Е.А.
Крылова // Международный научный журнал «Инновационная наука». - №12-3. – 2016.
3. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Н.Ю. Марчук // Педагогическое образование в России. - №4. – 2013.
1. Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.