ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Промежуточная аттестация по биологии в 7 классах проводится в форме тестирования.
Контрольно-измерительный материал составлен на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
2. Рабочая программа по биологии 5-9 класс, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 27.06.2015 № 358-п (в редакции, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 28.03.2016 №180-п)
Преподавание биологии в 7-х классах проводится по программе линейного курса УМК Т. С. Суховой. Биология (Живая природа) 5-9
Цель проведения контрольной работы: проверка предметных компетенций по биологии за курс 7 класса общеобразовательной школы.
Работа содержит два варианта заданий. Каждый вариант работы состоит из 3-х частей:
часть 1 - содержит 15 заданий базового уровня сложности с выбором одного ответа;
часть 2 - включает 4 задания повышенного уровня сложности:
– с выбором нескольких верных ответов;
– на соответствие между биологическими объектами;
– на определение последовательности;
часть 3 - включает 1 задание со свободным развернутым ответом
Тестирование содержит следующие темы раздела: «Многообразие животного мира современной планеты», «Изменение животного мира в процессе эволюции», «Эволюционные изменения в строении и жизнедеятельности животных», «Особенности жизнедеятельности животных в разных средах обитания».
В работе предусматривается проверка ряда общих учебных и предметных умений и способов действий:
- использовать научные методы познания;
-определять адекватные способы решения учебных задач, исследовать несложные практические ситуации;
- объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи;
- распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления;
- анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
На выполнение работы отводится 45 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания первой части работы — 15 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла, если допущена 1-2 ошибки назначается 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания второй части работы — 8 баллов.
За верное выполнение задания 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания третьей части работы — 3 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 26 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
Менее 12 |
13-17 |
18-22 |
23-26 |
1. Промежуточная аттестация состоит из трех частей. В первой части - 15 заданий, во второй- 4 задания, третьей – 1 задание.
2. На выполнение промежуточной аттестации отводится 45 минут. При выполнении заданий первой части (№ 1-15) нужно указывать только один правильный ответ. При выполнении второй части (№ 16-19) если требуется соотнести некоторые объекты, то выпишите в приведенную в ответе таблицу под каждой цифрой соответствующую букву. При выполнении задания третьей части (дайте развернутый ответ).
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Вариант 1.
Часть I Тест с выбором одного правильного ответа.
1. (1 балл) Наука, изучающая животных, их многообразие, особенности строения
и жизнедеятельности, связь со средой обитания называется :
а) зоология б) экология в) анатомия г) физиология
2. (1 балл) Взаимовыгодные отношения двух или более организмов:
а) хищничество б) квартирантство в) симбиоз г) паразитизм
3. (1 балл) Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных
построению, происхождению и выполняемым функциям:
а) ткань б) сегменты в) мышцы г) органы
4. (1 балл) Какие из перечисленных простейших не являются паразитами:
а) малярийный плазмодий в) дизентерийная амеба
б) эвглена зеленая г) лямблия
а) малярийный плазмодий б) дизентерийная амеба
в) эвглена зелёная; г) лямблии.
5. (1 балл) Кишечнополостные имеют тело, состоящее из:
а) одного слоя клеток и ограничиваемой ими полости;
б) двух слоев клеток и ограничиваемой ими полости с одним отверстием;
в) двух слоев клеток и ограничиваемой ими полости с двумя отверстиями;
г) трех слоев клеток и полости с одним отверстием.
6. (1 балл) У плоских червей впервые появились:
а) системы органов; б) полость тела;
в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение
7. (1 балл) Мантию и раковину имеют животные типа
а) плоские черви б) круглые черви в) членистоногие г) моллюски
8. (1 балл) Сколько отделов тела у насекомых
а) два б) один в) три г) четыре
9. (1 балл) В связи с выходом на сушу, у земноводных в процессе эволюции появились:
а) барабанная перепонка и веки
б) перепонки между пальцами ног
в) наружное оплодотворение
г) покровительственная окраска
10. (1 балл) Кровеносная система в процессе исторического развития впервые появляется у
а) моллюсков б) плоских червей
в) кольчатых червей г) кишечнополостных
11. (1 балл) Нервная система хордовых животных:
а) представляет собой трубку, расположенную на спинной стороне тела
б) представляет собой нервную цепочку, расположенную на брюшной стороне тела
в) состоит из нервных стволов и нервных узлов
г) состоит из нервных клеток, образующих нервную сеть
12. (1 балл) Тело ящерицы покрыто
а) голой влажной кожей в) роговыми чешуйками, щитками
б) шерстью г) раковиной
13. (1 балл) Благодаря этому органу чувств даже ослеплённая рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу:
а) орган слуха; б) боковая линия;
в) орган вкуса; г) орган обоняния.
14. (1 балл) Высокая интенсивность обмена веществ у птиц и млекопитающих — следствие возникновения у них в процессе эволюции:
а) разнообразных тканей б) четырехкамерного сердца и теплокровности
в) легочного дыхания г) развитой пищеварительной системы
15. (1 балл) Млекопитающие отличаются от других позвоночных
а) постоянной температурой тела б) половым размножением
в) наличием нервной системы г) наличием млечных желез
Часть 2. Содержит задания (16-19), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.
16. (2 балла) Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает:
ЖИВОТНОЕ СРЕДА ОБИТАНИЯ
А) Карп 1. Водная
Б) Сова 2. Наземно-воздушная
В) Дождевой червь 3. Почвенная
Г) Бабочка капустница 4. Организменная
Д) Аскарида
Е) Крот
Ж) Прудовик
17. (2 балла) Установите соответствие между признаком животных и классом Членистоногих, к которому они относятся:
ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ КЛАСС ЧЛЕНИСТОНОГИХ
А) 3 пары ходильных ног 1. Паукообразные
Б) 4 пары ходильных ног 2. Насекомые
В) одна пара усов 3. Ракообразные
Г) две пары усов
Д) усы отсутствуют
Е) тело разделено на голову, грудь, брюшко
Ж) тело слитное
З) у большинства имеются крылья
И) сложные глаза отсутствуют
18. (2 балла) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наибольшей:
1. Семейство Волчьи
2. Класс Млекопитающие
3. Вид Обыкновенная лисица
4. Тип Хордовые
5. Отряд Хищные
6. Род Лисица
19. (2 балла) Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.
Часть 3. Дать развёрнутый ответ на вопрос
20. (3 балла) В чём заключается сходство и отличие между сумчатыми и плацентарными млекопитающими?
Вариант 2.
Часть I Тест с выбором одного правильного ответа.
1. (1 балл) Наука, изучающая животных, их многообразие, строение и жизнедеятельность, связь со средой обитания называется:
а) экология |
б) анатомия |
в) цитология |
г) зоология |
2. (1 балл) В отличие от растений животные:
а) имеют клеточное строение
б) питаются готовыми органическими веществами
в) размножаются вегетативно
г) состоят из клеток и тканей
3. (1 балл) Наименьшая единица систематики животных.
а) род |
б) вид |
в) отряд |
г) класс |
4. (1 балл) Сколько камер имеет сердце рыбы?
а) две |
б) три |
в) четыре |
г) отсутствует |
5. (1 балл) Назовите взаимосвязь паука и мухи:
а) симбиоз |
б) конкуренция |
в) паразитизм |
г) хищничество |
6. (1 балл) Какая кость скелета характерна только для птиц.
а) киль |
б) позвонки |
в) череп |
г) тазовый пояс |
7. (1 балл) Плацента - это:
а) орган выделительной системы
б) место, через которое осуществляется связь матери с зародышем
в) орган размножения
г) мышца
8. (1 балл) Головастик лягушки, как и рыбы, имеет:
а) органы боковой линии |
б) спинной плавник |
в) легкие |
г) двухкамерное сердце |
9. (1 балл) В отличие от земноводных у рептилий появились:
а) почки |
б) грудная клетка |
в) позвоночник |
г) клоака |
10. (1 балл) Какие животные относятся к отряду Хвостатые земноводные?
а) жерлянка, квакша |
б) тритон, саламандра |
в) квакша, жаба |
г) тритон, червяга |
11. (1 балл) Все рептилии дышат:
а) только лёгкими |
б) только кожей |
в) лёгкими и кожей |
г) жабрами |
12. (1 балл) Зоб относится к ... системе.
а) дыхательной |
б) пищеварительной |
в) выделительной |
г) кровеносной |
13. (1 балл) Грудная клетка образована:
а) рёбрами |
б) рёбрами и грудиной |
в) рёбрами и грудными позвонками, грудиной |
г) рёбрами и грудными позвонками |
14. (1 балл) Поджелудочная железа выполняет функцию:
а) кровообращения |
б) дыхания |
в) расщепления пищи |
г) защищает организм |
15. (1 балл) К жвачным животным относится:
а) лошадь |
б) свинья |
в) корова |
г) собака |
Часть 2. Содержит задания (16-19), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.
16. (2 балла) Установите соответствие между видами и классами животных.
НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗМА КЛАСС
А) ящерица 1) земноводные
Б) варан 2) рептилии
В ) пингвины 3) птицы
Г) тритон
Д) черепаха
Е) страус
Ж) саламандра
З) чомга (нырок)
И) квакша
17. (2 балла) Установите соответствие между отделом и костями скелета млекопитающих.
НАЗВАНИЕ КОСТЕЙ ОТДЕЛ СКЕЛЕТА
А )ключица 1) череп
Б) рёбра 2) туловище
В) черепная коробка 3) пояса конечностей
Г) голень 4) свободная конечность
Д) тазовые кости
Е) позвоночник
Ж) челюсти
З) стопа
18. (2 балла) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей:
1. Семейство Зайцевые
2. Класс Млекопитающие
3. Вид Заяц-песчаник
4. Тип Хордовые
5. Отряд Зайцеобразные
6. Род Зайцы
19. (2 балла) Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
так же, как у пресмыкающихся, четырехкамерное.
2. Волосяной покров отсутствует у всех водных млекопитающих.
3. Вибриссы – это лицевые мышцы..
4. Млечные железы – это видоизмененные потовые железы.
Часть 3. Дать развёрнутый ответ на вопрос
20. (3 балла) Почему крокодилов относят к пресмыкающимся, а не к земноводным, если они большую часть жизни проводят в воде?
КЛЮЧ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАССА
№ задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||
1. |
А |
Г |
|||||||||||||||||||||||||||||
2. |
В |
Б |
|||||||||||||||||||||||||||||
3. |
А |
Б |
|||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Б |
А |
|||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Б |
Г |
|||||||||||||||||||||||||||||
6. |
А |
А |
|||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Г |
Б |
|||||||||||||||||||||||||||||
8. |
В |
Г |
|||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Г |
Б |
|||||||||||||||||||||||||||||
10. |
В |
Б |
|||||||||||||||||||||||||||||
11. |
А |
В |
|||||||||||||||||||||||||||||
12. |
В |
Б |
|||||||||||||||||||||||||||||
13. |
Б |
В |
|||||||||||||||||||||||||||||
14. |
Б |
В |
|||||||||||||||||||||||||||||
15. |
Г |
В |
|||||||||||||||||||||||||||||
16. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
||||||||||||||||
17. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
||||||||||||||
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
|||||||||||||||
18. |
4,2,5,1,6,3 |
3,6,1,5,2,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||
19. |
2, 3 |
1,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
20. |
Сумчатые рождают недоношенных детёнышей, которые донашиваются в сумке матери, а плацентарные рождают здоровых и развитых детёнышей - это различия. Сходства - кормят своих детёнышей молоком. |
Значительно более развитые легкие (земноводные зависимы от дыхания кожей, так как легкие у них слаборазвиты), имеют в отличие от земноводных плотную кожу с роговой чешуей, защищающую организм от высыхания. Внутреннее оплодотворение, яйца защищены оболочками и откладывают их на суше |
|||||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.